СОЕДЛИНЯЙТЕСЬВ!
	За мир, 38 демократию!
	Обращение писателен
Болгарии
	Болгария = маленькая страна, но вы-
ло бы несправедливо, если ее голосом пре-
небрегли те, кто действительно защищает
свободу и демократию. Мы обращаемся к
людям с чистою совестью, для которых
свобода народов не является об’ектом куп-
ли-продажи и которые знают, что самый
большой враг свободы — это фашизм. Бол-
тарский народ уже больше двух десяти-
летий ведет непримиримую борьбу с фа-
шистекой диктатурой. Сейчас перед ним
стоит первоочередная задача: сохранить
Tak дорого -завоеванную свободу. Одной из
предупредительных мер была казнь зато-
ворщика Петкова.

Западная реакционная пресса подняла
	Е = a
по этому поводу невообразимый шум. Для
	нее этот предатель — герой, а законный
приговор — акт отмщения. Мы не соглас-
ны с таким своеобразным «человеколюби-
см» и не удивлены, что Петков налиел столь
горячих защитников в той среде, где по-
творствуют уничтожению убежденных де-
мократов и борцов. против фангизма в Тре-
ции: в среде, которая приютила y себл
осужденного нашим народным судом Пан-
кова, первого фаптистекого диктатора вта-
шей стране, на совести которого лежит ги-
бель 30.000 болгарских граждан,

Нет. Очевидно, тут вопрос идет не о че-
ловеколюбии и не о демократии, д совсем
о другом. Мы, писатели, боремел против
смертной казни, но мы делаем различие
межлу убийством Сакко и Ванцетти в США
	и осуждением кандидата в новые дикталто-
	ры Болгарии, завтралтнего палача болгар-
ского народа, каким, несомненно, стал бы
Петков, если бы ему удалось захватить
власть путем переворота. Шум, поднятый
международной реакцией в связи с казнью
Петкова, — злонамеренный шум. За лице-
мерным человеколюбием мы видим хищные
пупальцы американских миллиардеров, ге-
нералов, банкиров и динломатов доллара,
которые стремятся разделить мир на два
лагеря и подготовить новую войну. И, ко-
нечно, их борьба за «демократию», в сущ-
ности, борьба за мировое господство, и ва-
правлена против национальной и экономи-
ческой самостоятельности новых европей-
ских демократий и их мошного защитни-
ка — великого Советского Союза.

Мы знаем, что любая страна, начавшая
захватническую войну, потерпит крах, как,
и гитлеровекая Германия. Но мы не дол-
жны допустить возникновения новой вой-
ны, нового уничтожения народов, их Na-
териальных и культурных завоеваний.

Вместе с болгарским народом мы, бол-
тарекие писатели, стоим на позиции мира
и демократии. Мы обращаемся в общест-
венному мнению всех демократических и
свободолюбивых стран и прежде всего к
писателям с призывом боротьея за сплоче-
ние народных сил против агрессивното иу-
периализма, против сторонников войны,
против вмептательства во внутренние дела
народов, за мир и демократию.

Людмил Стоянов, Георги Караславов,
Димитр Осинин, Дора Габе, Елисаве-
та Багряна, Никола Фурнаджиев,
Младен Исаев, Димитр Гундов,
Панчо Михайлов, Васил Павурджиев,
Гьончо Велев, Димитр И. Полянов,
Крум Кюлявков, Николай Райнов,
` Орлин Василев, Николай Хрелков,
Светослав Минков; Тодор Павлов,
Христо Цезков-Дерижан, Ангел Ка-
ралийчев, Веселина Геновска, Сава
Гановски, Георги ЦЩанев, Пантелей
Зарев, Павел Делирадев. Е
		Собрание сочинений
Адама Мицкевича
	Редакционный совет Гослитиздата утвер-
дил план издания пятитомного собрания
сочинений Адама Мицкевича,

Россия — единственная страна, где было
выпушено в переводе полное собрание со-
чинений Мицкевича. Но, осуществленное
eute B конце прошлого века, оно по цен-
зурным условиям не могло включить
многие произведения поэта. При советской
власти сочинения А. Мицкевича издавались
на русском языке неоднократно.

