61° (552)
	литературная
	р 7
НИКИ ГОТОВЯТ НАПАДЕНИЕ НА ОТЕЧЕСТВО
  ДОЛОЙ: ФАШИСТСКИХ  ПРОВОКАТОРОВ ‚Войны!

CC CP—ONMOTA HOBO ПОДЛИННОЙ —ЧЕЛОВЕЧЕ!
(M3 лозунгов. ЦК* BETI(6) к ХУШ годовщине Великой ‘пролет:

ee
	$. >
«Ад организован, тащитв сюда красных» == рис, Ф. Эллиса,
	СССР, до глубины потрясла сознание
мелкобуржуазного интеллигента, обве-
тив перед ним в неслыханно ярком
свете все убожество капиталистичес-
кого «национализма», прикрывающего
волчий «интернационализм» мировой
биржи.

Советская страна овладевает созна-
‘нием, умами и симпатиями все более
пгироких кругов зарубежной интелли-
тенции именно. благоларя разитель-
ной. простоте, ясности. и неёпрелож-
ности своих великих социалистиче-
ских успехов. Это кула сильна, чем
целые тома рафинированных, ‘абст
ратных рассужлений о культуре. о
человеческой индивилуальности, ко-
торые еще‘ в обильном количестве
пролуцируются буржуазной интелли-
			Но этот стон, как смерть, неотвратим,

Мир зла и гнета взорван булет им.

Сомкнется`войско пролетариата,

Придет с фашизмом бешеным: расплата.
too

2.

B Tlapwxe Kax-ro ¢ naporw :cynpyros
Провел я за беседой yac nocyra.

О нравах иностранных речь велась,
Потом о парижанах речь велась. о.
О центре горолском — роскошном рае’
И о зловонной нищете окраин. Е
О мастерстве, о красоте. ‘вещей;
Париж вознесших. над. Европой: всей,
И о мильонах. мастеров -безвестных, .

Что мрут в подвалах исмансарлах тесных.
О рынке, где закон свирепый: стар:
Хозяин — деньги; человек. —= товар;

О ‘ртах голодных, и о лишнем хлебе, ,
	+O первых молниях ‘в’ грозовом: небе.
	О рокоте подземной глубины, -

О почве мира и толчках войны.
О климате мы’ толковали- позже,
О докторах и о болезнях тоже...
	`’Когда ж дошла: бесела ло детей.
	Мелькнула грусть в глазах моих друзей.
Спросил я их с бочувственною миной:  *
— Должно быть, нет ни дочери, ни сына? —
Но нет, моей догадке вопреки,

Причиной были дети их тоски.

— Сын вырос наш, и дочь есть молодая.
За дверью школы жизнь их ожидает,

Но молодежи бедной впереди

Не видно счастья. сколько ни гляди.
	`Росли и крепли дети в мире школьном,
	Как юные ростки в саду привольном.
Теперь в них силы зрелые бурлят,
Они работы, ‘радости хотят.

Но все познанья и труды напрасны,
Их встретит жизнь пустынею ужасной,
Мир золота и каменных сердец —

В нем безработный то же, что мертвец.
А что ‚сравнится сотяжкою сульбою
Увидеть сына мертвым прел собою? —
Пред этой горькой’ жалобой отца

И мукой материнского лина

Я потрясен был лолей их суровой

И тут же гордостью проникся новой,
Предстали пионеры предо мной, =
Сильнее потянуло в край родной.

