ОДНОЙ СЕМЬЕЙ
	Лео КИАЧЕЛИ
	ткольной скамье, я плохо перевел на Ter
тышекий язык его «Полтаву». Затем надо
‘было сказать великому поэту спасибо за
`однотомник его. <очинений-первую 00
емистую  русскую книгу, попавшую в мои
 руки. Я ‘прочел ее несколько раз и этим
самым открыл себе двери к русской клас-
‘сической литературе, которая и сегодня
‘занимает самое почетное место на MOHX
1 KH ижных полках.
 . В 1940 году в числе делегатов обнов-
пленного демократического сейма Латвии я
был в Москве; здесь мы сказали о воле
латышекого народа и просили принять
Латвию в великую семью советских наро-
  дов. Мы были приняты, как желанные, и
почувствовали себя в столице отчизны,
как в родном доме.

Началась война, Мы на время отступили
с земли нашей маленькой Латвии, и первым

пристанищем была дорогая нашему cepeuy
Москва. В Москве сложился мой’ рассказ
	«Путешествие Вилнита на восток» карт
на претворения в жизнь великого чувства
жизнедеятельной, творческой дружбы наро-
дов. закаленной испытаниями, устремлено
ной к победе. Москва — наш творческий
центр, и если я и сегодня в состояний при-
нести кое-какую пользу своему народу,
латьшиской литературе, — любовную под-
лержку я всегда нахожу в моей Москве.

a
	М м.

Злесь. °в этом городе славы, городе буду-
	шего. я чувствую, всегда открыты дзери
в. мир и Для нас, латышей.
	СВЕТОЧ СЧАСТЬЯ
	Огонь и дым, пожары, беды, ВОЙНЫ...
Как часто пепел осыпал тебя,
Но снова величаво и достойно
Вставала ты, о прошлом не скорбя.
	Сквозь посвист пуль родной народ ведя,
Была всегда ты светочем свободы,
Руководима волею вождя,

Цветешь ты ныне, радуя народы.
	У этих стен оружие врага `
Сломилось: как стекло, дробились танки,
	И самолетов рушились останки.
И вновь’. рассвет. Уж близки берега,
	В грядущее плывешь, проверив снасти,

Гигантским кораблем -- навстречу
счастью.
	Перевела с литовского
Вера ЗВЯГИНИВВА.
	ree Ee ee
	Ашот ГРАШИ
ЕРЕМЛЕВСКИЕ ЕЛИ
	Под седыми стенами Кремля
Встали ели стеной голубою.
Как завидуют им тополя,

Что растут над Араксом-рекою!
	Сосны северных гор и долин
Их ревнивым приветили взглядом,
Все деревья бескрайной земли
Были б счастливы встать © ними
рядом.
	Их будили салюты в ночи,
Озаряя огнями своими,
И прожекторов синих лучи

К самым звездам вздымались над —
НИМИ.
	Эти ели видали не раз
Полководна в военной шинели,
В час Победы, в торжественный час

Победителей видели ели;
	Тех, что с боем входили в Берлин»
Славу нашей отчизны утроив;
Тех, которым народ-исполин ,
Лал высокое имя Героев.
	Эти ели встречают народ,

Что из близких и дальних селений .
Вереницей безмолвной идет

В мавзолей, где покоится Ленин,
	Этим елям завидую я. —

Сын Лорийского перевала;

Мне хотелось; чтоб песня моя
Вместе с ними в шеренге стояла.

Перевел © армянского
И. БАУКОВ.
	Ал ГОНЧАР
	Андрей УПИТ
	Слово «Москва» мне памятно с той поры.
когда я—маленький гражданин ЛифлянЕ-
	ской губернии-—в одной рубашюонке, боси-`
ком топал за OTHOM по свежевспаханйой
	борозде. Я услышал рассказ одной нашей
деревенской девяностолетней старушки, как
она в юности выстрелами из‘ кремневого
ружья через щель в изгороди отпугнула
от своего двора французских солдат—эти
вояки из разбитой под Москвой наполе-
	CHOBCKOH армии, плутая, пробирались ‘юб-
ратно к себе.
Мимо сельской школы, где а учился,
	широкой лентои пролегало шоссе; оно на-
зывалось Даугавеким, так как тянулось
влоль реки Даугавы, и еще это шоссе Har
зывали «московским».