Е.
	Новое издание включит все важнейшие
поэтические произведения, политические
статьи, статьи о литературе, избранную
	переписку Мицкевича и, таким образом,
	даст представление о творчестве и лите-
ратурно-политических воззрениях поэта.
	Аргентинский .- делегат на Генеральнси
Ассамблее Арсе заявил: <«..В наших
жилах течет испанская кровь... Мы
проникнуты высоким духом Дон Кихо-
та и предпочитаем обнажать шиагу
в защиту каких-нибуль Дульциней..

Аргентины, Бразилии и Чили,
		Остались сутки, остались часы... HW Jle-
нинград выполнит план второго года. пяти-
летки. Опережая время, великий город —
колыбель социалистической революции —
вступает в новый победный 1948 год,
	Закономерно, верный своим глубоким ре-
волюционным традициям, город-воин стал
героем труда.

Казалось, что этому израненному городу
нужно еще долго залечивать раны и 20с-
станавливать свое хозяйство, прежде чем
браться за большие производственные 3a-
дачи для всей страны.

Да, так казалось. Трудно раесказать, ©
какой болью смотрели ленинградцы, зажа-
тые в кольцо осады, на опустевшие цехи,
где гулял ветер и сквозь разбитые стекла
крыш оседал снег на умолкшие станки...
Скоро ли восстановишь все это? Скоро ли
поднимешь? Вернется ли к трудовому Ле-
нинграду его былая слава передовика, но-
ватора, зачинателя самых‘ сложных и ответ-
ственных производственных дел? С хоро-
шей ревностью, понятной всем творческим
людям, с невольной завистью, свойственной
мастерам, лишенным простора для прило-
жения своего мастерства, ловили ленин-
градцы скупые известия с тыловых бурно
растущих заводов. Я помню одного инже-
нера-конструктора, оставшегося на своем
заводе в Ленинграде и героически, с та-
лантом и технической смелостью решивше-
го проблемы ремонта турбины, разбитой
прямым попаданием снаряда. Конечно, он
был удовлетворен тем, что быстро восста-
новил турбину и вернул ленинградцам
свет, тогда как две комиссии признали
быстрый ремонт ее невозможным. Должно
быть, если бы ему пришлось заново ре-
шать, остаться ли в осажденном городе
или эвакуироваться с ` конструкторским
бюро, он снова решил бы остаться и пере-
жить все бедствия и пойти наперекор ко-
миссиям и дать ленинградцам свет... Но
с какой ревнивой завистью вскользь про-
ронил он тогда:

— А там, на Урале, сейчас такую тур-
бину проектируют!.:
	Й сразу заговорил о другом, потому что
	 ’боязнь отстать была слишком интимна и в
тех условиях когда решались вопросы.
	тех условиях, когда решались вопросы.
жизни и смерти, казалась неуместной.

Но эта боязнь — плодотворная боязнь —
жила в смелых душах и порождала тоску
по большому труду, по большому, умному,
дерзкому творчеству. Вместо массового
выпуска снарядов и мин — турбины, слож-
ные приборы, первоклассные станки, каких
еще не делали, — вот о чем мечтали: про
себя люди, обслуживая свой близкий’
фронт. И эта мечта стала одной из пред-
посылок нынешнего успеха.

Еще шла война, когда в освобожденный
от блокады Ленинград потянулись другие
ленинградцы — те. что ‘ковали_ победу на
Урале и сражались на’ фронтах. Истоско-
вавшиеся по родному городу, гордые его
воинской славой, они жаждали внести
свою долю в дело восстановления и при-
ложить на пользу Ленинграда свой нако-
пившийся трудовой опыт, свою боевую сно-
ровку. С окончанием войны этот поток стал
шире, а жажда мирного труда — ненасыт-
нее` И это стало второй предпосылкой ны-
нешнего успеха.

С какой страстью, с каким азартным
под’емом взялись ленинградцы за восста-
новление! А потом в их сознание вошли
слова Сталина, раскрывшего грандиозную
перспективу развития страны на пути
к коммунизму, потом в жизнь вошел пяти-
летний план. С полным доверием к его
силам Ленинграду поручалось быть лиде-
ром сложного машиностразния, корабле-
строения и производства точных приборов.

