слишком разбираясь в ее классовых
потенциальных силах. Он, конечно,
вне реальной борьбы, но Геволюцион-
ная мысль инбригует его, Он хочет
Найти живой источник 66 сил, по:
	нать ве и даже в. некоторых отноше.
	НИЯХ оправдать. революционеров,
Философу Н. Н. Страхову, который
обвинял <‹вигилистов» в убийстве
	Александра НП, он заявлял: «Для tor,
ч1обы указать соблазны, вовлекшие
революционеров в Убийство. нечею
алеко холить. Переполненные Си-
ирь, тюрьмы, войны, виселицы, ни’,
щета варода, кощунства, жадность и.
жестокость. властей — ие отговорки,
а настоящий источник. соблазнов»,

Сложное отношение Толстом к ре.
волюции и революционерам явственно.
обивруживается в период девяностых
и  ловятисотых. голов. Он видит
рост протестующей мысли и в своей
затибной -(цеопубликованной) Rupp
жечке (за 1892 г.) замечает, что спра-
вительства могут вкех обобрать, всех.
убить: всех. слабых подвергнуть гип-
нотиэзции, но не могут остановить
роста. Чем больше они гипнотизиру.
ют, тем энергичнее рост —. контраст,
	чем. больие накладывать дров, тем
	ярче горит и тем труднее погасить».

` Русско-нпонская война’ и’ револю-
ция’ 1905 г насторожили Толстого,
Олна’ американская ‘газета «North
 Атмесап News paper» s3anpocnaa
Толстом. па чьей он стороне: за Рос-.
	творенность и старается осмыслить
«зло правления русского» и на эту
тему пытается писать «Роман pyc-
свого помещика».

Работа над этим романом протекала
у Толстом под знаком сознания му:
	HO ‹черлакам, деревням и селам»
«Крейцерова Соната». Ряд сановных
мемуаристов (Витте, Феоктистов
и др.) досадливо отмечал «растлева-
ющее влияние» Толстого на умы. Для
Александра ПТ Толстой был «просто
витилист и беэбожник». Жандармы
искали «тайные типографии», где и?
чаталея нелегальный Толетой. Любо-
пытно, что киевская охранка во время
массовых обысков нашла оттиски.
«Так что же нам делать?» в двух
выпусках вместе с отнечатанными та-
ким же шрифтом прокламациями
«Вестника народной воли»!. Исклю-
чительное «растлевающее» влияние
оказал роман «Воскресенье». /Вго
противоцерковные и противогосулар-
ственные тенденции вместе с той зжи*
вой связью, какая установилась К
концу 90-х годов между Толетым и
немалой труппой, главным ‘образом,
крестьянского населения, отказывав-
шейся от: военной службы, от право»
славия, от царских податей ‘и нало-
гов (духоборы, малеванцы и др.)—в06
это’ свидетельства  оппозиционно*
то значения Toaerond для той поры.
Отлучение Толстого ‘от церкви, его
протесты против русско-японской
войны и столыпинокого террора еще
и еще раз подчеркивали его. полеми-
ческую позицию и питали протесту-
ющее общественное, мнение. Вместе
с НИМ cHe мотли молчать» многие и
	многие миллионы революционно. на
	Двадщать пять лет со дня смерти
\Л. Толстого совпадает © тридцатиле-
тиом нашей революции 1905. года, Ha-
званной Лениным. «аролютом европей-
ского социалистического переворо-
tas),

Тояютой был одним из чутких cpu:
дотелей_ всей предреволюционной эпо-
хи, Мало того, он думат о себе, как
06 задвокате тоо-миллионното земле-

орческого народа»)
Г С пятидесятых годов и втлоть до
своего’ последнего вздоха Толстой
‚ твердил о неизбежности революция в
` Россия. Отрицая ее ‘и бояюь, он отзы-
	м мнении о неизбежности русской
революции. В дневнике его за 6 ию+
ля (1881 г. есть такая примечатель-
ная фраза; «Революция экономичес:
кая не то, что может быть, & не мо.
жет. ме быть. Удивительно. , зто. ее
нет».

О революции Толстой думает, как
0б «опасности», от. которой ему хоте-
лось бы предостеречь «народ». ив
частности «слепую толпу богатых
классов». В своем очерке «Так что
же нам делать*», гле.с потрясающим
	резлизмом он. расценивает фабрично-
	помезтичью действительность Росени,
OH BQ восусльинание ‚заявлнет 6 рас-
тущей ненависти задавленного наро-
да, Рабочая. революция с ужасами
разрушений и убийств не’ только
грозит нам, но мы уже на ней лет
30 живем и только пока, кое-как,
разными хитростями, на время оторо-
чиваем взрыв ее».

