ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ
	№51 (542)
			душат т:
	ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА: СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

15 сентября 1935 г.

ТРЕТИИ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
	ство веков собрано воедино. Различ-
ные национальности: фламандцы в
«Тиле Уленшцителе», испанцы в *Ис-
нанском священнике», древние рим-
ляне и египтяне в «Етипетских но-
Чах», цытане в «Жизни на колесах»
н еврейские актеры в Еврейском те-
атре — все вместе создают интерна-
циональную и красочную картину.
	В то время как фашистские стра-
ны проповедуют и практикуют уз-
кий национализм ‘и подавляют всех
тех. кого они. считают представите-
лями мелких народностей, москов-
ский театральный фестиваль явился
отражением мудрой советской’ поли-
тики поощрения и всемерного разви:
тия национальных меньшщинств. и
предоставления кажлому народу пра-
ва на’ самостоятельное культурное
развитие. вы г
	Bee эти черты: здоровый дух но-
вых советских пьес, величайший on-
тузиазм, выявленный во всех. дета-
лях театральното мастерства, и пгиро-
кий круг тем различных периодов и
различных национальностей — явля.
ются показателями неуклонного ‘Po
ста советского театра.
	‹Будущий фестиваль, на. который
приедут новые грунпы гостей, отме:-
тит дальнейший рост советокого те-
атра и советской драматургии. Мы
надеемся, что в предстоящий: москов-
ский театральный фестиваль будут
включены: театры Мейерхольда, Ре-
волюции, Завадского и некоторые
профсоюзные театры. Наши  тости
увидят не просто новые постановки,
дающие новую жизнь старым пьесам,
но также и мощные пьесы о новых
и важных проблемах, возникающих
в устремленной вперед жизни социа»
листического государства.
	‘0 стиля». Это безусловно является
признаком здорового духа молодого
поколения Советского союза ‘в проти-
воположность беспомощному и безна-
	дежному цинизму послевоенного Ho
	коления определенных классов Гер-
мании, Англии и других стран.
Величайший энтузиазм в театраль-
НОМ ‘искусстве выразился и в ботатых
декорациях. показанных в большин-
стве спектаклей московского _ теат.
рального фестиваля, ^
николепие наших постановок по-
казало иностранцам, что. советские
театры могут разрешить себе ро-
скошь, которая. немыслима в капита-
листических странах при существую-

щей депрессии.
	‚ «Король Лир» в и театре,
«Егицетские ночи» в Камерном tear-
ре и «Испанский священик» в МХАТ
Ц. показали обилие и богатство сце-
нических средств. Это еще раз под-
черкивает посредством внешних и
вилимых образов на сцене внутрен:
ний энтузиазм работников театра B
Советском союзе в противополож-
ность” тяжелым условиям работы
театра в других странах. :
Широкий ‘круг интересов советско-
го театра выразился не только в раз-
нообразии тем, но также ив выбо-
ре авторов и эпох, `В узких пределах
десятидневного ‘фестиваля были. но-
казаны английские лраматурги ХУП
столетия, Шекспир и Джон Флетчер,
так же как и русские писатели ХТХ
столетня Пушкин, Островский и Ле-
сков наряду с: современными совет-
скими писателями Максимом. Горь-
ким, Ромашевым и Погодиным. Of
старой средневековой легенды («Сал-
RO») вплоть до пьесы о побелах в де-
ле перевоспитания преступников
(«Аристократы») культурное наслел-
	}

Третин MOCKOBCRAH тезтральный

стиваль показал ивуклонный’ рост
совётокой культуры. . Шестнадцать
спектаклей ‘дали гостям предетавле-
gue 0 TOM, Kak выросло и расщири-
лось сценическое искусство в Совет.
ском союзе, в то время как в других
странах, и в особенности в странах
фашизма, театральное искусство! су.
живается. и, встречает огромные. за-
труднения в своем развитии,