Я вспомнил этот лом належлы светлой.
	Где безнадежности никто ве встретил.
	Я вспомнил мир счастливых детских лиц
	И матерей — отважных. горлых ЛЬВиЦ.
	Нередо мною ‘комсомол, сияя,
Прошел цветущим строем в сини Мая,
В. глазах моих зажегся счастья свет
От мысли, что мой край не знает’ бел,
Что мчат его вперед свободы крылья,
Что мой нарол живет средь изобилья,
Что в мире сем надежла есть одна —
Мой путь, мой стяг. моя страна, `
Что я — природы смелый властелин,
Что я — советский гражданин.
		БСЕГО

Й ИМПЕРИА-

ТРУДЯЩИХСЯ
доло
	ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ _ КУЛЬТУРЫ!
` Великой пролетарской революции в CCCP)
			ВОЗРО Н{ ЛЕНИЕ
	ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
	Восемнадцатый год пролетарской
диктатуры в СССР был исключи-
тельно богат ярчайнгими нроявлёния-
ми той новой, социалистической
культуры, которая буйным цветом
	расцветает в нашей стране. На. про-
	тяжении STOTO гола перел взорами
всего мира прошла, блестящая галле-
	рея носителей и творцов этой новой.
	культуры — от маститых ученых до
простой колхозницы Марий Демчен-
ко, от исследователей Арктики й
стратонавтов _ ‘ло железнодорожных
маттинистов и мастеров отбойного мо.
NOTHA. -

Это была изумительная, сверкаю-
щая всеми красками жизни иллю-
страция к историческим словам ве-
ликого Сталина о людях, о кадрах
социалистического строительства. На
	смертном одре ученый-изобретатель о
	Циолковский пишет вождю наролов
тов. Сталину: «Уверен, знаю = co
ветокие дирижабли будут лучшими
в мире». Туркменские колхозники оо.
вершают небывалый  похол на лоша-
дях в’ четыре тысячи километров че
рез горы, пустыни степи, чтобы
утвердить победы советского волхоз-
Hore коневодства. Агент советской
лочты Крутько, обливаясь кровью,
спасает от бандита кожаную сумку
с народным достоянием. Семья ра-
ботницы Уралмаша Анфисы Весбоно.`
вой показывает гостям выставку че“
тырналцати почетных грамот, полу-
ченных за заслуги на трудовом фрон-
те. Четыре  призывника-колхозника’
приземлились ня Сталинском аэро-
дроме на 4 самолетах, приналлежа-
щих Селидовскому колхозному ааро-
хлубу. Ударнику-лесорубу Баянову,
ваболевшему в глухой тайте и жа-
лующемуся в письме на скуку,
самолет газеты «Пролетарий» обрасы-
вает на паранготе пелую библиотеку.
И так каждый день на страницах co.
ветокой печати прохелят перел нами
сотнями и тысячами картины новых:
человеческих отношений, новой 00-
циалистической культуры в труле, з
быту, в сознании людей. :

Й как общее выражение бурного
роста труловой культуры в стране —
мощное стахановское движение, под-
нявшее на щит тероев сознательного
сециалибтическою  трула, мастеров
высокой произволительности,

„Новый человек, сознательный стро-
итель бесклассового общества, все
ярче и конкретнее являет миру лило
новой,  соцпалистической  человеч-
ности. Недаром прозвучало нелавно
слове Максима Горького об эпохе но-
вого Возрождения, о пролетарском
гуманизме.

Силою вещей социалистическая
культура Советской страны все боль-
me противопоставляется тому разру-
шению культуры, под знаком которо-
То развиваются страны фаптизма. Уже
несколько лет назал тов. Сталин уБа-
зал, что <вес№ мир раскололся на лва
лагеря, на лагерь людей, которые
иают на нас без устали, и лагерь
людей, которые поражены успехами
пятилетки» Истекшее время блестя-
ще подтвердило слова великого етро-
ителя социализма. С кажлым телом
СССР становится все больше пентгом
притяжения лля лучшего. переловото
и мужественното, что только есть в
международной интеллитенции.

