литературная газет
Eyres RGU cero

«ГЛУБОКАЯ
в ТЕАТР
	Замечательная пьеса, замечатель-
ный режиссер, замечательный спек.
TORI.
	Неопытный драматург Михаил Свё-
тлов созлал пьесу, герои которой —
живые люди. Неопытность уберегла
Светлова ‘от трафарета и штампов,
отличающих многие пьесы квалифи-
цированных драматургов. герои ко-
торых так же похожи на живых лю-
дей, как картонный человечек на. на-
	стоящего Эта же неопытноеть TO.
	могла лраматургу Светлову сохранить
в своей пьесе теплоту красок и ис-
кренность интонации, так овойствен:
ные поэту Светлову.
	динственный упрек, который я
могу сделать это — появление в по-
	следнем акте секретаря райкома, По.
		оса рубежом
wa PyGemonm
	ТРУД
В ЮЖНЫХ ШТАТАХ
	Положение трудящихся масс в Юж. _
ных штатах ОША все больше при:
влекает вниманиь передовых амери-
каноких писателей. За последнее вре-
мя, помимо книги Эрскин Колдуэлла,
© которой уже сообщалось в № 67
«Л. Г», вышло еще, три произвеле-
ния (Лампкин, Райли в Грина),
свидетельствующих о крайне тяже-
лом положении арендаторов и шерк-
ропиеров   хлоиковолческих районов.

В своем новом романе «Печать Ка.
ина» («А Sing for Cains) революци-
онная писательница Грейс Лампкин.
автор’ переведенной на русский язык
книги «Я добываю свой Хлеб», выво-
дит семью плантатора Голта, с одной
стороны. и эксплоятируемых им mepr.
ропперов — белых и негров, — с
другой. Представителю негритянском
революционном движения Деннису
Удается организовать их, на ем ape.
стовывают по подозрению в убийстве.
которого он не совершал. Шеркроппе.
ры не лопускают суда (Линча над
ним, но фактический убийца — сы
Голта, — боясь, что его преступление
будет обнаружено, проникает в ка-
меру Денниса и убивает его. Ламп:
кин дает картину полного вырожде-
ния семьи Голт. Тема эта в амери-
ханской литературе не` нова. Фолкнер.
например, рисует быт помещичьих
семей юта в гораздо более мрачных
красках. В отличие от Фолкнера,
для котором хаотическое награмож-
дение ужасов является самоцелью.
Лампкин — писательница с четкими
политическими взглядами — дает
изображаемую среду как определен-
ное общественное явление и показы:
вает социальную  обреченность ве
представителей.

В романе Роберта Райли «Глубокая
темная’ река» («Deep Dark. Rivers)
дана картина нечеловеческих Ясловий
жизни трудящихся негров, которых
экоплоатируют, обворовывают,. под-
вертают , преслелованиям и террору.
Книга отличается большой силой, но
ценность ее снижает неправильная
установка автора: он считает, что
религия к которой негры прибегают
в силу тажелых экономических усло-
вий, является для них спасвнием,

Драматург Поль Грин написал ро-
ман «Плоть — земля». Это история
шеркроппера, стремящегося «выбить-
ся в люди». Ценой неимоверного тру-
да ему удается приобрести несколько
акров земли (при этом только на бу-
маге). Но в конце концов все его
планы рушатся, его поститает ряд
несчастий, он побежден в конечном
итоге экономической системой, от ко-
торой он зависим. Наибольшее вни-
мание привлекают главы книти, по-
священные тюремной системе Север-
ной Каролины, тде применяются
средневековые пытки: «потовая ко-
робка» (узкая и низкая деревянная
каморка, выставляемая на солнцепек;
втиснутый в нее арестант задыхает-
ся от жары), «кандальные команды»
(труппа  арестантов,  прикованных
друг к другу общей цепью и вынуж-
денных работать в таком положении),

1 Шеркропперы получают извест-
ную долю урожая за свою работу на
полях плантатора,
	ПРОВИНЦИЯ»
	 АТРЕ ВЦСПС
H ACKEEB
	тому ли, что он появляется в. непод-
ходящий момент, в разгар колхоз.
ного бала, потому ли, что в роли не
‘раскрыт художественный образ и он»
не несет в себе никакой тематической
нагрузки, а актер, исполняющий
роль, чувствуя 870, проявляет не-
обычайную поспешность, стремление
поскорее уйти со Фщены, Я догады:
ваюсь, что секретарь райкома введен
в пьесу лля то, чтобы  показате
связь МТС с партией, но это налс
было сделать как-нибудь более про:
думанно. Чрезвычайно тонкий рису’
Нок в66е?0 спектакля He сглаживает
а выпачивает недоделанный образ
немножко похожий на того самого
	картонното человечка.
		колодки, избиения до полусмерти.
Грин приводит сцену избиения за.
	RAD WHOS негра, спина которого B
	результате превращается в окровав-
ленное мясо, у.
Несмотря на то. что авторы пере:
численных книг — люди различных
политических убеждений в их про-
изведениях много общего. Все. эти
писатели оперируют фактами, и эти
правливые картины являются отра-
жением мрачной лействительност т.
	ЖОЗЕФА ПЕЙРЕ
	В «Нузель литерер» от 14 декабря
подробно изложено содержание рома-
на Пейре (Реуге), получившего пре-
MED  благоларя очередной -ошидке
Гонкуровской академии.

