та № 65 (556)
	рная газе
Ре a

итерату

муроайы
	ЛИТЕРАТУРНЫЙ
	СОВРЕМЕННИК“ № 10
	Не в пример предыдущему, до-
вольно ° бледному номеру, десятая
книжка «Литературного современни-
ка» по своему материалу ботата и
разнообразна.

В отделе прозы наиболее oorpustt
интерес возбуждает новая тлава‘«Ли-
цей» — из романа Тынянова о Пуш-
кине, Медленно, в уверенной неторой-
ливостью мастера, в еовершенстве
владеющею своим материалом, раз-
матывает Тынянов   нить повествова-
ния.

Если в первых опубликованных
главах были изображены семейная
атмосфера и среда, окружавшая дет-
ство поэта, то самая его личность на-
ходилась до поры, до времени как
бы в теня. Теперь, наконец, мы
встречаемся ‘и < самим Пушкиным.

Лицейский период имел огромное
значение в жизни поэта: закладыва-
лись основы его мироощущения; за-
вязывалиеь первые дружеские связи,
из которых некоторые сохранились
на всю жизнь; пробуждались первые
литературные интересы, первые но-
литические отрасти. К’ образу Пуш-
кина-лицеиета Тынянов пока еще
только подходит. Но и сейчаю, на
первых этапах повествования, Тыня-
нов достигает таких результатов, ко-
торые позволяют предположить, что
	ого роман будет крупным литератур-.
	вым явлением,

Проза Тынянова, не потеряв ничего
из своей внутренней сложности, ети-
дистически стала тораздо прозрачнее
я проще, чем она была раньше, Ни-
какой  орнаментальности.  РисуноЕ
языка скупой и точный. В самом
языке, в его строе, есть нечто от той
эпохи, которую Тынянов изображает.
Но это не стилизация, а средство ха-
рактеристики, которым  Тывнянов
пользуется весьма расчетливо и муд-
po. - .
«Трянадцать рассказов» Сертея Се-
менова о гибели «Челюскина» не ©0-
ставляют, собственно, никажого ва-
хонченного целого. Они имеют пен-
	ность непосредетвенного свидетельет-
ва. Семенов предупреждает читателя,
что_эти ‘рассказы представляют. 38-
писи, которые он делал на льду B
течение двухмесячного пребывания В
латере Шмидта. ‹Принадцать расска-
зов» лают как бы сводку впечатле-
ний, из которой шаг за шагом выяо-
няется общая картина. Именно в мо-
мент катастрофы обнаружились впер-
вые со всей очевидностью высокие
‘качества коллектива и ею организо-
`ВАННОСТЬ.

С психологической стороны paccra-
зы Семенова ценны именно потому,
что они дают не перёработку впечат-
лений, которая всегда до известной
отепени искажает и изменяет HX, HO
фяксирует их еще неостывшими, BO
всей их живой хатактерноети.
	Рассказ Либединокого о члово 9
тюрьме» по всем данным составляет
либо продолжение, либо фратмент из
ею «Комиссаров». Самостоятельное.
же значение этой вещи не очень ве-
лико. Никаких новых свойств Или
новых сторон вотворчестве Либедин-
ского этот раюсказ не раскрывает.

Весьма интересен очерк Лапина и

Хацревина «В Бейруте». Написан он
в их обычной манере. Строго говоря,
это даже не очерк, & скорее ряд сцен
‚или набросков, в которых вотречают-
_вя любопытные черты и детали быта
_и нравов бейрутекого общества. Та-
хова, например, история романтиче-
ской любви девицы Абдуллах к фран
цузскому офицеру. Конечно, эти на-
броски чересчур беглы для того, что-
бы дать читателю сколько-нибуль 0е©-
новательное представление о стране
и ее людях, но в самой их бетлости
есть известная прелесть.

