у тетя взяла
о  О копеек?
	бравшееся в самолете линии   — Вам отдельный номер или койку? -
было пестрое, как в даль-   задала вопрос дежурная.

— Да все равно; — ответил Авксентий
определился и центр, об’е-   Николаевич. — Впрочем, сколько стом
айно собравшийся кружок номер?
зался не тенор, остроумный — Двадцать’ четыре рубля в сутки,
мягкими жестами и бархат-  — Давайте номер, — решил оон.
не архитектор лауреат, не Дежурная выписала квитанцию, и тут

мный бухгалтер Авксентий   началась фантасмагория.
И нк.   — С вас 36 рублей, — обратилась ona
	Николаевич. Именно он, человек, привыг- —
cee eee toe топике нифр и строгому  к главбуху.
	ший к стройной логике цифр и строгому   & blac ysy+
стал власти-  - Почему тридцать шесть? — спросил

порядку денежных расчетов,
телем наших дум и выразителем мнений.   Авксентий Николаевич, и в голосе его за.
Тут сказалась, видимо, здоровая реакция   звучал привычный уже нашему уху металл.
нашего маленького коллектива на путевые — За полторы суток, — последовал от-

злоключения. 8 . BeT.
Началось © посадки. Когда пассажиры — Какие же полторы суток? — сказал
iad NN eee главбух. — Сейчас десятый час вечера, а

рее. ПАЗ КОгГО
	в четыре утра нам на аэродром выезжать.
Ведь мы У вас считаные часы проведем.

— Это не имеет значения, — отрезала
дежурная. — Сутки y нас кончаются
в 1? часов ночи Значит, вы заплатите за
	гурьбой высыпали на площадку Бакинского
аэродрома и, не замечая очарования пред-
рассветной апшеронской степи с ее слож-
ными запахами полыни и нефти, › устреми-
лись в самолет, на всех лицах сразу и од-
	= 7 Ч ao if eo 4 СТОЛЕ А ДНЕ Е ЗЕ . On А ae
  Toa ee gO 6: ие Мы   сегодняшний ыы 3 ~~ gaBTpal-
CTBO ~~ : z : ‘него. Итого’ — 36 рублей,
кресла .
ожидали увидеть удобные, Мягкие - Кота 1, eo подавленное молчание, Каж:

mapa WEY TOMY
	с откидными слинками и свежими чехлами
изголовников; буфет, с прикрепленными к
стенке  термосами; ковровую дорожку
в проходе.

Но комфорта не было. Глазам нашим
представилась картина металлического нут-
ра фюзеляжа, во всей его предельно-кон-
структивистской упрощенности: голые реб-
ра креплений, а по бокам жесткие алюми-
ниевые лавки. Сидеть здесь можно. было,
только поджав ноги и не шевелясь. В про-

т И ae eA RYE ROA пита

ИЕ Я И 4% № —  г ЧА

дый из нас чувствовал, что попало в сти-
хию, где’ законы логики бессильны. Расте-
рянность на наших лицах была столь явег-
венной, что даже дежурную проняло,

— Вы что думаете, граждане, я сама
эти. правила выдумала? — сказала она. —
До весны мы. брали с людей, kak mona.
гается, а в мае приехал ревизор из Мини-
стерства коммунального хозяйства и’ раз’яс-
нил, что неверно берем, либеральничаем,
правила нарушаем, Пригрозил начёт на нас
	ee сре ее

ходе беспорядочно громоздилась груда  .)

оно п’ AULAKOB. сделать. Вот мы и стали считать ночь ‘за
=. Да — сказал тенор, —— пубть неудач полторы ‘суток.

> с тенор, пусть неудач-  Вы@лушав дежурную, мы молча уплати-
	‚ник плачет, кляня свою судьбу.

Посетовали и другие пассажиры на неу-
дачу. Общий смысл сетований сводился к
тому, что в соприкосновении с системой
Аэрофлота все, мол, зависит от. счастья.
Повезет — и ты летишь в: отличном само-
лете. со всеми удобствами. Если же
счастье отвернулось от тебя — пеняй на
судьбу и полагай себя довеском к грузу,
транспортируемому воздушным путем.

