gitepaTypliagd rasera: $3.53 (57
	“iy?
		нь
	Hag
	ЫКАЛЬНОГО СЕЗОНА
	чадные композиторы ` (очень ‘интерес.
ным оказалоя, напримег, показ SHTH-
фашистской симфонии чешского ком-
позитора Бейнбергёера, состоявшийся
на-днях в союзе советеких компози-
торов), н выдающиеся ‘исполнителя
и, как показал последний музыкаль-
ный фестиваль, представители запал.
HOH критики и искусствовеления:
	He Bee же до сих пор перспективы
московского музыкального сезона He-
достаточно отражают музыкальную
жизнь нашего Союза. Это зособенно
чувствовалось в области оперного те-
атра. Будущий сезон будет перелом-
ным, в отношении показа ленинград:
ского мастерства. В декабре состоятся
тастролй ленинградского Малого опер-
ного театра, в ‘течение которого пока-
заны будут новые оперы Жепобин-
ского («Именины»), `Держинсного
(«Тихий Дон») и Шостаковича («Ле-
ди Макбет» и балет «Светлый ру-
чей»). Эти гастроли, конечно. будут
чрезвычайно интересны. Ленийграл-
	будет показана «Пиковая дама» в изу-
мительной постановке Мейерхопьда и

симфоническом истолковании Само-
суда.
	Не очень богаты самостоятельными
предложениями ‘репертуары наших
оперных театров:  2десь ‘чувствуется
какая.то робость мысли. Все то, что
имело успех в Ленинграде, сейчас пе.
реносится и в Москву (Большой театр
и театр им Чемировича-Ланченко)
	Освоение классического наследства
идет в московских оперных театрах
туто. Первая новая постановка —
«Севильский цырюльник» в филиале
Большого тезлра не свидетельствует
о большюй смелости в поиеках забы-
тых шедевров. Правда, к концу сезо-
на ббещана` «Волшебная флейта»
Моцарта. Но опять-таки инициатива
широкого ознакомления слушателя е
этим монументальным произведением
принадлежит Всесоюзному радноко:
митету. Негетительность. нечеткость.
	отсутствие обдуманных планов харак. .
	теризуют сейчас работу московских
оперных театров, а вель работа наших
драматических театров, хотя бы нал
классическим наследием. свидетель:
ствует о том, что при серьезной ра-
боте можно изжить эти нелостатки
	ЕВГЕНИЯ БРАУДО
	@ СОВЕТКОХ
		nase о Евреннове и Балиеве (1). ЭА-
то <молодое поколение в Россини не
забывает того, что @делали оба эти
человека (Станиславский и Немиро-
вич-Данченко), и рассматривает‘ их.
Rak ` вождей московокото театра ва»
равне с Мейерхольдом»,

Создателей Художественного теат-
pa Крэг характеризует, как людей.
которые были «одинокими идезли-
стами в период, когда идеалистиче»
Ckoe отношение Е театру высмеива-
лось, и всякие действия в этом ва:
правлении казались неосуществимы-
ми. А ведь единственное, к чему стре-
мились OTH мастера, это — чтобы в
нелепом театре тех дней волворился
разумный реализм... Чтобы театр
перестал быть“ идиотическим.. , чтобы
все в нем работающие были с1т0соб-
ны думать, чтобы актеры нзучились
говорить, как злравомыслящие люди.
& не как попутаи, двигаться  вор-
мально. а He как откормленные
CBHHDH..., Чтобы они отказались от
отереотипных гримас, которые ровно
ничего не выражают. Короче, они хо-
тели прекратить все те глупости, ко-
торые за очень редкими исключения-
ми процветают в Лондоне и поныне.
Это было начато больше тридпати лет
назад, и результатом их усилий явля-
ется современный русский театр».

С большой теплотой отзывается
Крэг о Мейерхольде. «Станиславского
и Данченко обожают, Таирова любят,
а Мейерхольда обожают и любят одно.
временно»... «Он великий оэкопери-
ментатор, он не знает покоя и шаг
за шагом поднимается к новым вы-
сотам. Ознакомьтесь с историей его
творчества — и вы увидите, как ©во-
боден его ум от всяких прелраесул-
ков».

Гордон Крэг говорит о своем наме-
рении снова посетить Москву исклю-
чительно с одной целью: всесторонне
ознакомиться с работами Мейерхоль-
да. «Я был бы рад, если бы мевя при-
ковали к моему стулу на несколько.
недель, чтобы я мот наблюдать мей-
ерхольловские репефиции и снектак-
ли: и тогда, только тогда, не отры-
ваемый посещениями других театров,
я был бы в состоянии изучить и по-
нять этот исключительный театраль-
ный тений» .

