литературная

И. МАКАРОВ
		MNEQINP *OX/ONKOLA
					‚— Что? Зоит, вот что!
— Какой зонт?
	зацепившись одной ногой за желоб и,
размахнувшись изо-всех сил, бросил
в воздух какой-то белый: клубок.
Пролетев несколько метров, клубок
этот раскрылся, из него вывалилась
небольшая кукла. сшитая из’холста и
туго набитая опилками. Кукла пови-
сла; на белых нитках в воздухе под
зонтиком, и чудесный парашютик
плавно спустился на землю. Какой-то
		нему, но его оттолкнули наши.

— Куда ты лезешь, — закричали
на него, — ваги что ли? — Ham, Ka-
цы.

Трое наших парнишек подняли па-
рашютик и понесли его Каце на кры-
my. Публика тотчас же окружила
наш дом. Каца снова бросил, и опять
кукла плавно опустилась вниз.

‚— Затяжной, Kanal -—— закричал
какой-то парнишка, когда снова по-
несли паралиют на крышу. Все ребя-
тишки и даже кое-кто из взрослых
тоже закричали, чтобы Каца сделал
затяжной. прыжок. Складывая пара-
пиотик, Каца еще. ближе полвинулся
к краю и, свисая оттула, заглянул на
тротуар.

— Ребята, — сказал он, — следите,
чтобы не вышла тетя Маша.

— Следим, следим! — ответили ему
снизу, `— а ты на провода не поса-
ди, Каца. -

° — Нет, — уверенно ответил Каца.

— Затяжной! — скомандовал он и
метнул сверток над серединой улицы,
стараясь миновать провода. а

укла выпала из клубка, но пара-
шют не развернулся, и она тяжело;
как человеческое тело, шлепнулась о
камни мостовой. До тото особенный
был этот глухой звук удара куклы о
камни, что казалось-—упал и разбился
насмерть человек. Нали квартальный
милиционер Акимушка вышел из пу*
блики и, задрав вверх лицо, сказал
Каце:

— Ты, паренек, от края отойди,
шлепнешься.

— Ну, да, шлепнусь, — небрежно
отозвался Каца, и уж просто из-за
удальства подвинулся еще ближе к
краю.

Но тут вдруг, как бы опомнившись,

заплакала маленькая девочка, пяти-
летняя дочь Марии Ивановны Тузи-
ковой. Куклу Каца выпросил у ней,
чтоб «полетать на, парашюте». Когда
затяжной прыжок не удался, и кукла
шяепнулась о камни, она, казалось,
не постигла того, что упала только
кукла, простая, холщевая, набитая
‘опилками кукла, а не живое сущест-
во. у /
Она кричала все Зромче и громче.
 Требовала назад свою куклу, которую
снова, вместе с парапоютиком, унесли
на крышу. г

Наконец ее вопли услышала мать.
Едва только Каца успел сложить па-
рашютик и наклонился над самым
храем крыши, чтобы бросить, как
снизу от налних ворот раздался тре-
вожный крик:

— Тетя Маша бежит!

Каца качнулся своим перегнутым
туловищем назал, потом вновь на-
клонился вперед, стараясь рассмот-
реть среди публики, далеко ли еще
тетя Маша; :

—= Бросай! Не ‘тронет! — закричали
из публики. Каца распрямился, озор-
но подмигнул публике и, скоманло-
вав: «затяжной», — бросил.

Пролетев половину расстояния бес-
форменным и беспомощным свертком,
параппотик вдруг легко щелкнул в
воздухе, развернулся, и кукла пдав-
но спустилась вниз. Но сейчас же к
ней полбежала Мария Ивановна, еще
в воздухе утадавшая свою куклу.
Схватив ку5лу, сна наступила ногой
на зонтик, рванула, разорвала крас-
ненький поясок, которым кукла бы-
ла прикреплена к нитям парапготика
и, освободив наконец ее, крикнула:

— Bot ворища! Куклу, и ту спер.
	Защитники в доме есть зато. Весь дом’
	бъется и не мотут выселить. Анвет
олин на семи дубах.

- Она схватила за ручонку дочь и по-
волокла было ее домой. Но тут не
стерпел Акимушка, наш квартальный.
Растопырив руки, он остановил Ма-
рью Ивановну и об’явил.

— Гражланка, я вас арестовываю
за...

