питерат:
			гэзота
		342)
	OJHbIM TE
		‘Пьесы театра — творчество’ всей
	труппы. Режисоер пишет сценарий, _
	дальнейшая разработка которото про“
изводится совместно с актерами. От-
сутствие твердо фиксированного тек:
ста дает широкий простор для импро.
визации. В’ комедии имеется ряд 0б-
разов, переходящих из одного пред:
ставления в другое и превратившихся
почти, в постоянные маски, например:
негр-слуга, отличающийся ‘большой
подвижностью, находчивостью и обт-
роумием (персонаж этот имеется и
в кукольном театре Ирана), тюрок и
так назывземый тлуповатый юноша-
простак. Исключительно хорошю ис-
полняются женские роли’ актерами-
мужчинами. . <
	Влияние балаганного театра сказы-
вается на приемах игры, заключаю-
щих иногда черты утрированной па-
родии и элементы пантомимы, приз
страстии к каламбурам и на взаимо:
отношениях актеров и зрителей. Вли-
яние кукольного театра выражается
в наблюдающейся временами автома-
тичности двнжений и жеста артистов:
при передаче, например,. чувства.
страха, изображаемого постепенным
приподниманием на носки артиста,
внушающего страх, или в походке
стариков, напоминающей движения
управляемых нитками кукол.

Народный театр Ирана, в силу
свойственного ему сатирического” ха-
рактера, должен был подвергаться
преследованиям со стороны  тоспод-
ствующих ‘классов и духовенства. Ин-
тересный пример этого представляет
сохранившаяся в соборной мечети
Лахиджана надпись — указ шаха.
Солтай Хосейна, датированная 1694 г.
В указе запрещается жителям зани-
маться устройством различного рода
зрелищ. и увеселений, .

Сейчас в Иране наблюдается быст-
рое исчезновение всех видов народ-
ного’ театра, В связи с этим BOGHH-
кает вопрос: должна ли считаться
законченной роль самобытного. на-
родного театра, насчитывающего 6бо-
лее чем тысячелетнее. существование,
или же имеются предпосылки для ето
дальнейшего развития. Мне кажется,
что накопленный веками опыт кол-
лективов комедийных актеров может
быть с успехом перенесен в создаю-
щийся новый театр Ирана,
	Р. А ГАЛУНОВ
	— делегат конгресса
иранского искусства
	искусства в
	BbICTABHKA
ОТКРЫТИЙ
И ЛОСТИЖЕНИЙ
	Меня часто. спрашивают, . зачем т
приехал теперь в Москву, и я неиз
менно отвечаю: для того, чтобы про
должать изучение театра, которое ;
начал до войны; для того, чтобы озна
комить Англию с советским театром

Каждый фестиваль превосходит пс
качеству. своего предшественника
каждый о фестиваль становится не
только ежегодным культурным собы:
тием мирового значения, мимо. кото-
рого никто, серьезно интересующийся
театром, пройти не может, но и на.
циональным культурно-воспитатель-
ным. орудием огромной важности
Фестиваль лает народам. СООР дра:
матическую иллюстрацию работы по
реконструкции страны, в которой все
принимают участие и которую театр
помогает полностью осознать и по-
HAT,

Сейчас цель советского искусства—
повысить культурный уровень масс
Фестиваль доказывает, что только в
Советском союзе делается новая, ци:
вилизация, Вот почему все, кто свя.
зан с этой новой цивилизацией, дол
MAN посещать Советокий союз как
можно чаще. А фестиваль должен
повторяться как ежегодная выставка
открытий и достижений театра,

Эти выводы родились в течение
фестиваля 1935 г.

Ни в какой другой стране ничего
подобного увидеть нельзя, Фестиваль
дал яркую картину творческой рабо-
ты советского театра. : ,

‘Hporpamma необычайно ботата и
разнообразна, Ни одна из постановок
не была похожа на другую. Каждая
постановка отмечена творческой лич-
ностью - коллектива — режиссер» и
артистов данного театра. И в то же
время наблюдается  изумительное
единство. Все связаны между собой
одной великой целью — участием в
величайшем строительстве, какого
	‚еще