Крэг дает также оценки спектак-
лей «Волки и овцы» (Малый театр),
«Король Лир» (ГОСЕТ)- и «Египетские
ночи»: (Камерный театр). В «Волках
и овцах» Гордон Крог усматривает
«флирт с современностью», компро-
миссные тенденции Малого театра, от:
ход от своих «добрых традиций». 0
«Короле Лире» в Еврейском театре
антлийский режиссер пишет, что не-
смотря на то, что эта трагедия Шек-
впира отличается своей сложностью
и трудна для постановки, в постансв-
ке Радлова «все было ясно, каж в хо-
рошто рассказанной повести»: Спектак:
лю РОСЕТ Крэт прелполатает посвя-
тить отдельную статью, где он надеет-
ся дать более обстоятельную харак-
теристику замечательного исполнения
Михоэлса и всего талантливого кол-
лектива. Положительно расценивает
Гордон Крэг постановку. «Египетских‘
ночей» в. Камерном театре и <«Тразви:
аты» в театре Немировича-Данченко:

О «нетеатральной» жизни Москвы
Гордон Крэг пишет очень Mate, так
как наблюдение ее He входило в его
залачи»: Но все же он не ‘может бой:
ти молчанием бросающееся в ‘глаза
явление — радость, пронизывающую
жизнь всей страны. Особенно явотвен-
по ощутил это Гордон Крэг 1 мая, ва-
блюдая на улицах Москвы торжество,
подобное которому «нельзя увидеть
нигде». И еще одно наблюдение по-
разило Крэга: «никто не нуждается,
насколько.я мог заметить, всякий, кто
в состоянии работать, получает ус-
ловия; обеспечивающие ему возмож-
ность творить.. Театры имеют фон-
ды; необходимые для осуществления
любой постановки, как бы она ни
была сложна или проста, дорога или
дешева. В некоторых театрах я видел
	29 осветительных аппаратов самого _
	последнего типа... Никто не озабочен
вопросом о расходах на постановку.
Вдянственное, ‘что всех занимает:
«улалаеь работа или нет?».
	Я. ЗИДЕЛЬМАН.
	Овтаорь — время сметра музыкаль-
вых сид сезона. Сезон уже начался,
й судить по выступлениям Евы
рандровекой, Пмо Тассинари и пер-
их симфоническим концергтам Все-
сязного радиокомитета, то в текущем.
зоне будет сделана ставка на ио-
полнителей высокой квалификации.
04 певицы, начавшие сезон, принад-
gemaT K числу квалифицированней-
ших представителей запалного -во-
хального искусства, и с этой точки
зрения их выступления представляют
эысокий художественный интерес
	ще не все крупнейшие концерт-
лые организации полностью’ опубли-
ховала свои программы. Быстрый
культурный рост Москвы И ее поло-
зоние как ведущего центра мирового
искусства делают эти программы ид
тола в гол более ответственными. Мос.
ховский слушатель имеет полное пра-
во прел’явить концертным oprannaa-
диям большой счет, вле на одном из
лервых мест булет’ стоять требование
шнрокогм ознакомления наб с запал:
ным искусством. большего ‘внимания’
к советскому творчеству в большая.
взыскательность к качеству исполня-
мого
	Москва располагает сейчас четырь:
хз симфоническими оркестрами, из
хоторых на первом месте безусловно
стоит симфонический оркестр Всесо-
юзного. радиокомитета Всесоюзный
гадиокомитет выпустил ‘обширный
	‚проспект с очень заманчивыми обе-
	шаниями. Сюла относится бетховен-
ский цикл пол управлением болыьних
хастеров дирижерского — искусства
(Фрил. Сенкар и др.) обтирный цикл.
Чайковского. включающий всё крун-
ные симфонические произвеления это-
