литературная газета
		` СОСТАВ
ОРГКОМИТЕТА
КОНГРЕССА
		^ В состав оргкомитета, конгресса Boe
шли: А. С. Бубнов — председате

Кодацкий — зам. председателя,
Булганин — зам. председателя, аха-
	3 и А 0 бели зам. р
: ем „ р предсе.
.
>
wt
tI .
ИК
oe
	дателя, А. И. Стецкий, Максим Topp
	кий, М, М, Литвинов, H. Н., Кре.
стинский, М. С. Эпштейн, полпред
СССР в Тегеране  — Черных,
	зав. первым восточным отделом Нар.
хоминлела Цукерман, уполномочен:
ный Наркоминдела в Ленинграде
Вайнштейн, академик А. Н. Самой-
лович, Н. И, Бухарин, А. А. Болот.
ников, зав. музейным отделом. Нар-
компроса Ф. Я. Кон, нач. управления
университетов Наркомпроса Габиду.
лин, зам. председателя ВЦКНА
Д. Коркмазов, поелседатель ученото
комитета при ПИК СССР В. П. Ми-
лютин, зам. директора академии ху-
ложеств Б. В. Легран, профессор
Якубовский, председатель ВОКС —
`Аросев, народный артист. республики
— А. Таиров и. директор АИМК
профессор Ф. В. Кипарисов.

Ответственным секретарем оргкоми-
тета избран М. Д. Гусейнов, уче.
ным секретарем — ‘грофессор К. В,
Тревер.
	- Конкурс
молодых
писателей _
	К ХУШ юдовщине Октябрьской
революции Гослитизлат ® 06’ являет
‘конкурс на лузипие рассказы молб»
дых писателей.

Круг тем конкурса очень. пгирок:
это социалистическая перестройка
нашей страны, это рост нового чело.
века, это героическая борьба на
фронтах  социалистического  строн-
тельства трудящихся Союза и т, д,
Но сосредотачивая особенное внима-
ние на тематике налией` действитель:
ности, Гослитиздат вместе с тем He
исключает возможности представле-
ния , рассказов и 06 историческом
прошлом страны — о жизни, быте
и революционной борьбе пролетариа-
та и крестьянства.

Раюоказы должны стоять на высо-
ROM идейном и художественном уров-
не, отвечать тем высоким требовани-
ям, которые поставлены перед нашей
литературой Первым Всесоюзным
с’ездом советских писателей.

Размер. рассказа не должен превы-
шать полутора печатных листов,

В конкурсе принимают Участие аз;
торы, еще не выпускавишгие свои про.
изведёния отдельными книгами (пу
бяикации в газетах и журналах не
служит препятствием). На конкурс
представляются только нигде не опу-
бликованные рассказы.
	Установлены следующие премии:.
первая премия . . . 2.000 руб.
8 — вторых 70 . . . 1.000 руб.
5 — третьих mo . . . 500 py6:
	Премированные рассказы, как я
произведения, не получившие пре-
мии. но одобренные жюри, будут на-
печатаны® в оборниках Гослитизла-
та.

Срок представления рукописи с 1
сентября по 1 декабря 1935 гола. Ре-
зультаты конкурса будут об’явлены
1 января 1936 года,
	В жюри конкурса вошли: Всево-
под Иванов, Новиков-Прибой, Ляшко,
Караваева, Митрофанов, Беспалов,
Павленко, Селивановский. *
	Рассказы с краткими сведениями
‚0 себе и своей литературной работе
под девизом «На конкурс рассказа»
нужно направлять по адресу: Москва,
ул. 25 Октября, д. 10/2. Литконсуль-
тация Гослитиздата.
	БРИГАДА
НЕМЕЦКИХ
ПИСАТЕЛЕЙ
	Сегодня в Киев выезжает брига:
да революционных немецких и вен:
герских писателей в составе: Эриха
‚ Вейнерта, А. Барта и Эрнста Оттваль-
`да. Цель бригады — ознакомление ©
жизнью и бытом рабочих и колхозни-
ков Украины, главным образом тру’
дящихся неменких районов.

ОТКРЫТИЕ
КОНГРЕССА ‘
	Ш Международный конгреос по
иранокому искусству открывается
11 сентября в Эрмитажном театре.

