С. МАРШАК

Мысли вслух
Всемирной пользуется славой
Американец Вашингтон.
	Его упорством в битве правой
Восставший край освобожден.
	Мы чтим великого Линкольна,
Которому нанес удар :
Работоргсвец недовольный,
Теряя прибыльный товар.
	Пам ярко светит из. тумана.
Воспоминанье о втором,

О лучшем Рузвельте — Делано,
Не запятнавшем Белый Дом.
	Он был силен; благоразумен, -
Великодушию открыт;

Он был не то, что мистер..;
Пусть мистер Смит меня простит.
	Я He желаю инцидентов

И на уста кладу печать,

Но сто’ процентов президентов
Я не обязан обожать!
		ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, . СОЕДИНЯИТЕСЫ
		статков. Это люди, ду-
мающие лишь о том,
«нельзя ли дать нам по-
жить спокойно». «Яс-
но, — говорил товарищ
Сталин, — что эти «ла-
кированные» коммунасты
	не имеют ничего общего
	О критике
	и самокритике
	Вся система советского общественного
в государственного строя дает наиболь-
ший выход народным силам, максимально
мобилизует эти силы, опирается на их
непрерывный рост, История человечества
не знала еще такого государства, как со-
ветское государство, политика которого
основывалась бы на научном понимании
законов общественного развития и которое
в наиболее адэкватной форме выражало бы
интересы народа,
	Однако и при социализме противоречия
в обществе отнюдь не исчезают. Непра-
вильно представление о том, будто при
социализме в общественной жизни нет про-
тиворечий, конфликтов, коллизий, борьбы.
И при социализме действует вечный закон
борьбы между новым и старым, между ог-
живающим и нарождающимся. Однако
формы проявления этого закона коренным
образом отличны от того, как он прояв-
ляется в эксплоататорских обществах.
Ленин говорил, что при социализме анта-
гонизмы исчезают, но противоречия оста-
ются. Противоречий в условиях  социалн-
стического общества немало: одни преодо-
леваются, олновременно возникают новые.
Процесс борьбы между старым и новым,
между отжившим и растущим идет и при
социализме непрерывно.
	В условиях социализма еще до конца не
уничтожены противоположность между го-
родом и деревней, различие между людъ-
ми умственного и физического труда. От-
сюда разные условия жизни и труда у со-
ветских людей, различные культурные и
бытовые потребности.
	Далее, социалистическое общество в
своем развитии наталкивается на вредней-
шие пережитки капитализма в сознании
людей. Пережитки эти сильны и живучи.
	Они находят свое выражение и в некомму-
нистическом отношении к труду, и в анти-
государственном отношении к обществен-
ному, народному добру, и в бытовых, се-
мейных отношениях. Они проявляются
порою в виде идеологических шатаний у
отдельных представителей нашей интел-
лигенции, Эти пережитки выступают и как
проявление гнилого раболепия перед бур-
жуазной культурой. Националистические
влияния также представляют собою один
из вреднейших и опасных пережитков капи-
тализма в сознании людей. Само собой ра-
зумеется, что буржуазный мир, капитали-
стическое окружение питают все эти пере-
житки, стремятся их поддерживать и сохря-
HATS. Е
	Рост жизненных потребностей народных
масс, необходимость создания условий для
культурной и зажиточной жизни всех со-
ветских людей сталкиваются с недостз-
‘точным уровнем производства и требуют
неуклонного повышения производительно-
	сти труда и развития производства. А это,
в свою очередь, означает, что нужна борь-
ба против отстающих, против тех, кто дает
недостаточно высокую производительность
труда, против лодырей и лентяев.

Все это—противоречия роста, но они су-
шествуют у нас и требуют борьбы, требуют
преодоления. Важнейшим рычагом преодо-
ления противоречий в советском обществе
являются критика и. самокритика.
	В условиях антагонистического общества
происходит борьба классов и борьба пар-
тий, представляющих и выражающих про-
тивоположность интересов этих классов.
Классы и партии борются друг © другом,
критикуют друг друга, выступают,‘ когда
резко обостряется классовая борьба, с ору-
жием в руках друг против друга. Это —
закон жизни и развития антаговистических
обществ.

