Ползкигатели войны
	Фаптистский
Легион
в Америке
	Нелавно в Нью-Йорке состоялея очерет-
	и с 63 «Американского легиона» — орга-

низации, об’единяющей участников имие-
риалистичес кой войны 1914—1918 годов
ий второй мировой войны.
	С’езд ознаменовалея дивими милитаристи-
ескими, антисоветеками демонстрапиямя,
полобных которым ве было в исгораи «/е-
	риона» с 1918 года. Глава «Шегиона» Гриф-
	фит истеричееки кричал о том, чте «времль
хочет. захватить весь мир». Бажлое упоми-
нание о СССР ветречалось ревом и воем.
	Зея обстановка с’езла напоминала нНюрб-

бергекие сборишща гитлеровских молодчиков.
Отлельных ораторов, пытавшихся утихоми-
рить зал. буквально стаскивали © трибу-
ны. Это дало олному из делегатов повод
иронически заметить, FTO с’езл следовало
бы поживее погрузить на военный тране-
порт и отнравить в Грецию. гле энергия
воинетвенных ораторов могла бы, наконец,
разрядиться.

Однако устроители с’езла до этого He ло-
думались п удовольствовались парадом на
Пятом авеню.

Американская печать делила езду
«Легиона» много внимания. Газеты пестри-
ли рычашими заголовками: «Врасные уни-
чтожают независимую мысль», «Нам хотят
навязать волю меньшинства», «Мы пойма-
вы в сета удушающих обстоятельств»,

«Мир разбит на два лагеря».

Речи ораторов, как это видно из отчетов,
строились по весьма определенному плану.
Сначала доказывалось, что США доверчи-
вы; миролюбивы и до неосторожности сла-
бы в военном отношении.

После того как ораторы «доказали» без
оружность, наивность и святую простоту
США, в хол был пущен полный комплект
провокационной информации 0 «тайных
планах» СССР, а республиканец Дьюи, ме-
тящий в президенты, обвинил СОСР в co-
зданий «честолюбивой и хорошо разрабо-
танной программы, цель которой заклю-
мается в подрыве и уничтожении свобод-
ных обществ в мире...»

Зал ревел, молодчики из «Легиона» выли
и стучали каблуками...

Оъаторы продолжали выкрикивать ует-
рашающие напоминания: «Америка не бы-
ла готова в войну 1914—1918 годов. Она
не была готова в 1939—1941 годах... Она
опять не готова!.. Спасайте дело нации!»

Вогла с’езл был подогрет в достаточной

мере, на трибуну вышел генерал Эйзен-

хауэр — «наш старый Alin», как фамиль-
ярно именует его пресса.

«Старый Айк» для начала ударился в
лирику: он уходит в отставку, подавляет в
своей душе евятые чувства, хочет по-оте-
чески проститься и дать несколько заветов
своим сыновьям и питомпам из «Легиона».
(Зал затихает). Поеле этого генерал нази-
	ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

шего народа. Спокойная уверен-
ность в своей морально-полити-
ческой правоте и силе, присущая
нашему народу, дала речи това-
риша Вышинского  убедитель-
ность и нравственную красоту.
Говорил в Нью-Йорке  перех
представителями разных  прави-
тельств, разных народов свобэд-
ный человек, которого не застра-
щаень, на пушку He возьмешь,
не купишь, Который никогда, ни
при каких условиях не даст В
обиду ни себя: ни свой народ.

Часть зала открыто аплодиро“
вала товарищу  Вышинскому,
часть молчала, не смея аплоди-
ровать, но в душе одобряя, часть
тайно злорадствовала. Мы не со-
ветовали бы американским реак-
пионерам утешать себя тем, что
часть зала не присоединилась к
овации, устроенной  созетскому
представителю.

Страны-должники, страны, про-
сящие помощи у банкиров США,
избаловали своего кредитора.
Маршалл привык к почтительным
поклонам, к заискивающим взгля-
дам. С ним разговаривают не ина-
че, как встав на цыпочки. В Анг-
лии и Франции говорят о необхо-
димости поступиться государст-
венным, национальным суверени-
тетом, отдать его часть, как от-
дает Англия часть своего золо-
того запаса. Уже отдана значи-
тельная часть национального до-
стоинства. Смелая и правдивая
речь не по плечу государетвен-
‘ным деятелям Западной Европы.
Они не. смеют сказать Маршал-

лу, сидя рядом с ним: ум
жаемый сэр, уберите ноги CO
стола!
	Поэт похнял свой мо-
	тучии голос В защи-
ту разума ий cBddo-
лы в защиту земной
	Праздник 3
культуры *
		22 сентября в столице Азербайджана
началиеь юбилейные празднества, посвя-
шенные 800-летию со дня рождения вези-
кого азербайджанского поэта Низами Гянд-
жеви.

Через века пронес азербайджанский на-
род и сохранил в своей памяти образы п
идеи великого поэта. До сих пор в да-
леких деревнях Азербайджана сказители
повторяют мотивы его поэм, славят‘ его
ИМЯ. р

Тениальные произведения Низами —
«Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин»,
«Лейли и Меджнун» — «Семь красавиц».
	«Искенлер-Намэ» -—— драгоценный вклад в.
	мировую литературу.

В этих бессмертных произведениях на-
шли яркое выражение передовые ихеи азер-
байджанского общества ХИ века. ПНрозорли-
востью и глубиной евоих суждений поэт
на несколько веков опередил запалноевро-
пейских гуманистов эпохи Ренессанеа. Ни-
зами отразил мечту лучших людей своего
времени о свободном и счастливом мире.

В Азербайджане, как 00 этом  свиде-
тельствует в поэмах сам Низами, ходило
немало народных преданий, которые слу-
жили для поэта источником вдохновения.
Но древность интересовала Низами лишь
как сюжетная основа, как материал для
воссоздания образов сильных, прекрасных
и величественных людей, выражающих гу-
манистические идеалы современного ему
передового общества. ,

Низами мечтал о новом человеке, дале-
ком от религиозных, сословных  предрас-
сулков. Этог человек не только чужд
феодальному мышлению, но страстно стре-
мится к радости, к человеколюбивым идеа-
лам, к общеполезному труду. Поэт создает
образы Ферхада, Ширин, Бахрама, Алек-
сандра Македонского, поражающие необы-
чайной многогранноетью и глубиной.

`В «Сокровищниие тайн» Низами изла-
гает смелые для своего времени взгляды,
продиктованные богатейшим жизненным
опытом. Он призывает в активному в03-
действию‘ на жизнь, осуждает  губитель-
ную политику феодалов и разорительные
войны, алчность, насилие и зло, выступает
в защиту бедного люда, учит правителей
быть справедливыми.

В этой поэме нашла отражение жизпь
представителей самых различных слоев
феодального общества: = ремесленников,
крестьян, ученых, купцов. Не праздность.
ий паразитизм аристократических вругов,
не знатность и благородное  происхожле-
ние, а труд простого человека, носвлянина,
старика-кирничника,  сТарухи-прядильни-
цы воспевает Низами. В нем видит поэт
истинный ззлог пропветания государства,
благодевогьйя страны. а:

Поиски новых форм жизни, страстные
призывы к свободному существованию,
назилательные уроки властелинам, призыв
к служению интересам народа, воспевание
справедливой, милосердной, гуманной й
разумной власти — все это в «Сокровиш-
нице тайн» явилось началом той положи-
тельной гуманистической. пропаганды, ко-

торую с необычайной силой и последова-
тельностью развивал поэт в последующих
своих произведениях.

«Хосров и Ширин», «Лейли и Медж-
Нун» — это песни о торжествующей люб-
BH, 0 всемогущей силе человеческих
чувств, 0 человеке — творце своего
ечаетья. :
	жизни и любви. Мусуль-

EI манекая церковь учила,
что насточщее счастье —

в потустороннем мире,

; а наше земное суще-
ствование — лишь суетная оболочка, ни-
что по сравнению с тем, что ожидает чело-
века в царстве вечности. Наперекор гос-
подетвующим идеям своей эпохи, Низами
ставит человека в центр вселенной. Образы
каменотеса Ферхада, совершающего подвиги
во имя земной любви, преданной и благород-
ной Ширин, готовой перенести любые
страдания, любые жертвы ради чистых

‘земных чувств, образ Меджнуна явились

выражением возраставшего среди народных
масс протеста против религиозных и heo-
дальных ценей, сковывавших разум и чув-
ства человека. :

«Искендер-Намэ» — грандиозная  эпо-
пея. Живописные картины битв сочетают-
ся здесь с широким изображением жизни
различных народов. Поэт. развертывает
перед читателем картины жизни древней
Греции, азербайджанского парства, Индии,
Руси. Много здесь фантастического,  вы-
мышленного,  гиперболизированного, HO
вместе с тем, как правильно отмечали ис-
следователи, здесь много и  иравдивого,
близкого к истине, отражающего  пред-
ставления азербайджанского поэта о внеш-
нем мире.

0 том, что Низами слышал о существо-
вании Руси, свидетельствует ряд замеча-
ний, разбросанных в «Пятерице». Про-
странно и с большим интересом говорит
поэт о русах и в «Искендер-Намэ».

В апреле 1185 года князь Игорь совер-
ил ноход в половецкие земли; ноэтиче-
скому описанию этого похода. посвящен
гениальный эпос русского народа «Слово
о полку Игореве». Смутные рассказы 06
этом событии не могли не дойти и до Азер-
байджана. Очень: возможно, что отважный
поход Игоря и послужил Низами толчком
для описания вымышленного столкновения

русов. с Александром Македонским. Низами
06060 подчеркивает воинственность, храб-
рость и могущество русских воинов. Нено-
бедимы славянские богатыри,  «красноли-
цые русы», «пламенные, словно место по-
клонения магов». :

Низами не ставил перед собою задачи
создать исторический роман; события, опи-
санные в «Искендер-Намэ», носят услов-
ный характер, служат только фоном для
развертывания злободневного сюжета, для
разрешения важных этических, пеихологи-
ческих и социальных вопровов, волновав-
ших поэта.

В этой поэме он смело выступил в защи-
ту нравды и справедливости, требовал, что-
	бы государи следовали законам, заботились.
	0 народе и стране, отказались от жесто-
костей и насилий. В ней Низами ярко вы-
разил свои социальные идеалы. В послед-
них главах он нарисовал общие контуры
счастливой жизни, к которой должно стре-
миться человечество. Утопическая картина
будушего мира, нарисованная им, представ-
ляет одно из высших духовных достижений
ХПИ века. В ней Низами воплотил свои
думы о счастье, равенстве и свободе яю-
тен о-мире г бтароленотени, которых (илл
лишен и не мог достичь ХП век.

Мечты о человеческом счастье, 06 осво-
бождении человека от гнета и насилия, о
торжестве разума и справедливости ray6o-
ко волновали великого азербайджанского
поэта-гуманиета. Этим он близок и дорог
всем нам. Мы отмечаем 800-летие со дня
рождения гениального поэта. как великий
праздник всех братских народов Советского
	Союза. идущих, под водительством родного
Сталина, к осуществлению самого высоко-
то илеала человечества — ‘светлого идеала
	ROMMYHHSHG.
М. РАФИЛИ,

профессор Азербайджанского Государ-
ственного университета им. Кирова.
	ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
	Cpena, 24 cent s6pi

А. Я ВвНПиИНЕния

Значительная часть зала Гене-
ральной Ассамблеи ООН горячо
аплодировала речи товарища Вы-
шинского. Другая чаеть угрюмо
молчала, Мысленно аплодирова-
ли миллионы слушателей радио
во всех частях земного шара.
Сердечно аплодировала вся наша
страна.

В зале Генеральной Ассамблеи
редко аплодируют ораторам. Хо
лодная сдержанность считается
здесь многими признаком хоро-
шего дипломатического тона. Ис-
креннее, горячее чувство чужцо
этим многим. Но иногда вспыхи-
вает и здесь овация. она проры-
вает заграждения политической
условности. Это бывает тогда,

когда говорит представитель Со-
ветского Союза. Так было, когда

выступил 18 сентября товарищ
А. Я. Вышинский. :

Он захватил своей речью всю.

аудиторию... Нельзя было его
слушать равнодушно. Можно бы-
ло либо аплодировать от души,
либо проклинать молча. Зал не
разделился — он раскололся.
Пусть даже в самом зале анло-
лировало меньшинство за его
	дировало меньшинство, за ero
стенами с Вышинским было по-
давляющее большинство слуша-
телей и читателей. От этого тем
сильнее было бешенство тех, на
чьи головы Вышинский обруши-
вал свой удары. В их злобе бы-
ла растерянность. «Боже мой!
Боже мой! Остановите это», —
наивно прозвучал крик перепу-
ганного на-смерть конгрессмена
Селлера. Но остановить «это»
было невозможно. Реакционная
Америка выслушала полностью
и до конца прямое и честное
слово’о ней. :
Корреспондент английской газеты «Дей-
ли экспресс» свидетельствует: «...был один!
момент, когда нерусские делегаты смея-
лись, но по мере того, как речь продолжа-
лась, лица повсюду стали серьезными».
Простим этому корреспонденту неточность
в формулировке. Не смеялись, а горячо,
аплодировали очень многие «нерусокие»!
делегаты. Поддержали товариша Вышин-
ского и такие делегаты, кому полагалозь,!
по их дипломатическим отношениям вырл-
жать вражду к советскому оратору иль.
принудительную вейтральвость,
В существенном наблюдение английского!
журналиста правильно. Иначе и не могло
быть. Мы живо представляем себе зал н
всем известные политические фигуры за-
стрельщиков америкаво-английской peaK-.
ции. Конечно, они пытались сначала ирони-
чески улыбаться, выражать напускное пре-
небрежение, Конечно. они сначала играли
привычную роль скучающих слушателей
которым «надоело» слушать советскую
«пропаганду». Но не вышло это. Товарищ
Вышинский сорвал дешевую игру. Улыбка
получалась кривая, а потом и совсем исчез-
ла. «Лица повсюду стали серьезными»...
Да, положение оказалось серьезным. более
серьезным, чем предполагали постановщи-
ки американской комедии, господа Мар-
шалл и другие. Конечно, они знали, что’ п9-
следует удар с советской стороны в отвег
на затеянную провокацию в организачии
Об’единенных наций. Они ждали удара, но
‘они не ожидали такого удара. Нет, они
не смеялись. Они не обнаружили и выдерж-
‘ки. Даллес, которого Вышинский заклеймил
как поджигателя войны, тут же, сейчас же
стал оправдываться, залепетал нечто невра-
зумительное: мол, я не я, и вина не моя,
и меня не поняли и тако дальше. Стали.
суетливо оправдываться и другие.

Первые впечатления. говорят французы,
это самые искренние впечатления. Амерн-
канская печать засвидетельствовала это
своей искренней, исступленной бранью. Она
залаяла, как свора псов, оиизаренная Кипяг-
ком, завизжала, завыла. Она не сообразила:
в первую минуту, что этим изобличает мет-
кость направленного против нее удара, что.
этот ‚реакционный вой есть прямой, безус-
ловный рефлекс, что лучшего результата и
не мог бы ожидать никакой эксперимента-
тор. Конечно, на другой день большие аме-
риканские газеты спохватились. Они поня-,
ли, что выдали себя с головой, что они рас-
писались в получении удара, направленного
в самое больное место американской обще-
ственной жизни. На другой день америка-
ская реакционная‘ печать делала усиленные
попытки снизить политическое значение р®-
чи товарища Вышинского. привлушить ее
огромный резонанс. По команде все загово-

рили о том, что речь товарища Вышинского

УЗБЕКСКОЕ МОРЕ
	это «только пропаганда», что в ней «нет.
ничего нового» и т. п. Признаться, мы и
ожидали этого в первый же день, по све-
жим следам. Ho все поведение американ-
ской печати свидетельствовало о том, что
она попросту обалдела от удара, утратила
искусство. изворотливого маневра и могла
лишь грубо, по-базарному ругалься.
Некоторые делегаты приписывали огром-
ный успех выступления товарища Вышин-
ского его блестящему ораторскому. талав-
	ту. Несомненно, Вышинский принадлежит
к числу самых выдающихся мастеров поли-
тического слова. Он говорит превосходно и
соединяет в своих речах глубину полити-
ческой мысли с язвительным остроумием и
революционной страстью. Но, само собой
разумеется, не личные только дарования
являются причиной яркости советских вы-
ступлений на международных собраниях
политических деятелей. Сила ’ советских
ораторов в том, что они говорят правлу, что
их речи выделяются своей прямотой, что
	В прошлом году возобновились приоста-
новленные во время войны работы по созда-
нию’ «Узбекского моря» — Катта-Курганско-
го водохранилиша емкостью до 700 миллио-
нов. кубометров,

Сейчас строительство водохранилища
приближается к концу: Плотина, которая
замыкает гигантскую котловину, является
крупнейшим земляным. сооружением в стра-
не. Она протянулась на. четыре километра
и имеет у основания 236 метров толщины.
	они выражают и мысли и чувства своего! Это сказал товарищ Вышинский. Он сор-
народа. Сила выступления товарища Вы- вал мнимый ореол превосходства США. Он
шинского в том, что слова его дышали доказал, что фальшивые миролюбцы Ва-
огромной мМорально-политической силой, и шингтона хотят сделать организацию Об е-
весь мир совершенно отчетливо узидел за’ диненных наций бесправным отделом госу-
этими словами всю нашу страну, увидел ее дарственного департамента США. Он пред-
друзей и ее врагов. Бессильна оказалась ставил правящие круги Америки в виде
реакционная нолитическая мишура, коей капризной и сварливой старухи из сказки о
Маршалл обвешал свои предложения, на- рыбаке и рыбке. Трумэн не хочет быть толь-
правленные к уничтожению организаций   ко повелителем всей Америки и значитель-
Об’единенных наций и к подготовке новой ной части Азин. Он хочет быть всемирной.
престубной войны. Вышинский сказал то, владычицей морскою, и чтобы Англия была.
что есть, без прикрас, назвав все вещи евои- у Него на посылках. Товарищ Вышинский.
ий подлинными именами, Кто они, эти поч- ‘предостерег от персвектийы амевчкансноге-
тенные американские сенаторы и депутаты разбитого корыта. Американские сварливые_
палаты представителей, положившие свои, старухи всех возрастов и положении  при-.
ноги на международный политический стол   Hasta в ярость Еще бы! Они предполагали,
и призывающие к войне против Советского   что Генеральная Ассамблея ООН может
Сова с такой неприножлевностью как   быть нревоашена волей. господина Марнал-

престувной войны. Вышинский сказал то,

12 есть, без прикрас, назвав все вещи CBON-
и” подлинными именами. Кто они, эти поч-
генные американские сенаторы ни депутаты
палаты представителей, › положившие свой

ноги на международный политический стол

и призывающие к войне против Советского
Союза с такой непринужденностью, как
если бы дело шло только о новой спеку-
ляции на международной’ бирже? Кто они —
политические деятели, «свободно» вырз-
жающие свои «мнения»? Просто безответ-
ственные болтуны, на.
обращать особого внимания, самовлюблен-
ные цицероны, подбрасывающие атомные
бомбы, как волейбольные шары?

которых не стоит,

владычицей морскою, и чтобы Англия был
Гу него на посылках. Товарищ Вышинский

разбитого корыта. Американские сварливые
‘старухи всех возрастов и положений ^ при-
тли в ярость Еще бы! Они предполагали,
что Генеральная Ассамблея ООН
быть превращена волей господина Маршал-
  ла во второе издание Парижской конферен-
пии 16 стран. Товарищ Вышинский рассеял
эти ‘иллюзии американских самодуров.

Организация Об’единенных наций не
является ни собственностью, ни созданием
  США. Командовать здесь никому не позво-
  лено. Бессмысленны предположения, что
`эта Организация может хотя бы одну мину-

‘предостерег ог ‘перспективы амерчканекого)

может:

‘нает говорить языком Хэрота и... Гитлера.
Эн призывает, амерлканиев готовитьея к то-
 `тальной войне. к войне «на полное исто-
‚ щение п разрушение». Он об’являет аме-
`риканцев наротом, «призванным» госнод-
ствовать нал миром.

Эйзенхауэр не остановился и перед та-
ким пророчеством: если внутри страны бу-
дет вызван конфликт, то «захват СПТА из-
  вне будет простой формальностью».
  Bor в каким приемам прибегает vacto-
ясавтаяся реакция. В ее черных пбвине-
ниях по адресу прогрессивных сил США
уже явно звучат призывы к расправе.

Het, они уголовные преступники, подле-
под-

жащие преследованию и осуждению,
лые и бесчестные поджигатели войны, с кэ-
торыми не дискуссию надо вести, а которых

народов, как бешеных псов. И не только
они преступники, а преступление совершают
те правительства, которые поошряют  про-
паганлу поджигателей войны. Вот что. про-
звучало на весь мир с огромной, покоряю-
щей силой, прозвучало вполне конкретно
с указанием имен, с ссылкой на подлинные
высказывания преступников, с указанием
общего ‘для них адреса: Соединенные `Шта-
ты Америки,

Нет, это не только пропаганда, которую
будто. бы можно пропустить’ мимо. ушей.

Это поставленное в Упор обвинение, кото-

рое не. ‘будет снято. Это правда, которую

нельзя ни замолчать, ни перекричать. После
разгрома германского очага, международной
реакции и преступной агрессии образовался
другой такой же очаг, не менее опасный.
Ов находится в США, его. главяый штаб

помещается на Уолл-стрит, его_ главарями.

являются Грумэн и Маршалл, его агентами
по. всему миру являются; американские ге-
нералы и дипломаты; его гончими собаками
являются американские капиталистические

Маршаллу и его недальновидным
 кам удалось бы осуществить свои преступ-
надо заключать в тюрьмы, изолировать от

ту существовать без Советского Союза, без
подлинно демократических народов. Если
советни-

ные замыслы и отнять у организации Об’е-
диненных наций самый смысл ее существо-
вания, то разбитое корыто не удовлетворит
лаже те существа, для коих корыто являет-
ся источником политического питания.

- Товарице Вышинский изложил позицию

советского народа в очень простых, ясных,

понятных простым людям словах. Чтобы
установить нодлинный мир, надо призвать к

‚порядку поджигателей войны, призвать так,

как призывают во всех государствах уго-
ловных преступников. Кто спускает с цепи
поджигателей войны, тог сознательно гото-
вит новую войну. Именно это делают реак-
ционные круги США. Все их золото и все
их атомные запасы бессильны перед’ этой
истиной. Это хорошо знают те миллионы
людей во всех странах земного шара, кото-
рые аплодировали товарищу Вышинскому.

Несчастные государства могут голосо-
вать по указке своего американского креди-
тора, а американская печать может сколько
ей угодно голосить, — от этого не ослабнет
всемирное звучание голоса советского наро-
да, поборника мира и дружбы народов.
	Д; ЗАСЛАВСКИЙ.
	`Рие. Б. ПРОРОКОВА,

являются Трумэн и Маршалл, его агентами
по. всему миру являются: американские ге-
raseTh. . ‘ г .

Сила речи товарища Вышинского в том,
что‘ он говорил как ‘«простой человек» в
собрании. профессионалов буржуазной дия-

ee

поматии, говорил. от‚ имени простых людей
	всего мира, говорил их языком, выражая их
мысли и чувства. Это были изумительные
мивуты в зале Генеральной Ассамблеи: слов.
но распахнулись окна на мир, ворвался све-
жий Ветер, и пышные слова’ Маршалла о
миролюбии сразу поблекли, ‘как дешевые
декорации. Словами товарища Вышинского
простые люди всего мира заявили, что они
не хотят войны. Мало того, они знают, кто
готовит войну, в чьих она интересах, и вре-
мя общих разговоров, закутанных в дипло-
	матическую фразеологию, прошло. Названы
	‘имена. Надо ли человечеству дожидаться
второго Нюрнберга, чтобы посадить уголов-
ных преступников на ‘скамью подсудимых
	уже после того, как им удалось Унито
жить миллионы простых людей для еще 6o-
лее высоких военных прибылей?

‚Мы, советские люхи, слушали товарища
Вышинского с глубоким чувством благодар-
ности и с радостным чувством гордости. Он
сказал то, что мы все думаем. Он превос-
ходно сказал — лучше, чем мог бы сказать
любой из нас, советских простых людей.
За это ему большое наше спасибо. Нам
приятно сознавать, что так говорить мог
именно ‘советский человек, доверенный на-
	На народной стройке развернулось сорев-
нование за то, чтобы к 80-й годовщине Ок-
тября подготовить водохранилище к приему
полмиллиарда кубометров воды.

Вековая мечта узбекского народа об. ис-
пользовании. вод Зеравшана — . накануне
осуществления. В. будушем году 250 тысяч
гектаров хлопковых плантаций. Бухарской
и Самаркандской ебластей получат” в. пять
раз больше воды, чем имели-в этом году.
	Речи Гриффита, Дьюй, Эйзенхауэра ий
других поджигателей войны вызвали немед-
ленный народный отклик. Некоторые из
делегатов, бывшие солдаты, протестовали
против военной истерия устроителей с’езда.

B agpec c’esaa «Легиона» стали поету-
пать предостерегающие телеграммы... Ре-
шительно звучат слова телеграммы Дани-
ельса, бывшего морского министра США:
«Американский легвон» должен поднять
голос протеста против духа войны, который
начинает чуветвоваться... He подливать
масла в огонь истерических проповедей во
имя войны!..>

Необходимо всеми вилами разоблачать и
срывать вреднейшие замыслы и планы во-
енных фашистских «Легионов». И прежде
всего 910 должны делать мы — литера-
торы, сторонники мира и сотрудничества
напий, которым народ ловерил оружие сво-
бодного слова. Мы уверены, что наступит
	пень, когда мир будет сулить всех NORM
галелей войны. как злейших врагов про-
	греесивного человечества.
> Вс. ВИШНЕВСКИЙ.
	Командующий Французсвнии

войсками в Германий генерал
Кениг вручил орден Почет-
ного легиона командующему
американскими войсками в
Гермавии генералу Клею.
	Юбилейные торжества в столице Азербайджана
	БАКУ (От нашего спец. корреспондента).
	Участники торжественного заседания C
	Е: ДВ ВИС ОЕ Е Их

Столина Советского Азербайджана празд-   srpomabim воодушевлением избирают. в По
  сю ттт ЗРГЕ!Е\
		нично украшена. Повсюду висят портреты
великого азербайджанского поэта Низами
Гянлжеви и большие полотнища с начер-
танными на них  изречениями поэта. На
юбилейные торжества, посвященные 800-
летию Низами, в Баку прибыли  Многочи-
сленные делегации из братских республик
нашей родины, а также из Болгарии, Юго-
славии и других стран.

29 сентября открылось торжественное за-
седание президиума Союза’ советских пи-
сателей СССР совместно се пленумом прав-
ления Союза советских писателей  Азер-
байджана, В залах! республиканской Ака-
демии наук, где проходит торжественное
заселание, организована выставка древних
рукописей произведений великого поэта.
Злесь же экспонируются его поэмы, пере-
веленные на многие языки народов CCCP.
	Е ФЕ <:

четный президиум Политбюро ЦК BRITO
во главе с И. В. Сталиным.

Торжественное заседание открылось
большой речью генерального секретаря Со-
юза советских писателей СССР тов А. А.
Фадеева, указавшего, что юбилей Низами
является праздником всех народов нашей
родины. Литературное наследство великого
поэта обогащает сохровищницу советской
культуры.

С докладом «Наследие Низами и наша
современность» выступил тов. Camen Byp-
TyH.

Профессор Барамидзе приветствовал тру-
дящихся Азербайджана от имени делегации
Грузии. От казахской делегации выступил

проф. Ауэзов.
	Новый словарь русского литературного языка
	За советский период в литературном Py’
ском языке произошли значительные едви-
ги. Возникли слова, обозначающие вовые
понятия и отношения: ‘изменилось значение
многих старых слов; литературный русский
язык обогатился словами народных  гово-
ров, произошли значительные: изменения в
стилистической и эмоциональной оценке
слов. у

Подготовленный к изданию под редак-
цией академика С. П. Обнорского словарь
русского языка в одном томе. ставит себе
задачей представить лексическую систему
современного русского литературного язы»
ка, отражающую все существенные сдвиги,
совершившиеся в нем.

Новый олнотомный словарь дает обще-
употребительный запас лексики литератур-
ного русского языка. Формы склонения имен
	и спряжения глаголов, во многих случаях
неустойчивые, приведены в соответствие
с тенденциями современного литературного
языка, проведена нормализация ударения.
Вопросы произношения, столь важные B
наше время расцвета всех форм публичной
речи (радио, кино, театр), найдут отражение
как в самом тексте’ словаря, в виде указа-
ний к отдельным словам, так и в пре
дисловии, в виле общего ‘очерка норматив-
ного литературного произношения. Орфо-
графия словаря согласована с Большим  ор-
фографическим словарем, составленным в
Институте русского языка Академии наук
CCCP,

Словарь русского языка в одном томе
	литератур-   рассчитан на широкие массы интеллигенции
	Советского Союза.
		Восстановление Книжной палаты
	Библиог аф ческ ент —КНИЖ- строенное no пр екту знаменитого руссво-
р ическии цен р страны К ро’
	ная палата — возобновила прерванное вой-
ной издание, «Ежегодника книги СССР».
Восстанавливается сгоревший от фашист-
ских бомб систематический каталог, насчи-
тывающий свыше 4 миллионов карточек.
Работники Палаты ведут большую работу
по выявлению и учету книг, не учтенных
во время войны.

Расширяется пострадавшая во время в:й-
вы типография Книжной палаты. Она по-
полнена новым ‘оборудованием, которое
вдвое увеличит ее производственную мош-
ность. К изданию намечен ряд ценных
трудов по ‘истории и теории библиогра-
	(pun.
	Старинное здание Книжной палаты; п0-
	Е: —_ _
го зодчего О. Бове и разрушенное немец
Kuma бомбами, ‘намечено восстановить.
Утвержден проект реставрации здания,
составленный архитекторами Б. Лейбо и
А. Броун.

30-ю  годовшину Великого Октября
Книжная палата отметит выпуском сбор“.
ника «Советская библиография», в Кото-
ром будут подведены итоги деятельности
Квижной палаты за годы советской вла-
сти. Слан в пезать ‘и выйдет к юбилею
массовым тиражом иллюстрированный ста-
тистизеский сборник «Советская печать в
цифрах». Сборник даст яркое представле-
ние об огромном росте книжной продук-
ции в СССР.
	ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