ria
	ПОГИБЛА ГРУППА КОНСТРУКТИВИС
‚НАДО ДРАТЬСЯ. SA TO 9SH,—BO
ВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ. .
	Иосиф Уткин
	Хочу затронуть три вопроса.
	По мнению т. Мустанговой, необ-”
“ходим «поэтический альманах». В нем
	должны обсуждаться специфические
«поэтические» вопросы. Я не сотла-
сен с этим. Беда наша в том, что
мы все вопросы берем узко-«поэтиче-
ски», узко-литературно. Я предвижу
возражения: мол, Гусев нелооценива-
ет поэтической технологии, поэтиче-
ской опецифики. Нет, прекрасно’ со-
знаю их важность. Но прав Юзовский
—.сейчас надо все. вопросы поэзий
ставить птире, в овязи с проблемами
‘всего советского искусства. Не слу-
чайно, что о поэтических альманахах
товорят ряд лет, и ничего не полу-
чается. И издательская база есть, и
как будто бы желание есть, и кадры
звторов, а: альманахов нет. Нет, по-
тому что главное сейчас в том, чтобы
широко обсудить вопросы поэзии, в
том, чтобы вытолкнуть пелый ряд
молодых поэтов из их удобных «поэ-
тических» уголков. И здесь, не споря
о том, кто отстает, мы, поэты, можем
линогому, поучиться и у кино (разве
«Аэротрад» — не поэзия и не тема
для поэтического разговора), и у те-
атра, и у нашей ‘прозы. .
	Обсуждая проспекты поэтических
хальманахов». мы не заметили, что
исчез из нашей. ‘цозвии размах, что не
берутся наши поэты за большие те-
мы (тле и сорваться легко), а отеи-
живаются на «темах» спокойных и
проверенных. Зачем, действительно,
лезть на тематическую «крынту», где
ты у всех на виду, когла можно пре-
красно «тоэтически» отделать первый
этаж, спокойно оцисывая осень в сов-
хозе, изобилие в колхозе и подме-
нять подлинное чувство соответствую-
шим социалистическим. «натюрмор-
ТОМ». *
	Надо вновь привить нашей поэзии
чувство масштаба, чувство большей
темы. Для того чтобы плодотворно
вернуться к вопросам поэтической
специфики, нало сейчас выйти за
пределы поэзии, понять ‘свое место в
советском искусстве, в культурном
росте страны,
	Советская поэзия накопила за во-
семнадиать лет несравненно: бельше
бесспорных удач, чем драмалурния, и
во’ всяком случае не меньше, чем про-
за. 1935 тод в поэзии был также мно-
гозначительным. Мне кажется, что
после трузнноких (не переводных)
		после стихов В. Луювского в «Зна-
мени», после поэмы А. Адалие «Ки:
рову», после <«Умки» Сельвинского.
	после «Коммуниста Шульца» М. Го-
	лолного, после’ воего этого — ‘если
ограничиться лишь’ приведенными
примерами — нельзя говорить о про-
должающемся упалке нашей поэзии.

Bee это так: Не сомневаюсь. что вле.
	_нум восотавовят об’ективную нерспек-
	тиву, утраченную в шуме споров 06
«ототавании поэзии». Ho вель «от:
стазание»-то ° вбе-таки существует?
	Чем иже оно вызвано? Мне кажется,
	прежде всего утратой критерия n0-
этичности у очень многих советских
	поэтов. В свое время, борясь с поети-
	вой буржуазно-дворяноких поотичес-
ких школ, советская поэзия полеми-
чески провозглейнала, что «непоотичо-
CRON) малеривла» в природе нет, что
всё является об’ектом. и средством. по-
	СМОТРИ:
	—-
	ТА Ах

«О Б’ ЕКТИВНОСТЬ». —H
AHA COBET
		дружеский шарж А. Каневского.
		ОЭЗИЮ. ВО ИМЯ БОЛЬШОГО
		В. Гусев

