ра ту рная г азета № 66 (557

сти принадлежит прежде воего С. М.
Кирову. Такие статьи, как «Деникив
на Кавказе», со всей убедительностью
	показывают, что единственным путем
	для народов Северного Кавказа был
путь обветской власти. Описывая кро:
вавые карательные экспедиции Де-
никина, С. М. *Киров заканчивает:
«Бедноту; которая &ле еле» сводила
концы с концами, в тяжелом и непо:
сильном труде добывая кусок куку-
рузного: чурека, разлели: разбили раз-
бойничьи шайки золотоповонных ху:
лиганов. Забулет ли горская беднота
вое это? Нет, никогда! Горцы глубоке
затяили свой гнев протиз своих на-
сильников, и первые же звуки мара
Красной армии, воторые услынтат
скрывшиеся в ущельях горцы, разбу-
дят их rnesl.s (erp. 93). Опыт пол:
твердил всю правоту прогноза С; М
Кирова. с :
	В книге чрезвычайно много матё-

риа, дающих блестящее освещение
национальной политика нашей  пар-

тии. В этом смысле замечательны
речи «О шарнате$, заключительная
речь на тороком с’езде, ряд мест в
выступлениях на Mosnoncnow и Пя:
тигореком с’езлах.
	Составленный любовно и тщатель-
но, первый том сочинений С. М, Ки-
рова явится настольной книгой совет
ского читателя Сейчас, : когда под
руководетвом великого Сталина ©
каждым часом растет зажиточность
в паптей стране, когда успехи социа:
листического строительства достигли
небывалых высот, эти страницы; _зя-
нечатлевшие самые напряженные мо:
менты борьбы за удержание власти
в руках. рабочего класса, особенно по:
учительны своей большевистской це-
леустремленностью. «Многомиллион-
ный народ, открывший новые гори-
зонты; как бы он ни устал, он хочет
жить и раловаться, он идет к сча-

ию, и ничто не ввергнет: его в анар-
Хию. Этот народ первым вышел на
путь великой борьбы и первым! при
дет в царство социализма» — эти
слова С. М. Кирова, произнесенные
	в апреле 1921 тода, звучат сейчас как.
		OP YK EMH UK OB

тиловоком больневике Иване Гааве..
С Кировым связано становление.
«Красного путиловца» в мощный ин-,
длустриальный центр страны и, конеч-
но, в романе о Гаазе нельзя показать
рост рялового большевика, который
становится ‚руководителем партийной
организации, не показав Кирова, по-
лымающето к руководству‘ людей из-
самой гущи пролетариата. 1

На материале Кировского завода я
пишу и ряд новелл о Сергее Миро-
новиче Кирове; .
	Молодая писательница А. Голубе-
ва после смерти С. М. Кирова выеха-
ла в Уржум — родину Сертея Миро-
новича, гле собрала интересный ма-
териал о дететве Сергея Мироновича.
в том числе и воспоминания сестер
Кирова. Сейчас А. Голубева под ру-
	коволетвом С Я. Маршака работает.
	нал детской повестью 0 детстве Ви:
	прова. — «Мальчик из Уржума».
	Литературный сборник для детей .
	о жизни и борьбе С. М. Кирова вы-
пускает Центральный дом хуложест-
венного воспитания детей в Киеве.
В книгу вошли произведения Н. Асе-
ева. С Маршака, М. Светлова. П. Ты-
чины и др, :

Большую биографическую повесть
о жизненном. пути С. М. Кирова из-
цаст в 1936 г, Детокое издательство
при ЦК ВЛКСМ. Авторы кни®я — В
Житков, Б, Ивантер, А. Некрасов и
Б. Шатилов. Книга`будет богато ил-
люстрирована фотоснимками и. много.
красочными репродукциями картин
советеких хуложников.
	Музыкальное излательство выпус-
	кает второй сборник песен, посвя-
	щенных памяти С. М, Кирова. Тексты
	песен написаны М Светловым, Е.
Долматовским С. Михалковым и М.
Рыльским; музыка — А. Гейфмана.
М. Иорланского. В. Ферэ. Д. Сали-
ман-Влалимирова и В. Шебалина,

Заканчивается редактирование вто.
рого тома «Истории завола им. Ки-
рова в Ленинграде»

Авторы книги — покойный писа-
тель Ульянский, рабочие «Красного
путиловца» Митехьман, Глебов и др.
	В редактировании занята большая
	группа историков и писателей,

Гравюрный кабинет Музея изящ-
ных искусств открывает на-днях не:
больную выставку, посвященную
Сертею Мироновичу Кирову.
	Над материалами кировского архи-
ва сейчас работает Николай Никитин.
Все’ новые эпизоды, новые штрихи”
многообразной и яркой жизни, огром-
ной жизни Сергея Мироновича, от-
крываются писателю, изучающему
локументы, письма, заметки. ,

— Я понял, — говорит Н. „Ники-
Тин. —  ro б6йчас хужодник еще“
не в силах написать то большое по-
лотно, которое он решится назвать
портретом Кирова. Я не решился сра-
зу писать большое полотно о Кирове
й начал с работы над фрагментами
булутей книги — рассказами, очег-
ками. набросками. Мною написан рас-
сказ «История олной встречи», очерк
«Киров-порт» В первом. рассказе
я на одном документальном. факте
показываю величайшую любовь Ки:
рова в человеку. я рассказываю o 15
беспризорных левочках, судьбу кото-
рых изменил Киров. В очерке пока-
зана роль Сергея Мироновича в воз-
рожлевии ленинградекою порта и
превращении его в один из лучших
портов мира. Борьба Кирова с оппо:
зицией Китов и промышленность.
Киров и наука — темы рассказов и
очерков, нал которыми я прололжаю
работать... -
	Над сценарием фильма o Кирове
работает Николай Тихонов Фильм
условно назван «Киров на Кавказе».

