Нена 30 коп.
		Товарищи! 0 стахановцах здесь, на
	этом совещании, так много и Tak
хороню говорили, что мне, собственно,
мало что остается сказать. Все же,
раз меня вызвали на трибуну, при-
дется сказать несколько слов.

Стахановское движение нельзя рас-
ематривать, как обычное движение
рабочих и работниц. СОтахановское
движение это такое движение рабо-
чих и работниц, которое войдет в
историю нашего социалистического
строительства, как одна из самых
славных ее страниц. Е

В чем состоит значение стаханов-
ского движения?

Прежде: всето’в  том; что: оно BH-
раждет новый под’ем социалистиче-.
ского соревнования, новый. высигий
этал социалистического соревнования.
Почему новый, почему высший? Но-
тому, что оно, стахановокое движе-.
ив, выгодно отличается, как выра-
жение социалистическото соревновя-
ния, от. старого этапа социалистиче-
	ского соревнования. В прошлом, года.
	три тому ‘назад, в период первого
этапа социалистическото соревнова-
ния, социалистическое соревнование
не обязательно было связано © но-
вой техникой, Да тогда у nad, ©об-
ственно, и не было почти новой тех-
ники, Нынешний же этал социали-
стического соревнования — стаханов-
	кое движение. наоборот, — ©бяза-
	тельно связан с новой техникой.
Стахановское лвижение было бы ие:
мыслимо без новой, высшей техники.
Teper sawn monn, вроде тт. Стаха-
нова, Бусытина. Сметанина, Криво-
носа, Пронина, Виноградовых и мно-
мих других, люди новые, рабочие A
работницы, которые полностью овла-
дели техникой своего Дела, оседлали
% и погнали вперел. Таких людей
	У нас пе было или почти не был.
	№ла три тому назад. 910 — ATT
новые, особенные.
Далее. Стахановское движение STO
	Такое движение рабочих и работниц,
	Которое ставит своей целью преодоге-

вие нынешних технических норм,
преодоление существующих  проект-
ых мощностей, преодоление ‘сутще-
етвующих производственных планов
и балансов. Преодоление — HOTOMY
Что они, эти сёмые нормы, стали уже
старыми для наших лней, для наших
вовых люлей. Это движение ломает
старые ватляды на технику, ломает
тарые технические HOpMH, старые
проектные мощности. старые произ-
Волственные планы и требует созла»
ния новых, более высоких. техвиче-
ких порм, проектных мощностей,
производственных планов. Оно при-
эвано произвести в Нашей промыть
ленности революцию. Именио поэтому
ФНО. стахановское движение, является
® основе овоей тлубоко революцион-
ини.

Злееь говорили уже, Что CThXRHOB-
Cee ponmenne, ak выражение 80“
		рангу таит >
	ОРГАН_ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА _ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Блаеса вое еще невысок, противопо-
ложность между трудом умотвенным
и трудом физическим продолжает су-
ществовать, нроизводительность тру-
да еще не так высэка, чтобы обес-
нечить изобилие предметов потребле-
ния, ввиду че общество вынуждено
распределять предметы потребления
не соответственно потребностям чле-
нов общества, а соответственно’ ра-
Gore, произведевной ими для обще-
errs :
	Коммунизм представляет более вы-
	сокую ступень развития. Принциц
	коммунизма состоит в том, что В БоМ-
мунистическом обществе каждый ра-
ботает по своим способностям и 1ю-
лучает предметы потребления не по
	той работе, которую он произвел, а по
	тем потребностям культурно-разви-
того человека, которые у него име-
	©]  0 Uy WAN

vy a
	с
	Bockpecenbe, 24 Hom0pa 1990 Te
			это обстоятельство может хоть сколь-
ко нибуль умалить великое истори-
ческое значение движения стаханов-
цев. с г