Принципиально иное положение в нашем,
советском обществе, У нас нет антагони-
стических классов. Между рабочим клас-
сом, крестьянством и интеллигенцией у нас
существуют дружественный союз и брат-
ское сотрудничество. У нас нет и не м>-
жет быть никаких других партий, кроме
	партии большевиков, являющейся  аван-
гардом всего советского народа. Но так
как у нас имеются свои противоречия,
	происходит борьба между новым, нарож-
дающимся, и старым, отмирающим, идет
непрестанное развитие вперед от низшего
к высшему во всех сферах общественной
жизни, то закономерностью развития Ha-
шего строя являются критика и самокри-
тика,

Партия большевиков — мозг и душа сэ-
ветского общества, выразительница обще-
государственных интересов  Советскогс
Союза, выступающая против всяких прояв-
лений ведомственных, местнических тев-
денций и стремлений. Она — основная це-
ментирующая сила нашего многонациональ-
ного сониалистического государства.

Всей своей деятельностью на благо ро-
дины партия большевиков так сроднилась
с народом, ‚добилась такой высокой степе-
ни внутреннего контакта с народом, так
глубоко выражает его интересы, что ее
политика воспринимается всем народом, как
его собственная политика. — Моральная
связь партии большевиков с народом
крепка; как никогда. И именно поэтому
партия ‘большевиков со всей силой з2-
остряет вопрос о критике и самокритике,
как о важнейшем принципе своей деятель-
ности.

Огромный размах строительства, гигаят-
ская сложность работы требуют от пар-
тии постоянных усилий, постоянного само-
воспитания и самообучения, а также вос-
питания и обучения трудящихся нашей
страны. Только при условии непрерывной
борьбы прогив всего отстающего, затхлого,
гнилого, против всего, что тянет  назал,
при условии непрестанного повышения тре-
бовательности к себе партия в состоянии
преодолевать встречающиеся на пути труд-
ности и непрерывно двигаться вперед.

И. В. Сталин указывал, что никогда еще
в мире не бывало такой могущественной
и. авторитетной власти, как советская
власть, такой сильной и влиятельной пар-
тии, как большевистская ‘партия. Чем выше
авторитет партии, чем больше она сродни-
лась с народом, чем сильнее ее влияние
на всю жизнь, тем нужнее критика и са-
мокритика.

В нашей действительности еще нередко
встречаются работники, тормозящие дело в
мешающие двигаться вперед, которых в
свое время метко охарактеризовал и за-
клеймил товарищ Сталин.

Это, во-первых, люди, имевшие извест-
ные заслуги в прошлом, но отставшие от
жизни, превратившиеся в спесивых и 3а-
знавшихся бюрократов, которые считают,
что в силу их старых заслуг им якобы
может быть все позволено, что советские
и партийные законы не для них писаны.

Это, во-вгорых, «честные болтуны», лю-
ди может быть, преданные всей душой
советской власти, но не умеющие руково-
дить делом и способные угопить всякую
живую работу в общих разговорах.

Это, далее, люди, не любящие, не тер-
пящие самокритики, отмахивающиеся от
нее, как от назойливого приставания, —
дескать, опять эта самокритика, опять
«выворачивание наизнанку» наших  недо-
	ППА ГУРШАЕ
ее    A\GOS  Ky
	Суббота, 4 октября 1947 г.
				Однажды на оперативке, — на совещании,
что проводились каждый вечер, — он рез-
ко спросил инженера-субполрядчика, кото-
рый, не выполнив графика, жаловался, что
ему не подвезли материалов:

— Сколько у вас людей?

— Двести человек.

— Можете. забирать их и отправляться к
себе в Харьков. Справимся без вас. Облег-
чим вам жизнь Задания с вас сняты, Мо-
	жете быть свободны.
— Но почему же? Но как же я?..
	— Это дело ваше. Надо уметь взять Ма-
териалы, добиться. Прощайте,

Инженер-субподрядчик, конечно, He
уехал. Он: выучился работать в <уровой
школе «Запорожеталих».