„Полоса восьмидесятых и последую-
щих тодов была временем, когда, мно-
Me толстовские писания играли ве-
сомненно революционизирующу роль.
В, них был заключен «горячий, стра
	стный, нередко беспощално-резкий
протест” против государства и поли-
цейски-казенной перкви» (Фофмули:-
	ровка Ленина), Его брошюры («Ни-
колай Палкин», народные рассказы,
«Исповедь», отрывки из «Так что. жо
нам делать?» н. проч.) распространя’
	ие (часто в геклографиоовавном BH-
	де). книтононами но. самым захолуст-
ным утлам России. Департамент по-
лиции вместе с тубернаторами и цен-
	зурными сызнциками повели оэтчаян-
	ную борьбу с толотовокими нелегаль-
ными изданиями. Победоносцев с
трепетом думал о том, что волед.за
«народными рассказами» Толотого (это
быля, по ето мнению, «дребеденьь)
	появится «в трехкопеечном изданий.
	Рабочий кабинет Л. Н.
	ee ОР Ин ee OE INES OE

Толетой был одним из чутких cpu: жицкого бесправия. Весьма вырази-.
	тельно звучат такие записи его днев-
ника, как от 24 нюня 1854 т.: «Болтал
с Шубиным о назнем: русском: раб-
стве. Правда, что рабство» есть 320.
но зло чрезвычайно гнилое».
	Попав. в Севастополь в период
	крымекой кампании 1854—1855 тг.
	Россий. Отрицая ее ‘и бояюъ, он отзы- - -наблюдая Россию, сехавшуюся К се-
валея, на все ее проявления и, отвер- вастопольским редутам, чтобы их за.
женный ею, отразил в своем творче- щищать, ‘Толстой улавливает вов
	вастопольским редутам, чтобы. их за-
щищаль, ‘Толстой улавливает” вое
признаки глубокого и давно начавше-
тося социального разложения. Все,
что. он видет. здесь, заставило ето
написать у себя в дневнике (23 нояб:
ря 1854 г.): «Я болыше чем прежде
убелилея, что Россия или должна
пасть, или. совершенно ‹ преобразо-
ваться». у   .
ПТестидесятые и семидесятые POH,
	стве надежды и требования, идеи и
вастроенжя, которые «оложились у
‚ миллиюнов русекого крестьянства ко
‘времени наступления буржуазной’ ре-
‘ волюции в России».

«Стремление сомбсти до ‘основания
& казенную: церковь, и помеициков, и
помешичье правительство; уничтожить
	всё старые формы и распофядки зем».
	левладения, «расчистить ‘землю, 003“ омраченные в ет жизни начавшими-
дать на’ место полицейокичкласе0вого ся у него ‘фанатическими сомнениями
	и ударившие по его гордой дворян-
ской «независимости» преследования:-
ми на почве его «мирового. посредни:
чества» и. педагопических опытов
(обыск в Ясной Поляне), приучили
сто к. «честной тревоте» (тема писем
ео к тетке; А, А. Толстой). .

Толстой хочет «рваться, путаться,
	тосударетва. общежитие свободных и
равноправных ‘мелких. крестьян, —
это стремление красной нитью прохо-
дит через. каждый» исторический mat
крестьян в налей революции» 3.
Требования Толстого внолне., отра-
жают. его деревенско-днархическую
природу, но. как ни боялся он ‘рево-
	люцин, ему пришлось быть ее спут- биться и ощибаться» он презирает
ником и в какой-то степени содейст- спокойствие, эту «душевную  под-
‚ вовать падению `старото режима. лость», и вотунает на сатуть «покая.
	„ ВоВать падению  старото режима. _ лость», и вступает на луть «покая+
Проследим, как же в Толотом п0- ния» и «исповеди». Он уже внает,.
стененно зрели его «недобрые пред- чт0 «в поколениях работников лежит.
	чувствия» революции в России, какон бодьше CHIBI и. большие сознания
зачастую повторял то, о чем товори- правды. и. Лобов: чем! в- пополенаях
	баронов, банкиров и профессоров»
(мотивы ето педагогических статей),
	ли революцяонеры разных толков..
Почта в юношеских лет  Толстой,
	как его первый ерой Наколенька Ир-
теньев, мечтает о «нравственном с0-
воршенствовании». ° Совершенствова-
“HH8 BTO, конечно вызывалось и нап-
равлялось Bee неустойзивостью: его