не знал мир,
	самечательно то, что. каждое пред-
ставление может рассматриваться как
единое целое,.Вот «Король Лир» со
всеми элементами шекспировского
творчества, драматическая и высоко-
напряженная игра Михоэлса, шут в
изображении Зускина, прекрасные
декорации Тышлера — все выводит
на сцену конфликты и противоречия
эпохи Лира. Этому спектаклю нет
равного. «Жизнь на колесах» в Цы-
TaHOKOM театре отражзет освободи-
тельное влияние советского строя на
своеобразный вольный народ. «Ари-
стократы» освещают изумительную
историю постройки Беломорского ка-
нала, & постановка этой пьесы в Реа-
листическом театре является новым
примером экспериментально-творчес-
	кой работы, которая может иметь ме-
	сто лишь в Советском союзе,

Так спектакли фестиваля иллю-
стрировали факты, имеющие истори:
ческое и экономическое значение,
факты, под влиянием которых про-
исходит перестройка. обществ и куль-
тур. Иными словами, спектакли фе-
стиваля являли собой огромную со-
циальную и. эстетическую ценность.
		Г, О
Когда заходит речь о театре Ира-
ga, невольно возникает представле.
	ние © хорошо известных иранистам.
	итнозных мистериях «тэ», «зивь
х массовых траурных процессиях,
происходивших еще недавно в деся.
тый день месяца Мохаррема. Касать-
ся этих театральных жанров, & так-
же молодого театра Ирана, создающее
тося сейчас в стране под влиянием
западноевропейското, я не буду. Эта
статья ставит целью ознакомить чи»
`тателя © самобытным народным те-
` атром современного Ирана.

Основные виды народного театра,
существующие сейчас или бытовав-
шие до недавнего времени, состав-
ляют: театр марионеток — «Хэймз-
шеб-бази», театр типа гиньоль, назы-
заемый «Пэхлэван кэчэль», комедия-
gape и театр передвижных картин.

ртисты народного театра, называ-
вмые «люти», составляли раньше осо-
бую цеховую организацию, возглав-
лявшуюся старшиной — «люти-ба-
ши», Организации этой больше на

`’ существует, но старая цеховая тра-
диция сохранилась среди вртистов,
` строго соблюдающих правила взаимо-
отношений друт с другом. Артисты
народного театра подразделяются на
две труппы: «высшую», в которую
	входят артисты кукольного театра. .
	сказочники и Ффокусники, и «низ-
шую», которую составляют заклина-
тели змей, вожаки животных и ра-
ешники. Ремесло «люти» переходит
часто от отца к сыну, причем нови-
чок всегда начинает свою артистиче:
скую карьеру < амплуа ученика
{«шагерд»). Между артистами народ-
ного театра, как некогда у средневе-
ковых гистрионов, нет. резкого. раз-
траничения по жанрам и амплуа,
В одном артисте нередко соединяет.
ся кукольник, фокусник и сказоч-
НИК, :

Современный кукольный театр ти-
ла тиньоль сделался. теперь стациэ-
нарным. Юго сценическая площадка
‘находится на верху укрепляемой на
земле, палатки. Единственная разы-
трываемая в нем пьеса — «Пэхлэван
	хэчэль» — «Плешивый богатырь» —
	передала свое название театру. Co-
держание пьесы таково: Пэхлэван
‘влюбляется в красавицу Сэрв-е Наз-
ханум. Девушка отвечает ему взаим-
ностью, но перед влюбленными воз-
никает ряд препятствий в лице
братьев Сорв-е Наз — двух crpam-
ных дивов и их матери — старой
колдуньи Вэрвэрэ. Пэхлэван с ними
сражается и убивает их. После этого
Сэрв-е Наз сотлашается стать его же-
ной, Происходит свадьба. У Сэрв-е
Наз родится девочка. Действие за-
канчивается празднованием рожде-
ния ребенка.

Представление театра ‘марионеток,
называемого «Хэймэ-пэб-бази», - про-

ясходит на уровне земли, в вырезе,
	оделанном в нижней части палатки.
	Число действующих лиц, по еравне- о
		нию с театром «Пэхлэван кэчэль», на-
считывающем едва 8—10 фигур, очень
велико и достигает 70—80 персона-
жей. В Хэймо-шеб-бази ставится то-
же только одна пьеса — «Шах Се-
лим», представлявшая когда-то, пю-
зидимому, сатиру на турецкого сул*
тана, Селима, нанесшего иранцам по-.
‚ражения в 1514 году. В ней пароди-
‚руется. аудненция при дворе шаха
иСелима в присутствии английского и
` русского посланников, торжествен-
ность которой беспрестанно наруша-
ется шутовскими и непристойными
выступлениями отдельных персона-
met.