В плане не было скидки на пережитое,
да и не могло быть — ленинградцы He
приняли бы скидки.

План ставил жесткие сроки, выдержи-
вать их было трудно, а жизнь была еще
неустроенной и тяжелой. И все-таки
ремонт жилиш отставал от ремонта цехов—
люди брались за главное, решающее, были
готовы потерпеть с домашним уютом, но
обеспечить тот общий размах жизни, кото-
рый сулила пятилетка. Участники 900 дней
обороны, фронтовики, прошедшие по мно-
гим странам Европы, и работники тыловых
заводов, хорошо запомнизшие военную тру-
довую страду, все понимали, что ‘их бу-
душее — в силе государства, а сила госу-
дарства будет расти вместе с осуществле-
нием вот этого плана всем народом в це-
лом и каждым человеком, в частности.

На помошь пришло социалистическое
соревнование.

Эти два слова стали такими привычными,
что их упоминают, не задумываясь. А меж-
ду тем формы и содержание социалистиче-
ского соревнования меняются вместе со
всем ходом нашего развития. Из тех кру-
пин нового общественного метода, о кото-
рых не переставал говорить Ленин в ряде
статей и выступлений, прозревая в них бу-
дущий закон социалистической жизни, со-
ревнование превратилось в мошное всена-
водное движение в годы сталинских пяти-
леток. :

17 ноября 1917 года Ленин сказал:
«Только тот победит и удержит власть,
кто верит в народ, кто окунется в родник
живого ‘народного творчества».

Вся тридцатилетняя история нашего го-
сударства подтверждает эти слова. И со-
ревнование сегодня — это уже не родник, а
широченная река живого творчества народа,
облеченного и доверием своих руководите-
лей, и правом свободно творить.
	Начальник стахановского участка тур-
бинного цеха Кировского завода, осново-
положник нового метода руководства тру-
дом‘ Анатолий Боровиков так определил
привлекательность своей заводской работы:
«Новое, новое, каждый день новое — на
всю жизнь. хватит»,

Чувство новизны происходящего охваты-
	вает кажлого, кто приобщится к интересам
	и заботам заводских людей. Весть такие
новые ростки, которые еше только проби-
ваются, их не сразу разглядишь, не всегда
замегишь. Но есть уже определившиеся
новые черты послевоенного социалистиче-
ского труда, и в чих олень отчетливо про-
ступает то, что я назва за ‘бы возмужанием.
Это— итог войны. В солнании и характерах
людей отложился огроиный организацион-
но-технический опыт бевого труда, навы-
		еком Союзе ко дню ето
a тридцатилетия больше
тысячи  научно-исследо-
вательских институтов и
около ста тысяч научных
a K И работников.
” Вокруг новаторов нау-
ки собираются коллек-
‘тивы ученых, представителей всех на-
циональностей Советского Союза — не
робких учеников, а равноправных участни-
ков творческой работы.

Ученые у нас — не замкнутая каста. По-
стоянный обмен живыми творческими си-
лами между научными учреждениями. с од-
ной стороны, и заводами, колхозами — с
другой, делает нашу науку подлинно на-
родной.

Академик Бардин отправляется работать’
главным инженером Кузнецкого комбината,
а инженеры Винтер и Александров, строи-
тели Днепрогэса, принимают участие в
академических о трудах, потому что их
практическая деятельность—в то же время
высокое научное достижение. Академик
Лысенко обогащает колхозников результа-
тами своих смелых теоретических исследо-
ваний, а выдающиеся агрономы передовых
колхозов занимают место за столом Сель-
скохозяйственной академии и своим опы-
том оплодотворяют науку. Академик Чап-
лыгин вооружает конструкторов результа-

№

тами тончаиитих математических исследова-
	ний, а Микулин приносит в Академию наук
свое блистательное конструкторское даро-
вание.

Стиль романтически смелого планирова-
ния работ и реалистически трезвого осу-
ществления планов, стиль, свойственный
практическим советским деятелям, — стал
и стилем науки.

