ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕЛИНЯЙТЕСЫ

Оегодня
	с оже ре.
		ВИТА ГУ,
	Суббота, 6 сентября 1947 г.

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
			Аалы. Токомбаев. Моя ‘радость.. М. Турсун-Заде.
Символ Родины.
3 стр. Мих. Матусовский. Командный пункт. Ян Суд-
рабкалн. Сердце мира. Гурген Борян. Источник вдох-
новения. Т. Щенкина-Куперник. Тебе любовь и труд.
Иван Новиков. Более полувека в Москве. Душан
Костич. Встреча. М. Чарный. Бессмертный город.

4 стр. А. Борщаговский. Порочная статья в газете
«Труд». Ан. Тарасенков. Стихи о родном городе. Ве-
ра Смирнова. Мальчик с Большой Ордынки Вл. Ру-
бин. Путь унижения и бесправия. Информация.
		1 стр. Передовая, Москва. Всеволод Иванов. Ha
вершине славы. Анна Караваева. Великая столица.
	2 стр. Павло Тычина. Центр мировой культуры.
И. Гришашвили. Благоговейно кланяюсь... С. Кирса-
нов. Наша Москва. Ашот Граши. Кремлевские. ели.
	Ал. Гончар. Штаб прогрессивного‘ человечества. Ан-.
дрей Упит. Одной семьей. Лео Киачели. Спасибо’ ве-
ликой столице. Леонид Корняну. Славный город.
Вера Кетлинская. Пульс жизни. Джабар-Заде, Сы-
новний привет. Антанас Венцлова. Светоч счастья.

11  Фе ета
	символ могущества и счаствя нашей Ро-
ДИНЫ.

«Города имеют свою историю, — говорил
А. С. Шербаков, ^— они существуют много
веков. Только с Октябрьской социалистиче-
ской революции начинается подлинная ие-
тория Москвы. Она, как в зеркале, отражает
великие перемены, которые несет трудя-
щимея победа социализма».

Москва воодушевляет каждого и в труде,
ив б0ю. Это в Москве первым коммунисти-
ческим субботником на Казанеком вокзале
началась эгоха свободного, творческого ©9-
циалистического труда, это в Москве в
ноябре 1941 тода великий Сталин обра-
тилея к защитникам столицы, ко всем со-
ветским воинам с незабываемыми словами:
«Пуеть вдохновляет вас в этой войне. му-
жественный образ наших великих пред-
ков... Пусть осенит вас. победоносное знамя
великого Ленина!».

Осененная — победоносным — знаменем
Ленина— Сталина, Москва разгромила фа-
	шистекий Берлин, епаела человечество. и  .
	вернулась к созиданию, еще более окоеп-
ная и могущественная.

Свое восьмисотлетие столица нашей Po-.
дины встречает в дни великих послевоен=
ных сталинских работ. Вак и вся страна,
Москва одета лесами и металлическими
конструкциями, она вновь строится, рас-
ширяется, хорошеет.

Мы радостно осматриваемся вокруг и с
новой силой чувствуем, что значит для
нас Москва, как близка и дорога она серд-
цу каждого патриота.

Какое счастье быть современниками се-
тодняшней Москвы, участниками великих
и благородных дел; прославляющих нашу
Родину и ее прекрасную столицу!

Москва — сердце нашего отечества.
Москва — сердце мира, центр езмых пере-
довых идей человечества, идей Ленина —
Сталина.
	В Москве находятся Центральный Коми-
	тет большевиетекой партии и советское
	правительстве. ‘эдесь — душа и MOST
страны. Здесь вынашиваются  величествен-
ные планы сталинских пятилеток. Моск
Ba — боевой штаб созидательного труда,
приближающего нашу страну к`коммуниз-
MY.

В Москву со веех концов Родины c’es-
жаются избранники народа, депутаты Вёр-
ховного Совёта СССР, решать важнейшие
государственные вопровы. .

В Моекве была провозглашена Орал
	ская Конституция,
	завтра весь советский народ торжествен-
HO празднует великую историческую дату—
800 лет со лня основания Москвы.

Восемь столетий живет священная ©то-
линз наптего государства, прекрасный го-
род, не знающий равных на земле.

История нашей Родины, многовековая
борьба народа за свою независимость, ево-
боду п счастье отражена, как в зеркале, в
история Москвы. Последнее  тридцатиле-
тие, ознаменованное победой социализма,
чудесно преобразило напгу страну и возве-
личило Москву, как столицу первого в мире
сопиалистического государства.