Один из эффектов представления—
непрерывное появление новых дейст-
вующих лиц и техническое совершен-
ство исполняемых ими акробатиче-
ских и хореографических номеров, В
драматургическом отношении пьеса
очень примитивна: она состоит из ря.
да сцен, в большинстве случдев ме-
жду собой ничем не. связанных. В
пьесах обоих театров точное отраже-
ние получают бытовые ‘и фольклор»
ные элементы. ‘Зритель присутствует.
			при церемониях, связанных с0.свадь-
	и рождением ребенка, отправле-
нии правосудия, выступлениях улич-
ных артистов, упражнениях экроба-
тов, жонглеров и атлетов и разнооб-
разных национальных танцах,

Небольшая  изменяемость  соци-
ально-бытовых условий в феодальном.
Иране привела, к известной стабиль-
ности тематики пьес. Таж, например,
содержание пьесы «Пэхлэван  Кэ-
чэль», показывавшейся в Тегеране в
1927 году, в основном совпадает 6
пьесой, описанной ‘английским путе:
шественником Опзееу около 125 лет
‘назад. Длительное существование на-
считывает и пьеса «Шах Селим». Од-
нако эта стабильность . относится
BRIS к сюжетному стержню. -

Специфическим, местным колори-
том отмечены пьесы, разытрываемые
в разных тородах Ирана. Кукольный
театр никогда не был оторван от дей-
этвительности и откликался на CO-
бытия общественно-политической жи-
зни. С течением времени в представ-
зения вводятся новые персонажи и
троисходит модернизация театраль-
вых аксессуаров, —
		Элемент пародии и сатиры, всегда
составляющий specificum народного
театра, предотавлен и в. кукольных
представлениях. В них высмеиваются
ханжество и жадность ‘духовенства,

подвергаются насмешкам европейцы.
‚ кукольному театру. близко при:
мыкает театр передвижных картин,
носящий название И ферэнг»
— «Заграничный тород», нас нет
оснозаний предполатать; что этот те-
атр возник в Иране из театра марио-
неток, подобно тому, как. некогда
южнорусский раек вышел из вертена.
Название театра скорее указывает на
ето иноземное происхождение, «Шэхр-
е ферэнг» предотавляет небольшой
металлический ящик с тремя увели-
чительными стеклами в передней
стенке, для зрителей. Внутри ящи-
ка укреплены два вала, Раешник
медленно перематывает свиток с кар-
тинами с одного вала на другой; на-
распев давая об’яснения показывае-
мым картинам. В райке демонстри-
руютоя лубочные картины работы
местных художников, изображающие
сцены из жизни имамов, и олеогра-
фин европейского происхождения.
Об’яснения к картинам примитивны
по содержанию и элементов социаль-
ной сатиры не заключают.
Друтой распространенный жанр на-
родного театра Ирана — комедия-
фаре, Происхождение этого театраль+
ного жанра следует искать в так на-
зываемом «тэглид-е», т. е.. в комиче-
ском имитировании чужих движений.
Исполнитель тэтлил’а, называвшийся
«могэплед», или «тэглидчи», прини-
‘мал когда-то участие в выступлени-
ях танцоров и окоморохов и изобра-
жал в карикатурной форме их дви-
	жения, К мотэллед’у восходит и ам-
	плуа актера в комедии-фарсе, даю-
щего карикатурное изображение ти-
пов населения разных пройинций
рана. ; ;
Комедийные труппы, игравшие
раньше во многих крупных городах
Ирана, сейчас отмирают. Мои’ наблю-
дения относятся к тегеранскому теат-
ру, основателем и режиссером которо-
то является Мирза Хосейн Моайед.
Труппа Моайеда, не имеющая своего
постоянного помещения и часто пе-
екочевывающая из одного квартала
ерана в друтой, состоит ив акте-
	ров-любителей — ремесленников и.
мелких торговцев тегеранского Oaga-

Поль Синьяк. «Гавань в Сен-Мало»

ро, Гогеном, Бертой Моризо, Гийо-
меном и др. Синьяк был последним
из оставитихся в живых участников
этой выставки. На этой выставке Се-
ра,’ Синьяк и примкнувший к вим
Цисбсаро выступают © уже сложив-
шимися принципами неоимпр
низма. :

В 1888 году ; Синьяк посещает
Бельгию, с которой не порывает свя-
зи, участвуя на выставках Салона
двадцати, а затем Салона. Свободной
Эстетики. В Брюсбеле же в Народ-
ном доме Синьяк выполняет свою
большую роспись «Во времена гар-
моний».