Интерес в СССР становится все
глубже, все серъезнее. Уже давно ото.
шли в область преланий те окрашен-
ные в скептический пвет «рекогнос-
цировки». какой была. например, пер-
вая поезлка в СССР Герберта Уэллса
в тоды военного коммунизма.
	Мировой экономический кризис, по-
ставивший интеллигенцию перед
фактами упалка и разложения науки,
техники и искусства, привелший к
Массовой хронической безработице
интеллектуального трула, слелал ин-
терес к Советскому союзу активным,
действенным, В евое время Ленин
‘тисал:
	<... Инженер придет к сознанию
хоммунизма не так, как пришел под-
польщик, пропагандист, литератор, а
Через данные своей науки, по-своему
придет к сознанию коммунизма 81ро-
HOM, по-своему — лесовол @ tT. Л»
	В обстановке мирового экономиче-
OROTO кризиса люди, связанные ©
определенной областью интеллекту-
ального труда, убеждаются на mene,
что для науки. для инженерного
искусства, для театра. для музыки.
для литературы советский строй и
социалистическое строитеяьство пред-
ставляют такую среду, какой никогла
и нигле они не находили в. челове-
ческой истории.

Достаточно вспомнить многечис-
ленные отзывы иностранных  теат-
ральных деятелей © нашем совет.
ском театре, отзывы крупнейших
прелетавителей европейской и амери-
канской науки, которые, несмотря на
отставание технической вооружен-
ности отдельных наших институтов и
лаборатерий по сравнению с теми, в
	которых они работают сами. тем. He «
		менее сумели уловить, осознать и от.
метить основное: необозримость пер.
спектив советской науки. создавае-
иых плановой социалистической си-
стемой._
	Но не только в этом «професеио-
нальном» свете научились видеть
врупнейшие представители зарубеж-
ной интеллигенции исторические пре-
имущества социалистической систе-
мы. За послелнее время все чаще
мысль обращается здесь в осознанию
‘вашей советской культуры в ee. hee
лом, ‘во всем ее общечеловеческом
вначении. То исключительное место,
которое заняли идеи Советского 00-
юза на парижском конгрессе писате-
лей, свидетельствует об этом © 1ро-
мадной силой.

Олин из серьезнейших и умнейших
социолотов современности, Сидней
Уэ6б, выступая в августе этето гола
на собрании Фабианской летной шко-
лы в Роулелже, заявил:

«Новая система в России — 910
нечто более знаменательное, чем про»
стые постижения инлустриализации.
или изменения общественного поряд-
ка. Мы являемся свидетелями рожде-
Вия и роста новой цивилизации, так
же отличающейся от буржуазной
пивилизации. как от ислама и буд
лизма Русская революция и устано-
вление нового социального. говулар-
ства — самое значительное явление
мировой истории со времен Ренес-
		Шоу, этот маститый предетавитель
современной английской литературы,
человек крайне. скупой на похвалу
кому, бы то ни было и чёму бы то
ни было, весьма индивилуально вос-
принимающий мир и -зрезвычайно
своеобразно’ высказывающийся об
окружающей ‘действительности, не-
	сколько месяцев назал прислал aie-
	дующий ответ на анкету’ о персие-
ЕтивАх капиталиотической культуры:
«Нет перспектив. для. культуры
элесь. Мы живем линь совой дове-
енной репутацией. Мы вое смотрим
на Росеню как на спасителя цивили»
запияь. ее tt
	Таких свилотельств люлей больно.
	го масштаба мысли можно ‘привести
	уже десятки. Ho noucrrne Gearpa-
Нично число «рядовых» фактов; сви-
детельствующих © том ме самом.
Приведем один такой человеческий
документ, вполне «рядовой» при всем
ето своеобразии. ,
Вилный нервежский фашист, алво.
кат Бьярно Ли, заявляет через тазету
«Арбейтерблалет» от 24 октября о
своем выходе из фашистской партия
«Национальное единение», Каковы
причины этого шага? Бвярно Ли рас-
сказывает, что он вступил в 0в0е
время в фалиостскую ортанизацию
«по трем причанам», а
	Во-первых, потому, что это длвиже-
	ние носило «сильно социальный ха»
рактер». Во-вторых, потому, что @но
проповедывало «учение с солиларном
обществе». В-третьих, потому, что он
был против «марксистского интерна-
ционализма», отвергающего чувство
напионального достоинства.