то мастера, хорошо продуманные цик:
лы современной западной музыки и.
наконец; что очень важно. нам: обеща-
но исполнение крупнейших. оперных -
шелевгов прошлого’ (Моцарта. “ Бетхо-
pena. Вебера и т. д.); Из числа ео-
ветоких новинок в самое ближайшее
время (в октябре и ноябре) исполне-
ны будут симфония талантливого и
оченБ мололото советското: компози-
тор8 Тихона Хренникова,  15-в сим-
фония В. Мясковского и новый кон-.
цеёрт Арама Хачатурьяна, имевшего
столь большой успех в. прошлом ве-
sole я
	На такой: же высоте находятся я
программы Мосфила. Работа Моефи:-
1а в текущем году булет широко ох-
ватывать крупнейшие ° фабричные
предприятия Москвы. Много симфони-
ческих концертов устраиваются Мос-
филом совместно © Всесоюзным ра-
днокомитетом. Программа Мосфила.
обещает ряд советских новинок (Ше-
бапина, Книппера, Хачатурьяна), a
также исполнение крупнейших 06-
разцов советской музыки. еравниталь. _
0 ‘редко появляющихся на концерте
ных протраммах. Сюда относится, на-
примег, монументальная шестая сим-
фония Мясковского для оркестра и
ropa. et
	Значительно углублена: будет. в Te-
кущем сезоне и пояснительно коммен-
тирующая работа (программные пояс-
нения, лекции в связи 0 исполняемым
репертуаром). —
	Кроме ‚этих. двух основных органи--
ций в московской концертной жиз-
ян принимают участие еще и’ Цент-
ральный дом Красной армии, раснола.
тающий хорошим симфоническим ор-
зестром (дирижер — народный’ ар-
тит Л. Штейнберг), и, в известной
мере, Большой театр, великолепный
оркестр которого даст рял симфони:
ческих концертов, программа которых
еще окончательно не установлена.
	Таким образом число концертов. в
настоящем тоду превысит и но коли-
честву и по программному охвату. по-.
казатели предыдущего сезона, Реша-
юцим, однако, будет тщательность.
исполнения. Недостаточно составить
интересный проспект. Необходимо.
чтобы. самое художественное  солер-
	жание концертов было бы раскрыто
	ПОЛНОСТЬЮ. 2
	В статье «Современный русский
театр», помещенной в последнем но-
мере журнала: «ТВе London Mercury»
Гордон Крэг’ делится впечатлениями
о своем недавнем пребывании ‘в: Моск-
Be H CBOHMH обображениями 0 MO-
сковских театрах.
	Читатель, ждущий от великого ан.
глийског. режиссера анализа путей
советского театра, каких-либо 06еб-
щающих выволов, jpackpnras тех 060-
беннбстей; которые отличают наш .те-
атр от буржуаан ‚‹ будет. разочароз
ван. Всего этого в: статье Крэга нет;
есть отдельные наблюдения, зарисов-
ки московской театральной жизни,
беглые оценки ряда спектаклей. И все
OHH в достаточной степени характер-
ны для самого художника, не умею-
щего видеть органическую связь ис?
кусства с окружающей  действитель-
ностью и прололжающеги ‘рассматря.
вать театр, ‘как некий изолированный
мир, в который не должны: вторгать*
ся никакие толоса извне
	Для Крэга даже основная причинз
неудачи прошлогоднего театрального
конгресса в Риме заключается именно.
в том, что участники его не. ограничи-
лись обсуждением вонроса — какие
театры нужно строить для драматур-
тии Шекснира, Ниранделло-и-Чехова.
В этой же статье, говоря о Нискаторе.
как о ‘поборнике политического теат-
ра, театра, призванного служить делу
классовой борьбы. Горлон Крэг заяв-
HOT  #

