Елена Николаевна — обыкновенная; го-
рячо любящая сына мать, со всеми свойст-
венными матерям тревогами за ребенка, же-
ланием ему счастья и хорошей жизни, но
с постоянным контролем над собой, е не-
усыпным сознанием того, что нельзя для
собственного спокойствия лишать сына
больших радостей, свободы, общения е нз-
стоящей жизнью.

Вероятно, не так`уж легко было ей епра-
рить сыну праздничную матроску, но Kak
только маленький Олег пожелал подарить
ее товарищу, которому жилось труднее,
мать сама завернула ее в бумагу. Вероятно,
спокойнее ей было бы, если бы девятилет-
ний Олег не уезжал один в лодке с правого
на левый берег Днепра, но мальчику этого
страстно хотелось, он заслужил лодку от-
личной учебой и получил ве от матери. «(о
счастливым, сияющим лицом сел‘ он за вес-
ла в свою лодку. Началась дружба co ста-
рыми рыбаками — их уроки рыбной ловли,
сказки и рассказы теплыми вечерами около
ярких костров.

Олег весь пропах дымом, запахом рыбы
и осоки. Руки у него огрубели, были в 6с3-
динах. Грудь стала шире»...

Мать Олега не думала о своем спокой-
ствии, не обкрадывала и не стесняла дет-
ства сына, уважала его мечты и желания,
и это вызывало в мальчике чувство благо-
дарности, уважения и полного доверия в
матери, он всегда знал, что она поймет его
и поддержит его. Заручаясь дружбой и ло-
верием сына даже в мелочах, Елена Ни-
воласвна не отиблась-—Олег доверился ей
и в большом. Когда настали дни великих
испытаний, став в 16 лет взрослым, нод-
польщиком, солдатом, Олег открыл ей боль-
шие решения свои и своих друзей и, в свою
очередь, не онибся,—Елена Николаевна,
как всегда, поняла сына, не попыталась
‘отговорить его, увести, спрятать от жизни,
которая мотла быть только в борьбе, и са-
ма стала помогать сыну. Наверное немало
она и поплакала, когда сын уходил с зада-
ниями, из которых так просто было не вер-
нутБея, но ни разу не остановила она вто,
не попросила остаться, пожалеть ее, ни ра-
зу не помешала благородным порывам его
‘смелого сердца.

Мне думается, именно это сознание, что
ни разу нигде и ничем не затруднила она
короткой и прекрасной жизни сына, не по-
ставила перед ним дополнительных испыта-
ний, сознание того, что она слелала все,
	что могла для того, чтобьг сделать его имен-
но таким, каким он стал, и помогло матери
написать светлую и очень скромную
и ясную книгу, в которой любовь сильнее
страдания, —книгу о большой победившей
любви, о любви материнской и сыновней;
0 любви советского. мальчика к родине; в
воторой он был счастлив, о любви, которая
сделала этого мальчика бессмертным.

На разных этапах жизни люди по-разно-
му читают и перечитывают книги, с раз-
ных точек зрения оценивают их. У меня
растет двое детей, с каждым годом их жиз-
HH задача воспитания их становится для
меня труднее и ответотвеннее, и встествен»
HO, что одним из самых серьезных своих
помощников в этом деле я считаю книгу.
Я оцениваю теперь книги (особенно книги
с маркой издательства детской литературы)
не только с обычных позиций читателя, но
н с позиции матери, которая обязана думать
0 Том, какие книги дает она читать своим
детям. И вот, «Повесть о сыне» я буду
читать им сама, потому что хочу увидеть,
что их в этой книге взволнует и обрадует,
что им будет понятно и что непонятно, по-
Тому что эта реакция поможет мне многое
в моих детях проверить и понять. Это будет
еще не скоро, через несколько лет, когла
дорастут они до того возраста, для которого
предназначена книга, & пока я прочла ее
сама с большим волнением, благодарностью
И гордостью и немало сделала для cebs
твердых и ясных выводов.

Книга посвящена юным пионерам нашей
родины,—мне кажется, было бы правиль-
ным посвятить ее и родителям этих юных
пионеров. ‘
	«Он любил все: н6бо, шахматы, Дненр,
химию, звезды, школу, товарищей, геогра-
фию, родной дом, цветы и футбольный МЯЧ,
книги и кино, историю и математику, воз-
ЕЮ с ребятами и стрельбу в цель, живот-
ных, рыб, птиц, лопату и молоток в своих
руках. Любил все настоящее и интересное,
дружное и красивое. Наслаждалея учебой и
трудом, теплом от костра, песней и музы-
кой».