— А я считаю разговоры о ‘везении
неправильными, — сказал Авксентий Ни-
колаевич. — Тут дело не в везении, а в
том, что нет ясности в финансовых взаимо-
отношениях между Аэрофлотом и намн,
пассажирами. Возьмите, к примеру, желез-

ли гостиничную дань и разбрелись по но-
мерам. Спали плохо. Шестикратная оплата
нашего  шестичасового пребывания в
«Астраханской» не избавила нас ни от. мно-
гочисленных тараканов, ‘ни от еще более
многочисленных клопов.

Поездка на  астраханский — аэродром,
под’ем в. воздух и перелет до Москвы
обошлись без всяких неприятностей.

Первым на московской земле возвысил
голос в. защиту своих сбережений начальник
МТС, до того безмолвствовавший всю доро-
гу. Мы. с удивлением оглянулись, когда
услышали, как он вдруг лаконично спро-

сил у носилыщика;
— Вам сколько полагается по таксе?

mn er TE TA UT era.

mw

Tr.
	Е ЕВЕ. д. г aw.
ную дорогу. Ведь не бывает так, чтобы я  — Два рубля, — ответил HOCHJIBUMIK,
уплатил за мягкий вагон, а меня посадили   недоумевая, к чему странный пассажир
в общий. И наоборот тоже не бывает.   КЛОНИТ разговор.

В отношениях между пассажирама и же-  — Почему же вы с меня запросили
	Oe ES

лезной дорогой все ясно, все оговорено.

На воздушном же транспорте — ясно-
сти никакой. Неправильно, когда, уплатив
одинаковую сумму, один пассажир летит
с полным комфортом, а другой — в товар-
нике За меньшие удобства полагается
брать меньшие деньги. М, будьте уверены,
если вопрос станет так, аэрофлотские то-
варищи постараются оборудовать самолеты
креслами и дорожками.

двадцать?

— Так ведь такса, она просто так, для
вывески, обиделся носилыцик. — По
таксе только в трамвае едут. Разве ж мы
вю пользуемся?

— Вы не пользуетесь, а я пользуюсь —
коротко сказал начальник МТС и протянул
носильщику два рубля.

— Правильно! — поддержал новообра-
шенного поборника финансовой дисциипли-

oe et

м она Поти ей лот

в ЗЕ КСИР а“
..В Астрахань прилетели поздно. При:   #8 8 быту Авксентий пиколаевич,
В автобусе, отвозившем нас в город,

шлось. заночевать. о а: eum AIAN Тута ararm nas ОА.
	BILD Fan It Oa Lids
T Axcenta Huxon a состоялся дебют тенора. На этот раз со-
YT CHOBa ABKCENTH аевич ВСТаЛ лист. презрел мелодии и даже обошелся

на защиту попираемых пассажирских прав. без речитатива
На этот раз он ополчился против шофера,  ‘ Це понимаю, — сухо и твердо обра-
пытавшегося получить с нас по пятерке 3а уился он к кондукторше, — почему вы с
доставку с аэродрома в: гостиницу. меня взали 90 рублей?
	доставку с аэродрома в гобаниму. меня взяли 30 рублей?
— Это чья машина? — грозно обратил- ``— С вас шесть рублей и два ваших че:

ся Авксентий Николаевич к водителю. модана по двенадцать, итого тридцатка, —
— Аэрофлотская, — ответил шофер. протараторила кондукторша. ^
	— Вы с кого берете деньги: “so Что за странный счет? — продолжал
— С пассажиров, которые в город же-  так ‘же сухо тенор. — Чемоданы летели
лают ехать. -   со мной две с лишним тысячи километров,
	лают ехать. °_   со мной две.с лишним тысячи километров,
— А мы в город не желаем, нам Астра:   и это стоило: около ста рублей, а за про-
хань не нужна, — загремей главбух, —   воз их в автобусе на расстоянии тридцати
	хань не нужна, — загремел главоух, —
мы вынуждены ехать с вами, подчеркиваю,
вынуждены, потому что Аэрофлот не су-
мел во-время доставить нас в Москву. С
какой же стати мы будем оплачивать при-
чиненные нам неудобства?