Но вот Бьярно Ли присутствует на
довладе Нордаля Грита (молодого нор-
вежского драматурга, автора нашу-
мевшей пьесы «Наша слава, ваше
мужество»). Доклад — на сравни-
тельно узкую тему — о творчестве
национального грузинского театра; им.
Руставели в Тифлисе. Бьярно Ли сам
излагает ошеломляющее впечатление,
вынесенное им от доклада:

«Нордаль Григ привел цитату Gra-
лина 0 том. что театр лолжен быть
национальным по своей форме и со-
	циалистическим по своему содержа:
нию. Эте заявление, как я понял,

И БОРЬБА G ФАШ
	Парижский конгресс защиты куль-
	‘туры ‘показал, насколько созрела уже
	возможность смелого и широкого на-
ступления против фашистских разру-
шителей культуры. т

Но быть антифашистским писате-
лем—это не Только заявлять о. своей
антифашистской позиции: это вопрос
питературного творчества, Роль писа-
теля как антифашистского бориа
опрелеляется, тлавным образом, Vero
произвелениями. Творчество писателя
утверждает его право нА место в ве-
THROM лАяжений Mace.”
	Наша ‘залача — германских анти-
	фашистских писателей — состоит
прежде всего в том, чтобы использо-
вать эти возможности для борьбы
против гитлеровокого фашизма»
Неловольство фашизмом проникает
все глубже в среду трулящейся ин-
теллигенции Гегманни. Если раньше
	находились ученые, хуложники, вра-
	чи, педагоги, верившие, что с прихо-
дом & власти национал-социализма
наступит новый расцвет культуры, то
сейчас, почти через три гола фаши-
стокого господства, они начинают все
больше понимать, что это было иллю-
suet, что ени обмануты,

В первые месяцы фаптистокомю гоб-
	полетва «идеологи» Третьей империя
		тать в концлагери или изгнать из
своей страны переловых ученых и
художников, чтобы заставить герман-
скую интеллитениию плясать пол
	дудку Гитлега и Юлиуса Штрейхера..
	Сейчас лаже они сами вынужлены
признать, что это было заблужлением.
И в настоящее время в Германии
уже начинают распускать фашизиро.
ванные три гола назал культурные
организации, ибо и они оказались
«неналежными», ибо и внутри этих
«опорных» организаций национал-с0-
циализма начинают кристаллизовать-
ся антифашистсокие настроения; со-
противления фашистокому варваг-
ству. Так. закрыта «унифицирован-
ная» организация писателей, закрыта
организация музыкантов. артистов и
несколько врачебных союзов.

Для писателей чрезвычайно важное
	сейчас показать в своих произведе-
	Лахути
	ВИЛЛИ БРЕДЕЛЬ
	ниях, кто разрушители культуры, втд
лишает художников и ученых прав,
Aro заставляет их подчиняться сви-
‚‘ревой и тупой фашистской диктату-
ре. Показать это нужно на конкрет-
ных примерах; на сульбе отдельных
художников и ученых фашистской
Германии Что сделали фашисты ©
Генрихом Манном, Лионом Фейхтван-
repou, JluGepmasom, Кете Кольвиц!
Как пбетупили они с такими учены-
ми, как профебсор Эйнштейн и про-
фессор Лессинг! Надо бросить в лицо
терманскому фаптизму всю силу него.
дования  и презрения люлей мировой
культуры. нало еще и еще раз при-
звать их к ответу за разрушение ве-
личайших: ценностей науки и искус-
ства!

