62 (553)
	ратурная газета №
	`` РЕДКИЕ КНИГИ
` «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» ЗА 1830—1831 гг.
	дуров не умолкнут круглый год. Я,
душа моя, написал пропасть полеми-
ческих статей, но, не получая журна-
	лов, отстал от века и не эваю, в чем ,
	дело и кого надлежит душить Поле-
вого или Булгарина».

Пушкин товорит здесь о овонх кри-
тических и полемических статьях, на“
	нисанных для «Л. Г.> B 1830 году.
	Как раз в это время в 61-м номере
«Л. Г.» появилась заметка с четверо-
стишием К. Делавиня в проектируе-
мому памятнику жертвам июльских
дней (во Франции 1830. г.). Эта за-
метка не замедлила» вызвать репрео-
сии со стороны «властей предержа-
щих» Дельвиг, потребованный к
гр. ВБенкендорфу, получил строжай-
ший выговор, a газета была при-
остановлена. Возможно, что нравст-
венное потрясение, вызванное трубо-
стью Бенкенлорфа, было одной из
	‚ причин. приблизивнгих кончину Де-
	львига (он умер 14 января 1831 г.).

Вскоре, впрочем «Л. Г.» была снова

разрешена онамятовавшимся началь-
ee ~*~, г.

ta
	етвом. Ее телактором стал 0. М. 09-
	мов, один из ближайших друзей Де-
львита. Однажо, он не сумел ожи-
вить тадеты, и к.июню 1881 г. она
	‚ окончательно прекратила свое суще»
ствование. После закрытия «Л. Г.»
Пупкин мечтал и хлопотал об изда-
	нии собственной литературно-полити-
ческой тазеты «Дневние». Как извест»
но, ето проекту не суждено было осу
пествитьея. Н. ГОРИЧ, .
	` На-днах одним из букинистических
магазинов продан хорошо сохраниа
цийся комплект «Литературной газе-
ТЫ». . ~
	ПРОВИНЦИЯ“
	В пьесе нет определенной четкой
сюжетной линии, нет сквозного дей-
ствия, и поэтому постановка ее Ha
cnene сопряжена с рядом  трудно-
стей.

В своей ‘работе мы стремимся 60-
хранить лицо автора, ето подлинную
лиричность, теплоту, мягкость и
юмор.

Мы по возможности избетаем ‘пере:
становок в тексте. считая, что всякие

изменения в пьесе мотут лишь Rae
	руптить архитектонику произведения.
4 CHER TORS пойлет в постановке
A. Д. Дикого. Режисоура—И. Винь-
	яр и Б. Тамарин. Лаборант-режиссер
	—Я. Пиейн. Художник—Н. Шифрин.
	ПРАЗДНИК.
ХЛОПКА

НОВЫЕ КНИГИ
	собетаекая литература
	д. Бедный. Избранные басни и сти-
хотворения. Школьная eepHa совре-
менных. ‹пикателей. 98 стр., цена 95 к,
Москва. `Петиздат.
	О. Берггольц. Ночь в Новом мире.
	Рассказы. #203 стр, цены 3 р. 25 к.
Ленинтрад, Гослитиздат,

Люди и сталь. Рассказы энатных
людей «Красного Октября». 178. ‘тр.
цена 2 фт. Сталинтрад, Клайгиз. -
	В: А. Обручев. Земля Савникова,.
	Научно-фантаютический роман для
юноптества. 306 стр., цена 4 р. Ленни:
_. трал. . at
	к лассическая литература
	Ф. М, Достоевский, cGanucky из
мертвого дома. Ветупительная статья
Г. Верлинера. Школьная серия клас-
сиков. 389 стр., цена 2 р. 265, Е
ва. Детизлат:
	Н. Помаловский. Полное coépanne .
	сочинений в. 2 томах. Редакция, воту-
цительная статья и комментарии
И, Ямпольекого. Том П. 895 стр., me-
на 10 р. Москва — Ленинерад, Аса-
demia. Е

А. Чехов. Избранные рассказы. Ре»
дакция А. С. Глинки-Волжокого. 523
‘стр, цена 6 р. 50 к. Москва, Гослит-
излат: . т

Т. Шевченко. Кобзарь. Избранные
стихотворения в. переводе Ф. Соло-
туба. Вступительная статья А. Хвы-
ли. 219 стр. цена Тр. 80 к. Ленин-
трад, Гослитиздат.

