4 августа 1935 г.

ЭНЗАМЕН ВЫДЕРНЧАН!
	 . Увлеченно рассказав о социзль- рают сиециальность. Уже почти нет rari бессмысленной зубрежки но та:
и тт о <. - 5
	НЫхХ катаклизмах эпохи Шекепира,
9 живительном воздухе возрождения,
‹сменившем готическую  затхлость
средних веков, переходит он к чвло-
веку ренесанса. И тут. как первый
среди тавных, встает гигант мысли
й творчества Шекспир. До нынешне-
TO дня литературоведение не дало егие
точнюго ответа. кто же является ис-
тинным ‘создателем гениальных про-
изведений, подписанных коротким
именем. известным всему пивилйзо-
ванному человечеству? Существуют
только более или менее вервятные
гипотезы. он перечисляет ин по-своему
оценивает каждую из них: спорит с
Фриче, ночти соглалается © Смирно-
вым. Наконец, о Гамлете. Надо -про-
читать немногие эти, не лишенные
детской наивности строки. чтобы оце-
нить, каким глубоким человеческим
сочуветвием согрета злесь далекая
трагическая фигура датского принца.
Мололой автор не может согласиться
© Тургеневым (речь идет о его из-
вестной статье «Гамлет и Дон-
Вихот») он склонен оперетьея на Ве-
линекого скорее. Подробно излагая
биографию Гамлета. он стремится тю-
нять и оправдать все его поступки.
усматривая причину колебаний, нело-
следовательности, слабости порой в
TOM, “9FO чрасналась связь времен».
Гениальный образ Гамлета, — заклю-
чает автор. — вмервые с такой не-
слыханной мощью свидетельствует 0
возможностях, заложенных в челюве-
ческой личности, — возможностях,
реализовать которые призваны мы...

Таково солержание экзаменалион-
	ноРо. сочинения оного будущего сту-
	дента литературного факультета Исто-
рико-философско-литературного — ин-
ститута. Если нужен пример, устного
ответа, то представим читателю сына
рабочего, ученика школы Октябрьско-
го района. То, ч19 рассказал он На
испытаниях, было в сущности   pe-
фератом о путях французской прозы
от Гонкуров ло Франеа. Его товарищ
по пколе е такими подробностями из-
ложил. эволюцию философских взгля-
тов Белинского, Добролюбова, Черные
шевского. Писарева. что стенографи-
ческая зались ответов могла бы войти
за обстоятельную справочную статью.

2. Мы предвилим возражения и
заранее согласны с ними. Да, назвая-
ные здесь — способнейцие из- экза-
менующихея и таких спобобнейших
можно бы отыскать в любой труше
абитуриентов, куда бы и когла бы
не лёржали они экзамен. Но с10соб-
Hee могут противопостоять осталь-
ным и Могут с наибольней яркостью
выражать черты. гвойственные веей
масее. Здесь обстоит дело именно так.
Hazo ясно себе прелетавить лино при-
шедших в институт в этом голу. 910
семналцатилетние.  восемнахнатилет-
ние юнонги и девунки (заметно cHA-
жение возраста пе сравиению е про-
шлыми приемами), которые пришли.
в больнтинстве своем, из десятилеток.
Это ровесники Октября, чье отроче-
ство -протило в условиях повыиаютще-
гося благосостояния страны, здоровое,
жизнералостное и уверенное в себе
	поколение. Это те. кого видели мы на
	выпускном вечере московеких десяти-
деток; ‚ребята. которым были прело-
ставлейы все возможности для серьез-
ной учебы, веестороннего развития,
повыипения культурного уровня: STO
HX OXHOTORRH со веех географических
точек страны. Изменение в облике
поколения. результаты  мобовного
внимания всей страны к школе, к мо-
лольми своим гражданам, не могли не
сказатьея. Они сказались. Заверант-
ние студенты несравненно гпрамотнее
в прямом смысле этого слова. знания
их систематичнее и  основательнее,
круг интересов нтире. Они охотно и
толково пользуются  мачериалом. не
вхоляцим в программу.

` Наконей. они сознательное pata
	3% ea cle Be #8

io P
Организация в Ленинграде Третье-
TO международного конгресса по
иранскому искусству нашла живей-
ний отклик среди ученых всего ми-
ра. Свое еотласие участвовать в ра-
боте с’езда дали крупнейшие замад-
ные исследователи иранской культу-
ры и искусства.