За своболу борются угнетенные ва.
родные массы Германии. Своболы
требуют ученые. художники, писатё-
ли. журналисты — вся германская
интеллигенция. Своболы научной ра-
боты. уничтожения фельдфебельской-
цензуры в научном исслеловании и
хуложественном творчестве, свободы
печати. и слова... В борьбе 3a Boo
становление демократических свобод
мы. писатели-коммунисты, стоим пле-
чом к плечу со всеми своболомысля-
щими, представителями германского
нарола, со. всеми, кто. честно любит
свой нарол и He хочет быть равно-
душным свилетелем его гибели!
	«Фашисты перетряхивают всю исто-
рию каждого нарола для того, чтобы
представить себя наследниками и
продолжателями всего возвышенного
и героического в его прошлом, & все,
что было унизительного и оскорби-
тельного NAM национальных чувств
народа, используют как оружие про-
	тив врагов фашизма», — так гово-
рил на.УП конгрессе т. Димитров.
Фашисты  бесстылно `подлелывают
	историю так, как им нужно в каж-
лый ланный момент. То король сак-
сонский Вилукинл — прекраснейший
образ нрелка, то образом предка ста-
новится его победитель Карл. копию
меча которого. торжественно полнесли
Гитлеру, по его собственному распо-
	7 PAGE ряжению, на фашистоком с’езде в
оизведе- Нюренберге. Мы, ‘антафашистекие
писатели, должны бережно хранить
наследство истории нашего  нарола,
оберегать ее’от всяких извращений.
Момзен сказал олнажлы, что если
бы он не писал. историю Рима, то
написал бы историю крестьянской
республики. Дитмарша. Мы еше не
лали образов героев Hamero нарола—
Фомы Мюнпера. Флориана Гейера,
Ульриха фон-Гуттена. Мы не отобра-
зили еще в наших произвелениях
истории крестьянской войны или по-
`бедоносной борьбы дитмарнских
крестьян против королей Ланив и
герцогов Голштинии. Гле в наших
произвелениях та «человеческая fop
дость перел тронами королей». кото-
рую мы нахолим в великолепных 06-
разах борцов, созданных Лесеингом,
Уланлом, Георгом Бюхнером? Мы не
освоили также, не показали в нашем
«творчестве величайшее  наслелство
первых лет и десятилетий германско-
го рабочего движения,
Очень часто. мне прихолится crue
‘Wath of писателей. покинувших Гер-
° манию более чвух лет назал. что они
потерял связь с своей страной и
“ „не могут уже писать на германские
темы 910 — онасвое заблужление.
В истории нашего нарола есть мно-
жество тем. которые. если AX TROD-
	чески выявить, могут и лолжны стать
сильнейшим антифашистским ору-
жием.
	Язык — орудие производства писа-
теля. Но многие из нас, пролетарских
революционных писателей, плоха 06-
ращались с этим оруливм. лали ему
притупиться и зазубриться_ Мы часто
мало работали нал своим языком и
ометрели на вопросы стиля как ва
вопросы второстепенные. Кто ‘из нас,
например, серьезно изучил лингви:
стические работы Якоб» Гримма?
Многие ли из наб, стараясь  обога-
тить свой язык. черпали из сокро-
вищницы  Лессинта? Все ли мы, на-
конец, как этом требовал Лютер,
«глядели на рынке люлям в пасть»?

Тов. Димитров цитировал в своей
ечи на контреесе Коминтерна слова

енина о том, что нельзя считать то,
что ты сам изжил уже. изжитым лля
класс8, пля масс, Фашизм выдвинул
и стремится популяризовать некото-
рые оставшиеся в тени слова’ немец
кого ‘языка и придать с их помощью
старым понятиям невое с вилу солер-
жание. «Общая польза выше собет:
венной» «Сила — через ралость».
«Имя моей чести--верность» «Пря*
мой — с прямыми» «Жизнь — в сво-
боде и лостоинстве». \