Ерепость, воздвигнутая Юрием Долгору-
ким на холме, положила начало Москве,
которой суждено было стать собирательни-
цей русских земель — могучим онлотом
борьбы противо иноземных завоевателей.
Век от века расправляла столица свои бо-
татырские плечи, из деревянной станови-
лась белокаменной, укралиалаеь шедеврами
русских зодчих, печатала книги, разраета-
лась и хорошела на удивление миру. Быва-
ло, пламя лизало ее стены, враги пытались
завладеть ею, а она разбивала врагов, под-
нималась вновь, и на всем ее облике все
яветвеннее обозначалась растущая мощь
Роесгии.
	Но самая высокая слава и величие Mock-
вы были вперели. Эта слава зарожлалась в
	цехах возникающих московских заводов, в
революционном подполье, ‘на пресненских
баррикадах. Здесь начиналось воплощение
того, о чем мечтали Герцен, Белинский и
Огарев. Здесь народ, обессмертивитий себя
на Бородинском поле, прилагал свой та-
лант, ум, волю к самому великому и спра-
ведливому делу. Новая слава Мосювы начи-
налась в боях за власть Советов, провозгла-
шалась декретами Ленина, написанными в
Еремле. Отеюда Ленин видел всю необ’ят-
ную страну, еще необжитую и неустроен-
ную, и мечтал о грядущем, когда ев озарят
огни коммунизма.
	Отсюда Ленин и Оталин руководили сра-
жениями за’ овобоху и независимость моло-
лой Советской реенублики, отсюда че раз
выезжал Сталин на самые решающие фрон-
ты гражданской войны и обеспечивал 10бе-
ду над врагом.

Здесь, в Москве, когда оборвал ЖИЗНЬ
Владимира Ильича, товарищ Сталин произ-
нес слова великой клятвы, которую услы-
пал весь мир. Гениальный продолжатель,
ленинского дела повел наш ‘народ к счастью,
5 высотам коммунизма.

Последующие тоды явили нам Москву
социалистическую. Казалось, еще прочнее
стали ве древние стены. Мы увилели, как
по-юношески стройны вековые . башни
Кремля. А рялом вырастали новые’ велико-
лепные. кварталы, воздвигались  ТИГантье
индустрии, под землей возникали мразор-
ные дворцы лучшего в мире метрополите-
на, волжские воды по гранитному руелу но.
вого канала устремились в столицу.

По величавому сталинекому плану ре-
конструировалась Москва. Эт отразилась
на лице славного горола эвоха первых пя-
тилеток, преобразующих лицо всей страны.

Сталин. Родина. Москва.

Ныне эти юлова слиты воедино в созна-
нии каждого тражланина нашей страны.
В Москве живет и работает на благо наро-
да великий Оталин, организатор налтих вее-
‘мирно-исторических побед. Социалистиче-
ская Москва — источник  животворной
	патриотической горлости советских людей,
	Москва — мощный центр социалиети-
ческой индустрии. За годы советской вла-
сти здесь выросли промышленные гитанты.
Рабочий класс столицы являет всей стра-
не образцы созидательного труда.

Москва — центр мировой культуры.
Здесь-—Академия наук ОССР и © научно-
исследовательские учреждения,  Москов-
ский университет, основанный Л0м9носо-
вым, институты и школы, музеи и театры,
картинные галлереи ин великолееные
стадионы, дворцы культуры и клубы,
библиотеки и ‘издательства. Широчайним
народным массам доступны сокровища
культуры нашей столицы.

_` Разве не разителен тот факт, что в выС-
ших учебных заведениях Москвы учитея
‘больше студентов, чем во всей Великобри-
‘тании! Это яркое свилетельство превосход-.
‘ства растущей социалистической БУлЬТу-
ры над буржуазной культурой, которая су-
ществует для избранных и деградирует год
:0т года.