То же самое можно сказать о тех
рабочих, которые впервые огганиео-
вали в нашей стране Советы Рабо-
	Мы присутствуем сейчас у колы-
бели стахановского движения, у его
UCTOROR.
	Следовало бы отметить некоторые
характерные черты стахановского
IBERIA.
	„Бросается в глаза прежде всего тот
факт, что оно, это движение, нача-
лось как то самопроизвольно, почти
стихийно, снизу, без какого бы то
ни было давления со стороны. адми-
нистрации наших предприятий. Бо-
лее того. Это’ движение зародилось
и стало развертываться в известной
меге вопреки воле администрации
наших предприятий, даже в борьбе
с ней. Товарищ Молотов уже расска-
зывал вам о том, какие муки приш-
лось пережить тов. Мусинскому, ле-
сопильщику в Архантельске, когла он
тайком от хозяйственной ортаниеа-
ции, тайком от контролеров выраба-
тывал новые, более высокие техниче-
ские нормы. Судьба самого Стаха-
нова была не лучшей, ибо ему пря-
ходилось обороняться при своем дБи-
жении вперед не только от некотс-
рых чинов администрации, но и от
некоторых рабочих, высмеивавших и
травивших его за «новитества». Что
касаются Бусыгина, то известно, что
он за свои «новшества» чуть было не
поплатилея потерей работы на за-
воле, и лишь ‘вмешательетво началь:
ника цеха тов. Соколинского помогло
ему обтатьса на заволе.
	Как видите, если и имело место
	‘какое либо воздействие со стороны
администрации наших иредириятий. -
	TO оне шло не наветречу стаханов-
скому движению, a наперекор ему.

Сталю быть, стахановокое движение
зародилось и развернулось как дви-
жение, идущее снизу. И именно no-
тому, что оно зародилось самопроиз-
вольне, именно потому, что оно илет
снизу, оно является наиболее жиз-
ненным и непреодолимым движением
современности.
	Следует, далее, остановиться еще
ва одной характерной черте стаха-
новокого движения. Состоит она, эта
	&арактерная черта, в том, что стахз-
	вовское движение разнеслось
	му лицу нашего Союза не постепен-
	но, & © какой-то невиданной быстго-
той, как ураган. C чето началось
	дело: Стаханов поднял техническую
	норму добычи угля впятеро или вше-
стеро, если не больше. Бусытин и
Сметанин сделали то же самое, один
— в области машиностроения, дру-
той — в области обувной промыш-
ленности. Газеты сообщили об этих
фактах. И.вдруг — пламя стаханов»
ского движения об’ало всю страну.
В чем тут дело? Откуда взялась та:
	  Kad быстрота в деле распространения
	стахановекого движения: Может быть
Стаханов и Бусытин являются боль-
шими организаторами с большими
связями в областях и гайонах СССР,
и они сами ортанизовали это. дело?
Her, конечно, нет! Может быть Стё-
ханов и Бусытин имеют претензию
быть великими фигурами нашей
страны и они сами разнесли искры
стахановского движения по всей
стране? Это тоже неверно. Вы ви-
дели здесь Стаханова и Бусытиня.
Они выступали на совещании. Это —
люди простые и скромные, без ва-
ких бы то ни было претензий на то,
чтобы стяжать лавры фитур всесоюз-
ного. масштаба. Мне Даже кажется,
что они несколько смущены тем  раз-
	махом движения, которое газверну-
	лось у нас вопреки их ожиданиям,
И если, несмотря на это, спички; бро-
	чих Депутатов в 1905 ду. Они, к®-
нечно, не думали, что Советы Рабо-
чих Депутатов послужат основой со-
циалистического строя. Они только
оборонялись от царизма, от! буржуз-
зии, создавая Советы Рабочих Депу-
	татов. Но это обстоятельство нисколь-
	2 Норни стахановского движения
	шенной Стахановым и Бусытиным,
оказалось достаточно для того, что-
бы все это дело развернулось в пла-
мя, — тосэто значит, что стаханев-
ское движение является делом вполне
назревишим. Только движение, кото-
рое вполне назрело.и ждет толчка
для того, чтобы вырваться на волю,—
только такое движение могло распро-
страниться так быстро и нарастать.
как снежный ком.
	Чем об’яснить, Что стахановекое
движение оказалось делом вполне на-
зревшим? Где причины того, что оно
получило такое быстрое’ распростра-
нение? Каковы корни стахановского
движения?
	Их, этих причин, по крайней мере
четыре.
	1) Основой стахановскоге движения
послужило прежде всего коренное
улучшение материального. положения
рабочих. Жить стало. лучше, това-
риши. Жить стало воселее А когда
весело живется, работа спогится.
Отсюда высокие нормы выработки.
Отсюда терои и героини труда В
этом прежде всего корень стаханов-
ского движения. Если бы у нас был
кризис, если бы у нас была Gespa-
ботица — бич рабочего класса, если
бы у нас жилось нлохо, непритлядно,
не весело. то нихакого стахановского
	движения не было бы у нас (апло-
дисменты). Наша пролетарская рево-
люция является единственной. в миге
революцией, которой довелось пока-
зать народу не только свой полити-
ческие результаты, во и результаты
материальные. Из всех рабочих _рево-
Люций мы знаем только одну, кото-
рая кое как добилась власти. Это —
Парижская Коммуна Но она суше-
ствовала не долто. Она, правда, по-
пыталась разбить оковы капитализма,
HO она не успела их разбить и тем
более не успела показать народу бла-
гие материальные результаты рево-
люции. Наша революпия является
единственной, которая.не только раз-
била оковы капитализма и дала на-
роду свободу, но успела еще лать
народу материальные условия . для
		непобедимость нашей революции. Не.
	нечно, хорошо прогнать капиталистов,
	прогнать помещиков, протнать THap-
ских опричников, взять власть и по-
лучить свободу. Это очень хорошо.
Но, к сожалению, одной лишь ево-
боды далеко еще нелостаточно. Если
нехватает хлеба, нехватает масла #
жиров, нехватает мануфактуры, жи-
лища плохие, то на одной лишь ©во-
боде далеко не уелешь. Очень трулно,
товарищи, жить олной лип свобо-
	дой (одобрительные возгласы, апло-
дисменты). Чтобы можно было жить
	хоропю и весело, необходимо, чтобы
блата политической свободы допол-
нялись благами материальными, Ха-.
	рактерная особенность нашей pe-
	волюЮции состоит B TOM, ITO Ona