Шолом-Алейхем, Избранные сочи-
нения в 12 томах. На еврейском язы:
ке. Том. 1. Каориловка. Вступитель-
ная статья М. Эрика, 384 стр. Моск-
ва, «Эмес».. - 3
	пностранная литература
	Андре Жид. Собрание сочинений.
Том П. «Парь Кандвал», «Подземелья
Ватикана», ‘«Пасторальная  симфо-
ния», критические статьи о Достоев-
ском, Боллере, Ш.-Л. Филиппо и др.
Перевод. под редакцией А. А. Фран-
KoRCKOTO. 534 стр. цена 8 т. Ленив-
трад, Гослитиздат. +
		А. и П. Барто. Девочка-ревушка.
Иллюстрации А. Каневского. Издание
5-е. 16 orp., Цена 50 к. Москва, Дет-
излат. . Е
Л. Кассиль, Буденыпти. Рассказ.
	Л. Кассиль. Буденыши. Рассказ.
для детей дошкольного возраста.
Иллюбтражии Д. 1ИШмаринова. 15 стр.,
цена 90 к. Москва, Детиздат. }
Л. Кассиль. Льдина-холодина. Рас-
сказ для детей младитего возраста:
Рисунки А. Шербакова. Издание 2-6.
24 erp. цена 40 к. Москва, Детизлат.
«Красин» во льдах. Рассказ для.
малышей участника похода «Краси’
на» Эм. Миндлина. Издание 5-е
32 стр. цена 50 в. Москва, Дет-
издат. р
С. Могилевская. Латерь на льдине.
Повесть о челюскянцах для детей
млалицемю и среднего возраста. 168
стр.. цена 3 р. 60 к. Москва, Детиз-.

ат.

Я. Тайц. Откуда ты? Рассказ для
летей младшего возраста. 18 етр., це-
на 40 к. Москва, Детиздат.

«Три медведя». Сказка. Рисунки
В. Д Бирюкова. 14 стр., цене 1 р.
Ростов-Дон, Азчериедат. ты

А. Фабр. Шестиногие. Пересказал
для детей среднего возраста
Плавильщиков. Иллюстрации А. А.
Врея. 116 стр., цена 8 р. Москва, Дет-
Издат.

К. Чуковский. Лимпопо. Стихи для
летей лотикольного возраста. Рисунки
	В Копашевича. 12 етр., цена 69 Е.
	скусство
	Ленинград, Лендетиздат. -
	;

На вечере.

_ таджикских студентов

UA ee aan вр
номера 0. М. Сомовым) в 1830—1831
rr. Она выходила каждые пять дней.
В 1930 году вышло 72, а в 1831 г.
at anuannp Плтлитайттев участие В
	37 номеров. Ближайшее, участие В
«Литературной газете» принимали
Пушкин и Вяземский, Из пушкив-
ских произведений! в ней были поме-
мены впервые отрывки из «Евгения
Онегина», стансы «Брожу ли я вдоль
улиц. шумных», «Кавказ», станоы

пасы забав иль праздной екуки», «Ко-
тла твои младые лета», В м:
«Что в имени тебе моем», «Мадон-
каз и др. Кроме самого Дельвига (по-
мещалянего свои вещи в «Л. Г.» ано-
нимно, как редактор газеты), в ней
участвовала целая плеяда блестящих
современников — Языков, Крылов,
оба Олдоевских, Гоголь (начавший в
«Л Г»› свою карьеру), Хомяков, Де-
	нис Давыдов и др. .

«Литературная  тазета» пыталась
стоять «вне политики», ее идеалом.
было «чистое искусство». Одновре-
менно она вела борьбу как против
либеральной критики, предотавляв-
шейся Надеждиным и Нолевым, так
и против ультраконоервативной груп:
пы Булгарина — Греча.

Приводим письмо Пушкина Дель-
вигу. написанное в шутливой форме
нз Боллина в ноябре 1830 г. (при
письме Пушкин прилатал и стихи
для «Л. Г»): «<Доношу тебе. моему
владельцу, что ‘коли твой смирен-
ный вассал не околеет от сарацин:
ското падежа, холерой именуемого и
занесенного к нам крестовыми война-
ми, т. е. бурлаками, то в замке TBO-
ем. литературной газете, песни труба»
	ГЛУБОКАЯ _
	Первая пьеса Михаила Светлова
налила радушный прием у театраль-
ных работников: многие театры Мь-
сквы и периферии включили в свой
репертуар «Глубокую провинцию».
	Во время тоЙйНны музы МОЛЧАТ.

Бруно Ясенский считает весьма C0-
мнительной мудрость, содержащуюся
в этой латинской поговорке. Револю-
ция налиа свидетельствует обратное,
говорит он на вечере таджикских сту-
дентов, посвященном выполнению
хлопкового плана Таджикистаном:
наша литература, Halle искусетво
всегда в центре схватки, всегда Вы-
ступают как мощное орудие партии и
правительства в борьбе за социализм.
Нет такого фронта в Союзе советских
республик, на котором не дрались бы
и наши художники. И если вся стра-
на чествует сейчас удафников социа-
листичсвих полей. впервые в истории
Таджикистана выполнивших годовой’
хлонковый план, то ‘нельзя забывать,
что не последнее место в боях за этот
план заняла и таджикская  литера-
тура. Тема хлопка одна из централь-
ных тем таджикской литературы. До-
статочно назвать имя Лахути, песни
которого распеваются на всех полях
Таджикистана.

Имя таджикского народного поэта,
нахоляшетося тут же на трибуне сре--
	- ди членов нрезидиума, вызывает дви-
	жение в зале. Всем, здесь сидящим,
отлично знаком замечательный .pe-
вслюционный путь этого поэта, авто»
pa страстных поэм и песен о социа-
листическом хлопке. Ему устраивают
восторженную овацию, такую же. 5а-
кой он был встречен 10 минут назал,
когда с высоты этой же трибуны бро-
Cad пламенные слова о долге таджик-
ской молодежи перед своей стоаной.

