р
	освободительной борьбы
КИТАЙ
	Китайская Народно-Освободительная а},
мия продолжает успешное наступление на
северном и юго-западном фронтах.

В Маньчжурии части 0б’единенной демо-
кратической армии ведут наступательные
бои в районах Гирин-—Чанчунь. —

Как сообщает корреспондент газеты
«Ишибао», 19 октября авангардные отря-
ды 0б’единенной демократической армии
проникли в окруженный Гирин. 22 октяб.
ря газета «Дагунбао» сообщила, что войска
0б’единенной демократической армии, 3а-
няв Цзютай на железной дороге Чанчунь—
Гирин в 35 милях северо-восточнее Чанчу-
ня, обошли Чанчунь с севера и соедини-
лись 6 своими частями, занявшими Ну-
нань на железной дороге Чанчунь—Цици-
кар в 35 милях северо-западнее Чанчуня.
Части 0б’единенной демократической армии
овладели угольным центром Фоусинь, в
90 милях к западу от Мукдена. По сообще-
ниям китайской печати, 21 октября войска
0б’единенной демократической армии завя-
ли крупный город на реке Сунгари — Дэ-
хуэй.

Согласно коммюнике штаба 0б’единенной
демократической армии в Маньчжурии, ч4-
стями 0б’единенной демократической аруии
за первый месян наступления, с 14 сентяб-
ря по 14 октября с. г., освобождены уезд-
ные города Етан, Факу, Сифын, Лишу, Гун-
чжулин, Чану, Кайюань, Хайчен, Чжавьу
и ряд важных населенных пунктов, Унич-
тожено 41.398 гоминдановеких солдат и
офицеров, ряд соединений врага разгремлен
полностью. Войска 0б’единенной демокра-
тической армии захватили 383 артилле-
	рийских орудия различных калибров,
1275 станковых и ручных пулеметов, 152
гранатомета, 15.760 единиц пехотного

вооружения, свыше 1 млн. патронов, более
63.000 артиллерийских снарядов, 46 авто-
машин, 3 железнодорожных состава и 200
вагонов. Сбито 3 самолета.

Как передают корреспонденты агентетва
Рейтер и Ассошиэйтед пресе, иностранные
военные обозреватели ‘в Нанкине единодуш-
но признают, что военная обстановка для
правительственных войск в Маньчжурии
является практически безнадежной.

В районах Лязнин-—Жэхэ войска Народ-
но-Освободительной армии с 10 по 20 ок-
тября освободили 11  жетезнодорожных
станций на железных дорогах Бэйпин—
Мукден и Циньчжоу-—Чэнда.

На Шаньдунском полуострове, согласно
сообщению корреспондента агентства Синъ-
хуа, части Народно-Освободительной арупи
19 октября заняли Вэйхайвай. Попытки го-
миндановцев вернуть город были отбиты, п
они потеряли 300 человек убитыми.

В районах Хэнань-—Шэнси—Хэбэй час-
ти Народно-Освободительной армии; coraac-
HO коммюнике № 12 штаба Народно-Осво-
бодительной армии, с 20 сентября по 13
октября освободили 8 уезаных городов и
свыше 100 населенных пунктов на фрон-
те протяжением 200 миль от Шаньнаня на
западе до Яньцзы на востоке. По неполных
данным. потери гоминлановских ‘войск
определяются в 6 070 человек. Войска На-
родно-Освободительной армив захватили
следующие трофеи: артиллерийских ору-
дий различных калибров — 25, пулеме-
  тов — свыше. 130, винтовок — 1.600, пат-
ронов — 100 тысяч, автомашин — 19, ра-
диоустановок — 5, а также значительное
количество телефонных установок и лоша-
дей. 21 октября войска Народно-Освободи-
тельной армии овладели городом Ичуань (в
25 милях от Яньани), причем во время
штурма уничтожено 4 тысячи гоминданов-
ских солдат и офицеров.

В провинциях Аньхуэй и Хубэй части
Народно-Освободительной армии освободили
несколько городов на северном берегу Ян-
цзы и переправились на южный берег. Га-
зета «Луннаньжибао» сообщает о боях в
районе Нанкина, где войска Народно-0сво-
бодительной армии овладели несколькими
важными городами:

В коммюнике штаба Народно-Освободи-
тельной армии в Китае сообщается, что в
течение июля, августа и сентября гомин-
дановские войска потеряли 108 тыс. человек.
убитыми и ранеными и 175 тысяч плен-
ными. Войсками Народно-Освободительной
армии захвачено 1 600 орудий, 68 тысяч
револьверов, 8 миллионов патронов и боль-
moe число автомобилей.
	—б——-

Чувство времени

Очередной творческий вечер — отчет из
	серии вечеров к 30-летию Октября—состоял-
ся на-днях в Центральном доме литерато=
ров и был посвящен творчеству Евгения
Долматовского.