Почетными председателями кон-
гресса согласились быть предоела-
тель Совнаркома Советского с0ю3}
т, Молотов и председатель советов
министров Ирана — г Форуги.
	Г. ЛЕНОРМАН
0 «КОРОЛЕ ЛИРЬ
	Среди иностранных гостеи, прие-
хавших в Москву на третий теат-
ральный фестиваль, находится изве-
стный француаокий драматург Г. Ле-
норман (автор известн0ой у Hac
пьесы «Сумерки театра»).

В числе пругих театров, \ учаетв”-
вавших в фестивале, Ленорман. по-
сетил Еврейский театр, где омотрел
спектакль «Норопь’  Лир». Шекспи-
ровский_ слектакль произвел на
фразцузского драматурга громадное
впечатление, о котором он поделился
с нашим сотрудником,
	— Что больше всего поразило меня
в этом представлении?
	Прежде всего — перемещение ak-
центировки. Безумие ‚Лира прорыва-
ется с самого его появления в дере-
вянной, коробке, украшенной дере-
вявными примитивами, придуманны-
ми Александром Тышлером. И вме-
сте с тем перед нами расокрывают-
ся мудрость сумасшедитего, его чело-
вечность и тлубочайшая нежность.
И это сообщает трателии новый
смысл. Противоречия ’ между’ люл-
ским здравым смыслом и жалким
малодушием обреченного короля ока-
зываютоя резко подчеркнутыми в
этом спектакле. Но Шекспир ocraet-
	ся неискажениым.

BECEAA
C NOBEPEHHBIM
В ДЕЛАХ ИРАНА

г. САЕД
	Поверенный в делах Ирана г-н
Саед принял сотрудника «Литера:
турной газеты» и беседовал с ним по
вопросам, связанным © открытием в
Ленинграде Ш международного конт-
pecca по иранскому искусству,

— Мы, — говорит тосподин  Саед.
— всегда с большой. признательно-
стью вспоминаем, в каких грандиоз-
ных масштабах проводились в Ce
‘ветоком Союзе празднества по случаю
юбилея налего национального поэта
Фирдоуси. С болыпим удовлетворе-
нием мы отмечаем исключительно
любовное отноптение, которое прояв-
ляет советская общественность к нам,
к нашему искусству, к развитию
культуры Ирана. Советское прави»
тельство делает все, чтобы обеспе-
чить наиболее плодотворную работу
конгресса. :

— Я глубоко верю, что созыв в
Ленинграде Третьего международного
контресса по искусству Ирана и. его
работа явятоя значительным этапом
в деле укрепления культурных свя»
зей межлу наапими дружественными
странами. .

— Правительство Ирана делегиро-
вало на конгрессе министра нарол-
ното просвещения Ирана господина
Хекмат, ‹ которого сопровождают
 предетавители различных ведомств,
художники и искусствоведы, и отпра-
вило в Ленинград для выставки OKD-
ло 900 экспонатов старого и нового
искусства Ирана.

— В 42 ящиках, доставленных в
Ленинград, находятся богатейшие
коллекции, всевозможных историчес-
ких памятников иранского искусства,
которые: еще нигде’не демонстрирова-
лись. Среди них имеются редчайнтие
сокровища, которые впервые  пред-
станут перед глазами искусствоведов
всего мира. В коллекции, посланной
на выставку, иного чрезвычайно ин-
тересных экспонатов, найденных при
раскопках последних ‘лет.

— Факт посылки редчайптих цен-
ностей Ирана на выставку в Ленин-
трале, — товорит господин Саед, —
лишний раз полчеркивает, какое гро-
малное значение придает йравитель-
ство моей страны Ш-му междунарол-
ному конгрессу.