Заявление Авксентия Николаевича было
ясно и убедительно. Нам тоже казалось, что
брать с нас деньги за вынужденный проезд
в аэрофлотском, автобусе несправедливо,
однако шофер был иного мнения и спокой-
но продолжал оделять нас талонами. Толь-
ко главбуха он опасливо обошел.

«.. Давайте оформляться, граждане, —
сказала дежурная, когда наша запыленная
и утомленная компания воздушных неудач-
ников заполнила вестибюль гостиницы
«Астраханской».

Первым протянул свои документы наш
бригадир.

воз их в автобусе на расстоянии тридцати
километров вы с меня берете 24 рубля!

— Если перевести на тоннокилометры,
провоз багажа автобусом. обходится вам
почти в двадцать раз дороже, чем самоле-
том, — быстро подсчитал Авксентий Ни:
колаевич.

Беседуя о странностях тарифов о комму-
нального транспорта, мы доехали до цен-
тра и здесь разошлись, 1

— Бабушка, — услышал я на прощание
голос одного из наших попутчиков, малень-
кого Юрика, стоявшего вместе с бабуш-
кой у киоска «Мосминвода»,—почему напи-
сано, что стакан воды без сиропа стоит
пять копеек, а тетя с тебя взяла пятнад-
цать и сдачи не дала?

Влияние нашего славного главбуха Авк-

сентия Николаевича продолжало  сказы-
ваться.
		спросил, воспользовавшись минутной пере-
дышкой:

— Так что же, Мария Григорьевна, бу-
дете вы в этом году Героем Социалисти-
ческого Труда?

— Про это вы в Москве спросите, —
лукаво сказала она. — ИМ скажите там,
чтоб побольше машин прислали. Мы x
хлеба много даем! — Девушка неожидан-
но вздохнула. — А то трудно вручную.
Ой, как трудно...

Из Обоянского района мы отправились
в Ивню, а оттуда — в колхоз имени Чка-
лова, к Калмыковой Мы встретили ее в
поле, у широкого разлива зеленой, пропи-
танной солнечным светом, озими. Седая,
с суровым, морщинистым лицом, Калмы-
кова стояла у края поля с пучком свежей
зелени в руках. Казалось, она очень нело-

-А. ЖИТОМИРСКОГО
	Культурная
жизнь страны
	< Во время воины немцы разрушили
в селе Михайловском многие здания и
памятники, связанные с жизнью и дея-
тельностью А, С. Пушкина. Сейчас они
восстанавливаются и  реставрируются.
Восстановлен домик няни поэта — Ари-
ны Родионовны. Начата реставрация
Святогорского монастыря, у стен кото-
рого покоится прах великого’ поэта. —
	<> Ивановский областной краеведче-
ский музей хранит богатейшую в мире
коллекцию образцов русских тканей,
выпущенных фабриками нашей страны
с ХУП столетия до настоящих дней. В
лиона образцов шерсти, шелка, сатина,
ситцев самых разнообразных рисунков.
		Фолокарикатура худ,
	Два друга явственно очерчены,
Й лица их и речи схожи,
	Черчилле,
	Сдва заговорят ов
	Макнейл кричит: «И Бевин тоже!»
	ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
	мир, растительность, почвы. А книг об этом
почему-то обидно мало. «Библиотека путе-
шествий» издательства «Молодая гвардия»,
в которой вышла книга А. Шахова; но
необ’яснимой, как мне кажется, причине,
пополняется слишком медленно. У нас с0з-
дался новый тин путешественника — ис-
следователя и преобразователя земли. Это
человек с широким государетвенным круго-
зором, разведчик будущих пятилеток, вер-
ный друг малых народов, населяющих зем-
ли Севера и Востока нашей родины. Он
может и должен стать героем и автором
волнующих ‘книг, по которым будет воспи-
тываться советское. юношеетво,
wy
	Толубенький переплет, а по голубому —
какие-то желтенькие не то листочки, не то
ягодки. Это — книжка стихов Леонида Хзу-
стова. Называется — «Новоселье» («Co-
ветский писатель», 1947).

