^Лосковского Совета © ноября 1947 года

Для  бесприст-
’растных — людей,
’ желающих понять
современные = CO-

бытия, — ответ
_ подсказывается,
прежде ` всего,

сравнением Ффак-
тов. ©

° Коренное разли-
ave между Совет-
ским Союзом, ¢
‘одной стороны,
Англией и Фран-
‘цией, с другой
стороны,  извест-
но:  промышлен-
ность, как и все
	народное  хозяй-
	ство CCCP, Ho-
’ строены на Ффун-
даменте социализ-
ма, а промыш-
ленность,, как ”и
все государствен-
ное здание Анг-
/ HH, равно как и
` Франции, держат-
ся на старых усто-
` ях капитализма,
’ причем как наука,
  так и практиче-
  ский опыт нагляд-
‚ но показывают,
что фундамент со-
циализма в Совет-
ском Союзе креп-
HeT. @ каждым
днем, а опоры. ка-
питалистического
‘общества: в Евро-
’пе давно уже на-
сквозь  прогнили.
Теперь, как HH-
когла раньше, вид-

ская революция вывела нашу Родину на новый путь -м
OC ae

gt NTT et
	накануне Октябрьской революции,
зывал, что в сложившихся истори-
зая итти вперед, не делая шагов к
	ee

на путь революционного обновления.
Е А а
	30 лет тому назад, н<
Ленин страстно доказы
ческих условиях нельзя
	Докладп_В. М. МОЛОТОВА на торжественном заседании
	es =—
	(Продолжение)
	Мудрая ленинско-сталинская политика мира обеспе-
Чила советскому народу возможность мирного социа-
листичёского строительства после окончания периода
гражданской войны и интервенции в течение двадца-
ти лет.

Нападение фашистской Германии прервало мирны
период нашего строительства.

Начался четырехлетний период Великой Отечествен-
ной войны, который был величайшим испытанием для
Советского Союза, так как эта война, по справедливо-
му замечанию товарища Сталина, была «самой жесто-
кой и тяжелой из всех войн, когда-либо пережитых в
истории нашей Родины». Все мы помним, какие неимо-
верные трудности переносил‘ наш народ в эти годы.

Достаточно сказать, что гитлеровской оккупации
подверглась советская территория, население которой
до войны достигало 88 миллионов человек. На этой
территории производилось 33 процента промышленной
продукции всей страны. Гитлеровцы оккупировали тер-
риторию, посевные площади которой составляли 47
процентов посевных площадей Советского Союза и где
находилось около половины всего поголовья скота. За
	время войны было эвакуировано из западных и юж-
ных районов и восстановлено на Востоке 1,300 промыш-
ленных предприятий, работа которых была необходима
для удовлетворения насущных нужд фронта и тыла.

Второй период в истории Советского Союза, охваты-
вающий годы Великой Отечественной войны, еще боль-
ше показал окрепную мощь и прогрессивную силу на-
шего многонационального сонциалистического государ-
ства.

До вступления Советского Союза в войну Гитлер хо-
зяйничал в Европе, как у себя дома. Одни страны, как,
например, фашистская Италия, превратились в его по-
корных сателлитов, другие европейские страны, как,
например, Франция, благодаря профашистской услуж-
ливости ее правящих кругов, лежали под его пятой.
Над Англией, на территорию которой в течение многих
веков враг не ступал ногой, нависла опаснейшая
угроза германского вторжения.

Положение коренным образом изменилось только
тогда, когда Советский Союз перестроился на воен-
ный лад, и когда советская армия по всему фронту
перешла в наступление против гитлеровских полчищ.

Большое значение имело также создание антифа-
шистской коалиции союзных держав, в которой СССР
занимал ведущее положение.

Все это обеспечило разгром фашизма в Европе.

Уже в лень 97-й годовшины Октябрьской револю-
ции товарищ Сталин дал известную всему миру оцен-
ку этих заслуг советского народа, сказав:

«Теперь, когда Отечественная война идет к победо-
HOCHOMY KOHILy, BO всем величии встает историческая
роль советского народа. Ныне все признают, что
советский народ. своей самоотверженной борьбой спас
цивилизацию Европы or фашистских погромщиков.
В этом великая заслуга советского народа перед
историей человечества».

В признании того факта, что советский народ спас
цивилизацию Европы от фашистских погромщиков
народы всего мира -видят также признание исключи-
тельных заслуг вождя коммунизма и великого
полководна Советского Союза Иосифа Виссарионовича
Сталина. (Бурные, продолжительные аплодисменты).

Наше многонациональное советское государство
‘оказалось крепким и несокрушимым при всех испыта-
ниях войны. Великая Отечественная война еще болыше
сплотила советские народы в борьбе за завоевания
Октябрьской революции, в борьбе за счастливое буду-
шее нашей Родины.