Когда я вновь. в предпраздничный” день
поздоровался с Дымшицем он сказал мне:

— Теперь вы понимаете, почему я бы-
вал так резок? У нас не было времени,
	чтобы деликатничать.
wy,

На торжественном митинге-концерте во-
зник второй ярус без всяких дополнитель-
ных конструкций, — возник неожиданно для
всех.

Сотни юношей и девушек забрались по
железным скобам на 20 метров вверх, на
широкие — шириною в тротуар — о©пор-
ные балки мостового крана и уселись там.
Некоторые поднялись еще выше и нашли
удобные местечки среди железных пере”
плетов верхних ферм. Сперва я туда по-
	глядывал с тревогой. Но потом сообразил:
	вель они верхолазы, они сами монтироваин
эти переплеты и балки, они привыкли к вы-
соте.

Они сидели там, вольно свесив ноги.
Кто-то запел, и весь ярус молодежи под-
хватил. Песня витала в этом зале, где
могли уместиться несколько театров Мос-
KBBI. :

Eme и еще раз в мыслях возникают
знаменательные слова товарища Жданова:
Да, мы уже не те русские, какими были
когда-то.

Ныне все мы живем на новых историче-
ских высотах, все мы привыкли к высоте.
=,

Торжественный митинг открыл парторг
ЦК ВКП(б) Соболевский. В пролете — в
одном из восьми пролетов цеха—собралось
пятнадцать тысяч человек. Между сценой
и зрительным залом пролегал железнодо-
рожный путь. Паровоз пыхтел в воротах
цеха. После речи Соболевского раздался
гудок отправления, и плавно тровулись: от-
крытые платформы, груженные автомобил»-

ным листом. .
	Состав отправился в Москву.

На платформах — плакаты о победе за-
порожцев, приветствия великому Сталину.

..Во втором ряду сидит девушка с цве-
тами. Я вижу ее лицо. Кажется, один миг
она: колеблезея, затем бросаех цветы на
медленно проходящие платформы. И еще
откуда-то летят цветы и цветы.

Это был самый трогательный момент
праздника. Я сижу рядом со старым строи-
телем инженером Лукашкиным и вижу, как
увлажняются его глаза.

Он говорит:

— Мы, тертые люди, редко плачем. Я
не мог удержать слезы, когда первый раз
	увидел эти взорванные _ листопроватные
цехи. И вот видите, теперь тоже не смог..
wate
	Что сказать еше? После митинга, после
рапорта победы все ожидали отклика, от:
вета, телеграммы Сталина. И вот она при
шла.

«..Ваша работа показывает, как  совет-
ские люди, применяя передовые социали-
	стические методы труда, решают большие
и сложные задачи...»

Это великие’ слова: «передовые социали-
стические методы труда». И снова вспо-
минается, как Недужко ответил на вопрос,
как же они это сделали:

— Головой, умом!
			«цорейскии народ...
речи 1 сентября,
	с духом нашей партий,

с духом большевизма».
Партия большевиков, как руководящая
сила нашего общества, повседневно бичует
отжившие формы и методы работы, преодо-
левает все устаревшее, потерявшее зна-
чение в области политики, экономики,
культуры. Как заботливый садовник, наша
партия выращивает, бережет и пестует все
передовое, ‘новое; поддерживает все спо-
собное к развитию, двигающее вперед на-
нгу культуру, экономику. С тшательным
вниманием партия анализирует все, что
рождается в творческой инициативе народ-
ных масс, отбирает все ценное, обобщает
и делает его достоянием всего народа.
Стоит в труде и творчестве народа ролить-
ся чему-нибудь новому, полезному, передо-
	вому, стоит возникнуть в жизни каком-
нибудь новой форме социалистического
соревнования, смелому начинанию новато-
	ров производства, науки, техники, культу-
ры, — партия тотчас же подхватывает эту
инициативу, широко популяризирует es,
мобилизует внимание масс к ней, воспиты-
вает многочисленных подражателей.
Герцен как-то сказал, что история и
будущее принадлежат только одной пар-
тии — партии движения вперед. Именно
такой партией, смело и настойчиво исполъ-
зующей инструмент критики и самокрити-
ки, является наша большевистская партия
	Товарищ Сталин писал: «Пусть партия,
пусть большевики, пусть все честные ра-
бочие и трудящиеся элементы нашей стра-
ны вскрывают недостатки нашей работы,
	недостатки нашего строительства, пусть
намечают пути ликвидации наших недо-
статков для того, чтобы в нашей работе
	и в нашем строительстве не было застой-
ности, болота, гниения. для того. чтобы
	вся наша. работа, все наше строительство
улучшалось изо дня в день и шло от ус-
пеха_к успехам» (Сталин, «О работах ап-
рельского пленума ЦК и ЦКК». 06.
«Ленин и Сталин о napraiioy, строитель-
стве», т. И, стр. 491).
	О том, насколько благотворно и живи-
тельно действие большевистской критикии
самокритики, свидетельствуют многие фак-
ты. Год назад ЦК ВКП(б) принял ряд из-
вестных постановлений по вопросам лите-
ратуры и искусства, в которых резкой
критике были подвергнуты факты  аполи-
тичности и безидейности, проявившиеся в
ряде произведений. Эти решения имели
своей задачей усилить непримиримость ко
всякого рода идеологическим вывихам в
литературе, они требовали развертывания
борьбы прогив буржуазной идеологии и
буржуазной культуры.

Прошел всёго год, и какие замечатель-
	ные результаты этих решений Централь-
ного Комитета в делах литературы и искус-
ства можно уже отметить! Улучшились
литературные журналы, появилея ряд но-
вых значительных произведений советской
прозы, оживилась вся литературная жизнь,
поднялась общественная и политическая
активность деятелей литературы и искус-
ства. Стали известными новые литератур-
ные имена, обнаружились новые силы и
таланты, становящиеся гордостью  совет-
ской культуры. Таково. благотворное влия-
ние принципиальной большевистской кри-
тики и самокритики. .
	Летом этого года ‘по решению Централь-
ного Комитета партий была проведена фч-
лософская дискуссия по книге Г. Ф. Алек-
сандрова «История западноевропейской фи-
лософии». Эта дискуссия превратилась в
своеобразную  всесоюзную философскую
конференцию. С принципиальной больше-
вистской прямотой и резкостью были под-
вергнуты критике забвение принципа пар-
тийности философии и об’ективистская
коннепция, беззубый, профессорско-вегета-
рианский, аполитичный подход к оценке
философских систем прошлого, которыми
проникнута эта книга.
	Указывалось, что такое освещение исто-
рии философии не помогает идейному вос-
питанию наших кадров, поднятию их бое-
вого духа для борьбы против буржуазной
идеологии, а способно голько развинчивать
их, Суровой критике подверглись также
положение дел и недостатки в области
научно-исследовательской философской ра-
боты: отрыв от действительности, трусость
и нежелание заниматься актуальными во-
просами жизни, которые характерны для
многих работников философского фронта.

Своевременны и актуальны указания ЦК
партии по философским вопросам, нашел-
шие свое выражение в выступлении на фи-
лософской дискуссии тов А. А. Жданова.
Болезнь об’ективизма, аполитичности, от-
ход от принципа партийности науки и фи-
лософии стали довольно распространенным
явлением. Привелем некоторые примеры.

Недавно широко обсуждалась книга
С. Рубинштейна «Основы общей психоло-
гии». Выяснилось, что и в этой книге
историко-психологические проблемы изло-
жены автором бесстрастно, без полити-
ческой остроты, несмотря на то, что исто-
рия психологии представляет собою каргичу
острой борьбы между материалистическим
и идеалистическим направлениями. Пси-
‚хологические учения даны автором
вне связи с общественной жизнью
каждой эпохи, с условиями классовой
борьбы. Нет также в книге должной кри-
тики и разоблачения современных peak-
ционных направлений в психологии, хотя,
как известно, фашистские урядники в нау-
ке всячески старались «приспособить» пси-
хологию к расизму, поставить ее на служ-
бу гитлеровскому разбою. Известно, что в
современной американской философии про-
цветают крайне реакционные школки Вуд-
вортса, Дьюи и др.