Мне не приходилось раньше читать, сти-
хи Леоннла Хаустова, кажется, это его пер-
вый сборник. Поэту немногим больше. два-
дцати лет («Здравствуй, пора моя, лучшая
самая — лвадпать вторая весна»). В ети-
хотворении «Ровеснику» он говорит:
	Бак мне хочется знать все твои
сокровенные мысли,
Сны твой полглядеть...
	С таким именно чувством раскрываешь
	_внигу юного поэта. Что может быть заман-
	чивей и радостней возможности  проник-
нуть в душевный мир молодого поколения?
Ведь это все равно; что заглянуть в буду-
mee..

И вот прочитываешь книжку раз, дру-
гой, благо она невелика. Странное .ох-
ватывает ощущение: как будто, вопреки
законам физики, оторвался от земной твер-
ди и паришь в эфире, где нет ни времени,
ни пространства — одна только зарифмо-
ванная неопределенность! Порой, правда,
встречаешь знакомые понятия, но стоит
коснуться их — они раснлываются в та-
кую же туманность. Вот, например, гово-
рится о войне. Но что это 3a война? Когда
она была? Вто и с кем воевал? За что?..
Тема войныв стихах]. Хаустова странным
	образом перевоплощается в одну лишь те-
му разлуки, расставаний и ветреч.
	Найдете вы в стихах J. Xaycrosa uw по-
	нятие родины-— «земли, где родился и
рос». Но попробуйте определить, 6 какой
зежле говорит поэт. Вот «дедовский погоет,
с часовней и оградами косыми», вот`«тлушь,
подгнившие кресты», калитка, «в лесах
сугробы», вот «за окном травой заросший
дворик с пересохшей лужей побреди»...
Война кончилась и —

Я вернулся в пербёулок снова

После дней разлуки и тревог...

Хоть бы электрический фонарь блеснул
в этом переулке — все-таки былобы вре-
менной признак! Тютчев, например, лирик.
А он вводил в свой стих и нароход (в. 30-х
годах прошлого. века!), и «нить вестовую»
телеграфа (в 1855 году!). А тут: нет: ка-
кие-то ямщики куда-то едут, какие-то де-
вицы гадают о суженом, и в «нашем саду»
поют соловьи, и под крышей — ласточки-
ны гнезда, и —
		За тишиною — тишина,
Как берег за рекою...
	«Я шел глубокой и тесной, как ущелье,
Карекой долиной на запад, приближаясь к
тому месту, где Азия граничит с Европой.
Справа и слева виднелись серые каменные
громады се пятнами снега. Однажды, когда
солнце зашло за горы, по долине протяну-
лись длинные тени. На южную половину
неба лег розовый сумрак, и в нем, первый
раз за это лето, показалась звезда. Одино-
кая, она — предвестница темноты — ка-
залась странной и в 10 же время прекрас-
ной в этом светлом краю...»

Это выдержка из книги А. Шахова «По
оленьим тропам. Повесть об одной экспеди-
ции» («Молодая гвардия», 1947).

Мне кажется, счастлив человек, который
непринужденно и просто. может. сказать о
себе: «Я шел... к тому месту, где Азия гра-
ничит с Европой». И описать первую звез-
ду длинного полярного’ дня. И поведать, как
растут в тундре цветы, согретые круглосу-
точным солнцем.

Счастлив путешественник. Движение к
цели, с буссолью и картой — для него так-
же и движение к познанию, все более пол-
ному, но никогда не исчерпываемому по-
знанию облика родной страны.

Вдвойне счастлив он потому, что, нанеся
на свою карту луга: и пастбища, изучив,
какие и где растут травы, исследовав водо-
емы, он может сказать: «Вот так надо еде-
лать, чтобы всем оленьим стадам хватило
в тундре корма...»

Завидуешь уделу путешественника. А
большего нельзя и пожелать его книге. Ес-
ли зажгла она желание «поколесить вдоль
и поперек» по просторам родины, откры-
вать, исследовать, вызывать к жизни не-
исчислимые ее богатства, если потянуло чи-
тателя к истокам рек или на необжитый
полярный берег, если крепко захотелось са-
мому увидеть розовую ночь и подглядеть,
как пляшет на снежном холме заяц, — зна-
чит хороша книга!