— Повидимому. — говорит Н. Ти-
хонов, — в работе надо сненарием
фильма придется использовать пов:
тическую форму. События, героем ко.
торых был Киров, захватывают та.
кие пространства и такое количество
людей, чм нормы обычного фильма в
данном случае, кажется мне, непри-
ложимы. “ :

Киров на Кавказе. Сквозь огненные
лы мы’ вилим обутленные гражлан-
ской войной степи Северного Кав-
каза, снежные перевалы Чечни и Ия.
гушетии, победоносный похол на Ва:
ку. меньшевистскую Грузию и как
тгранлиозный апофеоз, завершающий
гражданскую войну, — переход ледя-
ных и снежных высей Мамисонского
перевала зимой... - :
	— В прошлом году, — рассказыва.
ет В. Саянов, — в траурные дни по-
хорон Сергея Мироновича, я, по за-
данию «Литературной газеты». соби-
рал воспоминания краснопутиловских.
рабочих -—— воспоминания о_ Кирове:

Сейчас я пишу гоман о краснопу-
	TAT Ha платформу. К людям в бурках
подходят запыленные усачи и от-
страняют от орудий. :
— Кончай базар... Не продается...
Иди, иди подальше... а т
долго еще говорит Киров. пол
звон сносимого со всех сторон ору
жия.. И уже не узнать эшелона,
и когла Киров отходит, уверенный,
как бы налитый непоколебимоствю
	его нагоняет группа ‘людей.

— Товарищ, одну ‘минутку... пого-
ди — вопрое есть,

Он останавливается. Солдаты вы:
двигают олного. низенького, кругло-
го; как орешек:

— Как звать-то тебя? —-спраши-
вает он. .

— Киров!

— Послушай, товарищ Киров.  Ты
вот товорил сейчас. красная гвардия...
рабочие... крестьяне..., давай. записы
`вай, идем в эту самую гвардию...
Там еще много за нами Указывай
кула это двигаться...
	Он смотрит в упор. Вот и oprann.
	зуется хаос. Вот из песчинок этой“
	незаметной энергии. из теплоты этой
неорганизованности он и вывел лю:
дей для революции. И он говорит
серьезно, He дрогнув ни одним му
		— Товарищи. следуйте за мной.
И все. И снова мчится поезл исто
	рии к Владикавказу к городу салов.
	и тенистых улиц, к городу, гле уже
булут владеть красным Кавказом
настоящие хозяева земли.

„И снова проноситея память по
необозримым просторам, и я вижу
скромную пустую комнату. освещен.
ную, керосиновой лампой Два чело-
века сидят в ней. Далеко вокруг ки-
пит пламя ночном пожара То лв
жгут дальние аулы белые банды.
то ли по Тереку, в ужасе вздыблен-
ному. несутся нефтяные волны, пы-
лающие „факелы  подпрыгивают на
отмелях и снова мчатся. Далеко. све:
тит зарево. Горы выступают в дикой
простоте. своей, и неизвестно, что там.
за горами И как человеку взять ло:
шаль и закутаться в бурку и‘проби:
	_’раться тула. в ати лали Какой шаль.
	ной или облуманный выстрел. уло

WHT его, и никто ‘никогда не узнает.
чья рука схватит его верного’коня_
и повлечет в утесы. Безымянная
смерть стоит на всех тропах. и труд-
но служить революции в такую
0% HB такой глуши.. -

‚ - Но ведь нало me итти в ры.—

говорит Киров торцу, угрюмо дума:

ющему свою луму.—Кому-нибуль же
надо исполнить это поручение... Го-

рец смотрит на свои загорелые. по-

прескавикиеся руки, вертит рукоять

кинжала. Он не спешит _ отвечать

Ему немного страшно и немного

стыдно, но’ он говорит © достоин-

ет $’
	‚ На ‘осенней выставке московских
	кивописиев, открывшейся в Музее
‘изящных искуюств 24 ноября, вы-
ставлены лве картины художника
Налбанляна — «Выступление Кирова
на ХУП. сезде» и Малькова — «По-
литбюро ВКИ(6) за обсуждением пла-
на второй пятилетки».
	Виленского «Киров»
	. Прекрасная жизнь Сергея Мироно-
вича Кирова всеми своими нитями
перенлетена ‘с ‘борьбой большевист-
ской партии. Собрание его сочинений
предпринятое Партиздатом. раскры-
вает перед читателем одновременно
и обаятельный, эсногогранный.  пол.
ный сталинской твердости облик, ва-
мого Кирова, и интереснейшие энизо:
ды в. развитии нашей революций.
освещенные прожектором мысли яс-
ной. прозорливой и вооруженной же:
лезной логикой Первый том, уже
вышелший в свет! охватывает,
тлавным образом, 1917—21 гг. когла
приходилось в ожесточенных боях
отстаивать диктатуру пролетариата
против остервенелых врагов; не Gpea-
товавших любыми хредствами, Это.
был период, когла буржуазная  ино-
странная печать ежелневно хоронила
советскую власть и врагам народа
временами удавалось: добиваться
очень значительных ‘успехов.