— За что, за что? За что? — закри-
чала Мария Ивановна. Акимушка хо-
тел былю что-то сказать. Толпа тесно
окружила их, и Кацу никто уже не
замечал. Но тут снизу: раздался чей-
то ребячий вопль;

— Каца упадет! ,

Все посмотрели вверх. Каца сидел
на самом краю крыши так, что одной
ногой упирался в каменный карниз,
затнув ее под железо. Сидел и, содро-
таясь всем телом, молча плакал. ‘
	1 3
	На нашем дворе жил мальчик по
прозвищу  Каца. Никто из жильцов
не знал, чей это мальчик. Говорили
—дворника, но лворник — борода-
тый и степенный мужик — тоже
«шугал» Кацу за озорство и тнал со
двора: мальчик прямо неизвестный.
Где он спал, как питался — тоже
никто не знал, да и не задумывался
никто над этим. Каца просто мешал
всем в доме, пухал всех; все думали,
вот-вот он перепортит наших ребяти-
шек, Кацу всячески притесняли и
старались не допускать к нему де-
тей. }
	В каждом доме, где. много жильцов,
есть упервая скрипка», т. е. такой
жилец, который во всех зелучаях. воз.
главляет общественное. мнение дво-
ра. В нашем ломе «первой скрипкой»
числится Марья Ивановна Тузикова,
тетя лет сорока пяти; она и пошла
	во главе общей травли, направлен-
ной на Кацу.
	Мне лично Каца ничем не мешал,
Наоборот. меня радовала отчаянная
беззаботность этого мальчика в tpy-
сах, © большим животом, © перегну-
той вперед спиной. губастого и залто-
	релого, как никто из ребятишек на-
шего лома.
	Один раз, когда я спускался по
лестнице, внизу раздался выстрел из-
ключа. Зная, чо ребятишки наши
‚любят играть в «Чапаева», я быстро
подошел к ним и, ‘изображая Чапа-
ева, строго спросил. :

— Кто стрелял?

Каца сразу доталался, и, как в
фильме, ответил: р

— Это мы сами тут, Василь Ивано-
вич. одного...
	С этого раза Каца уже окончателвь-
но избрал меня своим покровителем,
Но он сделал неосторожность: ‘как-то
ребятишкам OH сказал. что я дал
ему рубль на кино, и назвал им ме-
НЯ — «овой в Доску». Слух об этом
дошел до Марьи Ивановны Тузико-
вой. Она и без того меня недолюб-
ливала за то, что у меня была самая
большая квартира в доме. Тотчас же
она заявила об этом в домком. Меня
вызвали и} спросили — на каком ос-
новании я «прикрываю» хулигана и
воришку Кацу. Тут же мне об’явили,
что будет’ поставлен вопрос о моем
выселении, так как, дескать, кварти-
ры нужны кому следует, а не...

— Кто докажет, что он хулиган и
вор? — перебил я. <

— Всем известно. Марья Иванов-
на заявила, — ответили мне.

Я молча сел за стол и написал в.
нарсуд просьбу привлечь их к уголов-
ной ответственности да неосновалель-
ное оскорбление ребенка.

В доме все об этом узнали, Кацу
перестали: гнать со двора и даже как
будто примирились с ним.

Но вдруг в нашем доме случилась
кража: у Марьи Ивановны` пропал
зонтик, и украл его Kara. Ona cama
видела, как Каца «убежал куда-то»
с зонтиком.

Едва только Марья Ивановна заво-
пила, что у нее Каца украл зонтик,
сейчас же во дворе у нас собралась
толпа жильцов. А Марья Ивановна,
увидев общее сочувствие. впала. в
неистовство, Я Le

— Милые мои, — взывала она, —
семнадцать рублей. отдала в распре-
делителе. Новый зонт. новый. Вори-
ma! Ворища! И сделать ему ничею
He MOTH — защитника нашел: Дом-
ком! Домком! — вдруг закричала
она. что есть мочи. — Где домком?
Выселять надо таких защитников,
Квартиры и другим нужны. Живут,
как господа.

До сих пор жильцы молчали: в до-
ме знали, что Марья Ивановна зонта
никогда не имела, а если бы и ку-
пила в распределителе, то давно бы
перепродала его на рынке. Ей хотя
и сочувствовали. но остерегались от-
крыто выступить против Кацы после
моей утрозы подать в нарсуд. Но ед-
ва лишь она крикнула о’квартире,
тотчас же загудели все, все очень
дружно, а некоторые принялись уве-
рять, что сами они видели, как Маз
рья Ивановна принесла из матазиня
зонт.

Вскоре на крики жильцов пришел
квартальный милиционер’х которото
мы звали Акимушка. Зная, что Аки-
мушка очень почтительно относится
ко мне, Марья Ивановна сразу же
накинулась на него:

— Милиция! — мнотозначительно
затолосила она, — штрафы сдирать,
так она — милиция, а вот ворам и
защитникам ихним — под козырек:
почтеньице-уваженьице. .