Ученые Советского Союза вдохновлены
общей целью работы — перестройкой стра-
ны, восхождением к коммунизму. Но един-
ство цели. —‘ лишь одно из условий, обес-
печивающих плодотворность коллективного
труда. Другое условие — единство метода,
единство мировоззрения. Оно создает гар-
моничность творческих поисков и достиже-
ний всего огромного отряда наших ученых.
Все с болыним успехом применяют совет-
ские ученые метод диалектического мате-
риализма в самых различных областях зна-
НИЯ. г

В иные условия, резко отличные от на-
ших, поставлена наука на Западе. Ленин
писал, что буржуазия превратила «образо-
вание и науку, высший оплот и высший
цвет. капиталистической цивилизации, в
орудия эксплоатации, в монополию. для то-
го, чтобы громадное большинство людей
держать в рабстве».

Процесс, который прозорливо увидел
Ленин, необычайно обострился в послед-
ние десятилетия, стал явным для каждого.
Ученые Америки получают право пользо-
ваться оборудованием исследовательских
институтов и лабораторий за дорогую пла-
ту: отказ от служения интересам челове-
чества и своего народа. Они лишены вдох-
новляющего счастья трудиться ради инте-
ресов и нужд мира. Плодами своих работ
они обогащают монополии. В направлении
творческой мысли, в выборе тем работ они
зависят от монополий и, значит, помогают
порабощать народ, снижать его жизненный
уровень. Их зависимость от воинствующе-
го капитала неизбежно ведет к деграда-
ции науки.

Ибо передовая наука — это та, <...кото-
рая не отгораживается от народа, не дер-
жит себя вдали.от народа, а готова слу-
жить народу, готова передать народу все
завоевания науки, которая обслуживает на-
род не по принуждению, а добровольно,
с охотой». Эти слова товарища Сталина
определяют особенности развития советской
науки, показывают истоки ее выдающихся
успехов. Эти слова товарища Сталина по-
казывают и всю бессмыслицу, нелепость
преклонения перед наукой Запада, продан-
ной капиталу и развращенной монополия-
ми. Советская наука с уважением относит-
ся к исследованиям тех ученых Запада,
которые еше не потеряли окончательно
совесть и силу научного мышления. Но не
могут наши ученые уважать в целом нау-
ку, согласившуюся величайшую работу со-
	временности — освобождение внутриатом-
ной энергии — поставить на службу импе-
риализму, предназначить для истребления
людей и разрушения построенного ими, а
не для созидания новых ценностей.

«К лицу ли нам, представителям передо-
вой советской культуры, советским патрио-
там, роль преклонения перед буржуазной
культурой или  роль учеников?!» (А, А.
Жданов). :

Наша наука доказала свою независимость
и верность народу теоретическими исследо-
ваниями, имеющими мировое значение, орга-
ническим, жизненно-важным участием в со-
циалистическом строительстве, в осущест-
влении сталинских пятилеток, в обороне

страны. :

Третий день идут заседания юбилейной
сессии Академии наук. Восемьдесят докла-
дов, освещающих тридцатилетний путь со-
ветской науки и ее перспективы, — это
смотр сил перед новым под’емом, проверка
готовности к штурму цели, поставленной
товарищем Сталиным, —- превзойти в бли-
жайшее время достижения науки за преде-
лами нашей страны.

Высоко полнялась за великое трядпати-
летие советская наука. Но не по инерции
будет пройден оставшийся отрезок пути к
озаренным солнцем высотам коммунизма.
Новых усилий, новых дерзаний, все боль-
шей отваги, мысли и высокого напряжевия
труда ждет народ от своей науки. И уче-
ные оправдают доверие страны, как оправ-
дывали его. до: сих пор. Силы для нового
восхождения накоплены. Они нзисчерпаемы,
потому что источник их— народ. Они при-
ведут к вершине, на которой водрузили
свой светоч Ленин и Сталин.
	Величие
советской науки
	НЗАЛАДЕЬАНИНААААИНААААЕРЬ АЕ
	На-днях советская общественность отме-
чала столетие со дня рождения замечатель-
ных деятелей русской техники П. Н. Яблоч-
кова и А. Н. Лодыгина — изобретателей,
подаривших миру электрическое освещение,
«русский свет», как называли его на Запа-
де. Есть черта в их работе, характерная для
всей русской науки и тысячекратно усилен-
ная наукой советской; смелость и независи-
мость мышления.
	Оба изобретателя пошли по путям, прин-
пипиально новым для науки своего време-
HH, — OHH не. совершенствовали работы
предшественников, а. подымали целину, На
ниве, вспаханной для человечества Яблоч-
ковым и Лодыгиным, десятилетиями соби-
рали богатый ‚урожай их американские и
западно-европейские эпигоны.
	Традиция поисков новых путей и крити-
ческой проверки научного наследия, смело-
го отказа от устаревшего, от всего, что за-
держивает прогрёсс, началась” истоков
русской науки. Кто посмел бы в И веке
выступить против непререкаемого авторите-
та Ньютона? Только Ломоносов на заре
русской науки вступил в спор с Ньютоном
в защиту волновой теории света. Истина
была на его стороне, Ломоносов сумел
глубже Ньютона проникнуть в тайны кос-
моса.