‹ Второе. :

Когда я выпустил первую книжку,
меня вырутали га  литературщину.
Грешен, — любил упемянуть в стихе
`Фальстафа и Рафаэля, Шпоньку и
Беатриче. Но моя литературщина бы-
ла неопасна, этой страстью к упоми-
наниям она и отраничивалась; Взгля-
	‚ Ните сейчас на молодых поэтов. Возь-
	мите талантливого А.’ Шевцова, ко-
торый в целом ряде стихов стремится
просто эпатировать литературную
‘Среду. Ведь все его печальные обра-
щения к Гомеру © просьбой‘ поделить-
ся творческим опытом только в лите-
ратурной аудитории встречаются CEI
тым. смешком: ишь, мол, затвул. Во
всех других аудиториях эти, © нозво-
ления сказать, афоризмы встречают
холодное непонимание А вель Шев-
	цов поллинно таланттив: Возьмите
	другой факт: в каждом, мелком даже,
литкружке, как правило. есть свой
пародист. Жанр литературных паро-
„лий получил ужасающее распростра-
нение в литкружках. Эт0 похоже на
шахматный турнир: каждый на каж-
дото пишет пародию. И вот это неко-
торые руководители (и главным обра-
зом руковолительши) литературноге
массового движения называют воспи-
танием литературного вкуса. После
‘этого понятен следующий, известный
мне, случай: один молодой поэт на-
столько «развил» свой литературный
вкус, что пишет стихи специально
для «Нового мигаз, для «Красной но-
ВИ И т. Л. . .

Мирский: Это. стоит. за пределами
поэзии. Г

Гусев: Да, вы правы, но такого ро-
да ориентация на мелкие литератур-
ные Вышки характерна для ряда по-

°этов, особенно молодых. На пленуме
советская поэзия должна будет вы-
прямиться во весь рост, она должна
будет равняться на настоятщие, боль-
шевистские цели, a He на «мнения»
мелких «авторитетов».

Котати 06 чавторитетах». Тов.
Юзовский товорил, что нет в поэзии
«властителя дум». В` поэтической кри-
тике тоже такого «властителя» не за-
	_Н. А сеев
	Уже предварительные
	ЧТо вас затронуло, чем вам по-
	могли в жизни советские стихи. А ес-
ли ничего не задело и но затрону-
Ло = тогда не приходите лучше на
пленум. Вот т. Плиско товорил, что
есть целый ряд произведений, «явля-
DINEXCH NOTONKOM> в советской поэ-
вии. «Но эти произведения_ Be из
самых. сильных советских произведе-
ний». Как же это совместить с реши-
тельным отрицанием тем же т. Пли-
ско пресловутого отставания? Ведь
если не самые сильные, a sce же
потолок ДлЯ ПОЭЗИИ. то Ванн оо
	Ч от А. aN AM Pi
будто решили отказаться в разтоворе.
Так, не тлядите только на по-
толок, т. Плиско. Ведь то же делает
и то Юзовский: Глядите под ноги и
увидите рост поэзии за годы’ совет-
ской действительностя. Рост Светло-
ва, рост Сельвинского, огромный роет
аяковското, которому ваши потолки,
как будто и были немножко низко-
ваты, Все это юмворится не в суди
ве в поношение нашим критикам. Все
это предостережение от общих мести
обычных в нашей среде ни к чему не
обязывающих высказываний Подти-
ческое, советекое хозяйство — слож-
НЫЙ° и Тонкий Механизм. К нему не
стоит подходить без. любовного и бе-
режного внимания. Нельзя говорить
© Сельвинском: «был Сельвинский».
Это так же и вредно, как в свое
время высказывания ` Зелинского -0
перешагивании через. Маяковского.
Сельвинокий у нас есть и, главным
образом, будет. Вот как я раоцени-
ваю его наличие. Я жду от него ве-
ликолепной неожиданности, Я жду ее
от каждото советского. поэта, в кото-
рото я верю. Нельзя товорить о по-
толках там, гле мы имеем каждо-
а возможность побития рекор-
дов. начинать разговор с неверия,
© верхоглядетва, с высокомерного
«об’ективно не интересуюсь» — это
отрава, &-не разтовор. Отрава буду-
щего, отрава настроения , отрава мо-
лодости советской поэзии. На плену-
ме нужно драться за поэзию, за лю-
06 воней, за близость ее нашим
лнам, нашим чувствам, людям нашей
страны.
		мечено. Д, Мирский написал 0030р
стихов и на короткое время стал бы*
ло «властителем». Меня в этом вопро»
се интересует другее. После появле-
ния статей Мирското: ко. мне, очевид-
HO, как к лицу, заинтересованному
` непосредственно, подходили многие
критики и говорили: вот удивил Мир-
ский, вот поразил. Надо ему развер-
нуто ответить: И почти никто. не от-
ветил. Неголование быстре прошло,
подлинной любви к поэзии, очевидно,
не оказалось, ладно, мол, Мирский не
Белинский. — забулут. Мирский. мо-
`жет быть, и ‘не Белинский. но инли-
иферентность, инертность критики не-
понятна. Откуда такое равнолуптие?
И как можно с таким равнолупгием
` полноценно работать в литературе!