Это строки из книги Елены Николаевны
Кошевой «Повесть о сыне»—и, пожалуй,
именно в этих строках главный подтекст
этой книги, книги о том, как в трудовой со-
ветекой семье рое хороший мальчик, о том,
какое чудесное, веселое, красивое дететвоу
него было, как полюбил он свою родину, ее
богатую природу, ее великую историю, ее
вдохновенную борьбу за народное счастье,
ee большие мечты и точные задачи. Боль-
Wad, сознательная, взыскательная любовь
	& НИ, и ЛЮДЯМ, в родине — вот
истинная сущность Олега — Кошевого,
шестнадцатилетнего комиссара Молодой
	гвардии. Так ярка и значительна эта лю-
бовь, что и в трагическом финале судьбы
Олега звучит высокий оптимизм и жизне-
утверждение, ибо и самая гибель его. во имя
этой любви — это не конец, а продолжение
жизни — бессмертие.
	Олег Кошевой — один из любимейших
героев нашей молодежи, нашего народа.

(0 страниц «Молодой гвардии» вошел он
в наши сердца, зримый и живой, написан-
ный смело и просто художником, который,
нигде не отступаясь от великой правды
Жизни, только ею ведомый и влохновлен-
ный, многое додумал, руководствуясь толь-
ко одной целью: как можно выпуклее,
многообразнее показать своих героев. Имен-
но в этом его, художника, задача, сила й
искусство, А как рассказывает о сыне мать,
та, которая воспитала и вырастила его, та,
которая, может быть, и не обладает силой
художника, но у которой есть другая вели-
кая сила, не менее чудодейственная — ве
материнская любовь?

«Мне легко было растить сына. Мы жиз
ли в счастливое время любимого труда и
заслуженного отдыха. Сталин на нарохных
праздниках подымал на руках ребятишек,
нашу общую радость. 0 их будущем за-
ботилась советекая власть».

То, что я прочла эти строки именно’ в
книге В. Н. Кошевой, принесло мне orpom-
ное удовлетворение и еще раз вернуло в
круг больших ‘раздумий, которые заметную
роль сыграли и лично в моей работе, В по-
следние предвоенные годы нам порою при-
ходилось слышать высказывания о том,
что, дескать, молодежь наша -— народ не
очень серьезный, что это люди легкой жиз-
ни, не знающие борьбы е трудностями, и
что еще не известно, какими они окажут-
ся в борьбе. Меня подобные высказывания
веегда возмущали и оскорбляли. Было что-
то недоброжелательное и ханжеское в Ca-
мом ходе развития этой мыели. Бояться
счастья, опасаться того, что оно может пой-
ти во вред нашим детям -= это казалось
мне чудовищным. Я всегда считала, что лю-
дн на свете живутодия того; чтобъе быть
счастливыми, и то счастье, которое завое-
вал наш народ, счастье, общее для  веех,
счастье \народное-—это ‘огромная сила, и
люди, которые ‘дышат этим счастьем, —9то
сильные люди, готовые за него: итти в 60й
н выдержать любые испытания. Первые же
месяцы войны подкренили меня в этой вере,
Мы узнали имена самых молодых героев—
Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной,
Саши Чекалина, Александра Матросова,
тех самых людей «легкой жизни», не знаю-
щих горького детства. Счастливое детство
воспитало сильных бойцов; любовь к жиз
Ни — надежное оружие в 60ю за эту
жизнь. Но книга Е. Кощтевой о ее герое-сы-
He, о его счастливом детстве не только еще
раз подкрепила меня в моей, а теперь. уже
и общей нашей уверенности, но и дополни-
ла мои мысли, Счастье, счастливое дететво
может явиться еще в десять раз более силь-
	Е. Кошевая. «Повесть о сыне», Литератур-
ная редакция ИП. Гаврилова, М.Л. Детгиз.
1947 г. 193 стр.
	‘ным средством воспитания сильного, пре-
красного, нового человека, если этого чело-
века с первых лет вести по этому счаст-
ливому детству, разумно, верно, пристально
ин внимательно руководя им.