он с тревогой воспринимает  яснопо-
лянокий быт, Ему не под силу уже
«тенистые липы», «кисейные платья»
и ‘<желтое сливочное масло на рас-
писном блюде», и Фету он откровен-
	дворянского бытия. В 1847 г. Toncro но говорит, что 38 все это «достанет.
	(ему ‘исполнилось 15 лет), став пос-
ле раздела отцовското наследства по-
`мещиком, владельцом Ясной Поляны,
с 850 десятинами земли и 233 ду-
‚ шами мужеского пола, начинает ©
- особой остротой воспринимать кра-
CIBAHCKYN жизнь и свои личные от-
’ ношения к «своим» крестьянам ста-
рается подчинить каким-т09 новым
«моральным основаниям». Он еще
уверен в’ том, чт. вся Ясная Поляна
с ее землей и приставленнымя к этой
земле людьми принадлежит всецело
который

», $
На полях царствует толод, Крестья.
не  нищенотвуют: Толстой обосновы-
вает свою философию ржаното поля и
убежден в том, что земла ‹ должна
быть «вольная»: «Эта идея имеет бу-
дущность, — пншот он в своей за.
писной ‘книжечке (13 авт, 1865-т.). —-
Русская революция на ней ор В
можетибыть основана»; -
Толстой стремительно познает всю
социально-этическую ‘нищету своеге
класса: из барской усальбы он пере:
бирается в патриархальный мужиц-
	‚должен (в духе теории Гоголя) ‹опе- кий двор `Ий видя в нем пустые са-`
	-кать» своих людей, но нищенское
	„существование всех этих крестьян,
	‚их забитостьу бесправие: уже начина-
‘ли терзать его «дворянскую совесть».
Tosterott остро чувствует неудовле-

_енин, Толотой как зеркало
pyconott революции. -
* В: письме в В. В, -Cracony от 18
	октяоря 1905 т. — „1 Голотой в
В. В. Стаеов, Переписка, Л. 1929,
стр. 878. —_ Е
	* Ленин. Толотой КАК. Зеркало
--pyeerott революций.

pau, восстает против Фуржуазно-то:
родской культуры. Ему ненавистен
капиталистический” мир- и поддержи:
вающая ‘его церковь 60 всеми’ её
утасами и безобразиями». Он бвепо-
щаден \ю’ веем Победоносдевым “и со
страстной верой! достойной пучшей”“
участи, ждет; когда ‘они чотпадут» OT
жизни вследствие «духовного перево-
ротаз ‘людей; вместе с’ тем он все
больше и больше укрепляется в CBO
	архив главното комитета m0 =m
‘печати, дело № 23.
	строенных людей. -

но покидает Тодотого и в последние
тоды его жизни; Он -—— в заколдован-

ном кругу авоих противоречий. И у.

вебя в Ясной Поляне и в хамовни-
ческой усальбе в Москве он олинако-

ых Г о сию или за Японию. Толстой fe
“penora (th a86 exeortad тревога») СИР. Ber т oTBe

тил: «Я ви за Россию, ни за Япо-
нию, Но за рабочий народ обеих
стран  обманутый и вынужденный
правительствами вобвать против co-
вести, релитии и собственного бламю-
rTanvand?. у
	во презирает свой «обчий” дом».
	Толстой встречает русскую револю-
	цнЮ; считая ее «окономической» и не
	получия». ;
`В революции он не просто осуждает
	в «Убийства с обеих сторон», Юму, как
хуложнику и как Толстому, не свой.
ственуз портретная живопись Ged Te-
ней. Он ищет сложные ходы нара-
стающих событий. «События важ-
ные — и я думаю, ведущие к добру,
как и вся паша жизнь», — пишет он

< А. Гольденвейзеру 11 ноября 1905 т.,

‹ думая, о развернувшемся уже заба-

- стовочном движении и вооруженных

выступлениях в разных пунктах Рос.

вии.

`Восприняв революцию 1905 Р. как
только внешнее выражение глубоко-
> 10. едвига в протестующем и...0сво-
ее ‚ сознании  труловых
масс, Толотой не ограничивается
‚ простым. отрицанием ee, а старается
. ~ watirs - за ве баррикадами стимулы,
‚ руководившие «рабочим и земледель-

чесвим. народом России».