Вот крылатые” словечки Третьей
империи — пустые ‘и бессолержа-
тельные, рассчитанные на обольще-
ние и одурманивание мелкого бур-
жуа. Мы смеемся нал их лживой на-
пыщенной цемагогией. Но этого мало.
Мы лолжны ваять эти елова. напол-
нить их нашим духом, использовать
их для нашей борьбы. Мы не лол.
жны прохолить мимо этих, ставших
ходовыми срели масс; словесных 060-
ротов. Заключенные в’ концлатери,
написавшие нал дверями своей каме-
гы изречение Алельфа Гитлера’ «Без.
защитен, но`не бесчестен». лают нам
пример. того, как бить по фашизму
его же словами.
	Несколько слов о нашей боевой
песне. История борьбы германского
рабочего класса оозлала много Opes,
красных песен. Они возникали часто
срели рабочих мясс и. сами составля-
ют часть истории классовой борьбы.
 Но они во многом уже не отвечают
нынешним изменившимся условиям.

Германским антифаптистам нужны
новые боевые песни. Песни народ
ного фронта, песни. говерящие о не.
азрушимой ‘силе наролных масс,
их уверенности в неизбежной и близ-
кой побеле. Песни. которые были бы
памятниками безымянным героям ис
текающей кровью, но непобежленной
наролной Германии. Песни, просла-
вляющие, °укрепляющие невые узы
боевого братства коммунистических EK
социал-лемократических рабочих #
всех трудящихся, елинение всех луч-
ших сил германского нарола для сп8-
сения Германии от фапистското варе
варотва, от войны и гибели.
	листической стройки воспитывается
закаляется интеллект и воля труля-
цихся масо, но эта же стройка пред-
ставляет самую благодарную почву
для расцвета самых тонких человече-
ских чувбствований ‚самых ярких про-
явлений индивидуального человече-
ского счастья.

Вот. почему передовые люли капи-
талистичееких стран, вглядываясь в
очертания грандиозного здания ново-
то общественного етроя, на котором
развевается знамя партии Ленина—
Сталина, влумываясь в жизнь, мы-
сли и гадости люлей этой стройки,
прихолят K выволу, что советская
культура — это новый гуманизм, это
подлинное, настоящее возрождение
человечества.
	Л. ЛЬВОВ.
	касается не только театра, оно явля-
ется принципом, который переносит-
ся на все другие области обществен-
ной жизни. Это по сути дела есть на-
стоящий, здоровый, творческий «на-
ционализм»., И далее Бьярно Ли
обобщает сделанный им вывод: «Так
называемая «национальная» политика
Италии принесла © с060й вое боль-
шее и большее обеднение широких
Mace, а теперь она привела к тому,
что этот народ начал поллую граби-
телескую войну. А «интернациональ-
ный маркоизм» СОСР’ва последние
голы ведет страну от успеха в успе-
xy».

Так, величественная и тениальная
формула Сталина, в немногих словах
выразившая гигантское культурно-
	выразившая тигантокое  культурно-
историческое дело, совершаемое в
	т.
Когда из мира вольного труда
В угрюмый мир, гле властвует нужда,
Пустился я, и новый: паровоз
В чужую даль стрелой меня понес, —
Весь свет забыв, не отрывал я Глаз:
От нашего бойца в прощальный час.
Еще теперь я вижу пред собой
Тот облик богатырский, молодой,
Два ясных глаза, блеск их голубой
И знамя. алое над головой.
Я родину впервые покидал.
И, трепетом охвачен. увидал:
Играло пламя алое вдали, — .
Два неба голубых под ним цвели,
Два неба излучали блеск живой.
К ним приковался. взгляд горящий. мой...
Но гаснет пламя, меркнет: все вокруг. .
Два неба узки, желты стали вдруг.
Гляжу, и в серлце холол ледяной:
Желтеют два погона преле мной.
В вагоне, за пределом СССР,
Мой паспорт просит чванный офицер, .
	В одном из городов Ирана

Смышленая жила когда-то обезьяна.
Детенышем одним наделена,

Его ‘растила бережно она.

Искусством обезьяньим и сноровкой,
Сама владея ловко,

Учила сына мать ‘`

Бежать в опасности и в драке нападать,
Повиснув ‘на одной “ноге, качаться, ^
Скакать и кувыркаться,

Десятками ужимок и затей

Морковку выманить иль персик у людей.
Когда ж сама подачку получала,

Кусок полакомей сначала

Спешила сыну дать

Заботливая ласковая мать.