А. Шахов — геоботаник. Его книга —
дневник одной из сотен экспедиций, еже-
тодно исследующих необ’ятные  простран-
ства нашей родины — ее моря и реки, тай-
гу и горные хребты, ее недра, животный
	Безответственность
Московского почтамта’
	«Литературная газета» еще в мае писала
о возмутительной безответственности” ра-
ботников Московского почтамта, задержав-
ших доставку газеты более, чем на сутки.
Центральное управление распространения
и экспедирования печати Министерства
связи СССР заверило тогда редакцию, что
доставка газеты будет налажена;

Однако подписчики попрежнему полу-
чают газету с большими перебоями.

Так, № 40 «Литературной газеты», вы-
шедший 24 сентября, был доставлен мно-
гим подписчикам-москвичам лишь вечером,
	‚а некоторым (например, во 2-м и 21-м ноч-
	товых отделениях г. Москвы) лишь на сле-
дующий день. № 41 «Литературной  газе-
ты», вышедшей 27 сентября, также был
доставлен подписчикам в Ленинском, Ки-
ровском и Фрунзенском районах с большим
опозданием, а некоторые подписчики во 2-м
почтовом отделении получили газету
28 сентября.

Директору Московского почтамта т. Бу-
шуеву пора навести порядок в своем уч-
реждении и обеспечить своевременную до-
ставку «Литературной газеты».
	ла воду на свою плантацию, поливала сох-
нущие растения, Ожила  свекла. И вдруг
Маруся заметила, что ботва снова вянет.
Какое это. горе.было, когда под спасенны-
ми от засухи корнями обнаружились лн-
чинки майского жука! Что делать? Как
спасти свеклу ото личинок` поражающих
корни на большой глубине? Неужели про-
нал’ неслыханный труд марусиного звена?
Нет, не из таких она, чтобы опускать ру-
ки. Живым примером служили для нее
‘бывшие фронтовики; давно волновали ее
успехи Евдокии Никифоровны Калмыковой:
Бывшая батрачка стала колхозницей, затем
звеньевой, бригадиром. Теперь ona — знат-
ный председатель колхоза, депутат Веру
ховного Совета... Маруся решила не от-
ставать от Калмыковой. Ona подумала:
«Что сделала бы Евдокия ` Никифоровна,
если. бы у нёе личинка свеклу ела?» Ма-
руся не могла ответить на этот вопрос:
Посоветовавшись с членами звена, она ре-
шила: «Будем личинки по одной из земли
выковыривать»..

Колхозницы На коленях нолзали по ‘зем-
	ле, спасая плантацию. Пятнадцать тысяч
	личинок майского жука уничтожили они
своими руками. Маруся не успокойлась,
пока не спасла все свое поле от. гибели. И
В засушливый год она добилась урожая в
130-центнеров с гёктара. Во ‘Всех колхозах:
заговорили о ее подвиге: Но неё все члены
марусиного звена были довольны. своей.
начальницей. Одни уличали` Марусю В том,
что ей хочется «заработать орден», другие:
заговорили _об- усталости;. Маруся. молча

делала-свое дело. Ви. помогали и Ефоемов.
	и агрономы МТС, и. секретарь -райкома пар-

тии Придворов. `В` девунке пробудилась
	воля настоящего ` командира. Вместе ¢ *EO-
	‘`ремовым она’ произвела ‘решительную  чи-
‘стку вссвоем звене. Ей. не нужны лодыри
и склочники.. Дважды. Маруся обновляла
	Е но RARE  , YBAMCHHE
али срели колхозников. ee . решитель-
ъ`и:прамоата!.

На следующий. день колхозницы  из
	‚звена. Суржиковой продолжали молотить
цепами. Маруся .с рассвета занялась. ‹раз-
зедкой». где можно побольше навоза’ раз-
добыть? В будущем году она‘ хочет ло-

центнеров .с- гектара. - =:
Возвратившись, ‘ва’ток; она. ‘занялась по-
‘грузкой зерна- на- машину Ей. некогда ‘бы-

ло разговаривать с. нами. Но’ веса se ¥
	Нет, так чувствовать, так воспринимать
жизнь не может ина 40-х годов нашего.
века.

Весна — двадцать вторая, а она «почти
больна покоем», и песня звучит минорно:

Тихие туманы плывут волокнистые,
Тают и тонут в пруду...

