ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

ОРГАН П
	РАВЛЕНИЯ: СОЮЗА
		о Воскресенье, 20 o

БОРЬБА 3A ВЫСОКОЕ. КАЧЕСТВО — _ ГЛАВНОЕ. 3

т. PACLUMPEHHOE ЗАСЕДАНИЕ. ПРЕЗИДИУМА _ `ПРАВЛЕНИЯ. ccn СССР
	расширенное заседание
	- 16 октября состоялось
	президиума п
лей СССР, на.
тельные итоги
	равления Союза советских писате-
KOTODOM nareMatTnumenire mrannanty.
		„Ром рассматривались предвари-
›лижайшие перспективы литера-
езидиум наметил срок созыва и.
У дня очередного пленума пра-
	вопросу был принят ряд практиче:
	резидиуму поручено присту-
	пить к заслушиванию и обсуждению новых лите- _
ратурных произведений на заседаниях президиу-.
	РЕЧЬ ТОВ. А. ЩЕРБАКОВА  _
	Многие писатели впервые вплотную зревание плодов» и лрутне’ Добавим

К Те
	подошли к новым темам. В их про-
взведения вошли новые герои —
большевики, рабочие, колхозники,
активные строители социализма. Для.
части писателей этн персонажи были
не вполне знакомы и не вполне изу-
чены. Писать о новом человеке. о
новых чувствах дело чрезвычайной
трулности.

Исфодя из этой оценки мы опре:
делили и свою практическую линию.
в работе, которая была направлена
5 тому, чтобы по возможности обес-
печить писателей наиболеё удобной
обстановкой. для ‘работы, поменьше.
дергать, чтобы было поменьше’ шу-
михи и ‘наралности, побольше не бро-
сающейся в глаза. но настоящей
практической помощи; Мы считали,
что только так можно‘ создать пол-
линно творческую обстановку для пи-
сателей. Советы и указания А. М.
Горького в этом направлении были.
решающими. Я, конечно, ни в какой
мере не берусь утверждать. что в
осуществление этой практической
линии, которую в свое время наме-
THI партийная труппа и руковол-
ство, все сделано; к сожалению. вь
нашей работе очень много недостат-
ROB. но я думаю. что мы имеем право
сказать, что в основном обетановка
для работы! была созлана. организо-
вать ее удалось, 2

Сейчас мы находимся накануне
появления целого ряда новых работ.
С осторожностью. нео исключающей
твердую уверенность, мы можем ска-
зать, что советская литература сей-
час находится в начале нового пол’
ema, B своем пебольшом `вообщения,
которое я опубликовал в «Правде»,
я: назвал целый рад работ, которые
ротовы или почти готовы. Я писал
© новых пьёсах и новых спектаклях,
которые появятся на советском теат-
ре. Я назвал такие пьесы, как «Да-
лекое» Афинотеновв, «Трус» Крона,
«He сдалимся» Семенова, «Родина»
Б. Левина. «Умка — белый медведь»
Сельвинекого, «Столица» Яновекого,
«Концерт» Файко, «Обман» Лебеде-
ва. «Удел сильных> Метиславского,
«Баррикады» Павленко, «Дело ряло-
soro Шибунина» Л. Никулина и
«Зямка Копач» Даниеля. Сейчас ста.
ло известно, что Гусев кончил пьесу
в стихах «Слава». —

Я отнюдь не утверждаю, что пере-`
числил все пьесы — наверняка есть
пьесы, о которых мы еще не знаем.
Я писал о прозаических произведе-
ниях, которые Также либо тотовы,
либо будут готовы з ближайшие ме-
сяцы. В числе их я называл вторум
часть «Поднятой целиных Шолохова,
новый роман Леонова «Дорога на оке-
ан», Павленко <«Болымая война»,
«Оборону Царицына» A. Толстото,.
«Родину» Шухова, третью книгу «По-
следний из Удете» Фадеева, вторую
книгу «Похищение Европы» Федина,
«Сын» Лидина, «Судьба» Авлеенко,
новый роман Тынянова «Путикин»,
«Всадники» Яновского, «30-е голы»
Мальытикина, «Солнечный город» Иль-
енкорва, новый роман Пильняка «Со-