Действие ‘романа «Кровь и крас-
ки» («Запс et Lumieres») происхолит
в Мадриде 1933—1934 г. Тема ромй-
на — история нравственного упадка
и тибели знаменитого тореолора. Ав:
тор дает ее на фоне закулисной жиз.
ни испанских цирков. Перед читате-
лем проходят вереницей тореодоры,
пикадоры, лакеи, шуты, темные дель-
цы, шантажисты, сводники, авантю-
ристы низшего разбора, кокотки, со-
держатели баров. Этими достоинства-
ми бытового документа ибчерпыва-
	ется ‚вся. ценность романа Пейре.
По мнению, рецензента  «Юманите»,
это типичный продукт буржуазной
	литературы. той ласково-фальшивой
литературы послевоенного периода,
которая прославляла праздность и
роскошь и приятно щекотала нервы.
Действие «Крови и красок» происхо-
дит в самый разгар испанской рево-
люции, когда кровь лилась в Испа-
нии не ‘только на цирковых аренах,
но Пейре это мало интересует. Един-
ственное отражение, которое находит
революция в его романе, — это упо-
минание о том, что имению богача-то
peomopa утрожала опасность быть
захваченным революционерами.
	«ТРОЯНСКОЙ
ВОЙНЫ НЕ БУДЕТ»
	В Парижском театре <Атенэ>» илет
новая комедия Жана Жироду «Tpo-
янской войны не будет», вызываю-
щая восторг у рафинированных эсте-
тов и снобов-—обычной публики этого
театра. Остроумная и изящная
интерпретация старого мифа, коме-
дия эта гораздо современнее, чем ка-
жется-.с. первого взгляда, и если бы
буржуазные зрители догадались, в чем
ее боль, то их восхищение, наверное,
перепело бы в ужас. Рецензент «Юма-
ните» Леон Муссинак видит B , Достоев-
	+ Ф. М. Достоевский «Материалы
и исспедования». Под ред. А. До-
линина, «Лит. архив», изд. Акаде-
мии наук СОСР. (ИРЛИ). Л. 1935,
тир. 15.175, ‚стр. 503, ц. 16 р. 50 к.
«Записные . тетради Ф. М. Достоев-
ского», подготовка к печати Е Н
Коншиной, комментарии Н. И, Игна-
товой и В. Н. Коншиной, изд. «Аса-
demias, rup. 8.300, 1935, стр: 472,

М. 12 р. 50 к.
	[ee

DIE МАТЕРИАЛЫ 0 ) JOCTOEBCKOR
	ских, была гораздо сильнее, чем мы.
сами воображали, и что Белинским;
Краевоким и проч. дело ue кончи*
лось».

И вот в эту-то, пору, во время ра-
боты над «Бесами», Достоевский от-
кровенно писал Н. Н. Страхову из
Дрездена 24 марта 1870 г. © либе-
ралах и нигилистах: «Для них надо
писать с плетью в руке. Во многих
случаях вы ‘для них слишком умны.
Если бы вы на них поазартнее и
погрубее вапали, было бы лучше.
Нигилисты “и западники требуют
окончательной плети». С такой з8-
рядкой и писал Добтюевокий «Бесы».