Послелнее. О’ переволах.

Их количество выражается в циф-
ах многозначных. И это не «кон’юнк-
Тура», & глубоко положительное по-
стоянное явление, свидетельствующее
0 росте культурной связи братеких
республик. Но... привожу два факта.
В бытность мою редактором стихов В

``«Молодой тварлии» ко мне часто при-
ходи? поэт № и щедро предлалал пе-
револ © любого: языка. нечне, лю-
дей, знающих языки нац. республик,
мало, но потрудитесь же, товарищи,
выбрать поэта, близкого себе, изучи-
те культуру его’ республики, велу-
шайтесь, как он читает свои стихи,
‘хак их слушабт аудитория, и хоть
этой лобросовестностью компенсируй-
‚те незнание языка.

Второй факт. Стихотворение узбек-
exoro поэта Гайрати «Кумры» пере-
вели три русских поэта. Получилось

три разных стихотворения. Даже ме-
ста действия в них отличны. Лаже
действующие лица в MUX He Bee COB}
падалот.

Как это назвать?
` Вопросы перевола тоже’ ‘должны

“быть выведены из «литературных»
категорий и подняты на принцини-
_альную высоту. Неревод стихов—од=
но из звеньев братской связи совет
съих республик, и переводить надо,
понимая величайттий емыел этого де=
ЛА.

*- лу ИЗВНЕ НИ.
пленум не превратился в. поток бол-
товни. Вот устроила «Литературная
тазета» совещание по’ вопросам пред:
стоящего’ пленума, Высказывания
бельшинотва собравшихся сейчас же
обнаружили многочисленных любите-
лей разговора вокруг да около. В: еа-
мом деле: все начинали с того, что
зарекались говорить об отставаний и
все все-таки тут же продолжали ре-
шать вопрос—есть ли отставание или
оно только фикция. Однако эта фик-
ция так прочно засела в мозги на-
щей критики, что буквально от нее
они только и могут отталкиваться в
суждениях. ‘Вот т, Юзовекий скор-