Мать рассказывает о сыне очень проето
и бесхитростно — все, что навеки помнит ее
сердце, сердце матери, жизнь которой оза-
рена жизнью сына с той первой минуты,
как появился On на свет, с той минуты,
как внервые задумалась она о том, как бу-
дет растить его. Но по тому, на каких эпи-
зодах жизни сына она останавливается,
что ей особенно запомнилось и особенно по-
разило ее, видно, что рассказ ведет не толь-
ко нежно любящая мать, а человек, для
которого материнство-—9то призвание, и
дело воспитания ребенка — главное дело
в жизни. Елена Николаевна много лет зани-
малась воспитанием детей, она—опытный
педагог-воспитатель, & это большой талант.

И встает перед нами радостная и широ-
кая картина воспитания мальчика, кото-
рый безусловно обладал исключительно
хорошими индивидуальными  задатками,
добрым и отзывчивым сердцем, смелостью
и чуткостью, отличными способностями,
`огромной человеческой любознательностью
и восприимчивостью, нов котором с малых
лет заметили эти хорошие задатки, умело и
разумно развивали и направляли их.

Когда мы говорим о лучших наших лю-
дях, когда стараемся осмыслить и об’яснить
природу их прекрасных человеческих ка-
честв, мы часто подымаем перед собой, как
забрало; всесильную формулировку: «Он
был таким же, как еотни тысяч простых
советских людей», и так как это всегда зву-
чит убедительно, то нередко полагаем, что
этим ‘уже все сказано. Не является ли это
бессознательным облегчением задачи, сз-
мым легким выходом из положения, попыт-
кой избавить себя от труда исследователя
нового типа, новых ‘человеческих чувств
и качеств, которые многообразны и глубоки,
над раскрытием и об’яснением которых нам,
писателям, надлежит долго и упорно тру-
дитьея,

Я могла бы сказать, что Олег, как это

явствует из книги его матери, рос и воепи-
тывалея, как сотни тысяч советских ребят,
и это было бы бесспорной истиной: мы
знаем, что наша страна, советская власть,
советская школа создают все предповылки
для того, чтобы воспитывать из наших де-
тей действительно новых людей первого в
истории человечества свободного общества,
что наша система воспитания предусматри-
вает развитие в ребенке лучших его задат-
ков и склонностей, прививает ему высокие
моральные качества. Ho мы знаем и то, как
часто воспитание, которое ребенок полу-
чает в школе, в пионерском отряде, в лю-
бом детском коллективе, вступает в кон-
фликт с тем, как его воспитывают дома.
Давайте говорить прямо: еще немало пре-
красных советских людей, беззаветно рабо-
тающих на благо нашей родины, обходит
Этот трудный ‘участок — воспитание с0б-
ственных детей. У некоторых из нас не-
хватает на это времени, у других—терпе-
ния, у третьих — интереса: были б`здо-
ровы, одеты, обуты, & все остальное неваж-
HO. А потом вдруг замечают уже выросшего
человека, Боторый оказывается для родите-
лей полной неожиданностью, и нередко не-
приятной. «Откуда в нем это? »—недоумен-
но спрашивают они, и, действительно, не
‘могут ответить на этот вотрос, потому что
` когда-то, в самые первые годы жизни ре-
бенка, проморгали в нем что-то важное и
решалощее. А есть среди нас и другая кате-
гория родителей, и внимательных и забот-
ливых, да с другими крайностями: работает
человек отлично, сил не жалеет на свое лю-
бимое дело и решает, что тем самым ео
ребенок получил право жить в исключи-
тельных условиях, не зная ни в чем ни от-
каза, ни недостатка, — и растет в доме
Эгеист, собственник, которому He легко. прч-
дется в среде ровесников, которого и школа,
п пионерский отряд возьмут в серъезный
оборот, ‚, чтобы хоть в. некоторой мере
выбить из него то, что невольно привили
ему ‘чрезмерно sabotausbie родители.

чКизненный путь капитана 1-го ранга Льва Андреевича Поленова тесно связан
с историей революционного крейсера «Аврора». В 1914 г. после окончания Морского