Хлопковая победа таджикских кол-
хозников,—закончихл свою речь Лаху-
ти— это наша гордость, наша честь,
наша радость. Мы обязаны этой п00е-
дой новому большевистскому руко-
водству Таджикистана, т. Шадунцу,
олному из лучших учеников Сталина.
	К. И, Чуковский и нар. арт, республики В. И. Качалов на ноябрьском утреннике 4 ноября 1935 г. в
	ред нашей страной нашим великим
вождем задача © преодолении пере-
житков. капитализме в сознании лю-
дей. Я хочу показать новую сушность
понятий н в связи с этим — новое
звучание тероики. На первом плане
передо мной стоят задачи внутрение-
то раскрытия теронки челюскинской
эпопен, & He экцентирование ее
внешних и феерических свойств».

‚Эта трудная задача требует новых
приемов и в создании образа всего
спектакля в целом и отдельных 06-
разов действующих лиц,

Основные роли играют: профессора
	Оттона — Г. Петровский, Бородина—
М Жлоов секретаря ячейки Ролио-
	М. Жаров, секретаря ячейки Родио-
нова — С. Гортинский, кальитана —
Т. Волопеин, профессора-гидрографа—
Н. Новлянский, художника Ваню —
И. Александров, киноопералюра, Бур-
ку — Н. Каменев, старшего механи-
ка — С. Антимонов, матроса Сашу—
Г. Захаров и метеоролога Иду Воро-
нову — молодая актриса, недавно
окончившая училище Камерного” тез-
тра, А. Вернер;
	Ближвайнтие сотрудники А. Таирова
	по работе нал «Не слалимся» — pe-
	жиссер Л. Лукьянов, художник В.
Татлин и композитор ПТебалия.
	ратурной газете»: Клод Фарреры,
Beppo, Дрие де-ля-Рошели и их еди-
номытленники ‘страшатся . мысли о
возможности поражения Италии, так
как с этим неминуемо связано ослаб-
ление фашистского‘ движения и в
других странах, у
	Но в своей массе западно-евройей-
	ская интеллитенния; подчеркивает -
	тов, Эренбург, отвечая на вопросы в
Доме печати, резко настроена. против
итальянской агрессии. О народных
массах и говорить He приходится.
Особенно это относится к Франции,
где неслучайно движение народного
фронта приобретает такой размах.
Тов. Эренбург информирует ауди-
торию также о жизни и «творчестве»
белоэмитрантских литераторов. опре:
жнему кликупюствует Иван Бунин,
	вытустивший книгу «Окаянные дни».
	полные звериной ненависти к Совет-
ской стране; занимается «белой и чер-
ной магией» Мережковский; Купрян
имеет отношение к литературе лишь
постольку,   поскольку он открыл.
библиотеку, являющуюся для Here
единственным источником существо-
вания; невероятно опустился Баль-
монт: он в полном смысле слова сма-
хивает на тероев «дна» в МХАТ”ов-
ской постановке. Пустынно и мертво
в закоулках белоэмигрантевой лите-
ратуры,
	Москву. В самом Киеве в это время
существовало уже несколько книж-
ных лавок (при Лавре, академическая
и при магистрате). .

В «Послесловии» в «Апостолу»
указывается, ‘что книги (речь идет,
конечно, о книгах-рукописях) в те
времена уже продавались на <тор-
жищах». Первое время печатные кни-
ги стоили чрезвычайно дорого, доро-
же рукописных.

`В Москве XVI и даже в начале
ХУП века не существует еще пра-
BHABHOH, систематической книжной
торговли. Книги можно приобрести на
«торжищах» и при «Печатном дворе».

После смуты, в 1614 году, книтопе-
чатание возобновляется под руковод-
ством и наблюдением Никиты Фофа-
нова. «Печатный двор» отетраивается
заново. Он значительно расширяется
и реорганизуется. При нем образует-
ся библиотека из рукописных и пе-
чатных книг (впоследствии знамени-
тая Синодальная библиотека). При
царе Алексее Михайловиче штат «Пе-
чатного двора» состоял уже из 160 че-
ловек. Блатодаря усилившейся дея-
тельности «Печатного двора» снижа-
ются цены на печатные книти, но все
еще существует значительное число
писцов-профессионалов. Заметно из-
меняется характер’ и содержание ру*
кописи Появляются «повести». «ис-
	тории», сборники, печебники и т, д.
	С сороковых годов ХУП века от-
а торговля книгами, при
«Печатном дворе», B- специальной
книжной лавке. До сороковых го’
дов напечатанные книги рассылались
«по памятям» в порода и епархия.
При книгах посылалось предписание
собрать деньги за книги и предота-
вить их в «Печатный приказ».