Из Франции’ на конгресс приедут:
директор Луврекого музея т-н Жорж
Салл, руководитель Восточного отде-
ла Луврокого музея проф. Дюссо,
проф. Моргулис, проф. Поль Пелио,
проф. Харарри, л-р Лор Моргеншерн
(Парижекая наинональная библиоте-
ка), молодой талантливый литовский
ученый, ныне работающий в Париже,
Юргис Балтрушайтис (сын литовоко-
ro посланника в Москве), директор
известного арабского музея в Каире.
Гастон Вьет и др. :

Болышая групиа ученых приезжает
из Англии, в том числе проф. Роберт
Байрон, проф. Лейк Аштон (Лондон-
ский музей Виктории и. Альберта),
проф. Лоуренс Биньон (Британский
музей), проф. — Кенстебль — (Лон-
донский университет), известный, зна-
ток иранского искусства т-н Георг
Эморфопулос, проф. П. Лендерлейт
(Британский музей), казначей между-
народной ассоциации по’ иранскому
искусству проф. Давид Тальбот Рейс
и др. .

Много ^ученых приедет из Амери-
ки. Среди них тенеральный секретарь
международной ассоциаций по пои
скому искусству проф. А. Попп, аз:
тор многочисленных работ об искус-
стве Ирана д-р Ф. Аккерман, проф.
Лес Бронштейн (Институт иранского
искусства в Нью-Йорке), проф. Джо-
зеф Уптон (Метрополитанский музей),
	таких, которые оы на вопрос «какой
факультет. < выбираете?» отвечали;
«вое равно какой». Зато во многих
анкетах предусмотрен не только фа-
культет, но и узкая снепиальность,
при этом в весьма категорической
форме: «Литературный Факультет, от-
деление западных литератур или co-
всем не надо», .

3. Если сравнивать с прошлым ro-
дом, то успехи огромны. Но ведь и
требования наши гигантеки в0зро-
сли. И далеко не во всем можем мы
успокоиться на достигнутом уже. 06-
ратимея снова к грамотности. Она
повысилась. но облалают абеолютной
грамотностью все же менее ноловины
экзаменующихея. Между тем adco-
лютная грамотность по отношению к
оканчивающим среднюю школу —
требование совершенно элементарное.

То же можно сказать и о пренола-
ваний литературы. Успехи велики. но
это — первые, успехи. необходимая
равномерность не достигнута. Совер-
шенно удивительно, с какой ясностью
сказывается качество работы именно
этой. данной школы, на знаниях уче-
ника. Так. впереди остальных. на
много оборнав, их идут школы Москвы,
затем школы _ Иваново-Вознесенска,
Сталинграда (особенно 10-я), Астра-
хани... Нриблизить все иколы к ур-
вню передовых —- значило бы Id
биться огроиных решающих успехов.

Но это потребует не мало труда.
Пережитки старого. пенко держатся в
методике, и такое важное уменье. как
уменье внупгить ребятам любовь к
литературе, оно есть.  повихимому.
далеко не у всех педагогов. Не 19.
чтобы” ребята ‘не любили книгу. Они
влюблены в нее, они упиваются ею,
Но как часто эта не та книга. кото-
рая входит. в программу школьного
Преполавания литературы. Вульгар-
ный социологизм еже не побежден.
Ou cxaa первые позиции в столице,
но на периферии цветет нышныме ма-
хровым цветом, И Нушкин — про-
лукт, и Толстой — продукт; остается
неизвестным. что обеспечивает этим
«продуктам» неизменную любовь по-
колений и высокую оценку со сторо-
ны самой переловой мыели человече-
етва. Даже прорвавшись в охиночку
к живому голосу великого художника.
ребята не могут получить от педагога
об’яснения; чем же Tak волнуют их