С. М. Киров эти толы провел в
труднейших условиях. когла ему не
обходимо было поднимать и вести ва
пролетарской революцией разнопле:
манные народы Северного Кавказа. в
которых буржуазные клевреты наро:
чито разжигали напионалистические
страсти. когла нужно было отбивать
натиск за ‘натиском белогвардейцев
на Красную Астрахань. где Киров
был председателем ревкома. ‚ зани-
маться сложным делом организации
армии, восстанавливать советскую
власть поеле разгрома врага. Редак-
ций, как указывает в прелисловии
т. Б. Позерн, не удалось разыскать
текста многих и многих выступлений
С. М. Кирова за этот периой: они либо
не’ были удовлетворительно  запи-
саны, (либо затерятись Но и те. до-
кументы, которые об’единены в этой
замечательной. волнующей кните. ла-
ют неоценимые материалы для ха:
рактеристики Кирова. для изучения
хола событий гражланской войны.
для изучения того. как должен жить
и бороться настоящий большевист-
ский революционер. И невольно за-
кипает гнев и ненависть к тём пол:
лым выродкам из `зиновьевеко-троц-
кистской банды. которые, следуя
примеру фашистов, убийством из-за
утла вырвали из наптих гялов одного
из лучших и`крупнейпгих руковоли-
телей партии, верного ученика Лени:
на и Сталина, самоотверженного зна-
меносца революции — Сергея Миро-
новича Кирова .

В выступлениях. статьях, докладах

. Кирова ето революционный
размах, его мудрость ‘революционного.
стратета, егобесконечная преданность
Ленинизму нашли исключительно яр-
кое выражение. Можно сожалеть о
	, TOM. ITO He сохранился рад. цпенней-
	ших речей. С. М. Кирова но и то,
что собрано. ‘на этих двухстах пятнад-
цати страницах. имеет исключитель-
ное значение во всех отношениях. Ли:
тература по. истории нашей  револю-
ции оботатилась книгой  отромной
вацкности. в которой дано не только
красочное отображение решающих
эталов` гражданской войны, но И. ‚0-.
срелоточено несметное ‘богатство MEIC
лей но. самим  разнообразным. Не
лемам a

‚В. книге помещена лишь одна ста-
тья. помеченная дооктябрьской латой.
	Это относящаяся к ‘1912 ‘г. статья
«Простота нравов». помещенная во
владикавказской газете “«Tepers.
	Страстный. напоенный жгучим cap-
казмом” памфлет, направленный wpo-
тив «черной» Четвертой думы, не:
мелленно привлек внимание властей
предержащих к журналисту. ocme-
лившемуся разговаривать таким
«дерзким» тоном. Во ‘Владикавказе
	С.М. Киров. Статьи и речи. Парт-
издат ‘ЦК ВКП(б), 1935 г, ср
XXXVUI—216; U. 3 p. Tox 1, 1912—
21 тг. Предисловие В: Позерна:
	Сергей Миронович очутился после
сделавших невозможным. пребывание.
в Сибири провалов и, работая в ли’

беральной газете- «Терек», чрезвычай °

но много занимался, учился. Тут в

ста на друтое нам нет цели. Мы дол-
жны собрать свои силы и вовсе унич-

тожить ‘его» (стр. 74—15).
 Оптимизм С. М. Кирова

нитается
а в Ее

ry rte tee nw -<
	р ие чае ве орев», чрезвычан = Оптимизм Сб. М Кирова питается
но много занимался, учился. Тут в зо

убоким пони; е 1 :

нанести врагу сильный удар.

«Про:
тив ав?оря статьи и

издателя таг

зеты,—пишет т. Позерн.—возбужлает?

ся утоловное ‘дело. Прокурор Влади-
кавказского окружного суда велет
следствие, которое тянется целых

Tomrena Un ver nannacnan рай

«Какими бы танками Де:
никин ни отраждал свой фронт,
мы с нашим коммунистическим
«нахальством» сумеем прогнать ето
и уничтожить. EMy же помимо
фронта приходится охранять и свой
тыл, Каждый лишний ‘лень ‘ace
больше убеждает Hac в TOM, чт
положение Деникина так же безна.
дежно. как и Колчака Торжество

событий.
	„следствие, которое тянется целых.
“полгода. Но тут подоспел «выбочан”