Стихи и песни Долматовского широко
известны советскому читателю. Отличитель-
ной чертой поэзии Долматовского является
естественная, простая манера письма, лн-
шенная каких бы то на было украшательств
формалистического толка, позволяющая
поэту говорить с чигателем на понятном,
живом языке. Страстное отношение к co
временности, участие почти во всех строн*
тельных и военных походах последних пят
надцати лет, чувство времени — вот что
характеризует поэзию Долматозского,

Обо всем этом говорили на вечере Евге:
ния Долматовского поэты и критики
В. Инбер, С. Кирсанов, А. Софронов;
В. Перцов, А. Жаров, М. Алигер, Д. Ila
нин и другие.

Прочитанные Е. Долматовским стихи из
новой книги «Встреча ровесников» свиде*
тельствуют © творческом росте поэта.

Былая легковесность, в которой в своб
время справедливо упоекали Долматовскога
и от чего поэт не был свободен даже в
некоторых стихах военного периода, на
этот раз преодолена.

Цикл «Встреча ровесников» интересен по
замыслу. Лучшие стихи этого цикла, такие,
как «Поджог рейхстага», «Улица Иванова»;
«Вечный студент», трогают и запоминаются:

К сожалению, форма некоторых стихов не
отличается свежестью и оригинальностью,
	Сергей ВАСИЛЬЕВ
СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР
		«ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ?
ВЫЙДЕТ 7 НОЯБРЯ
	в. кАчАЛОВ [/ербая встреча
	В эти праздничные, торжественные дни
все мы с особенно теплым чувством вспо-
минаем свои первые шаги в революцион-
ном искусстве, которое открыл нам Вели:
кий Окгябрь.

В эти дни хочется ‘оглянуться в пронг
noe и вспомнить нервые спектакли, приоб-
щившие Художественный театр и его акте-
ров к новой, советской теме.

Таким спектаклем был «Бронепоезд» Все-
волода Иванова, Здесь и театр наш, И
я лично, как актер, впервые встретились ©
современной советской ‚драматургией. .

Здесь все было внове. Никогда раньше
мне не приходилось играть крестьянина, да
сще крестьянина, принимающего участие
в полигической борьбе, пришедшего к ре-
волюции во главе партизанского  отряла.
Но главная трудность была даже не в не*
обычности, не в ‘новизне материала, а В
том, что с’людьми, подобными  Вершинину,
я не встречался в жизни, не имел возмож-
ности их наблюдать и запоминать. Не было
у меня здесь живых моделей, которые мог-
ли бы помочь, подсказать психологические
и бытовые детали. —

«Вершининых» я знал только по литера-
туре. И если бы не помошь автора — Вс.
Иванова, вряд ли у меня вышло чЧто-ни-
будь из этой работы. Его рассказы и ука-
зания давали мне возможность проверять
и укреплять то, что я находил ошупью,
наугад, полуинтуитивно, фантазируя в пре-
делах основного русла образа, стараясь
углубить и освоить все почерпнутое из
литературы. Эта авторская помошь была
	к моим услугам тут же, на репетициях.
	‘ве лите
	А. МАРЬЯМОВ
@
	«— Что охранит нас от страха!» —
восклицал один из этих юношей.

И не находил ответа.

Мир был для них источником страха.

Цивилизация?

«Он обожрался цивилизацией, и это?его
убило...» — сказал 0б одном из своих ге-

роев Олдос Хаксли.
И может быть, ключом, помогающим
	понять, в чем корни этого мироощущения,
	могут послужить две строки из «Последних
стихов» английского поэта А. Хаусмана:
Я хожу чужим и испуганным
В мире, которого не создавал...
«Мир, которого я не создавал», — это,
пожалуй, точнее всего передает отчужден-
ность, непричастность писателя к окру-
жающей его жизни. ;
И в то же время, равноправное участие
в созидании нового мира, гордость соучаст-
ника, сознание собственной  ответствен-
ности за ‘этот — свой — мир. партийная
страстность в борьбе за кровное дело всей
жизни, — вот эти-то основные черты и 0т-
личают Пашу литературу, определяют ее
подлинную ‘невизну.
	Никакой другой писатель, кроме нашего,
	не мог увидеть, чтобы люди рядом с ним
так уходили в бой, ни в одной другой ли-
тературе не могло быть написано об этом
такими словами:

«Вот ехали теперь на фронт и в студе-
ных тепалушках, в трескучем январском
холоду учились, работали, думали, думали,
думали. Потому что знали: надо готовыми
быть ко всему. И надо уметь войну вести
не только штыком, но и умным, свежим
словом,  здоровенной головой,  знаньем,
уменьем разом вее понимать и другому так
сказать, как надо...» И потом про солдат-
скую песню, — про песню солдата-рабоче-
го, с какою шел он на бой: «Пак они пе-
Ли — как пели они, ткачи... С такой про-
стотой, с беспредельной любовью, с жарким
чувством. Те песни гордостью и восторгом
воспламеняли полки. Ах, песня, пееня, что
можешь ты сделать с сердцем человека!»

А ведь Д. Фурманов писал это тогда, ког-
да другие люди того же поколения, но ино-
TO мира, оплакивали крушение всех Ha-
дежд и говорили о солдате обманутом, ли-
шенном самого права думать, не зЕжющем,
за что он отдает свою жизнь.

Правда, были и там немногие книги, ко-
торые могли заканчиваться такими, напри-
мер. словами:

«Й пока мы собираемся догнать других,
чтобы снова воевать, черное ‘грозовое’ небо
тихонько. прноткрывается. Между двух
темных туч возникает спокойный просвет,
й Эта узкая полоска, такая скорбная, что
кажется мыслящей, все-таки является
вестью, что солнце существует».

Эти слова писал Анри Барбюс. И ему, п
другич честным и думающим писателям
являлось в просветах меж грозовых туч
солнце, встающее с востока: они Шли в
свету и приходили к нам.

Глубокая любовь к Родине вдохновляла
нашу литературу на протяжении всех трех
десятилетий. Но именно эта любовь к  род-
ной земле, любовь, уважение к собственно-
му герою. как в сотоварищу по труду, от-
ношение к своему литературному делу, как
в долгу, возложенному на писателя наро-
дом, — именно эти черты сделали нашу
литературу общечеловеческой в самом ши-
роком и прекрасном смыеле этого слова.

Когда страна наша стала для мира мая-
ком надежды, к слову советекого писателя
стали прислушиваться мыслящие люди
всех стран, черпая ‘в наших книгах силы
для борьбы и веру в победу.

Если минувшее тридцатилетие было’ для
нае временем стремительного  распвета
	страны, отраженного в непрерывном поде-
	ме литературы, то за рубежом пулье. лите-
ратуры бился в те годы совсем по-иному.

«Сомнение, поиски, крушение надежд,
непокой во всех своих крайних проявле-
	ниях — были симптомами века и его по-

Падал и таял на булыжнике перед Вур-
emu вокзалом мокрый снег. Из теплушев

ходили на вокзальную площадь иванов-
в ткачи с солдатскими винтовками 34
плечами — подкрепление революции. С ни-
ми был двадцатишестилетний Дмитрий
Фурманов; шагал в строю по Садовым, сво-
раливал на Тверскую — туда, где над те-
нерал-губернаторским домом уже бился под
ветром алый флаг Московского Совета...
Ha колоннах петроградеких  дворпов
играли отсветы пламени; красногвардейцы
жгли костры, и у костров останавливался
Владимир Маяковский, — слушал, думал,
ощущал трепетанье еше неясного, еще
ускользающего стиха...

В сумерках на железнодорожных путях
большой узловой станции вместе ¢ KOMCO-
мольцеми-подпольщиками получал партий-
ное заданье Николай Островский...

Во Владивостокском порту, в кают-ком-
пании военного корабля, американские и
японские адмиралы и Дипломаты делили
межлу собою еще не захваченную Сибирь,
а в тайге собирались большевики-партиза-
ны, н среди них был восемнадпатилетний
Александр Фадеев...

Гналея продотряд за бандой по ковыль-
ной степи, рыскали пони в высоких камы-
шах у Дона, и пригибался в луке казачье-
TO седла красноармеец продотряда, станич-
ный мальчишка Михаил Шолохов...