корпуса. и производства в мичманы, Л. А. Поленов был назначен на крейсер вахтен
ным начальником. и в период первой‘ мировой войны участвовал во всех боевых
	походах «Авроры,
	В октябрьские дни Л. А. Поленов выполнял ответственные поручения судового
комитета. Во главе‘отряда моряков он разоружал юнкеров, защищавших Зимний дворен.
Но самой выдающейся датой в его биографии является 25 Октября (1 ноября)
1917 тода —в этот день он зарёгистрировал в вахтенном журнале крейсера «Аврора»
	исторический выстрел по Зимнему дворцу.
	С тех пор прошло 30 лет. Сейчас Л. А. Поленов служит в Ленинградском Нахимов.
ском училище. Он снова связан с крейсером «Аврора», ставшим учебной базой училища,
и воспитывает своих учеников в славных традициях команды революционного крейсера.
	НА СНИМКЕ: капитан 1-го ранга Л.
крейсера «Аврора» 0б исторических днях
	капитан 1-го ранга Л. А; Ноленов рассказывает личному составу
	Фото Н. Явова,
	Аскер ЕВТЫХ
	Октября,
	Валентин КАТАЕВ
Роман о враче-
‘победителе —
	В издательстве «Советский писатель»
	вторым изданием вышел роман Алексея.
	Югова «Бессмертие». о это — сильное,
вдохновляющее произведение, написанное
приемами некоей своеобразной поэтики,
достойной особого рассмотрения. Это’ кни-
га о многом и многом и прежде всето—
о юном советском: враче, который стремит-
ся поскорее доказать, что не зря расходо-
вались на его обучение народные средет-
ва; герой романа Андрей Савельев откло-
няет предложенную ему аспирантуру и 06-
	шает поучиться сперва у жизни. © этой.
	целью он уезжает на врачебный участок.
	в Енисейскую тайгу, в горный район —
	туда, «где золото роют в горах».

«Поехать на периферию? — оторваться
от кафедры, от клиники, от научной ра-
боты, попасть в медвежий утол?.. — нет,
нет, все, что угодно, только не это!.. Вее-
ми силами «зацениться» за Москву!..» —
этот возглас, что греха таить, вырываеты
ся порою из уст иного юноши, окончив-
шего медицинский институт, ставшего вра-
чом.

С. необычайной убедительностью и увле-
кательностью-—ибо книга исполнена жиз-
ненной правды — показывается в романе
Ютова вся вздорность таких предубежде-
ний. Врач Андрей Савельев, а вместе с
ним и любой читатель воочию убеждается
В том, что нет у нас никакой этой самой
«периферии» и что, хотя на ином врачеб-
ном участке и не исключена встреча с мед-
ведем, но «углов медвежьих» в стране со-
циализма не существует. Что же касается
научной работы, то никакая тайга ей не
помеха! Всякий, окончивший медицинскую
высшую школу, имеет возможность зани-
маться везде, если, конечно, он честно
выполнял в медицинской школе свой долг
перед Родиной!

Перечитывая книгу ШЮгова, невольно
восстанавливаешь в памяти столь не похо-
жую на судьбу Савельева, страшную
участь врачей из романов Еронина и Синк-
лера Льюиса («Цитадель» и «Эрроусмит»),
Нам, людям нового, социалистического ми-
ра, кажется, например, непонятным, смеш-
ным и страшным обычай «покупать» себе
медицинскую практику. Вак это можно пе-
рекунить у Другого  «частника»-врача
всех его пациентов, со всеми их печенка-
ми и селезенками, не спрашивая, хотят
этого или нет хозяева этих печенок и се-
лезенок?! Нам попросту непонятно, как
может настолько морально выродиться ан-
тлийский или американский врач, чтобы
пойти на заведомо губительную для боль-
ного операцию ‘ради наживы?!.. Но ведь
это не выдумано нами: о подобном вырож-
дении врачебной этики и Запада и «Ново-
го» Света свидетельствуют сами же амери-
канекие и английские авторы. =
	Наши молодые. врачи — это Савельеват.
	Й нало, чтобы побольше было таких. Ро-
ман Югова достоин того, чтобы стать спут
ником и другом нашего юношества, из-
бравшего себе великий и вдохновляющий
труд врача.

.- Анита. будет работать!
	Aner сей Foros. ,BecemeprHes, «Советский
ра, 1947 г. 352 стр

О
ДЕКАДА ЛИТОВСКОЙ
	ЛИТЕРАТУРЫ В МОСКВЕ
	В январе 1948 года в Москве состоится
декада литовской литературы, в которой
примет участие делегация писателей Лит-
вы — прозаики, поэты, критики и литера-
туроведы. Они выступят с докладами о ли»
товской литературе перед писателями Мо-
сквы, на фабриках, заводах, в клубах.