Недавно на страницах нашей газеты
справедливо критиковалась работа т. Об-
ломиевского «Французский романтизм» за
пороки  об’ективизма,  академически-бес-
страстного подхода, проявленные автором,
в частности в отношении реакционного
французского романтизма.

Все эти данные говорят нам о том, на-
сколько своевременной и необходимой ока-
залась дискуссия по философии, всем
острием своим направленная против аполи-
тичности в науке, против академизма и
отсутствия боевого духа.

Итоги философской дискуссии требуют
от наших кадров во всех областях научной
и общественной деятельности боевой на-
ступательной борьбы против умирающей
буржуазной культуры, против смрадной
империалистической реакции, отравляющей
мир миазмами своего гниения и разложе-
ния, стремящейся еще раз ввергнуть на-
роды в пучину разрушительной войны.
		№ 43 (2358)
	Борьба
	Трудно сдерживать ‘волнение, слова
изумления н восторга, когда рассказываешь
о том, что произошло в этом году на
«Запорожстали».

Тонколистовой стан решили пускать В
тиши, глубокой ночью, чтобы не собралось
слишком много народа. Но люди, которые
возродили из развалин, из железного буре:
лома этот цех, горячий листопрокат *Запо-
рожстали», с вечера стояли в пролетах и
не хотели уходить, ожидая первого листа,
Пришлось наскоро установить полтораста“
двести метров деревянного заборчика вдоль
линии проката. т

В эту ночь снаружи, у стен цеха, там,
где еще несколько дней назад я видел ржа-
вые завалы железа, сгружали чернозем,
высаживали цветы. огораживали клумбы.

И вот, наконец, пуск. Слегка приоткры-
лась нижняя заслонка нагревательной пе-
чи, оттуда мягко выпала на массивные
стальные ролики ослепительно раскаленная
толстая пластина металла — так называе-
мый «сляб». Где-то невидимый нам опера-
тор повернул рукоятку, и ролики ABHHY-
лись, стали вращаться; тотчас стронулась,
поехала по роликам раскаленная сталь. Во-
семь клетей, восемь пар валков на ее пути.
Они обжимают, растягивают ее, она бежит
все быстрее и быстрее, превращаясь в TOH-
кий стальной лист. Из последней клети ши-
рокая лента листа вылетает со скоростью
до семидесяти‘ километров в час, — ее не
нагонишь бегом.

Bee следят за этой выбегающей малино-
во-красной, на глазах темнеющей, будто
нескончаемой лентой. И вдруг... Я не успел
заметить, как это случилось. Хвост ленты
оборван, механизмы стана разорвали раска-
ленное полотно стали. Из последней клети
все еще стремительно выносится лист, а
оборванный хвост вздыблен посреди линии
проката. Что это? Авария? Неудача? Не:
ужели сегодня пуск сорвался?

Нет. Прокатчики «Запорожстали», пере-
селившиеся в годы войны на Восток, уже
девять лет, т. е. с 1938: года, работают на
таких станах. Для них это происшествие —
знакомый, обыденный случай при наладке.
Застрявшую, оборванную полосу быстро
разрезают автогеном, мостовой кран вы-
таскивает, подымает и уносит ее. Затем не-
которое ‘время гаечными ключами и други-
ми инструментами настраивают клеть. Все
в порядке, прокатчики отходят. Вдалеке
вновь приоткрывается нижняя заслонка на-
гревательной печи, вновь мягко падает ва
ролики ослепительно яркая толстая пласти-
на. Сейчас она двинется. пойдет в валки.
	Б эту минуту сердце переполняется гор-.
	достью за нашу страну, за ее людей. He-
прерывный тонколистовой стан, восстанов-
ленный на «Запорожстали», — единственный
на континенте Европы. Ни одно государ-
ство в Европе, кроме Англии, не имеет по-
добного стана. Мы, сыны некогда отсталой
России, стали народом замечательных
строителей, механиков, электриков, прокат-
чиков, мы можем теперь быть техническими
инструкторами в любой стране Европы по
сооружению и наладке таких станов.
	Но завертевшимся роликам поползла, по-
ехала вторая штука металла. Она бежит и
бежит, становясь все длиннее, все тоньше.
Второй раз на простор стального `помоста,
который оканчивается где-то в смутной да-
ли цеха, выносится -темномалиновая лента.
Тишина. Лишь мощно и ровно, как море
или отдаленный водопад, шумят механиз-
мы. Выносятся последние метры полосы.
вот мелькнул ее хвост и.. и мерный шум
машин вдруг заглушается аплодисментами.
Никто не держал речи, никто не выкрикнул
горячих слов, но радость и волнение про-
рвались в рукоплесканиях. Все аплодируют,
многие не сдерживают улыбок, а по желез-
ному помосту уже мчится третья лента.