а Е НЕ

BEAD зтаститель дум сам не прихо-
дит, © неба не сваливается. Вырази-
тель вкуса, чзяний, надежд и волне-
ний поколения приходит только в pe-
зультате выравнивания этого вкуса,
отчетливой концентрации этих чая-
ний, надежл, требований. Думал ли
Юзовский, как трудно поэту в этой
бурливой, растущей, перегоняющей
себя на каждом шагу, накаленной” об-
щественной формации найти ‘твердые,
становивхгиеся, общие всем черты?
ма ли он, как трулно отыскать
те тенленции становления с каждым
тодом меняющегося лица поколения,
хсторые выкуют новый тин человече-
ского общества? Ведь если такому чи:
тателю трудно увидеть своего поэта,
то насколько поэту трулнее уста
новить черты своего тероя? И как
внимательно обществу нужно следить
за ростом такого властителя дум, что:
бы его не перекосило на сторону, не
смяло идущими волнами все новых
и новых возможностей и перопектив?
А Юзовский выжидательно смотрит
вверх и ждет, когда властитель его
дум спрыгнет на него с парапиота.
Так вот, т. Юзовский, не ждите, &
помогите ето становлению, помогите
большей любовью к поэзии, большей
торячяостью в защите ее интересов,
большей внимательностью к ее по-
воедневным тревотам. Вот на плену-
ме придите и расскажите, что вас Ba-
		Существует мнение, ч10с0 стихах
писать «трудно», труднее, чем о- про-
зе. До известной отепени такое cym-
дение кажется оправданным,  когла
вопоуничть, что и как писали у Hac a
поэзии за` последнее время. Мыс как
будто не нашыи настоящих методов
критической оценки и до‘ сих пор
уныло топчемея на одном и том’ же
месте. Чтобы правильно сулить о на-
стоящем, нужно произвести какую-то
предварительную = методологическую
работу. Например, совсем исчезло по-
нятие поэтической школы, побтиче-
ского направления.  Соответетвенао
этому выпала проблема стиля, поэти-
ческой индивилуальности. А между
тем за последние двалцать лет у нас
наметились определенные  поэтиче-
сие стили, о которых вужно г0во-
рить. Маяковский я Пастернак в зна-
чительной степени, хотя и `но-раз-
ному, определили круг внимания мо-
лодых поэтов, создали для них из:
вестную, сферу притяжения. Гле ана-
лиз этих влияний? Он не произвелен.
Не елелано и многое другое. Мы все
еще толкуем о содержании поэтиче-
	М. Toon
	ских произведений, отрывая это 0-
держание от понятий формы и стиля.
	Мы не установили необходимого вза-
		имоотношения между новой, совре-
менной тематикой и теми требования-
ми, которые пред’являются нами в
вопросах жанра, поэтической инди-
видуальности, поэтического стиля.
Иными словами, необходимы какие-то
обобщения, какие-то итоти. Если
мы будем  враздробь судить о
кажлом поэтическом явлении, об от-
дельном сборнике стихов, мы на-
всегла останемся во власти дилетан-
тизма. Особенно остро в связи с по-
нятием поэтического стиля и жанра
необходимо поставить вопрос о поэ-
тических штампах. Читая некоторые
стихи, хотя и подписанные разными
именами, не всегда можеть отличить
одного автора от другого. Такие стихи
пишутся в одних и тех же приемах,
которые означают только то; что ряд
мололых начинающих поэтов He
прелетавляет веей сложности и ответ-
ственности задач, стояпких перед со-
временной поэзией. Критика должна
поставить \Эти задачи во всем  об’еме:
			А. Селивановский
	этического выражения, На практике
	это означало’ огромное. расширение.
тематики и предельное — в принци-
пе — расширение отнес слова
	ря, т. ©. то, что можно отнести к за-
воеваниям советской поэзии. Но при
’этом многие поэты утратили‘ транъ
межлу поэтическим и непоэтическим
в омысле самото подхода к той или
‘иной теме, в смыюле необходимости
правильных пропорций внутри поэ-
	зни. у миллионов лучших людей.
	Halle страны сейчас созревают чет-
TH очень сложной психики, и нало,
чтобы поэзия не только выражала
их, но и подтотавливала их фофми-
`рование, воспитывала бы их, вела бы
их. Поэзия (как и всякое иоскусст-
BO) должна быть не только жизнен-
НЫмМ ИТОГОМ, Но и жизненным комиа-
сом на ближайшее время. Вот этого-
то так часто и не бывает
	Поэзия этого вскоре не простят,
если она от малых современных удал
не сделает, не скажу. шага, но скал-
ка к большим удачам. а
	И потом, нужно отворить форточки
	в комнатах поэзии. Пюэтическая про-
	фессия относится к числу вредных. правлений.
 К действительности поэт относится
нервно, атакует ее, прытает на нее,
как в трамвай, — поэты суетятся.
Работа’ над переводами, если это
большая работа, лает писателям coe
	Блок в зале Театра миниатюр очень
ровным и негромким голосом говорил
Мзяковокому, в небольшой группе
людей, о том, что Блок пишет стихи
хоропю, но он не тений. стихи Блока _
	Если очень долто жить только ©0б-
ственными маленькими чузствитика-
ми, то возникнут преждевременные
старческие болезни. Для того ‘чтобы
поэт понял, в чем же заключается
поллинная поэтичность, и чтобы он
эту поэтичность увидел в социализме,
	в мире, который его окружает, в в03-.
	духе, которым он дышит, ему нужно
на время перестать быть поэтом в це-
х0в0- профессиональном понимании
этого слова. Окажем так: поэтичность
’ обретается поэтами вне «секции поэ-
тов» — тле уголно, только не там.
Hy, & «поэтическая среда», «сек-
Пия»? Ве омысл в ином: в том, чобы
“стимулировать  производственно-поэ-
		«внимательно прислуттаться к голосам
поэтов. говорящих об опасности обез-
‘тячки в области поэзия. Yeras cowea
писателей говорит: «Социалистичео-
кий реализм, обеспечивает художест-
венному. творчеству исключительную
возможность проявления ‘пворческой
инициативы, выбора разнообразных
‘форм, стилей-и жанров». Дальнейшее
Тазвитие советской поэзии вилотную
упирается в развитие поэтических на-
	отменяют стихи Маяковского, но Блок ‘прикосновение с другими мыслями, с
	друтими судьбами, образами, с други-
ми вариантами общечеловеческого пу-
‚ Мне нравятся стихи Николая Тихо-
нова в «Звезде», нравятся его стихи
	HE рад.