Коммунистический батальон выступал
на фронт из тихого городка Арзамаса, пу
стремени военкома пятнаднати: летний Ар-
хадий Гайдар срывающимся голосом дока-
зывал, что он уже достаточно велик, что-
бы итти с другими и сражаться за то, во
что он поверил всею силою сердпа..

Старый мир рухнул. Но иной, “новый
мир тогда еще не стал осязаемой реаль-
ностью; его очертания лишь вырисовыва-
лись из пламенных речей, произносимых
на митингах  большевиками-агитаторами,
из строк «Правды», нз пророческих слов
двух великих кормчих народа. которые
видели завтрашний день и прекрасный
завтрашний мир так ясно, как не мог еще
увидеть никто другой, п вели в этот новый
мир миллионы, впервые. обретштих свободу,
людей.

Й люди, пошедшие за Левиным и
Сталиным, тоже увидели красоту мара, за-
брезжившую впереди; они мечтали об этом
новом мире п самоотверженно посвящали
всю свою жизнь и весе свои силы воплоще-
нию страстной и нетерпеливой мечты.

Й вот в ерале мечтателей-творцов, соз-
леющих новую жизнь, зародилась п новая
	литература.
Литература, родившаяся тридцать лет
назал в освобожленной России, оказалась
	HOPOH He только потому, что совершенно
новые имена возникали на обложках издаю-
muxca книг. Новой оказалась она и не по-
тому только, что тогда — и в стихе, и в
прозе — ломались, менялись и выковыва-
лись новые формы.

Вниги, рожденные победой революции,
несли в себе ясное и светлое сознание то-
то, в чем заключается истинное, неомра-
ченное счастье простого человека, и кае
может быть достигнуто это счастье.

Старая литература знала страстную сп-
лу отрицания; лучшие ее книги потрясали
силою горечи и обиды за искалеченную че-
ловеческую душу, силою ненависти к не-
правильно устроенвой жизни. Но никогла
не было в тех книгах такой ясной и непо-
колебимой веры в близкую достижимость
людского счастьяь такого точного знания:
как оно выглядит — это желанное счастье.

Это знание открылось русскому писате-
лю в зареве революции; оно крепло и
утверждалось по мере того, как созидалось
и росло первое в истории  государетво
освобожденных людей. Guo вызвало в жиз-
ни книги, наполненные созидательной
страстью и творческим оптимизмом. Й вот
именно эти-то черты определили главное
отличие советской литературы от прежних
БнИг, а также и от той литературы, кото-
рая развивалась в то же время за рубежа-
ми нашей страны, в мире, который. остался
неизмененным.

Мы псчиеляем возраст нашей литерату-
ры тремя десятилетиями революции.

Современная литература Запада и Аме-
рики тоже начала новый счет времени
около тридцати лет назад, когда закончи-
лась первая мировая война и начали появ-
лятьея романы и дневники, написанные
людьми, которые вместе с солдатской Mop-
мой распростилиеь и со своими неудовлет-
воренными солдатскими надеждами.

Однако сложились ли эти книги в новую
литературу? Что отличало их от книг, на-
писанных прежде?

Разве лишь то, что в большинстве этих
произведений страстная сила протеста
уступила предельному утомлению, горечь
сменилась желчным цинизмом, любовь и
сострадание к человеку иссякли; в книгах,
пьесах, фильмах и в живописи проис-
ходило патологически-равнодушное обнаже-
ние язв.

«Мир казалея мне смятенным, разбитым
п несчастным, и я полагаю, что так это и
было в действительности», — писал Жорж
Дюамель..

Из-за океана ему вторил Джордж Сан-
таяна:

«Мир — не порядочен. Он смертен, из-
мучен, хаотичен, обманут навеегда...>

«Свиньн... Свиньи под маской, — бормо-
Tal, вторя им, Луиджи Пиранделло. — Че-
ловечество? Человечество? Вот оно, ваше
человечество...»

Американская писательница, жившая в
Париже, Гертруда Стайн, сказала тогда о
своих молодых соотечественниках, еще оде-
тых в форму экспедиционного корпуса:

— Потерянное поколение:

Входя в литературу, они приняли эти
два слова, как девиз на знамени. Они при-
знали вебя потерянным поколением: таки-
ми они ощущали себя в жизни, о том они
и писали. Горечь рухнувших надежд, ци-
низм опустошенной души, презрение Е
прошлому и неверие в будущее одинаково
наполняли книги победителей и побежден-
ных — французов и немцев, американцев
и итальянцев, англичан и австрийцев.