Из переводных вещей необходимо
отметить в первую очередь «Три рас-
сказа» Лэнтстон Хьюза. Можно толь-
хо пожалеть, что у вас тах мало из-
востен этот замечательный негритян-
ский мастер. «Три рзюсказа» — вещи
огромной силы, Какой из них силь-
нее, трудно оказать. В каждом из них
		(0)3©0°0=)0060©) [99500  Фе ова от 00608
		основании предложений целого ряда
	практиков железнодорожного дела в
свою очередь уверяли этих автори:
	‚тетных профессоров, что 13—14 ки-
	лометров ‘не ‘мотут ‘быть пределом,
что при известной организации дела
‘‚межно расширить этот предел. В от-
вет на это эта группа вместо того,
чтобы прислушаться к голосу опыта
и практики и пересмотреть свое’ от-
ношение к делу, бросилась в борьбу
с прогрессивными элементами желез-
нодорожного дела и еще больше уси-
лила пропатанду своих консерватив-
ных ватлядов, Понятно, что нам.
пришлось дать этим уважёемым лю-
дям слегка в зубы и вежливенько
выпроволить их из центрального
аппарата НКПС (аплодисменты). 1
что-же? Мы имеем теперь коммер-
ческую скорость в 18—19 километров
в час (аплодисменты). Ми» думается,
товарищи, что в ‘крайнем случае
придется прибегнуть к этому методу
и в друтих областях налиего нафод-
ного хозяйства, если, конечно, упор-
ствующие консерваторы не переста-
нут мешать и бросать палки в ко-
леса стахановскому движению. —

Во-вторых. СЗалача состоит в том,
чтобы помочь перестроиться и в03-
тлавить стахановское движение тем
ховяйственникам, инженерам и. тех-
никам, которые не хотят мешать ©та-
‚хановскому движению, которые ©о-
чувствуют этому движению, но не
сумели еще перестроиться, не сумели
еще возглавить стахановское движе-
ние. Я должен сказать, товарищи,
что таких хозяйственников, инжене-
ров и техников имеется у Hac He
мало. И если мы поможем этим то-
варищам, то их будет у наю не-
сомненно еще больше,

ое о
дут выполнены нами, стахановское
движение развернется во-всю, охва-
тит все области и районы налей
страны и покажет нам чудеса новых
достижений. .
	стахачовцев, у членов настоящего
совещания. ‹ Так вот, спасибо вам,
товарищи, за учебу, больное спасибо.
(Бурные аплодисменты).
	Наконец, два слова о том, как сле-
довало бы ознаменовать настоящее
совещание. Мы эдесь в президиуме
совещались и решили, что придется
каж-либо отметить это совещание
руководителей власти © руководите-
лями стахановского движения. И вот
	мы пришли к такому решению, что.
	человек 100—120 из вас придется
представить в высшей награде.
	Голоса: правильно. (Бурные. аппо-
дисменты). _
	Сталин. Если вы одобряете, тева-
рищи: то мы это дело. проведем.
	{Участники совещания стахановцев
устраивают бурную восторженную
овацию товарищу Сталину. Весь зап
гремит от рукоплесканий, мощное
«ура» потрясает своды зала, Бесчис-
пенные возгласы,  приветствующие
вождя партии тозарища Сталина,
несутся со всех концов. Овация за-
канчизается мощным пением «Интер-
национапа» — три тысячи участни»
ков совещания исполняют пролетар-
ский гимн).
		отношении Донецкая областная орга-
низация проявила бесспорно боль-
шую иницивливу. Хорошо работают
в этом смысле Московская и. Ленин-
прадекая ‘областные организации. A
как другие облаюти? Они, видимо,
все еще «раскачиваются». Например,
чт6-то не слышно или очень мало
слышно ‘об Урале, хотя Урал являет-
ся, как известно, громадным промы-
шленным центром. То же самое надо
сказать о Западной Сибири, о Куз-
баесе, тде еще, по всем видимостям,
не успели «раскачаться».. Впрочем,
можно не’ сомневаться, что ‘наши
партийные организации возьмутся за
это дело и помогут стахановнам пре-
одолеть трудности, Что касается дру-
гой стороны дела — обуздания упог-
слвующих консерваторов из среды
хозяйственных и инженерно-техниче-
ских работников, — То здесь дело
будет обстоять несколько посложнее.
Придется в первую очерель убеждать,
терпеливо и по-товарищески убеждать
эти консервативные элементы про-
мышленности — в прогрессивности
стахановского движения и в необхо-
димости перестроиться на стаханов-
ский лал. А если убеждения‘ не по-
могут, придется принять более ре-
	ительные меры. Взять, например, _
	Наркомат Путей Сообщения. В цен-
тральном аппарате этом наркомата
недавно существовала группа профес-
соров, инженеров и других знатоков
дела — среди них были и комму-
_нисты, — которая уверяла всех в том,
что 13—14 километров коммерческой
скорости в чае ‘является пределом,
Дальше которого нельзя, невозможно
двигаться, если не хотят вотупить в
противоречие © «наукой об эксплоз-
тации», Это была довольно автори:
тетная группа, которая проповеды-
вала овои взгляды устно и печатно.
давала инструкции соответствующим
органам НКПС и вообще являлась
«властителем дум» среди эксплоата-
ционников. Мы. не знатоки дела, на
	Весколько слов насчет настоящего
совещания, насчет ето значения. Ле-
нин учил, что настоящими Гуково-
дителями-большевиками могут быть
только такие руководители, которые
умеют не только учить рабочих и
крестьян, но и учиться у них. Кое-
кому из большевиков эти слова Ле.
нина не понравились, Ho история
показывает, что Ленин оказался прав
и в этой области на Boe сто про-
центов. В самом деле, миллионы
трудящихся, \ рабочих и’ крестьян
трудятся, живут, борются: Кто мо-
жет сомневаться в том, что эти люди
живут не впустую, что, живя и 60-
рясь, эти люди накапливают громал-
ный практический опыт? Разве
мозкно сомневаться в том, что руко-
водители, пренебрегаютщие этим опы-
том, не могут считаться настоящими
руководителями?  Стало-быть, мы,
руководители партии и правитель-
ства, должны не только учить рабо-
чих, во и учиться у них. Что вы,
члены настоящего совещания, кое-
чему поучились здесь, на совеща-
нии, у руководителей налпего прави-
тельства, — этото я не стану отри-
цать. Но нельзя отрицать H TOTO,
что и мы, руководители правитель-
ства, многому поучились у за, у
	вокрут передовых элементов рабочего
класса. Следовательно, нам нужны
технические нормы, но не те, какие
существуют теперь, а более высокие.