История нашей русской науки — это
цень изумительных дерзаний, великолепных
взлетов мысли и тончайших исследований.
Менделеев потрясает научный мир точным
определением не только количества, но и
свойств” элементов, которые найдут ученые
в будущем. Лобачевский создает. построе-
ния, все величие которых поняли лучшие
математики мира только десятилетия
спустя, Калужский учитель Циолковский
конструирует ракетный двигатель, которого
еще и в мечте не провидела техника Запа-
да. Московский профессор Жуковский раз-
рабатывает теорию летания прежде, чем
оторвался от земли пеовый аэроплан, и
вооружает конструктороь теоретическими
расчетами на полвека вперед. Провинциаль-
ный садовод Мичурин спокойно и без вся-
кой помпезности, которую так любят на За-
паде, переделывает. природу на свой, более
удобный для человечества, лад.
	Через головы правящих классов, не заме-
чавших с равнодушием невежд великих до-
стижений русской науки, ученые протягн-
вали свои труды народу. Они работали для
отечества, чувствовали себя в мировой нау-
ке представителями народа, его достоинства
и его гения.
	«Наука должна соити с пьедестала и 39-
говорить языком народа, т, е, популярно», —
писал великий ботаник и подлинный де-
мократ Тимирязев. Стремление к слиянию
с народом, к служению народу одушевляло
русскую науку. Ее лучшие представители
были не только блестящими исследователя-
ми, но и прогрессивными общественными
деятелями, нередко связанными с револю-
ционно-демократическими кругами. Они ду-
мали о завтрашнем дне отечественной науки
и о судьбах своего народа.
	Недаром Менделеев, наряду с «Основами
химии», писал о производительных силах
Россни и перспективах развития промыш-
ленности. Он яростно боролся с хищииче-
ским методом эксилоатации нефтяных про-
MBICIOB, который применял иностранный
концессионер Нобель. Менделеев был пря-
мым предком советских ученых, сочетаю-
щих глубину теоретических исследозаний
с постоянной заботой о пользе народной.

Павлов, смело раскрывший тайны высшей.
нервной деятельности, которых едва смели
касаться ученые Запада, нанесший сокруши-
тельный удар идеализму; Тимирязев, прола-
гавший новые пути в естествознании, пере-
шагнули порог старого мира и вышли на
простор социалистической культуры. Как
Горький стал связующим звеном между.
русской классической литературой и лите-
ратурой нового общества, так Тимирязев,
Павлов, Циолковский ковали звено, соеди-
нявшее советскую науку с лучшими тради-
циями прошлого.

Еще шли бои с белогвардейцами близ
Курска, а академики Губкин и Лазарев уже
нзучали в районе сражений магнитную ано-
малию, чтобы прибавить к богатствам Роди-
ны огромные запасы руд. Еще полыхало
пламя гражданской войны, а академик Фер-
сман исследовал апатитовые залежи Севера,
предвидя их огромное значение для про-
мышленности молодого государства.

Но научные экспедиции того времени бы-
ли только первым признаком наступления
новой эры, отмеченной неразрывностью,
единством интересов народа, государства и
науки.