В одном из ранних томов «Людей доброй
воли» Жюля Ромэна двое юношей говорили
о своем будущем, —0 том, как найти им
такое побуждение; которое оказалось бы
достойным того, чтобы посвятить ему «свои
трепенущие жизни».

«Литературная газета» выходит два раза
	в нелелю: по средам и субботам.
	тории ученого подопытную змею, угадала
в Этой змее самца и затомилась изыскан-
ным вожделением... Даже поверить трудно,
что эту скверную чепуху смаковал тот же
человек, который сумел сильно и страстно
рассказать о подлинной человеческой беде,
о нужде и горе. А причина заключается
именно в том, о чем говорил Гоуард Фаст:
писатель не увидел пути к избавлению от
горя и вместо того, чтобы продолжать
поиск, — отвернулся от реальной жизни.

С незаурядной силой таланта писал
Вильям Фолкнер 0б исковерканном быте
южных штатов, о яде расизма, который у
черного человека отбирает жизнь, а у бе-
лого растлевает душу. Но так же, как и
Стейнбек, Фолкнер видел горе, не зная, как
его уничтожить; видел яд и не находил
противоядия. Он перестал искать, — и вот
его рассказ «Роза для Эмилии». В нем опи-
сывается другая американская дама, она
полвека прожила затворницей, никого не
допуская в свой дом, а когда умерла, то
люди, вошедшие в дом, обнаружили ве тай-
ну. Оказалось, что полсотни лет назад У
упомянутой дамы скоропостижно скончался
жених, и она не хоронила его, и делила с
трупом супружеское ложе.

Это противно пересказывать даже вкрат-
це. Где уж тут говорить о таланте. Прочи-
тав такое, только и думаешь, как бы, —
зажав нос, чтобы не чувствовать удушаю-
щего запаха гнили и разложения, — вы]-
ваться поскорее на свежий воздух...

Так самоуничтожаются в газовой камере
«аполитичного» исевдо-искусства писате-
ли, отвернувшиеся от жизни.

Великое потрясение второй мировой вой-
ны было всеобщей проверкой.

Наша страна не только выетозла в этой
проверке. Она продолжала свое неукроти-
мое движение вперед. И евое движение впе-
ред продолжала и РАНЕ наша “лите-
ратура.

Необыкновенную cuny духа явил миру
советский человек в недавние дни войны.
И воинские подвиги, и влохновенный труд
во имя победы — были равно беспримеу-
ны; они говорили о том, какую неодолимую
мошь рождает в человеке завоеванная пу
свобода. Больше того, они показали воочию,
что на освобожденной земле родилось и вы-
росло новое поколение людей, — поколе-
ние, избавленное от звериных инстинктов,
от многих уродливых черт, не свойствен-
ных человеку но природе, но веспитанных
в нем повседневной борьбою за существо-
вание, привитых буржуазным обществом,
созревших в непрерывном единоборстве с
враждебным укладом жизни. Вниги о но-
вом человеке несут в мир надежду и рож-
дают волю к борьбе,

Рассказать о высоком подвиге советских
людей в бою — большое творческое сча-
стье. Но еше разительнее и беенримернее
	та счастливая возможность, которая отЕРы-

та нашим писателям ноеле победы.

Герой наших книг увидел победу именно
такою, какой она ему рисовалась; победа
принесла ему то, чего он и ожидал от нее.
В его мире ничто не сместилось, он не
утратил своего места в жизни. Он продол-
жает свой путь.

Это дали человеку наша страна, наш
строй. И это стало одною из примет новиз-
ны нашей литературы.

Это становится особенно ясным, когда
перебираешь книги, написанные после вой-
ны на Западе п за океаном.

До чего напоминают все эти книги то,
что писалось там тридцать.лет назал, пос-
ле мировой войны 1914—1917 гг.! Есть
новые имена на обложках. Но содержа-
ние — то же. «Это твоя война», — назвал
одну из своих книг американский писатель.
Заголовок оказывается ‘издёвкой. Победу
снова украли... «Храбрый новый мар», —
называет свою книгу англичанин. И он то-
же издевается: и мир у них не обновился,
ий храбрость оказалась легендой. «СОтран-
ствие во мраке», — пишет о войне третий:
он хочет быть точным; он №ворит о людях,
которые, умирая, сами не знали, за что они
отдают свою жизнь.