Другие говорят, что технические
нормы нужны, но их надо довести
теперь же до тех достижений, кото-
рых добились Стахановы, Бусытины,
Винограловы и другие. Это тоже не-
верно. Такие нормы были бы ne-
реальны лля настоящего времени,
ибо рабочие и работницы, менее под-
кованные технически, чем  Стаха-
новы и Бусытины, не емогли бы вы-
полнять таких норм. Нам нужны Та-
кие технические нормы, которые про-
ходили бы тде-чнибуль посредине ме-
жду нынешними техническими нор-
мами и теми нормами, которых до-
бились Стахановы и Бусыгины.
Взять, например, Марию Демченко,
всем известную  пятисотницу по
свекле. Она добилась урожая свеклы
на гектар в 500 и больше центнеров.
Можно ли это достижение сделать
нормой урожайности для всего све-
БЛОВИЧНОГО Хозяйства, скажем, на
Украине? Нет, нельзя. Рано пока го-
ворить‘об этом. Мария Демченко до-
билась пятисот и больше центнеров
на один гектар, а средний урожай
по свекле, например, на Украине, в
этом тоду составляет 130—132 цент-
нера на тектар. Разница, как видите,
не маленькая. Можно ли дать норму
для урожайности ‘по свекле в 400
или в` 300 центнеров? Вее знатоки
дела говорят, что нельзя этого де-
лать пока что. Очевидно, что лфи-
дется дать норму по урожайности на
гектар по Украине на 1936 год в
200—250 центнеров. А норма эта не
маленькая, тяк как, в случае ее вы
полнения, она могла бы дать нам
вдвее больше сахару, чем в 1935
году, То же самое надо сказать на-
счет промышленности. Стаханов пе-
рекрыл существующую техническую
норму кажется раз в десять или даже
больше. Об’явить это достижение
новой “Технической нормой для воех
работающих на отбойном молотке
быле бы неразумно. Очевидно, что
придется дать норму, проходящую
где-либо посредине между сущест-
вующей технической нормой и нор-
мой, осуществленной тов, Стахано-
вым.