Большие возможности в драматур-
тии, большая уверенность в игре,
большая красота сценического офор-
мления и острое чувство критики со
стороны аудитории свидетельствуют
о развитии художественного качества
в различных элементах театра,  с0-
действуя созданию сложного  теат-
рального искусства Советской страны.
Это’ есть не что иное, Kak подтвер-
ждение в сфере искусства того, что
заложено в основе советской экономи-
KH. р

«Фестиваль дает народам _СОСР
драматическую иллюстрацию работы
по реконструкции. страны, в‘которой
вое принимают участие и которую
тватр помогает полностью. осознать: и
понять». Так сформулировал нап ан-
тлийский тость Хантли Картер значе-

‘Здоровый дух является выдающей-
ея чертой новых советских пьес. Вы-
ло время, когда русская ‘литература
казалась иностранцам ‘болезненной и
меланхоличной. Теперь’ же  советокие
пьесы оптимистичны. В них есть лег-
кость, веселье, праздничность; уве:
ренность-и — как результат этой уве-
ренности — тенденции к счастливому
Ronny.   > Е

Даже траледия в нашей стране —
«Оптимистическая трагедия». Это без-
условно’ входит в понятие -«советско-
	Постановление Совета народных комиссаров Союза CCP и Централь-
го комитета ВКП(б) от 8 сентября 1935 г, о строительстве канала Мо-
	рсква—Вопга отметило успешное развертывание работ на. всей трассе. ка-
нала и установило окончательную расширенную программу строительства,
Это сооружение в подлинном смысле. спова является детищем социалисти-
ческой индустрии. Идея создания Волго-Московского канала, как м идея
	31 сентября открылся И! Междуна-
тодный конгресс по иранскому искус-
ству, созванный Международной ас-
социацией иранского искусства и с0-
ветским оргкомитетом по созыву кон-
rpecca.

Никогда еще стены Эрмитажа не
видели такого блестящего собрания
знатоков иранского искусства и куль-
туры. Ученые, чьи имена известны
всему культурному миру, — Toon,
Тальбот-Райс, Заррэ, Орбели, Стржи-
говский и молодые советские ирани-
сты заполнили зал Эрмитажного теат-
ра. Сцена театра укгалиена огромным
иранским ковром, на фоне которого
скрещиваются советские и иранские
флаги. — .

В президиуме конгресса народный
комиссар. просвешеняя РСФСР т, Буб-
нов, министр народного просвещения
Ирана г-н Женмет, председатель Меж-
дународной ассоциации иранского ис-
кусства проф. Заррэ, секретарь ассо-
цнации проф. Пооп, зам. пред. оргко-
митета академик Орбели, председа-
тель турецкой делегации г-н Шем-
сеттин, поверенный в делах Ирана
т-н Саед, т. Феликс Кони др.

Конгресс открывает большой при:
ветственной Гечью тов. Бубнов.
	РЕЧЬ тов. БУБНОВА
	Открывая по поручению правитель-
ства Ш Международный конгресс по
кранскому искусству и археологии,
— сказал т, Бубнов, — приветствую
делегатов Конгресса, прибывших из
многих стран мира, а также со всех
концов Советского Сбюза. Желаю Кон-
грессу полного. успеха в ето научной
работе,

Я выражаю удовлетворение тем об-
стоятельством, что Ш Междупарод-
ный конгресс по иранокому искус-
ству открывается и будет вести свою
работу в Союзе советских социали-
	‘стических республик.
	Это неопровержимо свидетельству-
ет об. укреплении научных и куль-
турных связей между нашей crpa-
	ной и другими странами мира и яв-.
	ляется цоказателем исключительного
внимания к вопросам науки, научно-
	го иоследования и культуры CO CTO-.
	роны советекого. правительства, и Ca-
мых широких кругов советокой обще-
ственности. Тов. Бубнов. отмечает,
	что открывающийся. ныне Конгресс
	посвящен важнейигим вопросам исто-
	метропопитена, появилась задолго до революции, но решение таких гран-
диозных задач оказалось не по сипам печальной памяти рыцарям россий-
ского капитализма. Только в советском государстве, на базе невиданного
	ны и могучего роста культуры ока
проблем.
	Перерва. Нижние ворота шлюза № 3%.
	оказаны конгрессу иранским праве
тельством. -