ший манифест» по поводу ‘трехсот-^

летия лома Романовых. и окружной
суд постановил дело

прекратить & «вещественное. ae

TA hLATpAvKe

“fan nee harad ara tere oth ce en

производством.
аза.-

к: NE ERR ARAN EE AA о АЕ A РЕ,

контрреволюции в. Рбссии возможно
только в том случае, если она физи.
черки уничтожит многомиллионное
труловое крестьянство и рабочий
	тельство» , (конфискованный номер ES
газеты «Терек») уничтожить» Ирод’ Brace. Если контрреволюция лаже у
НИЯ. С Какой высмеивает С. М. Киров себя дома находит все меньшей
	старания  нарского правительства
придать «европейский». вид тогдаци-.
ним потромных дел мастерам, разоб-.
лачение черносотенной природы №-
сударственной думы, простота и. вме-.
сте с тем зажигательная сила стиля,
исполненного прямоты и правдиво-.
сти. словом, ‘все публицистические
качества статьи крайне. характерны.
для всей книги в целом. а
С. М. Киров всегда находит точную.
ясную и прямую формулу для оценки.
текущем момента Пламенный` пафос”
ero выступлений сочетался в’ марк-.
систской глубиной и большевистской.
уверенностью в силах’ пролетариата.
окрыляющей в самые критические.
моменты. Многие из статей и высту-.
плений С. М. Кирова относятся к пе-
риолам. когла’ белогвардейщина одер:.
живала успехи, но никогла,” в самы:
тяжелые лни, ни на минуту не про-
никали в мысли закаленного больше-
вика нотки растерянности или неуве_
ренности. ое
Нервое мая 1919 тода. Колчак ведет.
кровавое наступление на всем протя-.
жении фронта. С: М. Киров пишет 6
нем: «Рабочих России день первого’
мая застал в момент жестокой схват-
ки в наймитом мирового кацитала—
Колчаком, взявшим на себя тяжелую.
повинность быть последним среди по-
бежденных» (стр: 58. — Подч. нами);
«Мы должны помнить». Жоворит

меньше сторонников, то у советской
власти. прузей прибавляется все
больше и больше» (отр. 80).

‘В внию привелены документы за
полнисью С. М. Кирова, относящиеся
К этому периоду, ето- пореговоры: по
прямому проводу на Фронте,/ когда
С.М. Киров был уже членом Реввоен-
совета ХГ армии. Эти материалы по-
казывают, как непоколебимая уверен-
ность в победном исходе борьбы ео-
четалась в С. М. Кирове се настоящей
большевистской бдительностью, уме-
нием концентрировать вое силы, всю
волю, ‘все усилия для удара в нуж-
ном направлении. Текст этих доку:
ментов суров, как те дни, ‘полные
трудностей и лишений. «Сократить
хлебный паек», «Мобилизовать все на
борьбу с тифом», «Экономить топли-
в0» — таковы  залоловки приказов
Военно-революционного комитета. и,

‚ когда сравниваешь их 6 тоном и со-
_держанием ‘выступлений С. М, Ки:

рова в те же моменты, то чувствуешь,
что -секрет непобедимости нашей пар-
тии в ее стальных, бесстранетых, ле-
нинско-сталинских боевых  падрах,
умеющих соединить революционный
размах < американской деловитостью.
С. М. Киров в совершенетве изу-
чил искусство революции. Значитель:
пая часть материалов первого тома
посвящена борьбе за укрепление ип
создание советской власти на Север-
ном. Кавказе, в первую очерель, в
тотланеней Терской области.
Многонациональный Северный Каз:
	“С. М. Киров на пленуме , Астрахан- Каз давах обильную пишу для вся.
	ского совета 31 мая 1919 г. — «что.
буржуазный строй добровольно не
умрет. Отдельные трусы моРут 6бе-
жать с: фронта; но: рабочие и - -Kpex
стьянские массы знают. свою ‚ силу,
им хочется жить, и они никогда не
олдадутся» (стр. 61—Подч. нами). В
наленийя Царицына под натиском бе:
тых С. М. Киров находит повол лля
того, чтобы еще-и еще раз ‘напомнить’
0 неизбежном зтрядущем ржестве

ких провокаций контрреволюционе-
ров, и задача установления братских
отношений между различными Ha-
циональностями приобретала исклю-
чительную сложность. Выступления
С. М. Кирова на Моздокском и Цяти-
горском с’ездах трудящихся Терской
области дают яркие образцы гибкой
и безошибочно ведущей к цели боль-
шевистской тактики. В результате эти
выступления привели к тому. 9
	сть Терский c est пошел за ‘большевика:

ми. С. М. Киров. писал затем в «Прав-

”всё ‘равно опять восторжествует и.

даст белобандитам возможности тер-
зать пролетарское тело». (тр 7
В июле 1919 г. военная звезда Де-
никина находится в самом зените.
Сергей Миронович говорит о том, что.
«толовокружительный Успех Деники-

де»: «На-лнях в Терской области со-
стоялея народный с’езд, посвящен-
ный главным образом текущему. по-
литическому моменту, С’езл с нето-
дованием заплеймил всю гнусность
политики закавказских «сониалистов»ь
	на будет. иметь то же значение, как и решил тверло защишать. революцию.
	и продвижение Колчака» (в.то вре: на Гереке. призывая всех об’елинить-
	мя уже стремительно отступавшего. ся вокруг областного советского р бр-.
Н. 0.). Ем заботит мысль о том, как гана.. Таюим образом на Тереке со:
	Моековский музей революции по»
полняется новыми материалами о
деятельности С. М Кирова. Специ-
‘альные щиты. показывающие работу
и борьбу Сертея Мироновича, выетав-
лены в отделах «Гражданская вой-
На» и. «Соиетройтельство».