И если о море — то’ сказано, что оно,
«как зеленый забор», если о ветре — то
он, «как дачник ленивый, качается в га-
маке». Маленькое счаетье, тихие привязан=
ности, недалекий, воробъиный полет мечты.
«Новоселье» — называется сборник, но
тде ж она, дерзость и страеть неугомонных
`новосёлов этого мира, молодых воинов и
строителей нового общества?..

Ловишь себя на мысли: а стоит Im TAR
подробно говорить об этой книжке?

Стоит. Хотя бы потому, что слишком час-
то в наше нетихое время встречаются на
обложках поэтических сборников тихие ней-
‘заживи, с увядшими листочками, туманцем
‘и умилительной березкой.

Ф. КРАВЧЕНКО

нивших мне Нолтавщину, мы ‘заночевали.
Утром мы, наконец, нашли деревню Быка-
ново, где предстояло встретиться с Марией
Григорьевной Суржиковой. Немного мы
знали о ней. Скромная колхозная девушка
стала знатной звеньевой. В этом году ей,
возможно; будет присвоено звание Героя
Сониалистического Труда. «Впрочем, если
ей суждено только орден Ленина получить,
	`И то следует побывать в Быканове, — по-
	‘советовал мне один из руководящих работ-
ников области. — Вы, как писатель, можете
почерпнуть ценный материал для  творче-
‚СТВ:

= Конечно, `Суржикова поставлена в
‘исключительные условия, — сказал фото-
граф, когда машина приближалась к кол-
‘хозному ‘току. — Иначе; как ей рекорда
добиться?

° Машина остановилась возле веялок и
треножников. с ‘ситами,. © помощью кото-

рых колхозницы’ очищали:
	— Я управилась, — возразила Маруся. —
Это мы другому звену помогаем,

Сказав это, Маруся вопросительно: но-
глядела на председателя колхоза: что ей
дальше делать? Ефремов улыбнулся:

— Ты им, Маруся, свою свеклу покажи,
Свекла у нее знаменитая выросла.

= Тур, пожалуй, и снимать нечего, —
неожиданно произнес фотограф; обращаясь
	ко мне.— Я думал. заснять Суржикову- на’
	фоне молотилки, а она с ‘щепом:- Как вам
нравится?.
	— Феерия! — крикнул мой спутник, как
только последние тусклые огоньки Курска
промелькнули мимо машины и мы очутились
в степи, озаренной пламенем болыших ко-
стров. — Какие огромные костриша! =

=— Лучше бы мы увидели здесь не. ко-
стры, а-_обыкновенные электрические. фо-
	нари, — сказал я, всматриваясь в силуэты. С
	скирдов.
— Может ‘быть,—не очень охотно согла-
сился фотограф,—но все же это мне больше
нравится. Даже странно, что “BEL, писатель,
не замечаете такой красоты. .

Mie He хотелось говорить; что я ‘сам
вначале залюбовался было красивым  зре-
	лишем, но вдруг устыдился, веномвив, как.

трудна и опасна ночная молотьба. Не от
хорошей жизни зажгли эти‘ костры: кур-
ские колхозники. Немцы ‘уничтожили почти
весь. инвентарь, десятки. тысяч! крестьян-
ских жилищ, все, что’ трудом ‘было: накоп-
	лено до войны. Всего лишь четыре года
назад освободила эту землю Советская
Армия. Многое восстановлено, но машин
все еще нехватает, А надо спешить; надо
поскорее обмолотить обильный урожай,
добытый в жарких схватках © природой
там, где недавно. бушевала война.

Наша машина свернула с харьковского
	нюссе.: на. проселочную дорогу.” Она долго
	мчалась, расплескивая впереди себя. мут-
	ный свет, выхватывая из темноты Те‘ярко-
	зеленую щетину. травы, то преждевременно
пожелтевшую ветку куста, то черную . no-
лрску ‘рва: Изредка’ где-то вдалеке вспы-
хивали ‘огоньки ‘фар. Стремительно при-
ближалиеь’ они-к нам и гасли, а’вслед 3a
тем `е ‘ревом выскакивал ‚из темноты на-
полненный - пузатыми мешками грузовик.
Колхозники. спешили в. Обоявь...