Акимушка, оскорбленный ни 38
что, ни про что, насупился. Он потя-
нул за козырек свою фуражку, на-
двинул ее на глаза и строго спросил:

— Что у вас украли, тражданка?
			‚Ипранцит ожтогксяа/      ЗАЧАДНЫЙ ЗРИТЕЛЬ
	ФРИЛРИХ ВОЛЬФ.
	Что особенно интересует западного
зрителя в советском театре? , Е

Большие восторти западных гостей
вызывают представления в Цыган-
ском и Еврейском  государствен-
ных театрах: существование теат-
ров угнетенных до сих пор Ha-
циональностей, мастерство этих те-
атров и их своеобразие являются
для западного театрала абсолютной
новостью. Однако © чисто театральной
точки зрения особенно заинтересова=
ли представления в театрах Вахтан-
това и Охлопкова. Я лично видел в
театре Охлопкова с 1932 г. «Разбег»,
«Мать» — в инсценировке Цетнеро-
вича, «Железный поток» и «Аристо.
Kpatos». Sicho выступают перед нами
два главных принципа театра, кото-
рые и он сам всегда подчеркивает:
1) экспериментальный харажтер, 2)
единство актеров и зрителей.

Как раз обе эти особенности и де-
лают театр Охлоюпкова интересным
для запалного зрителя. Потому что
западный зритель, который хочет ви-
деть советский театр, не ожидает от
него каких-либо классических поста-
новок, лаже если бы это была ин-
тересная интерпретация Шекспира.

На Западе знают волшебные иноце-
нировки Макса. Рейнтардта «Сна В
летнюю ночь» и «Лира» в театре 0е-
кара Штранла «ВавпепЬПаеги». Зна-
ют Жозефа Кайнца и Моисси, играю-
щих Гамлета и Ричарда ПП, Вернера
_Крауса в «Фальстафе» и Дузэ в «Кле-
оспатре». Но не знают, за исключением
некоторых театров в- Прате и Нью-
Йорке, «живого» театра, который
дерзал бы © молодой силой экспери-
ментировать. Не знают театра, подо-
шелтиего вплотную к зрителю, акти-
визирующего его, театра, создающего
единство сцены и зрителя, такого,
каким является ‘в Москве театр Ох-
лопкова.   `

Экспериментальный характер ох-
JOonKOBCKOTO театра — помимо худо-
жественного темперамента и метода
работы этого режиссера — определя-
ется и выбором темы. Разве случай-
но, что все спектакли в театре Охлоп-
кова трактуют «эпический» материал,
что они являются драматизированны-
ми романами: от «Разбега» к «Мате-
ри», «Швейку», «Железному потоку»
до «Аристократов». Что касается со-
держания, темы, то Охлопков избегал
до сих пор развития больших, траги-
ческих ‘характеров, как Лир и Ри-
чард. Ш или Емр Вулычев. Он берег
состояния, события, причем ланд-
_шафт — Беломорканал, горы, стани-
цы-—играет такую же «действующую»
роль, как и коллектив странствую*
щих, работающих, борющихся масс.

Эта ‹ тематика — борьба; работа,
странствие коллектива — это солер-

‚ жание и идеи обуславливают так же
°и форму, стиль прелставлений. Пол-
ное устранение сцены — райка, раз-
деление действия и сцен на десяток
‚ отдельных эпизодов, которые все же
не являются индивилуальными веща-
‚ МИ «в ©6бе»;—& частями одной кол-
‚ локтивной сульбы, одной коллектив-
ной волиа перенесение игры в зри-
тельный вал, «соприкосновение» ©
- зрителем; как это имеет место в «Же.
- лезном потоке». — все эти элементы
стиля и формы не являются каким-
либо ‘формализмом, они обусловлены
выбором материала. идейным содер-
 жанием вещи. Но для тото, чтобы те-
 атр развил в полной мере свои начи-
нания. он не может оставаться в по-
мещения, которое ни в какой степе-
HH не отвечает методам ето работы.
Несмотря на некоторые возражения,
которые я, как драматург слова, имею
по поводу инсценировки «Железного
потока». я все же считаю как раз это
созлание Охлопкова наиболее после-
довательным. лучшим и типичным.
Театр Охлопкова несет сейчас в те-
 атральной жизни Советского союза
особую функцию. Это не музей, не те-
< arp развлечения или спокойного нас-
 лаждения, это своето ‘рода театр эк-
` сперимента и ‘борьбы.
° Как раз поэтому он так близок нам,
x
i
ь

И Др О ах

работникам западного театра.

Новое содержание, новые пробле-
мы требуют как раз в искусстве
новых форм. Театр Охлопкова как эк-
спериментальный театр и театр борь-
бы может стать мостом к борющимся
на Западе художникам и работникам
театра.
	@ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ
		Вспоминаю трехдневную «сечу» в
зиму 1931-82 г. — дискуссию вокруг
спектакля .«Разбег»—последний яро-
стный бой со старой доапрельской си-
стемой... Тесно набитое помещение
Веероскомдрама, удары критиков,
бледнеющего от гнева Ставского,
воепышки Охлопкова, реплики, выкри-
ки, угрозы... — Новая драматургия,
новый театр прорывались сквозь’ за-
градительные раппотряды...