Разнипа между этими книгами и книга-
ми, что писались тридцать лет назад, со-
стоит в том, что нынче неверие стало еще
более иссушающим, опустошенность еще
разительнее, цинизм откровеннее.
	Равнодушие в миру стало стилем, кото-
рому изменять как бы «неприлично».

«Сугубо личное», — так и назвал свой
записки о войне Сомерсет Могэм. Цены на
базаре в Бандоле, в Марселе ив Нипне, ме-
ню завтраков на собственной яхте и на на-
роходе, увозящем беженцев, неумеренные
заботы о желудке, пустые разговоры и мел-
кие мысли — вот все, что находим мы в
этой книге, написанной человеком без ро-
Дины, без любви к людям, человеком пу-
стым ий никчемным.

Космополитизм далек от общечеловеч-
ности.
	Только из глубокой и страстной любви
к Родине, из антеевой верности родной поч-
ве рождается подлинная общечеловечность.
И потому весь мир вслушивается в слово,
идущее с Советской земли.

Герой одного из лучших романов Эрне-
ста Хемингуэя — Гарри Морган из книги
«Иметь и не иметь» — бредит перед
смертью:

«Человек один не может. Нельзя тепеть,
чтобы человек один... Что бы an было, че-
ловек один не может ни черта...

Но он. понимает это ие поздно.
Волчья стая загнала его, изранила, Он
умирает...

Как же добиться того, чтобы человек He
был один?

На это не было ответа ни у Гарри Мор-
гана, ни у писателя.

Единственно возможный ответ на этот
‚ вопрос дали лишь наша  тридцатилетняя
история, дела наших людей, наша литера-
тура.

«Человек не может один».

Но если он не один, если он принадлежит
к народу, раскрепощенному от угнете-
ния, — к народу, сплоченному — общей
целью, общей верой, общим неукротямым
движением вперед, — нет тогда такой ¢H-
лы, которая могла бы сломить его.

В этом — несокрушимое могущество Co-
ветекого государства. В этом — неясеякас-
мый источник, питающий мысль советеко-
го писателя. Й в раскрытии этеге — обще-
человеческое значение советской литера-
туры.

В колхозе «Гигант»,
Тогучинского района
Новосибирской об.
ласти своя библио-
тека, насчитываю-
Wad полторы тысячи
томов различной ли-
тературы.

На снимке: колхоз-
ник Е. Р. Карташев
выбирает книгу в
библиотеке.  Справа—
библиотекарь А. И,
Борисова. ;

Фото В. Лешиянского
		Она поддерживала во мне внутреннюю уве
ренность в правильности найденного, без
	которой невозможно итти вперед.
	Ясно помню свою большую радость, KOT
да автор, впервые. увидев меня в гриме и
костюме, после репетиции сказал мне:
«Можешь быть совершенно спокоен, пото-
му что если бы я мог тебе показать сей-
час тех живых Вершининых, с которых я
писал своего, ты бы увидел в них себя,
	как в зеркале».
	` После этого мне было уже легко разви:
вать. далыме найденное воображением и
	вать далыме наиденное воображением n
подсказанное литературой, несмотря на то,
что далеко не вся критика в те дни при-
	няла эту мою работу. _
	Как бы то ни было, образо Вершинина
обогатил меня творчески и расширил мое
	мироощущение, многое открыл мне впервые.
До сих пор люблю его, се удовольствием и
	всегда с волнением играю сцены из «Dpo-
непоезла».
	: Образ героя, вышедшего из народа, бли-
зок моей душе, и я радуюсь возможности
говорить’ «во весь голос» о великих новых
гуманистических чувствах которыми рево-
люция окрылила советского художника,
Сила советского искусства — в его глу-
боком и заразительном” оптимизме, в его
органической связи с жизнью народной, в
его смелой, боевой целеустремленности.
Такое искусство способно радовать и вос-
	нитывать зрителей, осуществляя, наконец,
TOT высокий идеал театра, к которому
всегда стремились русские актеры-гума-
		Празднин советсного
	изобразительного иснусства
	стический труд советского народа, пафос
восстановления, борьбу за дальнейший рас-
цвет всех областей социалистического на-
родного хозяйства и культуры.

Советской индустрии посвящены картины
молодого армянского художника О. Зарда-
ряна. «Победа бурильшиков  Севанстроя»,
А. Дейнеки «Донбасс», композиционные
пейзажи Г. Нисского, жанровые композиции
Ю. Пименова, скульптуры Г. Мотовилова,
Д. Шварца.