Вскоре показались”, силуэты. изб. Тяже-
лыми черными. тучами лежали над их. кры-
шами’ кроны деревьев. Было. поздно, и ни
в одном ‘доме мы^ не заметили бгонька.
Деревня казалась вымернтей. :Низенькие
сарайчики и`кузи соломы во ‘дворах: созда-
вали впечатление ‘руин. Однако, как” TOABKO
свет. фар- на’: повороте”: попал-в ODMH 43
	таких..дворов, мы увидели. белую. стену ха-
	ты, новую, ‘аккуратно HOACTPHREHH YO ссло-
менную. крышу, синие. „звездочки: вьюнка
нал плетнем В одной 43 таких хат, напом-

«Литературная газета» выходит два
в неделю: по средам и субботам.
		Курской дуге идет великая битва за хлеб,
за то, чтобы наше социалистическое госу-
дарство. стало еще сильнее, богаче, Я по-
бывал. не только в Курской области; я
знаю, как живут и работают колхозники
в других областях. Многие из них получат
в этом году правительственные награды,
но они, как солдаты на фронте, думают не
о наградах, а о том, чтобы скорее взять
новый рубеж.
	Однако, восхищаясь людьми колхозов,
я не мог не думать о писателях ито мно-
гих других представителях нашей copet-
ской интеллигенции. Как мало сделали’ мы
для того, чтобы показать силу и красоту
битвы на колхозных полях! Как плохо еще
поставлено культурное обслуживание кол-
хозников! Какая отсталость еще чувст-
	_ Я ничем не мог помочь моему спутнику.   Ховного Совета... Маруся.
В работе. Маруси, в-ее внешности и -ноход-   Ставать от Калмыковой.
ке не было ничего особенного. Нобётая`  «Что сделала бы Евдокия
	В работе. Маруси, в ее внешности:и ноход-
ке не было ничего особенного. Простая,
смуглая, ‘молчаливая, ничем не выделяю-
щаяся среди. других колхознии. Что’ мож-
но написать о ‘ней? Впрочем, как бы там
	ни было, надо посмотреть свеклу. И мы
вместе с: Марусей отправились в поле. Мы
или ‘не долго. Почти y самой деревни
	раскинулась плантация. Маруся ‘выдернула
одну ‘свеклу наугад. . Свекла ` оказалась
большой, увесистой. .-. 2: а
	— Эта. штука весит ‘полтора килограмма:
	< может, и оольше, — сказала Г‘аруся,
весело. глядя на нас. — Такую я-уже
взвешивала. Обязательство moe: пятьсот
центнеров с гектара, а я думаю все шесть-
сот собрать.

_ Девушка не ошиблась. Когда мы взвез
CHAM на колхозных весах свеклу, в ней
о. ровно полтора килограмма.

-— Глаз, наметанный,—сказал Ефремов.—
‘акую свеклу хоть на выставку вези. Ты
им расскажи, Маруся, как в прошлом году
свеклу выращивала во время засухи: Mu
тересная, я вам скажу, ‘история... aes

‘Однако. Маруся не стала’ рассказывать
свою «историю». Взяв цеп, она опять пр

нялась. молотить, Но вечером. я многое: уз-
нал и о. Ефремове — бывшем командире
роты” ‘автоматчиков; участнике боев ва Ky B-
ской. ‚дуге, и о  Марусе-  Суржиковой - =
простой девушке, ставшей знатной звенье-
вой.в страшный, засушливый год. икогяа
	не ‘выдумать писателю. того, ‘что `пережилз:

\Заруся, вступив в единоборство с лютыми
врагами; ве груда. Многие колхозницы:ову-
стили руки, а Маруся, молчаливая, ‘скром-
ная Маруся не’ сдавалась. В бочках вози-
	2эИони в руках. казалось, она очень недо-
результатом
недоумевали. Перед нами была чудесная
озимь — без единого сорняка. Много ки-

вустся и в работе тех, кто ближе всех
стоит к колхозникам, — в работе агроно-
мов! Разве не постыдно то. что некоторые
писатели все еще изображают колхозников
	пометров мы проехали по курской степи, но
нигде не видели таких чистых полей, Все
шло нормально. Во всех бригадах и
звеньях — отличный урожай. Колхоз’ на-
столько разбогател за этот год, что соби-
рается строить электростанцию, кирпичный
завод, баню, новый коровник, свинарник...
Люди колхоза дружны и активны, А этот
озимый клин предсказывает обильный уро-
жай в будущем году. Почему же так
нахмурено лицо Евдокии Никифоровны?