Как известно. за последние 10 лет
во всех отраслях жизни Ирана по-
явились новые веяния. Особенное
внимание уделяется возрождению на-
‘ционального искусства. В художест-
венных: училищах Ирана — в Теге-
ране, Исфахани и пр. кильтивирует-
ся тонкая иранская живопись.
	— Развивается ковровое искусство
и искусство художественного тканъя.
Образцы нового искусства Ирана,
возрождающегося и растущего Ha-
равне © образцами древнего искуе-
ства, будут показаны Ha выставке
в Ленинграле. Приезжающие на конг-
ресс иранские художники, познако-
мившись с ценностями, хранящимися
в музеях Советского Союза,  несом-
ненно обогатят свою тематику и ма-
стеретво.
	— В заключение беседы господин
Сзед еще раз полчеркнул, какое важ-
ное значение он придает Ш-му меж-
дународному конгрессу по иранскому
искусству. Иранская общественность,
— говорит господин Саед, — полу-
чит полное удовлетворение ‘от того,
что мы имеем возможность в друже-
ственной стране продемонстрировать
ботатое прошлое и настоящее налтего
искусства. Конгресс наметит дальней-
шие пути, по которым пойдет куль:
турное сближение межлу Советским
Союзом и Ираном.
	ПРИЕЗД
ИРАНСКОЙ
ДЕЛЕГАЦИИ
	Иранская делегация, возглавляемая
министром народного просвещения
господином Али Аскар Хикметом,
уже приехала в СССР. В ее составе:
директор Тегеранското пелагогическо-
№ института доктор Исса Седик,
тлавный директор управления архе-
блотии т. Андрэ Годар, директор Тете-
ранского техникума старинного искуе-
ства т. Тахер Заде Бехзад, зав. вто-
рым отделом ‘министерства иностран-
ных дел г. Массуд Моазет, секретарь
министра просвещения г. Лот Фали
Суратгар, директор Тегеранского му-
зея т. Сепахбоди, секретарь Управле-
ния археолотии г. Мостафави, про-
фессор литфакультета Тетеранското
университета г. Сияси, хуложник т.
Хассан Али Вазири, т. Мохсен Мога-
дам, т. Мехди Диба, редактор тазеты
«Эттелаат» т. Массуди и г. Таги Этес-
сам.
		Кубеча, Дагестан,

Alli s.).
	Каменный рельеф (а
	ВЫСТАВНА ИРАНСНОГО НОНГРЕССА
	коллекции по двум разделам заняли
первое место: в разделе сасанидского
	искусства мы ‘не имели себе равных,
_в разделах иранското искусства ХУП
	—ХУШ вв. единственным конкутен-
том советских коллекщий было ‘собра-
	ние шаха Ирана.
	Дальнего и Ближнего Востока иеклю-
чительной полноты и ценности. Эрми-
таж в отличие от этих коллекций, ох-
ватывает весь Восток в целом и на
всем протяжении ето исторического
развития.
	Восточные коллекции Эрмитажа
возросли после революции ыеисчисли.
м5. В то время, как в старом Эрмита-
же памятники восточного искуюства
занимали два зала, в советском Эрми-
таже они ие умещаются в 80 залах.
Это увеличение результат национали.
зации ‘частных собраний и большой
собирательной работы на Казказе: не-
которые сакли аулов Датестана пред-
ставляли собой настоящие музеи.
	В 1931 т. на П международном кон-
грессе. по иранскому искусству в Лон-
лоне мы оказались в центре внима-
ния. На международной выставке, в
которой участвовали 23 страны, наши
	Беседа с академиком И. А. Орбели
		В связи с прелетоящим открытием
	1 международного конгресса Hpak-
	ского искусства и археологии дирев-
тор государственного Эрмитажа ака-
демик Орбели имел продолжительную
беседу с представителями печати.

— В Эрмитаже сосредоточены ca-
мые богатые в мире коллекции ран-
ней эпохи игансоких государственных
	‘образований, так называемой эпохи_
	Ахеменидов, —; сказал нам т. Opde-
ли. — Это об’ясняется тем, что огром-
ное большинство золотых и серебря-
ных ахеменидских ‘изделий найдене
на, т6рритории России‘в скифоких
курганах.