‚Но вакая раздвоенность в подлин-
}  AGH . происходящих историчес-
bux, событий! . -

‚ «Противоречия во воглядах Tor:
С етото. == не противоречия его только
ния, мысли, & отражение тех в
Пре степени сложных, противоре-
ивых условий, социальных влияний,
псторйческих о традиций;   ‚ которые
‘определяли психологию различных

Radeon и ‘различных слоев русского
	общества. в. пореформенную, . но до-
революционную эпоху». (. енин),

НИК. АРДЕНС
	ся и «Анна Паренина», начатая, в  Олбирив АнёЛию; ‘по. мере работы
подражание пушкинокому отрывку над ней’ разрослась в большой ро-
«Гости Сезжались на дачу». расска- ман, вобравший в себя почти всю CO
	цнально» политическую тематику. В
первоначальной редакции едва лишь
	”. намечедную, Достаточно сказать, чт
B почти‘вея третья часть романа, в“ ко-
	торой фигурируют образы революци-
‘онеров, была написана ‘Толстым уже
после: того, кактон получил первые
ранки «Воскреобния» из редакции
«Нивы», Но не. только третья часть
а весь роман заново стал перераба“
‚‘тываться уже. в корректурах. потре-
бовав от автора, и косвенно от набор»
щиков. огромного труда и большой
затраты энергии.
	‚Й так трудился Толстой надо всем
	почти, 910 он писал. Из груды, чер».
	‚ Новиков, эскизов, планов он создавая
ig 0860 те «полмостки», о которых пи“
	сал Фету в период своей работы над
«Анной Карениной»: = «Отрешная
вещь» наша работа. Кроме нас ни-
RTQ 9Toro He 3Haet. Для того чтобы
работаль. нужис” чтобы. под ногами

гвыросли: подмостки. Й эти подмостки

зависят He: oT тебя, Нели: станешь
работать без подмостков: только пот:
ратушь < материал и завалишь 6e3
толку; такие. стены, которых, и про-
‚должать нельзя» Но трудность рабо-
ты: усугублялаеь тем, что и самые
полмостки находились не сразу, их
‚риходилось иногда долго и усилея-
‚НО дискать. ‘она они окажутся #8“
‘столько. прочными. что на них можно
опереться, и. в этих поисках нужяе

было часто вое -переделывать зано-
	во, «Тучшие писатели всегла строги
К себе. — юворил Толоой А :
Гольденвейзеру; — Я перелелываю 20
Tex Op. BORA He ‘цочувствую, что На-
зинаю портить. А тогда уже. значит.
нало бросать». В прутой разпо сло-.
вам Гольленввойзера, Толстой. сказал:
«4 не понимаю как ‘иожно ‘пнсать #_
	не переделывать все множество ‘раз.
почти никогда не’ перечитыаю
своих уже напечатанных вещей. #9 -

}
	сли мне попадется случайно какая“
пибуль страница. мне воеёгда кажет
ся: это все надо переделать».

Не о внешней однако отделке про-
ивведения и не об. обычном пригла-
живании, $0 стиля заботился Tow
стой, (ко` всему этому. он. относился
	_ равнодущно и - даже недоброжела“
тельно), а, 0 том, чтобы выражение...
того, что им  запумано.  соответбте
	вовало в нанбольшей степени замые*
лу. чтобы образ, картина, мысль ста
ли ясны в. ощутимы не только. для
автора, но и для читателя, козоро-
© он никогда не упускал из. виду в
процессе своей творческой, работы,