ee ИТР

a” at   ee i, * ea” nr
к этому, что Панферов работает над
4-й книгой «Бгрусковз, которая, по
его заявлению, будет готова в самом
начале 1936 года, Никифоров рабо-
тает нал новым романом «Мастера»,
Мариэтта Шагинян— нал новым рома-
ном «Веорой закон термодинамики»,
y тов. Пермитина готов к печати BO
вый роман «Любовь», Галина Cepe:.
брякова работает над романом о жен-
щине в революции. Зазубрин кончает
Зи 3 книги «Горы». =
Следуя. правильному замечанию
А. М. Горького, что количество —
не гарантия качества, я воздержался
пока от развернутой оценки этого
начинающегося нового нол’ема совет-
ской литературы. - :
Мы должны подтотовиться к появ-
лению этих новых книг. Прежде все-
16 должна полготовиться критика. В.
предстоящем году весь ССП в пелом
и прежле воего его критическая сек
ция должны будут работать более
интенсивно. Вели в прошлом году
были ссылки ва то, что нечего обеу-
ждать. то теперь эта отговорка’ от-
падает. Критики должвы  подгото-
виться к встрече волны новых про-
извелений. Мы полжны пред’явить
основное требование к критикам —
овладеть чувством меры! Я прошу
понять меня. правильно. В критике
У нас еще наблюдается тажой круп-.
ный недостаток — или хвалят Ges
меры или рутают без меры, Это не-
правильно. Вот этим чувством меры
H падо’ критикам овлалеть Только
такая критика может воспитывать и
писателя и читателя.
Вторая” задача, это организация
массовой критики. У нае замечается
пренебрежительное, барское отнопге-
ние к массовой критике. «Что может
читатель сказать?  Полататься на
опенку читателя — это значит Bie:
стиеь в хвосте». Я думаю, что STO
неправильное и вредное положение.
Надо помнить. что читательский уро-
вень необычайно повысился и ври-
тика друта-читателя высоко полезна
и нужна. В текущем толу мы пробо-
вали эту критику организовать, были
попытки обсужлать книги на фабри-.
хах, заводах, в красноармейских ча-
CTRX, HO TO, что мы сделали, эте
только начало. Эту работу в пред-
отсящем тоду мы должны. развернуть
значительно более широко.
Значительно лучше должны начать
работать вое приводные ремни ССП:
редакции, издательства, журналы.
Они должны вместе и рялом в ССП.
стать центрами творческих лискус-
enw.

«‹ивзанская. помещица». Одновременно
она работает над сценарием «Пута--
чев», в котором дается богатый и ин-
тересный ‘материал. Чапытин кончил
1-0 и 2-ю части «ТГулящие люли»,
Н. Чуковский, молодой ‘новеллист,
написал новый роман «Слава», Чу:
мандрин написал «Год рождения
1905-й». Шяшков опубликовал боль-
из главы из романа «Пугачев». Фин
написал «3-Й поедд». Н. Никитин на-
печатал целый ряд рассказов в жур-
налах. Я говорю только о том, что
уже существует. Имеется несколько
вниг стихов, уже тотовых. То, что
они уже приняты в печать,  го-
BOPAT за то, что средний уровень
опи перетахнули, Gpean них есть но-
вые книти стихов Корнилова, Подон-
ской. Прокофьева, Сзянова.
	Появилось несколько новых пес,
бельшинство которых  прияято для
постановок театрами,

Весть не мало вещей, которые в ие-
чати появятся только в 1936 г.

Кроме того ленинградские писатели
провели работу, о которой нельзя неё
упомявуть. Они организовали бри:
тады: украинскую, азербайджанскую,
казакскую, грузинскую, армянскую,
дальневосточную и др. Эти бригады
He запимались престо встречами с
зациональными писателями, & взяли
на себя почетный труд включиться
в переводную работу. :

Работа над переводами не легкий
труд и это особенно чувствовала ар-
мянская бригада, вступившая В ©0-
стязание € такими переводчиками,
как Брюсов, Сологуб, Сейчас их труд
лополнен 8 тысячами новых отрок,
По собственному опыту я скажу, что
переволить старых армянских поэтов
— это большой труд. И вее-таки бри-
тада с этой работой справилась.