То же самое можно сказать и о за-
мечательном собрании золотых и се-
ребряных изделий эпохи сасанидов
(ПЕ-УШ вь. н. э.). Четыре пятых,
	если не больше, всего известното во-
	обще серебра, бронзы и золота этой
эпохи принадлежат Эрмитажу: иран-
ские изделия из драгоценных метал-
лов служили предметом обмена на
сырье в приволжских степях. Исклю:
чительное богатство памятников до-
мусульманской эпохи Ирана излавна
привлекало внимание иранистов все-
го мира к коллекциям Эрмитажа. В
течение ХГХ века русское ирановеде-
ние играло ведущую роль. Это в еще
большей степени относится к ирано-
ведению советскому.

Число советских иранистов сейчас
доститает неслыханной цифры. Их
насчитывается 105 человек. Наиболь
шее количество прихолится на доле
Ленинграда — центра советского во
стоковедения. Для качественной ха
рактеристики советского востоковеде.
ния достаточно сказать, что институт
востоковедения Академии наук поль-
зуется 28 языками для изучения па-
мятников восточной письменности.

Европа и Америка имеют целый
ряд госулафственных и частных кол-
лекций по отлельным культурам
	Может быть самой замечательной
чертой иранской культуры является
ее поразительная жизненность; ee
способность удерживаться на протя-
жении большого периода времени в
переживать невероятное число прэ-
вратностей; ее способность восприни-
мать поток различных влияний со-
седних цивилизаций и в то же врэ-
мя сохранять свою собственную лду-
ховную цельность и. поглощая ary
зужеземные влияния, претворять их
на пользу местного иранского идеа-
ла. Это явление—не часто повторяю-
щееся в истории.
	Значение вклала Ирана в мировую
культуру осознается все больше &
больше, и каждый год исследований
доказывает, как значительно и ши-
роко были распространены эти влия-
ния в азиатской и европейской ци:
вилизации.
	Более 50-ти лет тому назал Мар:
сель Дьелафуа нредложил на обсуж-
дение как результат своих открытий
в Персии теорию иранских корней
тотической архитектуры. Хотя ето
теория была принята такими видны-
ми учеными, как Виоллэ ле Дюк и
Шуази, тем не менее она была до-
вольно решительно. = отвергнута.
Дьелафуа допустил крупные ошибки
в датировках: памятники, которые он
цитировал, были очень отдалены по
времени и слишком далеки от евро-
пейских стилей, чтобы иметь види-
мую связь с ними, но открытия, сде-
ланные главным образом «Агрхитек-
турным отделом американского инсти-
тута по изучению иранского искус-
ства и археологии», в течение пос-
лелних Б-ти лет выявили массу но-
вых специфических черт. благодаря
которым стало возможным оживить
и вновь возбудить старую теорию. В
настоящее время некоторые. выдаю-
щиеся ученые как во Франции, так и
в Англии считают ясно. установлен-
ным. что ряд важнейших элементов
готической архитектуры восходит к
Ирану.
		ке будут представлены вместе © па-
мятниками стран, находившихся в
тесных экономических   культурных
связях с Ираном.

Нодавляющее большинство памят-
ников искусства, ‘представленных на
выставке, приналлежит Советскому
союзу.

Из иностранных участников первое
место принадлежит Ирану, с иеклю-
чительной готовностью откликнувше-
муся на ‘призыв участвовать в вы-
ставке.

Из Ирана прибыли вещи исключи-
тельно художественного качества и
мирового научного значения, вещи,
которых не видал никогда ни один
европейский иранист. Присланы преёл-
меты из наиболее почитаемых му-
сульманских овятилищ Мешхедекой
и Ардебильской мечетей — эти ве-
щи никогда не выходили за пределы
храмов и их видели только местные
жители.

УШ в. и последующие эпохи прел-
	‚ ставлены прекрасными миниатюрами,
	принадлежащими мечетям, и мипиа-
тюрами из музеев в Тегеране и из
дворцовых собраний. Срели ковров
из шерсти и шелка есть невиданные
по красоте. Присланы также блюда
	_поднох, рукомойник с тазиком, нахо-
	дяцщтиеся в личном пользовании шШа-
хов Ирана.

В отличие 6т лондонской выставки.
где самые поздние вещи приналлежа.
ли к началу ХУШ века, на выстав-
ке вЛенинграде будут прелставлены
произведения иранского искусства.
вплоть до настоящего времени. В
Иране сейчас наблюдается новый рас-
цвет художественных ремесл. Срели
этих вещей нужно отметить блюло с
изображением памятника Фирлоуси,
открытого в 1934 году.

Все это. конечно, значительно: ло
полнит выставку и как разв тех ча-
стях. гле Эрмитаж наименее богат.
	Богатство собрания Эрмитажа и ин-
терес к новым методологическим ус-
тановкам в советском ирановедении
делают понятным тот фажт, что иред-
ложение о созыве следующего конт-
ресса в Ленинтрале было. принято
единогласно.

Принципиальные установки налней
выставки эначительно отличаются от
установок лондонской. В Лондоне
утор делался на показ шедевров
иранекого искусства. Почва же, на
которой возникли эти шедевры, пока-
зана не была. Советская наука ищет
корней иранского искусства. поэтому
памятники Ирана на нашей выстав-
	С. Михоэльс нашел впрочем реше-
ние проблемы Лира ‘не в  патоло-
гии, а в величии и глубоком лириз-
ме. Таким образом сверхчеловеческий
символический характер персонажа
	Г. Ленорман.
	Бронзовая фигура зайца (сасанидский период).
		Стремление к вертикализму и ум-
ножению линий началось. еще в са-
мые ранние периоды в архитектуре
Ирана и Месопотамии, и далее про-
должало° развиваться в целом ряде
сасанилеких построек, Однако самое
яркое проявление оно получило не
У иранских, а у армянских зодчих,
как, например. в кафедральном с0бо-
рев Ани, гле мы встречаемся с изу-
мительными  предвестннками нозд-
	Основные характерные `черты ror:
ческой архитектуры, © конструктив-
ной точки зрения, следующие: пер-
вая и самая основная — реберный
или крестовый свод, и, как следет
вие крестового свода, поперечная ар
ка, которая разделяет длинные нефы
готических зданий на ясно-выражен-
ные и полунезависимые пролеты.
Контрафорсы (аркбутаны), которые
были необходимы, чтобы поддержи-
вАТЬ ЭТИ СВОДЫ, КОТДа ОНИ ДОСТИРЛИ
известной высоты, также принадле-
жат к специфическим чертам готя-
ческой архитектуры; в то время как
систематическое, постоянное приме-
чение стрельчатой арки (хотя может
быть и вразрез с современной тео-
рией) является существенным харак-
терным признаком.

В добавление к этим конструктив-
ным особенностям готическая архи-
тектура проявляет большую любовь
к высоте и постоянное стремлени®
подчеркивать при помощи каменной
резьбы. увеличения количества ли-
ний впечатление движения, устрем-
ленного ввысь.

Крестовый свод был найден в Ира-
не в постройках, которые могут
быть датированы еще TX веком, и
уже часто встречается в ХГи ХПИ вв
Эти крестовые своды разработаны ¢
таким разнообразием и. мастерством.
с такой изобретательностью в преоло-
лении трудных форм, что их ирач-
ское происхождение несомненно. Ни-
где. кроме Месопотамии и отчасти
Испании. я несколько позже — Лом-
барлии (в те времена, когда сущест-
вовали прямые сношения Испании ий
Ломбардии с Ираном), крестовые сво-
ды этого времени He ‘были найдены.
Архитектурные формы европейских
стран по своему разнообразию не мо-
тут сравниваться с сохранившимися
				генеральный секре тарь международной ассоциации по
иранскому искусству и археологии
	еще в настоящее время в Иране кре-
стовыми сводами. Один из сводов в
Масджиу-и-Джами в Исфагане почти
тождественен с ломбардеким сводом
в одной маленькой церкви к’ север»
от Милана. о которой документально
известно, что она была сооружевь
одним армянским епископом в конц“
ХГ в. Друтой свод в Исфагане на-
столько похож на свод, зарисован-
ный в записной книжке > средневеко:
вого архитектора Вильяра д’Оннекур,
что планы обоих почти не различи-
мы. В. прошлом году в Рее американ-
ской экспедицией был также раско-
пан крестовый свод, который тольке
декоративными деталями отличается
от Подобного же свода в церкви
Сен-Мартэн ae Шош. Дуга, пол-
держивающая- свод большого купола
мавзолея султана Санлжара в Мерве,
так удивительно близка к лутам.
поддерживающим свод в госпитале св.
Блэза около Олерона, что можно лег-
ко принять их одну за другую,

Поперечная арка получила большое
развитие в сасанилской архитектуге
й с тех пор продолжает  быть основ-
ной чертой иранских построек, до из-
вестной степени нитде больше не по-
вторяемой.

Контрафорсы (аркбутаны) был?
найдены в прошлом толу в восточной
части центрального Ирана, в мест-
ности, куда не проникали никакие
европейские влияния. Некоторые из
	них видимо более ранние, чем евро-.
	es

Точное происхождение стрельчатой
арки все еще темно и нуждается в
обсуждении. Постепенно накопляются
доказательства того. что Иран разле-
ляет почет ее изобретения разве
только с Сирней. Она уже во всяком
случае применялась в сасанидокое
время.
	казывался явиться на зов даже самой
маленькой труппы. .

Это — подлинно широкий жест в
духе истинного поэта, достаточно бо-
гатого, чтобы расточать себя.

Эрих Вейнерт стоит среди своего
времени, упираясь в него обеими но-
	гами, крепко связанный с массами —
	с ними он борется, с ними страдёет
и для них он пишет. Стоит только
вспомнить те сотни и сотни тысяч,
которые слышали его на его раз’езд-
ных выступлениях в Провинции и в
германских промышленных городах,
которые любят ето, которые востор-
женно принимали его обличающие и
	вместе с\тем бьющие тревогу стихи.
	И надо вепомиить также о тех им-
пульсах, которые давали и продолжа-
ют давать пролетарским массам сти:
хи Вейнерта. чтобы представить себе
политическую силу этого поэта.
	Из этой деятельной и кипучей жиз-
	HH, из. переполненных зал, из масс
восторженно приветствовавших его
соратников — Вейнегта, как и нас
	всех. вдруг вырвали и бросили в без.
воздутиное пространство эмиграции,
Можно себе прелставить, что означа-
ла эмиграция для Эриха Вейнерта,
для него, который сам называет себя
поэтом-чтецом, для него, у которого
больше чем у кого-либо другого был
живой контакт с массами и который
из масс черпал свои лучшие силы п
любим эти массы, как только можно
их любить. Да они не выдержал: дол:
го, и когда год назад началась по-
литическая борьба за власть в Саар:
ской области. мы вилим его там на
старом боевом посту. Под дулами фа-
шистоких ружей, в атмосфере травли
прессы, терпя придирки фапизито-
ванных учреждений и каждодневные,
	сохраняется. до самого конца. И В.
Зускин играет сумасшедшего © ве-
лнколепным чувством,
	нейптих европейских opm. Bee эта _ ^ никогда не видел, чтобы ецены
особенности конструкции были тша. Эдгара трактовались с такой смело-
	особенности конструкции были тща-
тельно разработаны и испытаны в
Иране залолго до того, как они по-
явились в Европе и часто комбини:
ровались в олном и том же здании
	Из всего этого еще не следует, чтэ
тическая - архитектура — получила
свое‘ развитие в Иране. Сначала ар-
мянская и позже европейская wepe-
работка этих элементов в величест-
венный комплекс ‘тотического собора
была, с точки зрения эстетики, новым
творческим моментом. Тем не мене»
этот творческий комплекс не мог бы
быть осуществлен без полной разра-
ботки тех основных форм. Боторую
иранские ‘зодчие первые довели до
совершенства. Различные пути, ко-
торыми эти иранские формы были
занесены в Европу, только недавно
исследованы, и только нелавно уста-
новлены новые точки соприкоснове-
ния между Ираном и Европой, ука-
зывающие те дороги, которыми иран-
ские идеи могли быть. перенесены в
Европу, тде они были восприняты и
запово переработаны стилистически.
	‘Ha предстоящем международном
конгрессе в Ленинграде ожидается
оживленное обсуждение этого нового
тезиса о корнях готической архитек-
туры. Выставка фотографических ре-
продукций с памятников иранской
архитектуры, принадлежащих «Архи-
тектурному отлелу американского
института», ласт богатый материал
для обсуждения и может быть даст
возможность сделать окончательные
выводы по этому вопросу.
	все новые угрозы и трудности, он
провел там турне B 240 выступле-
ний. Снова терманские пролетарии
услышали его голос и его стихи, и
снова услышал он «Рот фронт» и
«Интернационал» из уст германских
пролетариев,
	Однако и в Саарской области ему
нельзя было оставаться, и снова он
оказывается в парижской эмиграции.
Но и здесь его чувствования, его
жизнь; все его творчество принадле-
жат  терманскому пролетариату и его
борьбе. И нет более прекрасного до-
казательства глубокой связанности
поэта Вейнерта с терманским рабочим
классом, чем то стихотворение, кото-
рое Вейнерт анонимно-направил одно-
му комсомольцу в Германию, и ответ
на него, полученный Вейнертом также
анонимно в форме стихов, сочинен-
ных двумя беглинскими пролетария-
мя. т
	*