Всесоюзная библиотека им. Лени-
на устраивает выставку  произведе-
ний Кирова и литературы о нем. Бу-
дут выставлены также фотоснимки и
рекоменлательный список литературы
о Кирове.

Выставка. «С. М. ` Киров» открывает-
ся 1 декабря в музее Центрального
дома Красной армии. Центральное
место на выставке занимает отдел
«Киров на фронтах гражданской вой-
ны» Злесь выставлены вновь paa-
работанная оперативная схема боев
H операций. в которых участвовал
С. М Киров: фотоснимки с телеграмм,
распоряжений. приказов т. Кирова,
Другие разлелы выставки — «Дет»
ские и юношеские тоды Кирова»,
«Работа в подполье», «Киров на фрон-
тах  сопстроительства», «Киров —
вожль’ ленингралеких большевиков.
	Театр «Современник» закончил но-
вую работу. «Памяти С. М. Кирова».
В композицию вошли очерк М. Ко-
закова «О Кирове». «Жизнь» Л. Со-
болева. статья С. Маршака «Дети и
Киров». речь Кирова на с’езле сове-
	тов, открывки из речей Орлжоникид-.
зе‘и Жланова на. всесоюзном слете
	стахановцев.

Композицию театр посвящает  ле-
вингралекому пролетариату. В тра-
урные кировские дни артист В. Н.
Яхонтов покажет ее на заводе им.
Кирова. на заводе «Большевик», на
	траурном заседании памяти Кирова,
	которое состоится 1 декабря в ленин-
гралеком Большом «театре оперы и
	балета, в ДОП им. Маяковского и н%
других предприятиях и клубах Slee
	ROH pada,

Мы уже вступили в паретво социа-
лизма, и то стремление «жить и ра:
доваться», какое С. М. Киров считал
неот’емлемой чертой поднятых рево-
люцией народных. пластов, претвори:
хось в полные доблести дела, вели:
коленной вершиной которых являет:
cH стахановокое движение «К
капитализму мы не вернемся. Самая
дорога тула нами так основательно
разрушена, че кто попытается по:
вернуть на нее; попадет. в трясину»
(стр; 210). Ясным, большевистеки
зорким Взтлялом вематривался С. М
Киров в раостилающиеся перопекти:
вы. Оружие теории Маркса— Энгельса
= Ленина— Сталина было его оружн
ем; он влалел им безукоризненно. По-
этому его сочинения ‘облалатот такой
вдвойне притягательной силой, В них
мы ярко и отчетливо различаем такие
близ ‘такие любимые черты вы-
‘`рванного из нашей. семьи подлой ру.
Кой Зиновьевско-троцкистеких: терро:
pucros. незабвенною  Мироныча. В
er мы находим больневистскую, ле.

инско-сталинскую оценку историче
ских событий ее важно
и > ee :

Tos, B. iloaepa в своем `преди-
словии дает содержательную. харак
теристику деятельности С. М. Кирова
в 1912—21 голы. ‘Ona: значительнс
пгире, многогранней, ‘чем это отрази

ее HY petty OCH B бодраненных: добументах,
нас была отромная ошибка: ‘^‘во всё’ певает. колебаний; са, ‘наоборот,’ она” и та частица, которая. уцелела для
‚ время гражданской. войны: мы отра-, находит с каждым днем все более. истории расконвает Tlepen нами тпо-

жали противника, отгоняли. его. Иро:. и более широкое признание среди
	С Чао, прятался в 10: мнотонлеменного населения LEPCKOTO одного из испытаннейптих вождей на:
ры: Северного Кавказа и, собираясь @ краяз’ (стр.  47). Заслуга завоевания“ пей : партия’ я рабочего класса ол.
	ного из. -лучитих соратаиков Uranmma.
	He потерпят ни малейшего ‘ограви
чения их свободы, которую они по-
вимают как непрерывное движение
вперед, на север. . а

И он шагает к ним, он уже стоит
в их шершавой толпе, уже его окру-
жают потные, унылые лица, страт
ные глаза глядят на него, откуда та-
кой взялся. Городской, поди, человек
— белая рубашка, галстук, пиджак
— видали таких. Нет, такого они в
видали, © г

Нельзя зряо входить в сознание
этих людей. У них есть право на зло
бу. Но ведь революции нужны имен:
HO они, крепкие люди полей и го:
родов, обросивитие ито империи.