Но этим еще не завершено сражение за
автомобильный лист. В сентябре предстоит
пуск цеха холодной листоотделки, где эти
же’ ленты металла будут прокатываться
	вхолодную, приобретая нужные свойства
для штамповки.
Там. в листоотделке, высококвалифици-
	рованные монтажники Ново-Краматорского
завола еще ведут сборку оборудования; ма-
шинисты под’емных кранов передвигают в
возлухе тяжелые ролики, моторы, подмо-
торные плиты, массивные части прокатных
устройств; еше выше, над переплетами же-
лезных ферм, кровельщики стеклят огром-
ный фонарь крыши; внизу наваливают на
грузовики и вывозят из цеха строительный
мусор; изредка подкатывают грузовики-са-
мосвалы со свежим бетоном, его тотчас
спускают бетонщикам в туннели, где уста-
навливаются мощные насосы маслосмазки;
в цехе, словно в лагере, горят костры, над
огнем в небольших котлах кипит смола,
подростки-ремесленники обмакцвают туда
деревянные шестиугольные шашки, всюду
насыпанные кучами, и укладывают торцо-
вый пол.

Все эти работы, от кровли до туннелей,
ведутся одновременно. Пройдет еше немно-
го суток, и здесь, на холодной прокатке,
в просторах цеха, побеленного серебристо-
алюминиевой краской, безостановочно по-
мчится лента автомобильного листа.

Много чудесного совершили на своем ве-
ку советские строители, особенно’ в годы
войны. Но то, что ныне, летом и осенью,
произошло и происходит на’ «Запорожста-
ли». по признанию. строителей, — самое вы-
	Гамзат ЦАДАСА
	Александр БЕК
&
	сокое их достижение. Такого стремитель-
ного, такого — позволю себе это слово —
блистательного наступления еще не знава-
ла, пожалуй. ни одна наша площадка с са-
мым славным именем!

Естественно, ищешь ответа, задумываешь-
ся, —в чем же тайна этой побелы? Скажу
лишь про самое главное.

Ранней весной, в марте нынешнего года,
Центральный Комитет партии обсуждал
вопрос о «Запорожстали». На этой стройке
к тому времени. государственные задания
были дважды сорваны, восстановление раз-
рушенного немцами завода затянулось. В
Москву был вызван с площадки парторг
ЦК ВКП(б) тов. Соболевский. Его. отчет
был поставлен на заседании — отчет о пар-
тийно-политической работе на. строитель-
стве. Заседание вел товарищ А. А. Жданов.
	Он выступил сразу, как только закончил
	парторг. Соболевский, волнуясь, стал запи-
сывать. Но товарищ Жданов словно хотел
видеть, доходят ли слова до души. Вернув-
шись на «Запорожсталь», Соболевский по-
шел к рабочим. На; многих собраниях он
рассказывал коммунистам и беспартийным
рабочим площадки, как товарищ Жданов
трижды во время своей речи подходил к не-
му, брал за плечо и, отвлекая от блокнота,
вглядываясь в глаза, пытливо спрантивал:

— Так поняли вы, товарищ Соболевский?