С каждым годом советские ученые ак-
тивнее и смелее вторгались в жизнь. Это
было следствием не только и не столько
новых материальных условий научной рабо-
ты — небывало широкого строительства
научно-исследовательских институтов и пре-
восходно оборудованных лабораторий, —
сколько качественного своеобразия совет-
ской науки. : 7

Впервые в истории человечества основой
кизни и прогресса народа стала. научная
теория, самое высокое достижение мировой
науки: учение Маркса — Энгельса — Ле-
нина — Сталина.

У кормила государства стали Ленин и
Сталин, великие ученые, гениально опреде-
лившие законы развития современного об-
щества, :

В созланном‘ Лениным и Сталиным . CO-
пиалистическом государстве наука служит
народу, и только ему, его интересам. Это
определяет естественную и прочную связь
теории с практикой, науки с техникой.

Строительство науки в советской стране
невиланно по масштабам. В царской Рос-
син было около тысячи ученых. В Совет-
			ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА    \
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
			>
	Цена 40 коп.
	1овый день социализма
		На одном только Кировском заводе в со-
ставлении планов организационно-техниче-
ских мероприятий, обеспечивающих досроч-
ное выполиэние плана, участвовало свыше ©
двух тысяч рабочих, мастеров, инженеров.
Проверяло их осуществление еще больше.
людей. За трудовым ритмом завода следят
тысячи хозяйских глаз. Без творческого
участия рабочих сегодня не обходится ни’
сдно начинание Ни один начальник не
захочет начать новое производство или,
скажем, реконструировать свой участок или
цех, не посоветовавшись со. стахановцами—
и не потому, что так принято, а потому, что
советы будут обстоятельны и всесторонни, i
а помощь заинтересованных рабочих во
много раз улучшит и ускорит любую рабо:
ту. :

Это и есть практическое выражение новой
роли рабочего в управлении производством.
Кировцы выдвинули недавно идею создания
постоянных цеховых и’ общезаводскихо
стахановских советов. Я еще не знаю, как.
реализуется эта прекрасная идея, но она.
тоже могла возникнуть только в наши дни,
когда всякий творческий почин масс ищет
государственно-организованного — закрепле-
ния.

Характерно, что в нынешнем предоктябрь-
ском соревновании рабочие добивались и
добились того, чтобы их добровольные со-
циалистические обязательства стали закз-
ном жизни предприятия, чтобы все завод-
ское и цеховое планирование велось, исходя
из обязательства выполнить план не в 12,
ав 10 месяцев.

Таков новый день социализма.

Величие победы ленинградцев и пред-
октябрьские успехи всех тружеников нашей
страны на заводах и на полях торжест-
венно подчеркивают преимущества нашего
строя и тщетность той суеты, которую под-
няли некоторые страны вокруг так назы-
ваемого «плана Маршалла». Боясь допу-
стить рабочие массы к решению народно-
хозяйственных задач и к управлению
страной, горе-нравители этих страч с жад-
ностью и лакейским почтением взирают на
дслларовых тузов и раболепно слушаются
их властных окриков. Что же они получат
в обмен на свое послушание? Добьются ли
они хотя бы маленького мещанского благо-
получия? Хотя бы примитивной сытости
раба? Нет, они получат золотую петлю на
шею и военные базы с чужеземными солда-
тами на своей обнищалой земле...

Когда беседуешь о международных делах
с любым ленинградским рабочим, особенно
ощутима государственная ‘зрелость ‘наших
людей. Любого из них можно было бы
свести с достопочтенными министрами под:
чинившихся доллару стран, — и любой
сказал бы с чувством превосходства своего
опыта и культуры:

— Эх, вы, господа лакеи! Решают He
доллары, а люди! Нельзя поднять благо-
состояние страны, запродав ее в кабалу
богатому дяде. Благосостояние страны
можно создать только творческим трудом
свободных людей. Не‘ верите? Поглядите,
как мы выполняем свою послевоенную со-
циалистическую пятилетку. Мы всегда
‘рады поделиться опытом и дать хороший
совет, конечно, не вам, а вашим народам.

Когда читаешь о народных стройках де-
мократической Болгарии, о громадном тру-
довом энтузиазме югославов или чехосло-
ваков, радостно ‘видеть, как в начинаниях
молодых демократий отражается. накоплен-
ный советским народом опыт свободного
труда, как осмысленный труд для себя. не-
избежно превращается в дело доблести и
вызывает творческое соревнование масс, а
это соревнование, в сзою очередь, двигает и
одухотворяет труд.