дала
	народу не только свободу, но и ма-
териальные блага, но и возможность
зажиточной и культурной жизни.
	Вот почему жить’ стало у нас весело
	H BOT Ha какой почяе выросло ста-
хановское движение.
	2) Вторым источником  стаханов-
	ского движения является у нас от-
сутствие эксплуатации. Люди рз6о-
тают у нас не на эксплуататоров, не
для обогащения тунеядцев, & на себя,
на свой класс, на свое, советское об-
щество, где у власти стоят лучшие
люди гГабочего класса Поэтому-то
	труд имеет у Hac общественное зна-_
	чение, он является лелом чести и
	славы. Нри вапитализме труд имеет.
	во не противоречит тому несомнен-
ному факту, что движение за Советы
Рабочих Депутатов, начатое в 1905
юду ленинградекими и московскими
рабочими. привело в конечном счете
к разгрому капитализма и победе о0-
циализма в одной шестой части мига.
	частный, личный характер. Выра0о-
тал больше, получай больше и живи
себе, как знаешь. Някто тебя не знает
	й знать не хочет. Ты работаешь a
капиталистов. ты их обогащаешь?
	А как же иначе? Для того тебя и
наняли, чтобы ты обогащал эксплуа-
таторов. Ты не согласен с этим. —
ступай в ряды безработных и про-
зябай как знаешь. — найдем других,
более стоворчивых. Поэтому-то труд
людей ие высоко ценится pa Kanu
тализме. Понятие, что в таких усло-
виях отахановскому движению не мо-
жет быть места. Другое дело — в
условиях советского строя. Здесь тру-
довой человек в почете. Здесь он ра-
ботает не на экоплуататоров, & на
себя. на свой класс, на общество.
	_ Здесь труловой человек не может
	чувствовать себя заброшенным и оди-
ноким. Наоборот, трудовой человев
чувствует себя у нас своболным гра-
жданином своей страны, своего рода
общественным деятелем И если он
работает хорошо и дает обществу то,
что может дать, — он герой труда,
он овеян славой. Понятно, что только
в таких условиях могло заролиться
стахановокое движение.