Они обступили его, они дышат тя.
жело и враждебно. Тяжелый шопот
в задних рядах. Вот он стоит ‘среди
них и. смотрит немного усталыми
мягкими глазами, но какая сила в
его словах, когла он говорит:

— Товарищи — я же без оружия:

Да. он один, толпа смолкает. Ha-
ступает минута мастера. Нужно уметь
без ошибки мять эту теплую глину
дойти до ее сердцевины. обжечь ее

— Ну, что ж вы меня боитесь. Да
пустите ‘же вперед, дайте посмот-
реть; Fak BE едете. а потом делайте
что’ хотите.
‚ Толпа  расступается Спокойный
голос побелил. Он перед теплушкой.
Из всех углов торчит оружие, Мол
чание нависло нал толпой. Киров
осматривает. все четыре стены и пе.
реводит сразу всныхнувшие глаза на
солдат. :

— Зачем отбирали оружие, — ска-
RATE... :

Ах. вот почему пришел этот чудак

охот. раздается по сторонам. Вида
ли, оружие — зачем...

Самый бойкий кричит  подбоче.
НЯСЬ: у
— А по дороге кабанов бить. бу
лем. Волков тоже самое... Е
	— Кабанов, — медленно говорит
Киров; — так вот что. слушайте.
Бунтуете ребята — так князьям
	пушки продаете. У горцев. оружие

отнимаете. А хочешь. -— говорит в
упор тому. сероглазому  весельчаку
что смеялся больше всех — A XO

ченть. я скажу Что с тобой будет
Князем захотел может. быть. А как
пристегнет. тебя белая свора — зав-
тра же на тебя налетит—вопомнинть
меня... Она тебе покажет... Он кру
то’ поворачивается к другому: BH-
Тишть столб — висеть на нем будепть
видишь ты — следующему — на». оо-
седнем - покачаещься Ну-ка приду:
майте ` что-нибудь — ответьте-ка..
Он обводит лица. Люди тяжело ды:
Wat,

Он говорит совсем спокойно, как
	будто про себя. Движение просыпает.
	ся в застывших рядах. Неожиданный
2305 отлуает. Rests BLETODER 2e-
	силами, выступал против’ нас вторич- такого авторитета для’ советской вла-
				АИ икон

мы еще ona6u в искусстве wac6pa- Уже
	мы еще слабы в искусстве изобра-
жать наших вождей. Мы еще моло-
ды, как тот класе, с которым мы
росли. Наше‘ воображение
наших художественных способностей:
HO с каждым годом мы. будем силь-›

vat ww vwrarataAr а А АА

‘татами.

сильней ^

Уже медленно идет поезд с деле:
Тихо кольшалея красные
флаги на. истрепанных ‘старых. ваго-
нах. История едет в поезде, преви-
рая ‘опасности.

Светит ослепительное солнце, пё-
	чальны снега далекого хребта. CH-
	зой пустошью лежит степь, никто не
знает, как кончится день. По. сто-
	‚ронам пути видны разбитые теплу:
‚ки, исковерканные паровозы, огнив-
	Товарищи Сталин, Киров и Каганович. 1932 г. Москва: Физкультурный парад.
	— Понимаешь 3 пойдешь, сразу
	умирать будешь... сам знаешь.
Лицо Кирова для него не загалка.
	„Он. давно. знает это лицо си читЯет
	в нем, как в книге. Сейчас это. лица
озабочено особой заботой. :

— В Чечню надо ехать непремен:
но, — говорит Киров, —^а умирать
все когда-нибудь будем. Неужели ты
	боишься. умереть...
	Горец тихо поворачивает рукоять
	кинжала. Ему хочется сказать мно:
	19, но в такую минуту нельзя много
говорить. Надо нёйти’ только корот
кие, хорошие слова, не надо зря бе:
седовать. Час не для дружбы, ‚чае
для решения. .

— Бери людей, каких знаешь, и
поезжай... Е

Горец тихо улыбается той улыб-
кой, за которой всегда стоит настоя:
щее слово. J

— Кира. товарищ Кира, — гово:
рит он тихо, — я поеду. но убьют
меня. — какой толк.
— Тогла Киров кладет руку на его
сухие пальцы В

— Поезжай;/ — убьют, так и быть.
погибнешь. — Я обещаю сказать по
тебе хорошую речь. Хочешь, сейчас
скажу... г

Горец подымает узкие глаза,

— Ну. ‘скажи!

И он слушает под свист ветра ти-
	хую речь. он закрывает глаза. еийит
	неполвижно, он проверяет слова, сло:
ва о нем хорошие, больнгие слова,
настоящие слова о сильном воине.
	о храбреце. о герое. революции` Ки.
	ров говорит почти с нежностью с су-
fone откровенностью... Лампа на
чинает коптеть. Горец вытягивает
жилистую руку наезлника.  поправ
ляет. фитиль. говорит:

— Спасибо — я поехал, очень хо.
рошо сказал, за такое слово. умереть
не жаль.
	я. не придумал этого. Это все бы:
	10 и было сильней, чем мне. ПОИВИ-
	делось. У многих писателей  повто-
рится эта сцена в ночном свуем ве:
личии и, наконец, достигнет такой
выразительности и внушения что
нельзя будет без дрожи читать ев
Рожление характера умел хорошо
угадывать Киров и ставить его ня
служение революции. Сколько люлей
поднял он острым пламенем своях
речей. воодушевил и возвысил. их.
Когда он организовал поход на Ма-
мисон, чтобы прикончить  послед-
ний. оплот контрреволюции на Кав-
казе — грузинских меньшевиков. он
мог с удовлетворением видеть. что
	св .разнонлеменные народы. Кавказа.
	BAYT Ha снежные, стены единой брат:
ской бригалой. забыв о распрях. Ле.
ляные вершины трохотом своих ла.
вин салютовали ему о совершив.
шемся деле об’единения трудящихся.
в котором он сыграл такую важную
	ГЕРОИЧЕСК.
	НИКОЛА