Московские издательства выпустят к дё-
каде ряд книг с произведениями литовских
писателей. В «Советском писателе» выйдут
сборники «Поэты Литвы» и «Литовские но-
веллы», книги стихов А. Венцлова и
А. Хургинаса. Гослитиздат выпустит. книги
избранных произведений литовских классиз
ков Ю. Жемайте и И. Майрониса, том
избранных произведений умершего в этом
году прозаика Петраса Швирки и сборник
стихов современных литовских поэтов.
		w

Крылатый человек
	Земля Цуга распределялась по степи
бороздками... ‘ибо бедняки коллективно на-
нимали один «пхаанш» — перевянный плуг,
и поочередно, бороздами пахали свою
землю. ^
` = Иная ‘теперь пора — с гордостью
заявляет Цуг: :

.„Крепнет,

Растёт богатый колхоз,

Много у нас машин. ”
Комбайны есть,

И тракторы есть,

Й нам не грозит нужда.
Теперь повсюду высокая честь
У нас человеку труда.

По-настоящему дарование Цуга все же
раскрылось только после пятидесяти лет

~
	жизни, — уже при советской власти,

«Сталин — песен всех моих исток», —
этим признанием определяется творчество
	замечательного народного поэта. Идеи
большевистской партии, торжество социа-
лизма в нашей стране — вот темы стихов
Теучеж Llyra.

Передовой колхозник-поэт Цуг служил
до последнего дыхания интересам народа,
коммунистической партии. Беспокойный и
неусидчивый, он’ беспрерывно раз*езжал по
аулам и в своей развевающейся черкеске
был похож на крылатого человека, спеша-
щего в будущее. .

Поэтические рассказы Шуга, `собранные
в небольшую книжку, волнуют нас своей
сердечностью; ни в одном из его  стихо-
творений нет монотонных поворотов, приев-
шихся рифм, архаических оборотов, экзо-
тики, Перед нами ясное поэтическое мыш-
ление, свежая образность и простота, поз-
волившие поэту коснуться самых обыден-
ных и самых возвышенных, всегда сущест-
венных сторон нашей действительности.

Коллектив переводчиков, возглавленный
Александром Гатовым, посвятившим  твор-
честву Цуга семь лет труда, сумел донести
до русского читателя’ главное в стихах
ашуга — его ‘искренний, честный голос.

Однако и’в этой, в общем хорошо пе-
реведенной книжке, встречаются небреж-
ности, неточности, несоответствие с ориги-
налом.

Эти неточности, встречающиеся в книге,
можно было бы устранить, если бы изда-
‚тельство нашло необходимым обратиться за
консультацией к адыгейским писателям, хо-
рошо знающим жизнь, творчество Цуга и
язык, на котором он писал.
	О новой жизни, о колхозном довольстве
слагал стихи адыгейский ашуг Теучеж
Цуг — о том счастье, строителем которого
был сам в последние два десятилетия
своей жизни. 3
	Я на старости лет своих радость Hamez,
наконец,
Я и впрямь молодею, моршинистый
: старый певен.
Посмотрю — ‘небеса нтироко и просторно лежат,
В них стальные орлы высоко и свободно
. кружат.
Посмотрю на долины, на наши поля: там и тут
По просторам хлебов, по дорогам машины м
: бегут.
Многосильные тракторы, делая радостным
труд,
Словно добрые карие лошади, пашней идут;
Как ручные драконы, крылатых комбайнов
полки
Приземлились и пьют себе волн
	пшеничной реки.
Урожай иант разросся, звенит,
	Бак певучая медь,
А колхозные нивы и глазом нельзя оглядеть.
	В сборнике «Счастье», недавно’ переве-
денном на русский язык, помещены также
две исторические поэмы Теучеж Цуга—
«Война ‘с князьями и дворянами» и «Урыс-
бый Мафоко». Обращаясь к истории, Tey-
чеж Цуг преследовал одну цель — воспеть
современную ему действительность.
	`товорил он.
	Но поймег вее счастье нашей жизни
Только тот, кто повестям внимает
О минувших горестях народа —
	Цуг хорошо знал историю своего. народа,
события, которые легли в основу обоих
произведений. Тем не менее, стремясь к
предельной достоверности, он обошел
аулы, расспросил. своих сородичей, собрал
факты, уточнил детали и только после та-
кой кропотливой подготовки приступил к
работе над позмами,

У молодой адыгейской литературы тогда
еще не было опыта создания таких боль-
ших полотен, не была разработана техии-
ка стиха. На помощь поэту пришла  рус-
ская литература: у Пушкина учился ашуг
мастерству. Были и прежде в Адыгее ашу-
ru, но никто из них не поднял свой стих
до такого высокого звучания, как Цуг.