До всему, что перечислено, вы ви
дите, что ‘это реальные работы, во’
торые уже лежат на столе. Каковы
они по содержанию, мы скажем об
этом из ближнем иченуме.
	ма, Секретариату ССП ‘предложено  заслумать
планы работ критической секции, «Литературной
‚ газеты» и журнала «Литературный критик», рас-
смотреть планы литературных ‘вечеров и_декад-
ников литературно-художественных журналов и
издательств. \ Е a
‘Пленум правления Союза советских писателей.
президиум наметил созвать во второй ‘половине
декабря 1935 г. На. пленуме будут поставлены сле-
дующие вопросы: 1) о состоянии поэзии и 2). док-
лады о белорусской и башкирской литературе.
	Украина за этот гол пережила ис-
	Oe ee Oe ee ore eee ee

калючительно интересные ‘события, У
нас выходят и уже вышел ряд йн-
тересных произведений. \
	Из интересных кинг. я. назову сле-.
	дующие: «Всадники» Ю. Яновекото.
Это ‘самое интересное, что мы имели
в этом году. Копыленко «Очень хо-
	ропто»—из жизни учительства, Го-
ловко «Мать»—он переработал. 1-ю
	книту своей трилогии. Четро Нанч пе-
реработал неудавшийся ранее роман
«Право на смерть». Критика оцени-
ла его вещь вначале, как имеющую
много националистических ошибок,
он в корне ее перелелал. закончил и
	работает над Н частью этой трило-
	тии. Материал взат из истории pam:
данской войны в Донбассе. Головко
также работает над 2-й книгой
«Мать» и обещает дать эту книгу в
первые ‘месяцы 1936’ тола, Н: Забила
написала повесть <Железная дорога»
о жизни железнолорожников и рабо:
те политотдела на яж. д. Повесть ин:
тересна по материалам и омелому
подходу к теме. Русский писатель
Тархов, работающий на Украине, на-
писал «Повесть о храбрых»— на мате.
риале гражданской войны, о похоле
южной труппы Якира. 10. Смолич
закончил новый роман «Наши тай-
Ны»—0 жизни молодежи. гимназии
1916. № Иван Ле закончил поввоть о
колхозной семье «Рождение радости»,
	Мне пришлось руководить работой
	казакстанской бригады т
еких писателей.
	Чо мы сделали? Нрежде -scero—
оборник к 15-Ё годовитине Советского
Казакстаиа. Работа над сборником
произведена в достаточно короткий
срок; последний набор в типографию
сдан был 15 сентября; а сегодня ти-
pam отправился в Казакстан.

Следующей нашей большой рабо-
той по переволу и литературной об-
работке казакской прозы и поэзии
будет антология казакской литерату-
ры, которая включит произвелёния,
начиная от народного фольклора и
кончая современными писателами.
	Центральный Комитет ВКП(б) с прискор-
бием извещает о смерти после продолжи-
тельной болезни старейшей большевички,
неутомимого и стойкого борца за коммунизм

АННЫ ИЛЬИНИЧНЫ
ЕЛИЗАРОВОЙ-УЛЬЯНОВОЙ.

{
	КП(б)
			ВЫСОКОЕ taveerto—
 ЛИТЕРАТУРЕ СОНИАЛИЗМЯ -
	К РУ ЗИВАРНОН © ОД COBES писателей явился тем историче»
ским рубежом, откуда должен был начаться новый этап в развитии co

ветской литературы. С‘езду инженеров человеческих душ было уделено
глубочайшее внимание партии, прав ительства н широких масс трудя-
щихся. Значение его вышло далеко ‘за пределы Советского союза. Кри-
терин качества советской литературы былн. повышены до уровня исто-
рических масштабов. Писатель увидел своего героя, человека труда и
неустанной борьбы за счастье угнетенных ‘всего ‘мира, пережившего
горести поражений и радости побед. Во весь их гигантский. рост‘ встади
всемирно исторические задачи создания‘новой, подлинно ‘социалистиче-
ской ‘литературы, невяданной в исяррый пола cole ee
	И ор №9 2 7 8 nan en в истории литературы иных образов но-
вых мыслей и. чувств. ./ ев stot ал 7% te,
	Основным кадрам советёких писателей стало ясно; что нужно‘ дер-
жать экзамен для перехода в следующий класс, соответствующий тому
этзпу, на котором находилась советская страна, успешно закончивиая
первую пятнлетку и раздвигавшая исторические горизонты = планом
&торой пятилетки. Е и ВЕНЕ ов р

Может быть, лишь у небольшой группы советских писателей появи-
лась растерянность перед гранднозностью всёмирно исторических за-
дач, поставленных перед социалистической литературой, Но подавляю.
щее большинство советских литераторов взялось за выполнение этих
задач с присущим гражданину советской страны упорством и рвением.
Писатели усиленно работали над новыми хуложественными произведё-
ниями, десятки раз переделывая, снова возвращались к уже: казалось,
законченной работе, Именно поэтому в 1934 году и в первой половнне
1935 года появилось незначительное количество новинок художествен:
пой’ литературы. ‘ ro : oS

Враждебные советской литературе люди стали делать выводы о кри-
знсе советской литературы. а ~ : :