И
	Мы видели вождя мертвым. Мы
вилели Нирова в гробу. Навсегда ва-
помнилась смертельная бронза лица
одного ‘из первых бойцов пролетаф-
ской революции; во все концы Совет-
ского ‹ союза poms печальная
	Множество. картин, сменяя’ одна
другую, проходит в памяти. Осво-
божденный от муоссаватистов Баку.

”Мрачные. заброшенные вышки Го-
	лодающие рабочие. Республике нуж-.
„на нефть, нужен бензин. Он стоит

перед тяжелой
восторженной.
Люди аплолт
	зжелой №лпой. оборванной и
HE ON. на видит Кирова.
аплодируют широкоплечему
	_ человеку, смотряще

му на HAX сталь.
	выми глазами.

— Ч10 вы мне аплодируете, —
оворит Киров. — я вам французских
булок не привез. Я обвинить вас
приехал за то, что вы послушались
меньшевиков, попались на их удоч-
ку. бросили работу — пошли за вра-
гами рабочето класса.

Разве он для того только приехал,
чтобы укорять их, изнемогигих. от
голода, в городе ‚разваленном безлар-
ной муссаватистской властью, про-
дававшейся турками англичанам.

Он смотрит на эти темные ряды
люлей и оглядывает черный‘ город
вышек. прозревая будущее, ‹ Война
окончена Теперь нужна борьба на
другом‘ фронте. не менее грозная, не
менее упорная. Из этих людей он
сделает людей другого племени,
Того, что по истечении времени даст
работников. которых мы сегодня на-
зываем стахановцами, ласт мастеров
неограниченной энергии и уменья. -

Нужно хоронто знать прошлое и
	помнить его, Нужно уметь не только
	глядеть в будущее, но итти ему на-
встречу. приближать его.

И он говорит о машинах, о насо-
сах,. которыми будут качать нефть,
о том, как исчезнет последний тар-
тальщик и масленщик. знающий
только лопотопный способ ‘работы, ©
том. как расцветет этот могучий го-
рол на берегу нефтяного. моря.

И разве он не остался верен. себе,
Когла, приехав послом в меньшеви-
етский Тифлис. он ‘fosopan жално
‘слушавшей толпе о том. как солн-
це, освещая землю, подобно все pac-
ширяющемуся росту революционно:
го движения, пол руковолетвом ком-
‚мунистической партии
‚ Тогда маленький меньшевик вы-
рвался вперед и крикнул — не забыь
‚вайте, что бывает ночь, когла солнце
не светит. . У

— Если’ большевикам нужно бу-
дет, чтобы ночью солнце светило, то
мы сумеем это сделать. — отвечал
Киров. .

И разве он сам не умел ‘освещать
темные ночи борьбы светом своей от-
ненной энергии. неустающей грозой
падая на врагов. И когда-нибудь, №
расцвете социалистической культуры
нового человечества, мы увидим CHO
ва героический облик Кирова. пре
вращенный в яснейшей простоты
	произведежае. вое равно будь. 919.
	‹камень, ‚металл, холот,. Сейчас мы
ве еще разведчики на этом пути»
	весть. Люди в эти дни потеряли‘ по- ней и, наконец, нам удастся ‘создать
Kol, Bea различия возраста, колхоз такие произведения, что наши’ совре-
НИКИ красноармейцы, : рабочие. менники скажут: они. `еделали   что
MI KOMb ILI, жители ‘далеких гор И могли и: еделали лостойно. :

оазисов, пастухи и горожане MOCHI- : Когда мы. обращаемся к Huposy,
пали в газеты песни и. стихи, `В06п0- ‘то нае сразу начинает окружать це-

д а ЮГ,
	минания и лова скорой.

Великое единство” прелетарских
масс сказалось с потрясающей силой
Наступила пора ‘соревнования ис:
кусств. чтобы закрепить образ вож:
дя для потомства. Не сразу удается
отыскать .об’емную форму  вмещаю-
щую все богатство характера. все ха
рактерные черты человека. жизнь ко.
торого целиком была отдана борьбе
и работе...

Уже появились модели памятни:
ков, уже вышли сборники воспоми
наний. но когда мы берем пыльные
страницы архивов. и  стряхиваем
пыль годов. с этих странин возни:
кает такой Киров. который всякий
раз, залюво потрясает налие сердне’и
наше воображейие.

Резец спускается,’ и кисть отано:
вится вялой. (и стих слабеет; когда.
как. песня: звучит простая правда
тех дней. когда в раскаленном во3-.
духе революции. в ее необ’ятных
пространствах мы следим ва днями
и трудами этого необыкновенного
труженика, этого легендарного ге
роя, великого. в простоте своей

Вычурными кажутся его отражения
в искусстве Документы тех лней
памятники ето’ трудов — не ‘каменные
колонны. поставленные на ето пу
ти а целые народы. удивляющие
сейчас стройностью своего. существо.
вания. выведенные им на, путь. по
которому направили жизнь челове.
чества такие вожди. как Ленин и
Сталин.