«Ничто не может заставить меня
разделять эту точку зрения. Будь я
солдатом. мне, я думаю, не достави-
ли бы удовольствия постановки воен-,
ных пьес — я предпочел бы «Две
надцатую ночь» Будь я государетвен-
ным, политическим деятелем, я вряд
ли испытывал бы удовлетворение от
пьес типа «Гоп-ля. мы живем» —
я бы лучше посещал цирк. И, пере-
живая страдания тражданской вой-
ны, я бы и вовсе не помышлял о
театре» :
	Значительную. часть своей статьи»
Крэг посвящает роли Станиславского
и Немировича-Данченко в русском
театре. Мололое поколение на Западе,
по мнению Крэга; знает об-этих ху-
дожниках по литературе; горазли
большее представление оно имеет 9
Таирове. Комиссаржевском. Дятилеве
	DY ACEC
	сотрудником Б. В. Захава. — Пуш.
кин — действительно герой. пьесы.
Читатель (надеюсь в дальнейшем
можно будет сказать и о зрителе) все
время ощущает присутствие Пушки:
на в спектакле. хотя на протяжении
	_ всех четырех актов он ни ‘разу He
	появляется на сцене. Пьеса настолько.

насыщена ‘атмосферой, окружавшей
жизнь и-смерть поэта, что зритель
забывает 0 физическом Чт
тероя.в спектакле
	: пъесе показаны ‘последний. ме-
can жизни Пушкина. периол нараста-
ния его семейной драмы, дуэль и
смерть и широкий резонанс. который
вызвала в общественности Кончина’
поэта. Действие пьесы разворачивает-
ся. в Петербурге. Исключение пред:
ставляет: послелняя картина. которая.
происходит на тлухой почтовой стан:
ции. где по пути св село Михайлов:
ское. находится гроб с телом Пуш-
кина. В ньесе выведен ряд историче-
ских лиц: Жуковский, Бенедиктов,
Наталья Николаевна Пушкина, Але-
ксандра Няколаевна Гончарова, кня-
‘тиня Воронцова-Далнкова, Николай 1,
 Дантеёс, барон Геккерн, Бенкендорф,
\раф Строганов, Кукольник, Даль,
‘князь Долгоруков и другие, а также
ряд вымышленных. персонажей,
	Финальная сиена «КомикаХМУН столетия» В МХТ 2
	HOMUE XVI СТОЛЕТИЯ
	родителей над детьми иногда показы-
вается как прямое издевательство, В
финале же. звучит торжество побеж-
дающей молодости. Ню-в то же вре-.
мя злёсь в полвым основанием да-
	Но единство этих противоположно
	стей: комедианты — дети своих от-
HOB, H HX театр, при всем его исто-
рическом прогрессивном значении; —
еще варварское ‘увеселение, в xXa-
рактере которото сказывается та же
	грубость нравов.
	В постановке соблюдена верность
исторической перснективы, Концеп-
ция режиссуры в основном правиль-
на, нов сеценическом воплощении
	есть спорные и не вполне удачные
моменты. При избранной постанов-
	щиками трактовке внолне законно
усиление комедийного начала, даже
введение в иных местах буффонады.
Но они не сумели. найти верную
дозу, и элементы буффонады‘ зани-
мают в спектакле слишком много ме-
ста, инотда в ущерб солержанию
пьесы. Другой минус постановки —
недостаточная четкость сценической
формы, в результате которой некотб-
рые участки спектакля оказались
утяжеленными, ‘несомненно, вопре-
ки намерениям театра: общий план
спектакля. разбивка актов на отлель:
	‘ные эпизоды, ряд приемов художни-
	Ка показывают, что театр хотел сле-
лать постановку более легкой
	Недостаток чувства меры и ощу-
щения формы — это своего рода
‹детская болезнь» многих молодых
	режиссеров. В работе же Е. А. Гурова’
	и П, Д. Ермилова, впервые выступа-
ющих с самостоятельной постановкой,
нетрудно обнаружить ряд ‘достоинств,
свидетельствующих 0 их способно-
стях. Мнотие отдельные моменты и
	целью сцены. разрешены находчиво,
	остроумно. Б. особенности это отно-
сится к очень смешно поставленной
«Гистории об. Адаме и Еве» и следу-
юшей за ней спене под’ячего Клу-
	Нелии театры, очень охотно ставя
	щие произведения А. Н. Островского,
	избегают его исторических пьес. Оно
	и понятно: основная ценность. твор.
	чества Островского заключена в Tex
комедиях и драмах, в которых он
вывел евойх современников. Но тем
не’ менее опыт’ постановки одной из
исторических пьес Островского, при:
том пьесы, успехом не пользовавшей-
ся, представляет несомненный инте-
рес —и именно в силу новизны a
тфулноети задачи.

Московский Художественный театр
второй, работая над «Комиком ХУН
столетия», стремился вскрыть живой
театральный нерв пьесы. Он хотел
разгрузить ‘ее от элементов бытового
натурализма, от. тяжеловесного. ие:
торизма, присущего многим пьесам,
	сюжеты которых взяты из прошлого.
	«Комик ХУП столетия» был напи-
сан по случаю 200-летия со времени
первой попытки создания pyceKore
профессионального театра (1672 г.).:
Содержание пьесы строится вокру!
коифликта между. домостроевским
бытом и совершенно новой-тогда про-
фессией «комедианта»

МХТ П подчеркнул в комедии Оет-
ровекого ‘тему театра. Эта тема уси-
лена в самом. тексте пьесы посред-
ством переделок и добавжений, вне-
сенных Василием Каменским. Камен-
	ский написал пролог изображающий’
	обучение первых русских комедиан:
	тов режиссером-пастором, & также з8-
менил ргоматиа (сценку, разыгрыва--
	емую комедиантом) ‘о цыгане и лека-
ре двумя другими маленькими. пе:
сками — о «Вавилонском разбойнике
атамане Егорке» и «Гисторией жа:
лостливой 06 Адаме и Еве». Эти
вещицы очень удались поэту: они
написаны остроумно, хорошо выдер-
жан лубочный стиль драматургичес,
кого ПрИмМиИтТива.
	Кроме того, начало театральности_
	внесено в самые сюжетные положе-
ния пьесы: многие из них (напри-
мер, сцена  сватовства) трактованы
как своего рода «кумидия». А На-
талья, невеста комедианта Якова Ко-
четова, прямо разытрывает целую
сцеву (Фазвернутую из нескольких
реплик,, имеющихся у Островското).
В этом подходе к пьесе, однако, упу-
тен важный момент; надо было Ha-
ряду co страхом Якова перед отцом
показать ето тяготение к лицедейст-
ву, ето увлеченность актеретвом ярче.
	о в союзлаквле.
	Режиссура внесла остроту в плав
ное течение пьесы. Столкновение двух
сил — косното быта и нарождающе-
гоея театра — приобрело резкость.
Полчерхнуты грубость нравов, азиет-
чина темнота’ леспотнческая власть
	к этому. Уже в титлеровокой Герма-
нин настолацая живопись об’явлена
«веймарекой» и запрещена».
	— Не думаете ли вы вее же, что Oy
	этот фашистский и полицейский но-
ход против некоторых сюжетов может
выевать эволюцию в животиеи и, как
противодействие, возбудить вкуб к
сюжету?