Я хотел бы отметить, — кончает
т. Бубнов, — то исключительное вни-
мани, которое было улелено подго-
товке Конгресса со стороны предее-
дателя Совета народных комиссаров
СССР Вячеслава Muxaiinopnya Mono-
това ~— почетного председателя Ш
Международного конгресса по иран-
свому: искусству. ›

Я выражаю уверенность, что совме-
стные усилия собравшихся на Кон-
грессе ученых приведут к важным
результатам, и научные работы Ш
Международного конгресса  явятся
ценным вкладом в дело изучения
аранского искусства и новым стиму-
лом для дальнейших успехов в этой
Эбласти науки.
	*«

Цосле речи т. Бубнова выступили
Г-н Хекмет, выразивший  благодар-
норть советскому правительству, ока-
завшему помощь в организации Кон-
;ресса, посвященного искусству Ира-
fa, проф. Заррз, проф. Пооп и акаде-
мик Орбели.

На утрением заседании 12 сентяб-
ря делегаты заслушали доклад иран-
ского ученого г-на Мокаддам о воз-
никновении иранского искусства, до-
5лад заместителя   директора Cram-
бульского музея искусства  т-на
Ариф Мюфид о цветной керамике в.
доисторическую эпоху, доклад про-
фессора `Стржиговского об’ иранском
искусстве в доисторическую эпоху.
В прениях приняли участие лдок-
	‘тор Филлис Аккерман (США), т-в
Унвла (Индия) и лр.
13 сентября г-н Арнэ СШвеция)
	сделал сообщение о работе шведской
археологической экспедиции в севе-
ро-восточных районах Ирана, совет-
ский ученый Иессен прочел доклад о
металлических памятниках иранско-
го искусства доисторического перио-
да; проф. Пржеборский сделал лок-
лад о влиянии иранской культуры
ахименидского периода в Малой
Азии.

Последним был заслушан доклад
проф. Зарра © традициях ирансного
искусства, :
` На’ вечернем заседании были 1о-
чтены доклалы: «Сасанидекое влия-
ние в романском искусстве» — проф.
‘Аккен и «Иранские влияния в
‘византийском искусстве» проф. Тапь-
бот-Райс,

О результатах последних раскопок
на Верхнем Нвфрате. сообщил дирек-
тор восточного отдела музея Лувра
проф. Сапль и о работе над астро-
номическим манускриптом. «Танге-
плюш» рассказал молодой советский
ученый тов. Борисов.
	расцвета: производительных сил стра
залось возможным разрешение таких
На фото: канал `Москва—Волга, Пе

[00 ПЕЗЛУНАРОДНЫИ КОНГРЕСС
ИРАНСКОГО изнУсОетваА И АРХЕОЛОГИИ
	рии вультуры Ирана, с которым
СОСР. имеет столь дружественные
отношения, ,

Иранское искусство— говорит тов.
Бубнов, — неоднократно служило ис-
точником вдохновения для целого
ряда наших поэтов и художников. В
советских музеях собраны Bee Gora.
тейшие коллекции, относящиеся к
самым. различным отраслям восточ-
ного искусства. Ценнейшая часть иа
них представлена на ортанизованной
тосударственным Эрмитажем BH-
ставке, которая явится важнейшим
подспорьем в научных работах Меж-
дународного конгресса.

В организации выставки нашли
свое отражение те общефилософекие
методологические основы, из которых
исходит советское вобтоковедение в
своей работе.