«Разбег», «Мать», «Железный по-
ток» — это было здорово смело. В
этих спектаклях была дерзость ‘мыю-
ли, молодость.

Затем что-то стало происходить ©
театром. Пъесу Б. Брехта не сдела-
ли. Ушел художник Штоффер, внес-
ший в театр так много. Ушел Цетне-
рович. Затем на трагическом материа-
ле стали делать «карнавалы»... —
Все это, товарищи из Реалистическо-
то театра, — не радует. Театр повер-
нул куда-то с курса. Голубые служ-
ки, скрипки, шармантные стилиза-
ции. Может быть, вам стоит поискать
нового в ваших же спектаклях 1932-
33 г.? В суровости, простоте,. муже-
ственности, в просторах, а не ба-
летной беззвучности, чуждой! нластн-
ке, эстраде, бледных панно... Здесь
дело совсем не в «форме». Реалисти-
ческий театр должен быть — таким
он заявил себя, — театром боев, иска-
ний, нового духа. — Изменять деви-
зам нельзя.

Приходит в толову мысль: близко
ХХ-летие Октября. —  Реалистиче-
ский театр мог бы создать спектакль-
шедевр: густой, насыщенный обзор,
воспроизведение советского искусст-
ва, театра, зрелищ, масс, бурлящей
жизни, митингов, уходов на фронт,
драм, комедий 1917-21 годов. — Сме-
ле, широко развернуть перед CCCP
1937 пода жизнь молодой, ‘блед-
ной от голода, но неукротимой, рву-
щей блокаду РСФСР... Пусть гремят
футуристы. пусть мелькнут отрывки
греческих тратедий для эшелонов
Красной армии, пусть читают Блока
и Демьяна Бедного, пусть раскроется
быт тогданьней семьи, пусть прозву-
чат толоса из «Марии» Бабеля, пусть
вновь покажут себя неисчерпаемые
матросы... Это должно быть огромное
	календоскопическое, напряженное
смотрение: вот наша жизнь, вот мы
тогда, вот_мы те... — В добрый путь,
	Реалистический теать.
	‹ 4 схема коистрчкчч а.
	9-5 BaPuUAHINEl NAAN
ровогк.
	иантов форм зрительного зала,
вертящимся стульям в театре
бкой и форма размещения
цего спектакля «Мать» и т. д.
	— Новый, черный... Милые мои,
спрашивает, какой зонт. Семнадцать
рублей при всех отдала, а он спра-
щивает, какой зонт... Милиция!

Но тут papyt откуда-то из-за бочек
вышел сам Каца. Все сразу увидели
е№ и повернулись к нему.

Бледный, но не по-детски спокой-
ный, похожий на взрослого, он не-
спеша подошел вплотную к Марье
Ивановне и, тлядя снизу вверх ей в
лицо и еще больше выпячивая свой
живот, громко саросил:

^— Это я украл, по-твоему, зонт?

о дальше он не выдержал. Сле-
зы брызнули ему на щеки, он весь
затрясся и, судорожно ухватившись
за милиционера, закричал.

— Арестуй ее, спекулянтку, арес-
туй! Врет она, Маша-колбаша! — И
вдруг, скорчив залитую слезами ро-
жицу, он принялся дразнить Марью
Ивановну ‘и всех сразу.

— Ку-уцила, — тянул он, подражая
и ей и всем, — сами видели... за сем-
надцать рублей — Опать ця на ее-
	кунду примолк и вдруг голосом,
ТОЧЬ-В-ТОЧЬ, как у Марьи Ивановны,
выкрикнул: — Новый! Черный! Ты
	видела, как-я нес черный$..

В одно мгновенье он нырнул за
бочки и опять выскочил оттуда с зон-
тиком. Моментально он сдернул чер-
ный чехол и развернул белый, в зе-
леных полинявших цветах, зонт, ка-
кие носили лет пятьдесят тому назад.
Тотчас же все мы узнали этот зонт со
сломанной тросточкой, неизвестно кем
и когда брошенный на нашем черда-
ке.

— Это твой? — кричал Каца. —
Это черный? Это новый?.. А! ее,
спекулянтку, арестуй! — Он’ завиз-
жал беспомощно, сел на землю, при-
нялся долбить концом сломанной тро-
сти у себя в нотах и кричать свое:
«Арестуй ее, арестуй!..»

Каща ужасио затордился своей по-
бедой над Марьей Ивановной. Еще
не успокоились жители и не все еще
разошлись по домам, а он уже за-
брался на крышу нашего трехэтажно-
го дома и, сидя у слухового окна на
солнцепеке, насвистывал там. Отто-
пыря губы и никого не замечая, он
сисредоточенно привязывал к. ручке
зонтика камешек. А привязав, ‹рас-
хрыл зонтик, поглядел вниз и, увидев
_веснущатото, хило мальчика из 13-й
квартиры. крикнул ему, показывая
	— Седой, вот. гляди: параптют ‘на
палочке.