` ‘Сотни тазет, издаваемых в Москве, мил-
лионные тиражи книг, Научные трудыси
итературные произведения, созданные в

нашей столице, симфонии и стщектакли,.
величественные архитектурные сооруже-.
ния и живописные художественные полот-

на — все’ это прекрасные проявления ве-

личия ‘нашей социалистической культуры,

самой передовой в мире. :

Мужество нашего народа, его светлый.
‘разум ем справедливые илеи. его велико-

лепное творчество — все это воплощено
	в облике сеготняшней Москвы. Вот почему
возвышается нал всем миром нап’ великий
город. Вот. почему с любовью, с уважением,
с надеждой взирают на Москву простые
труловые люди всех стран, все прогрессив-
ное человечество. .

Москва — еветоч. большевистской мух-
	рости; оплот всех народов, стремящихся к.
своболе и справедливости, к миру и демо-.
	кратии.
	С волнением вепоминаехг мы’ сталинские
	слова 0 Том, Ч  «...Занадно-европейские
	‘пролетарии... полны симпатий к Москве, к
	этой цитадели международном революцион-
	ного движения и ленинизма... западно-ев-
	ропейские пролетарии с восхищением. смот-
рят на знамя, развевающееся в Москве». —
Великое и  непобедимое знамя, развева-.
	MURDER годивы © 05-
тарола, депутаты „Вер-
‚ решать важнейшие
осы.

›овозглашена Е
закоепившая победы

‚ющееся над премлем, освященное кровью
‘лучтих сынов народа, ведет миллионы. CO-
‘ветских людей на новые подвиги во имя

нашего правого дела, во имя победы ни

HHaMa,

Москва птет в авангарте человечества.
	Свой юбилей она встречает, окруженная“
	светлой любовью BCero. COBETCROTO Hapoel.
	Москва — живое свидетельство. того, что
«социализм и а. ны
бани > : .

Вот почему восъмиебтлетие Москвы —
это подлинно всенародный праздник. В эти
дни мы особенно сильно ощущаем всю
животворную силу советского патриотизма,
все превосходетво нашей демократии над
лжедемократией буржуазных стран, все
превосходство нашей могучей культуры
‘над растленной «культурой» буржуазного
Запада. В слове «Москва» для нашего серд-
ца слилось все то великое, во имя чето мы
боремся, творим, побеждаем.

Пусть же растет, крепнет,  хорошеет
светлый тород Ленина и Сталина, древняя
и вечно молодая, покрытая неувядаемой
славой столица нашей Родины, социали-
стическая Москва!
	социализма в нашей стране.

Tlox ‘живительными лучами подлинно
народной и самой справедливой в мире:
темократии еще больше упрочилась, еше
	прекраснее рзсивела братская дружба -на-
родов нашей Родины. Украинцы и грузи-
	ны, белотусеы и Казахи, узбеки и эстонцы
с любовью ‘и гордостью  обрашают свои
взоры к Москве, провозгласившей великое.
равенство. наций. Москва стала националь-
ной гордостью всех нафодов Советского Co-
03a.

На виноградниках Молдавии и хлопковых
полях Ферганы, на фабриках Риги и бакин.
ских нефтепромыелах с одинаково радост-
ным чувством произносят слово «Москва».

Великий русский народ по праву гор-
дится своей Москвой. Свет кремлевских
рубиновых звезд озаряет берега Волги и
‘вершины Урала, поля Орловщины и ку-
 банские плодородные степи.
	ИЩИ УИ TELS

М СРЕТЛОВ - ! > E
		ACHb

Большие, благородные слова —

Подарок свой в день твоего рожденья

ротмдения

Всю нежность, все тепло стихотворенья,.

Москва!.. С самых ранних лет
детства мы, русские, люди,
слышали это слово. Едва на-
чав запоминать окружающие
нас явления, мы уже хорошо

ee we НИ neo OMT

©.
Анна КАРАВАЕВА
$

как в синий вечер, забеленный -
снегом первопутком, слушала я`
на Урале доклад товарища“
Сталина 6 ноября 1941 года.
Помню, как сейчас, голос