3) Третьим источником стаханов-
ского движения следует считать’ на-
личие у Нас новой техники. СОтаха-
HOBCKO® лвижение @рганически свя-
зано с новой техникой. Без новой
техники, 66з новых заволов и фаб-
рик, без нового оборудования стаха-
ковское лвижение не могло бы у нас
заролитьса. Без. новой техники можно
	1. Значение стахановсного лвижения
	вых, более высоких технических
норм, представляет 0060й образец
той высокой  произволительности
	труда, которую может дать только
социализм и чего не может дать Ra-
питализм. Это совершенно правиль-
но. Почему капитализм разбил и
преодолел феодализм? Потому, что он
создал более высокие нормы произ-
водительности труда, он дал возмож-
ность общестну получать несравненно
больше продуктов; чем это имело
место при феодальных порядках. По-
тому, что он сделал общеетво более
богатым. Почему может, должен и
обязательно победит социализм ка-
лтиталистическую. систему хозяйства?
	Потому, что он может дать более вы-
	сокие образцы труда, более высокую
производительность труда, чем капи-
талистическая система хозяйства.
	обеспечить ту высокую производи-
тельность труда. и 10* ‘изобилие: прел»
метов нотребления, которые необхо-
димы для того, чтобы начать пере-
ход от социализма к’ коммунизму.

Стахановское движение. ёнамена-
тельно в этой связи в том етноше-
нии, что оно содержит. в себе первые
пачатки, правда, еще слабые, но все
же начатки такого именно вультугно-
технического под’ема рабочего класса
нашей страны.
	В самом деле, присмотритесь к то-
	варищам стахановцам. Что это за
люди? Это, главным образом, — мо-
лолые или средних лет рабочие и
работницы, люди культурные и тех-
нически подкованные, дающие об-
разцы точности и аккуратности в ра-
боте, умеющие ценить Ффактог вре-
мени в работе’и научившиеся ечи-
тать время не только минутами, но
и секундами. Большинство из чих
прошло так называемый технический
минимум и продолжает пополнять
свое техническое образование. Они
свободны от консерватизма и застой-
ности некоторых инженеров, техни-
ков и хозяйственников, они идут
смело вперед, ломая устаревшие тех-
нические нормы -и создавая новые,
более высокие, они вносят поправки
в проектные мощности и хозяйствен-
ные планы, составленные руководи-
телями нашей промышленности, они
то и дело пополняют и поправляют
инженеров и техников, они нередко
учат и толкают их вперед, ибо это —
люди; вполне еовлалевшие техникой
своего дела и умеющие выжимать из
техники максимум т0то, что можно
	из нее выжать. Сеголня стахановцев
	вше мало, но кто может сомневаться,
что завтра их будет влесятеро боль-
	пте? Разве не ясно, что стахавозиы
	являются новаторами в нашей про-
мышленноети, что стахановское дви-
жение представляет будущность на-
шей инлустрии, что оно содержит в
себе зерно будущего культурно-тех-
	‘нического пол’ема рабочего класса,
	что оно открывает нам тот путь, из
котором только и можно добиться тех
высших показателей производитель-
ности трула, которые необходимы
для перехода от социализма к ком-
мунизму и уничтожения противопо-
ложности межлу трудом умственным
и трулом ‘физическим?

Таково, товарищи, значение стаха-
новского лвижения в деле нашего о-
циалистического строительства.

Думали ли 0б этом великом вна-
чении стахановекого движения Ста:
ханов и Бусыгин, когда они присту-
пали к‘ ломке отарых технических
норм? Конечно нет. У них были свои
заботы, — они стремились к тому.
чтобы вывести предприятия из про-
гыва и перевыполнить хозяйственный
план. Но, добиваясь этой цели, им
пришлось разбить старые технические
вюрмы. и развить высокую произво-
дительность труда, перекрывшую пе-
редовые капиталистические страны.
	Быдо бы однако смешно думать, что.