После окончания войны Советский Союз вступил
в новый период своего развития. Уже.с начала прэш-
лого года мы работаем по плану новой, послевоенной
пятилетки. Товарищ Сталин так определил наши новые
задачи: т :

«Основные задачи нового пятилетнего плана состоят
в том, чтобы восстановить пострадавшие районы стра-
ны, восстановить довоенный уровень промышленности
и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень
в более или менее значительных размерах».

Поставленные партией и правительством задачи

восстановления и под’ема народного хозяйства вооду-
шевили Halll народ на новые героические усилия и
трудовые подвиги. Вея страна живет теперь стремле-
нием не только выполнить, Но и перевыполнить новую.
пятилетку.
`Для сельского хозяйства начало новой пятилетки
было трудным ввиду засухи, постигшей в прошлом
году важнейшие сельскохозяйственные районы. Одна-
ко, способность нашей страны быстро преодолевать
встречающиеся хозяйственные трудности известна.
Это видно также из того, что благодаря мерам, при-
нятым партией и правительством, валовой сбор хлеба
в текушем году на 58 процентов больше прошло-
годнего.

В прошлом году, который был первым годом после-
военной пятилетки, мы уже получили болыной рост
промышленной продукции. Однако план прошлого
года был выполнен промышленностью только на
96 процентов, поскольку перестройка для работы в
мирных условиях еще не была закончена.

’Зато в этом году советская промышленность рабо-
	тает с перевыполнением плана. За первые три кварта-`
	ла текушего года девятимесячный план выполнен про-
мышленностью на 103 процента. Вся страна выражает
свою радость по случаю того, что наш славный
Ленинград идет и на’этот раз в первых рядах, и что
уже в октябре месяце ленинградская промышленность
перевыполнила свой план за весь второй год пяти-
летки. (Аплодисменты). Все это дает основание сказать,
что недовыполненная часть первого года пятилетки
будет восполнена во втором году пятилетки, и, таким
образом, план двух первых лет пятилетки, взятый В
целом, будет выполнен к концу текущего года.

Во всех отраслях промышленности ‘и сельского хо-
зяйства, а также на транспорте мы уверенно двигаем-

netmapr mnmaratnmmmmmn ep ALOFT OTE

› __ПИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА— № 53
	вперед, хотя
перед нами еще
много. незакончен-
ной работы но за-
лениванию ран и
ущерба, нанесен-
ных войной. Мы
уже добываем
болыне каменного
угля, чем до вой-
ны, но еще не
подтянули восста-
новление метал-
лургии и добычу
нефти. Идет вос-
становление и раз-
вертывание всех
отраслей промыш-
ленности,  произ-
водящих товары
широкого потреб-
ления и пищевые
продукты. У нас
нет такой отрасли
промышленности,
которая не двига-
лась бы вперед и
не имела бы пла-
на увеличения
своей продукции
на период в не-
сколько лет. По-
стоянная забота
Советской власти
о внедрении новой
техники во всех
отраслях промыш-
ленности,  транс-
порта и сельско-
го хозяйства яв-
ляется надежной
гарантией  даль-
нейшего  всесто-
роннего под’ема
социалистическо- ££
го хозяйства. — : .
Из месяца в месяц увеличивается выпуск промыш-
ленной продукции. Достаточно сказать, что в ‘ТОлько
что истекшем октябре месяце валовая продукция на-
шей крупной промышленноети уже достигла’ ередне-
месячного выпуска 1940 года. (Аплодисменты). Гаким
образом, сегодня выпуск продукции нашей промышлен-
ности уже достиг довоенного уровня. (Аплодисменты).
Все это снова и снова показывает, что в нашей
стране созданы условия для быстрого под’ема благо-
состояния всего народа и для дальнейшего укрепле-
ния моши Советского государства. Нам не угрожают