х
	‘эти неувялаемые станины?
	4. Вульгарный социологизм в ли-
тературоведении — как и в истории
— вреден также тем. что не лает кон-
кретного знания материала. За мерт-
выми схемами остаются забытыми
произведения. неизученными литера-
турные факты. Наблюдающийея во
всей работе школы перелом. стремле-
ние х повышению конкретных знаний
не могли не отразиться и на прено-
давании литературы. Они отражались,
но иногда весьма уродливо. Одна эк-
заменующаяея была обвинена в том,
чт0 еписала на испытаний лве crpa-
ницы учебника. «Ничего полобното.
— ответила она, — я знаю Beth
учебник на память». И прочла на-
изусть отеломленным экзаменатораяе
написанные страницы. Эта левочка
считалась у себя в школе первей
ученицей... ;

Против такой, перекочевавшей из
недр старой тимназии нтиотической
зубрежки. которая может внунтить.
только отвращение к литерачуре,
прелмету живому и увлекательному.
Нало возразить самым репительным
образом. Остается лобавить. чо зу-
брить-то приходится по учебнику
Головенченко. Учебник этот получил
уже лостойную оценку па странипах
наяней печати. он тренит всеми гре-
хами пройденного. ваяним пеколюнытм
литературоведением этана. Учебник
условно приемлем. поскольку педа-
rer всей своей работой исправляет
его. Н№ трумю поелетавить пезуж»-
	кому учебнику.

Наконец, нельзя не отметить вне
историчность, которой явно греши.
методика преподавания литературы !
школе, и как следствие се — ужаса
ющую путаницу в головах учеников
Дело не в анекдотах. хотя анекдот
можно’ было бы привести лостаточн:
печальные; вроде того, что Нушкие
nucaa при. Петре. а Петр царствова..
один год, а Екатерина Жила В XIX Be
ке. Лело во всей‘ схеме живого ‘разви
тия литературы,  утверлившейся +
голове ребят Повилимому, немалая
доля вины здесь на программе и уче
нике, в которых. после «Слова о пол
ky Игореве» непосредственно идет ва
семналцатый век. Между ними
обязательный «мелкий шрифт».

Остается добавить, что все сказаг
ное еще в большей мере относится *.
окончивтим техникумы и рабфакь.
которые дают слабейших из, постуне
ющих. Страшно смотреть на сочине-
ния окончивших ‘педагогические тех-
никумы. Допустим, вуз тут многое
исправит, а что если бы они пошли
непосредственно на педагогическую.
работу? <

5. Перед экзаменационным столом
проходили сотни юношей и девушек
И все они — вне зависимости от ус-
пешного усвоения материала про-
грамиы — могли быть условно разби-
TH на лве групны: хороню: ориентиро-

ванных в запалной литёратуре и пло-
хо ориентированных в ней. Заинте-
ресовавшись, экзаменаторы убедились:
что к первой групие относятся мое-
квичи и жители немногих крупных
центров: ко второй группе — все
остальные. Поговорив, экзаменаторы
обнаружили и ‘причины; отсутствие
книг. Несмотря на колоссальные тира-
жи, книги классиков. особенно занал-
ных, не лохолят ло периферии. Bee
это свидетельствует ‘также о маю.
утенеительном ‘состоянии школьных
библиотек. -

Не менее интересные наблюдения.
были слеланы и по линии современ-
ной литературы. Основных советских
писателей. ребята. конечно, знают,
многих любят. но вот самыми попу-
лярными — не только чаще всего на-
зывались их имена, но цитировались
крупные куски — оказались Киреа-
нов. Гусев и некоторые лругие. Поче-
му? Нотому,” что: они’ часто печата.
ютея в газетах.

Это — явление огромной ваяености.
Значит, какой же мощный фактор
воспитания не только политического
и общекультурного. но и фактор ли-
тературного воспитания представляет
собой газета. Между тем, сколь часто
советские писатели рассматривают
газетные свои вещи, ках творчество
«второго сорта», к которому пред’ав-
ляются меньшие требования и за ко-
торые, соответственно, меньше ответ-
ственность. Какой ‘огромный вред,
значит, приносит неграмотность иных
районных газет. Может быль. слело-
вало бы поставить вопрос 0 чистке
языка не только художественной ли-
тературы. носи литературы бытовой.
от афиши и приказа ло популярных
броптор. изобилующих иногла совер-
менно невбобразимыми перлами.

И еше о современных писателях.
Вели по отношению к классикам я
писателям, давно умертим. икола
дает какие-то критерии «хуложествен-
ности», то, говоря. о ныне живущих,
она полхохит к ним исключительно Co
стороны темы, материала. Харажчери-
зовать художественные достоинства
современных писателей (кроме Мая-
ховского) могли очень немногие из
ребят.