“Одно ‘во всяком случае ясно: ны-
нешшние технические нормы уже He
соответствуют действительности, ени
отстали и ‘превратились в тормоз для
натей промыпгленности, & для того,
чтобы не тормозить нашу промыш-
ленность, необходимо их заменить
новыми, более высокими технически-
ми нормами. Новые люди, новые
времена, — новые технические нер-
MH.
	из хозяйственных и инженерно-тех-
ничеоских работников, которые ‘упорно
	а старое, не хотят дви-
	гаться вперед и систематически тор-
мозят гГазвертывание стахановекоге
движения. Чтобы распространить во-
всю стахановское движение по всему
лицу нашей страны, для этого одних
лишь стахановцев, конечно, недоота-
точно. Необхолимо, чтобы налпи пар-
тийные ‘ортанизации включились в
это деле и помогли стахановцам до-
вести лвижение ло конца. В этом
	либо присягали на верность налей
отсталости? Кажется, не! было этого
У нас, товарищи? (Общий смех).
Разве мы исходили из том, что
Hain ‘рабочие: и ‘работницы так и
‘останутся навеки отсталыми? Как
будто бы мы не исходили из этого?
(Общий смех). В чем же тогда дело?
Неужели у наб н6 Хватит омелости
сломить консерватизм некоторых на:
птих инженеров и техников, сломить
старые традиции и нормы и дать
простор новым силам рабочего клбх-
ca?

Толкуют о ‘науке. Говорят, что дан-
ные науки, данные технических
справочников и инструкций проти-
воречат требдваниям стахановцев о
новых, более высоких, технических
нормах. Но о какой науке идет здесь
речь? Данные науки воегла прове-
рялись. практикой опытом. Наука,
порвавшая связи ¢ практикой, с
	опытом, — какая же это наука;
	Вели бы наука была такой; какой
	ее изображают некоторые налти. кон-
сервативные товарищи. то она лавно
	погибла бы для человечества Наука
потому и называется наукой, что она
не признает фетишей, не боится mon-
нять руку на отживающее, старое и
чутко прислушивается к голосу опы-
та, практики. Если бы дело обстояло
иначе, у нас не было бы вообще
науки, не было бы, скажем, астро-
HOMHH, и мы все еще пробавлялись
бы обветшалой системой Птоломея,
У нас не было бы биологии, и мы
все еще утешались бы легендой о
‘сотворении человека, у нае не было
бы химии, и мы все бище пробавля-
лись бы прорицаниями алхимиков.
	Вот почему я думаю, что налия
инженерно-технические и хозяйствен-
ные работники, успевшие уже поря-
дочно  поотетать от стахановокого
движения, сделали бы хорошо, если
бы они перестали цепляться за’ ста-
рые технические нормы и перестрои-
лись по-настоящему, по-научному, на
новый. стахановский лад:
	Хороню, скажут нам, Но как быть
© техническими нормами вообще?
Нужны ли они для промышленности,
или можно обойтись вовсе без воя-
ких норм?
	Одни товорят, что нам. не нужно
	больню никаких технических норм.
Это неверно, товарищи, Более того,—
это глупо. Без технических норм не-
возможно плановое хозяйство, Техни.
ческие нормы ‘нужны, кроме toro,
для того, чтобы отстающие массы
подтативать к передовым. Техниче-
ские нормы -- это большая регули-
рующея сила, ортанизующая на про-
изводетве широкие маюсы рабочих
	В чем состозт наяни ближайниие
задачи © точки зрения интересов
стахановокого движения?

Чтобы не разбрасываться, давайте
сведем это дело к двум ближайшим
задачам.

Во-первых. Задача, состоит в том,
чтобы помочь стахановцам развернуть
дальше стахановское, движение и
распространить его витирь и втлубь
на все области и районы СССР. Это
с одной стороны. И © друтой ето-
- роны — обуздать вее те элементы
	сконцентрировано столько боли 38
свойх соплеменников, отольБо тцемя-
щего лиризма и столько страстного
социального негодования, что читаешь
их с глубоким волнением, К тому же
Лэнтютон Хьюз владеет даром необы-
чайно простого и динамичного To
строения сюжета, который позволяет
ему достигать большой силы и выра-
зительности.