Средн произведений, изображающих кол-
хозный трул и быт, следует отметить кар-
тины П. Кончаловского «Гюлдлень, Угодо-
Заводский колхоз», В. Яковлева «Рыболо-
вецкий колхоз на Каспии», А, Пластова
«На выборы», С. Чуйкова «Полдень в Кир-
гизии». Ф. Шурпина «Мать», А. Максимен-
ко «Хозяева Земли», В. Нечитайло «Кол-
хозное собрание», графические серии
Ф. Конетантинова, А. Лаптева.

Необходимо отметить большой идейный
и творческий рост украинских художников,
создавших многочисленные монументальные
произведения на темы Отечественной войны
и современной жизни Совелской Украины,
Значительно выросло и окрепло изобрази-
тельное искусство и поугих братских рес-
публик, в частности, Белоруссии, Грузии,
Армении, Азербайджана, Латвии, Эстонии.

Особенно отрадно участие на выставке
значительного количества молодых худож-
ников, окончивших советские вузы в годы
Отечественной войны и в послевоенный пе-
 риол.

Среди графического раздела выставхи
привлекают внимание серии иллюстраций
Кукрыниксов к произведениям А. Чехова и
Д. Шмаринова — ‹к стихам Некрасова.

Больших успехов достигли советские

скульпторы, работающие в областв фарфо-
ра, фаянса, майолики,
	Сегодня открывается Всесоюзная художе-.
ственная выставка живописи, графики и
скульптуры, на которой представлено око-
ло 1.200 работ. художников и скульпторов
16 братских республик. Более половины
произведений размещено в Государствен-
‘HOH Третьяковской галлерее, остальные —
в здании Музея изобразительных искусств
имени А. С Пушкина.

— Выставка, открывающаяся в знамена-
тельные дни З0-летия Великой Октябрь-
ской социалистической революции, — ска-
зал в беседе с нашим корреспондентом
Председатель комитета . Всесоюзной худо-
жественной выставки П. М. Сысоев, — по
‘своему об’ему и значению являетея круд-
нейшим событием в области изобразитель-
ного искусства.

Выставка показывает, как глубоко вос-
приняли художники указания партии © за-
дачах литературы и искусства, как много и
вдохновенно поработали они над’ изобра-
жением` жизни своего народа, над запечат-
лением образа советского человека, с его
горячей любовью к Родине, с его мужест-
вом и героизмом.
` Знаменательные дни Октября нашли свое
отражение в произведениях В. Серова —
«В. И. Левин провозглашает советскую
	власть». В. Ныплакова — «В И. Ленвив».
	И. Тоидзе — «Призыв вождя», в графиче-
ских вериях Е. Кибрика, В. Касьяна в. др.
Созданию образов- величайших кормчих
революции В. И. Ленина, И. В. Сталина и
их ближайших соратников посвятили свои
произведения А. Герасимов, В. Ефанов,
Ф. Мояоров, П. Васильев, Д. Налбандян,
С. Меркуров, М. Манизер. Н. Томский.
Е. Вучетич, 3. Азгур, И. Чайков.
Значительное количество’ произведений,
представленных на выставке, посвящено
теме Великой Отечественной войны Боль-
	шинство забот отражает мирный социали-
	Так писал два года назад автлийский.
критик Дирик Стэнфорд.

Наши книги врывались в этот мир све-
жим ветром.

06 этом говорил недавно американский
писатель Гоуард Фаст.

— Полной противоноложностью амери-
канским романам, — писал он в статье
«Реализм и советский роман», —<являются
романы, приходящие к нам из Советекого
Союза. В них представлены человеческие
существа, которые верят в жизнь, борют-
ся, любят и радуются, полные надежды и
искренности; эти чувства редко ветречают-
ся в американской литературе».

И тот же Гоуард Фаст сказал несколько
месяцев назад в своем докладе на много-
людном митинге в нью-йоркском муници-
палитете, гле присутствовали полторы. ты-
сячи американских студентов:

«В наши дни деятель культуры, кото-
рый позволяет себе служить тем, кто хочет
уничтожить Советский Союз, уничтожить
новые демократии. уничтожить организо-
ванный рабочий класе, навязать всему ми-
ру атомный террор и атомную войну, —та-
кой деятель культуры является предателем
рода человеческого... Установив это поло-
жение, нетрудно понять, почему антиком-
мунистический деятель культуры или да-
же только «аполитичный» творческий ра-
ботник становится бесплодным. В наши
дни башня из слоновой кости, когда-то яв-
лявшаяся надежным убежищем, преврати-
лась в духовную газовую камеру».