Тут он поднялся, ничуть не боясь
сорваться, подошел к самому желобу
и 0зорно крикнул:

— Рразойдись!.. Новый рекорл па-
радиютки Нюши Слепцовой! (Нюша
Слепцова первая в нашем городе
прыгнула с парапютом).

Он бросил sont. Ho sont не поле-
тел плавно, & перевернулся, зацетив
за карниз, потом едва не стукнул
привязанным камнем по стеклу и не-
уклюже кувыркаясь в воздухе упал
на двор, а
Жильцы все это видели, поняли за-
тею Кацы, и почему-то теперь особен-
HO она рассердила всех, эта . затея.
Марья .Ивановна, которой. неудобно
было уйти со двора, не оправдавнтись
перед всеми за свою ошибку (виро-
чем, за эту оптибку свою. она опять-
таки винила Кацу — «он мот бы по-
казать мне зонт, когда бежал»), Марья
Ивановна горячо затараторила:

— Я лак и знала. Так я и знала,
Новое дело: паралнотка Нюша Слеп-
цова, Над всем тородом юбками сво-
ими трясла, кто — я! город юбками
накрою, глядите, добрые люди, мне
под хвост. Теперь у него Нюша Слеп-
цова... Тьфу, дьяволенок!

Капа в это время спустился на
двор, враждебно обошел о жителей,
поднял свой зонт, сложил е0 и
скрылся в своем, никому нам неиз-
вестном, убежище.

Только к wsetepy Kana появился
вновь. Появился он теперь уже не
один, а в полном окружении’ всех
напгих ребятишек, которые совсем по-
своему восприняли его затею C зонти-
‘ком. Дружной оравой вызвалили они
прямо на улицу. Дом наш стоит близ-
ко к Волге, почти на берегу, на тихой,
заросшей зеленым дерном улице: го-
рожане очень любят гулять у нас под
вечер, смотреть на реку, на пологий
берег < чистым песком, на множество
белых гусей и тусенят, ковыляющих
6 и по домам. :

ото публинного гулянья и ждал
Кац, собрав наших ребятишек. Te-
перь он снова забрался на крышу,
перешел Ha скат, расположенный со
стороны улицы, вотал на самый край,
		цену, если придется убедиться в том,
	‘что от художника требуется больше
	уступок, чем от режиссера.

Первоначальный замысел оформ-
ления спектакля «Не сдадимся»
сильно изменили. Первый вариант
макета строился не столько по прия-
ципу «похожести» на действитель:
ную обстановку, в которой находи-
лись челюскинцы, сколько в плане
создания художественного образа, ла-
теря челюскинцев. Передать зрите-
лю ощущение тревоги, непрерывной
опасности, зыбкости, заставить акте-
ров двитаться по неустойчивой пло-
скости, по колеблющейся поверхно-
сти было целью художника.

После консультации со специали-
стами,— не отказывал нам в советах
и Отто Юльевич,;— оказалось, что В
макете много погрешностей против
правды. Льдина, на которой. распо-
ложен был ‘латерь,— в несколько ме-
тров толщины, — никак не могла 38-
метно колебаться под тяжестью по-
павигих на нее людей. В утоду жиз-
ненной правде ‘пришлось отказать-
ся от ‘этого художественного образа.

Прилилось искать разрезения ›3а-
дачи другими путями. ,

Чрезвычайно важно в этих декора-
пиях освещение. Камерный театр,
располагающий прекрасным вмлюрт-
ным осветительным оборудованием,
сумеет добиться здесь нужиых
результатов. Надо только опасаться,
чтобы увлечение , приятным, порой
размягчаютим пряным освещением,
тодным для такого спектакля, как
«Египетские ночи», не допустило бы
Hac до опибкм B челюскиновом спек-

о Е ас ий en eer te
	Tanne, требуюацем большюй стротости.
	скупости, холодности светотени
Работа над «Комиком» B ти
nome ne обошлась без компромиссов.
	aA OM тт “
То, что увидит Ha сцене зритель,
урезано против первоначального ва-
рианта макета в ©мысте выдумки и
		Иеста зрителей/на врачающихея парных счльях
	Благодаря передвижным  сценем,
	движущимся. площадкам со зрителем, верг
форма зрительного зала со сченой- коробкой
	может быть реализована и обычная форма зрительного зала со сценой-
	сценических _ площадок по типу нашего спектакля «Аристократы» или нашего спектакля

ee em ees
	Е ЧЕК И о пекли

Сегодня можно развернуть грандиозное массовое представление на тему о взятии Перекопа с. шестьюстами

Е meena)   6th
	передвинув сцены и изменив
(Из беселы с Н. Охлопковым).
		расположение зрителей, можно показывать интимную камерную вещь.
		Взбудораженная станица живет,
борется, страдает, уверенно шагает в
НЫ ‘

зть подхватывает знамя, падаю-
щее из слабеющих рук сына.