Нуждается ли в об’яснении вредность этой клеветничёской болтовни?
Не ясно ли, что классовый враг пытался посеять смуту и неверие в
силы социалистической литературы? р Е : Ss

Эта пауза; о’ которой товорилось на президиуме, прошла, Мы на по-
роге нового полд’ема советской литературы, об этом свидетельствуют
материалы, публикуемые, нами сего дня, : Е

Проведенная «Литературной тазетой» анкета среди толстых журна-
лов 0б итогах истекающего и перепектнвах наступаюлщего года, уже
давала понятие о тех сдвигах, которых мы можем ожидать в литера-
туре’ в 1936 году. Рассмотренный ‘последним заседанием президиума
ССП СССР вопрос: об итогах и перспективах литературного года. на
котором выступали с информацией писатели, лраматурги, поэты, пред-
ставители Ленинграда и Украины, нарисовали реальную. картину булду-
щего литературного года, :

Трудно. сейчас судить о качественных слвигах, которые. произойдут
в художественной литературе, трудно уточнить особенности стилевых
тенденций, которые. заложены в э1ом новом потоке произведений xy-
дожественной. литературы. Одно ‘несомненно, что у нас среди’ закон-
ченных работ, с которыми ознакомились издательства, редакции жур-
налов и члены президиума ССП, есть такие, ‘которые, несомненно,
явятся литературными событиями. ›

Этот новый под’ем советской художественной литературы ставит
прежде. всего ряд ответственнейших задач, перед советской литератур-
ной критикой, Критика. не может теперь отговариваться отсутствием
новых книт Советская критика обязана не только конкретно проана-
яизировать каждое из этих произведеннй: но, что особенно важно:
осмыслить теоретически новый этап развития советской литературы.
Критика. обязана определить ‘те стилевые тенденции, которые обна-
ружатся в этом большом. потоке новых пооизведений. Она обязана в
синтетическом единстве движения советского искусства в целом обна-
ружить. закономерности, указать писателям то вредное и ошибочное,
что может, помешать развитию социалистической литературы. Только
такая критика явится подлинно научной марксистско-ленинской кри-
тикой. Только критика, умеющая ставить диагнозы и свидеть даль-
нейшие реальные пути развития: как отдельной творческой. индивиду-
альности, так и литературы и искусства в нелом, может быть названа
советской, научной, марксистско-ленинской критикой. /

Рассматривая каждое явление литературы в контексте эпохи, в дви-
жении всей литературы, мы избавимся от примитивной критики, явля-
ющейся еще в известной мере отголоском групповщины и привыкшей
либо безмерно хвалить изолирозанно взятое литературно-художествен- >
вое произведение либо неудержимо‘ругать его. Чувство меры в кри:
тике может быть соблюдено только на основе выработанных общими
усилиями представителей художественной литературы н критической
мысли эстетических принципов: Только при этих условиях наша. кри-
тика сможет достойно встретить новый, начинающийся под’ем советской
литературы. ; : : : .
	‚ РОМЭН. РОЛЛАН
_ О СВОЕМ ПРЕБЫВАНИИ
`В МОСНВЕ* —
	ани, ноли без страха, — ибо они 63-
дают’ лучитее,. более прекрасное, 69-
	лее светлое будущее для всего че-
ловечества, И их марксистевое еран-
	телие: тем более утверждает их в вере
в это будущее, что оно ноказывает
им неизбежность законов’ человече-
ского развития, тармонирующего е их
деятельностью, находящего в них
свое. воплощение. По редкому совпа-
дению неумолимый матеряалиетиче-
ский динамизм. На котором  основа-
на — или, вернее, развивается и
бурлит — их вселенная, неизбежно
ведет к социальному идеалу спра-
ведливости и всечеловечности, к са-
мой идеалистической мечте человече-
ской. Они называют себя резлиста-
ми, ибо они считают, что осущест-
ваяют эту мечту. И притом вееми
средствами. Но они не могли бы
этого сделать, если бы под. их до-
спехами не таилось пламя идеализ-
ма?, иногда сентиментального и уто-
‘нического в духе Жан-Жака Руссо,
котогое я, к моему изумлению, заме-
тил у некоторых из них и как раз
	у тех, у которых менее всего можно
	было этого ожидать (назову ‘roxy,
который с талостью. и с волнениеи
проповедника рассказывал о своей
изумительной работе по перевоспи:
танию преступников).