За всю свою долгую дореволюционную
жизнь Цуг не испытал счастья ни в чем,—
ни в ремесле шорника, мастера по изго-
товлению черкесских плеток, ни в труде
земледельца. Он жил в нищете на задвор-
ках аула,
	Цуг Теучех, «Счастье». Избранные стихи,
«Советский писатель». Москва, 1947 год. 110 стр.
	Чаво а няннене ини в орда и ини нано вии и рораонаосявовавяаныее паба инея инонанонаннозасоня

Чина: они ян ии соосо вона ени о бане сони ни со вания ноние Зинин оса яоосинсвованияономе eenaneunesensuencenefsasesss SPURAREETESHAEMA ARES EAS SE RAHN AE CSRAATST A RSERERNNRAAR EEA LESAN SARA CRRA AA CRC E EERE eS an

самой свободной, самой счастливой в мире
страны, страны победившего социализма».
Отличное дело сделал Детгиз, выпустив
	эту правдивую, сильно и гордо звучашую
	внигу. «Мы учились в Москве» — назы-
	  вается она, HO содержание ее значительнее
	шире этого скромного заголовка. Мы ра-
стем при социализме — вот о чем говорит
каждая страница этой книжки.
Литературная обработка этих авТобио-
графических рассказов, произведенная
группой писателей, сделана квалифициро-
	— Что, девушки, шкояу окончили?

— Ага! Зажрите нам зеленый свет!..»

«Зеленый свет», открывающий далекий
свободный путь, зажжен для нашей моло-
дежи на всех перекрестках ее обществен-
ных вудеб.

Не сразу зажегся этот «зеленый свет»
для московского школьника Германа Иль-
инского; Осенью. 1941 года. он был эва-
	fo &нижвку написали юноши и девуш-
-” ки московских школ. Они сели 38
парты восъмилетними  несмышленышами,
8 встали из-за них с золотыми и серебря-
ными медалями —- высшей наградой
Школы.

Й вот они рассказали о том, что про
изошло с ними в годы мирной счастливой
жизни, в годы Отечественной войны и ве-
ликой победы советского народа над фз-
шизмом. Рассказывали о семье и школе,
0 любимом учителе, о своем чудесном го-
роде Москве, столице Родины..Они так ий
назвали свою книгу: «Мы учились в Мо-
скве...> Ь

Эти слова, взятые нами из предисловия
в выпущенной Детгизом книге «Мы учи-
лись в Москве...», дают ей точную анно-
тацию. На ста страницах этой, изящно, с
подчеркнутой «ученической» скромностью
изданной книги, где. на’ холетинке-облож-
ве, словно мелком на класеной доске; про-
черчены кривые трассирующих салютных
ракет, похожих на зрелые колосья, а На
титуле изображен новый университетский
памятник Ломоносову, — десять выпуск-
НИКоВ-Медалистов московских школ рассва-
зали нам-—каждый о себе, а все вместе—
0 том, как полновесно зреет молодая чело-
веческая поросль социализма.

У этих десятерых, за которыми стоят
тысячи и миллионы их сверстников, —
разные судьбы, неодинаковые пути, несхо-
жие обстоятельства жизни, Но когда про-
чтешь эту книжку, искреннюю и взволно-
ванную, еще раз видишь ту великую и ра-
достную общность, которая властно 0б’-
единяет лучшие номыслы наших юношей
и девушек, дает самым различным пред-
ставителям молодого поколения неноколе-
бимую уверенноеть в правоте избранного
нашим народом пути, неуклонно ведущего
К ВЫСОкому человеческому счастью. Эти
десятеро и их ровесники провели свои
школьные годы в суровую. трудную пору,
которой никогда не забудет история.
нелегко дались им успехи в учении, и
	«Мы учились в Москве»... Рассказы вышуск“
ников московских школ. Литературная редак-
пия сборника П. Гаврилова, И. Линстанова.
A. Мусатова, В. Саблина и Я. Тайца. Оформле:-
ние ВБ. Лехтерева. М.-Л. Лелгиз, 1947, 104 стр.
	Лев КАССИЛЬ
	А школьник Борис Беляев мечтал о да-
леких морях и странах, о путешествиях,
и уже завел толстую клеенчатую тетрадь,
чтобы отмечать в ней свои туристекие на-
блюдения. Но когда еще отец уходил на
фронт, ему пришлось стать к станку. Отец,
приведя мальчика на завод, сказал: «Бо-
	рис, вот твой второй дом. Твоя семья вто-
рая». И потом представил сына директо-
	ру и рабочим: «Вы уже не обижайте его
здесь. Он еше маленький... Только бы 3a
партой и сидеть. А теперь вот придется
семью кормить. За меня остается...»