Плодотворность этого метола про-
истекает из того; что явлёния жизни,
явления искусотва рассматриваются
не изолировано и статически, а в
ходе их развития и в тесной связи
со всем историческим процессом и
всеми изменениями в сфере матери-
альнсй культуры. Это даст в руки
ученых востоковедов такой инстру-
мент, с помощью которого представля-
ется полная возможность выяснить,
из каких элементов слаталась художе-
ственная культура Ирана и на какие
сопредельные культуры она оказыва-
ла свое влияние, устанавливая вза-
имную связь этих культурных явле-
ний как составных частей единого
исторического  процебса, движимого в
конечном итоге теми изменениями,
которые непрерывно происходят в
строе материальной жизни.

Целый ряд народов, населяющих
республики Советското `оюза; в сво-
ем историческом прошлом был свя-
зан с культурным развитием Ирана.
	Нална, налгиональная политика. вы*
	эвавзная к жизни громадные творче-
ские силы всех народов, населяющих
территорию советского государства.
развитие которых в прошлом тормо-
зилось и уродовалось самыми изощ-
ренными способами национального и
классового угнетения, открыла после
Октябрьской революции новые пути
развития человеческой культуры —
национальной по форме, социалисти-
ческой mo содержанию. И только на
этой основе и только при этом ус-
ловий. стал возможен  тромадный:
	расцвет общекультурного и художе-
	ственного познания мира и глубо-
вое изучение прошлого культурной
историк человечества, истории тех
	‘наролов, © которыми народы  Созвет.
	ского Союза были связаны на про-
тяжении многих веков своего истори-
ческого пути.

Движущей силой этого культурного
расцвета нашей страны является. тот
под’ем, которым охвачены в настоя-
щее время все отрасли народного хо-
зяйства и который уже привел к
превращению Советского wea в
страну передовой индустрии и круп-
нейшего социалистического земледе-
лия. Ь

‚Это доститнуто нами в силу того,
что наша страна и все народы, ее на-
селяющие, победоносно идут великим
путем, который ‘предначертан тени-
альным мыслителем и вождем комму-
низма — Владимиром Ильичом Лз-
НиНым, .

Ето заветы мы успешно претворя-
ем в жизнь под руковолством нашего
вожля вепикого Сталина,

OTH. имена_ встречаютея долго не
смолкающими аплодиоментами при-
сутствующих на Конгрессе предста-
вителей двадцати шести стран Запа-
да и Востока.   >

ГШ Международный конгресс по
иранскому искусству — говорит т.
Бубнов. — на организацию которого в
Ленинграде так живо откликнулись
ученые всего мира; является еобы-
тием крупного значения,

Одной из основных задач работы
Ленинтрадокого контресса явится во-
прое об отношении искусства Ирана
к искусству окружающих его стран,
проблема общекультурных ‘и хуложе-
ственных взаимоотношений Ирана и
ero соседей.

° Далее т. Бубнов дает характеристи-
ку работ востоковедов Москвы и Ле-
нинграда и ряда союзных республик.

Направление этих работ, а также
и характер ортанизованной к Кон-
грессу выставки показывают наше
понимание искусства, в котором мы
вилим могучее оружие воспитания
масс и отражение творческой дея-
тельности и борьбы народов Советско-
го Союза, победоносно шествующих
по путя бозлания социалистическо-.
го общества. С этой точки зрения мы
считаем целесообразным и необходн-
мым освоить`и переработать все-цен-
ное, что создано хуложественным
	творчеством наролов. всего мира, на-’
	чиная с древнейших времен. Деле-
таты Конгресса и наши тости смогут
воочию убедиться в этом во время
своето пребывания на территории:
Советското Союза,

Кончая свое вступительное слово,
тов. Бубнов с удовлетворением orme-
чает присутствие на Конгрессе рада
выдающихся ученых,