370 Воин неправильно и 970
велет к чому, что многие замечатель-
ные писатели наших лней остаются
неведомыми учащимся старитих Грузи
срелией икоты. А, КАМ
		20-го августа закрылся УП Всеми
	МИТРОВ, ЕЖОВ И
	Цневник.
	рный Конгресс Коминтерна. Тт.
МАНУИЛЬСКИЙ за беседой.
			Литературной газеты
	грамоты, то поступающие во втузы я
‚вузы других специальностей обна-
руживают и слабое знакомство с ху-
дожественной литературой и нелоста-
точный уровень общей грамотности,
Также не совсем удовлетворительно
обстоит дело с уровнем подготовки по
общей историй (знание конкретных
фактов) и теографии.
	Следовательно, в средней птколе ле_
ло преподавания художественной ли-
тературы и русского языка, истории
и географии ло сих пор еще не на-
ходится на подобающем уровне.

Мы уже отмечали не раз, что бо-
лезнь, именуемая вульгарным социо-
логизмом в преподавании литерату-
ры, далеко не изжита, в особенности
в периферийной срелней николе.
	Наряду с этим у некоторых слоев.
преподавателей художественной ли-
тературы в средней школе мы можем
наблюдать отход от принципов со-
<циологиама марксистекого в сторону -
формализма, айхенвальловщины.

И 10 и другое’ явления ненормаль-
ные, и с ними необходимо вести ре-
шительную борьбу:
	Нреподавание художественной ли-
тературы в средней школе нужно
поднять на высоту тех требований,
которые мы пред’являем делу худо-
жественного воспитания масс. Роль
художественной литературы в куль-
турной революции. полнятой в няа-
пей стране, чрезвычайно повысилась
Тята к знаниям, к культуре полня-
лась и с каждым лнем усиливается,
Мы не мыслим себе пролетарского
интеллигента, советского специалиста,
особенно в настоящее время, 0бразо-
вание которого ограничилось бы йзу-
	‚.зением своей узкой специальности.
	Нал интеллигент, наш советский
специалист должен быть человеком

культурным в самом иироком смые-
ле этого елова_
	Теперь в вузы и втузы плут. люли,
получивигие систематическое образо-
ванне в. советской средней школе.
Если литературное образование будет
поставлено в средней зыколе плохо,
To Hatin будущие инженеры, прено-
даватели, врачи, агрономы останутся
людьми, стоящими не на том уровне,
которого мы требуем от них.
	Воскресные университеты культу-
ры, одно время нашедшие широкое
распространение при вузах и втузах,
конечно, в. известной мере восполяя-
ЕН этот пробел. Нужно нашим вузам
и втузам помочь в деле организации
литературных консультащий и если
не в учебном порядке, то в порядке
самообразования поднять общелите-
ратурный уровень натпего стуленче-
ства, будущих соБетских (MeN Hare.
стов. -
	Генеральный секретарь
	Коминтерна Г. ДИМИТРОВ:
	? 4 Прошли приемные ис:
пытания в вузы и втузы,

АВГУСТА Счастливое поколение —
ровесники Октября —

пришли на порог вые:

шей школы значительно более полто-
товленными, нежели приходили но-
ступающие в прошлом году. Повы-
шается общий уровень грамотности.
общий ‘уровень культуры будущих
студентов. Молодые люди нашей
страны серьезно подходят к будущей
своей специальности, ибо они знают.
что по окончании вуза они будут про-
летарскими интеллитентами, совет:
скимн специалистами. Они знают, что
будут работать в стране самой высо-
кой техники и переловой культуры
мира. Здесь ‚отставать нельзя. И не
потому, что отсталый, как это мы на-
блюдаем в капиталистическом мире.
не имеет никаких птансов: евыбиться
в люди» — (там даже передовые та-
ряют всякие надежды). Уровень co-
знания налней молодежи, уровень‘ по-
нимания ею стоящих перед нами все.
мирно-исторических залач настольк^
высок, дисциплина и чувства товари.
щества настолько птироко привиты в
	нацзтей отраше, что ‘именно эти 06:

стоятельства не позволяют нашей ‘мо:
подежи относиться к задачам учебы
не по-сопиалистичеекн_
	Налне тосуларство. вся система на.
пгих хозяйственных и культурных
мероприятий обеспечивают студенту
нормальную учебу. Наш студент име
ет общежитие, нолучает государствен:
ную стипендню и это обязывает его
относиться сознательно к своей учеб
ной работе. Нат студент в болвитин-
стве своем выходит из пролетарской
срелы, или он сам рабочий, учантийся
знает, что государственная ^ стинав.
	=
ция, которую он нолучает, — ato TpPya.
	миллионов пролетариев социалисти-
ческого тосударства. а

Повысившееся благосостояние ‘на-
тей страны, пол’ем культуры и 06.
его материального уровня. инроких
	слоев трудящихся маес сказываются
	на общем высоком уровне поступаю-
щих в высшие учебные заведения.
Но это не значит, что в степени пол-
тотовки мы достигли всего Торо, что
нам необходимо. Нет, здесь предстонт
еще большая работа. И прежде всего
обрелцает на ‘себя внимание то’ об-
стоятельство, что поступающие, пре-
красно усвоивание предметы, необхо-
димые будущей опоциальности, не
всегда ‚удовлетворяют высоким требо-
ваниям по другим предметам.
постунакчцие ва литературные
отделения педвузов, или илущие в
ИФЛИ часто совсем хорошо осведом-
лены в литературных. вопросах. и хо-
рен; усвонли основы литературной

С’езд коммунистов всех стран’ и
всех континентов земного шара —
УП Конгресс Коммунистического Ин-
тернационала закончил свою работу.

Этот конгресс войдет в историю
кирового рабочего движения как
крупнейшая веха, как исходный мо-
мент нового большюго этапа в между-
мародной борьбе за торжество комму-
низма. Конгресс был окружен исклю-
чительным вниманием и любовью не
тельно миллионов трудящихся совет-
ской страны, не только рабочих стран
капитала м закабаленных народов ко-
лоний. И голосу конгресса прислуши-
вались’с глубоким интересом и на-
деждой миллионы кпестьян, мелииХ
тружеников города, значительные
слои трудовой интеллигенции, короче
говоря, широкие народные: массы всех
стран. Ибо решения конгресса —
это программа борьбы за’ освобожде-
ные подавляющего большинства чело-
вечества от гнета хищнической импе-
риалистической верхушки, от ужасов
империалистических войн, OT крова-
	вон и опустошительной фашистской
	реакции. Ибо знамя Маркса—Энгель-
са—Ленина- Сталина, которое высо-
ко реяло над монгрессом, становится
знаменем единственно возможного-вы-
хода всэго челезечества из тупика
капиталистического вырождения и
упадна.

wa указал в своей заключитель-
речи на закрытии конгресса тов,
И ДИМИТРОВ.. избранный ге-
	неральным — секретарем _Иомитерна, -
	У Конгресс «БЫЛ КОНГРЕССОМ
ПОЛНОГО ТОРЖЕСТВА ЕЛИНСТВА
	МЕЖДУ ПРОЛЕТАРИАТОМ СТРАНЫ
	ПОБЕЛИВШЕГО — СОЦИАЛИЗМА —
СОВЕТОКОГО СОЮЗА — И БОРЮ-
ЩИХСЯ ЗА СВОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
ПРОЛЕТАРИАТОМ КАПИТАЛИСТИЧЕ-
СНОГО МИРА». Нонграсс. со вс6й си-
лой подчеркнул. огромное значение
победы социализма в СССР как могу-
чего исторического фактора, движу-
mero вперед дело межлунаролной
борьбы рабочего. класса. Конгресе во
всеусльшание сказал, что защита
Советского союза, рост его мощи: и
укрепление его международного. авто-
ритета есть важнейшее. условие. даль-
нойших побед мирового: коммунизма. _