Азбука Бурцева (1649 год), намеча-
танная ` в количестве Шести тысяч
экземпляров, разотилась чрезвычайно
быстро. В 1651 году выходит второе
издание‘ «Азбука» (2.400  экземиля-
ров); разотпелиееся в один лень...
Свидетельства и ваписи подтвержда-
ют, что’ уже в ХУП ‘веке в Москве
существует особый «книжный ряд».
Торговля ‘происходит ва Спасском
мосту, у Фроловской башни Кремля
и против  Спасских ворот. Камен:
ный Спасский мост’ перекинут через
ров, наполненный водой Pos aa-
ключен между зубчатыми  отенами,
	_ 28 школе Октябрьского района в Москве. (Фото Е. Липскерова).
	К ХУ толовщине Октабрьской
револющии Камерный театр приуро-
чивает показ своей новой работы,
	пьесы. Cepréx Семенова «He сдалим-
	ся». :
Автор, работая над пьесой на ма-
	ae eee eee eee ee ee

териале эпопеи челюскинцев, значи-
тельно  удалилея от хроникального
изображения челюскинской драмы.

«С. А. Семенов, — писал 0, Ю
Шмидт, — мой друг и участник на-
Wx лучитих экспедиций, обладает
завилным преимуществом — участво-
вать в арктических событиях на ме-
сте и затем второй раз воспроизво-
дить их в художественном творчест-
ве. С. А. Семенов мог брать лля
пьесы подлинные события и подлин-
ные краски, потому чо он был на
месте и был в рядах лучших. Но он
вправе не следовать слепо за хрони-
кой, переставлять и изменять сцены.
Е, этому его обязывают не только за-
коны драматургии, но и значение ч3-
люскинской эпопеи как некоего 0б-
щего. символа»,

«Как писалель, — говорит С. Семе-
нов, — я буду вечно благодарен
случаю, который двухмесячную эпо-
nen «Лагеря Шмидта» сделал частью
моей жизни. В «Латере ПТиидта» я
		КАМЕРНЫИ ТЕАТР
	увидел во весь рост нового человека.
Я увидел источник его мужестве, ere
поразительното ‘хладнокровия, .

беснримерной организованности. В
«Лагере Пухидта» слабые физически
товарищи, слабые ‘ROUTE, LETH He
считались «помехой» для сильных,
закаленных людей. Никто их не рас-
осматривал как колодку на ногах Ka-
торжника, мешавшую дойти пешком
до желанного берега. Наоборот, они
были окружены трогательной забот-
ливостью. Вели вначале и наплиеь
отдельные товарищи, выпадавитие Ha
общего ряда, то к концу своего пре-
бывания на льдине они полностью

‘заслужили славное имя —- «челюе

кинец».

Постановщих “He слалимея» А.
Таиров в своей работе меньше всего
задается целью реконструировать
всем памятную страницу из истории

завоевания Арктики. «Никаких пор-

третных сходств, никакого копирова-
ния происшедлтих событий и их уча-
стников мы не собираемся лавать,—
товорит Таиров. Я хочу показать, как
	в ‘условиях подлинного. воветско=
	хюллевктива пезерождаются люди
	старой всихики и как на деле, в жиз-
		И РК ЗБ WAL ON ee EIEIO ng - р у
И я обращаюсь к т, Шадунцу со сло- Первым в Москве эту льесу по-
вами приветствия, которое так pac- кажет театр ВЦСПС. —
пространено на Востоке: В беседе ¢ нашим сотрулником

‚К Е Е
	‚ «Слава твоему учителю».

С речами на торжественном вечере
выступили также постоянный нред-
ставитель Таджикистана в Москве т.
Исса Ходжаев. начальник хлолкового
управления Наркомзема т. Паскуц-
кий, постпред Узбекистана т. Абидо-
ва, представитель таджикской  сту-
денческой молодежи т. Курбанов
и др. :

Собрыние послало приветствия тов,
	постановщик спектакля,  заслужен-
‘ный артист республики А. Д. Дикий
и режиссер Б. П. Тамарин так oxa-
рактеризовали эту пъеоу.

«Глубокая провинция» — событие
в советокой драматургии. Театр. рас-
осматривает 66 как большое ноэти-
ческое произведение проникнутое
‘тлубокой лирикой наших дней.
	СПЕКТАКЛЬ К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ 1905 ГОДА
	ответствуют глубине событий, пок®=
		Собруние послало ия тов,
Сталину, т. Шедунцу   и ат
И Таджикистана ие: Рах

- адеи 900КО8
_издание Черньиневского

`Сектор  клоосиков  ТГослитиздата
разработал пазн первого академичес-
KOTO издания собрания сочинений
Н. Г. Чернъьацевского.

БПЕКТАКЛЬ, К tena

Свою очере редную ‚премьеру веет
А; Крона «Трус›— Новый театр. по-
свящает ОУ. обилею
1905 года.

— Мне не раз приходилось pation

тать над советской mecok, — ron
PHT постановщик спектакля: заелу-
женный деятель искусств Ф. Н. Ка-
верин, — но. впервые я чувствую,
что у меня в руках настоящий худо-
жественный и партийный материал.

Автор показывает, как в обета:
RepKe 1905 года большевики намеча-

Всего. презполатвется _възшустить. хи все те мотоды нэртийного воспя-
	Сектор  клаюсиков  Гослитиздата
кого издания собрания сочинений
ЕН. Г. Червьипевеокого.