И с чувством ибкренней о призна-
тельности свидетельствует о том со-
действии и помощи, которые были
	ЕДИНОЛУЩИЕ И МОЛОЛОСТЬ
	эдинотвенные в своем роде, явле-
HHS: совершенно ры зна-
чительности, которые, быть может, и
наблюдались за всю. многовековую
историю ‘человечества, но никогда не
нсоили такого продолжительного ха:
рактера и не были проникнуты та-
ким тлубоким социальным смыслом.
	› Что же касается молодости, то’ она
He только характерна для учрежде-
ний, предприятий, деревьев, украша-
ющих аллен новых пзрков культуры:
на команлных постах, воюду, где ра-
бота требует чувотва ответственно-
сти и инидиатявы, я встречал моло-
дых, иногда очень молодых лю-
дей обоего пола. Они тут иё отолви-
	привычке приготовилея к тому, что?
бы предстать перед убеленным седи-
нами старцем, насквозь проникнутым
сознанием своей опытности и прио-
ритетом старшинства, Я ‘забыл, что
мы в СССР... Народному. комиссару,
Элиас Катамадзе, не больше 35 лет,
и вотда мы вместе отправились осма-
тривать Батумский  педатогический
институт, нарком как будто еще 60-
лёе помололел, — вместе с учеником
он сел на школьную окамью, которую
занимал еше не так лазвно.
	В колхозе неполалеку от Одессы
председатель представляет нам бри-
тадиршу, свежую, как цветок, с чис-
тым вэглядом и серьезным выраже-
нием липа. Зовут ве Залибовская. ЕЙ
22 тода. Виля, что она руководит ра-
бозой старых крестьянок, сортирую-
	щих луковицы, я спранпгиваю ее, не
	трудно ли ей бывает иногда?
	— Иногда, — отвечает она со вздо-
XOM, :

— Почему?

— Они меня не слушают,

— Кто они? Старики?

— Да нет же, — протестует крас-
неютцая бритадирша, —- молодые, ко-
нечно.

ШАРЛЬ ВИЛЬДРАК
	распределение благ между людьми в
этой церкви, где когда-то раздавали
лишь лживые мечты. По-моему, это
зрелище более’ показательно, чем де-
сять тысяч коммунистических Ди-
скуссий». Но секретарь не потерялся.
Он возразил мне немедленно и метко:
«Подумайте, товарищ, — сказал он,
— ведь потребовалось много больше
`°десяти тысяч а чтобы до-
биться этогоз.

В этом же колхозе один старый
крестьянин рассказал нам cBOD
жизнь. Простой старый человек, на-
поминающий одновременно две эле-
ментарные теометрические фигуры —
круг и квадрат. Раньше‘ он был’ бат-
раком.

— Может, я годился на что-либо и
лучшее. Теперь я руковожу этим кол-
х0зом. Один из моих сыновей. —
врач. друтой ниженер. ^
	-Я вспоминаю еще дом колхозинка,
куда. мы добрались кочью-в пролив-.
	ной дождь, через вздутые ‘реки, по
невылазной грязи... Крестьянин пред-
ложил нам разделить с ним ето ра-
ту (превосходное рагу!) и достал бу-
тылку грузинокото вина; Он до сих
пор еще стоит перед моими тлазами.
Взволнованный, побледневший, ¢
трепещущими ноздрями, перед эти-
ми иностранцами — пришельцами на
сказочной капиталистической страны,
он пил «за освобождение мира».

В торах, покрытых лесом, ‘вад
Боржомом есть’ животноводческий
совхоз; там есть скот, скрещенный со
швейцарской породой, там есть ма-
слодельня, устроенизя по всем пра-
вилам, но главное там есть руково-
дитель этого совхоза, чье лицо избо-
рождено” почтенными морщинами, &
тлаза светлы и ясны. ` .