В 1889 оду он находит в Прюван-
се Ван-Гога и пытается вырвать за-
мученното арльскими буржуа худож-
ника из больницы,

С 1896 года — непрерывные путе-
шествия, Его излюбленные порты,
неутомимо изображаемые Марсель,
Ля-Рошель, Венеция, Генуя, Роттер-
дам, Константинополь.

В 1896 году раньше всех. музеев
Франции картину Синьяка приобре-
тает Берлинский музей. -
	С 1908 гола и mo KOHIta жизни
	OH — президент Салона Независи-
	мых. Синьяк принимает активней-
шее участие в организации француз-”
ского «Общества друзей СССР» и
«Ассоциации революционных худож-
ников. Франции». Своим друзьям —
советоким художникам он пишет: «С
больной радостью я констатирую,
что вы цените мое участие в борьбе
за искусство и человечество, кото-
рой я посвятил себя в течение пя-
тидесяти лет» и дальше: «Волелет-
вие беспрестанной борьбы с. лавиной
ужасов, которыми полна наша дей-
ствительность, мое здоровье настоль-
ко пошалнулось, что не позволит мне
предпринять поездку и присоеди-
ниться к вам на организуемой вами
конференции. Это для меня большое
огорчение, ибо только теперь я по-
настоящему понимаю и люблю вашу
страну, страну надежды и жизни,
тде вы осуществляете ваши идеалы.
которые и я лелеял с самой своей
юности».

15 аргуста 1935 roma умер замеча-
тельный художник и революционер,
увидевигий в конце жизни осущест-
вление. своих идеалов. хотя и в чу-
жой стране.

Вся деятельность Синьяка как ху-
дожника связана с течением неоим-
прессионизма, созданного в большой.
степени ето трудами. главнейшим
представителем которого после смер-
ти Сера он оставался.

Возникновение неоимпрессионизма
	матургии рассуждают как утодно: Te
атры и режиссеры =- как о сырье
и материале для: экспериментов, Tea-
тральные критики пишут о спектак»
ле подробно, обстоятельно, с - боль-
шим аппетитом, но забывая о-таком
существенном слагаемом театрально-
то искусства, как пьеса, драма, кото--
рая прежде, чем стать спектаклем,
была, есть и. остается литературным
произведением, которому нужно уде-
лять столько me (хотя бы!) внима-
ния, как и игре актеров и pemnocep-
скому толкованию’ текста.

О спектаклях пишут у Hac так,
что точная оценка и разбор пьесы
почти выпадают. 0 ее подлинных до-
стоинствах или недостатках говорят
тлухо — о вторых особенно тлухо,
отыгрываяюсь на опектакле. И в этом
большое зло, задерживающее как раз-
витие самой драматургии, так и раз-
витие эстетических вкусов публики,
зрителей, которых ложная оценка
пьесы только сбивает с толку. и не
учит, ‘а только отучает отличать хо-
рошее от слабого или посредствен-
ного,

Маркс говорил, что «предмет искус-
ства, а также и всякий другой про-
дукт, создает понимающую искусст-
во и способную наслаждаться кра-
сотой публику. Произведотво произ-
водит поэтому не только предмет
для суб’екта, но также и суб’екта
для предмета», Воспитывать эстети-
ческие вкусы мотут только хорошие
произведения и хорошзя критика,

К истории с «Платоном Кречегом»
можно было бы добавить еще и
«Аристократов>  Потодина, пьесу,
имеющую такой же шумный успех и
по тем же причинам, что и «Платон
Кречет». Мы говорим 06 этом для
того, чтобы показать, как ве нужно
относиться к драматургии и драма-
тургам, которые нуждаются не в за-
хваливании, & в разумной и трезвой
критике, заинтересованной в созда-
ний настоящего искусства.