И если пробовал над ним кто поглумиться,
Мать на обидчика бросалась, как тигрица.
Была любовь ее к питомцу такова,

Что всюлу шла о ней молва:
	Бывало, срель людей порою
	Повздорит если муж с женою

Из-за детей, —

— Стыдись, жена! — тотчас коичит он ей. —
Быть матерью разумною и рьяной

Иди учись. у обезьяны! —

Слыхал я, что хозяин как-то раз,

Найдя досуга час, я

Повел ту пару обезьянью

С собою в баню.

Была земля там горячей огня,

И обезьянки нежная ступня

Не вынесла. Пришлось ей тяжко,
Полпрыгнула. закорчилась бедняжка.
Увядя это всполошилась мать,
Дитя обняв, пустилася бежать.
Но вскоре накаленный пол

И ей подошвы судорогою свел.
Тогда, собрав слабеющие силы,
Она на` плечи сына посадила,
Ничто спасенья не несло,
И руки ей и ноги обожгло.

Она визжала, прыгала. носилась.

В отчаянье слепом. о стены билась

И, покоряясь наконец судьбе,

Швырнула сына под ноги себе.

Куда девался жар любви старинной?
Мать, как палач, на груль садится сыну.
Но так под ней детеныш биться стал,

Так тяжко застонал,

Что в матери невольно сердце сжалось,

Ее терзают страх и жалость.

Невмочь ей этот стбн перенести,

Невмочь и на смерть верную итти.

И злым безумьем обуяна,

Рукою сыну рот зажала обезьяна,

Чтоб вопль его ‹призывный заглушить

И жить, любой ценою жить!

В. свирепом этом существе, казалось,

Следа бт материнства не осталось.

,
	Европу старую в нагретой вижу бане,
Подошвы жжет ей кризиса дыханье,
Пред нею, как пред обезьяной той,

Все тропы — к гибели, к спасенью — ви`одной.
Ее история, наука, разум, чувство,
Культура, слово и искусство

Повержены лежать, не в силах встать,
Как тот зверек, на ком уселась’ мать.

В огне и муке смертных содроганий
Сидит Европа на родном созданьи ;

И, слыша с ужасом, что разум не молчит,
Что слово гневом, мукою звучит,

Она фашизма лапою звериной

Рот зажимаёт стонущему сыну,
	— Эй вы, что там взвалили вы на плечи?
Куда вы, люди, тащите его, .
Свободное такое существо?
	Европа тем гордится издавна, ;

Что нации свобода там дана, :

Что все в правах равны там. без из’ятья,
Что люли там —и граждане и братья.
Сомненья нет, те речи-+не обман:
Там каждому своболный выбор дан.
Там волен жирный обладатель денег
Любое`в жизни: выбрать наслажленье:;
И пролетарий волен в день любой
Меж гололом и горем и. нуждой,

Меж кабалой, тюрьмою и-скитаньем

По вкусу выбрать для себя страданье.
Я ‘инженера как-то вилел там,

Водил он грустно кистью по стенам.
Тут, вспомнив быль о шейхе и броляге,
И с шейховой сравнив судьбу бедняги,
Спросил я: ктб привёл сюда его,
Свободное такое ‘существо?’

Когла бы: выбирать свободно смел он,
Иным бы, верно, занялся он делом.
Но он у бога страшного в тисках,
Бог — золото. и все в его руках,

Да, золото сидит на троне бога.
Талант и ум, как нищий, —у порога,
Так жил и я ло той поры, когда
Ступил на землю вольного труда,

Как в западных краях, и жизнь Востока
Давно течет позорно и жестоко. `

Я помню дни слепого бытия.

Когда я вправе не был зваться «я».