Под” Одессой мы были в зерновом
колхозе. У председателя этого кол»
хоза нахмуренный лоб, ‘огрубеватие
руки. лицо его обжетрено; тубы сжа*
ты. Он с большим трудом старалея
скрыть от нас, что ему ужаено на-
доело нёс сопровождать, что у Hero
много дели без того... Но у меня с
своей стороны. тоже было дело: мине
нужно.было «осмотреть», и я остался
непоколебим. a

«Борьба за чистоту», — повторял то
и дело председатель. Я решил пой-
мать его на слове и попросил пока-
зать мне свинарник. Свиньи были
‘изумительно чисты. И все же на ето
взгляд этого было недостаточно,

Да, пифры прекрасны! 0б’ем 608-
данных материальных благ поразите-
лен. Но наиболее прекрасное произ-

\

же качество нового человека.
Начало новой человеческой породы.

ЛЮК. ДЮРТЕН.
	В той массе впечатлений, которые
мы с. моим другом Дюртеном получи-
ли во время нашего путешествия по

СР, отмечу два, являющиеся, fo-
MOCMY, основными ни определяющиеся
двумя словами: единодушие, мопо-
ROCTE.

есь Союз советских peony Game
проникнут атмосферой  энтузнаема,
солидарности, любви в общему ве-
ликому делу, ‘верой в. будущее, те-
роической и радостной любовью, к
работе сегодняцьнего дня .

Люди самых ‘разнообразных кру-
тов, живущие в’ противоположных
концах Советского’ союза: ‘ленинрал-
ские, московские, тифлисские,   одес-
	ские, киевские писатели, ‹ колхозиинх нуты на второй план. Они ие экдут
	модчаливо и покорно своей очереди.
Нет, они смело продвигаются в пер-
выё ряды, и доступ к общественной
двятельности им так же свободен, как
и Вход на спортивные стадионы.
	Какое вдохновляющее зрелище для
као, воспитанных на западной тира-
ний стариков! Вот директор совхова,
организующий работу 2 тысяч тру-
дящихся. Ему всего 30 лет. А вот
25-летняя женщина врач; она ру-
ководит гидро-терапевтической лечеб-
нидей, Перед тем как познакомить-
ся с комиссаром народного образова-
ния республики Аджаристана, я по
	Где-то в Кабардино-Балкарии. Се-
кретарь Нальчикског райкома пар-
тни сопровождающий пас в колхоз.
-На широких плечах — ирямоутольное
лицо, спокойное и волевое; на нем
читаешь: историческую трагедию. Оно
обезображено оспой, болезнь прошло-
To, ныне побежденная. Но шрамы
прошлого перекрыты выражением
энергии вполне современной. Это учз-
‚отник гражданской войны; глаза его
пронизывают. : :

-— Товарищ, — сказал я ему, —
это ‘прекрасный колхоз, он растет
очень быстро: Но не скажете ли вы
мне, что, по. вашему мнению, здесь
ещесне ладится? О чем спорили вы
в последний раз.с председателем?

Председатель, крепкий крестьянин,
сидевший рядом с нами и внима-
тельно следивший за всеми жестами
‘секретаря, при этих словах пришел в
заметательство.

— Пусть скажет сам председатель,
вели хочет, — отвечает. секретарь с
улыбкой, в которой мелькает стро-
тоеть. : :

Этот же секретарь жарким вечером,
после долгой поездки, совершонной
нами, с ловкостью и быстротой хи-
pypta paspesaer арбуз, чтобы утолить
нашу жажду. Лезвие, кинжала Пля-
шет, как танцовщица. И этот, же се-
кретарь. отвечая на какой-либо наш
вопрос или замечание, © жаром спо-
рит с нами по вопросам марксизма:
упорный, находчивый, полный веры,
	никогда не отступает HH на пядь.
‚Друтой секретарь райкома—в Гру-
зни; совсем молодой, всегда с улыб-
кой и блестящими глазами. О его на-
ходчнвости вы можете судить по од-
ному случаю. Е