И большая производственная победа, ко-
торою сегодня живут ленинградцы, пред-
стает в новом свете и в новом особом 3Ha-

чении. Гакие победы прокладывают пути
не только для нас — для мира!
	Храбрые гидальго из
	Вера КЕТЛИНСКАЯ
YS
	ки” командирскои‘ ответственности и сол-
датской инициативы, взаимной выручки и
дисциплины. Железная организованность,
плановость и размах сталинских наступле-
ниН воспитали привычку и вкус к такому
и только такому — массовому действию,
потребность в нем, суровую требователь-
ность к себе и другим, к товарищам и к
руководителям.

Вспомним, что и опыт военных лет воз-
ник не на пустом месте, а Ha почве, под-
готовленной годами строительства социа-
лизма, накопления технической и организа-
торской культуры, воспитания миллионов
людей в социалистическом творчестве. Об-
разно говоря, школа Днепростроя сказалась
и при боевом форсировании Днепра.

— Мы научились смотреть в корень, —
сказал мне один из передовых работников
Кировского завода Сергей Буштырков, чей
участок — сплошь  стахановский — первым
в Ленинграде перешел на многостаночное
обслуживание, причем большинство рабо-
чих овладело‘ двумя и даже тремя профес-
сиями.

Подняв знамя предоктябрьского социали-
стического соревнования, заводские люди
стали смотреть в корень всех недостатков
и достижений. Они не рассчитывали на
авралы, на штурмовые ночи, хотя и были
готовы к ним, если понадобится. Они не
хотели. побеждать штурмовщиной Они
искали путей к победе в коренном усовер-
шенствовании методов и организации тру-
да — от своего рабочего места и вплоть до
заводоуправления. Они налаживали органи-
зацию труда и расстановку сил, как в бою,
когда фланги должны быть крепки и гибки,
тылы мобильны и безотказны, каждое под-
разделение подвижно и активно.
	Трудовому усилию сопутетвовала творче-
ская мысль Ранионализаторские . предло-
жения подавались тысячами работников, а
еще тысячи придирчиво следили за тем,
чтобы каждая полезная мысль была пре-
творена в дело. Сергей Буштырков расска-
зывает, что молодые работницы, совсем не-
давно пришедшие в цех, ежедневно спра-
шивают;: «Где затирает? Что еще можно
	сделать? Все ли делается, чтобы работа
шла отлично?»
Конечно, массовость социалистического
	соревнования — особенность не только на-
ших дней. Кто скажет, что на Днепре, на
Магнитке, в Комсомольске, на Сталинград-
ском тракторном не было массового под’-
ема? Новою чертою наших дней является,
мне кажется, организованность массового

‚распространения стахановских методов.

Ночин Василия Матросова но существу
очень прост, но он мог возникнуть только
теперь. Весною в одном из районов Ленин-
града’ за Московской заставой было под-
считано, что на заводах и фабриках райова
каждый второй рабочий — стахановец. Сле-
довательно, достаточно каждому стаханоз-
цу обучить своему методу одного рабочс-
го — и будут сплошь стахановские участки,
цехи, заводы.

В Ленинграде стахановские участки и це-
хи насчитываются уже многими десятка-
ми; и с каждым днем их количество ра:
стет. Да и как может быть иначе, если сов-.
сем «зеленые» новички интересуются по-
вседневно тем, «где затирает» и как можно
улучшить общий ход дела на всем участке?