разрушительные ДЛЯ промышленности экономические.
кризисы, без которых. не может ЖИТЬ НИ одна` капита-,
	листическая страна. У нас нет и не будет безработицы
и связанного е нею обнищания населения. Советский
строй обеспечивает полную возможность непрерывного
под’ема производительных сил и непрерывного под’-
ема благосостояния трудящихся города и деревни,
	‚чего нет и не. может быть ни в одной капиталисти-
	ческой стране. . :
Сравните старую Россию-и созданный революцией
Советский Союз. о
Известно, что буржуазно-помещичья Россия. была
разбита японским империализмом в 1904—1905 годах.
Известно’ также, что’ царская Россия оказалась
бессильной и He смогла противостоять полчишам
Вильгельма. С тех пор положение в корне изменилось.
Победа над германским фашизмом в Европе и после-
довавший за этим разгром войск янонской * империи
в Маньчжурии наглядно показывают, как далеко шаг-
нула наша страна от времен старой царской России.
Попытки обновить и возродить Россию не удались
	ни в революцию 1905 года, ни в Февральскую рево-
	люнию 1917 года. Только Великая Октябрьская
социалистическая революция принесла долгожданное
обновление и создала условия для могучего возрож-
дения нашей Родины. (Аплодисменты). Только совет-
ская, подлинно народная революция, во главе которой
встала партия Ленина—Сталина, сделала страну той
великой и передовой державой, какой она является в
наше время. (Аплодисменты). Величие Советского
	Союза создано благодаря социалистической револю-
	ции и ныне признано народами всего мира. /
Разве не ясно, что если бы 30 лет тому назад боль-
шевики не сумели вырвать нашу Родину из рук Керен-
ского, меньшевиков, эсеров, кадетов и других при-
служников буржуазии, то наша страна утратила бы.
	‘свою независимость и влачила бы жалкое существова-
ние.
	- Сравните Советский Союз и наиболее развитые
капиталистические страны Европы.

Вот — Англия, с давних времен законно считавщаяся
высокоразвитой промышленной страной и даже «ма-
стерской для всего. мира». За период между двумя
мировыми войнами уровень английской промышленно-
сти лишь в редкие годы подымался выше уровня
1913 года, а в большинстве случаев был значительнс
ниже. При таком положении нельзя серьезно говорить
о каком-либо под’еме английской промышленности за’
‘период между двумя мировыми войнами. Да и теперь,
как вы знаете, Англия переживает серьезные экономи-
ческие трудности, уповая все больше на помощь аме-
‘риканского дядюшки.

Во Франции промышленность за этот период разви-
валась не лучше, хотя и были отдельные годы под’ема.
Достаточно сказать, что перед началом второй миро-
‚вой войны продукция промышленности Франции лишь
на 6 процентов превышала уровень французской про-
мышленности, достигнутый еще до первой мировой
войны. Можно сказать, что за весь период между двумя
мировыми войнами промышленность Франции топта-
лась на месте. Теперь Франция также переживает
период экономических затруднений и, подобно Англии,
‚строит свои расчеты на помощь извне.

Чем об’ясняется такое разительное различие между
развитием промышленности в СССР, с одной стороны,
и положением промышленности в Англии и Франции,
с другой стороны? Чем об’ясняется, что промышлен-
ность Советского Союза увеличилась за период пере-
дышки между двумя мировыми войнами почти в 12 раз
в то время, как промышленность Англии и Франции
топталась на месте, переживая в отдельные годы неко-
торый под’ем, но еще чаще — годы застоя и даже
упадка?
		ОР ЕЕ
TO материальная подготовка социализ»

социализму, и Ч
ма уже тогда имелась В нашей стране. Он говорил:
«Идти вперед, в России ХХ века, завоевавшей респуб-

лику и демократизм революционным путем, нельзя,
не идя к социализму, не делая шагов к нему...
Диалектика истории именно такова, что война, не-
обычайно ускорив превращение монополистического
капитализма в. государственно-монополистический
капитализм, тем самым необычайно приблизила челове-

чество к социализму.
Империалистская война’ есть канун социалисти-
о потому, что война

ческой революции. И это не тольк
потом, щжясами порождает пролетарское восстание, —
	своими ужасами порождает прое ann am HP
икакое восстание не создаст социализма, если он не
с аньлию _— а ПОТОМУ. ЧТО ГОСУДарственно-
	— а потому, что ae yao eee
ализм есть полнейшая мате“
риальная подготовка социализма, есть преддверие его;
есть та ступенька исторической лестницы, между ко-
торой (ступенькой) и ступенькой, называемой социа-
лизмом, никаких промежуточных ступеней нет».

Разумеется, как в Англии, так и во Франции уже
тогда — триднать лет тому назад — материальные
предпосылки для социалистического преобразования
были не менее благоприятными, чем в нашей стране,
но, как известно, одних материальных предпосылок
недостаточно для того, чтобы решить даже такие
проблемы, которые стали уже исторической необходи-
мостью. о

- Вторая мировая война нанесла новый удар по систе-
ме капитализма, расшатав еще больше его позиции в
Европе. Страны новой демократии — Югославия, Поль-
ша, Румыния, Болгария,‘ Чехословакия, Венгрия, Алба-
ния— при поддержке широких масс народа провели сме
лые демократические преобразования, к числу которых
относится ликвидация класса помещиков с передачей
земли крестьянам, национализация крупной промыш:
ленности и банков и другие. Своими особыми само-
стоятельными путями эти страны делают шаги к CO-
циализму, создав для трудящихся условия жизни, сво-
бодной от капиталистической кабалы, и отстаивая свою
национальную независимость против попыток иностран-
ных империалистов прибрать эти страны к рукам и
навазать им свою волю:

созрел экономически,
монополистический капит
	ном мире. Все искренние. друзья мира —а они состав»
ляют громадное большинство в народе любой стра»
ны — могут положиться на то, что Советский Союз
будет. до конца защишать интересы всеобщего мира.
(Продолжительные аплодисменты).