поднять технические нормы в олии-

рае ка werk Lon ea ncn awe Amawa _

материальные. Из всех рабочих: рево:
	два раза — не’ больше: Если стаха-
возцы подняли технические нормы в
пять и в шесть раз, то это значит,
что они опираются целиком и нолно-
СТЬЮ На НОВУЮ технику. Таким об-
разом выходит, что индустриализация
нашен страны. реконструкция наших
заводов и фабгик. наличие новой
техники и нового оборулования по-
служили олной из причин, породив-
ших стахановское лвитение.
	4) Но на одной лишь новой .тех-
нике далеко не уедешь. Можно иметь
первоклассную технику. первокласс-
ные заводы и фабрики, не если нет
людей, способных оселлать) эту тех-
нику, техника так и останется у вас
голой техникой. ‹ Чтобы новая тех-
ника могла дать свой результаты,
надо иметь еще людей, кадры рабо-
чих и работниц, способные стать во
главе техники и двинуть ее вперед.
Зарождение и рост стахановского лви-
жения означают, что у нас уже на-
родились тажие кадры срели рабочих
и работниц. Года два тому назад
партия сказала, что, построив новые
заволы и фабрики и дав нашим пред-
приятиям новое оборудование. — мы
слелали лишь половину лела Пар-
тия сказала тогда, что энтузиазм
строительства новых заводов надо
дополнить энтузиазмом их освоения,
что только таким путем можно 1по-
вести дело до конца. Очевидно, что
за эти лва года шло освоение этой
Новой техники и нарожление новых
кадров. Теперь ясно, что такие калры
уже имеются у нае. Понятно, что без
таких калров, без этих новых людей
у нас ве было бы никакого стаханов-
ского лвижения. Таким образом но-
вые люли из рабочих и ‘работниц,
освоитие новую технику. послужи-
ли той силой, которая оформила и
двинула вперед стахановское движе-
ние, Г

Тажовы условия, поролившие и
двинувиие вперед стахановокое дви-
жение. .
	aN RN Ee О eee -

что MO ать обществ: .
Horomy, . On MOmeT Harb oomlecTBy ‚ются. Это значит, что культурно-тех-

Клитта АТТА м зола ATO TAL
	нический уровень рабочего класса
	стал достаточно высок для того, что-
бы подорвать основы противополож-
ности между трудом умственным и‘
	трудом физическим, противополож-
ность между трудом уметвенным и
	трудом физическим уже исчезла, &
	производительность труда поднялась
на такую высокую ступень, что мо-
	обеспечить полное изобицие
тов. потребления, ввиду чего
	общество имеет возможность распре-.
	а COOTBETCTBEHHS
потребностям ‘его чденов.
	Некоторые думают, что уничтоже-