: Н. ГУДЗИЙ. ^
	зом о том, как после оперы гости
с’езжались к княгине Бетси  Твер-
ской, тотла еще княгине Мике Врас-
ской, т. `е. тем эпизодом, козорому в
окончательном тексте отведена _\1
глава второй части романа. В’ раннем
наброске” образ’ будущей    героини
имеет еще мало общего с тем. во что
вылился образ Анны Карениной в
заверитительной редакции: она при
всем своем обаянии некрасива, у нее.
‘низкий. лоб, короткий. почти вздерну-
тый нос, очень полная фигура; на:
‚столько, что если бы она была еще
чуть полнее. Каренина (тут фамилия
и имя ес пока неустойчивы: Гагина
Пушкина, Каренина; Анастасья, Ану
на) была бы урподлива Муж ее —
«прилизанный, белый, пухлый и весь,
в морщшинах». человек большой доб-
роты, целиком ушедший в себя, рас-
сеянный и производящий ‘вйечатле:
ние «ученом. чудака Hit ‘лурачка».
Параллельного романа‘ двух’ семей—
суля по этому и другим ранним наб-
роскам романа—еще как будто и не.
предвидится = НЫ
Та’ же ‘картина кореннбй Нерера-
ботки ‘произвеления в процессе’ ‘ра.
боты нал ним — и в ‘других худо-
жественных вещах Толетом Буду:
щая «Крейнерова соната».  прошед:
шая до сталий завершения. через ЧИ
вять: редакций. в первой релакиии’
	никак не. озаглавленной, и на: могля
бы получить заглавия: с которым. но.
	весть фигурирует, в. окончательном
	тексте: в ней соблазнизель це музы.
Kahl, & художник, п о музыке зльсь
пока что аще совсем нет рёчи. Перед!
наин. кроме того сжатая и динамич.
ная ло развитию сюжета вещь на те
му о половой любви. без длинных
теоретических рассуждений Позлны-
шева на эту тему. Но как раз в это
время. между Толетым и Чертковым
завязывается переписка на тему. по-
ловой любви, и Толстой в вебольши:
ми вариациями вклалывает в уста,
Позднышева те самые мысли, кото:
рые он развивает в письмах к Черт:
	кову: приблизительно в №0 же время.
	Толстой, слушает исполнение. сонаты
Бетховена, - ‘посвященной   Крейцеру.
и в повесть вводится мотив музыки.
pales & tet как сказауо, OTCYTCTRO-
вавигий. ,

Ощшеломляющее Впечатление произ-
водит огромный рукописный и. хор-
ректурный материал, бвязанный с
«Воскресением», над которым. -Тол-
стой , pagofad с. перерывами десять
лет, Эти рукописи и корректуры, из-
Е в общей сложности
	более 150 номеров, ванимают пелый
	сундук. Небольшая по объему мо:

Страна Советов второй раз празднует юбилей Ролстого. В 17
мы праздновали столетие его. ре: Сейчас 25. лее. го’ дня
кончины. ^ ,

Семь лет, прошедших между этими датами — оды величайших побед
социалистической системы, За эти семь лет созданы неимевшиеся ни-
когда до сих пор предпосылки для изучения классического наследия
вообще, и толстовского литературного наследия в частности.

Социалистический переворот, успехи социалястического строительства

« тому, что художественные произведения Толстого стали на-
стольными книгами миллионных мас трудящихся всего Союза, что его
ведения переведены на языки многих народов нашего Союза.

В 1911 году, через год, примерно, после. смерти Толстого, когда инте-
рес к Толстому вырос именно всвязи с его смертью, Толстой. по дан:
ным первого большого библиотечного обследования, стояя на втором
месте после Вербицкой: В культурнейшем центре старой России, с его
толстыми либерально-профессорскими журналами, с его бойкими бур-
жуазно-либеральными Газетами. Толстого читали меньше бульварно-
мещанской писательницы.

Советский массовый читатель давно научился отличать бульварно-
мещанское развлекательное чтиво от гениальных художественных про-
изведений. Романы Толстого расходятся в огромных тиражах в mee.
вых пародных и дорогих художественных и академических изданиях
Рвализуется постановление правительства, принятое им к- столетнему
юбилею, об ‘академическом издании Толстого; Это‘ издание даст воз
можность полного и всесторонцего изучения Толстого. Гениальные
статьи Ленина о’ Толстом дают’ нам непревзойденные ‘образцы непюо-‹
средственного применения ленинского метода`к величайшему русскому
писателю. - a

Миллионный тираж ленинских книг и в частности ленинских работ
о Толстом создали особую культуру исслелозания Толстого, гафанти-
ровали более глубокую вю и MOCASIOBATE ALND +1 *O-FOMHORIYTO
оценку его творчества, .

Толстой начал писать в момент, когда старая феодальная ` Россия
стала поред судом истории и была ею осуждена. Он Ушел тогда; когда
собственнический мир _стал._перед. лицом пболетарского суда, Or
тики нового буржуазного мира и зациты старэй патри: : о:
рянской жизни Толстой постепенно пришел к отказу от
от государства, от религии, к’ беспощадному Hecht:
ственнического мира.

Ленин писал о Толстом как ©б изумительном критика...
ского мира’и отмечал беспомощность рецептов. которые он
для избавления’ человечества бт tro ужасов, Без кониа
вляя патриархальную; человеколюбивую деревню №
«мастеровому», «фабричному», под которым он подразу
бочий класс, он видел единственное спасение лля му 1 JUS
всего человечества в осуществлении системы мелкособствени зического
землепользования Генри Джорджа.