__ Веето.  прелполатвется. _вышустить.
20 томов по 45° -SBTOPCRRE, листов Е.

каждом.

Издание будет состоять из четырех
разделов: авиа и
литературные статьи (12 томов}, бел-
летристические произведения (3 10-
Ma), дневники 4 тем и переписка
(4 тома» В пределах каждого разде-
ла материал располатазтся в хроно-
потичоском порядке... Мелкие рецен-
зии отделяются от статей? г

`Тевсты Чернышевского будут ©9-
провождаться обигирным комментафри-
ем. Намечены следующие встунитель-
ные статьи: «Биография Чернышев-
ского», «Чернышевский и революци-

что у меня в руках нах
жественный И партый!
Автор показывает,
Ropke 1905 года больш
ян все те методы парт

таняя гасе, которьн me
применяются и с

BHEMaTeHDHOE: въралии
цвонных кадров, непр
pa BR влинение рабоч

эзванахокромно — «01
Думаю, — про)
верин, — что трагиче
трагический стиль. дей

онное движение его’ энохи». «Черны-
шевокий и крестьянская реформа»,
«Ленин и Чернышевский».

_К работе над изданием привлека--

“РЕДАКЦИЯ: №

и 4-34-60;
ИЗДАТЕЛ bCTBO:
	ется ряд литературных работников,
занимающихся энохой 60-х годов.

Издание будет осуществлено в три
тода. В будущем тоду BAIR первые
два тома:
		попов—такова обстановка русской   дикари омественный репортаж.
торговли XVI века. — Начало Васильев - Отихотворения Bocro-

ХУШ века знаменует  с0б0ю } кова,

г ее ав а и < 3’
	новую эру в‘ история рубской книги:   Чена отдельного номера —2 рубля,
			С ИЛЬЕЙ ЭРЕНБУРГОМ _
	Это воздух зарубежных стран. В нем
вянет, не успев фасцвесть, ‘поэзия.
Во Франции почти нет лириков. По-
этому-то с таким восторгом был
встречен в Париже Пастернак: в его
лице Франция ‘чествовала поэзию.
Трижлы вставали’ делегаты‘ всемир-
ото ‘конгресса залциты культуры:
когда на трибуну с’езда взошел
Андрэ Жил, после речи немецкого
писателя-революционера и когда: ска.
зал свое краткое слово Bopae Ha-
стернак. Так, — говорит И. Эрен-
бург; — конгресс как бы вылелил
три. слагаемых большой революцион-
ной литературы — культуру, поли:

THRY, поэзию.
в тон ин
	В Доме печати
	Несколько недель назад в одной
парижской газете, близкой к пребло-
вутому Киаппу. появилась огромная
статья, с заголовком во всю ширь
полосы: «Англичан надо обратить в
рабство». ;

Автором статьи был А. Берро, яви-
вшийся выразителем фаптистских на-
строений в вопросе 0б итало-абис-
синокой войне. Эти же настроения
отразились и в пивьме 64 писателей,
о котором уже сообщалось в «Лите-

божиих чтут и поют и учатся и пи-
	пгут © Них». В том же послании Гроз-
	ный пишет: «Вы бы им (писцам) ве-
лели писать с лобрых переводов, да

‘написав правили, потом же бы про-
давали». Лено, что Грозному введе-
ниб книгопечатания было необходимо
для исправления изуродованных не-
трамотной перепиской богослужебных
книг и для подтотовки трамотных
«кадров». Новые завоевания, ykpet-
ление власти московского царя в но-
вых областях неизбежно требовали
постройки новых перквей и монасты-
рей-——оплота царской власти... В 1553
тоду по приказу Грозного в Москве
(на Никольской улице, где помеща-
лась Синодальная типотрафия) `орга-

‚низуется «Печатный двор». Во тлаве
его становятся знаменитый Иван Фе-
доров-—-русский ‚ Гутенберг-— дьякон
Николо-Голстунской ‘церкви и Петр
Тимофеев Мстиславец. Лишь к 1563
тоду русские первопечатники  прис-
тупили в печатанию первой книги
«Апостол». = :

_ «Апостол» вышел 1 марта 1564 года,
29 октября 1565 года из той же типо:
трафии выходит «Часовник» и не
позднее 1568 года-——Ивантелие». Kak

известно, выпуском этих трех книт
закончились первый период работы
«Печатного ‘`Двора» и деятельность
первопечатников в’ России. Им приш-
лось бежать за рубеж после разтгро-
ма и поджога типографии,

Вскоре, в 1568 голу, была’ построе-
‘на новая печатня. Во главе ев ’были

‚ поставлены ‘Андроник Тимофеев Не-
вежа и Никифор `Тарасиев. Ими в
этой типографии была напечатана
«Поалтирь». Новая / типография  ©у-
ществовала до 1571 roma и. погибла
во время грандиозното. пожара, 1571
гола. :
	оренесенная в ‘Александровскую.
	Слободку типография. работала ола0о.
Ло смерти Грозного (1584 x.) оттуда
выигли всего две книги: «Учебная
Псалтырь» и «Поалтырь» 1576 года,
	В это время целый ряд типографий.
	возникает на Волыни, в Нольше, в
Литве, в Киеве. _