Продвигая советскую драматургию
в театр, ее нужно вернуть в литера-
туру, рассматривать ее в связи CO
всей советской литературой. Только
так может критика руководить дра-
матургией и вести ев дальше к боль-
шим высотам, к настоящим победам.
	связано с одним из крупнейших ма»
	стеров конца прошлого века — Жор-
жем Сера. Остальные участники нео-
импрессионизма, как художник про-
летариата и революционер Maxcu-
мильен Люс, как Анри-Эдмонд  Дела-
Epya, работавший под именем Крос-
са, и др., сформировались уже под
влиянием лидеров течения — Сера
и Синьяка. —

Синьяк посвятил памяти Сера свою
книгу «От Делакруа — к неоимтрес-
сионизму», которая была теоретиче-
ским обоснованием всего течения.

Все положения этой вниги осно-
ваны на «авторитете высокого и свет-
лого гения Делакруа». В письмах,
дневниках и статьях Делакруа Синъ-
як находит подтверждение своих тео-
рий: неоимпреосионисты только сле-
дуют наставлениям этого учителя и
продолжают его. искания.

Увлеченный своей идеей макси-

мально светосильной, научно органи»
зованной живописи, Синьяк выби-
рает высказывания Делакруа, под-
тверждающие его собственные мыс-
ли, не замечая, что Делакруа, отнюдь
не противореча себе, придает в дру-
гих местах этим высказываниям 6о-
лее широкое толкование. Это отно-
сится и к проблеме «серого». и в
проблеме допустимости физических,
красочных смесей цветов, не етоя-
щих рядом в спектральном круге, и
к проблеме удаления © палитры ху-
дожника всех земляных красок. Это
одностороннее толкование — резуль.
тат ослепления Синьяка осветосиль-
ностью, которой добился он и его
друзья. Действительно, их картины
в белых рамах поражали силой пе-
гедачи света. Они забыли, однако,
что светосильностью проблема цвета
далеко не исчерпывается.
‚ Формальная логика все лальше
уволит Синьяка по пути сужения
изобразительных средств. Действи-
тельно, вряд ли существует в. обла-
сти живописи исследование более
формально-логическое, чем книга
Синьяка. Самая форма: разделение
по параграфам, наличие синоптиче-
ской таблицы как бы подчеркивает
наукообразность этой работы, Но. и
эта научность так же олностороння,
как и сама теория. Обоснование нео-
импрессионизма ограничивается толь-
ко законами физики, но совершен»
но обходит законы восприятия,

Мы сейчас уже не нуждаемся в
развернутой критике теории неоим-
прессионизма. Ве механичность, су-
жение художественных  возможно-
стей, крайний рационализм всем. по-
кятны. Нам для понимания лично-
сти Оиньяка интересно другое. Не-
смотря на самую горячую защиту
своих эстетических ваглядов и. сво-
их технических принцинов, Синья-
ка никогда. не покидает понимание
своего места в живописи: «Нужно ли
говорить о том, — пишет он, — что
	‘нам и не приходит на мысль cpape
	нивать неоимпрессионистов с их зна-
менитыми предитественникамн. Нам
хотелось бы только доказать, что
они (неоимпрессионисты) имеют пра-
во ссылаться на наставления тех ма-
отеров красок и света, с которыми
их связывают тесные узы»; С этой
скромностью великолепно сочетает-
CH терпимость к художественным
ватлядам других. Она дала Синьяку
возможность, при глубоком убежде-
нии в универсальности своей теории,
Bee же быть президентом Общества
Независимых.

Интересно еще и другое — что в
пределах   теории ‘неоимпрессионизма
творчество. самого Синьяка’ расцвело
очень полно; в то время как друтие
чрезвычайно остро ощущали узость
этого течения. Вспомним резкое от
ношение Лиссаро’к этому направле-
HHO, которому ‘он следовал три го*
да. Синьяк чувствовал себя в mopar
неоимпрессионизма ‘совершенно CBO
бодно. Ученый цветовел, он был под-
линным лириком, поэтом моря, пор»
тов, тонущих в -заходящем солнце
или возникающих из утренней мтлы.
Он нашел блестящее применение сво»
ей техники: его литографии с пяти и
шести камней — незабываемые 06б-
разцы литографекого искусства. «

Один из русоких поэтов сказал
как-то, что «птице легче всего пел
по геометрии». Это, конечно, He hu
всем породам птиц относится; Но
Синьяк был ‘именно такой птицей,
свободно поющей в пределах нёуч-
но-механической теории неоимпрес-
сионизма, Это `суб’ективное сбответ-
ствие живописи Сера и Синьяка 6
их теориями, которые они хотели
сделать универсальными, очень точ-
HO отметил и выразил в форме Has
стоящего пророчества еще в 1888 го-
ду в одном из своих писем Ван-Гот:

«Что касается  пуантелирования,
это красочное сияние, эту туманность
я считаю настоящим открытием. Од-
Wako наперед можно сказать, что. и
эта техника, как и всякая лрутая,
	HO сможет стать универсальной лог-
	мой. „Типгнее основание к тому, что

и «Большая миска» Сера, и пуанте-

лированные ‘пейзажи Синьяка, и

«Корабль» Анкетена с течением вре*

мени будут казатьея еще более opm.