— Да, товарищ Жданов, понял.

Но Жданов не отходил.

— Поняли вы, что такое сейчас для на-
шей страны автомобильный лист? Поняли,
что дело идет о независимости нашей Роди-
ны? Знаете ли вы, как часто товарищ
Сталин спрашивает о «Запорожстали»?

Парторг отодвинул блокнот, позабыв о
намерении записывать, и смотрел на това-
риша Жданова.

Слова товариша Жданова лошли до ты-
сяч строителей «Запорожстали». Это они
в ночь пуска, — многие в праздничных ко-
стюмах, некоторые с семьями, — пришли в
цех тонкого листа и не хотели уходить, по-
ка не булет прокатан первый лист. Это они
рукоплескали, ‘когда из могучих механиз-
мов. на которых рельефными посеребоенны-
ми буквами гордо сияет марка фирмы:
«Ново-Краматорский завол имени Сталина»,
вынеслась готовая лента. Это они на утро
пошли восстанавливать листоотделку, нача-
ли новый лень наступления, — герои пос-
	левоенной пятилетки,  воодушевленные
Сталиным, партией, высокими идеями,
начертанными на советских. знаменах.

ryt

Как раз в пусковые дни «Запорож-
	стаи» газеты сообитали о мрачных временах
	‘Франции и Англии. о призывах к «битве за-
	Англию» и т. д. Порою мысли обращались
тула, к трудовым людям, кто тревожится
и думает о судьбе своей страны. Хотелось
сказать им:

— Познакомьтесь с тем, что совершено
на «Запорожстали». Посмотрите, как BBI-
игрываются битвы без американских долла-
ров.

Мы вновь побеждаем!
		Родоначальник
аварской литературы
	К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

ГАМЗАТА ЦАДАСЫ
	История молодой советской аварской ли-
тературы тесно связана с именем Гамзата
Цадасы. ‘Можно смело сказать; что его
творческий путь отражает этаны развития
литературы аварского народа.

До.революции у аварцев не только не бы-
ло литературы, но и сама письменность име-
ла весьма ограниченное применение. Как и
во всем Дагестане, главенствующим в Ава-
рии был арабский язык.

В таких условиях тем более поразительно
появление такого яркого национального та-
ланта, каким является Гамзат Цадаса. Гам-
зат — один из первых писателей, начавших
писать по-аварски.

В стихах Гамзата ввервые прозвучали на-
‘родные мотивы, из фольклора он черпад
сюжеты, образы и самую поэтику стиха,

В. начале своей поэтической деятельности
Гамзат Цадаса — только сочинитель шуточ-
ных стихотворений, круг его тем не выхо+
дит за пределы родного аула.

Октябрьская революция освободила авар-
ский народ от пут феодализма; открыла пе-
ред ним широкую дорогу к лучшей жизни.
  Широкой стала и поэзия Гамзата; он стано-
вится участником и глашатаем революции,

Смелая борьба поэта против лже-имама
Нажмудина Гоцинского и иже с ним — это
уже большое народное дело. Стихотворе-
ние, направленное против Гоцинского, пре-
вратилось в своего рода воззвание и приоб-
рело большую популярность среди аварцев:

Появляются лирические стихи Гамзата
© большой родине, о дружбе народов;
о вожде и друге народов — Сталине.

С переустройством жизни горцев Даге-
стана на социалистических началах боро-
лись старые адаты.

Тут-то творческая  изобретательность
Гамзата показала чудеса! Он расцвел. как
сатирик. Всегда убедительно, с большим
мастерством он разоблачает грязные замыс-
лы врагов революции, мертвечину адатов,
бесполезность старых обычаев. Многие
стихи, басни, сатиры Гамзата сыграли со-
вершенно исключительную роль в целом.
pane культурных мероприятий, в походах
на невежество. _

В первые дни Великой Отечественной
войны Гамзат обратился с пламенной стихо-
творной речью по радио к народам Дагеста-
на; он звал к яростному, сокрушительному
отнору гитлеровской своре. _Ноз об’езжал
аулы, беседовал с люльми, читал свой’ но-
вые произведения, направленные против за-
хватчиков. В 1942 голу он выпустил книгу
«За родину», ставшую одной из самых по-
пулярных в Аварии. После войны Гамзат
написал немало. острых сатир против врагов
нашей отчизны.