Советский генеральный Штаб op-
ганизовал великолепную, мноточис-
ленную, сильную, дисциплинирован-
ную армию ‘Труда, которой ее
непреклонная вера в.свою  мисейю,
в свое’ дело, лает возможность нре-
ололевать все нрепятствия — «пол-
ная вера в молодость и в жизнь»,
— как писал мне один из молодых
товарищей; И нечего опасаться, что
когла первое великое  революцион-
ное поколение исчезнет, армия оста-
нется без вождей. Уже растут буду-
щие вожди, и я видел некоторых из
НИХ, :

. Сонтябрь 1935 №

3 Конечно, в том. смысле, в кото
ром на русском языке употребляют
слова «идейный», «идейность» fr. 8.
преданный идее, действующий ради
идеи} а но в смысле фя
	Преобладаютщее впечатление от
моего. путенествия в Москву — это
мощный поток молодой, бьющей че»
pea край, жизненной силы, ликую-
щей от сознания своей мощи, от Trop:
дости за`‘свои успехи, от уверенности
В бвоей правде, от веры в свою мис-
сию и в своих вождей, которая про-
никает и воодушевляет огромные
народные массы — миллионы муж:
чин и женщин Советокого союза. В
этом. меня убедили торжественные
манифестации всего народа, счастли-
вого и сильного, как, например, па-
paa на. Красной площади 30 июня;
убедили меня в этом. и единолун-
ные чувства; выраженные рабочими
и народными делегациями, © вото-
рыми я беседовал, и, особенно, пись-
ма, полученные мною с0 всех вон-
пов страны — 6 фабрик, из колхо-.
зов, из Красной армии и Т. д. Bom-
ди, в которыми я беседовал, —
люди но только сильного и тибкого
ума и стальной энергии, но они раз-
деляют ‘бопиальную веру той ot-
щины, которой oft * руководят, Ка-
кова бы ни была доля — законная—
зячных страстей, тордости и стре-
мления к власти, сущность их на
туры  я их. Чеятельности > ‘в непо-
холебимой вере? в учение, которое
включвет все человеческие пробле-
мы, как это могло бы быть (как это
й есть) в библии, но‘при этом кон
Аёнтрирует все чувства на COMBAT
ной деятельности.

Я считаю, что моральной основой
У всех тлавных вождей‘ является
твердая вера в свое дело, непреклон-
ная воля ‘всёпело посвятить себя
блужонию этому лелу и‘тверлая уВе-
ренность. GTO с ними или без них
оно восторжествует.

Сталин м ето великие сполвиж-
	вики — болыпевики проникнуты
ONTHMHOMOM -— конечно, без иллю-
	* Из статья, напечатанной в жур-
Nate ,
Олесов, молодой автор, налтисал «Бе-
лый город». Сам Олесов 12 лет был
беспризорником, сейчае ему 24 тода,
Подзелинский написал «Третий по-
Ход» — 0 ПОЛЬСКОЙ войне 1920 г.
Саянов в ряде романов предполагает
лать картину развития авиации. Bro
первый роман «Небо и землях уже
закончен и напечатан в «Лятератур-
ном ‚ Современнике». С. Семенов на-
писал рассказы о «Челюскине». Сло-
нимский «Повесть о Левина»; А; Тол-
стой переделал «Петр № в пьесу и
пристунил-к большой вещи «Оборона
Парицына». Невероятный труд начал
Ю. Тыняянов. Ето роман о Пушкине
рассчитан листов ва 80; Что будет
дальше в этой эпопее; трудно. гово.
рить, мы у само начала издания,
NS имя автора порука за многое.
Марзич написал’ роман -— «Семья».
Евстафьев написал повесть «Линия
и счет» на историческом материале
о ‘смерти Александра I. Эта по-
паяка интересна по материалу и сме»
	лостя, с которой он развивает ©.
[< t я
	повесть.

К Федин написал вторую част
«Похищения Европы». Ольга Форш
назиефла Фольиую вещь © Радищево
	Считая‘ необходимым ознакомление наших читателей с достижениями советского. изобразительного искус:

В Е ЗА НЕ а РР об о: 2 АЯ
	^_ газеты, квыставок» крупнейших советских художни-
 А. Дейнека, являющаяся в значительной мере твор-
{—35 м.). Все. указания и пожелания. читателей отно-
(цией приняты с благодарностью.

«Крым». 1934 5 :
	ства, редакция делает опыт организации на страницах газеты «выставо
ков. ‘В этом ломере развернута-выставка художника А. Дейнека, явля
ческим отчетом длительной заграничной поездки _ (13934—35 м.). Все ука
сительно а выставок будут редакцией приняты с

4. Дейнека «Крым». 1934 &