Революция прошла мимо этой запоздалой утопии. Conmamenmeckoe
пользование землей стало возможным только. благодаря. торжеству
пролетарской ‘диктатуры, иначе говоря, благодаря тому рёволюцион»
ному насилию, которое Толстой так. отвергал, благодаря победе comma. *
листической индустрии, иначе говоря, той городской социалистической
культуре, которую Толстой _ отвергал в одинаковой степени, как и бур-
жуазную культуру.

Высокий пацифист и гуманист. гон ве свою жизнь мечтал о мире.
народов, о том, чтобы покончить с войнами, и пришел к совету Ивана’
Дурака покориться чужеземному. Революция отвергла ‘его’ наивный“
пацифизм, но именно она‘ ‘установила мир и творческое сотрудничество
между народами СССР на одной шестой части земного шара;

Геннальный создатель величайших художественных ценностей, Тол»
стой пришел к отрицанию искусства из-за того, что оно служит бога-
тым, сытым и праздным людям, являясь источником культивирования .
пороков богатых людей. Он ему противопоставлял народное религиоз-
ное искусство: Революция отвергла“нигилизм Толстого’ в отношении
культуры прошлого. Она ассимилирует величайшие ценности прошлого
и делает их фактором воспитаний нового социалистического человече-
ства. Революция создает новое подлинное народное искусство. которое
заражает людей новой социалистической психикой, коллективистиче-
ским стремлением и страстями, которые становятся источником фории:
рования нового социалистического человека, с

В этом плане происходит историческая встреча между Толстым ху:
дожником ‘и творцом искусства социалистического реализма.   .

Творчество Толстого характеризуется одним большим противоречием; :
Толстой — писатель исключительной простоты, искренности и правди-
вости, каждый его образ, каждое его слово. проникнуто стремлением”
заразить читателя той правдой, в:которую он верит, дать правдивый
показ того уголка действительности, с которым он <тремится нас по-
знакомить; но при всей своей искренности, правдивости и простоте, при
всей проникновенности показа человеческих переживаний и страстей,

с
fe
=
и.
=
о
ay
	при всей убежденности рассказа, он всегда остается слепым ко. многим.
	существеннейшим сторонам действи тельности. ей

В произведениях первой половины своей творческой жизни, начиная
oT «Детства, отрочества и юности». и кончая «Войной и. миром», ‚он
раскрыл. с такой художественной. убедительностью переживания милой
и близкой ему дворянской среды, что человечество веками, будет волно-
ваться, знакомясь с этими, произведениями, страданиями и радостями
Наташи Ростовой и Марии Болконской, Пьера. Безухова, и Андрея
Болконского. Но он в то же время в этих произведениях прошел. мимо.
Ужасов русской крепостнической жизни. Во. второй половине. своей,
художественной деятельности он создал не менее изумительные образы
художественного изобличения Жест окости и несправедливости . фео-.
дально-помещичьего мира, не менее изумительные. ‘антибуржуазные
произведения. но каки прежде остался глухим.и слепым к. революци.
онному крестьянству и к пролётарским  революционерам. о

Гениальная острота и проникновенность в ‘показе. одних, близких и‘
волнующих его сторон действительности и полное творческое, равно.
‘душие и слепота по отношению к другим сторонам действительности,

Творчески использовать Толстого для создателей социалистического
реализма означает поэтому не только овладеть силой Толстого в по’
казе олних сторон действительности, уно и преодолеть его слепоту и.
односторонность в показе других сторон действительности. Тогда’ со:
циалистическая литература через усвоение наследия Толстого придет
к синтетическому раскрытию основных‘ процессов нашей эпохи, :

И до революции трудящиеся нашей страны и может быть трудящиеся
всего мира знали имя Толстого так, как нё знали они имени ни. одного
из великих мировых писателей. И народы его чтили не только за его
великие художественные произведения (они их веознали и не читали.
тогда). но за его поиски новой ‘правды, *ва его жажду освобождения
иира от собственнических насильников и эксплоататоров.

Революция победила потому, что ‘она отвергла толстовские методы
обновления мира, потому. что народы боролись и действовали не по его
методам, а по методам революционной борьбы Левина и Сталина, во
победив под знаменем Ленина--Сталива; они научились чтить память
тех, кто искренне ненавидел собст веннический мир и жаждал социаль:
ного освобождения человечества.