Из стихов следует остановиться ва
«Коротких песнях» А. Прокофьева,
Эта вещь примыкает к тому большо-
му фольклорному циклу, который
Прокофьев — как он об этом недав-
но заявил ‘в «Литературном Ленин-
траде› — подготовляет в настоящее
‘время к печати. В основу этого цик-
ла, по мысли Прокофьева, должна бу-
дет лечь народная песня и частушка,

«Короткие песни» не лают еще воз-
	«ол г ~
Cr0B0 9 ности полностью оценить те ре-
	зультаты, к которым Прокофьев при-
mea B своей работе над фольклором,
но уже по этому стихотворению вид-
но, что установка Ha фольклор в ©0-
единении с совершенно своеобразным
поэтическим мироощущением Про-
кофьева может принести очень Gora
тые плоды,

`В критическом отделе интересна
большая оталья Мейлаха, трактую-
щая вопрос о взаимоотношения меж-
ду творчеством Пушкина и литера-
турной продукцией писателей-дека-
бристов, Сталья Виноградова «Писа-
тель и тема», анализируя, главным
образом, последние романы Эренбур-
га, оставляет в стороне все, что было
напноано на эту тему до сих пор, &
сам не прибавляет в этому реши-
тельно ничего Hosoro. — Интересна
статья Н. Маслина о Дм. Петровеком.
Отметим интереснейший очерк В. Ве-
ликана о постройке железной дороти
Петербург — Москва, & также pac-
сказы паралиютистов,  Заатибанные
Ген. Фишем. Впрочем, последние да
леко уступают рассказам Семенова,
очевилно, потому, что Фишу не уда»
‘лось «выпыталь» нужный материал.

А Ю. ОСТРОВСКИЙ
	4. Ближайшие задачи
	Продопжая серию выставок советских художников на страницах «Литер атурной. газеты», мы даем B STOM
номере выставку работ В. А. Фавор ского. Статью о таорчестве художни ка см. на 5-й стр.
	На. фото: 1. В. Фаворский «Гравюра на дереве». (Музей охраны матери истез и младенчества)
	роической патетики и изобразитель“
ные средетва — повторяющаяся, как
в былине, деталь пейзажа («толубые
балини неба вздымались») и кольце-
вое построение эпизодов главы: каж-
дый из пленных братьев выслуши-
вает те же вопросы, которые сам
только что, будучи победителем, он
залавал побежденному брату. Эти
изменения сопровождаются паралле-
лями меняющейся поголы (так май-
стро переходит в грего, затем начи-
нается дождь, в дождь летит на Па-
наюа, развевая красное знамя, отряд
Ивана Половца). В натуралистиче-
ских картинах, местами достойных
большого живописца, протлядывает
замечательное искусство. художника,
сумевшего использовать, в целях по-
каза борьбы за социалистический
строй, картин и приемов народной
украинской песни, думы, былины и
поставить их на службу социалисти-
ческой литературе. Этот прием не
нов; но мастерокое использование его
пролвитает на новую ступень нашу
литературу. Вошюмните €150.000.000»
Маяковского; использовавшего в поэ-
ме былинные образы, миф о героях
Трои, чтобы воплотить всемирно-ти-
тавическую борьбу трудящихся ий
утнетенных всего мира с капиталом.
	Главы «Веадников» связаны не
сюжетным развертыванием повество-
вания. но принципом нарастания поэ-
тических, геронко-песенных мотивов.
Внутри каждой из глав, свои, отлич-
ные от друтих, стилевые признаки И
приемы призваны возможно полнее
оттенить ощущение эпохи граждан-
ской войны, передать великие и ге-
роические. низменные и смешные с0-
бытия этих лет.
	Это блестяще удалось Юрию Янов-
скому. Однако есть одна глава —
рассказ оталевара Чубенко об’ Ала-
менко, — которая вывывает возраже-
‘ние. Сказ Чубенко в некоторых ме-
	сотах напоминает сказовую манеру
	юмористических персонажей `Зощен-
ке. Трудно сулить, как выглядит эта
глава в оригинале. Автору этих строк
не удалось ознакомиться с украин-
ским текстом. Может быть, в этом
вина переводчика?
	«Всадники» — прекрасное произ-
ведение. Оригинальность композици-
онного и стилевого построения этой
	поэмы целиком в плане сотиалистй>
	ческого реализма, ибо автор сумел
тему героического в революции по-
казать, вскрыв характерные, отличи-
	тельные черты этого героизм, ____,
		жет быть, потому, несколько напо-
миная именно это отношение к емер-
ти, в главах, посвященных револю-
ционной богьбе, Яновский устанав-
ливает иное, именно социалистическое
отношение к тероям революционной
борьбы и к их жизни,