гинальными, еще более ‘личными... в
93. ВИКТОРОЗ
		Франция потеряла одного из луч-
mux своих художников, блестящего
теоретика и художественного деяте-
ля; умер старейшина французской
живописи — Поль Синьяк. Это был
художник, который еще вместе с им-
прессионистами ‘участвовал в жесто-
кой борьбе за признание нового ис-
куоства. Это был последний выдаю-
щийся мастер, тесно связанный с
Ваи-Гогом, Писсаро, Дега, Сера, Со
смертью Синьяка как бы оборвалась
последняя нить живой связи с могу-
чим поколением импрессионистов,
импрессионизм отступил еще на шаг
в историю.

Арман Гийомен знакомит Синьяка
с импресосионистами. Синьяк в это
время почти не знает их живописи.
Он сам признавался потом, что его
привлекла к импрессионистам не
столько живопись, сколько их оппо-
зиционность  академизму, которая
представлялась Синьяку подлинной
революционностью. Молодой Синьяк,
так же как его будущие товарищи —
Максимильен Люси Жорж Сера, ув-
лекается социалистическими идеями
и преклоняется перед Жюль Валле-
сом.

В этот период начинается увлече-
ние Синьяка морем, которое стало
для него такой же страстью, как жи-
вопись. Свою любовь к морю Синьяк
перенес в живопись: порты, корабли,
парусники становятся его любимой
темой. Синьяк не был богачом —
любителем лодочного спорта, он был
настоящим моряком, технически и
практически вооруженным. Он спу-
стил на воду в 1891 тоду свою ях-
ту, которую назвал «Олимпией» в
честь картины Эдуарда. Мано, и 33-
воевал приз на гонках.

B 1884 rony Синьяк с группой ху-
ложников, работы которых были от-
вергнуты официальным Салоном, op-
ганизует выставку труппы независи-
мых художников. Это первое ядро
будущего Общества Независимых, ко-
торое открывается. в том же году.
Среди них Сера, Редон, Антран. На
этой выставке Синьяк выставил 4
пейзажа, написанных «цветами приз-
мы», Тотда же происходит его пер-
вая встреча о Сера. Синьяк анако-
мит своего нового друга с Писсаро,
который рассказывает о них Эдгару
Дега. Импрессионисты посылают для
ознакомления с творчеством Сера и
Синьяка Эжена Манэ (брата уже по-
койного в то время Эдуарда Mane).

После этого (в 1886 г.) Сера и
Синьяк участвуют на последней, вось-
мой, выставке труппы импрессиони-
стов вместе с Дега, Фореном, Писса-
	КконНвУРС
НА ДЕТСИУЭ
mEcu#ils

Ла конкурс,  об’явленный ЦК
ВЛКСМ. на детскую (лошкольную,
октябрятскую и пионерскую) песню,
поступило 600 текстов, Тексты и
песни поступают со всех концов 00-
ветского союза. Есть песни‘ на армян-
ском. украинском, грузинском, узбек-
ском, марийском языках.

К рецензированию текстов привле-
чены поэты и композиторы Москвы
и Ленинграда. В жюри входят: Мар-
шак, Барто, Асеев, Гидаш, Злобин,

Лучшие песни будут напечатаны
и передаваться по ‘радио.

Тексты будут приниматься до 1
октября в ПДХВД РСФСР им. Буб-
нова — Москва, Мамоновский _ пер.,
д. 10. :
	AETCH C
		в основе овоей искусоственна, хотя
это и ‘не очень бросзется в глаза.
Вот по всем этим причинам. пье-
6& А. Корнейчука кажется нам мало
удачной. Даже лучший ее образ —
Платона Кречет —` нельзя назвать
ярким и полноценным. .
Почему же все-таки пьеса  поль-
	‘зуется успехом? Почему же зрители
	аилодируют так энергично и оглу»
шительно, что театральные рецензен-
ты теряют способность трезвого кри-
тического суждения?