— Я убежден, что новая культу
ра <оздаст новые сюжеты. Энтузназм
приведет к воспеванию новых вешей,
которые будут прекрасны. Взгляни:
те на этот эскиз к «Битве синдика-
листов» Максимилиана Люса. Хо-
pom ли он? Игра 1020 красного по-
истине соединяется для меня © ето
значением. Это элемент особого чув-
ства. В этом rony wa манифестации
	10 февраля, когда рабочие закры-
	лин статую Республики знаменами,
цветами, красными венками, я вер-
нулся к себе в большом возбужде-
нии. Я хотел воспеть это красное.
Недооценку значения сюжета в раз-
	шина с театральными  «чертамеаю.
Сцена эта, введенная театром, пови»
димому, возникла все-таки из тексть
Островското. у которого старяк Кочё-
	тов говорит Клушину: «fa ¢ пьяну-
то не только скоморохи, покажутся
тебе и черти». При всей удаче интер-
медий, осуществленных с. отличным
сценическим юмором, здесь, однако,
было бы желательно большее приб-
лижение к исторической действитель.
	ности; интермедии были далеки OT
	реконструкции комедийного деийст-.-
вия 1672 года, & попытка подойти
к такой реконструкции была бы цен.
	вым историко-театральным экскур-
	сом, и именно в рамках этого спек-
такля.

Работа над словом оставляет же-
лать лучшего: часто текст не слы--
шен, стих разбит. Правда, стихотвор.
ная форма не была сильной сторо-
ной творчества Островского, но раз
уж ставится пьеса в стихах, — надо
было Эту форму соблюдать.

Особая заслуга МХТ П — привле»
чение к работе в театре В. Е. Татлина.
Действительно; сделанное художни-
ком в этом спектакле очень значи-
тельно. Свое искусство пространотвен-
‚ной композиции Татлин применил в
такому сюжетному материалу, кото-
рый, казалось’ бы. как нельзя более
далек от автора «Памятника Ш Ин-
тернационала» и «Летатлина», но ис-
кусным сочетанием деревянных пло*
скостей различных форм Татлин 603-
дал и яркий художественный образ
избяной Москвы ХУП века и динами-
ческое оформление сценической пло“
щЩалки, внеся таким образом столь.
важный ‘в театре конструктивный
принцин легкости в изображение тя-
желовесного, быта. Из деталей офор-
мления нельзя ‘не отметить. замечая:
тельно найденные формы деревьев. -

‘Каменский и Татлин как сотрудни- .
ки Островского! Этот. смелый ша
вполне себя оправдал.

_A. ФЕВРАЛЬСКИЙ
	ПЬЕСА ©
	 Столетие ва дня смерти Пушкина
будет отмечено в будущем сезоне
почтв всеми крупными московским
театрами. Некоторые из них ставят
	‘маленькие трагедии Пушкина, другие
`инсценируют отдельные его произвё.
	Прн обсуждении юбилейного пуш-
кинского спектакля в-театре им. Вах-
тангова возникла мысль о пьесе, в
которой Пушкин был бы не автором,
а гегоем. Мысль эта встретила все-
	общее одобрение, но реализовать ее _
	представлялось очень трудным, ввиду
опасности возможной подмены образа.
поэта актером.  загримировачным
Пушкиным. .

Оказалось, что м. А. Булгаков вме-
сте с В. В. Вересаевым уже работают
над пьесой о Пушкине. Результатом
такого пеожиланного совпаленяя яви-
	ось подписание между авторами и
	‘театром. договора на право первой
постановки пъесы «Пушкин». Оконча-
тельный литературный текст пъевы
уже прёлставлен театру, & скоро нач-
‘нутся  репетиции спектакля, который
пойдёт в постановке заслуженного
артиста республики Б. Е. Захава.
— Драматурги блестяще  справи-
лась со стоящими передними зада-
Чами, — сказал в беседе © нашим
	ПУШКИНСКАЯ СЕРИЯ’, АСАБЕМПА“
	Издательство «Асааепна» присту-
пло в выпуску полного собрания
сочинений А. С, Пушкина. Это изда-
ние, сообщают в вступительной статье
его редакторы, ‘проф. Ю. Г. Океман я
М Цявловский, «дает канониче-
ский текет всего литературното на-
следия поэта со сводом важнейших
печатных и рукописных вариантов».