Нало воскресить года. закрытые
ээаревом пожаров. одетые тьмой го-
лола и нищеты, упорства и героил `

ма, белетвий и побед. чтобы достой
но оценить этого человека

Он не любил позы и он не искал
легкой славы Он рисковал собой не
для красивой легенлы. он посылал
людей на омерть не прихотью обле
ченного властью полководца. Он сам,
не жалел себя. он сам глялел не рая
в огненные глаза гибели. нахоля вся-
кий раЯ мужество й волю в той м0:
гучей силе, которую несли массы.
ь едовавиве за ким Может. быль,
	то нае сразу начинает окружать це-.
лый мир дел, людей и событий, еа-.
мых разнообразных. На фоне приро-_°
‚ ды, то. слалостной, то суровой, гремят
битвы Октябрьской революции. ^

Я хочу из этой героической мозаики.
вынуть несколько эпизодов, изуми:
тельных в своем неповторимом со
`держании. Я не могу в’ краткой.
статье’ проследить тот долгий мучи:

шее под. дождями военное. барахло.
На всех полустанках длинные сле-
пые ‘поезда, как бы заблудившиеся
и безотрадные.: Злоба и скука висят
над. ними. Гудит, an ~ растревожен.
‚ный улей, человеческое сборище.
Персидский и Турецкий фронт
‚ кончены: Кончен долгий ад войны.
Люди рвутся домой на родину. Они
‚не хотят ничего знать, они не. хо:
	> тельный и прекрасный путь; который, тят думать. ни 0, чем — они рвут
	прошел Киров до того часа. когда ся домой. Оружие им больше не
замер послелиий выстрел граждан нужно. им Так кажется. Они прода-
ской войны и началась эра мирного ‚ют винтовки и револьверы. они про-
строительства. 2 оо Дают думки. Выеокие люди в’ бур-
Далеко на севере‘ рабочие: и кре: Бах, деловито прицениваются к .ба-
стьяне. взяли власть в свои руки ТаГеям. Их кони пасутся у дороги
Далеко Ha wre поднялся хаос, из Сейчас они купят пушки и увевут
которого нужно было ортанизовать В ры, Кто покупатели? Кому’ нуж
новую землю. Е . ‚ НЫ, трехдюймовки, когда война как
Уже сказаны первые слова, уже со. У кончена?. Е
брался ‘один с’вал, на. котором наролы^ Горбкие князья скупают оружие.
Северйою Кавказа приветствовали -ЧТОбы завтра пустить меткими вы-
первый Совнарком и тов. Ленина” СТРелами этих пушек следующие
Нужно продолжать лело. Все ‘напио-. Helou: toa откое. Князья’ знают:
нальные споры ‚все старые тяжбы‘ ПРИШел их лень, они, должны власт-
торцев  и казаков: вспыхнули с непре. ВОВать и показать овою силу.
ололимой силой. Казалось. силы. од-^ Солдаты-фронтовики боятся гор-
ного человека не хватит для того, что. ев. не князей которые исчезают
бы распутать эти узлы. а не раз“. купленным оружием в горы, & тех
рубить их. Разрубить этот гордиев -Горцев. что вооружились против кня:
новый узел — легко: но это уже не. -зей. Их много, Им ‘утрожалот казаки.
называется революпией. Это значит В огне. кипит, Терек Нельзя выйти.
ятти с теми. кто изо всех сил спо. В поле без винтовки. Но солдаты ни
собствует самой черной реакции Чего. не разбирают. На каждом полу
 Нужно щадить. кровь. нужно быть СТанке, куда их заброейла судьба. —
тем новым вождем. полобным героям ‘они: временные хозяева: :
северного Октября. чтоб: собрат  = Рорцы умоляют Кирова принять
друзей и сразу отметить лагерь вра. меры. Что же это за свобода. если
гов и отвергнуть всякое с ним согля солдаты русские отнимают у гор.
птение. 2 цев’ их оружие. бьют их и издева
Один только человек`ло конца уме ются‘ Революция нуждается в бой.
эт это делать. Он ведет ‘в’езд двал” Цах^ Надо. сохранить для революции
цати восьми народов. он борется за. и этих замечательных стройных лю.
единство революционных сил он об ‘дей’ гор’ и этих бородатых вшивых
разует елиный фронт живых сил людей, серых от усталости и голодов-
против всех мертвецов, протятиваю “ки.
щих овои, высохигие руки. чтобы за‘’‘ Киров ‘емотрит”На эшелон, гремя:
лушить лело револющии. ‚щий. невозможными угрозами. Это
Нужно расширить поле действия ‘хаос. Это шевелится  первозданная
Нужно перенести с’езд. Терский 06° масба. шинелей как с ней разгова-
‘ластной с’ездозиз Нятигорска во  Вла-*ривать? Эти люди слишком долго
	“  Web уцужевщыми. Волы о el