еее сте ЗАЗ
	Тебе поэты принесли, Москва!
	знали © Москве. Сначала мы видели ее на
картинке под стеклом на ‘самом видном и по-
четном месте в родном доме. Московский
Кремль, дворцы, золотые главы древних со-
	боров, колокольня Ивана Великого; стены с
шатровыми башнями, внизу Москва-река, —
все это было так красиво и величаво! Еще до
школьной скамьи мы слышали от матерей
и отцов рассказы о Москве: как. она строи-
лась, как отражала врагов, Монгольско-та-
тарские орды, поляки, Наполеон с его мно-
гочисленными армиями, — все, посягнувшщие
на нее, все, думавшие покорить ее, нашу
Москву, оказывались битыми, разгромлен-
ными насмерть. В годы той детской любви к
Москве, когда я жила от нее далеко, она,
овеянная песнями и легендами, представля-
лась мне почти сказочной, Я слышала сло-
ва <Москва-матушка  хлебосольная» и
представляла себе длиннейшие, широкие
улицы, а на углу каждой из них, на столах,
накрытых яркими скатертями, огромные
хлебы и красивые золотые солонки с бе-
‚лой-белой солью. Я слышала слова «мали-
новый звон сорока-сороков» и вообража-
ла, что над Москвой всегда гудит и поет
исполинское эхо колокольного звона, от
которого сотрясается небо, сказочные ма-
линовые облака плывут нал Кремлем...

Но сказки детства быстро пролетели, их
место ‘заступили совсем иные мысли и впе-
чатления. В годы юности, в родной мой
уральский город доходили слухи о Пресне,
которую назвали красной, потому что
пролилось на ней много народной крови;
походили ло нас и запрещенные — песни,
	которые ‘пела рабочая, революционная Мо“
	сква. Так менялась, обогащаясь реаль-
ностью и знанием, любовь наша к Москве.

Но самая сильная, многогранная, наполня-
ющая собою разум и сердце любовь рож-
дена в нас Москвой советской. Это дей-
ственная ‘любовь работников эпохи Ленина
и Сталина: мы каждый по-своему участво-
вали в создании новой советской Москвы.
На глазах у нас вставала она, строилась -в
невиданных масштабах, хорошела, расцвета-
	Сталина в те минуты, спокойный, уверен-
ный голос вождя, голос, которым говорила,
с нами партия, история, сама Родина. Мне:
представлялась тогда наша Москва, изрытая
	баррикадами, ощетинившаяся штыками, при-_
тотовившаяся к богатырсекому бою против

фашистского. зверя. Мне виделся в те мину-

ты темный, без единой искорки вечер воен-

ной Москвы, наш прекрасный Кремль < по-

тушенными звездами, а там, в тишине ком-.
наты, — Сталин, величайший гений, человек,

который взял на плечи свои невиданную до-

сель тяжесть исторической oTBETCTBEHHO-
сти и безмерной заботы о нас, советских о
людях. Сталин и Москва, Сталин и Родина,

—как все это крепко сливалось в сознании

в тот вечер!..

И кто забудет День Победы, когда вся
Москва, торжествующая, поющая, вышла
на улицу!.. Все пережитое нами за войну, -
все лишения, страдания и горе невозвра=
тимых потерь отступили. померкли перед
мощью этого всенародного торжества. В.
нашей - любви к Москве еще жарче вос-
	CHAda TOPROCTh 3a e€ CAaBY о
и бессмертную.
Нашему поколению выпало счастье
	праздновать 800-летний юбилей столицы. в
огромной её восьмивековой жизни самый.
могучий вклад сделало наше советское
тридцатилетие. Творцам всех искусств —`
слова, музыки, кисти, резца, зодчим, уче-
ным, исследователям, на века хватит
рассказывать потомкам, как жила Москва;
как поднималась в эпоху Ленина и
Сталина, как победа Москвы и слава ее
осияли весь мир. Москва — сердце мира и
надежда всех угнетенных, Москва—борец
за демократию, за свободу для всех наро“
дов и стран, — вот чем дорога нам наша

столица, наша золотая, красная наша Mo-

сква!

Москва — подлинная вдохновительница
сталинских пятилеток. Отсюда, как живо-
творные солнечные лучи, расходятся по ог-
ромной стране созидательные планы и меч-
ты, вдохновенные замыслы многих строек.
	  FeTHOM месте в
На светлый праздник cobpaaacn. нарокы,   Кремль двори!
	И ярче солнца в небе вспыхнул свет —
Моей Москвы, моей столицы годы
Взнеслись в века, как восемьсот ракет!
	Вера ИНБЕР
	Звезда Моснва
	Так она согрета сердца жаром,
” (Силой мысли так озарена,

Что среди столиц земного шара

С нею не сравнится ни одна.

в
	Выше Гималаев и Намиров
Поднятая гением вождя,

Тут звезда возносится над миром,
К счастью человечество ведя.
	Тут веков великие заветы
Вплетены в живое бытие.