И еше характерная деталь знаменатель-
ного процесса — сегодня ведущий стахано-
вец завода не гонится за одиночным рекор-
дом, OH добивается общего ритмичного
под’ема всего производства. Ритм — 06%
зательно нарастающий, но четкий, без пе-
	ребоев, — вот цель усилии и поисков.
Умение масштабно, государственно
мыслить, творческий подход к своему труду
	й стремление рационализировать, усовер>
шенствовать труд на основе самой. пере-
довой техники, изучение этой техники и
внесение в нее нового, своего, подсказанно-
го практическим опытом, теоретическими
знаниями и сознанием необходимости не-
устанного движения вперед, — это и есть
интеллигентность. Круг интересов такого
рабочего-интеллигента широк, душевный
мир сложен, мечты и запросы многообраз-
ны, и в то же время самый смелый полет
его мысли никогда не отрывается от чело-
веческой практики, а потому не бесплоден,
что нередко отличало интеллигента старого
типа, оторванного от живой трудовой дея-
тельности. Е

К сожалению, до сих пор этот процесс
становления нового типа социалистического
Грабочего еще очень мало затронут нашей
литературой, и рабочие порою изображаются
упрощенно, без раскрытия всего богатства
их внутреннего мира. Без понимания проис-
ходяшего сейчас, рядом с нами, глубокого
процесса изменения людей нельзя двигать
вперед литературу. А ведь роль литерату-
ры в ускорении этого процесса может быть
очень велика и почетна. Где еще и прило-
жить свои силы инженеру человеческих
душ?

То, что происходит сегодня на заводах,
есть победа социалистического стиля. Это
новое качество заложено в самом характере
социалистической промышленносги и сперва
робко, потом все смелее развивалось с тех
первых дней, когда ‘рабочие завоевали
власть и стали из порабощенного класса
классом господствующим, Но как же все
изменилось за тридцатилетие. Нет, даже за
последние пятнадцать лет!

Старый краснопутиловец Петр Дмитрие-
вич Никитин рассказывал мне о том, как в
начале тридцатых годов ему приходилось
ломать сопротивление консервативных спе-
циалистов и администраторов, налаживая ра-
боту только что нарождающихся производ-
водственных совещаний. Захотели рабочие
послушать сообщение о себестоимости их
продукции, — им ответили: «Все ‘равно не
поймете». Вносили предложение о рациона-
лиз: ции труда, — им пытались внушить,
что на то есть инженеры, они знают, что
нужно и что не нужно, Своих, сотетских
специалистов было еще очень мало, а стз-

рые частью были враждебны, а в большин-.
	стве ‘своем еще не понимали новизны и по
лезности творческой. энергии рабочих. Се-
годня эти рассказы слушаешь, как рассказы
‘глубокой старине...
	их долл инНЕяЯ

_ Открылась юбилейная сессия
	Академии
	наук СССР
	Заседание открылось вступителнной речью
президента Академии нзук CCCP академи-
	ка С. И. Вавилова.
Вице-президент Акалемин наук CCCP
ср Е РаАлриц о зачитал доклад
	академик В. П. Волгин зачитал Aue”
академика А: Я. Вышинского на тему «Уче-
ние Ленина--Сталина о пролетарской рево-

люции и государстве».
° Академик И: И. Мини сделал доклад на

тему «Стратегия Великой Октябрьской со-
циалистической революции».

С исключительным пол’емом участники
сессии приняли приветствие товарищу
И. В. Сталину и приветствие товарищу
В. М. Молотову,

Затем академик С. И. Вавилов огласил
‘полученные в адрес юбилейной. сессии при-
вегственные телеграммы от академика
А. Я. Вышинского и делегации СССР на
‘второй сессин Генеральной Ассамблеи ор-
ганизании Об’единенных наций,
	Сессия продлится до 2 ноября.
	Мкогоярусный, сверкающий огнями И >”
золотой зал Большого театра. Вместе с
Большим залом Кремлевского. дворца 1
Колонным залом Дома союзов он стал тра-
	диционным, этот зал. Злесь отмечаются
значительные события нашей советской
действительности, здесь проводятся тор-
	жественные собрания, которые входят п
TOMB летопись нашей жизни. И не случай-
но юбилейная сессия Академии наук CCCP,
посвященная 30-летию Великой Октябрь-
	ской социалистической революции, OTKPH
лась здесь. Наука стала кровным делом
советского народа. Праздник советской
	Науки стал праздником всей страны.

23 октября в Большом театре собрались
ученые, государственные H обшественные
деятели, мастера литературы и искусства,
представители московских предириятий.

С огромным под’емом участники сессии
ee в почетный mpesHaHyM политбюро

К ВКП(б) во главе с товарищем Сталиным.