C какой ласковой и умной заботой ра-
стит завод своего питомпа, оставшегося без
отца! Страницы, описывающие отношение
директора, мастера, рабочих к осиротев-
шему пареньку, нельзя читать без глубо-
кого волнения. И мальчик оправдал эти
заботы. Он организовал молодежную брига-
AY, которую; шутя, мастер назвал «старой
гвардией». И ребята, проникнутые огром-
ной благодарностью к заводу, ломают голо-
ву над тем, как бы  усовершенствовать
производство, убыстрить ряд процессов. В
конце концов, это им удается. И заводекие
старики уже шутят: «Ишь ведь! Отцы их
Ha cBoe место допустили, а они теперь,
пожалуй, и не пустят отцов-то обратно...»

В своем молодом рвении, стремясь в те
военные дни дать как можно больше сво-
ему заводу. ребята иной раз и перехваты-
вали через край. Они, например, решили
работать по ночам «после каждого важного
сообщения» по радио. И на дегалях, сде-
ланных в эти ночи, писали названия о6во-
божленных городов. Но оказалось, что ноч-
ная выработка превысила обязательство
молодых рабочих на 50 проп., а 10, что
вырабатывали они днем — упало на 60
проп. Пришлось вмешаться в дело дирек-
тору. -

-А понутно эти же ребяга успевали го-
	нять футбольный мяч, читать работницам о
	газеты и %урналы, слушать лекции, 0т-
	кладывать часть своего заработка для се-
мей фронтовиков, мастерить для них
«славные бидоны и кастрюли...». Но вот
приходит час, когда директор вызывает к
себе Бориса Беляева с его ребятами и го-
ворит им: «Вы — молодцы! Завод гордит-
ся вами, молодыми патриотами... Но... по-
смотрите, что от вас осталось? Одни глаза,
носы да уши, Ребята! Перед вами большая
дорога, Ей и конца не видно... Вот скоро
разобъем фашистов и опять начнем стро-
иться по-мирному. Сколько тогда родине
‘инженеров потребуется, ученых! Чародеев
советской жизни! Вы должны ими сталь,
ребята, и вы ими станете. Вот что. Мы ре-
шили вместе с парткомом, завкомом и ком-
сомольской организацией предложить вам
пойти в школы. Согласны? »

Борис Беляев возвращается за школь-
ную парту. Он вспоминает об этом време-
ни: «Мой отеп и мать не могли бы так
следить за моей учебой, как это делал ва-
вод. Директор запрещал мне готовить уро-
ви. Во время обеденных перерывов, ревни-
во следил за моим отдыхом. Сокрашщал мои
рабочие часы для школы и платил мне за
них, как за работу. Отсылаял меня в отпуск
на время подготовки к экзаменам...» И,
выпестованный заводским коллективом,
нашедший в нем дружную, богатую ий
мудрую семью, Борис Беляев кончает шко-
лу с золотой медалью.

Наталья Сиднева описывает школьный
выпускной бал и свое состояние после не-
го. Она вспоминает рассказ Л. Толетого
«После бала», то жестокое прозренье, ко-
торов ошеломляет героя этого рассказа на
рассвете после бала при столкновении с
отвратительными сторонами тогдашней
жизни, Нет! Разочарования ‚не ждут На-
талью Сидневу на просторной дороге, куда
вывела ее советская школа. И московский
рассвет после школьного бала сулит ей
новый, чудесный, распветающий день.