‘Vil Конгресс войдет в историю ме-
жтдунаподного резолюционнога лвиже-

_Ния как конгресс боевого ЕДИНСТВА
РАБОЧЕГО КЛАССА. «Наш конгресс,

ак в той же печи т, Дими-
— ЗАЛОЖИЛ ПСНАВЫ ТАНЯЙ
ИОКОЙ МОБИЛИЗАЦИЯ СИЛ ВРЕХ
` ТРУДЯШИХОЯ ПРОТИВ КАПИТАЛИЗ-
МА. КАКПИ. НЕ БЫПО ЕЕ НИ-
КОГДА В ИСТОРИИ БОРЬБЫ РАБО-
ЧЕГО КЛАССА».  Нонгресе поставил
запачу — покончить ‘с повожленным
мемлународной социал - демократией
расколом. в пяпах пролетариата с изо-
ляцией рабочего класса от шядаких
наролных масс. Шипокий НАРОПНЫЙ
ФРОНТ. против маступления капитала
и реаиции, против угрозы ‘войны и
фашизма, — танков ‘путь вля выпол-
нения рабочим. классом своей ‘поли
авангарда всех трудящихся в каждой
отдельной стране и во всем миро.
унистические партии, ведущие за
С0бой массы пролетариата, твердо сто-
	ЯЩие на почве поволюционной клас.
	Совой борьбы, готовы пойти на `с0-
вместные действия с другими парти-
ями, борющимися против фашизма и
войны, ибо основная историческая за
дача’ момента —— массовым отпором
преградить путь реакции и наступле-
Нию капитала и фашизма, помешать
Уничтожению буржуазно-демонпатиче-
их сзобод, предотвратить террори-
етичесную расправу фашизма над ре-
волюционным пролетариатом и KNe-
Ъъянотвом и над лучшей частью ин-
	теллигенции, не позволить фашист“
сной диктатуре ввергнуть мир в кро-
вавые войны и новое физическое и
меральное вырождение. УП НМонграсс
Коминтерна — это конгрессе НОВОЙ
ТАКТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТИРОВКИ сил
	коммунизма во всех странах в соот-.
	ветствии с измонизшейся мировой об-

становной и по-новому сложизшимся
соотношением классовых сил в ме-
ждународнем масштабе.

„Дяя осуществления этой новой тан-
THEM, для которой нерушимой осно-
вой язляются учение Мэркса-—_Лени-
на-—Сталина, огромный спыт всей
предыдущей ^ исторической борьбы
большевиков и великие уроки побело-
носной социалистической революции
в СССР, — необходима, как никогда,
стальная сплоченность коммунистиче-
ских. пэртий eoxpyr Коммунистиче-
ского’ Интернационала, необходима
большевистсная гибкость и безгра-
ничная: большевистская решимость,
необходима твердая вера в. грядущую
победу рабочего дела, «Выступая за
единство рабочего класса, — говорил
т. Димитров, — мы будем с тем
большей энергией и непримиримостью
бороться за ВНУТРЕННЕЕ ЕДИНСТВО
НАШИХ ПАРТИЙ. He может быть
места в. наших рядах фракциям, фрак-
ционным поползновениям. Тот, кто по-
пробует. нарушить. железное единство
наших рядов путем какой-либо фран-
ционности, тот испытает на’ себе, что
значит большезистская дисциплина,
ноторой нас всегда учили Ленин и
Сталин. «Опираясь в каждом своем
щаге на боевое революционное уче-
ние Марнса—Ленина— Сталина, Ном-
мунистический Интернационал будет
вести пролетарнат и широчайшие на-
родные. массы к новым революцион-
мым победам, борясь: на. два фронта
против хаостистсного приспособленче-
ства_и против соктантской ‘самоизоля:
ции, ‘своевременно помогая исправле-
нию отдельных. ошибок, развивая ини-
циативу камдой коммунистической
партии в постановке новых вопросов
и в то же время беспощадно разобла-
чая’ упорствующих в своих ошибках
и дезорганизаторов. радов иоммуни-
стичесних ‘партий.