Таманцы совершают беспримерный,
тероический свой поход.

Загубленные миром, тде человек
человеку — волк, людские отребья,
враги народа возрождаются для жиз-
ни, преображенные трудом.

Это не освоение скрибовекого на-
следия, не проблема любовных стра-
даний робкого инженера. С первом
спектакля — темы самые важные,
сзмые нужные, самые  ответетвен-
ные. С первого спектакля — жаркие
споры в газетах, в трамваях, в 0че-
рели у кассы. С первого спектакля
— успех. .

Но в дружный хор хвалебных го-
лосов вплетался не то чтобы скешти-
ческий, но крайне настойчивый голос,
который твердил:

— Не спешите с выводами, вы ви-
	лите только начало работы, первые.
	спектакли. И не спектакли даже, 4
		плодотворна, чем победа, всей своей
работой вызывает вк жизни множест-
во интереснейших театральных Ha-
чинаний, всегда неспокойный, всегда
мятущийся, полный творческого го-
рения и гигантских замыслов Мейер-
хольд. Выпуски театральных училищ
с первого дня становятся зрелыми те-
атрами. Студии, которым по возра-
‘сту надо бы еще заниматься дикци-
ей, показывают премьеры, вызываю-
щие общее признание и интерес. Са-
модеятельные рабочие Кружки BE
	стаюЮют

театры:
	Москва, столица, сердце страны, ста-
ла ареной пышного этого расцвета,
тогда наступила пора лихоралочного
переоборудования под театры  быв-
ших шантанов, особняков,  просто-
папросто подходянцих подвалов. Ел-
ва ли знает нынешний московский
зритель, что было в тех залах. в 5о-
торые приходит он сейчас за подлин-
ным, высоким искусством. А если
перенести его — в разгаре спектак-
ля — на 20 лет назал, много  любо-
пытного увидел бы он. Хорошо еще,
если склад мебели, а то и просто из-
возчиков, выпивающих с устатка. Но
кабак пёрестроен, лаже внутренних
стен не осталось от него, снесены
стены и возведены новые, расписав-
ные художниками и He такой уж
плохой получился театр.
	Но сколько ни перестраивали, в6е
было мало, Не осталось уже подходя-
щих особняков и подвалов, а многим
театрам Москвы попрежнему нехва-
тало Жилплошади.  Торла началось
	строительство. Уже выстроены TARO
	первоклассные помещения, как теат-
ральный зал Пролетарского Дворца
культуры, что на месте Симоновско-
то монастыря, театр на улице Во-
ровского, который начал жизнь Ha-
днях, многие другие ` театральные и
влубные залы. Строятся огромные.
оборудованные по последнему слову
техники театры Мейерхольда. Неми-
овича-Данченко, Красной армия.

еличественный план реконструкции
Москвы предусматривает еще более
широкое развертывание театрального
строительства. Но когда все начатые
и неначатые еще, а только залуман-
ные, и еще незадуманные даже теат-
ралвные здания будут закончены, что
тогда? Когла булут они выстроены и
заселены актерами, зрителями, ова-
`чиями, тогда перестанут жаловаться
	театры на жилищный кризис?

Опасаемся, что нет. Потому, что
не десятилетия, как  приучила
	нас к этому история театра, но каж-
лый сезон приносит нам новый, мо-
лодой, интересный. х талантливый,
своеобразный театр. Продолжает раз-
множаться почкованием Художест-
венный театр. Недавно еще вступало
в жизнь третье, четвертое ето поко-
ление, а теперь уже и оно произве-
ло на свет внуков. Нели считать от
тлавното дедушки. елва ли не деся-
тое поколение, праправнуки, уверен-
но требуют себе места в жизни и
искусстве, А дедушка, заметьте, сам
еще полон сил. Каждой своей побв-
дой и неудачей, которая не менее
	He легко всех заметить, всем по-
мочь, Всем лаль крышу над. головой.
Но тот, кто в этом пышном творчес-
ком изобилии выделяется как вели-
чина крупная и оригинальная, кто В
блистательной шеренте советских т6-
атров сумел стать первым среди рав-
ных, тот заслуживает внимания все-
общего. помощи немедленной, удоб-
		ной театральной коробки.
Таков Реалистический театр,
коволимый Н. П. Охлопковым.
	Он очень молод еще, в сущности
историю его надо начинать с «Разбе-
та», 1930 г., но задумайтесь над тем,
какой плодотворный путь он. прошел,
какое завоевал признание, сколько
своего внес в сокровищницу совето-
кого театра. Тятотея 5 темам самым
нужным, самым ответственным, Ca-
мым важным, сколько черт нашей
культуры сумел воплотить он. в ©6-
бе: ее высокую идейность, ее масоо-
вость, ее оптимистичность. Творче-
ски перерабатывая традиции нарол-
ных массовых празднеств, он ‘поль-
зуется всем арсеналом изошренных
средств современного театра, опытом
всех театральных систем. Он питает
замыелы гранлиозные — челюскинс-
кая эпопея и «Отелло», праматичео-
кий вариант «Евгения Онегина» И
‚поход комсомольцев на метро, — OF
чувствует себя в силах осуществить
	их, и зритель верит ему.
	Голос приналлежал самому тзат-
ру. Он не уставал твердить, что все,
что слелано. сделано хуже, чем хоте-
лось бы и чем можно было бы сде-
лать. Сделано вполголоса, вполеи-
лы. Негле развернуться на крохот-
ной площадке сцены ‘перед сотней-
другой зрителей. Не заговоришь В
полную силу в тесной коробке теат-
ра. Если бы досталось вдруг театру
другое помещение, все спектакли
следовало бы ставить заново.