Я лействовать ‘не мог, как «я» свободный,
Я не был ‹я», как всякий мне полобный,
Но приняла ‘меня советская семья,

И с той поры впервые я, стал’ ся».
Ковать ли у огня металл упругий,
Шагать ли с песней за колхозным плугом,
\`Тела людские знаньем испеёлять,
Сердца ‘людские словом оживлять,
Рукой науки побеждать природу.
Пасти стада иль быть вождем народу —
Из этих дел в стране моей родной

К любому путь открыт перело мной.
Мои злесь все дела и всё занятья

И люди здесь — мне подлинные братья.
Злесь я не только «я» одно, прузья, —
Здесь я— ста ‘семьдесят мильонов «яз!
<...В стране Торговцев золото — владыка,
А человек — бессильный горёмыка.

В краях, гле сотни замков и лворцов,
Олной души нё сыщешь без оков.
Кузнец, делец, певец и земледёлец —
Рабы, а капитал — рабовладелец,

Из тех людей-рабов, люлей-машин

В день завтрашний не верит ви один.
Там знанье, опыт, долголетний труд
Покоя человеку не несут,

Там ночью стар и мал‘во тьме угрюмой
Одной томится неотступной думой:
Проснется ль он для жизни и труда
Иль с миром распростится: навсегда?
Там люди есть, что в слепоте покорной
Не вилят выхода из ямы черной,
Мерещится им золото везде.

Что‘ им до басен о добре в зле?
Кровавое ли, грязное ли дело —

Для золота на все решатся смело.
‘Решатся связь любую разорвать,
 Жену. детей, товарища пролать.

За золото наемным стать убийцей.
Чтоб самому-от смерти откупиться.
Наука там ‘отвержена везде,

Науки люди — в горе и нужле; Я

В музеях — блеск чарующих творений.
А рялом продается нищий гений,
Культура в одичалом мире том,

Как лань. лежит под варварским ножом,
Наролные герои — в заточенье, 7
Исчерпано народное терпенье. :

Стеной на угнетателей встает,

Бурлит. как море пламени. народ.

В кровавой этой битве пролетарий

На всем земном ‘восторжествует шаре.
Париж и Рим, Формозу и Ирак
Победно осенит багряный стяг...»

Так думал я пол мерный гул вагонный.
Как вдруг — увидел красный флаг взнезенный.
Не сон видал, не сказку я слыхал, —

То гордый стяг Советов полыхал,

То наше знамя реяло и рлело

И слово «СССР» на нем горело.

Как вольно стала грудь моя лышать!
На родину вернулся я опять }
	Перевод с фарси БАНУ
	Жил в старом Исфагане шейх селой.
Сднажды‘ он за стол богатый свой
Созвал окрестных бедняков и нищих.
— Ешь. пей. народ, набей карманы пищей
Да бога милосерлного. моли,
Чтоб шейха дольше он не звал с земли. —
Шел мимо в этот час гуляка пьяный
И, лвери распахнув, вошел незваный.
Лишь он успел переступить порог 4
И гостя разглялеть хозяин смог...
Сказал он: — В день суда, о люди, втрое
Господь дурным возласт нам за дурное,
Иди отсюда, грешный. негодяй!
Святой и чистый стол не оскверняй. —
Смеясь, бродяга молвил без смущенья:
— Виною бог. ведь мы — его творенья:
В нас. грешников, грехи вселил он сам,
За что ж терзаться, вместо бога, нам? —
Разгневал шейха пьяница-насмешник,
Вскричал старик:—Ты лжешь, невежда, грешник!
Бог вольными рабов своих создал,
Во всех деяньях им своболу дал. —
Пришлец в ответ лишь усмехнулся снова
И удалился, не сказав ни слова, x
Назавтра смерть mpen mefitom— TYT Kak TYT,
И старика на кладбище. несут.
Все те, что за_столом его сидели,
Шли вслед (молитвы не достигли цели). .:
Откуда ни возьмись. бродяга тот
Пред погребальным шествием встает

Уши поражает едкой речью;