С половины ХУН века Киев ва-
нимает. центральное место по’ печа+
тазию книги в книжной торгмвле.
Книги закупаются ‘на местах их пе-
чатания и продаются на: «торжищах».
Из Киева книги. достарляютея и в
		Музыкальная часть спектакля,
работанная композитором Крейном, и
художественное оформление, еделан-
Hee Bopucom “Spamanom, разрешены
также в плане трателии,
	— 9 нас, — заканчивает Ф. Н; Ка-
верин, > много спорят. о ведущей ро-
ли драматурга, режиссера и актера
на тватре Мне кажется, в каждом
оздельном случае это?’ вопрос разре-
		дущая роль, на мой взгляд, при
а. автору, она радостно при-
нята актерами и режиссером. В этой
‘работе моей задачей является воз-
можно более полное и тлубокое рас-
‘крытие пьесы и е6 образов, моим
‘бамым большим желанием — быть
‘на высоте прекрасного кроновского
‘материала.
	В редакции
журнала «Знамя»
	„Организатор. этой встречи — редак-
ция. журнала «Знамя» — сделал, все
возможное, чтобы придать ей интим-
ный товарищеский характер. Соетав
участников определил тему беседы и
споров. ее

_ «Литературная дискуссия в энный
раа о «Не переволя дыхания» (так
шутливо определил Эренбурт’ разто-
	‘ревнтайся споф) началась с вопросов
	психологии творчества.

Полемизируя © В. Шкловским и
Мих, Левидовым, Эренбург рассказал,
как писалась эта венть, как возникли
и как выросли ее образы. Пи-
сатель сказал, что он все время ищет
«форму романа, который исходит от
тазетного очерка». «Не переводя ды-
хания» — один из этапов на пути
исканий. :

О тромадной популярности романа
Эренбурта среди широчайших масе
советских читателей говорил зам. отв.
редактора журнала «Знамя» т. Рей-
ВИН.
°С большим вниманием прослуша-
ли собравшиеся раюсказ Эренбурта о
жизни современного Запада. «Есть
возлух, — товорит писатель, — в ко:
тором дохнут птицы, вянут цветы».
	2. Ленинтраде, В 2 веку относятся
лакже следующие памятники: «Из-
борники Святослава» (1078—1076 т®.),
«Архангельское Евантелие» ‘(переиз-
данное с замечательной точностью
Румянцевским музеем в 1912 т.) итри
новгородских минеи (конца ХТ века).

В те времена потребность в книге
была у немногих. В ней вуждались
церкви, монастыри и немноточислен-
ные князья и бояре, усвоившие
славянскую трамоту. Нужные им
‚книги заказывались монаху- перенис-
чику. Нередко «блаточестивые благо-
творители» приносили внигу-руко-
пиеь в дар вновь открываемой церк-
ви. Книга-руконись еще не стала
«товаром», не въыила на рынок; меж-
	ду книгой и ee потребителем еще не
	появился заинтересованный посред-
	ИК,
С ХУ века на Руси начинает
	развертываться тортовля © иноземвы-
ми государствами, одновременно раз-
вивается и внутренняя  тортовля.
Имеются свидетельства и показания
иностранцев о существовании в ХУ
веке на Руси значительных торговых
	оборотов. Среди товаров, импортиру-
	емых в Россию, появляется бумага,
привозимая из Англии, Голландии и
Ганзейских тородов. Собственные бу-
мажные мельницы впервые появля-
ются у нас при Иоанне Грозном, по-
чти одновременно © ввелением книго-
печатания. Е

В половине ХУТ века перед Иоан-
ном Грозным властно встает. вопрос
о нбизбежности и необходимости
введения книгопечатания. Есть 0с-
нования предполагать, что значи-
тельное влияние на Грозного в
этом вопросе имел Максим Грек. вид-
ный ученый и писатель того време-
ни. Максим Грёк, лично знавший (в
бытность свою в Венеции) знаменито-
то печатника Альда Мануция, как из-
вестно, привез в Россию печатные
‘книги. Грозный сознавал непритод-
	ность невежественного духовенства
	для выполнения грандиозной задачи
созлания и распространения книги;
	В послании Грозного «Стотлавому.
	`собору» характерен пятый вопрос;
«божественные книги пиоцы пишут
с исправленных переводов, & надпи-
сав не правят же, опись к описи
прибывает и нелописи и точки не-
прямые и тю тем книгам в церквах
	г Врид ответственного редактора В. Г. ПЛИСКО,
а ИЗДАТЕЛЬ: Журнально-газетное об’единение.
	Государственное издательство
«Художественная литература»
Вышел из пезати. раюсылак
	достиэкения“
	‚ Октябрьский). _
Содержание номера:
	Москва,. Сретенка, Последний пер. д. 26, тел.’ 69.64
	Москва, Страстной, бульвар, 11, тел. 4-68-18 и 5-54-69.
	Изд-во «Известия ЦИК СССР
и ВЦИК» -
— Москва, 6, НЕ вя. —
	ОНА на 1936.
	ва  сжемесячныйм. литературно-худо-
‚ жеств. и обществополитич. журнал
			Е. М. Голдовский. Луи - Люмьер.
Кто жизнь и деятельность. Вотупи-
тельная статья В: 3. Шумяцкого. 151
стр., Москва, Кинофотоиздат.