Вот о. чем говорил театр, и вы не
	думайте, что проблема помещения,
театральной коробки — проблема
второстепенная. не творческая.
	Даже для тех  тезтров, ` которые
мечтают вырваться из театральной
коробки, уйти на площадь, на ули-
цу, на простор. Климат в Москве. та-
кой, что иначе не устроишь Cher
такль, как имея крышу над головой
и четыре стены вокруг. Значит, И
вырвавшись, придется обволить пло-
щадь четырьмя стенами, возводить
крышу изд ней. Получится тезтраль-
ная коробка величиной в площадь,
вот и все.

Старая Москва, отромная деревня,
оставила нам в наследство скудный
	фонд театральных помещении, при-
	том ни в какой мере не отвечающих
требованиям современной) постано-
вочной техники. Когда — BAOXHOB-
ленный революцией — начался pac-
цвет советского театра, когда новая
		Но театр задыхается в крохотной
своей коробке. Он, тятотеющий к
массовым празднествам, к грандиоз-
ным масштабам. имеет enka ли 16
	хулшее помещение в Москве.
Ему нужно новое здалие,
	Трудно? Что ж делать, придется
потесниться. Ему кемедленно нужно
здание, удовлетворяющее самым пер-
воочередным хотя бы требованиям, и
теперь же надо задуматься, в каком
доме он будет жить позже, котла ста-
нет у нас посвободнее. Это не ведом-
ственный вопрос, этого требуют ин-
	тересы воветско
	„В ТЕАТР, ДОСТОИНЫИ
ИХ ИГРЫ“
	ДЕМЬЯН
	БЕДНЫЙ
	шой, оригинальный, талантливый те-
атральный коллектив столицы. По-
этому совершенно недопустим тот
факт, что театр вынужден работать
в маленьком, тесном, не удовлетво-
ряющем его потребности помещении.
И это в то время, котда, как мне пе-
фредали, громадное помещение Мю-
зик-Холла предоставляется эстраде, —
такому сектору налего искусства,
который еще абсолютно не вправе на
него претендовать.

В заключение повторю свой слова,
написанные при. первом. просмотре
пъесы:
	Изречением чужим козырять не
. любя,
Повторю сам себя:
— Разбираюсь не очень-то я
в театральности.
/Вижу ясно однако, друзья мастера,
Что игра ваша — правда,
А правда — сестра гениальности.

Что я скажу еще вам, право?
Похлопать вам и крикнуть

«браво»?
Сказать: «Охлопков-то каков!
Вы `— мастер тоже! И вы! И вы
вот»...

Нет, надо сделать честный вывод,
По-трезвому;, «без. дураков»:
Стучать должно во все ворота,
Под всеми окнами кричать
(И особливо, через” печать):

— Вот где работа так работа!
Пора ее и увенчать,
Но увенчать не разговором,
А светом, воздухом, простором...
Из темной, тесной конуры,
Преодолевши все преграды, ;
Увесть, «Охлопкова со чады»
В театр, достойный их игры!
	подвижности конструкций. Виной
этому — условия сцены МХТ И. Все
же очень ограниченные движения
круга сцены позволяют режиссеру
при внимательном отношении к маке-
ту разрешить задачи, поставленные
перед ним художником. Главные
трудности заключаются в том, что и
художник старается стабильную те-
атральную установку, даже такую,
каж павильон, сделать как можно 60-
лее динамичной и подвижной, создать
мнотоплановость действия на сцене,
заставить декорацию приблизиться к
подвижности, «течению»   кинемато-
трафической ленты.