Тут мы ошущаем пульс планеты,
Будущее светлое ее.
	Максим РЫЛЬСКИЙ
	праса земли
	Тебя, как счастье, я приемлю, .
Прорезавший громады туч,
Охватывающий всю землю,
Кремлевских башен светлый луч.
	Я вижу Унавы движенье —

Реки моих далеких лет,

В ней звезд кремлевских отраженье,
Те звезды — дум людских расцвет.
	К ним тянется ручонкой детской
	НА ВЕРШИНЕ СОЛАВЫ
	Всеволод ИВАНОВ
	славы, каких она не достигала и не могла
достигнуть никогда.

И мы еше сильнее полюбили ее, ее кра-
соту, ее чистый и строгий стиль жизни,
ее веру в себя, веру в светлое будущее,
ее борьбу против варварства, ее стальную.
энергию. Москва неустанно поднимает
новь! Москва неустанно несет людям ис-
кусство жизни, высокие и сладостные на-
дежлы! Москва творит. $
	Для нае видеть и чувствовать Москву—
это значит чувствовать каждый раз необык-
новенно радостное удивление. Это не толь-
ко город русского народа, но и город его
братьев — всех народов, населяющих Со-
ветский Союз от бурной Балтики до от-
даленных берегов Тихого океана, от Черно-
го до Белого моря. Здесь себя чувствуют
родными и русский, и украинец, и бело-
русс, и казах, и грузин, и узбек. Все ис-
пытывают к этому городу восторженную
	страсть, все
	поэзии, воспевающей свою Родину, свой
благословенный и прекрасный дом.

В театрах Москвы есть и интимная пре-
лесть, очаровательное впечатление тончай-
ших человеческих переживаний и бурный
пафос движения огромных людских масс. В
ее архитектуре, живописи и музыке явля-
ются перед вами мечты советских людей,
их высокое и чистое небо жизни. Каждый
вечер, у лампы, за книгой, которую вы чи-

таете, можно почувствовать сердце Моск-
	‚вы, потому что редкая книга, таб или
иначе, не отражает в себе биение сердца
этого великого города. Вожди, солдаты, ра-
бочие, ученые, все, кто борются за социа-
лизм, Кто работает для него, продолжают
в книгах на столетия свое существование,
как эти возникающие ежедневно много-
этажные дома, фабрики и заводы, научные
институты и лаборатории продолжают в ве-
ках наш труд.

Каждый день нашей жизни охвачен и
овеян поэзией труда и славы во имя нового
общества. Каждый день наш бессмертен!..

t

Год, миновавший ‘после постановления
ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ле-
нинград», ознаменовался приходом в <о-
ветскую литературу многих молодых  та-
лантов. Это указывает на увеличивающий-
ся интеллектуальный рост советской интел-
литенции.

В романах, пьесах и стихах, появивших-
ся за последнее время на всех языках
нашей Родины, все более явственно звучит
прекрасная тема Москвы. Еще нет эпопеи
о современной Москве, но вы уже слыши-
те шаги ее.

Буржуазные псевдохудожники и псевло-
философы Запада и Америки всеми силами
	стараются сейчас опорочить прекрасную
мечту о счастье людей. Подпевалы импери-
ализма рисуют человека, как жалкого уро-
да.
	Люди, осуществляющие многовековые
	чаяния человечества, его лучшие идеалы я
мечты, люди советекого общества, естест-
	венно, любят прошлое своей Родины.
И мы, с высоты нынешней гигантской
	столицы нашей, с высоты Москвы, вгляды-
ваемся в те дни, когда она началась, когда
зпервые зачастили удары ее молодого серд-
		Тысяча или больше — кто знает — рус-
ских мужиков с топорами, тяжелыми ме-
чами и луками; землянки; княжеские хоро-
мы; заостренный частокол, обозначающий
черты нового города; луга на противопо-
ложной стороне, реки, а рядом — непро-
ходимые леса, где медведи да лоси, —
Рот первая картина, которая вырисовывает-
ся перед нами сквозь дымку восьми CTO-
летий. Открытие Москвы!
	Разумеется, и тогда Москва была серд-
пем Родины. Но размеры ‘этого сердца были
невелики, да и сама Родина, только что за-
родившаяся Московия, занимала не столь
громадное пространство. В конце концов
это было лишь небольшое княжество сре-
ди множества других русских княжеств.
Но это было умное, крепкое, закаленное
в боях и испытаниях сердце; сердце, ко-
торое росло, училось и учило других;
сердце, которое перенесло многие беды,
битвы, пожарища, ненависть врагов,