Н. Збруева. Ритмическое воспита-
ние. Пособие для театральных техни-
кумов, вузов, студий. Предисловие
Н. Александрова. 112 стр., цена 3-р.
25 к. Москва, Гослитиздат,

И. Соллертинский. Гектор Берлиоз:
Опыт характеристики, 149 стр., цена
3 т. 80 к. Ленинград, Ленинтрадекая
филармония. . +
	ry
		До сих пор у нас еще нет о0етоя-
тельного и’ систематическото труда
пю истории возникновения и’ разви:
тия книжной торговли в России. В
периодических ивданиях и опециаль-
ных сборниках разбросаны статьи.
касающиеся отдельных моментов и
эталюв этой чрезвычайно интересной
и важной области нашей культуры.
Вопросы развития книжной торговли
неразрывно связаны © вопросами на&-
чала и развития книгопечатания, из-
дательского дела и развития тортовли
вообще. :
	Первые рукописи, писанные CHa
	вянскими буквами, проникают в Poc-
сию в Х веке из Греции и славян-
ских государств. В ХГ веке в мона-
стырях, тогдашних очагах грамотно-
сти и культуры, начинается пере-
писка книг. Считавшаяся богоутод-
ным делом, «подвиюм», работа по
переписке зачастую производилась
«по обету>. Она требовала, громадното
напряжения и внимания. Вотествен-
но и понятно, что книги-рукописи
того времени были исключительно
перковното, религиозного характера.
Пасались они на пергаменте, доро-
том материале, иногда украшались
миниатюрами, заглавные буквы рас-
писывались аолотом и киноварью.
Распространение и внедрение хри-
стианства, возникновение крупных
‚ монастырей содействовали разви-
тню и усилению переписки книг. Она
особенно процветала в Киево, Печер-
ской лавре. Затем переписокой заня-
лись Новгород и Псков. Владимир:
Ролынский  Ростов-Великий. Cao-
ленск и другие города,

Пожары. войны, борьба удельных
	князей за власть послужили причи-.
	ной истребления и исчезновения этих
ценнейших памятников нашей древ-
ней культуры. Or XI Bena coxpa-
нилось лишь несколько памятни-
ков: «Остромирово Евангелие» (1056—
1057 гт.) — древнейптий рукописный
чамятник работы” дьякона Григо-
	‘для новгородского : побадни-

ка  Остромира В «Остромировом
а 246 листов, заглавные
	буквы расписаны красками и золо-

том. В рукописи три изображения

евангелистов. Евангелие находится В

библиотеке им. , Салтыкова-Щедрина,
xy,
	Унолномочен, Главлита Б—11688.
	20ССии —
	имеющими четыре арки. Не случайно
возникла, и привилась здесь книжная
торговля. Место у «святых ворот»,
‚крепко чтимых в те времена, раопо-
лагало к покупке «божественной» ли-
терахуры. На рукописных книтах
встречаются записи, указывающие на
то, 410 книги продавались «попами».
Это была так сказать их привиле-
тия. В ХУП веке у Спасских ворот
‘постоянно толпились безработные
(«безместные») попы. Они-то глав-
ным образом и занимались книж-
ной торговлей. Известный историк
Забелин пишет, что попами про-
изводилась торговля «не только
божественной литургией, но и литёв-
ратурными произведениями, сначала
рукописными, а потом и печатными».
Постепенно на «торжища» проникают
и произведения светского характера:
оракулы, буквари, залиби былин, пе-
сенники. Там можно встретить и спи-
сок «Слово о полку Итореве», и по-
весть о «Горе-Злосчастии», и «Бозу
Королевича», и «Повесть о судье Ше-
мякине». Злесь же продавались и
первые народные лубочные картины,
охотно раскупавшиеся невзыскатель-
ным «простым народом». Крайне при-
митивные, скверно отпечатанные на
грубой серой бумаге, они отличались
разнообразием сюжетов. Здесь можно
было найти и «страшный суд», и
«Как мыши кота хоронили». и порт-
реты «святых угодников» и «Егория
храброго»...