Нам ‘кажется потому, что, увлечен-
ные игрой ‘талантливых артистов,
которые силой своего дарования ес-
ля не превращают схему в живой
по-настоящему образ, то по крайней
мере ‘спасают ‘ее от окончательной
скукЯя, — наши рецензенты недоста-
точно обращают внимания на’ эри-
тельный зал. Да, именно публика и
актеры и в меньшей степени драма-
тург создают успех талантливому
спектаклю и посредственной пьесе. —

Ba все эти ды зрительный зал,
т. е. публика, тоже ‘проделал боль-
шую эволюцию. Было время, когда.
в зрительном зале на предетавлении
	советокой пьесы не было таких ап-
	лодисментов, не было такого едино-
дупеного отклика. :
	Коллекции московских музеев на выставк иранского
		культур)
		ПЕНТАНЛЬ
	которому — всем до единого — до-
роги ныши люди, наши интересы,
героизм и блатородотво наших дру-
зей и товарищей, приветствует каж-
дый раз сценический раюсказ 0 Ha-
ших советских людях:

Что же, значит ли 970, что пьеса
действительно хороша? Или это вна-
чит, что политический уровень пуб-
лики вс6в-таки вышф ее эстетическо-
го уровня? Думается, что это дейст»
вительно так. Дело в том, что в пе-
риоды больших общественных под’е-
мов даже слабые произведения ис-
кусства способны вызывать искрен-
ний восторг публики. Схему худож-
ника она сама наполняет горячей
кровью, скелет облекает живым мя-
сом, согревает его подлинным ‘сочув-
ствием тем мыслям, настроениям и
поступкам, которые показаны на сце-
не, аплодирует словам, идущим в
зрительный зал, и тем крушнее уда-
ча автора, если слова эти произно-
	сятся устами талантливых актеров.
	‚ Но если еще сегодня политический
и эстетический уровень широчайпгих
слоев, только сейчас впервые при-
общающихся к искусству, еще не оо-
внадают, то не является ли обязан-
ностью критики, особенно театраль-
вой критики, повышать этот эстети-
	НАЯ ДЕЛ
		ний © даровании ВКречета, игры на
скрипке и увлечения Лидой, в пьесе
ничего по существу нет, она лишена
поэтической «изюминки», настоящего
драматического конфликта, который
об’ективно способен двитать  Дейст-
виа. ‘
	Кроме Кречета, который Bc же
лучше других, и за исключением от-
дельных. живых черточек в характе-
ристико некоторых образов (Ban.
здравотделом Бочкаревой, пионерви
Майи, дочери ‘предисполкома), все
остальные очень слабы и. примитив*
ны. Предисполкома  Берест, вечно за-
нятый до того, что-ему некогда побе-
седовать со своей. дочкой, — блед»
ная копия более ярких неудач. Зав.
больницей Аркадий Павлович — ме-
лодраматический злодей, легко. .со0-
вершающий подлости и с еще боль-
шей легкостью перерождающийся, то-
же неудачен и психологически  со-
вершенно неубедителен. Советские
беллетристы уже научились такие
фитуры рисовать более сочными кра-
соками, более убедительными слова-
ми. Образ председателя исполкома,
большевика Береста мало удачен, по»
тому что по замыслу драматурга Бе-
рест должен быть умным и проница-
тельным человеком, но в истории ©
проектом архитектора Лиды. этой
проницательности проявлено малова-
то. Берест поздравляет Лиду <- бле-
стящей защитой проекта, но после
нескольких замечаний Кречета, пред;
исполкома, моментально сотлашаясь
с Платоном, приостанавливает даль-
нейшее продвижение . проекта, ин-
формацию о нем в печати и т. д.
Таким ‘образом первый момент про-
тиворечий между Платоном и Лидой
построен на этой несложной ‘и. не-
сколько налуманной основе.
	Все дело конечно в том, что пои”
хологическую правдивость и убеди-
тельность образов Береста и Лиды
автор несправедливо принес в жерт-
ву своему главному герою, Платону
Кречету. Но никто от этого ине ока-
залея в выигрыше. Потому Что «воз-
вышение» Кречета явно идёт за счет
принижения людей, которые никак
не хуже Кречета. Коллизия, создан-
ная Корнейчуком, неё способствует
правдивому раскрытию образов. Она
	На представлении пьесы А. Вор-
нейчука «Платон Кречет» публика
чрезвычайно бурно реагировала и
встречала аплодисментами ряд эпи-
зодов «Кречета». Если по этому от-
ношению публики судить 0 пьесе,
ве безусловно придется признать
‘крупнейшим явлением советской дра-
малургии, что’ собственно и делают
газетные и журнальные рецензенты
и критики театра.