ния противоположности между тру-
дом умственным и трудом физиче-

ским можно добиться путем некото-
Гого культурно-технического поравне-
HHA работников умственного и физи-
ческого труда на базе ‘снижения куль-
турно-технического уровня инжене-
ров и техников, работников умствен-
ното труда, до уровня средне-квали-
фицированных рабочих, Это совер-
шенно неверно. Так мотут думать ©
коммунизме только мелкобуржуазные
болтуны. На самом деле уничтоже-
ским можно добиться лить на базе
под’ема культурно-технического уров-
ня рабочего класса до уровня работ-
ников инженерно-технического труда.
Было бы смешно думать, что такой
под’ем  неосуществим. Он вполне
осуществим в условиях Советскою
строя, тле производительные силы
страны освобождены от оков капита-
лизма, где труд освобожден от гнета
эксплуатации, тде у власти стоит ра-
бочий класс и гле молодое поколение
	рабочего класса имеет все возмож-
	ности обеспечить себе постаточное
техническое обгазование. Нет нака-
	ких оснований сомневаться в том, что
	только такой культурно-технический
под’ем рабочего клзсов может подо-
рвать основы протявоположности ме-
жду трулом умственным и трулом
физичесвим, чте только он моет
	больше. продуктов. и может сделать
общество ‘более’ ‘ботатым, чем‘ капи-
талистическая система хозяйства,
	Некоторые думают, что. социализм
можно укрепить путем некоторого
	материального поравнения людей на
	базе беднящкой жизни. Это не верно,
Это мелкобуржуазное представаение
о. социализме. На самом деле социа-
лизм может победить только на базе
высокой производительности труда,
	высокой пронзводительности труда,
более высокой, чем при капитализме,
	на базе изобилия. продуктов и вся-
	‘5ого рода предметов потребления, на
	базе зажиточной и культурной жизни
всех членов облиества. Но для того,
чтобы социализм мог добиться этой
своей цели и сделать наше советское
общество ваиболее зажиточным, —
‘необходимо иметь в стране такую
производительность труда, которая
перекрывает производительность тру-
да передовых капиталистических
‘стран. Без этого нечего и думать 06
изобилии продуктов и всякого рода
	предметов потребления. Значение ста»
	хановского лвижения состоит в TOM,
	910 Оно является таким движением,
‘которое ломает старые технические
	нормы, как недостаточные, перекры-
вает в целом ряде случаев произво-
дительность трула передовых капи-
талистических стран и открывает, ‘та-
ким образом, практическую BosMow-
	ность лальнейнето укрепления социа».
	лизма в нашей стране, возможность
преврашения нашей страны в наи-
более зажиточную страну.
о Но этим не исчерпывается значе-
ние стахановского движения. Его зна-
чение состоит еще в том, что оно
пюлтотовляет условия для перехода
от социализма к коммунизму.
Принцип социализма состоит в том,
что в социалистическом обществе
каждый работает по своим ©10соб-
ностям и получает предметы потре-
бления не по своим потребностям, &
по той работе, которую он произвел
для общества. Это значит, что куль-
турно-хехничесвий ‚уровень. рабочего
	3 Новые люди—новые техничесние ‘нормы
	& товорил, что стахановское движе-
ние развилось не в порядке посте-
пенности, а в порядке взрыва, про-
рвавшего какую-то плотину. Очевид-
HO, что ему пришлось преодолеть ка-
кие-то препоны, Кто-то ему мешал,
кто-то его зажимал, и вот, накопив
силы, стахановское движение про-
рвало эти препоны и залило страму.

В чем тут дело, кто же, собет-
венно, мешал?

Мешали старые технические нормы
и люди, стоявшие за` опиной этих
норм. Несколько лет тому назад
наши инженерно-технические и хо-
зяйственные работники состазити из-
вестные технические нормы приме-
нительно к технической отсталости
	работниц, ориентируются на эту от*
сталость, исходят из отсталости, н
дело доходит наконец до того; что
начинают играть в отсталость. Ну, а
как быть, если ата отсталость отхо-
дит в область прошлого? Неужели
мы будем преклоняться перед нашей
отсталостью и делать из нее икону,
фетиш? Как быть, если рабочие и
работницы успели уже вырасти и
полковаться теунически? Как быть,
если старые технические нормы пе-
рестали соответствовать действитель-
ности, а наши рабочие и работницы
успели уже на деле перекрыть их
впятеро, влесятеро? Разве мы козла
	Окончание на 2-й смо.
	нашнх рабочих и работниц. С тех
	пор прошло несколько лет, Люди 38
‘это время выросли и подковались
технически А технические нормы
оставал. неизменными. Понятно,
что эти нормы оказались теперь для
налпих новых людей устаревшими.
Темерь все ругают действующие тех-
нические нормы. Но они ведь не
‚в неба упали. И дело тут вовсе не
в том, что эти технические нормы
были составлены в свое время, как
нормы заниженные. Дело’ прежде
всего в том, что теперь, когда эти
вормы стали. уже устаревшими, пы-
таются отстаивать их, как нормы со-
временные. Цепляютоя за техивче-
скую отсталость наших рабочих и