Два тома уже вышли. До конпа, го-
да издательство наметило выпустить
еше четыре книги — 1, П, ПН! томы,
включающие в себя пушкинскую ли-
рику 61814 по 1836 г. (фед, М. А. Ця-

социально направленного ис:

BATHE
	кусства обнаруживает и такой а5-
тивный деятель революпионной ин
		хаыивотиюь © сюжетом или 063 ие-
то? Я спрашиваю себя, имест ли этот
воагрос какое-нибудь значение? Нуж-
но изменить стиль. Он должен пере-
отать быть эстетичным.. Средетбами
стиля и сюжета нужно выразить раз-
рыв между ним (художником) и той
культурой, о которой ов минимально
может сказать, что у нее запах тру-
па... Те, кто не чувствует всем своим
существом драмы современности,
	должны но крайней мере иметь чутье
	RPE, которые покидают пароход / на
полном ходу. Но веякое отрицание
вызывает утверждение. Художник
	‘вызывает утверждение. бдудожниь
должен зэанятьея выработкой обнов-

~
	ленной культуры © влечением к ма:
	‘териальности, ROTOPOTO мы не нахо-
	дим у атонизирующих.. Чтобы рабо-
тать, достаточно не быть в стороне
от маее, несущих перерождение, но
слиться е ними. Дорога , длинная.
сложная и трудная. Она кажется ино-
pm неблагодарной, но как можно из-
брать другую перед ляпом войны и
cbamruama ?>

Решительното сторонника сюжет
находит в лике Марселя Громера. Как
бы отвечая Дерену и другим, он го-
ворит: «Сказать, что сюжет не важен,
равносильно заявлению, что искусст-
BO — игра, развлечение для неженек.
Я всегда думал, что единственный
настоящий сюжет искусства — чело-
век во вселенной. остальное — жал-
	кое дезертирство.. Нужно иметь. Рлу:
	пость еноба, чтобы видеть в MCRYCCT-
Be игру. Наше поколение прозело
свою молодость в тятотах войны.
Опустошенное, оно вее же может ска-
зать свое слово. Бесполезно спрамги-
вать, социален ли художник. Худож-
ник должен быть еэмым социальным
из всех, вели он ве хочет быть Mar
риснеткой. Служа всем и’ никому,
сн че будет действительно евобод-
вым, если откажетея быть нленни-
ком. Он может все получить, но дол:
жен вее отлать».
Особое место среди всех выеказав-
птихея занимает Франс Masepeens,
дный от груза формальных
нкой и исканий. Для него вопрос
о признании сюжета даже не стоит.
Он давно разрешил ero. Для него
живописная эмоция есть соединение
всех элементов картины: сюжета.
формы, цвета. Живописец. должен
выйти из лаборатории, должен рабо-
тать не только для своих собратьев.
Мазереель призывает художников не
	вповский), и том позм (ред. С. №
Bonar).

В третьем томе, кроме лирических
стихотворений, помещены «Сказки»,
прокомментированные проф. М. К.
Азадовским. } .

В начале 1986 г. Вы остальные
три тома (УП, УШ, 1Х). Кроме того,
в будущем тоду «Асадепиа» BERRY
отит большое юбилейное собрание
сочинений поэта в пяти томах.

Ряд нроизведений - Пушкина-—«Евь
гений’ Онегин», «Борис Годунов» и
др.—выйдут в оформления палешан
и лучших советских иллюстраторов,
	замыкаться в узкий круг фермаль-
ных проблем. , .

‘«flenaxpya, Роден изображали «сю
жеты». Уменьшило ли это значение
их искусства»? — спрашивает он.

Конечно, проблемой сюжетности не
иечернываетея задача создания peas
листического искусства. Но для боль-
шинства художников Запада именно
разрешение этой проблемы являетея
необходимым этапом на пути Е рез-
лиетическому искусству. В етолкно-
вении с сюжетами труда, борьбы, со-
циальных противоречий возникают
конкретные задачи, которые Be мо-
тут быть разрешены старыми мете-
дами абстрактной пластики.

Ставши на этот путь, худежник
неминуемо придет в пересмотру ево-
ето искусствопонимания. Призванное
выразить новый сюжет, это иекус-
ствопонимание не может не стать реа.
листическим. = ‘

Не следует смущаться, что последо-
вательностью Мазерееля пока He 06-
ладает ни один из участников анке-
ты. Значительные политические одви-
ти в общественном сезнании передо-
вых франпузских хуложников мы
можем конетатировать ‘уже сейчас.
Но сложный процессе полевения у
важдото из них достигает различной
тлубины и интенсивности. В ‘отдель-
ных случаях мы можем наблюдать
болезненное столкновение свежих
общественных идей с наеледием
усвоенной ими прежней формаляет-
ской идеологии. Это последнее по-
рой. как например у Леже, настоль-
ко действенно, что не позволяет a+
чать работать над. новыми сюжетами
с новыми метедами, «Может стать-
ся, говорит. Леже, что сюжет ета-
нет пластически возможным. В этом
есть риск. Дня такого человека, как
я, во всяком случае для совремевно-
то художника...». «Сюжет литтает нае
необходимой свободы иластичеекой
напряженнести», — пишет он в дру-
ток месте.