Всадники - это романтическая
поэма. Она построена по принципу
развертывания поэтических мотивов,
а не раскрытия образов и лействую-
щих лиц’в еюжетно - романическом
плане. Первая. глава особенно подчер-
кивает условно романтический хагак-
тер этой палетико-героической увер-
тюры, пронизанной лиризмом народ-
ных украинских дум. Сказово-былин-
ные мотивы, полнятые мастером на
большую поэтическую. высоту. созда-
ют героический сюжет о четырех бра-
тьях, встретившихся в кровавой
	сечи, в привольной украинской степи.
	под Компанеевкой в августе 1919 го-
ma. В перемежающих каждый бой
вставках мы видим отца на одесском
берегу, отца пяти враждующих еы-
Hope Мусия Ноловца. Овязь между
картинами боя братьев-командиров
враждующих отрядов устанавливает:
ся не выпалающими из стиля, а на-
оборот. делающими еще более моно-
литным повествование приемами.
	Бой между Андреем и Оверко Полов-
	цами происходил, когда о неба не-
стерпимо жарило солнце. Оверко при.
казал казакам зарубить Андрея,

«И покатился Андрей, и заревели
победители, и дунул © юто-запала
майстро (юто-западный ветер), и сто-
яли неподвижно башни степното’’не-
ба. А по берегу моря расхаживает
старик Половец, смотрит в бинокль
на море, поджидает ветер или волну,
ищет на воде буйки нал сетями и
	ему вспоминается сын Андгей»... По-
	ловец (старик) прислушался к пле-
ску волн и камней: «Рокочет, неболь-
шая завирушка будет, на восемь бал.
лов. майстро сорвалея тде-то с He-
налпих гор». «Майстро тдб-то’ сорвал
ся,—<сказал Оверко Половец и огля-
дел степь, уставленную голубыми
балинями неба».

Но эти пересекающие картины боя
вставки о делах и думах Мусия По-
ловца не только усиливают целост-
ность жизненной картины, но й сту:
щают ее до пределов подлинного
искусства. г

Картины боя братьев Половцев, ове-
денные автогом до пределов одного
дня, отражают целые эпохи классо-
вой борьбы на Украине в годы гра-
жденской войны. В ‘стиле этой re-
	бенко, убивает себя, не желая сдать».
	ся. Пуля ему попала в рот, простре-
лила язык и потому слова, обралцен-
ные к Чубенко, писал он пальцем на
стене лазарета. Это’были слова про
	«суку омерть», которая хочет заду-
шить в постели Адаменко, «... но он
в постель не ляжет, пусть она придет
	& нему стоячему». -

Книга Юрия Яновского не повесть
и не роман, в обычном смысле: этого
слова. Это геронческая поэма, и если
можно говорить о проникновении поэ-
зии в прозу, то «Всалники»х — He-
	оспоримый примёр такого проникно-
	вения. Схоластическими следует ечи-
тать разговоры-о законности или не-
законности этого явления. К худо-
жественному произведению мы под-
ходим прежде` всего < точки зрения
единства формы и содержания. Фор-
ма художественного произведения
должна наиболее выразительно и впе-
чатляюще доносить содержание. Ма-
териал, в таком именно конкретном
	 выражении, как его взял Юрий Янов:
	ский, может быть выражен теми же
приемами, какими пользуется поэт,
когла он захотел бы выразить герои-
ческую поэму.

Й Яновский блестяще разрешил
эту задачу. Но «Воалники» свидетель-
ствуют еще об. одном интересном яв-
	лении, О взаимопроникновении. смеж-
	ных. областей искусства. Когда чи-
таешь тлаву «Всадников», посвящен-
ную детству Данилы, она вызывает
в сознании принципы работы А; Дов-
женко. Дед в «Земле» Довженко и
дед Данила во «Всадниках» Tome.
ственны. Эта глава действительно
пахнет детством, степной Украиной,
она тлубоко лирична, она полна изу-
мительных пейзажей и пантеиотиче-
ского восприятия ‚мира, «По вечерам
девчата поют веснянки. усевшись В
кружок или рядком. а парни не сме-
ют подпевать, это девичье дело. —
весну славить.. таков уж степной
обычай: всюду.и везде петь, и вряд
ли кто-нибудь на свете так поет. как
степняки». ЕЕ

«А как хорошо пахнут мертвые,
когда их положут на лавку—в окопико
протятиваются солнечные руки; пра-
дед Данила читает книгу-псалтырь,
отонек над свечкой ворошится, как
пчела возле цветка, пахнет мертве-
цом и стружками сосны, можно си:
деть в углу и долто-предолго смо-
треть, что на лавке лежит чужой че.
ловек, — желтый, как бог на иконе».
Тут дана жизнь органическая, зем:
ная, почти в детском восприятии. Mo.
	ГЕРОИЧЕСКАЯ ПО
				ходом развития революционных клае-
сов.