Гамзат Цадаса создал целую серию ска-
зок и очень тонко переработанных легенд
для детей. Его можно смело считать зачи-
нателем и детской аварской литературы.

Немало потрудился поэт и в области дра-
матургии. Его пьесы отличаются ярко очер-
ченными характерами и выразительностью
разговорной речи. Именно благоларя ему
еще столь молодая аварская литература
обратилась к социалистическому реализму;
стала на верный творческий путь.

Деятельность Гамзата Цаласы еще раз.

показала, как народная кульгура укрепляет-.
ся под благотворным злиянием ленинско-
сталинской национальной ПОЛИТИКИ.

Мы горячо желаем нашему Гамзату еше
многих лет, а в том. что-они будут творче-
скими, мы не сомневаемся.

Магомед Саил САЙДОВ,
	не. евободен»,—еказал тенерал Маршалл в своей
	И вот наступил день, когда пошла вся

первая очерель завода. ,
Мне посчастливилось побывать на этом

народном празднике.
	Первым из знакомых, кого я встретил,
прилетев. был Марк Иванович Недужко, —
черноволосый украинец, сварщик и мон-
тажник железных конструкций по профес-
сии. Он один из тех, кто научился поды-
мать без демонтажа. то-есть как бы Dat.
правлять ззорванные, скрученные, рухнув-
шие железные каркасы цехов. За это ему
была присуждена Сталинская премия,

Я спросил;

— Неужели все уже TOTOBO?
		— Как же вы это сделали?

Недужко ответил:

— Головой, умом!

ty ht

Войдя в раскрытые железные вофота це-
ха холодного листа; где еще две недели
назад были навалены всякие строительные
материалы, где тогда еще перелопачивали
бетон и на кострах грели смолу, я вдруг
увидел гору некрашеных деревянных ска-
меек. За ними светлели просторы отромно-
го цеха, протянувшегося почти на кКило-
метр. р

Из скамеек быстро составлялись ряды.
Злесь в первом пролете цеха готовили к
завтрашнему празднику зрительный зал на
десять тысяч человек. На сцене я увидел
начальника строительного участка Анато-
лия Николаевича Комара. Устройство зри-
тельного. зала было его последней строи-
тельной работой на листопрокате. Помоло-
девший, улыбающийся, в праздничном
костюме, здороваясь, он пошутил:

— Теперь я директор Запорожского ака-
демического Большого театра.

Казалось, он был снова, как когда-то,
	комсомольцем, веселым организатором.
спектаклей и клубных вечеров.
wat -
	Живя в «Запорожстали», я © нитересом
приглядывался к Дымшицу, командиру
стройки, человеку с острыми чертами, с
выпуклым, красивым лбом. Он нередко бы-
вал беспошмадно резок с подчиненными.
	И суть любого твоего доклада.
«Чтоб мир спасти, его разрушить надо».
	Когда в домах ты произносишь рези,
То кажется, что хочешь ты поджечь их,
	И лым такой — от слов твоих угарных,
Что не мешало бы позвать пожарных.
	И был бы ты не превзойден в коварстве,
Когда б в другом заморском государстве
	Не появился тоже запах гари,
Который испускает некий Гарри!
	Перевели с вварокоге Я. Сашиж x 0, Высотская.
		Черчиллю.
	Кричи, кричи, о муж громкокричащий,
Тебе шакалы вторят в темной чаще,
	Твоих речей разбужены раскатом,
Тебя гиены нарекли собратом.
	Искусен ты не только в громком крике,
Но и в делах искусник ты великий:
	Ты можешь, обещанье дав соседу,
Его нарушить в тот же день к обеду.
	Ты хочешь стать поводырем народу,
Чтобы столкнуть его скорее в воду.
	В ЮЖНОЙ КОРЕЕ...