Теснимая суровой природой, защишая и
себя и пругие народы от хишников, стре-
мящихся в Европу из степей, Москва вы-
ковала в себе одно чудесное качество —
способность об’единять сердца. Москва
	пробудила в русских людях чувство патри-
отизма, чувство любви к своему родному
краю, пробудила и воспитала это чувство,
	Заставила полюбить Русь, ее пашни, луга и
леса, ев песни, ее искусство, науку.
	Восьмисотлетний путь Москвы порою был
	Я, подобно вам всем, люблю этот город.
Люблю его цветистые, странные улицы,
его строящиеся проспекты, громады на Ка-
лужском шоссе или на улице Горького;
люблю его златоглавый Кремль, деревья
вдоль древних его стен; люблю его стра-
стную привязанность к труду, его выдум-
	ку, которая блестит и сверкает на каждом
шагу; люблю его науку и речи его орато-
ров; люблю все его многообразие, всю его
	жизнь, всю смелость и неустрашимость его
жизни. Москва до бесконечности расширя-
ет пределы нашего разума. Ей неизвестен
трепет Перед неведомым и унылые взоры,
	а дак. 3.

Ребенок — воина дитя... ла новыми парками, садами, украшалась   to революции Москва была больше всего
Москва, краса земли советской, мрамором. ситцевой, городом ткачей. Москва совет-
Цветешь ты, звездами светя. Молодая советская Москва — это та ская - _ это. ‚ город индустриальных гигантов,
	Неревела с украинского
	Вера ЗВЯГИНЦЕВА.
	стали, чугуна, железа, электричества, ма=
	шиностроения.
„Мы гордимся нашей Москвой — coxpo-
вишиицей самой передовой революцион-
ной науки, тесно связанной с жизлью и
	Москва. где творил великий кормчий на“
	шей историй Ленин. В Кремле, в сердце
Москвы, решались важнейшие события на-
шего тридцатилетия. Здесь живет Сталин,
наш отец. наш великий полководец. друг,
	Анатоль ВЯЛЮГИИ

В ИЛЬЕ - + ef PE ee ee ee IE EEE EOD . annem NE EE IE ER EEE EO   трудом народа, науки, которая помогает
тяжел, труден, опасен, но время не стер , : учитель. ; о ОЕ
no ero, ied Mocxsa He Иа, бросаемые на а. Mockwa Beera Bu Оптимизм, как и раньше, принадлежит Я видела Париж, Прагу, Варшаву, Вену,   нашей советской державе во всеоружии
и сердце ее не очерствело. Москва оста-  ЛИТ На горизонте а нам, conercKoll aureparype. C Kaxnum mie   „(Вет нового мира  Берлин и другие города Запада, и нигде знания и опыта победоносно двигаться
лась попрежнему молодой, стремительной, Подобно всем, я повержен в изумление   огни этого вдохновенного и творческого 7 нет такой гордой и величавой красоты, как вперед. Мы гордимся нашей Москвой —

О вы Е а и

оС аж fe

eae WATIZTIAMRDS TW WUT TUN т ЗА
	Е Е о Е о АИ».

ищущей. К концу восьмого столетчя своей   ‘Перед ее искусством. оптимизма горят все ярче. Солнце нашего Где шумит на вершинах Урал наш Кремль, Красная площадь с Ленинским   Центром. искусства и культуры мирового
жизни Москва шагнула в Октябрь и стала Москва — столица великой науки нового   отечества вставало в тумане битв. Сейчас Леляными кострами рябин, ` мавзолеем и чудесной сказкой — храмом   Значения, культуры, которую растит, обо-

мк. вая 2 а р а Е ЕСИ РЕКЕ
	Словно счастье свое, среди скал
Рудокопы искали рубин.
	Не для царской кровавой казны,
Не в мошну-биржевых воротил, —
Самоцвет для созвездья весны
Революции ветер гранил.
	Загорелся уральский рубин
Над седым обомшелым Кремлем.
Беловеж и сугробы Хибин
Озарились лучистым огнем.
	Тучный колос срезают серпы,
Обнялася с Курою Нева,