На книжном шкафике, стоящем в
мастерской Татлина, художник уста-
навливает фанерные круги с акку-
	разно просверленными отверстиями,
	на круги эти он «насаживает» детали
макета — результат кропотливой
восьмимесячной работы. Тщательно
вырезанные‘ и подогнанные друг Е
другу брусочки вырастают и склады-
ваются в избу. Потолок в ней при-
поднят, и эта направленная вверх
линня крыши придает всей установ-
Ke движение вверх. Художник за-
ставляет декорацию быть игровым
элементом спектакля. Дальнейшее
развитие этого принципа заключается
в том. что декорации чрезвычайно
подвижны, они способны, двигаясь,
приближать к зрителю TO один, то
другой угол комнаты, как бы пере-
двигая актера ка первый план или,
корда нужно, отодвигать ето в тень.

Вот пример движения татлинских
декораций: на сцене — павильон с
дверью слева. Идет диалог. После
определенной реплики входит новое.
действующее лицо, и начинается сле-
дующее явление, Смена явлений при-
надлежит в данном случае драматур-
ту. Но автор оформления вменгивает-
ся в существующий порядок вещей:
перед концом диалога он отодвитае
		БЕСЕЛА С ХУДОЖНИКОМ
	Ближайшая премьера в МХТ ИН —
«Комик ХУЙ столетия» А. Остров:
екого, а в московском Камерном те-
атре—пьеса С. Семенова «Не сда-
димся». И тот и друтой спектакли
оформляет художник В. Е. Татпин.
	«Зантези» Велемира Хлебникова
был первым опытом работы Татлина
на театре. Это. было в 1923.1. в Ле-.
нинграде. В музее художественной
культуры. на Исаакиевской площади,
шел этот спектакль, в котором Тат-
лин был актером, постановщиком и
оформителем. И спектакль, и его ав-
тор имели шумный успех, Татлин по-
лучил от режиссеров множество по-
здравлений, но ни одного приглалие-
ния для работы. Художник по
собственной инициативе проектировал
и выставлял эскизы театральных
костюмов и декораций. Их приобре-
Тали картинные галлереи, они полу-
зали признание, но автор, которому
так хотелось работать на театре,
продолжал работать вне. ецены.

— Почему?

— Вероятно из-за моего плохого
харалтера, добродушно ворчит ху-
дожник, — когда художник идет ра-
ботать в театр на пятидесятом году
жизни, нужно полагать, что харак-
Тер его уже вполне сложился и вряд
ли ему под силу ломать его в угоду
Режиссерам. Работать на театре мож-
НО только в том случае, когда ху-
дожник имеет дело, с режиссером, ор-
занически близким ему по творче-
кому методу, для иных это значит
— работать с режиссером-оксперимен-
Татором, со смелым, талантливым че-
ловеком, который в поисках новых
путей не боится иногда даже CORTE
Я © лороти.
	wan tome Ha тезтре очень привле-
лельна. Но она потеряет всякую
		С вниманием и участием следили
советская общественность и совет-
ские зрители за идейным и творче-
ским ростом Реалистического театра,
который в каждой своей постановке
старался как можно полнее отразить
все многообразие и величие нашей
эпохи. :

Особенно блестяще удалось это еде-
лать Охлопкову в «Аристократах»,

Трудно равнодушно товорить 06
этом свежем, радостном, жизнеутвер-
ждающем представлении. Даже спу-
стя много месяцев после просмотра
ето спектакль волнует и зажигает.

Редко кому до охлопковцев удава-
лось © такой искренностью и силой
показать весь размах, всю глубину
происходящих в советской стране со-
бытий. Ре 4

На сцене действуют живые, настоя-
щие люди. Без ложного пафоса по-
казаны перевоспитывающие вреди-
телей, жуликов и проституток в пол-
ноценных членов общества волевые
большевики-чекисты. Полнокровны и
ярки образы бандитов, убедительно
показан процесс их перестройки.

Охлопков, один из первых, пра-
вильно рецгил, что наша социалисти-
ческая культура строится не только
на использовании лучших достиже-
ний буржуазной культуры, нд и на
учете и использовании театрального
и словесного богатства, созданного
народом. Построенный в плане на-
родного театра ‹ спектакль Охлопкова
являет собой блестящее. доказатель-
ство того, какие возможности для со-
ветското театра таятся в неисчерпае-
мой сокровищнице народного творче-
ства.

«Аристократами»  Реалистический
театр зарекомендовал себя ках боль-
	Н. Татлин. Эскиз костюма к пьесе
А. Островского «Комик ХУ\УП стопе-
	тия» (готовится _К постановке в
. МХТ 2
	действие на задний план, повернув
к зрителю кулису с установкой, ве-
дущей к левой двери. Человек не
входит еразу в комнату (как у дра-
матурга), а сначала приближается к
ней; декорация, движущаяся ему на-
встречу, «вводит» его на сцену после