«Милиционеры на углах встречали нас
дружелюбно:
	много сложностей, немало тяжелых минут,
а иногда и горьких лишений пришлось
преодолеть кое-кому из них. Ho как бы
ни складывалаеь у них жизнь, ни на ми-
нуту не покидали этих юношей и девушек
ощущение огромной, всепроникающей на-
родной заботы, твердое убеждение, что
_ ЖИЗНЬ В нашей стране устроена так, что-
`бы каждый мог проявить вее свои лучшие
способности и найти применение своим
силам, счастливая вера в то, что не толь-
ко Москва, где ты родился, но и любой
уголок’ етраны налей — твой родной дом,
а народ весь — твоя семья. И потому мо-
лодой москвич Алексей Анин, эвакуиро-
ванный в начале войны из Москвы в чу-
ванюкую деревушку, храбро’ беретея за
Колхозный серп, который прежде’ «видел
только на картинках», сперва ранит себе
палец, выслушивает насмешливые реплики
местных ребят, но, в конце концов, осваи-
вается с новым трудом и находит себе в
колхозной деревне новых верных друзей.
Й он же потом, возмужалый, окрепштий в
труде и нёлегких. испытаниях сурового
времени, вернувшись в Москву, сдает эк-
замен на аттестат зрелости, проводит. «с0-
рок дней и сорок ночей» за княгой и. кон-
чает школу с медалью. А в тот день, когда
его приняли в институт, он, уже чуветвуя
себя ‘студентом, подымается с девушкой-
 ровесницей на Воробъевы горы, «туда, где
давали когда-то клятву на вечное служе-
ние народу» его великие земляки Герцен
и Огарев, И девушка спратгивает:
_ <— 0 чем вы сейчас думаете?
_ — 0 девяносто третьем элементе в таб-
лице Менделеева.
Девушка удивленно смотрит на меня:
о — Я‘ тоже об этом мечтаю, Но... знаете,
казвется, пн уже’ открыт. Говорят, 9то` от-
крыли еще трп пустующие клегочки после
урана.

— Ничего, — смеюсь я,-—вас еще во
втором классе научили считать до ста...»

инского: Осенью 1941 года он был эва-   Ванно и большей частью’ со’ вкусом. Она.
куирован вместе с матерью из Москвы в   Хорошо оформила сложный материал, при-
	дала ему композиционную ‘стройность. h
сожалению, в отдельных местах обработка
эта приводит уже к излишней литератур-
ной выспренности, а кое-где и к нелопу-
стимой сентиментальности, досадно. ослаб-
ляющей большую документальную ‘убеди-
тельность повествования.

Но в целом книга принимается. как в6- -
	ликоленный неоспоримый документ, свиле-
тельствующий о чудесных качествах моло-
дого советского человека, о его ясном ра-
зуме, богатом интеллекте, пламенном серд-
це и высоких побуждениях, ради которых.
он живет, учится, творит. Эту книгу сле-
дует прочесть всем писателям, вне зави-
симости от того, какого возраста герой их
собственных книг. ФЛитературе, «побимым
книгам, влиянию их Ha Формирование
чувств, мысли, убеждений, отведено много
страниц в книге десятерых выпускников.
Имена Горького, Маяковского, Островекого,
Фадеева упоминаются почти в каждом рас-
сказе. Да это и естественно. Молодежь на-
ша жадно берется за книгу не только в
дни экзаменов по литературе. Она ищет в
советской литературе те идеалы, которые:
помогают ей расти и мужать, чтобы с чв-
стью выполнить основную задачу своей
ЖИЗНИ,

«Мы ясно видим свою цель: жить для’
народа, служить народу, быть надежной
сменой старшего поколения борцов за ком-
МУНИЗМ».
		ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕ
№ 51 __
	Отаврополь. Ставрополь оккупировали нем-
цы. Rorga город был освобожден, Герман с
радостью пошел в Красную Армию. [Глубо-
кая, тяжелая ненависть к немцам, созрев-
шая в юноше за пять с половиной меся-
цев фашистской оккупации, вела теперь
Германа Ильинского по далеким фронто-
вым дорогам. Он ‘был замковым в орудий-
ном расчете, входившем в гвардейский ка-
зачий корпус. Через бои за освобождение
Таганрога, через сражения под Одессой и
Барановичами, долгой солдатской дорогой
через Румынию и Венгрию прошагал Гер-
ман Ильинский, пока снова с книгами под-
мышкой не вошел в школу. Он окончил ее
с золотой медалью и через несколько. дней
отнес аттестат зрелости в Архитектурный
HACTHTYT. ,

Галина Тулоцкая свой автобиографиче-
ский очерк, который она назвала «Перед
раскрытым окном», кончает так:

«Вот новая страница. Она пока ничем
не заполнена. Что-то будет вписано в нее
завтра?.. Далеко над Кремлем светятся ру-
биновые. звезды, путеводные маяки ных,
сильных, бодрых; Я смотрю на них, и мне
ничего не’ страшно...» .

С этой уверенностью ‘начинают новую
страницу своей жизни «юные, сильные,
бодрые», молодые питомцы социализма.
«Мы окончили школу в отличием...—пи-
шет Юрий Линьков.-—Это значит, что пер-
вое испытание мы выдержали. Перед нами
широко раскрыты двери в большую жизнь...
Но гле бы мы ни оказались, — веегла,
всюду, мы прежле всего будем гражданами