И лучей золотые снопы

Над страчою вздымает Москва.
	Перевел <. белорусского
Я ХЕЛЕМСКИЙ. .
	Астрономам далеких планет
В телескопах сверкает земля.
Это льют над вселенною свет
Пятикрылые звезды Кремля.
	Никогда Не забуду, ликая Моск
	OHO На самом пылком и л жарком” полдне
и таковым будет всегда, потому что серд-
це Родины, сердце Москвы день ото дня
бъется четче, стройней, чудесней!
	Памяти классика азербайджанской лите-
ратуры посвящаетея торжественное заседа-
ние Академии наук СССР и Союза советских
писателей, которое состоится в Москве 15
сентября. С докладом о жизни и творчестве
Низами выступит’ член-коррестюндент Ака-
демии наук СССР Е. Бертельс.

Государственное издательство хуложест-
венной литературы выпустило однотомник
поэм Низами, готовитсяэкнига лирики поэта,
К юбилею издан том «Низами» в Большой
баблиотеке поэта издательства «Советский
писатель». Ряд изданий подготовлен азер-
байджанскими издательствами.
	труда освобожденного, творческого, побе-
доносного. И вместе с тем Москва — сто-
липа искусства. столипа поэзии. сердие
	Празднование юбилея Низами
	тура», кандидата филологических наук М.
Джафарова — «Мотивы творчества Низами
	в азербайджанской литературе» и другие.

25 сентября на родине поэта — в Кирова-
бале открывается юбилейная сессия Акаде-
мии наук Азербайджанской ССР, на кото-
рой булут заслушаны доклады советских
ученых © творчестве Низами. В дни юбилея
в Баку будут проведены торжественное со-
брание представителей общественности сто-
лицы Азербайджаяа. посвяшенное памяти
Низами, вечер советской литературы с уча-
стием гостей — писателей Москвы, Ленин-
града и союзных республик.
	гащает многонациональное братство наро“
дов Советского Союза.

Осененная всемирной славой великой
победы, воспетая в веселых песнях нашей
мирной стройки HOBO! сталинской
пятилетки, овеянная золотым ветром мо-
гучего урожая 1947 года, украшенная тру-
дом всего народа, — поднимается над
миром наша Москва в день ее 800-летнего
юбилея! А мы, ее хозяева, творцы и лето=
писцы, радостно поем и славим. ее, нашу
милую, родную Москву: живи, ваша mpe-
		милую, родную госаву. живи, ваша Hpe-
красная. сияй и славься в веках. наша ве-
ликая Москва! : . $
	Василия Блаженного. Нигде нет площади
такого простора, расчишенной революцией
для торжественных ‘народных шествий.
Бывая в чужих краях, советский человек
всегда помнит о Москве, всегда видит ее
перед собой, и не только как любимую сто-
лицу, но и как живой символ нашей вели-
кой Родины, бескрайнего, мощного движе-
ния вперед, всегда вперед, к более счаст-
ливому будушему, к коммунизму:
Любовь к нашей советской Москве под-
держивала нас в дни жесточайших испы-
	таний, в грозную огненную эпоху Великой
	Отечественной войны.
	столицей невиданного в мире социалисти-
ческого общества, стала сердцем нашей со-
ниалистической Родины! Москва вышла на
такие вершины невиданной и великолепной
	В сентябре советская общественность ©т-
мечает 800 лет со дня рождения великого
	классика азербайджанской поэзии Низами.

Утвержден план проведения юбилейных
празднеств. 22 сентября в Баку состоится
торжественное заседание президиума Союза
советских писателей СССР совместно с пле-
нумом Союза советских писателей Азер-
байлжана. После вступительного слова ге-
нерального секретаря ССП СССР А. Фале-
ева < локлалом на тему «Наелелие Низами
и наша современность» выступят Самел
Вургун. Будут также заслушаны доклады п.
Антокольского —<Низами и русская куль-
		Вчера состоялось торжественное  собра-   Бахрушин. С сообщением о Москве буду-
ние писателей столицы, посвященное  800-   щего выступил академик А. В. Шусев
летию Москвы. Доклад о славном юбилее   с стромным > ang, 6 р
сделал член-корреспонлент Академии наук por TOT EMOM COOpaBLIneGA Npi-
СССР, лауреат Сталинской премии. С. В. !Няли приветствие товарищу Сталину... _