Эрих Вейнерт приехал в Советский
союз, чтобы создать себе здесь базу
для работы. Но котла настанет лень,
которого ждем все мы, эмигрировав:
шие пролетарские писатели, тот день.
когда мы сможем отчитаться в Бер-
лине в том, что делали в эмигря:
ции, — тогда Эрих Вейнерт будет
тем. кто смело сможет встретить этот
день, и тогда ото будет Эрих Вей-
нерту кого пролетариат Берлина. про-
летариат Германии примет со старой
любовью и © новой восторженностью.
И я не ‘могу лучше закончить это
приветствие борцу и поэту Вейнерту,
как приведя здесь заключительные
строки упомянутото стихотворения
берлинских рабочих ;
	«А пока, товарищ, дай пять —
В Берлине встретимся опять
	стью, силой и проникновением. Они
доведены в Еврейском театре до той
степени исключительной  патетики,
которой требует елизаветинский те-
атр. Именно так, а не по-иному дол-
‘жны были играть Шекспира тогда.
	Только благоларя большой искрен-
ности и динамичности можно смот-
реть батальные сцены последнего ак-
та. Я считаю, также, что можно
было бы без ущерба для спектакля
облегчить немного развязку, как это
й делается обычно.
	В общем же, «Король Лир» вели-
волепный @BeKTaKIb.
	НОВАЯ КОМЕДИЯ
ДЕВА ЛЯ
	Известный французский драматург
Жак Деваль, автор «Мольбы о’жиз-
ни», прислал в распоряжение МХТ-2
свою комедию «Гувернантка». Коме-
дия написана в свойственной Девалю
манере беспощадного памфлета и
трактует проблему материнства, в ус-
ловиях буржуазного общества. По за.
данию MXT-2 «Гувернантка» пере-
ведена С. А, Родзинским, автором
русского текста «Мольбы о жизни.

Ответственный редактор А. А. БОЛОТНИКОВ.
ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное об’единение.
	Последний пер., д. 26, тел. 69-6
	Москва, Сретенка,
	ТЕОДОР _ ПЛИВЬЕ
	CTHOCTH относятся в пролетарокой в
революционной литературе, то Эрих
Вейнерт является особенно сильным
и живым выразителем такого понима-
ния искусства и такого художествен:
Ното «символа веры». И если у других
пролетарских писателей трудно раз,
граничивать литературную й полити-
ческую деятельность, то`у Вейнерта
это уже невозможно. Его литературное
творчество и его политическое дейст-
	вие — неделимое целое, и это опреде.
	ляет весь ето путь как поэта.

Пятнадцать лет назад написал Эрих
Вейнерт-свои первые стихи; Это было
около 1920 г., в ту пору, когда было
разбито ноябрьское восстание гермав-
ских рабочих и солдат. а реакция пол
прикрытием республики. проявляв-
шей мяткость-и снисхождение только
ны врагам пролетариата. ста-
ла собираться под свои старые и н®:
вые знамена.