Разговор шел, как на улице, как о
событии, которое ‘всем ‘известно, к не-
му уже привыкли. Разговор начнется
о следующем.
	Замечания т. Люкса о современных
стилях в советской поэзии мне кажут-
ся ‘очень своевременными. В самом
деле: почему никто из критиков
He. хочет * заметить, WTO. поэ-
SHA наша не живет общим бебфор-
менным потоком, что в зависимости
от ее социальной окраски мы можем
и должны установить в ней те или
иные стилевые’ особенности? Почему
и с каких пор критика считает, что
стиль — категория, находящаяся вне
классового притяжения Вели бы кри-
тика занялась этим вопросом, она
наконец перешла бы от педагогики к
поэтике, от идеологии к ‘стилю, от ©0-
держания и его перескава` — к форме
стиха, т. е. от общих ‘мест. ® конкрет-
ному. 5
	Однако, тут-то, к сожалению, и Ha-
чинается самое трудное. Многие иа
товарищей критиков изучали и изу-
чают Маркса — Энтельса — Ленина—
Сталина. прекрасно знают шестиле-
сятников — Чернышевского, `Добро-
любова, но как только они эти знания
пытаются применить к вопросам 00-
ветской поэзии, т. в. перейти ат слов
& делу, так попаделот впросак, & ино-
	тда и в смешное положение. Ибо оче-
видно мало знать — налю уметь поль-
зоваться энаниями в практике. Но так
как это бывает редко, то и’ получает-
ся; что некоторые критики поэзия
размахавают- своими знаниями, как
слепой кавалерист шаликой — р.

на авось с криком: «потом разбе-
ремся».