— Дела у меня неважные, — сказала
Калмыкова, отвечая на мой вопрос. — Что
с того, что звеньевые мои собрали но двад-
цать и двадцать пять центнеров зерна с
гектара? В других колхозах моих звенье-
вых обгоняют, Вот я стою и думаю: как
мне в будущем выкрутиться?

подумал о Суржиковой. Пожалуй,
она не захочет уступить даже Калмыко-
вой.
	Мы возвращались в Курск ‘по тому же
харьковскому шоссе. Был холодный, вет-
реный вечер. Вдали попрежнему пылали
костры. Многому они научили меня, писа-
теля, Как бы другими глазами увидел я
жизнь и труд людей, стремящихся прибли-
зить день великого изобилия. _Сеголня на
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: В. ВЕЛИЧКО. Б

rat Юг я тар
	ще —s EEE REND 2,
А’ УГ АНОВ, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ,
А. ТВОРДОВСКИН.
	такими, какими их часто изображали в
книгах тридцатых годов? Разве не заслу-
живает укора то, что и в колхозе «Первое
мая», и даже в колхозе имени Чкалова,
где председательствует депутат Верховно-
го Совета, не были подготовлены склады
и зерно ссыпают в. клубах, а в Обояни
просто на тротуар?

Но, ‘как бы там ни было, новое побеж-
дает. Мы видели не только костры, осве-
щающие ночную  молотьбу, и клубы, на-
полненные зерном. В ‘одной деревне мы
увидели электрические фонари: Они осве-
щали белый фасад большого здания.

— Новый дом культуры, =‘ сказал мой

спутник. — И знаете, что я вам скажу:
это тоже эффектно...
	Я промолчал. Я думал о той золотой
поре› когда в этих степях появится много
машин, еще больше, чем было до войны,
и небо. по ночам будет заливать не зарево
костров, а сияние электрических фонарей.
Он совсем недалек, этот долгожданный,
счастливый день. он придет, как пришла
в эти степи Победа после кровавых боев
	тяжкого героического труда, Костры
возвещают его приход.
	ав А,  КОРНЕИЙЧУК,
M. MUTAH. WO naranut
	возились. мужчины в потертых и поли
ших. гимнастерках. Один, из них ок
председателем колхоза «Первое мая».
только назвал себя: Ефремов... „Разгов
вать некогда было — надо отправлять
‘10; Однако ` он ‘приветливо’ заулыб:
когда мы заговорили о Суржиковой..
— Вас Маруся интересует? — сказал
ремов, переглядываясь с колхозникам
Это хорошю.. Она -у-нас. знатная, Пойди
я вам. покажу нашу: Марусю. 7°
Мы были смущены, когда Ефремов «
новился возле группы запьленных” KON
ниц, молотивщих ценами. просо; .
= Bor: pam и, Маруся, _Суржикова,
„своим знатным звеном... -
«Лоевнящиеся на солние.

как. сабли, - -
	‘ценов мелькали над белыми. платками

`хозник. Когда’ Ефремов . OKNMKHY A _Марусю,
одно било на мгновенье замерло. в, воздухе
`и-вдруг. без’ ‘ззмаха упало на сноп: Бробив
Hell, молодая ‘красношекая -колхозница с
	темными пытливыми глазами” т
нам, подала руку. Я ‘спросил: . be

~~ Ute, & это вы с. ‚Молотов до
пор не управились?

Адрес редакции и издательства: ул. 25 Октября, 19 (для телеграмм —. Москва, Литгазета). Телефоны: сек
международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-09

Типография имени И. И, Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

ы; секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы и искусств
4-60-02, информации — K 1-18-94, издательство — К 3-37-34.

литературы и искусства — К 4-76-02, вмутренней жизни кан
тельство — К 2.27.34 утренней жизни —К 4-60-09.