Перед. автором возникла трудней,
шая задача — показать черты, отли:
чающие героику революционного клас.
са. Ибо героически умирает и ко-
мандир отряда добровольческой ар-
мии генерала Деникина Половец Анд.
рей, не менее героически ведет себя
перед смертью Половец Озерко. ко-
мандир петлюровского отряла; муже-
ственно гибнет  тлавао бандит-
ского отряда махновцев Половец: Па:
нас. Мысль автора 0б исключитель:
ных трудностях борьбы с белотвар-
дейцами вложена в уста бывшего ко-
манлира: «Котда у некоторых ‘ребят
играет. неустоявшаяея кровь и им хо.
чется писать разные рассказы 0 на-
шей гражданской войне и они пишут
перьями и карандашами, как сума-
сшедшие, они видят, как мы. голые
и босые, мним вооруженные армии
врагов. как офицерские полки бро-
сают оружие и просят парлону толь-
ко потому, что так хочется мололому
писаке, У нас. пробовавших этой во-
дички, щемит серлие и хочется ру-
гаться, и нам лосално, потому что
таких врагов не слава и побороть; а
нам не © неба счастье летело, мы его
тяжело и с трудом добывали, и офи-
церские полки бились кроваво и как
полагается. И тем большая честь на.
шим бойцам, что они били такого
крепкого врага, что они победили та-
гкое множество вратов».
	Мы, голодная. нищая страна, по-
бедили хоропю вооруженные армив
интервентов и капиталистов только
потому, что огромнейшие массы ра:
нее утнетенного и эксплоатируемого
нарола были охвачены энтузиазмом
героической освободительной борьбы.
Это была самая справедливая из всех
войн, какие только знает человече.
ство, ибо эта война велась за осво-
божление трудящихся от гнета капи:
тализма.
	Именно поэтому бойцы социалисти-
ческой армии, вынося всяческие ля
шения, ‘ужасы и пытки, каплю 88
каплей отдавали свою кровь, за со-
пиализм. Этот лейтмотив применил
Яновский, как ключ для раскрытия
	ern
	характера героического в Октябрьской
революции.

Почтальон, член большевистского
подпольного комитета, попал в руки
ретманцев и немцев. На этот день
	было назначено восстание, H OT Hero.
	требовали, чтобы он указал, где спря-
тано оружие. Он проходит. сквозь
огонь пыток. «Он подумал — так ли
велика у него ненависть к контре и
к немцам, что для нее жизни не
жалко, и кровь утнетенного клаюса
закипела в его жилах, 0, это боль-
шая честь = стоять нал своей жиз-
нью!» И он повел немцев, чтоб по-
казать, где спрятано оружие, но по-
вел в противоположном направлении.
«Он шел по тихому селу и ощущая
на себе солнечное тенло, он босыми
ногами касался ласковой земли, ему
казалось, что он идет один по фан-
тастическим степям, идет, как тень
своей жизни, и крепнет в решимости
и упорстве. Он звилит люлей и знает,
кто ему сочувствует, а кто ненави-
пит, он идет по этой расщелине ме
жду двух миров, и миры ве соеди-
няются после его смертного пути».
Его избивали, он терял сознание, но
упорно не хотел показать, где опря-
тано оружие, он выигрывал время
тем, что водил своих палачей из од:
ного конца села = другое. Наконет,
разгневанный окончательно, сотник
«подошел к почтальбну и выстрелил
в лежачего, это письмо попьло в веч-
ность, письмо от рядового бойца ре-
ВОЛЮЦИЙ» .
Автор рассказывает, © какими
трудностями‘ пробирался полк стале-
вара Чубенко к своему Донбассу, как
мужественно умирали раненые рабо-
чие-красноармейцы, как Потиб на
красной тачанке от руки махнозца
лучший пулеметчик — кузнец Мак-
сим, любивший красивую и «ажур
ную работу», выковавший из метал-
ла розу, которому страстно хотелось
быть «мастером на весь свет, и чтобы
жизнь вокрут быма красивая и Cod-
нечная». Прекрасно погиб В бою с
банлитским отрядом больной соллат.
большевик, которому смерть в бою
снилась каждую ночь. Раненый ата-
ман Аламенко, боровшийся вместе ©
командиром Донбассвоге полка Чу-
	В писательской среде можно слы-
	шать разговоры о том, что метод ©0-
циалистического реализма, теорией
которого много занималась наша кри-