`Ненгресс  Коммунистического Ин-
тернационала всей › совокупностью
своей работы, и-своих решений. пока-
зал, что есть в мире великая сила,
способная‘ противостоять фашистской
реакции, что есть настоящий `за-
втрашний хозяин мира, который го-
товится вступить в свои историче-
ские права и взять в свои руки судь-
бы человечества. Эта сила — миро-
вой коммунизм, этот. хозяин: — ме-
ждунаподный пролетариат, ведущий
за собой всех трудящихся. Решения
конгресса  говопят о’том, что’ комму-
нисты всаго мира готовы па-больше-
вистсни встретить в пепеловых шерен-
гах варопных масс грядущие рево-
люционные бои и что в этих боях
они будут достойными  энаменосцами
великих идей Мариса—-Ленина— Ста-
длина. Рейюния конгресса вдохнозляют
кажлого человека труда независимо от
	цаета кожи, национальности и пар-
	тийной принадпажности, они вселяют
лучшим людям культуры великую на-
денлу на тоожество настоящей чело-
вечности против Шашистского звари-
ного  челозеконенавистничества, они
завут и пешающим боям за новый
	строй подлинной свободы и братства
	людей. >

Вокруг боевого знамени. Коммуни-
стического Интернационала собира-
ются лучшие силы трудящегося че-
повечества, под этим знаменем дело
коммунизма востормествует во всем
мире.
		В 80-ти залах Эрмитажа
	проф. Франклин Гюнтер и проф.
Джон Чаплей.  _

Не менее многочисленной будет не-
мепкая делегация. В ее состав вхе-
дят: руководитель восточного отдела,
берлинского музея Фридриха-Вилъ-
гельма, он же предселатень междуна-
	‚. № Третьему международному кон-
грессу по иранскому искусству и аз-
хеологии Эрмитаж организует

пгую выставку.
	Выставка будет расположена, в 80
залах музея. Большое место на ней
займут. экспонаты, показывающие
развитие культуры наролов Средней
Азин, Закавказья, Китайского Турке-
стана, Монтолии и других соседних
© Изаном стран.
	В основе выставки лежат собрания
Эрмитажа, в том числе единственная
в мире коллекция сасанидекого еере-
бра, скифская и парфянская коллек-
ции, недавно найденные в Таджики:
стане согдийские рукопиен ит. д.
	На выставке будут также представ:
лены результаты экспедиции Козло-
ва в Монголии (раскопки древнего
города Харо-Хото и Ноин-Ула) и ре-
зультаты экспедиции академика
Ольденбурга в Китайском Туркеста-
не (Турфан, Куинар).
	В организащни выставки кроме Эр-
митажа принимают участие многие
музеи Советского союза. в частности,
Алма-атинокий, Казанский, Толикеит-
ский, Бухарский и ряд московских и.
ленинградских музеев.
	К Ш МЕЖДУНАРОДНОМУ КОНГРЕССУ.: ПО

wxTe AUST Rael ea д 2
			родной ассоциации по иранекому ис-_
кусотву проф; Заррэ, директор бер-

линекого музея проф. 9. Нюнель,

проф. Эрнст Герцфельд, проф. Фрид-.
рих Нрефтер, проф. Александр’ Ланг-

сдорф и др. 1
	Росударствениый музей Грузия от-
правил на выставку образцы иран-
ской и грузино-иранской живописи
ХУНГ века, тосударетвенный музей
/рмении — иранские и нндо-иран-
окие ткани ХУП-ХУП вв., образцы
доисторнческой керамики «эламеко-
го» типа н эчмиалзинский котел с
	‚наднисью ХИ века, Государственный
	киевокин музей выделил из своих
собраний две серебряные  сасанид-
ские чални, бронзовый таз с надписью
Атабека Лулу, миниатюры Ризы Аб-
баси и лист © арабо-мессопатамокой
миниатюрой.

Ценные экопонаты получены из-за

траницы,  Иранокое правительство
предетавило на выставку правитель--
ственную° коллекцию, содержащую
очень интересные экспонаты послед:
них раскопок в Персеполисе, Дамта:
пе и Астрабале. .
’Из Соединенных ТИтатов Америки
поступила иранская коллекция Чи-
катокого музея и экспозиция архи-
тектурных памятников Ирана. Боль-
шой интерес представляет  сасанил-
ские серебряные блюда, ‘тарелки и
чалиа Хусрова, полученные из Лувр-
ского музея и Национальной библно-
теки в Париже. :
	ео  -е кабарепиа» зыпускает второй том сборника «Bocrows
и собрания избранных сочинений крупнейших поэтов Ирана. Книги
иллюстрированы миниатюрами персидских художников ХУ—Х\УЦ вв.
Иплюстрация из рукописи Фирдоуси. Восстание кузнеца Наза