Эта бесспорная истина подтверждается
повседневно.

Люди бесспорно талантливые onyero-
шаются и творчески погибают тотчае же,
едва поворачиваются они спиною к борьбе,
закрывают глаза и перестают видеть
Жизнь, с0 всей ее действительной слож-
ностью и противоречиями.

Вот Джон Стейнбек. Узнав его по
«Гроздьям гнева», мы радовались тому, что
услышали еше один мужественный и
страстный голос.

И, однако, та же рука, которая писала
«Гроздья гнева», написала велел за тем
рассказ «Змея», — рассказ о том, как не-
кая американская лама увидела в лабора-
		Юбилейные номера журналов
	В ближайшие дни читатели получат один-
надцатые книжки литературно-художествен-
ных журналов, посвященные Великому Ок-
тябрю.
	Начиная от передовой, кончая отделами
библиографии и критики, юбилейный номер
«Нового мира» проникнут идеей советского
патриотизма. Журнал печатает новую по-
весть К. Симонова «Дым отечества». Поз:
зия представлена стихами М. Алигер,
В. Луговского, Я. Смелякова, А. Суркова,

Коммунист — честь и совесть нашей эпо-
хн — такова тема «Записок писателя», ко-
торые публикует И. Эренбург.

Журнал дает краткий обзор’ высказыва-
ний В. И. Ленина и И. В. Сталина о со-
ветском патриотизме. Кроме того, печата-
ются ‘литературные заметки М. Чарного о
советском патриотизме и статья И. Новича
о романе М. Горького «Жизнь Клима Сам-
гина». :

Подписчики прочтут в «Знамени» новый
роман В. Пановой «Кружилиха», действие
которого происходит на одном из крупных
заводов Урала в последние военные дни.

В журнале с прозаическим произведением —
«Родина и чужбина» — выступает А. Твар-
довский. Это — страницы из записной
книжки, относящиеся к годам войны и к
началу восстановления родной земли, осво-
божденной от немецкой оккупации.

Журнал «Октябрь» познакомит читателей
с пьесой Б. Полевого «Неугасимое пламя»,
посвященной восстановлению Сталинград-
ского тракторного завода. С вовым циклом
	стихов — «Колхозная лирика» выступает
молодой поэт Н, Тряпкин. С. Штут в сво-
‘ей работе пишет о теме труда в советской
		литературе. И. Анисимов дает обзор фран-
цузской, английской и американской лите-
рагуры послелних лег, ее упадка и идейно-
го разложения.
	Международной теме посвящена статья
И. Ермашева «Судьба мира». Представитель
советской делегации на международном фе-
стивале молодежи Б Бурков рассказывает
в своей статье о триумфе советской моло-
	дежи в Праге,
	ЛЕНИНГРАД. (От нашего корр.) Ноябрь-
ский номер «Звезды» открывается стихами
Янка Купалы «О Сталине — сеятеле» (пере-
вод с белорусского М. Комиссаровой). На-
печатаны также стихи о Родине и о Сталине
А. Прокофьева, Л. Ошанина, К. Лисовского,
А. Чепурова. Проза представлена повестью
Жанны Гаузнер «Вот мы и дома», рассказом
С. Антонова «Знакомый» и повестью
В. Смирнова «Открытие мнра».

В журнале опубликована пьеса О. Берг-
гольц и Г. Макагоненко «У нас на земле».
В отделе публицистики — статья Б. Мей-
лаха «Из истории идейно-литературной борь-
бы первых лет революции». В отделе «За
рубежом» — статья Б. Голанта «Полярная
лихорадка в Америке» и статья Г. Стари-
кова «В Чехословакии». В разделе «Искус-
ство»—воспоминания Ю. Юрьева «Макбет».
Номер завершается отделом «Люди нашей
страны», в котором напечатан очерк Е. Тан-
на «Бронзовая летопись».
	Главный редактор_В. ЕРМИЛОВ.
	Редакциовная коллегия:
	В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК.

п,
	Н, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.
		внутреннея
	КИЗНИ
		О. КУРГАНОВ,
	1. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ. М МИТИ

издательство — К 3.37-34
	л. 25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат —
писем — К 4-60-02 международной жизни —К 4-6461. науки и техники —К 4-60-09
	К 3-09-94, международной жизни — к тозоь, вауки и техники — К 4-60-02, информацин — К 1-18-94,
Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5,