~

ЕЛЬСКИИ ТРУ
	ви, Не прерывал своего писания Toa-
стой и в редкие свои. поездки в 10-
стн к бвоим друзьям, поездки, кото-
рые он предпринимал с тем, чтобы
«отдохнуть. в работе»,
Напряженность работ
как он сам об этом говорит,
лялась, не только BY процеёое muca-
ния, в период словесвого. оформления
замысла, но, пожалуй, еще больше в
процессе обдумывания и вынашива-
ния темы. В связи 6 работой над
«Войной и миром» он писал’ Фету: +f
тоскую и ‘ничего не пишу, ‘® рабо:
таю мучительно. Вы не. можете себе
представять, как ине трудна ‘эта
предварительная работа глубокой па-
хоты того поля, на котором я пря-
нужден сеять. Обдумать и передумать
все, что может случиться ©0 всеми.
будущими людьми предстоящего о
чинения, очень большого. и обдумать
миллионы — возможных сочетаний,
для того’ чтобы выбрать из них одну
миллионную,—ужаено трудно».
Часто; ‘но не всегда, приступ к ра:
боте над произведением ‘предварялся

Толстого,

у Толстого набросками кратких пля.
нов, в ряде случаев лиш очень
приблизительно намечавинх  разви-

прояв-.

`В «Четырех эпохах развития»: pace

сказ ведется в форме $azucoR, anpe-

сованных расбказчиком к лицу, ко-
торое он называет своим» «исповед-
ником -и: судьею>. Нерсонажами по-
вести являются члены хорошо зна-
комой Толстому семьи Александра

’Михайловича Исленева и его граж-

данской жены кн. Софьи Петровны
Козловской. дети которых получили
фамилию Иславиных. Эта повесть в
гораздо большей степени, чем трило-
гия в ее окончательной редакции, от-
разила в себе влияние поэтики про’
иаведений сентиментального ‘стиля.
Здесь прежде всего обралцает на себя.
внимание больное количество  от-
ступлений, солержаших ‘автор-
ские рассуждения по новоду ‘paa-
личных вопросов и фактов, о которых
идет речь в «Четырех эпохах» Тако-
вы рассуждения о признаках ‹ари-
стократическом сложения», об ‘отно:
шениях между мужем и женой: оп:
ределяемых по расположению их,
‘комнат, об охоте. о существе молит

‘вы. о пенхолотии игрока ит. д. Рас-

сказчик здесь сосредоточивает свое
повествование ‚преимущественно вок-
рут себя я членов своей семьи. Це:
	‘тие сюжета. оплошь и рялом затем лый ряд глав окончательного текств
	оформлявшегося совсем иначе. чем
намечено было’ в первоначальных
планах; Но не только прелваритель-
ные планы, а и ранние наброски и
даже редакции отдельных произве-
дений претерпевали у  Толстого не:
редко коренную ломку и переработку,
в результате которых произведение в
завершительной ето сталии очень да-
деко отходило от того омбриона, ко-

торый представляла 00б0й Ta или,

нная вещь в ее начальной   стадии
Вся сложность работы Толстого нал
произведением обнаруживается уже
в ранней его автобиографической три:
логин. Первоначально Толстым  была
задумана н начата повеств. озатлав-
ленная «Четыре эпохи развития» в
которой он намеёревалея описать дет.
ство, отрочество, юность и молод ,
своем героя’ В написанной Части
повести Изложение захватывает, ол.
нако, лишь лва первые периола жиз:
ни героя и частично его юность,
дальнейшем написанное было обра
ботано в три отдельные повести —

«Детство», «Отрочество» я «Юность»,

каждая из которых, прежде чем от’
литься в окончательную фору, про-
шла еще через три редакции, тетвер-
тая-задуманная для описания эпоха
жизни — молодость — послужила те’
мой ‘для Неоконченного «Романа рус:
ском помешика», произведения по
замыслу «догматического». учитель:
ного, из которого выделилась в каче-
стра да’личанилтял ирлото JHMM ЧАСТЬ