Художник Васнецов—создатель це-
лого ряда картин, изображающих ота-
рую Москву, высказывает предполо-
жение (в статье «Книжные лавочки

` на Спасском мосту»). что «ларьки» на
Спасском мосту имели плоскую кры-
шу над шалашом, с откидным при-
лавком, который служил в то же вре-
мя и дверью; закрывающей отверстие

‚ лавки. Были лавки и более благоуст-
роенного вида, с двухскатной крышей
‚и; коньком. Книжная торговля явля-
лась здесь лишь малой частью «вели-
кото торга», привлекавитего большие

’ толны и делового и праздного народа.
Шум, крики. громкое зазывание 10-

` купателей. ‹непотребное» поведение
	A. Влацкина и М. Лисак — Взлет.
Вит. Василевский — Углич. А, Пись-
менный — Бешенный хутор. 0. Ми-
рер — Рассказы сталевара. В. IWgon-
ский — Тайна. В. Панов — Молодые
агрономы. Молодые специалисты о
себе. —Год после выпуска. Мих. Kap.
нов — Клад воценового моря, С. Ур-
нис — Причины а День за

днем — Докум НТ репортаж.
Критика о атературьй
Борис Бегак — Л. Толстой. и худо-

зжественный и Мария Галь —
Писатель веех жанров. В. Тареис —
	В Наряже екучно.
Трибуна писателя: -
О Ффэкте и вымысле в очерке.
Мих. Лоскутов — Поиски ‘утрачев-
ной действительности. Мих. Приш-
вин — Путь к форме и личное пере-
живание. Л, Никулин — Типические
черты и живые люди, Всеволод Ле.
бедев — Вымыюсел заставляет любить
	Помер иллюстрирован орвгиналь-
ными фотографиями и рисунками.
	Вышел из печати и на-днях рассы. .
лается подлтисчикам и поступает в
продажу № 10
	Литературного
Критика
	{Октябрьский}
	(ХИ год издалжия).
_В 1936 году в «НОВОМ МИРЕ»
будут напечатаны :
РОМАНЫ:

°„М. Wionoxon, — Honnataa целина,
aH, 2-я Ал, Т Толстой. — Зо коням; 8-я
часть «Хождения по мукам». А. Ма-
льшвин. — Тридцатые годы. И. Пав-
ленко. — Большая война. Ве. Иванов
— Похождения факира, часфи 4-я и
3-я. В. Зазубрин. — Горы кн. 2-я и
3-я. Ал. Карцев. — Магистраль. кн.
2-я Бруно Ясенский. Новый роман.
А. Новиков-Прибой, — Два друга.
Г. Никифоров. — Мастера. часть 2-я.
	ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ:

Л. Сейфуллиной, Мариатты Dlara-
нян, И. Бабеля, Бор. Пильняка, Н.
Огнева, К. Горбунова, М. Козакова»
№ Паустовского, Н. Никитина, И.
околова-Микитова, Макса Зингера,
М. Чумандрина, А. Перегудова, М.
Слонимского, И. Катаева, Н. Вару-
дина, П. Низового, А, Гарри, И. Ев-
докимова, Н. Мхова, Эль-Регистана =
Друг.
	поэмы И Стихи: .

Н. Aceepa, Н. Брауна, Л. Biime-
`славского,. Л. Длигача, В. Казина,
Якуба Коласа, Б. Корнилова, Явка
Купала, Лахути, А. Прокофьева, A.
Решетова, Тициана Табидзе, Л; Чер-
номорцева, К. Чичинадзе. Паоло Ян
вили и друг.
	ПЬЕСЬЁ:

А. Афиногенова, В. Вишневского,
В; Киршова, Юрия Олеши, Г. банни-
кова и друг.

СТАТЬИ И ОЧЕРКИ:

И. ‘Анисимова, И. Беспалова, Ф.
Власова, Н. Волкова, И, Гронского,
С; Динамова, В. Кирпотина, Н. Кор-
нева, А. Лебедева, В. В. Львова, П-
Маркова, Е. Меликадзе, А. Михайло-
ва, П. Рожкова, А. Отарчакова, Г.
Стрельцова, П. Сысоева. 0. Чемода-
нова и друг.
	В 1936 г. журнал «НОВЫЙ МИР»
‘выходит в 2-х изданиях:

Без переплета   В переплете
	3м.  1м.
13 5014.50

6 м.
Tp.

V2 м.
54 р.

12 м.  , 6 м. 3.м. 1.м.
35 p. 18 р. Э9р.3З т,

и ПРИНИМАЕТСЯ: ‘Глав-

ой конторой изд-ва «Известия ЦИК

CCOP и ВЦИК» — Москва, 6, Tym

кинокая плошщ., повсеместно почтой,

оборщиками подписки на’ предирия-
тиях.

Ежемесячного журнала :
турной теории; критики и истории
литературы.
	В номере:
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

А, Македонов — Реализм и роман:
тизм в вотетике Белинского. И, Сёр-
гиевский — «боциологисты» и пробле.
мы истории русской литературы.
Иоганн Альтман — Драматургические
принципы Аристотеля, ,
КРИТИКА

Ф. Левин — Как закалялась сталь,
В. Гоффеншефер —О счастьи. Л; Кон
— Романтика в книгах Гайдара,
	a

Hcropaa uauiero современ-
	о

. Самарин — Песни ‘Уральских ра-
	бочия. . :
ОБЗОРЫ И БИБЛИОГРАФИЯ

Ф. Левин — «Иностранный легион»
Финка. А. Селивановский -- Власть
вещей. А, Теплов — Педагогическая
поэма. И. Нарвеков’— О «литератур-
ных караваях» и захваливании. Фриц
		Типография газеты «За индустриализацию», Москва, Цветной бульвар,