Передовые художники Ganana ona-
залнеь достаточно зоркими, чтобы
разглядеть черты вырождевия в ©9-
временном капитализме с ето война:
ми, фапизмом, разрутнением произ-
водительных сил,

Они должны оказатьея достаточно
зоркими и для тего, чтобы увилеть,
что, оставаяеь на старых формальных
позициях, OHH не ‘смотут создать
искусство, противопоставляющее себя
капиталистическому, искусство пед-
HHHHO MACCOBOG, искусство‘ пролета-
	И. АНДРЕЕВ
	Приток свежих сил. в Москву сей:
ч86 очень велик. Сюда тянутся и 33-
	КУЛАТИЛЕТ ЖИВОПИСЬ? _
	должны‘ были бы постичь воснита-
тельную ‘ценность предмета. Воспи-
тание мос сейчас проязводится из
улицах предметами, выставленнымя
в витринах. Торговля и промышлен-
ность навязывают предметы массам.
Так формируется вкус толпы, Живо-
гись, основываясь на предмете, пря-
вимает общественный характер и мо-
жет быть нопользована в школах, в%
риоталишах, общественных паматни-
кат H YT. 2}. у

Среди. художников, ‘отказывающих
проблеме сюжета в признании, мы
находам и Андре Дерена. Дерен чрез-
	Редакция журнала «Коммюн» обра-
залась с этим вопросом к француз-
ким художникам самых различных
политических и художественных
ватлядов. В частности, художникам
было предложено определить овое от-
ношение к сюжету, как в важней-
шему элементу будущего искусства.

В номерах 21—22 журнала опуб-
микованы их ответы. В этих выска-
зываниях, во воем их своеобразии,
‘@тразились те’ сдвиги, которые про-
исходят в сознании лучшей части
художественной интеллигенции Зата-
да,

Огромному большинству художни-
хов уже ясно, что современное искус-
©т80 катиталивма аашло B тупик.
Только Андре Лот находит в cede
достаточно самообладания, чтобы
зоокликнуть: «Живопись больше не
	продается. животьисв спасена» Он за-
	бызает, однако, что. живопись не про-
Дается лишь потому, что ее никто не
окупает.

По мнению большинства, живопись
Tala кастовой, отошла. от живых
Нужд человечества и. потеряла связь
$ обществом. «Слишком многие из
Hie забыли, что художник быстро
Хиреет, обрубив корни, которые ето
питают живыми соками народа» —
иишет Озанфан. 0б этом же говорит
1 Андре Дерен: «Не художник обу-
	1а6т толпу, а толпа художника, 9т0_
	Чарод совлает слова, дает им плоть,
qt только находит для них ритм.
многому научился, наблюдая моря:
За, красившего свою лодку».
» Чтобы влюлне оценить остроту этнх
оказываний, достаточно вепомиить
B что говорилось еще так недавно
Книге тото же Озанфана и Женме-
Re «Га решите тодегпе», изданной
1925 тоду, мы ‘читаем:  «Пурнам
вемитоя в искусству, которое могло
ie создать устойчивые произведения,
поллакициеся духу. времени».
йчас  самого Озанфана это. абст-
®тное искусство вне времени ие
Удовлетворяет, Не отказываясь 07
Ормальных достижений кубизма й
ризма, которые ему предетавляют-
Я несомненными, Озанфан ‘пишет:
Mage; CTOH строго пуризма, я ©о-
ЖА с ними (кубистами и постку-
раем во всем, что касается слова.
  yen терминологии, элементов, состав-
ЯЮщЩих картину. Мы построили пи’

Нино, теперь пора начать итрать на.
	Sa. Honoree we должны. быйи 84°
	ниматься. лабораторвыми изысвани-
ями, но ничем, кроме них. В вовеч.
HOM счете поиски чистоты, искомой
для нее же самой, становятся бес:
плодной работой. Что касается меня,
я это понял в 1925 году и обратился
KR поискам более человечного. Мы
имеем нродукцию более чистую, чем
когда-либо: кавую нищу иы 6ебе ©де*
лаем из нее? Ловольно любовно раб
осматривать нани флаконы: прочь от
морфомании! > >
		` Каюие же перопективы даа
ства намечает Озанфан?
	«Более чем когда-либо нужно га находим_и Андре дерена. дерен зрез-
отиться‘ 0 том. ‘что сказать. Ко всем вычайно редко высказывается на
	‚страницах печати и вообще довольно
равнодушен к воциальным вопросам.
	На этот раз он подробно излагает
свои взвляды на работу художника,
н уже сам этот факт чрезвычайно
симптоматичен. \