‹ В колхозе «Заветы Ленина» я заме-
тил маленькую дверцу в фасаде но-
‘вого здания под клубом. Войдя, я
с удивлением заметил, -что очутился в
бывшей церкви: узкие оводчатые ок-
На свидетельствовали о ее. старом на-
значении. Здесь; прямо на земле, ле-
жало около пятидесяти кожаных ме-
гиков. Некоторые из них были откры-
ты, и в них виднелись круглые,
большие сыры. Об’емистые диски;
твердые и белые, с отпечатавшимися
на них следами ткани, в которой
онн отжимались. Какой-то крестья-
нин — беспартийный — раопределял
этя сыры. Он записывал в книгу вес
и количество трудодней... Три-четыре
здоровых парня в одежде из старой
темносиней ткани, там и сям укра-
шенной. тесьмой или бисером, ожида-
‘ли: своей очереди. Прекрасное зрели-
	ше, насыщенное живыми красками,
	еще более выигрывающими в полу*
мраке. «Как чудесно! — оказал Я
секретарю. = Реальность труда и
	ки, инженеры. рабочие, киноработ-
ННКй — все в равной степени про
являют энтузиазм и веру в социалв-
стическое строительство.

Создается впечатление, буд’ Ha
одной шестой земного шара миллио-
Ail мужзин, женщин, детей бодро и
радостно шагают в одном изправле-
кин по широкой и свободной  доро-
№, становящейся все прекраснее и
прекраснее по мере того, как они
продвигаются вперед.

Подобная гармония и едннодущие,
не- имеющие. ничего общего конфор-
мизмом, представляют собой явления,
		Путешествие по СССР — от: Ле
нинграда и. Москвы до Кавказа, по
Украине и Черному морю—запечат-
	лелось в памяти изумительным кра-
	ебчным калейдоскопом: Бесконечные,
длинные полосы черной земли; кре
пости, воздвигнутые из хлебных и
полролнечных зерен, сверкающие B0-
лотом и медью; широкие мазки жи*
вой лазури и зелени; большие кри:
оталлы новых. зданий, возникающие
словно в. химических кристалдизато-
pax. Подобное. бурное развитие‘ вез-
можно встретить и в других местах
земного шара, правда, в меньшей
‚ епени. Подлинный. характер этого
‘развития становится понятен только
тогда, когла ознакомишься © социаль-
ным порядком, тем порядком, кото-
рый служит: надежной‘ ‘основой ‘для
совхозов, колхозов, для государствен-
‘ных учреждений, ‘трестов, фабрик.
WON wT.” HL.   в

И несмотря на это’ весь’ успех,
	достигнутый смелостью и’ настойчи-.
	востью, не является още самым тлаВ-
ным. Естественные богатства, архи-
тектура, ‘кадры учителей — ace это
Тишь материальный или полуматери-
альный об’ект, вещь инертная. А раз-
86 великой целью всякого усилия лю-
‘дей не является в конечном счете жи-
30е человечество? Какое лицо прини-
Maer оно в этом новом. обрамлении?
da, таков основной вопро о”
‚ Едва прибываешь в Ленинград,
	Rak лица в толпе сразу отвечают ва уп
	этот вопрос. Лица ззроелых: здоро-
вые, серьезные и веселые одновре-
Менно. Их плоть`и их “выражение
свидетельствуют о прекрасном равно-
	весии. Лица молодежи: свежие, свет-.
	Лые и мудрые, тотовые ко всему...
Может быть, мне не легко постиг-
Нуть, но ‘некоторые поихологические
черты, которые можно лишь © боль-
шни трудом обнаружить в Калитали-
Ческом мире, здесь бейчас  кажут-
ta совершенно обыденными.
^_ Я вопоминаю об: одном очень глубо-
ROM samesannu Миханла Кольцова:
«Мы здесь He знаем определенного
рта людей, которым книшат- заиад-
о страны, — посредственного чело».
ека». :
	_ Чередо мной проходит ряд лиц;
	я
”