тика, до сих пор не сформулирован.
	Литературная критика сделала край:.
	Не мало в этом направлении, но одно
бесспорно: теоретические основания,
данные нам Марксом, Лениным и
Сталиным, определяют направление и
характер газработки этих вопросов.
Разрешение проблем социалистиче.
окото реализма зачастую находилось
в отрыве от реальных творческих
процессов, что в свою очередь об’
		©

BOM об ектов, на которых во всю DIED
можно развернуть вопросы социали-
стического геализма.

Некоторым писателям казалось,
что метод социалистического реализ-
ма сужает поле их творческой дея-
тельности, унифицирует стилевые
особенности, обедняет творческую ин;
дивидуальность. Действительность
опровергла сомнения этих людей.

Характерной чертой нынешнего
этапа развития советской литерату-
ры является то обстоятельство, что
творческие индивидуальности приоб-
ретают все большее количество само-
стоятельных признаков. И в то же
время мы являемся свидетелями об’:
единения под знаменами социалисти-
ческого реализма писателей, стоявших
в начале своего пути как будто в

стороне от-нашей ‘действительности и

находившихся слишком далеко ет об-
шего потока пролетарской. социали-
стической литературы. ,

Теперь, когда мы стоим накануне
появления большого количества HO-
вых произведений советской литера-

ы, для теоретической мысли, для
литературоведения и критики откры-
вается безмерное поле деятельности
Мы оможем установить в рамках
творческой инливидуальности общие
ч ae социалистичеекой литературы
и закономерности ее развития.
	Перед нами новое произвеление
	лантливого украинского писателя
Юрия Яновского «Всадники». ‚Автор
романов «Мастер корабля» и «Четыре
сабли», допускавший в пропелом Je
бейшие националиотические OUIBOKE,
	В своем новом произведении озмхово-
рил языком новой, советской социа-
листической литературы.

Яновский налтисал замечательную
книгу, значение которой выходит да-
леко за пределы украинской литера-
туры. «Всадники» — книта общесо-
юзноге значения. Национальная по
форме, отмеченная чертами историче-
ских особенностей Украины, в то же
время это книга социалистическая
	по содержанию
	Тема гражданской войны варьиро-
валась на разные лады в различных
произведениях советских авторов. И
всетла Ев новой книге. трактующей
этот материал, подходишь 6 некото-
рой опаской, с оглядкой. А как автор
справится со своей задачей? Сумеет
ли он лать новое, неизвестное ещё пло
	друтим произведениям? Материал
знакомый. Гражданская война на
Украине, Me сталкивались самые
	разноречивые социальные силы: ин-
тервенты союзных армий, немецкие
оккупанты, петлюровщина, гетманов:
щина. ‹ многочисленные батьки, во
главе с учителем из Гуляй-поля —
Махно; белогвардейские полчища Де-
никина, Врантеля. Эти силы, разди-
раемые внутренними противоречия-
ми, противостояли рабочим и кфесть-
янам Украины, создавшим свои крас.
ногвардейские отряды, регулярную
Красную армию, героически эзлцилав-
ие каждую пядь земли и обильно
	полившие ее собственной кровью.
	Читатель спросит: что же это?
Многотомная эпопея, в которой автер
восстанавливает в художественных
	‘образах исторические события? Или
	небольшие эпизоды. выхваченные из
калейдоскопа революционных боев
украинского пролетариата? Ни то и
ни друтое. В книге представлены все
	силы. перечисленные выше, но автор
	трактует гражланскую войну и укла-
	Дывает весь этот материал в стостра:
	ничную, небольшую книгу.

Если попытаться сформулировать
более конкретно тему «Всадников», то
она будет вытлядеть так: героическое
в революции, в абсолютном и точном
значении этого слова, Героизм людей
революции, рожденных не только ре-
	волюцией, & воем предществующим