По мненяю Дерена, живопиеь. не
должна быть обременена ни частны-
ми. анекдотами, ни теорией. Он не
	- придает никакого значения внешним
	формам. Существенна только внут
ренняя жизнь. «Сюжета нет, Суще-
ствует лишь динамичность эпохи, пе.
рехраивающая старые тексты на но-
вый лад.. Генай возникает как не-
произвольная сущность. Каждый  ав-
томатически находит, свою. технику.
Ремесло. очень просто. Поэтический
восторг, как фактор, когда-то несом-
ненно не играл роля. Художник де
лал овою картину, как механик свою
шестерню. Но сегодня сознание ощу-
щает трепет материи. Главное — ни:
какой предвзятости. Авторская кри-
тика обеспложивает, и намерения ча
cto He приволят ни к чему. Худож.
ник черного, который хотел бы де-
лать свет, покажет этим съетом, что
он — хуложник черного. Нужно быть
самим сабой, потому что нет никз-
кой воэможности быть другим...
Перзое влохновение — радость. Ра.
бота лелает ее страданием. Резуль
тат означает возвращение к ралости
Под законченным я понимаю холет.
который больше ие смотрится. HO
возбуждает желание. лелать другие.
Сезанн мбня стесняет. Он 8900-
титоя о совершенстве, несовместимом
	со свободной игрой человеческой мы.

сли. Он ищет абсолютною, в 3TH
искания противоречат цвегению жнз-
ки... Стремление к законченности —
	Это смерть... Сознание должно слело- etal.
	вать материи, или, точнее, бросать
	ботиться`о том, что сказать. Кю всем
прочим факторам уравнения, кото-
роё мы, художники, должны всегда
разрешать. теперь прибавляютея еле-
рующие обязанности:

1) пасать для всех, следовательно,
думать о пролетариате воего мира,

2) выражать себя настолько обще-
доступно, насколько это Только р0з-
можно; : Е

Социёльное искусство, которое нам
врайне. нужно. сегодня, _н® должно
быть развлечением окучающих 2:
дей, снотворным для дилетвитов, не
средством, созлающим мужественное
возбутление. Это искусство. всегда
было’ самым трудным, так как ero
творен должен обладать высокими
‘моральными качествами»

В этих высказываниях Озанфан Be
олинок. Мыель 6 создании ‘искусства
человечного. искусства револющион-
ном разделяется, за немнотими ис-
ключениями, всеми авторами. Но
участники анкеты. так же как и
Озанфан, еще не вилят реальных пу-
тей к этому новому искусству. И это
явственней веего сказывается в_их
отношении к проблеме сюжета. Для
такото художника, как Леше, обще-
ствеяное значение животиси исчер-
пываетея, как и раньше. всепотлона-
ющны вниманием в предмету. И, че-
смотря ина суб’ективное желание, его
нынешнее творческое кредо ничем
не отлнчабтся ‘от позинии, которую
‘on занимал в 1928 году (журнал «Оет
Опегсьт И» 1928. № 1) Даже теперь
Леже: говорит: аа

«Раньше, чем вернутьея к сюже-
ту, нужно было бы обратиться КЕ
предмету... Не просите художников
ивображать февральские бои. Волие-
ния и чувства не могут проникнуть
в живопись. Основная проблема —
aT? предмет._ Современные деатези
	«Куда идет жизопись». Рисунок Джиакометти
	луч на малерию. со стремительностью
быка, появляющегося на арене».
Мы видим, что, декларируя связь
революционного искусства © массами,
Оззнфан не зачеркивает своего про-
шло, Jleme безуепенно пытается
сделать это прошлое оружием насто-
ящего. Для Дерена даже не сущест-
вует вопроса о ревизия накопленного
творческого опыта. В. большой - оте-
пени это прошлое. довлело. и Had
покойвым Синьяном, Сяньяк, Bee
симшатии которого были на стороне
революционного  пролетариата,. до
конца жизни не освободился от бре-
мени. старых теорий. .
_ На вопрос вотруднива «Коммюв».
напомнив, что в Салоне  незави-
симых, ‘председателем которого был
Синьяк, полиция. свяла ‘картину
именно за ее сюжет, Синьяк отвеча-
ет: «Если полиция берется ибключи
тельно за сюжет, это  ие более, чем
этал. Они-еще не умеют запрещать
картёны за их технику. Они придут