Конечно, при таком положении тра-
бовать у поэтов уважения к критике
трудно и невозможно, а товорить об
отставании поэзии крайне рискован-
но. Ссылка некоторых товарищей, в
том  числе Сельвинского, на отсутст-
вие работ по социалистической эсте-
тике напоминает ссылки на> отоутет-
Bue диалектического метода в Лите-
patype. Почему? Потому, что социа-
листическая эстетика не выкасызает-
	CAH из пальца; а возникает из взаимо:
	действия теории и практики, т, 6 из
взаимодействия того. что скавано на-
птими учителями о тебрии, и тем; что
написано напгими поэтами, Вели бы
удалось перед пленумом поставить
ряд вопросов, овязанных со всем; ска-
занным мною выше, туманности на

поэтическом pout могли бы быль
раюсеяы,
	Маяковокий в Доме искуобтв елу- © Кахетии, в них есть воздух. путь.
	©0600 тлядеть иной, чем в старых
стихах Тихонова. Мие кажется, что к
этим стихам Тихонов пришел через
переводы.
ом на Моховой полвальными ок-

нами отрезан от улицы ‚его колонны
продолжаются барельефными колон-
Нами на тлухих стенах соседних
домов. у г

Это дом-отонст, он не тольно 6 ана-
ет о том, что существуют иные в0з-
можности и задачи у архитектуры, он
притворяется, что существует только
один, он ‘не взволнован соседями. Бал-
люстрада наверху ето ничего не от-
раждает, и он плох, хотя профили
деталей, вероятно, безошибочны.

Путь нзучения литературы брат-
ских народов, путь взволнованности
соселними стихами, спора об отноше-
ний к миру, о методах его передачи,
путь наибольшей связанности — путь
правильный. }

Иначе получился дом на Моховой.
	шал баллады, которые читали ему мо-
лодые тогда подражатели Киплинга.
‘Он был очень ззинтересован: сю-.
жетный стих всегда интересовал его.
Стихи, которые он слышал, не были
мастерскими, но от них он шел в на-
чале* поэмы «Про это».
Заинтересованность поэта в поэ-
зии — нензбежное, необходимое свой-
ство поэта, Поэт работает один; он
должен увидать мир и соседей.
Многие из сеюдняшних моих cop-
ременников. делают свои стихи — как
будто они молотом клепают котлы из-
нутри. Стих окружает и оглушает по-
ЭТА. i
Поэты мало взвовнованы своими
соседями, мало интересуются другим
жизнеотновтением. ыы у
Индивидуальность поэта, часто не-
большая, охраняется ‘им. он не хочет
болеть высокими болезнями, высоки-
ми невозможностями поэтического ро-
Ста.
		мы ставили перед, собой задачу стро-
ительства социализма. Но в: этой об-
щей всем революционным писателям
задаче мы выделяли для евоего плал-
дарма две проблемы: проблему . Tex-
ники и проблему интеллитенции;
Для такой  сутубо-крестьянской
страны, какой еще так недавно была
Россия, тема техники и людей, приз-
ванных провести ее в жизнь, это те-
	поэта? Поэт-тактик, пишущий такие
	Ей стихи, которые, по его мнению, мо:
	тли бы снискать ему благосклонность
°и слишком тщательно  избегающий
вбего’ того, что может вылиться из
тлубины души. но встретить холод-
ный или даже враждебный прием, —
‚ Такой поэт не может быть поэтом со-
циализма. Но, товарищи, будем от
- кровенны: У нас немало таких. У
нас Лаже выработалея тип такого
‚поэта-тактика в отличие от типа по-
эта-стратега. Он чувствует себя не-
плохо. Его нигде не прорабатывают;
он всюду и везде «глубоко свой па-
рень»; критики не захлебываются от

‚ восторга, но иной раз ненрочь и но-
тлалить этого покорното телятку, от
которого никогда не приходится
жлать ничего неожиданного. «Да, это
He тений, говорят они—н0о’ человек
безусловно. полезный». ‘

Нос каких это пор мы стали в ис-
кусстве ловольствовалься посредст-
венностями? Вель требуем же мы от
детей. чтобы они учились Ha