Мы не будем здесь выяснять, как
слабо знал Достоевский революци-
онную молодежь 70-х годов, как не-
верно он понял нечаевцев, — несом-
ненно, что в памфлете Достоевского
нечаевцам, ‘наряду. © некоторыми
подлинными чертами их идеологи-
ческого облика. приданы зерты злой
карикатуры, не будем указывать, что
нечаевцами не исчерпывалась рево-
люционная среда того времени. ко-
  торая в те же годы выдвинула оппо-
‘зицию методам и программе Нечаева
ит п Не меньший интересе прел-
ставляет и картина постепенного,
длительного и поразительно сложно-
то слалацдия автором романа, вызре-
вания частей его, каждого из обра-
зов, картина тщательного отбора aB-
тором ситуаций, накопления черто-
чек и штрихов для обрисовки дей-
ствующих лиц и их соотношений в
романе.
	Остановимся на одном весьма су-
щественном моменте, сбереженном
материалами к роману «Бесы». До-
стоевский дал искаженную картину
России в «Бесах», оклеветал револю-
цию. «Бунт» рабочих Шиигулинокой
фабрики свел к желанию рабочих по-
товорить с «самим генералом» (2) во-
преки действительным фактам, ибо
рабочие в 1870 году на Невской бу:
матопрядильной фабрике отстаивали
вовсе не такие «иллюзорные» . жела-
ния. Напуганный. революцией, меч-
тающий о тишине российский обыва-
тель, выходец из рядов мелкобуржу:
азной масбы, Достоевский хотел по-
хазать и вывести положительного 1%-
	окий разительно не схож в способах
творческой работы с названными нпи-
сателями. Он вкладывал огромный
труд в накопление материалов, он по-
долту сооружал в некотором смысле
фундамент, для задуманного романа
Очень часто замысел будущего про-
изведения пленял- писателя задолго.
до реализации: его. За несколько лет
вперед Ф. М. Достоевский делится
в письме с кем-либо из друзей с0об-
ражениями о главном герое, 06 06:
новной идее, которую он когда-то в
будущем положит в оонову нового
ремана. Так, еще задолго до того, как
он остановилея на романе «Бесы»
(1870 г.), Ф. М. Достоевский уже пи:
сал друту А. Н. Майкову в декабре
1868 г.: «У меня на уме теперь от-
ромный роман, название ему «Ате-
изм». Липо есть: русский человек
	налиего общества и в летах, не
очень образованный но A He He-
образованный, не без чинов, —
	вдруг, уже в летах, теряет веру в 00:
га. Потеря веры в бога действует на
	пего колоссально... Он шныряет по но-
	вым поколениям, по атеистам, по
славянам и европейцам, по русским
изуверам H  пустынножителям». А
С. А. Ивановой в начале 1869 г. он
признавался. что залуманный роман
«не обличение современных убежде-
ний. это друтое и — поэма настоя-
masa. Вели я не напинту его, он меня
замучает». Таким образом, еще не
успев закончить «Идиота», Достоев»
ский начинает ‘увлекаться замыслом
о новом романе, где главным героем
будет Ставрогин. Появившиеся воко-
ре заметки в тетради положили на-
чало роману «Бесы», который, выйдя
из замысла «Атеизм» через замысел
«Житие великого грешника», развер-
нулся в памфлет на революционное
народничество начала 70-х годов.
Работа Достоевского над этим ро-
маном, как показывают новые мате-
риалы, оказалась трулнейнтим эта:
пом в его деятельности. Не говоря 0
сложных жизненных условиях, в Ко-
торых очутился в это время Досто-
евский—ва границей. с новой семьей,
без средств, © глубоко осознанным
требовамием вернуться в Россию,
тле он в то: же время боялся” каба-
	1 ды и притеснений кредиторов, пнод
	тель долго колебался в выборе основ-
ного пути для задуманного романа.
Оказалось, что первый вариант (ро-
ман «Атеизм») был отодвинут но-
вым, более сложным замыслом —
«Житие великого грешника». Правда,
идейные фонды того и другого за-
мысла в общем были родственны;
в 0боих замыслах писалель хотел
художественными средствами разре-
шить, религиозно-философевую дилем-
му (Христос или антихрист, неверие,
атеизм) и столкнуть носителей Ha-
циональной идеи с людьми, отказав:
шимися от нее, т. е. западников,
как Белинский, Туртенев, с «носите-
лями народного духа», как Голубов,
ученик Павла Прусском.

Но вскоре мысль о создании зло-
бодневного романа одержала верх, и
писатель, ‘отказавшись от первых
двух планов, остановился на мысли
‘создать злой памфлет на современ-
ность. Так появился план «Бесов»,
который стал вытеснять план «Жи»
тия великого грешника». В соответ-
ствии_ с этим началось перемещение
идейного центра, а затем перемеще-
ние героев, образов и всего вообще
материала. Памфлет пвредвинул мно-
гое. Отаврогин, оставаясь для автора
‘центром, отодвинулея © первого пла-
‘на фабулы в тлубину; на первый
план продвинулись «бесы» — ниги-
листы и их предшественники — за-
падники 40-х годов. В этом ‘русле
почвеннических, националистических
тенденций‘ легко укладывалась и
давнишняя,  долголетняя Г враждеб-
кость к Тургеневу — барину, либе-
ралу. «утерявшему чутье в России»,
Полемическая настроенность Досто-
евского получила повышенный эмо-
циональный тон и страстность в свя-
зи с рядом его столкновений в те го-
ды © «новейшими носледователями
Чернышевского» и отпрысками Be-
линского. с ростом революционного
движения в России и, в частности, с
усилением деятельности Нечаева.

Революционное движение Достоев-
ский осмысливал и трактовал как
«болезнь» России; в письме к Май-
кову 9. октября 1810 г. он, обдумывая
построение и содержание  «Бесов»,
писал: «Факт показал нам, что’ 60-
лезнь, об’явшая цивилизованных рус-
	реализме, чем напти реалисты и кри-
тики; Мой идеализм реальнее их-
него. Порассказать толково, что мы
все, русские, пережили за послелние
19 лет в нашем духовном развитии,
— ла разве не закричат реалисты,
что это фантазия! А между тем, это
исконный реализм! Это-то и есть
‘реализм, только глубже: а у них мел-
ко плавает. Ну, не ничтожен ли Лю-
бим Торпов в сущности, а ведь это
все; 910 только идеального позволил
себе их реализм». Далее работая над
	  «Карамазовыми». он писал Победо-
	носцеву 24 августа 1879 г.: