аллереи
	Еовое здание Третьяковской
	НА СНИМКЕ: Перспективный
в Москве старого
	Заметки писателя
	Помню, как осенью сорок второго года  да мы говорим о роли, которую. сыграла   канских писателей Аемингуэя, Стейнбека,
	возле Ржева мы толковали о будущем ми-
ра. Были среди нас более восторженные и
более сдержанные; но и самый недоверчи-
вый тогда не представлял себе, до чего
могут быть наглы обманитики. В сорок вто-
ром некоторые люди, называвшие себя на-
шими союзниками, говорили: «Зачем торо-
питься со вторым фронтом?» Теперь они
кричат: «Зачем медлить с третьей войной?».
Невоевавшие вояки, для которых чужая
кровь была доходами, стали воинственвы-
ми. Доктор Роберт Монгомери, профессор
университета в Тексасе, уверяет, будто аме-
риканцы могут в двадцать четыре часа
убить семьдесят пять миллионов русских
(тютелька в тютельку): «Я забочусь че
о них, ао нас. Если мы должны их убить,
лучше это сделать немедленно, чем через
три года». Я не преувеличиваю значения та-
ких докторов, я знаю, что и американский
народ жаждет мира. Но я знаю также, что
	этот большой и талантливый народ еще.
	плохо разбирается в нолитике и его легко
обмануть: :

Доктор Роберт Монгомери ‘и ему подоб-

ные твердят о необходимости защитить
«западную» культуру от большевиков. Не-
которые приклеивают к слову «культура»
другую этикетку: «европейская» или «ат-
лантическая». Не могу не упомянуть о жи-
вописной детали. Как раз под статьей, при-
зывающей к защите «атлантической» куль-
туры, я нашел сообщение о последних куль-
турных достижениях самих защитников:
муниципалитет Чикаго торжественно чеет-
вовал некоего Джона ‘`Барклей, который
установил ‘рекорд хождения на голове, —
без помощи ног и рук, отталкиваясь голо-
вой от земли, он прошел триста ярдов.
Это, конечно, невинное развлечение, и я
хотел бы, чтобы все защитники «западной»
культуры, повара’ атомных снадобий, ро-
стовщики «планов Маршалла» и воинствен-
ный доктор Роберт Монгомери применяли
бы свои головы так, как применяет
свою голову оригинал из Чикаго. Но вх,
видимо, не устраивает медаль, ‘полученная
Джоном Барклей, им снятся рыцарские
кресты © дубовыми листьями, которыми
щедро осыпал крестоносцев ликвидирован-
ный фюрер.
- Кто же эти защитники европейской куль-
туры? Экспериментаторы Хирошимы, 1п0-
ставившие памятник KO3aM, погибшим при
испытании атомной бомбы в Бикини, спе-
пиалисты по сожжению’ живых негров
Джорджии, Южной Каролины, Миссисипи
и других столь же передовых штатов, хан-
жи, сажающие в тюрьму ученых за изложе-
ние теории Дарвина, ку-клукс-клановны,
поклоняюнтиеся «великому дракону», испы-
танные расисты, долларопоклонники, ленд-
лизовские Шейлоки; короли нефти, шантаж-
ных газет и жевательной резинки, состави-
тели антирабочих законов ‘и новейшие ком-
ментаторы доктрины Монро — Америка для
янки, а Европа для американцев.

Голодным издали показывают булку из
белой «манитобы». озябшим — куль Угля,
голым — штаны. Порой к бакшишу прила-
raeTCA свинец для непокорных: если нео-
башибузукам отпущены под’емные и су-
точные, то оружие, которое оказалось не-
нужным против немецких - фашистов
к моменту открытия второго фронта,
применяется (с  посредственным  успе-
хом) против греческих антифашистов.
Европа еще не включена в состав Шта-
тов, Но в штат включено немало евро-
пейцев. Найлены английские  лейбористы,
которые прославляют американских штрейк-
брехеров. Найдены французы, которые кла-
няются американским бпекунам, хотя имен-
+6 эти опекуны опекают злейших врагов
Франции — крупных немецких промын
ленников и генерала Франко. Один итальян-
ский кинорежиссер сделал хороший фильм
«Пьуска» — о беспризорных, которые пред-
лагают американцам почистить обувь.
Италии американны нашли достаточно чи-
стильщиков сапог—-я говорю теперь не о
голодных мальчишках, а о министрах, пре-
латах и литераторах...

Голодает и мерзнет земля той «западной
культуры», которая якобы дорога заатлан-
тическим дельцам. По приказу опекунов
льется кровь во всем мире: голланлиы
стреляют в инлонезийцев, эсэсовцы, палачи
Оралура, усмиряют жителей Вьетнама, гре-
ческие монархисты убивают героев Сопро-
тивления. Таковы скромные дебюты защит-
ников «европейской культуры». Не при-
холится говорить © суверенитете госу-
дарств. Лев Великобритании на американ-
ском корму присмирел. Вашингтон ‘запре-
шает лейбористам заниматься весьма скром-
ной: нацпионализацией. В Италии и во Фран-
ции американцы, показав зеленые кредитки,
потребовали удаления. коммунистов из пра-
вительства. Страна Конвента и Коммуны
для Джовов Непомнящих — это только ев-
ропейские Филиппины. Если, паче чаяния,
франнузские боциалисты окажутся  ведо-
статочно поклалистыми, приготовлена сме-
на: высокий генерал, который показал, что
он умеет низко кланяться. Газета «Эпок»
предупреждает французов: «Возможна пря-
мая интервенция Соединенных Штатов». А
«Нью-Йорк таймс» лицемерно ’ вздыхает:
«Мы пойдем на великие жертвы, чтобы спа-
сти культуру...» Итак, в Греции они. спа-
сают Акрополь, а если им придется пойти
на интервенцию во Франции, то с исклю-
чительной пелью — защитить собор Па-
рижской богоматери ‘от Луи Арагона...

Если в Америке еще имеются люди, спо-
собные поверить, что атомные ростовщики
действительно защищают культуру, то в
Европе таких олухов нет, В Европе есть
люди, готовые ради кошелька еще раз пре-
дать и свою родину и культуру, — поззв-
черашние мюнхенцы, вчерашние  Коллабо-
ранты. В Европе есть также люди, когорым
дороги родина и культура, их неё соблаз-
нить долларами, не запугать бомбами. Годы
испытания не прошли даром, твердь отде-
лилась от хляби.

Мы знаем, что существует. Атлаятиче-
ский океан, который отделяет Евроцу от
Америки. Но что такое «атлантическая
культура»? Архитектура . старой Испанин
куда ближе к архитектуре старой Грузии
или Армении, чем к архитектуре ацтеков.
Биография Парижа больше напоминает био-

графию Праги, чем биографию Атланты или
	Филадельфии. Амстердам или Стокгольм
куда роднее Леничграду, чем Чикаго. Толь-
ко человеку, который проскакал на голове
триста ярдов, может притти в голову об’е-
динить Пропилеи с чикагскими скотобой-
нями, Гюго—с законом о разделении рас и
противопоставить все это Тургеневу илн
Чайковскому. .

Люди менее претенциозные говорят о
«западной» культуре Но культуру нельзя
разделить на зоны, разрезать, как пирог,
на куски. Отделять  западноевронейскую
культуру от русской, русскую от западно-
	Россия в духовной жизни Европы, тб
отнюдь не для ‘того, чтобы принизить
другие народы. Ходули нужны карликам,
и о своем. расовом, исконно  националь-
ном превосходстве обычно кричат люди, не
уверенвые в себе. Глубокая связь, сущест-
вовавшая с древнейших времен между мыс-
	Европы, тс  Фолкнера, Колдуэлла Надеюсь, что им не
принизить   По душе «доктрива Трумэна». Знаю
	по душе «доктрина Трумэна». ° Знаю
одно: в их книгах встает злосчастная, тра-
гическая, олураченная и запойная Амери-
ка — искусство не знает обмана,
Страшев жизненный путь апологетов «за-
падной» культуры. Мы помним «дневники»
Андре Жида, его восхищение в 1940-м
		Беседа
с акад. А. В. Шусевым
	Государственная Тре“
тьяковская галлерея явВ-
ляется сокровишницей
русского искусства. За
время советской власти
ее фонды во’ МНОГО раз
выросли. Здание, M10-
строенное по чертежам
В. М. Васнецова, стало
лесным для картин, В
1925 году к нему при?
соединили соседний
особняк и пристроили
шесть новых залов, а В
1938—1934 годах. постро-
или новые корпуса. Од-
нако и это оказалось не-
достаточным. Новые по-
полнения коллекций BEI
звали необходимость
увеличить галлерею.

Проект расширения
Третьяковской галлереи
разрабатывается архи-. :
текторами Академпроекта Академии на-
ук СССР под моим руководством. Но-.
вое здание будет построено. на участке,
занятом сейчас ветхими одноэтажными
домами, и явится левым крылом галле-
реи. Оно запроектировано в 9 этажа с
17-ю большими выставочными залами,
в которых полностью разместятся фон-

ды галлереи.

Архитектура пристройки будет гармо-
нировать с главным зданием, В этом же
стиле предполагается оформление ранее
выстроенных корпусов, выходящих Ha
Малый Толмачевский переулок и or
личных от общего стиля галлереи.

_ В будущем, по перспективному проек-
ту, галлерея займет обширное простран-
ство между Лаврушинским и М..Толма-
чевским переулками. Фасад, выходящий
на Обводный канал, будет виден с Ка-
-итото моста. Через канал. намечено

м. голодный
	лителями и художниками различных стран,   «мудростью» Гитлера. Теперь он раз’езжа-
способствовала богатству и многообразию   ет по той части Германии, которая занята
культуры. Мы учились у других, и-мы Учи-   американцами, и выступает со’ сладкими ре-
ли других. Нужно ли еще раз напоминать,   чами перед питомцами Бальдур фон Шираха.
что без классического русского ‘романа   Пятнадцать лет тому назад Жюль Ромэн
	писал: «Фашизм стремится создать общест-
во, в котором каждый находится на своем
месте» Французы вскоре увидели, какое
место предназначил им фашизм. Что касает-
ся Жюля Ромэна, он своевременво уехал в
	что без классического русского POMdHa
нельзя себе представить современную евро-
пейскую и американскую литературу, как
нельзя себе представить современную живо-
пись без того, что создано французскими
	художниками прошлого века. Белинский сто
лет назад писал, что европейские народы
«нещадно заимствуют друг у друга, ни-
сколько не боясь повредить своей наци-
ональности. История говорит, что: подобные
опасения могут быть действительны только

Америку. Теперь он прославляет американ-
скую реакцию. Пятнадцать лет тому. назад
он сватал Францию за Гитлера, называя
предполагаемый союз «супружеской парой»,
Теперь он расхваливает нового жениха с
долларами. Это уж похоже не на сваль-

ме в.

ИЯ Ornane

бу, а на скверный «дом свиданий». Здесь
нет места HH национальной гордости, ни
любви к своей родине, здесь нет заботы о
судьбах французской культуры — только
страх перед будущим, ненависть к комму-
	Саи ня

“  низму, желание спрятаться за спину дер-
МНОГО   киморды, будь то немецкий фелвдфебель
ы И   или шериф’из Оклахомы. т.
	Не случайно Жюль Ромэн или Андре
	для народов нравственно бессильных и нич-
тожных».

Смешно было бы защищать Льва Толсто-
го ОТ атомщиков из Тексаса. Можно только
напомнить, что за короткий тридцатилетний
срок советское искусство создало много
ценного, перешедшего в другие страны и
нашедшего там продление. Разве не показа-
	вид Государственной Трехьяковской таллерси
я вновь проектированного   строения.
	наю удивление и восхищение хранителя
	Лувра, Korma A eMy paccKasal, NO PB
CCCP ознакомление посетителей с со:
кровищами картинных галлерей постав-
лено на научную основу. Надо сказать,
uto B Лувре об’яснения . посетителям
обычно. дают малограмотные сторожа,

В новом здании предполагается  уст-
ройство подготовительных залов, где
экскурсанты будут собираться для вы-
работки маршрута и затем уже присту-
пать к осмотру галлереи. В основу пла-
нировки помещений кладутся научные
расчеты освещения залов верхним светом
и искусственным освещением с помощью
электроламп ‘так называемого дневного
света. —

Здание Государственной  Третьяков-
ской галлереи, проектирование которого
сейчас ведется, займет достойное место

в плане новой Москвы, ;
	перекинуть пешеходный мост в HOBBIH
парк, разбитый на месте  Болотной пло-
	Wann.
B nactoaiiee BpeMa B Frasimepee OTCYT

ee meaty
	ствуют залы для больших скульптур,

требующих верхнего освешения; нет
риа er o00-
	к
зала для отдыха экскурсантов; не >”
рудованных реставрационных мастер-
ских; отсутствуют уникальные залы для
выдающихся произведений русских м4-
стеров” — Репина, Сурикоза, Александра
Иванова, Левитана и других. Все это
будет учтено при проектировании HOBO-
го здания Третьяковской галлереи.

В нашей стране посещение художе-
ственного музея не привилегия богатых
классов. Музей предназначается для ши-
роких народных масс. В Третьяковской
галлерее об’яснения посетителям дают

ce
	fa +
знатоки живописи, люди со специальным ©
	образованием. В этой связи я BCNOMH-
	тельно, что старые фильмы Эйзенштейна, Моруа с атомшиками. Не случайно лучшие
Пудовкина, Довженко теперь способствова-   представители французской мысли с нами.
	Во Франции, как и в других странах Евро-
	пы, идет борьба за человеческое и нацио-
	нальное достоинство, за культуру. Среди
коммунистов и друзей Советского Союза
мы видим крупнейших ученых Франции —
покойного — Ланжевена и Жолио-Кюри,
	ли рождению итальянского кино, что музы-
ка Прокофьева и Шостаковича благотворно
отразилась на’ творчестве многих американ-
ских композиторов и что, как некогда Бай-
рон, Маяковский обошел все’сады поэзии
	Старого и Нового Света? Что касается са-   крупнейших ее художников — Пикассо и
	Матисса *, крупнейших поэтов — Арагона и
	зывает огромное влияние на политику, на  Элюара. Я говорю «крупнейших» не только
экономику, на культуру мира. Мало оста-   потому, что лично я. люблю краски Матисса
лось стран, которые не прибегают (пусть [или поэтику Элюара, я говорю о бесспор-
	ном, о том, что вынуждены признать и вра-
ги. И не потому стали большими мастерами
Арагон и Элюар, что пришли к нам, они
пришли к нам потому, что они большие ма-
стера. Представители высокой культуры,
патриоты своей страны, они защищают
жизнь от смерти, творчество от мирового
ку-клукс-клана. Мы видим, как против
крестоносцев, у ‘которых в одной руке пач-
ка долларов, а в другой — атомная’ бомба,
подымается совесть мира. Не с ними Эйн-
штейн, Бернар Шоу, лучший ‘поэт Латин-
ской Америки Пабло Неруда, католики —
Хосе Бергамин и Мартен-Шофье, не с ними
Жан Кассу, Андре Шансон и другие.
Летом в Париже умер один из самых
больших художников Франции Альбер Мар-
ке. Он был новатором, свои ‘чудебные по-
лотна — река, деревья, окно, раскрытое в
сад, — он создавал как бы из ничего, и `он
был законным наследником великих пейза-
жистов прошлого от Клода Лоррена до
Коро. Альбер Марке был коммунистом, го-
рячим и верным другом Советского Союза
(он был у нас незадолго перед войной).
Напрасно искал я в газете «Советское ‘ис-
кусство» сообщение об этой большой’ поте-
ре, — его не было. Я говорю’ сейчае об
этом, потому что мы должны чаще и боль-
ше думать о наших друзьях. Ведь та: борьба,
которую мы ведем с невежественными хищ-
никами Уолл-стрита, — это борьба за куль-
туру и счастье всего человечества. У: нас
	нА искусство.

Атомщики выступают не только’ против
нас, не только против строптивой Европы,
не только против своих американских ‘рабо-
чих, они ополчились на’ живое, новое,
страстное искусство. Депутат дикого штата
Миссисипи, заселенного рабами и рабовла-
дельцами, Ренкин потребовал изгнания из
Америки Чарли Чаплина и «расследования
коммунистической антиамериканской дея-
тельности» Доротти Паркер. Почему луч-
ший киноактер нашего времени и талантли-
вая американская писательница так разгне-
вали депутата Миссисипи? Им дорога куль-
тура, они любят искусство и, ‘следовательно,
они ненавидят ту Америку доллара и пле-
ти, которую представляет Ренкин. Я был в
Америке, когда только начинался кресто-
вый поход против прогресса, но и тогда
можно было увидеть, с какой иронией вос-
принимала лучшая часть американской HH-
теллигенции попытку пришить ‘мораль, фи-
лософию, эстетику к «бизнесу». Теперь тос-
	пода из Вашингтона жаждут «оздоровить
	Европу». Между подсчетом расходов по
усмирению греческого народа и распределе-
нием министерских портфелей в шестнадиа-
ти подшефных государствах Европы прези-
дент Трумэн занимается эстетикой. Он осу-
дил крупнейших мастеров ‘современной
Франции, заявив. что «настоящие художни-
ки должны прежде всего думать о сходстве
с натурой». Живопись для этого знатока. —
не философская концепция художника, не
цвет, а всего-навсего фотографическое
сходство о. натурой. Дядюшка ‘Сэм решил
контролировать неё только желудки, HO H
души своих должников.
	Мы не. одни в той духовной войне, кото-
рую нам об’явили белокожие черносотея-
цы Америки. С нами молодые демократии
Европы, герои Югославии и мастера Праги,
с нами французский народ в неукрощенные
патриоты Греции, с` нами оскорбленная `Ис-
павия и внуки гарибальлийцев, которые’ ви-
когда, никогда не станут чистильщиками
американских сапог. е нами лучшие ученые,
поэты, живописны Европы, е нами и все
честные, душевно смелые американаы. Мы
радуемся каждой удаче наших друзей —
на выборах или в навязанной им войне, их
трудам, книгам, полотнам. Ведь все. живое,
большое, что создается за пределами на-
шего государства, остается в пределах
нашего сознания и нашего мира. Co-
ветский патриотизм неизменно связан с
любовью к другим народам, с заботой о
всечеловеческой культуре. Мы знаем, что
наше государство, наша наука, наши книги
нужны миру. Историей мы поставлены впе-
реди; это место диктует нам не самодоволь-
ство. а самоотверженность. Мы не удивля-
емся злобе, клевете, бряпавию оружьем —
у кого много друзей, у того и много врагов.
Уверейно мы смотрим вперед; трудное, но
высокое время.

Что касается поктора Роберта Монгомери,
я ему посоветую изучить на досуге. биогра-
фию доктора Иозефа Геббельса,
	“ Редакция считает неправильным, что тов.
И. Эренбург обходит молчанием вопросе о фор-
малистеко-декадентеком наинравленийи творче-
		порой и в искаженном виде) к планирова-
нию хозяйства. Говоря о строительстве пло-
тины во Франции, консервативная газета
«Монд» называет его «французским Дне-
прогэсом», Эта’ лингвистическая справка
говорит о многом. Никакие «доктрины Тру-
	мэна» не отделят нашу культуру от евро-

пейской, даже если Маршалл выпишет сто
тысяч чеков, даже если защищать Европу
от нашей культуры будут самые изыскан-
ные культуртрегеры вроде Черчилля, Бул-
лита и Салазара.

Король печати или, выражаясь скромнее,
владелец самых подлых газет Америки ску-
пал в Европе готические монастыри и сво-
зил их к себе. В бывших монастырях он
устроил ванные комнаты и, вероятно, счи-
тал себя культурнейшим человеком. На
самом деле он остался дикарем, древние
статуи так же его не облагородили, как
никакие ванны его не очистили и не очистят.
Культура — это не только старые камни,
это старые камни, способные вдохновить
молодых дерзновенных творцов. Культура—
не трофеи, ее нельзя засунуть в карман
вместе е военными базами, нефтяными про-
мыслами и картинами из итальянских му-
зеев. .

Культура — не рента, нельзя ее получить
в наследство, положить в сейф и жить на
проценты. Культура He существует вне
творческого движения. Мало цитировать,
нужно говорить так, чтобы слова станови-
лись цитатами. Умирает не культура, уми-
рает тот класс, который перестает созда-
вать культурные ценности. Буржуазия соз-
дала множество высоких произведений ис-
кусства. Кто вздумает отрицать значение
Бальзака и Диккенса, Флобера и Золя, Де-
лакруа и Курбе, Манэ и Сезанна? Они жили
в те времена, когда буржуазия жила. Теперь
буржуазия—это живой труп. В годы кризи-
са, между двумя войнами, мы видели, как бра-
зильцы топили пароходы кофе, как канад-
цы окрашивали пшеницу эозином, как дат-
чане уничтожали молочных коров, делая из
них Корм для свиней, как америкавны ло-

мали тракторы, как лильские фабриканты.

крошили станки. А тогда миллионы людей.

ходили в лохмотьях и не имели куска хле-
ба. Все зверства немецких фашистов не за-
ставят нас забыть о дикости и вандализме

«нормального» буржуазного общества. Ис-.

кусство не может жить там, где нет живой
жизни. Есть во Франции литерагурная га-
зета «Фигаро-литтерер», в каждом ее номере
можно найти злобную и низкую вылазку и
против советской литературы и против тех
французских писателей, которые идут вмес-
тесо своим народом. «Фигаро-литтерер» ще-
голяет своей мнимой культурностью. И вот
на первой странице этой газеты я нашел
восторженное описание литературного сало-
ва госпожи Софи Стамба. В этом салоне
бывают различные знаменитости, как, напри-
мер, Жюль Ромэн, и госпожа Софи Стамба
показывает всем свои переплеты. Ее книги
и альбомы переплетены в человеческую ко-
жу. Госпожа Софи Стамба говорит: «Он был
красивым парнем, я его сама выбрала... Ви:
дите, вот следы его сосцов. А волосы еще
растут... У меня в запасе десяток человече-
ских кож, но они похуже, они пойдут на
маленькие книги...» Стоило ли вешать нюрн-
бергских злодеев, чтобы ползать на брюхе
перед американскими расистами и перепле-
тать автографы Жюля Ромэна в человече-
скую кожу? Мы относимся с глубоким ува-
жением к культурному наследству буржуаз-
ного общества, к Гюго и к Шелли, к Рембо
и к Коро, но мы презираем одичавшую со-
временную буржуазию. Никому не придетв
голову назвать немецких фашистов защит-
никами «западной» или хотя бы немецкой
культуры; они не были также защитниками
буржуазной или феодальной культуры, они
были носителями варварства, хотя в. Герма-
вии тридцатых годов имелись и Гетештрас-
се, и образцовые печатни Лейпцига, и заво-
ды «ИГ», и рестораны-автоматы, словом, все
те семь чудес, которыми кичатся Мичиган
или Огайо. .
Не случайно бледны, подражательны,
беспомощвы те произведения современного
искусства, которые ограничены буржуазным
восприятием мира. Западноевропейский ‘пи-
сатель, не нашедший пути к вароду, неволь-
но замыкается в себе, его не могут вдохво-
вить ни дела Поля Рейно. ни ужимки Софи
Стамба Так появляется еще один роман, где
тщательно обследованы различные формы
гвиевия одинокой и мертвой души. Как
только писатель выглядывает в окошко,
всгречается с живыми людьми, его книги
превращаются в обвинигельный акт против
засидевшихся мертвецов Я не знаю :ао-
	втальлеин   ероическая
	Французские буржуазные ученые исписа-
ли тысячи страниц 06’ изошренных, умыш-
	ленно затемненных стихах символис! а.
Малларме, но по странной случайности
«забыли» о поэтах Паряжекой Коммуны.
	На Западе существу т лишь несколько вни-
жек о Потье, Валлесе, Луизе Мишель и
брешюрка о Влемане. Произведения поэтов-
коммунаров до сих ‘пор истлевают в архи-
вах военного ведомства Французской рес-
публики.

Только советские литературоведы начали
серьезную работу по изучевию литератур-
ного наслелства Парижской Коммуны. Вни-
	ipa Ю. Ланилина -— пеэвая научная моно-
	трафия с поэтах Воммуны.

Говоря о культурных успехах движения
чартиетов, Энгельсе писал: «... пролетариат
создал свою собственную литературу... по
содержанию своему далеко превосходящую
всю литературу буржуазии». (Курсив мой
—В. Г.). «Рабочие, —добавляет Энгельс, —
„.имеют другие идеи и представления, дру-
гие нравы и нравственные принципы, дру-
гую... политику, чем буржуазия».

Исследование Данилина — хорошая ил-
люстрация к марксистско-ленинскому учв-
нию о двух культурах в классовом общест-

поэзия коммунаре
	лась безжалостная ‘критика лживых 1:
зунгов буржуазной демократии Третьей
республики.

_ Жан Батист Клеман в негодовании в
клицает»
	Свобода.

Равенство.

Братство.

Трех слов втих, ввучных, веселых,
Рабочий познал перевод.

Он их: Безработица, Голод

и Самоубийство — прочтет.
Слова! Не насытитшаьея словом!
А голод — властительный спрут.
Вот старый рабочий без крова,
Й лети от голода мрут...
	° Для Потье приход республиканцев в
власти-—лишь смена «политической вывес-
ки». №.-Б. Клеман в песне «На волков»
говорит о правительстве и’ парламентских
бюрократах как о «етае волков», рвупши
на части тело Франции.

У нас республика. Не так ли?
Где ж перемены? Их не жди.
Дают политики епектакли,

А люд голодный — пост блюди,

`
	Поэзия Парижекой Коммуны — круп
нейший художественный памятник перво-
го опыта пролетарекой диктатуры. Ю. Да
нилин своей книгой решительно опроверга-
ет распространенную во Франции термило-
рианскую легенду о революции и, в Fact
ности, о Парижекой Воммуне, как о перис:
де анархии и упадка ‘культуры, периоде
котла не могут возникнуть значительные
произведения искусства.

В книге Ю. Данилина содержится bore

тый исторический материал о делах и 20.

дях Коммуны. Рассчитанная на широком
читателя, она написана яено и пром,
Познавательное значение ее бесспорно. 9ру
диция ученого у Ю. Данилина сочетает
с темпераментом публициста.

Однако некоторые положёния №. Лани
лина вызывают возражения. Нельзя согла-
‘ситься, например, ве тем, как исследо
тель ‘опрелеляет место Э. Потье в мировой
поэзии, Мо мнению автора, Потье — поэт
всемирно-исторического значения, 6031.
тель «поэзии революционного пролетарий-
Ta, осознавшего свой классовые, и иеториче
ские цели». Не приходится доказывать,
Что только в творчестве Максима Горьком
мировой пролетариат впервые нашел прав
дивое и художественное изображение своей
борьбы.

Книга 0 героической поэзии парижеких
коммупаров в наши дни, когда реакция 80
Франции поднимает голову, имеет особенно
актуальное значение, Жизнь и 000ьб8 10
этов Коммуны, связавиих свою судьбу 6
судьбой народа, не еломленных преследова
ниями и каторгой, представляет разитель
ный контраст се современными «рыцарям
на час», примазавтимися к народному дви
жению рали личной славы, с политически“
ми и литературными карьеристами типа
Сартра.

Rapa Марке резко противопоставлял дру!
другу две Франпии — революционную,
мократическую Франпию и Францию эко
плоататорских классов,

«Франция Вонапарта °— Маленьком,
предающаяся разгулу по случаю рождения
сына у Монтихо, расточающая богатств
пелой нации на смехотворный парад, разу
крашепная митурой и золотом... эта Фра
ция прелставляет ужасающий контраст в
той Францией, которая подвергается пы
кам в Вайене,... изнемогает в крепост
‚Бель-Иль, гниет на каторге»..;

Поэзия Коммуны — один из наиболее
ярких эпизодов историй кулЬтУрн 910
	второй Франции, Франции свободы и 1880:
ЛЮЦИЙ.
	Подслушано
в американской
зоне Австрии

Приходят, уходят и ропшут открыто:
Опять ренегатам привольно и сыто!
	От жгучей слезы неимущий ослеп:
Полит его желчью имущего хлеб!
	Где золото прадедов? — За океаном:

Где клятвы о дружбе? — Повиты туманом!
Где честь и свобода?—В мошне у дельцов!
Гле песня о братстве? — В могиле отцов!
	Зачем же к молитве зовет неустанно
Воздушная башня святого Стефана?
Обманута Вена, ` красавица-мать,

ЕЙ фартук служанки готовят опять!
	В глухом переулке влюбленная пара
Торгует. любовью по курсу доллара;
Проходит, стуча костылем, инвалид, ©
Венера над ними пылит и пылит...

‚в
	Во век неё устанет холодное небо
	Метать свои звезды в просящего хлеба!
	Bena, 1946 r. _
	Выставка запрещенных
	изданий А. Н: Радищева
	. = 7   a
25 сентября исполняется 145 лет со дня   ве, о борьбе культуры демократической ий
	смерти первого русского : писателя-револ!  >
ционера, ‘предшественника декабристов,
А. Н. Радищева. Государственный Литера-
турный музей отмечает эту знаменательную
дату устройством расширенного научного
заседания. :
	Большой интерес представляет организуе-
	  мая к заседанию выставка запрещенных `изЗ-
	даний А. Н. Радищева, находящихся в на-
стоящее время в московских государствен-
ных хранилищах ‘и у частных лиц,
	Культурная
	жизнь страны
	* Инспекция по охране памятников Ле-
нинграда утвердила проекты восстановле-
ния и реконструкции зданий в городе
Пушкине, связанных с жизнью и деятель-
ностью гениального русского поэта.

На Колпинской улице будет восстанов-
лено деревянное здание, где жил А. С.
Пушкин в. 1831 sony. Восстанавливаются
пострадавшие в годы войны дома, в кото-
рых жили лицейский преподаватель пения
и директор лицея. Пушкин и другие ли-
цеисты были частыми гостями в этих до-
мах. —