Бывший рабочий-станкостроитель в
преподаватель рисования, Вейнерт из
ненависти к буржуазии. которая, еще
дрожа от страха, снова вылезала HA
засад, куда загнала ее революция,
написал свои первые едко сатириче-
ские и критические стихотворения
Кабаре «Реторта» в’ Лейпциге: руко-
водимое левобуржуазным Рейманом.
который сейчас пристал к берегу фа:
птистов.‹ предоставило ему. первую
трибуну. Это кабаре, и еще второе и
третье, были для Вейнерта лишь
дверьми в широкую общественность;

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Мознва, Страстноой бульвар, 11, тел. 4-68-18 4 5-54-69.
	Государственная Центральная
туры с глубокой скорбью иЗвещ
	Библиотека Иностранной Литера:
ает о’ смерти большого пролетар-
	ского писателя. борца на фронте социалистической культуры, близ:
кого друга трудящихся Cowsa.—rop. ?
	Дирекция, партком и творческая се
	кция Межрабпомфильма  е  чУСтвом
		глубочайтшей скорби извещают о кончине вылающегося писателя, неустан-
	ного борца против фашизма, смелого революционера
	он пошел прамо и непосредственно к
пролетарским массам, которым он с
тех пор принадлежит, из которых он
черпает все новую силу для своего
твогческого труда.
	Взаимодействие между поэтом, ув-
пекающим массы, и массами, являю-
цимися его базисом, дающим . eMy
вдохновение и размах, вряд ли у ко-
го-либо яснее, чем у Вейнерта. Эрих
Вейнерт — поэт масс, народный по-
эт. Его поэтические творения. как
	`«Джон Шер и товарищи» и др,, будут
	жить долго. Они являются бросками
за пределы нашего времени и они по-
велают грялушиим поколениям о боях.
о страданиях, о героизме нашей эпо-
хи. Не все стихотворения Вейнертэ
таковы, и не в этом состоит их зала-
ча. Значительная и, пожалуй, най
большая часть его плодотворной дея-
тельности предназначена текущему
дню и его борьбе. Именно это лелает
Вейнерта только еще ценнее, освеща-
ет его характер, скромность и непри:
тязательность его устремлений. дока-
зывает его чувство ответственности
по отношению к живущему поколе.
нию и к его революкионной борьбе
	Ему важна не’ слава и не имя под.
та. Но именно поэтому ©н облалает
этим именем и он сохранит ею надол-
го. Характерно дйя этого поэта то,
что даже во времена его наибольшей
популярности и связанных с этим
высоких требований к нему, он не от-
	Эрих Вейнерт приехал в Москву.

Кому из германских рабочих и пи-
сателей живущих в Советоком сою-
зе, имя нашего старого друга и боево-
ro товарища поэта Вейнерта не на-
поминает Берлин — «Залы Фаруса»
в северной части города, «Залы Анд»
реаса» в восточной, многолюднейшие
митинги, ежегодно  устраиваемые
коммунистической партией в «Дворце
спорта», бесчисленные большие. и ма-
лые собрания, когла Вейнерт стоял
на трибуне, читал свои стихи, ape”
износил зажигательные слова, .
гые всегда охватывали актуальные
происшествия данного часа и всегда
били <по черному», а в последние
годы — «по коричневому». ;

Эрих Вейнерт олицетворяет митин:
говые кампании целого десятилетия;
его имя тесно связано © обличением
Веймарской республики и. борьбой
против реакции, развивавшейся” в
тени этой республики. Вокрут Эриха
Вейнегта витает ‘дыхание трудовой
Германии, этого десятилетия: вместе
с Вейнертом в отечество трудящихся
пришла часть души этото уверенного
в своих силах. борющегося пролетари-
ата. Поэт Вейнерт — выдающийся
выразитель дум и настроений этогм
пролетариата. И среди песен, © кото:
рыми он идет в бой, немало сечинен-
ных, написанных и прочитанных
Эрихом,Вейнертом.

`Искусетво — богьба. Если эти сло-
ва значимы вообще и если они в 98-
	У OMHOMOY, Главлита Б—11674.
	Аири БАРЕЮОСА,
	члена ЦК Межрабпома и творческого коллектива Межрабпомфильма,
.
	Государственное издательство
«Художественная литература»
выражает глубокую скорбь
по случаю утраты `писателя-революционера
		ey ctr щи ELT о РР Г
  Типография газеты «За индустризлизацию», Москва, Цветной о