Унльнее, чем вое цифры, они про-
Уждают веру в гигантское и -небы:
залое дело, предпринятое Советским
<оюзом. Более. того, ни пробуждают
аобовь к этому делу..
„Эти лица вотречаешь повсюду: в
Москве, вреди ‘руководителей круи-
жейших учреждений, среди прохожих
Из любой улице. Но мне больше хо-
Чется говорить о. тех, дохопых встре-
нь неожиданно, не. ища, в Дале-
Ех уголках огромной страны, „ие
		ОТКЛИКИ ДЕЛЕГАТОВ
	Проф. ФРИДРИХ `ЗАРРЭ
: (Германия)
председатель международной ассо-

циации по wpaneKomy искусству и
археологии

Каковы мои впечатления эт вы-
ставки иранского’ искусства и. архе-
	О О EEE ONO NE ВЯ и

о олотин, открывшейся к Ш меж
родному конгрессу в Ленинграде?
		Выставка во многом поможет pa-
боте конгресса. Важно изучать вещи
не по рисункам, а по оригиналу,

ПГ международный конгресс в
Левинграде. будет иметь исключи-
тельное значение для’ дальнейшего
развития науки ‘06 ‘иранском  искус-
стве и. археологии. : :
	Рен, ДИБА (Иран)
	‚ Мне: ‘кажется, что ‘HERONS, более. не’ ‚ Прекрасные впечатления. Не’ толь:

MY такой грандиозной выставки.
ее всегда был мировым
центром иранского ‘некусства. Вы-
	ставка,   которую я вчера осмотрел,
еще-и еще раз подтверждает это.
	’Очень удачна экспозиция. Устрой-
ели выставки — акад, Орбели и его.
	помощник, располагая экспонаты.
	’ преследовали не вненне-художест-
_‘венные эффекты, а располагали веши
	но HX историческому и научному
значению. Выставка в общем ‘дает
целостное представление 0 развитии
нранской культуры и 66 взаимодей:
ствии © культурой ‘других народов.
Я считаю, что даже расположение зал
содействует успеху выставки: много
света, & это очень важно, если учесть
множество мелких экспонатов.

Не буду касаться отдельных экопо-
натов. Но должен заявить, что Эрми-
Tam обладает исключительными кол:
лекциями. Кладовые скифского 30-
лота совершенно изумительны. —Со-
	ветокие воллевциия непрерывно по-
	полняются. Советское. правительство
уделяет большое внимание археоло-
гическим раскопкам. Хорошо были
организованы раскопки в Средней
Аза и Туркестане.
		‚Ко WOICMY, что выставка в Эрми-
таже — велика. На выставке необы-
чайное богатство окопонатов  илан-
ского происхождения. В частности
Советский союз обладает кладом дра-
‘тоценных памятников искусства на-
Тодов Кавказа и Туркестана; созда-
завшихоя в тесной связи с иранской,
культурой. /
	Г-н КЭН (Франция)
	директор национальной бибпиотеки
в Париже`
	Меня поразило разнообразие экспо-
натов. Коллекции по искусству Цен-
тральной и Средней Азии могут сме-
79 считаться лучшими в Европе, тз-
кими коллекциями не может похва
стать ни один музей.

С восхишением лва раза осматри-
вал я собрание ценностей в Эрмн-
таже. Я был в клаловых, где хга-
нится скифское золото. Я могу смело
заявить, что способы. хранения и
экспозиции — образец для лучших
Myaees Enpores.

Замечательная . Вставка, заме
тельный музей Эрмитахи
	Народный комиссар просвещения РСФСР +. Бубнов открывает И!
	Маждународный конгресс по иранскому искусству и археологии, Сле-
ва.— министр просвещения Ирана г. Хекмет, сзади — т. Феликс Нон,
справа —-академин- И, OpGenn..