* 250-й спектакль оперы «Евгений Оне-
гин» состоялся в. Свердловском театре
оперы и балета им; (Луначарского. Впервые
опера’ была поставлена’ в театре в 1930
году. За это время ее прослушало более
400 тысяч человек.
	* Новый сезон начался в театрах Caxa-
лина. Сформированный в прошлом году в
Москве Южносахалинский ‘окружной дра-
матический театр открыл его инсцениров-
кой «Молодой гвардии» по роману А. Фа-
деева. Второй Южносахалинский театр го-
товит пьесу Погодина «Кремлевские ку-
ранты». Александровский и Охтинский
праматический театры в Октябрьские празд-
ники ‘покажут пьесу «Любовь Яровая»
Тренева и ео романа «Молодзя
гвардия».
	* При Елатьмском районном ‘краеведче-
ском. музее организовано литературное
об’единение, членами` которого являются
местные поэты и писагели. Об’единение
выпускает литературно - художественные
сборники, организует массовые литератур-
ные вечера, лекции и доклады. Члены’ ли-
тературного .об’единения выступают со
своими произведениями по радио.
	* В Козмодемьянске филиалом Марий:
ского государственного издательства выпу-
щена массовым тиражом книга сказок
Салтыкова-Шедрина на горно-марийском
языке. Перевод сказок сделан писателем
В. Семеновым.
	* Редкая рукописная книга четырехсог-
летней давности найдена в Кандалако!е,
Мурманской области. В книге рассказы-
вается о рыбных промыслах на’Белом море
и приводится сказание о северном сиянии.
Рукопись передана Мурманскому м
ческому музею.
	социалистической с культурой эксплоата-
торского меньшинства.

В книге — целая галлерея портретов ре-
волюционно-демократических поэтов Ком-
	муны. Многие страницы -— волнующий рас-
	сказ о самих поэтах, 0б их жизни и борь-
бе, ибо творчество деятелей Коммуны нераз-
рывно елито с героической борьбой рабочего
класса.
	Творческий путь Эжена Шотье отражает
	процесс идейного роста трудящихся масс в
	ходе революции. В «Воммунистичееком ма-
нифесте» Марке и Энгельсе провозгласили,
что освобождение рабочего класса — дело
самих рабочих. Уроки Парижской Коммуны
помогли Потье сделать ясный вывод в «Ин-
тернационале» * }
	Никто не даст нам избавленья —
Ни бог, ни царь и не герой.
Добьемся мы освобожденья
Своею собственной рукой.
	Чарижекая Коммуна бросает отблеск на
все творчество Потье. Коммуна для поэта—
не только героическое прошлое, но живой
призыв в продолжению борьбы. Потье стре-
MHTCA создать поэзию научного сопиализ-
ма. Художественная вершина его творчест-
ва — сборник 1887 года «Революционные
песни». Именно в это время поэт ближе вее-
го подходит к маркеизму. Большевистская
«Правда» в 1913 году высоко оценила ав-
тора «Интернационала», назвав его гимн
«нерукотворным намятником».

Ю. Ланилин отнюдь не канонизирует по-
этов Воммуны, не закрывает глаза на их
ошибки и заблуждения, Ha художественное
несовершенство некоторых’ ‘ произведений
коммунаров. Так, для Луизы Мишель «вос-
ход солнца революций» — лишь дело дд
лекого будущего, «чудесный сон». Шленя-
ясь им, она иногда забывает о «грешной
земле», а конкретных задачах Коммуны.
Эжен Шатлэн наивно верит в идеалы yro-
пической книги Kate «Путешествие в Икз-
pH», ,

Но’ лучшие произведения  поэтов-ре-
волюционеров проникнуты твердой верой в
новую Воммуну, которая окончательно уни-
чтожит, мир насилия и еоциальной неспра-
велливости.
	ленин говорил, что Коммуна векрыла
	 «... историческую условность и ограничен-
	ную ценность буржуазного нарламентариз-
ма и буржуазной демократии...» Величай-
шей заслугой поэтов Парижской Коммуны.
аттестатом их политической зрелости. яви-
	Ю. Данилин. «Мовты Парижской Коммуны».
т. Г. Гослитиздат, 1947. 406 стр.
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: В. В
	* сдавционная _ коллегия: 5. ВЕЛИЧКО, Б.
0. КУРГАНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А, МАКАРОВ,
	А. ТВАРДОВСК

HA,
		5.

BATOB,

КОРНЕЙЧУК,
	М, МИТИН, Н. ПОГОДИН,
	К 4-76-02, внутренней жизни — К 4-60-02,
	европейской попросту невежественно. Ког-  ! литических вастроений превосходных амери-   ства’ Никассо. и `Матисеа.
	«Литературная газета» выходит два раза
в неделю: по средам и субботам,

Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм‘— Москва,
Е мех пунапопной жизни — К 4.64.61! н:
	тября, 19 (для телеграмм‘— Москва, Литгазета); Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусства —
международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94, издательство — К 3-37-34.

Типография имени И. И. Скворцова Степанова, Москва. Пушкинская площадь, 5,

TC АРА
	Б—01563