Москву я увидел в 1915 году и долго
стоял под седыми зубцами древнего Креём-
ля, у <Царь-пушки», Грановитой ‘палаты.
По-настоящему окунуться в москозскую
жизнь мне удалось в 1919 году. В Москве
зародились мой первые иг ературн ые
связи. Я встречался с поэтами на бульваре,
на «развалах» покупал книги. В Москве a
собрал материалы для брошюры  «Проле-
тарское искусство», работал в Народном
комиссариате по делам национальностей,
руководил отделом латьнеской литературы.

От моей квартиры до памятника А. С.
Пушкину было всего несколько сот шагов:
С великим поэтом у меня были свои ма-
ленькие счеты. Во-первых. надо было по:
	просить прощения за то, что, еще сидя на.
	М. ТУРСУП-ЗАДЕ
	СИМВОЛ
РОЛИНЫ
	Москва — символ. величия и красоты
нашей Родины. Москва -—- счастье и. ра
дость народов, населяющих нашу необ’ять
ную отчизну, Мы говорим-Москва, и перед
глазами встает полная изобилия долина.
Вахша, абрикосовые. и яблоневые сады Ле.
нинабада, Ушедшие своими верщинами в
небо снеговые горы Памира.

Существует в нашем народе такая леген“.
да:

Дехканом встарь костер был разведен,

Но вражьей был рукой засыпан’ он,

Навежды ликовало сердце злое;

Умрет в темнице пламя золотое,
	Тлел этот огонь, засыпанный побелев

шей золой. Но вот из Мюсквы счастливый
ветер подул, снес золу, и ярким, негасну-
шим пламенем загорелся. костёр.
’В памяти моей на всю жизнь останутея
слова товарища Сталина на приеме участ-
ников декады таджикского искусства в
Москвё. Товариш’ Сталин. говорил © мно»
говековой культуре нашего народа, о том,
что мы должны двигаться вперед. и мно:о
работать. Я смотрел и думал; вот он. Ww
вождь нового человечества, помнит о. наз
шем прошлом, когда таджики еще жили в
нищете и бесправии, заботится о нашем бу-
душем. Вот он —— вождь, освободитель наз:
шего народа, Вот он -- человек, охраняю*
щий ‘честь нашего национального имени:
Благодарные слезы застилали Мои глаза,
когда в душу мою, как целительный баль-
зам. вливались слова товарища Сталина,
	Я находился в Иране, когда фашистские
полчища были на подступах к Москве. За:
таив дыхание, мы слушали московские рае
диопередачи. С жадностью ловили сообщее
ния о доблести сыновей нашего  многома-
ционального Советского Союза. С гордо:
стью я узнал, что мои братья-таджики за
щищают Москву:

Москва -— наше настоящее и наше бу-
дущее. Судьба всех народов связана с
Москвой.
	Каждый раз, когда бываешь в. Москве,
встречаясь © ‘лучшими представителями
русского народа, чувствуешь, Что ты рае
стешь. Вспомннаю, как в 1939 голу замеча-
тельный русский писатель Алексей Тол-
стой поделился с нами своим творческим
методом. Много дала Нам эта встреча,
	Можно ли забыть Кремль, можно. ли ga:
быть свет его рубиновых звезд, чьи лучи
простираются до высочайших гор’ Памира!
	Москва, прилетели к столице родной
Таджики, как певчие итицы весной!
Мы песни о нашей победной борьбе`
Подарим, Москва дорогая, тебе.
	Ют молодой столицы братской Таджик-
ской республики Сталинабада — великой
Мбекве наш салом!
	С. МАРШАК
	Да здравствует
’Моснва!
	Из-за далеких рубежей
Доходит к нам молва.

Сто раз в любом из падежей
Ты названа, Москва.
Послушай радио-молву
Минуту или две:
«Москва, Москвы, Москве,
Москву, Москвою, о Москве...»
Хоть полон клеветой эфир, —
 Сильней звучат слова:

— Да процветает в мире мир!
Да здравствует Москва!
		ЦЕНТР МИРОВОЙ
КУЛЬТУРЫ
	Я воспринимаю Москву, как город, в ко
тором поднялась и укрепилась советская
власть, город, где возвысилась и при-
обрела мировую славу советская литерату-
ра. прежде всего--литература русская, и,
наконец, я воспринимаю Москву, как не-
повторимый, чудесный город. Все эти три
момента в моем сознании часто сливаются
в одно целое.

Москва для меня прежде  всего-мать
братских советских народов. Москва, по
декрету Ленина. первая в годы революций
поставила памятники Тарасу Шевченко и
философу Григорию Сковороде.

В Москве я узнал А. М. Горького, Вла-
димира Маяковского. В Москве, на Все-
союзном с’езде писателей, я познакомился
с Сулейманом Стальским и другими писа-
телями братских республик. Co многими
русскими, белорусскими, армянскими, ев
рейскими, грузинскими и другими писате-
лями у меня в настоящее время крепкзя,
давняя дружба. В Москве несколько раз
были изданы мои книги в переводе на рус-
ский язык. Газеты «Правда» и «Известия»
	печатали мои стихотворения на украи:-
ском языке («Партя веде», «ГИсня nia
гармонно», «Гисвя про Стална»). Москва
	посылала меня вместе с другими писателя-
ми на Международный конгресс в защиту
культуры в Париж, на Всеславянский co-
бор в столицу Болгарин-—Софию. Сильным
чувствуешь себя всюду, когда выступаешь
от имени Москвы, Ведь в Москве--Сталин.
Горжусь, что мне удалось эту силу
Москвы воспеть в своей книге, за которую
я был удостоен звания лауреата Сталин-
ской премии — «Чувство семьи единой».

Москву я воспринимаю и как освободи-
тельницу Украины. К Москве, как к якорю
спасения, все ‘наши творческие взоры были
обращены в первые же годы после Ок-
тябрьской революции.

Москва центр мировой культуры. Все
передовые народы мира тянутся к ней.

Ромэн Роллан незадолго до своей кон-
чины писал, что в швейцарских горах зву-
чание в его душе симфоний Бетховена по-
могло ему перенести преследования CO CTO-
роны фашистов. Нам же, советским людям,
надеждой и отрадой всегда была, и есть,
и булет только Москва, наша любимая,
родная, неповторимая Москва! Звучание её
имени для нас, и особенно за нынешнем
празднике, превыше всех симфоний,
		БЬлагоговейно
кланяюсь...
	Я, один из старейших поэтов Грузии, пе-
вец седого Тбилиси, благоговейно кланяюсь
Москве, колыбели богатырской Руси, сто-
лице общей Родины советских народов —
трудящихся всего мира,

Москва—<сёрлие необ’ятной страны Co-
ветов. К биенью этого сердца прислуши-
вается весь мир. Москва—<веточ надежды
для всего передового человечества.

В самом сердце Москвы —драгоценней-
шее сокровище мира — мавзолей Ленина.

В Москве живет и работает Сталин-—наш
мудрейший вождь, побелоносный полково-
дец свободолюбивых народов мира.

Моя высшая мечта—достойно воспеть и
восславить Москву.
	Вероятно, все уже давно заметили, как
распространено в советской стране место-
имение «наш», «наша», «наше». Врял. ли
кому из москвичей в дореволюционной
Москве пришло бы в голову сказать о ма-
нуфактуре Минделя—«наш завод» или о
магазине Мюр и Мерилиз—«наш универмаг».
Какие основания были, скажем, у одессита
далекую, таинственно-снежную  первопре-
стольную Москву называть «нашей» или
еще решительней— «моей»? А вот сейчас
самый северный чукча и самый южный ад-
жарец никого не удивят выражением «наша
Москва». Ясно, что если для всех нас она
«наша», то для каждого — «моя». Ясно без
доказательств.
	Другое лело — поэт. Поэт должен сти-
хами завоевывать право на слово «наша»
или «моя». Говорят же—<Москва Нушки-
на», «Петербург Блока», будто существуют
они не только наяву, но и отдельно в тво-
рениях поэта. Так око и есть. Если поэт
только ночует в городе-—тород ему еще не
принадлежит. Нет, ты создай его, построй
заново в своей поэзии! Вот когда образ го-
рода вошел в строчки, когда его улицы ис-
хожены шагами четверостиший, когда он
зрим глазами образов, тогда и поэт всту-
пает во владение городом. А это. очень
трудно. Помню, Владимир Владимирович

аяковский, гуляя по Столешникову, во-
гнал меня в пот требованием придумать
смысловую рифму на «Столешников»—ему
нужно было для стиха. Ничего, кроме
«подсвечников». «валежников», «ночлежни-
жов» и другой ерунды, я придумать не мог.
«Какой же вы москвич!»— сказал Маяков-
ский. «А вы? возразил ятоже ведь ни-
чего на «Столешников» не придумали!»
Маяковский ответил, если не изменяет па-
мять. так: «Стыдно вам, Кирсанов. я Моск-
ву исходил рифмами вдоль и поперек, а вы
на первой же улице попали в тупик». Дей-
ствительно, как много Москвы у Маяков-
ского! Им создан широкий и перспективный
образ Москвы и дореволюционной («Моск-
	ва меня душила в об’ятиях кольцом своих.
	бесконечных Садовых»), и Москвы совет-
ской, о которой он уже мог ос гордостью
сказать: «Улица моя, дома мои!» Вот это-
му я всегда завидую. ‘ : ,
	Все чаще появляется слово «мое» в на-
ших стихах. Но это новое «мое», в его со-
ветском значении, оно прямо происходит от
«нашего»! А вообразим это слово в за-
граничном смысле—оно угрюмо стоит 0с0б-
няком от слова «наше». Их «моб» нелю-
римое. обособленное, эгоистичное. Это в
	Aanw TOKOMBAEB
	Моя ралостеьв
	Я живу в 4000 километрах от Москвы,
но я всегда чувствую себя Москвичом —~
вернее, Москва всегда живет в моем серд-
ne. Достаточно мне услышать или прочи-
тать «Москва», как перед моим взором.
сразу же встает устремившийся ввысь, К
простору, к свободе Кремль и слышатся
звуки кремлевских курантов. ‚Вот на три-
буне мавзолея я вижу творца и кормчего
нашего счастья Сталина, с улыбкой при-
нимающего: парад или отечески, радостно
обнимающего и ласкающего детей,

Далеко от меня Москва, и в тоже время
совсем близко — я вижу ее, как в зерка-
ле вижу себя...

Где бы я ни заметил чистоту и порядок,
у меня сразу же мелькает мысль: «Вот, как
в Москва». Если я вижу новую архитекту-
ру, то неизменно думаю; «Как в Охотном
ряду»-—это вошло у меня в привычку.  Мой
шестилетний сынишка Улан, должно быть,
часто слышит от меня эти сравнения, Ког-
да он играет с ребятами, то и дело слыл
шишь: «Вот московский «ЗИС», «вот мос-
ковский аэроплан», «вот это Московский
Кремль», «это московский милиционер».

Первьй раз я попал в Москву в 1922 ro-
ду. В то время я только что ликвидировал
свою неграмотность, я тогда ничего He по-
HAJ, но почувствовал себя счастливейшим
‚человеком. Во второй приезд я хотел все
увидеть, все узнать и все впитать в себя,
Каждый. кирпич Москвы казался мне KyC-
ком золота. —

Тогда я только что ‘начинал одисать.
«Опиши это, напиши об этом», — как будто
кто-то нашептывал мне. Мне хотелось пе-
реложить в стихи все, что я узнал, и пере-
дать моему народу, и я много писал.
вернулся из Москвы со стихами: «Москва
— сердце», «Да здравствует Москва!»,
«Москва-река».

Наиболее значительные свои произведе-
ния я написал в Москве. Здесь я неодно-
кратно встречался с Алексеем Максимови-
чем Горьким, который усиленно ‘интересо-
вался литературами Средней Азии — раз-
витием молодой киргизской поэзии;

Когда яростные полчища немцев подсту-
	пили к столице, генерал Панфилов со сво-
	им отрядом, в котором были и героические
сыны киргизского народа, громил крова-
вых извергов. Я писал посвященные Москве
стихи и отправлял их на фронт нашим му-
жественным бойцам.
	А теперь с каждым часом Москва ра-
	стет, молодеет, а я, к сожалению, старею,
	но не думаю сдаваться. Свой опыт, все
свое вдохновенье я спешу отдать творче-
ству для того, чтобы писать лучше, острее,
достойнее молодеющей Москвы и Родины.

Здравствуй же, моя Москва, и молодей!
Ты мое счастье! Ты всегда в моем сердце!
	СПАСИБО ВЕЛИКОЙ СТОЛИЦЕ
	Великая Москва-чнациональная горлость
русского нарола, духовная родина славных
людей нашей отчизны; Москва — колыбель
моего творчества. Сорок лет назад, юно-
шей, гонимый царской охранкой за участие
в революции 1905 года, я нашел приют. в
Москве. В Москве я начал свою литера-
турную деятельность. Здесь были написз-
вы и первые мои рассказы, позже напеча-
	танные в тбилисских пезиодических изда-
	Я жил в старом районе Москвы, назван-
ном «Грузинами» в память о грузинских
эмигрантах ХУШ столетия, изгнанных ¢O
	‘своей Родины иранскими и туреикими за-
	воевателями. С широким русоким гостепри”
имством были приняты они в Москве. Здесь
жили грузинские государственные деятелн,
ученые, прозаики, поэты, литературоведы.
Жителями «Грузин» была основана в Моск-
ве первая грузинская типография. Здесь
	появились в ©вет первые печатные грузин-
	е КНИГИ.
Все это сделало Москву особенно близ-
	кой сердщу всего грузинского народа.
			Москва определила мой путь, как лите”
paropa, открыла мне мою дальнейшую
судьбу.

Мой творческие уюпехи, как и многих мо-
их товарищей по перу, теснейшим образом
связаны с Москвой.

В типографиях Москвы напечатаны все
основные Мой произведения, переведенные
на русский язык, в том числе роман «Гвади
Бигва», удостоенный Сталинской премии в
1940 году. Сейчае, к тридцатилетию нашей
советской родины, в Москве выходит од-
нотомник моих сочинений «Избранное».

Братством идей, культурной связью всем
нам дорог и мил великий русский город.
освешенный именами творцов первого в
мире  социалистического государства —
Ленина и Сталина.

С Москвой связаны самыми тесными ду-
ховными узами все советские люди. Как
же нам не быть гордыми тем, что в эти
дни славного юбилея мы можем выразить
свою подлинную, искреннюю  благодар-
ность, сказать свое спасибо великому го-

роду.
	таб прогрессивного
человечества
	Во время работы над. повестью O Th
TABCKOM комсомольском подполье, котарым
руководила студентка Ляля Убийвовк, мине
пришлобь услышать от полтавчан волную-
щий рассказ о Москве. Среди черной ночи
немецко-фашистской оккупации она, €C-
ветокая столица, представлялась юношам и
девушкам чудесным, светящимеся на весь
мир. городом. Среди молодых подполыьши“
ков не было ни Одного москвича, но. все
они чувствовали себя в какой-то степени
москвичами. Их тоека по Москве была так
велика, что они, рискуя жизнью, целый
месяц собирали по винтику радиоприемчик,
чтобы только услышать родной голос сто-
липы, Когда. наконец, их труды увенча-
лись успехом, они спросили друг друга:
что же было для них главным в NOWATHH
«Москва»? И в один толос , ответили:
«Сталин». Москва связывалась в первую
очерель с образом вождя. .

Для народов нашей страны, для тоудя-
щихся всего мира Москва давно уже пере-
стала быть только городом, громадным,
зеликолепным городом. Роль её. неизмери-
мо шире роли любого из величайших го-
родов земного шара. Она, сталинская сто-
лица, воспринимается нами прежде всего
как центр нового мира, символ наших
побед. .

В годы войны далеко за рубежами род-
ной земли какой-нибуль иностранец, бы-
вало. спрашивает нашего бойца:

— Москвич?

И смотришь, человек, который провел
свою жизнь где-то на Алтае, или в Дон-
бассе, или в вининцком колхозе, ни разу не
видавший Москвы. с гордостью’ отвечает:

— Да, москвич! :

В горах Словакии местные партизаны,
делясь с нами своим самым интимным, наи-
более лорогим, говорили:

— Мы слушали Москву!

Москва! Это слово звучит для всех сла-
вянских народов, как пароль ‘братской
дружбы, могущественной об’единяющей
силы. Для. всего прогрессивного человече-
ства Москва стала штабом мысли, штабом
належд. горячим. вечно бьющимея сердцем.
	банке, в сейфе. Чорта © два, отдаст владе>
ne автобусного парка в Нью-Йорке свон
дивиденды на нужды народного просвеше-
ния или на детские ясли. Мы же твердо
знаем. что и два двугривенных, брошен-
ных в автомат метро. немедленно вернутся
K HaM—cBeTOM фонарей, синим огоньком
газа, новым кинофильмом, винтовкой, пес-
ней... Чувство «моего» у нас—это обострен-
ное чувство нашего, общего, народного, го-
сударственного. Мы и 800 лет Москвы не
отдаем полностью прошлому. Они, эти сто-
летья, не ихние—они наши! Все прекрас-
ное. созидательное. смелое за эти столетья
	ноиналлежит нам, как очень болышое вось-
	мисотлетнее вчера, прожитое нами.

Разве не весь наш народ прошел через
Красную площадь, наяву или мысленно,
разве не сражался каждый в окопе или за
станком за свою, за бесконечно свою Моск-
ву? Каждому  памятен туманно-снежный
ноябрь сорок первого года, безгранично до-
рог тот час, когда под мокрым осенним
снегом, при близких вепышках артиллерий-
ских зарнин—
	на мрамор Ленинской трибуны
поднялся Сталин. Он взглянул
на каждого.\ Он всех заметил

в отдельности. На каждый вагляд
бойпов, построившихся в ряд,
глазами венгими ответил...
	ГГуеть заграничные себялюбы пожимают
плечами ни неголуют на нашу любовь к на-
шему, к нашей земле, к нашей Мюоскзе. к
нашему, наконец, человеческому общест-
венному строю. Мы — «нашелюбы» в отли-
чие от них. Им трудно понять это чувство.
Безнародным заграничным господам легко
бросить свой город и уехать к чорту
на кулички, лишь бы  потверже  ва-
люта. Однако мы знаем, что в каждом
народе потенциально теплится Чувство
Нашего. Но оно оживает и возвышается
только с такой революцией, как наша, ©
такими пятилетками, как наши, с такой за-
щитой, как защита Москвы советскими
людьми, с таким упорством в труде, как
наше. Это, наше собрано и соединено в
Москве, вновь основанной великим гением
Сталина, в столице всего лучшего. что; есть
в человечестве-
	Чло же до меня—мне хочется ещеи
еше. и обязательно стихами, завоевывать
	полное право поэта говорить о Москве—
моя!
	СЛАВНЫЙ ГОРОД
		знал он много тягостных годин,
Но теперь он расцветает снова.
	Вся днестровская вода поет

Дойны братства и счастливой жизни,
Волны, пенясь, катятся вперед

И напев разносят по отчизне,
	От лучей рубиновых Кремля

Нам светло в Молдавии. свободной.
Хорошо живет моя земля

Под твоей звездою путеводной!
	Перевела с молдавского
Сусанна МАР.
	Здравствуй, славный город! Наяву
Прохожу я улицею строгой,

Не один приехал я в Москву,
Безымянных нас счастливцев много!
	С древних стен твоих не сводим глаз,
Мы хотим потрогать их ‘рукою.
Солнце счастья вспыхнуло для нас,
Что восходит над. Москвой-рекою.
	Днестр играет в зелени долин,
Я пришел к тебе из Кишинева,
	Вера кетлинскя Пульс жизни
	Мы. советские люди, любим Москву так
	же крепко и естественно, как любят жизнь,
как любят воздух. Это -— всеобщая лю-
	как любят воздух. Это — всеобщая лю-
бовь. Но каждый из, нас видит и чувствует
	в ней свое, у каждого из нас есть личное
	восприятие, которое и делает любовь —
любовью.
	Октябрь 1941... Москва в опасности!
Осажденный Ленинград был отделен от
нее двумя линиями фронтов, где шли кро-
вавые, тяжелые бои. Мне кажется, все ле-
нинградцы думали Тогда о Москве больше,
чем о себе. Разгром немцев под Москвой!
Мы радовались так беззаветно, как будто
и сжимавшее нас кольцо блокады распа-
лось. Мы неизменно ощущали Москву
рядом, хотя добраться до нее от нас было
почти невозможно. Москва — это был го-
лос Сталина, донесенный до нас радиовол-
нами, его мысль и воля, его уверенность и
его титаничёский, неустанный труд во имя
победы над фашизмом. Москва — это бы-
ла помошь, идущая к нам по ладожскому
льду. Сводки Информбюро, горькие и сдер-
жанные. Матрицы «Правды», доставляемые
на самолете через фронт, ее передовицы,
полные суровой требовательности и той
душевной собранности, что предвещали
победу в условиях, когда победа была еще
бесконечно лалека...
	В Ленинграде царило гневное стокойст-
вие, создаваемое людьми, готовыми уме-
реть, Но не способными сдаться или отету-
пить. Москва передавала нам, как ток жиз-
ни, спокойствие государственной мудро-
	сти, дальновидности, трезвого знания, тде
и как создавать и подготовлять победу.
Kak MH слушали в эти дни борьбы нето-
	ропливый, полный достоинства голос:
«Говорит Москва. Говорит Москва»! Я
вспоминаю сейчас не о тех последних

месяцах блокады, когда этот голос прино-
сил нам вести победы, торжество сталин-
ских приказов, приветственные залпы да-
леких орудий, а о тех первых месяцах,
‘когда вести. с фронта были страшны и
тревожны. Голосом воина, для которого
естественно мудрое самообладание, гово“
рила с нами Москва. И думалось: «Выдер-
жки, побольше выдержки и ‘побольше ра-
боты, терпения, веры — мы правы, мы за-
воюем свою трудную победу...»

Мне пришлось дважды летать в. Москву
из осажденного Ленинграда, и оба раза
главным. впечатлением ot Москвы было
это мудрое государственное спокойствие,
направленность воли, широта горизонтов.
Встречаясь в Москве со многими своими
товарищами, приехавшими © фронтов, эва-
куированными из Киева и из Минска, поте-
рявшими дом и семью, я видела, что все
они набирались в Москве. уверенности и учи-
лись мыслить масштабно и с проникновени-
ем в будущее.

Штаб социалистического наступления,
командная рубка, государственного кораб-
ля, город Сталина, вдохновляющий и рож-
дающий в каждом человеке желание рабо-
тать во всю силу своих способностей и
браться за самое трудное, большое, небы+
валое, — такова навеки любимая Москва.
	слн0ов НАША МОСКВА
	Борис ЛАВРЕНЕВ
	ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНИНА
	Когда думаешь о Москве, о своем чув-
стве к нашей древней и прекрасной сто-
лице, каждый раз вспоминаются глубоко
волнующие и задушевные слова, обращен-
ные к ней Лермонтовым:
	Москва! Москва! .. люблю тебя, как сын,
Как русский, —сильно, пламенно и нежно.
	Проще, лучше и сердечней о Москве
сказать нельзя,

Наше поколение прожило свою жизнь в
прекрасных отблесках гроз.

Над Москвой я видел молнии трех рево-
люций — 1905 года, февральской и Ок-
тябрьской: Я знал Москву в 1918—1919
годах — сумрачную; голодную, cTHCHYB-
шую зубы и твердо сжавшую в надежных
рабочих руках изношенную пехотную вин-
товку, Москву, решившуюся умереть, но не
отдать белым генералам. завоеванную в боях
лучезарную звезду большевистской прав-
ды.

Я с радостью видел, как после грозного
времени гражданской войны оживала, пол-
нилась жизненными соками и по-новому
расцветала Москва. Как она вся звенела и
лучилась жизненной радостью, как широкая
русская песня над рекой. :

И я видел Москву снова суровой, не-
преклонной, боевой в дни, когда фронт
Великой Отечественной войны, войны 3a
счастье, свободу и независимость ‘всего
человечества, стоял на‘линии Можайска и
на фронт можно было ездить из центра
города на заслуженной «эмке». Москва бы-
ла в эти дни городом-бойцом, полным на-
‚преклонной решимости победить. а

Москва — символ патриотической моши
нашего народа. В пламени московского по-
жара 1812 года испепелилась, как сухая
щенка, огромная армия Наполеона, и под
развалинами московских домов погибло его
могущество. Под стенами Москвы наш ва-
род нанес первый кокрушительный Удар
Гитлеру, и тром советской артиллерии,
славшеий снаряды вслед отступающим ордам
«сверхчеловеков», был ‘утренним  благове-
стом свободы для всего мира.

Москва дорога мне, каки всякому. рус-

скому, тем, что она—родина и источник са-
мых передовых, самых чистых, самых  гу-
	— Худ. Л. Юркеви
Е И ры сборник «Моск
		манных ‘идей, созданных русским умом я
русским сердцем. Мы никогда не были
эгоистами. Когда мы мечтали о счастье,
мы никогда. не думали только о себе, Мы
хотели и хотим счастья всем, живущим на
нашей планете, Во имя всаобщего счастья
мы всегда были готовы на суровые само-
ограничения.

Москва дорога мне тем, что она дала на-
шей родине и acemy миру таких CHIHOB,
как Пушкин и Лермонтов, как Грибоедов и
пламенный Герцен. Тем, что Москва всег-
да была и будет светочем нашей. и миро-
вой культуры, предметом ‘уважения WH BOC
хищения даже со стороны врагов, которые
не могут не признавать ее величия,

Москва дорога тем, что в стенах 66
Кремля, покрытых священным блеском ве»
ковых седин, бъется самое горячее сердце
и мыслит самый гениальный ум нашей эпо-
хи, Славные, звучные имена — Кремль и
Сталин — навеки сроднились в нашем соя
знании и останутся сроднавшимися в созна“
вии ваших потомков,

Прекрасна наша Москва!
		Но мне хочется, чтобы
прекраснее,
	ДЖАБАРЗАДЕ СЫНОВНИИ ПРИВЕТ
	Москва моя, можешь ли быть не мила?
Ты светоч свободы и счастья зажгла.
Скрепленные временем камни твои

В фундамент грядущего прочно легли.
Чудесный цветник человечества ты,
Где радости светлой раскрылись цветы.
Ты Ленина в сердце великом (хранишь,
Ты знаменем Сталина в небе горишь,
Могу ль не любить тебя, наша Москва?
Не ты ль колыбельной мне пела слова,
В об’ятьях твоих без печали и слез.
Нея ли привольно и весело рос?

‚На фронте врагов озверелых губя,
Сильней и нежней полюбил я тебя.

С товарищем русским суровой порой
Москву вспоминал я в землянке сырой,
Мне грудь омывала в сражениях кровь,
В боях созревала сыновья любовь,

Я сын твой, Москва; из отчизны огней.
Нослушай, тебе расскажу я о ней.

В отчизне огней, в благодатном краю
Провел я счастливую юность свою. ‚
Сегодня отчизна моя расцвела.
	Ты слышишь, столица, про наши дела:
Об Азербайджане, о мильских # полях,
О Дашкесане — в далеких огнях?
Москва, я высокий твой взор привлеку
К муганскому хлопку и вышкам Баку.
Баку! Это имя у всех на устах,

И слава его, как легенда, проста.

Над ним незакатное солнце Москвы,
Над ним небеса молодой синевы,

И нефтью, и жизнью бакинец хранит
Рубины Москвы, мавзолея гранит.
Москва, под курантов размеренный бой
Мы в гимне народов сольемся с тобой,
Под солнцем твоим, под звездой Октября
Встают новостройки, огнями горя.

Вот в пласт нефтеносный вгрызается бур,
Вот строится светлый Мингечаур.
Столицу Москву и Баку. нефтяной

Наш вождь согревает улыбкой родной.
	Перевел с азербайджанского
В. ЛУГОВСКОЙ.
	* Орошенные пространства.
	И. Минц «Великий Октябрь в Москве»
Песни о Москве» — худ, М. Бог ратиона, Н
	‘Когда любишь по-настоящему, любишь
чисто, светло и самоотверженно, всегда хо
чешь, чтобы предмет твоей любви был бе:
зупречен, чтобы на нем не лежало ни Mae
лейшей тени. И болвешь сердцем ‘за каж
дое пятнышко.

Я люблю мою Москву и поэтому. хозу,
чтобы все люди в ней ‘были вежливы в

внимательны к своему собрату. ‘советскому
	tHeatnmavsy Ulex. Paty, COBETCKOMY
человеку. Чтобы приходящие в наши с0-

ветские учреждения граждане не теряли

АА tee aes.

УАЗ В НОЖ НЕХ

асов в ожиданиях приема. Чтобы цивилиза“
ция быта москвичей была поднята в блы
жайшее время на высоту, достойную мироч
вого значения нашей столицы;

И еще хочу, чтобы Москва стала see
ной, чтобы ‘у каждого лома выросли: деревья,
чтобы на каждом бульваре и сквере были
торы цветов, сверкание красок, аромат, Что»
бы вся Москва стала садом и цвемником, да
ющим человеку отдых и ралосчь.
	“т Моя, наша Москва, лучший город
мира, гордость человечества!
	эа--сердие нашей Родины» -= худ. В

ра СЕ ЗЕСОЕСЕИЛ
	ЗиА». =— худ. В. Фаворского, В. ‘spun
	Обложки новых книг, выпущенных к 800-летию Москвы. На снимке (слева направо): П. Лопатин «Москва», работы худ. В. Добро клонского,
Катонина, В. Снегирев «Москва на страже Родины» — худ. С. Кованько, Конст. Симонов «Москва» — худ. В. Шииловского, Джамбул «
	кий «Иван 111, государь всея Руси» — худ. Н. Ильина, С. Васильев «Москва советская» == худ. Г, Филепловского,