Правы или неправы. театральные
критики и рецензенты, мы увидим
позже, но почему же пьеса пользует-
-ся таким успехом, в чем корни это-
то успеха?

Может’ быть’ это покажется пара-
доксальным, но нам думается, что
успех «Платона Кречета» создан дву-
мя факторами — публикой и тват-
ром. И меныше всего — ‘автором, на
долю. которого зато приходитса боль-
шая часть успеха. >.

Как произведение драматургии,
«Платон. Кречет» определенно слаб.
В нем мното мелодраматизма и сен-
тиментальности, наивных  предста-
влений о людях, которые в пьесе
олицетворяют пролетарокую интелли-
ренцию. И как бы ни была очевид-
	сует образы своей несколько старо
модной по приемам пьесы, ей явно
нехватает тлубины и содержательно
CTH. ,
	Кречет, обучающийся игре на
	скрипке для того, чтобы сего пальц»,
пальцы хирурга, приобрели большую
тибкость и подвижность, не очень
выразительный штрих, бледная и ху-
досочная деталь. История с нарко-
мом, тяжело раненным при автомо-
бильной катастрофе, и нуждающим-
ся в срочной операции, притянута
буквально за волосы. Стоит. вынуть
этот случайный эпизод из пьесы, и
она потеряет свою основу.
	Способность Кречета не только ра-
ботать, но и любить, увлекаться жен-
	шиной — это слишком бедно, чтобы.
	из этого создать хоронтее драматур-
тическое произведение на тему 0
пролетарской интеллигенции. А вель
кроме этого, т, е. авторских указа-
		За эти годы выросла; и очень силь- ческий. уровень? Не стоит ли заду-
	но, политическая сознательность зри-
тельного зала, т. е. публика; акте-
ры и, разумеется, драматург стали
ближе друг другу. Короче говоря, ин-
тересы социализма, новые социали-
стические чувства и мысли стали ор-
таническим достоянием гораздо боль-
шей массы людей, чем раньше.
	Когда на сцене П. Кречет удачной
	операцией спасает наркома, зал 09>
рунгивает на сцену гром аплодис-
ментов. Аплодируют не потому, что
этот эпизод литературно и сцени-
чески удачен, — в художественном
отношении он слабо сделан, — & то-
му, что спасен нарком, наш нарком,
чорт побери, а не какой-нибудь там
буржуазный министр.

Когла в больнице ванитарка, Хри-
стина Архиновна рассказывает эпи-
зод из эпохи гражданской войны.
(a со сцены в живом актерском Hite
полнении он прозвучал не плохо),
аплодисменты снбва’ гремят в’ зри-
тельном зале, Это зрительный зал,
	°маться над тем, что очень скоро бу-
дет день, когда обо «стороны созна-
ния» зрителя —- политическая и
‚ встетическая —- сомкнутся на ещо
более высоком уровне, и многим ре-
пензентам придется еще при их жиз-
ни отмежеваться от своих не в меру
’ восторженных оценок,
` Успех «Кречета» об’ясняется ведь
A Tem обстоятельством, что «Кре-
чет» — одна из лучигих, даже луч
‚ шая, как утверждают некоторые ре-
` пензенты, пьеса в текущем сезоне.
` Лучшую из менее хоронтих пьес, ко-
нечно, надо приветствовать! Но ‘это
надо делать так, чтобы была реаль-
ная польза театру, публике, совет-
‚ской драматургии в целом и снособ-
‚ному, молодому драматургу Корней-
°чуку в частности. :

`Как это сделать? Критике’ надо
< воерьез начать разговаривать о дра-
‹ матуртии как об одном из видов. ху-
дожественной литературы все-таки и
	по преимуществу. Бедь у нас о дра`_
		Коллекции московских музеев на
выставке иранского искусства в _
Ленинграде. Ваза, покрытая лю-
	стровой росписью, из г. Рея.
ХИ в. (Из Государственного му-
звея восточных культур),
	В порядке обсуждения,