‘трилогии. в которых выведены ‚ пер-

сонажи посторонние, тут еще отсут:
ствует. Отсутствуют пока что и мно.
THe эпизоды. позднее ввеленные в
трилогию : : :
  Общеизвестно. что к «Войне п ми:
ру» Толстой пришел от повести «Де:
кабристы». события которой были
приурочены к 1856 году. ко времени
возвращения иа Сибири героя “Ro:
вести, и которая, . будучи ‹ начата.
вскоре была им оставлена, потому что
Толстой почувствовал необходимость
для объяснения сульбы своего ‘ге.
роя в 50-х годах пойти в глубь ис-
тории. ‘сначала к 1825 году. «эпохе
заблуждений ин несчастий» героя. ко.
гда он был уже ‘возмужалым семей.
ным человеком. потом — к 1812 году.
поре мололости героя. ‘совпавшей. со
«славной для Роесви эпохой». «за:
пах и авук» которой вще елышны:
были в пору работы Толетото нал
pqManoM. Но и на этот раз он` остав:
ляет начатое; теперь уже личность
№роя отступает у wero на второй
план, 8 Ha. первое место выступает
сама эпоха, предшествовавшая- 1812
тоду, с ее люльми — молодыми и ста;
рыми. мужчинами и женщинами. Тол,
стой начинает роман с 1805 года. —
по «чувству. похожему на застенчи-

автору. что.

вость? и пцодеказаватем
нельзя писать о торжестве в борьбе
с бонапартовой армией, «не описав

ваших неудач и нашего срама»
	его — повесть «Утре помещика», Вся процессе этих радикальных пере

Е а ль щека & тала ттлное  дДоА’ МАСКА.
	эта работа заняла у Толстого с пере
гывами свыше пяти лет ий шла ©
1851 по 19856 год.
	строек романа характеры его персо-
нажей изменяются зачастую до неуз-
наваемости, и первоначальная ето
	гедво в истории мнровой литера
туры. можно встретить писателя, от:
AMUSBUCLOCA TAKMM трулолюбием и
тацой напряженностью работы, кАк
Толстой. Писательский труд его, сле-
довательно весь сознательный его
жизненный путь, всегда сопровож-
дался усиленной работой мысли и не-
престаниым умотвениым в мокон-
	`тролем. Внешне эта работа фиксиро-
	валась в первую очередь в дневни-
ках, которые он с небольшими срав-
‘нительно перерывами вел ес юности
до самой смерти. В этих дневниках
`Тожетой производил детальный анз-
лиз ювоего внутреннего мира и своего
поведения, часто разоблачая и осу
‚дая себя. регистрировал день за днем
фахты своей жизни и жизни близких
ему людей, намечал цели и задачи,
которые. ставнл себе на очередь, ye-
танавливал правила ‚которым наме-
ревалея ‘следовать, резюмировал и
раеценивал содержание прочитанных
книг и статей, подвергал оценке
свою писательскую ‘работу, нажонец
заносил замыслы и планы  CBORX
произведений и заметки и разнооб-
разные! детали к’ ним, которые потом
нужно было развить и Художествен:
‚но оформить. Роль дневников в жи-
anu Толстого хорошо характеризует-
ся ‚6го записью‘: 1847 т. вогла он
только что приступил. к их ведению:
«Я никогда не имел дневника, пото-
му что не вилал никакой пользы от
него. Теперь же, когда я занимаюсь
развитием своих способностей по
дневнику я буду в состоянии. сулить
0 ходе. своего развития, В дневнике
должна находиться таблица правил.
и в дневнике должны быть тоже оп:
оелелены мой булущие деяния»
	Записям в дневник часто предигев.
	_ствовали  прелварительные черновые
	записи в записных книжках, пере-
носивитиеся затем в дневник. иногла
—060б6нно в последние тоды жиани
Толотото — и He ‘его ‘рукою, а рукою
его близких. Записная книжка обыч:
но была неизменным‘ спутником Тол-
‚етого: он клал ее на свой ночной’ сто.
лик для того; чтобы записать” в ней
мыель, которая возникнет у нею ‘во’
время. бессоницы ‘или в момент про:
буждения от сна; с записной книле-
кой он отправлялся на прогулку и
часто, сидя: верхом на лошади, ва:
носил какую-либо запись, заметку
‘для памяти, будь то размышление от.
влеченного характера или какая-либо
деталь творческого замысла.
	Работа Толстого, как правило, бы-
па регулярна.и систематична. Она на-
рушалась главным образом ето болез:
нями, но иногда и болезнь, лаже тя:
желая, не мешала ему писать’
	«Власть тьмы» в основном была на.
	писана Толстым в то время, как он.
лежал прикованный к постели Ha
за рожистого воспаления ноги, гото-
вого осложниться заражением кро:
	‘семейная тематика’ осложняется: ба
тальным материалом.
В процессе работы перестраизвает-
	весть ‘в первоначальной’ редакции,
заканчивавшаяся женитьбой  Нехлю*
дова на Катюше и бетством с ней из