В соответствии с этой политикой мира Советский
Союз стоит за всестороннее развитие международного
сотрудничества. Товарищ Сталин глубоко раз’яснил
нашу внешнюю политику в беседе с известным амери-
канцем Стассеном:

«Они — Советский Союз и Соединенные Штаты —
конечно, могут сотрудничать друг с другом. Различие
между ними не имеет существенного значения, по-
скольку речь идет о их сотрудничестве. Экономические
системы в Германии и США одинаковые, но, тем
не менее, между ними возникла война. Экономические
системы США и СССР различны, но они не воевали
друг с другом, а сотрудничали во время войны. Если
две разные системы могли сотрудничать во время
войны, то почему они не могут сотрудничать в мирное
время? Конечно, подразумевается, что если будет же-
лание сотрудничать, то сотрудничество вполне воз-
можно при разных экономических системах. Но если
нет желания сотрудничать, то даже при одинаковых
экономических системах государства и люди могут
передраться». - ,

Советский Союз неизменно проводил и проводит
политику ‘мира и международного сотрудничества,
Таковы отношения Советского Союза со всеми стра-
нами, которые проявляют желание сотрудничать.

Изложенной товаришем Сталиным политике проти-
востоит теперь другая политика, основанная на совер-
шенно иных принципах. Здесь, прежде всего, прихо-
дится говорить о внешней политике Соединенных
Штатов Америки, а также Великобритании,

- Возможно, что в Соединенных Штатах Америки
существует программа экономического развития стра-
ны на какой-то срок вперед. Однако, нигде в пезати
об этом не сообщалось, хотя там довольно часто бы-
вают. пресс-конференции, )

С другой стороны, распространяется много шуму
вокруг разных американских проектов, связанных. то
с «доктриной Трумэна». то с «планом Маршалла».
Читая обо всех этих американских планах «помощи
Европе», «помощи Китаю» и т. п, можно подумать,
что внутренние проблемы в Соединенных Штатах уже
давно решены и теперь дело только за тем, чтобы
Америка наладила дела в других странах, предлисав
им. свою политику и желательный состав прави-
тельств. В действительности же, дело обстоит не так.
Если бы у правяших кругов Соединенных Штатов
Америки внутренние дела не вызывали большого бес-
покойства, особенно в связи с приближающимся эко-
номическим кризисом, то не было бы такого изобилия
	‘экономических проектов экспансии Соединенных Шлта-
	кН У EEE EL NA ERA EAN ER Et В:

TOB Америки, которые, в свою очередь, опираются на

wae Pe re am eee ellen №:
	агрессивные военно-политические планы американско-
го империализма.
	Теперь уже не скрывают, что Соединенные Штаты
Америки — нередко, совместно с Великобританией —
заводят все новые и новые военно-морские и военно»
воздушные базы во всёх частях земного шара и даже
приспособляют целые государства ‘для такого рода
целей, особенно поблизости от территории Советского
Союза. Кто только ни жалуется на нажим американ-
ского империализма в этом отношении. Если прави:
тельства некоторых крупных государств в Европе,
Азии и Америке сохраняют своего рода солидное мол-
чание по этому поводу, то, как видно, некоторым ма
лым странам становится прямо невтерпеж. Дания, на-
пример, никак не может добиться восстановления
своего национального суверенитета над Гренландией,
	(Окончание см. на 3 стр.)
	a но, насколько на-
: зрели ли социализма в нашей стране еще
	30 лет тому назад, когда победоносная социалистиче-
	С первого же дня сушествования Советский Союз
завял особое место в международных отношениях,
встав во главе борьбы за мир.

Октябрьская революция вырвала ‘нашу страну из
первой мировой войны, провозгласив мир и безогово-
рочный отказ от империалистической политики как
царской России, так и созданного после Февральской
революции правительства лжесоциалиста Керенского.
Несмотря на это, в течение ряда лет наш народ не мог
вернуться к мирному труду.

В целях удушения Октябрьской революции и возвра-
щения к власти бежавших из нашей страны номещиков
и капиталистов государства Антанты организовали
ряд военных интервенций против нашей страны. Ответ-
ственность за эти преступления падает на империали-
стов Англии и Франции, на их американских и японских
союзников и на их тогдашних сателлитов. Эта разбой-
вичья политика, проникнутая в отношении революцион-
ного русского народа звериной антисоветской враждеб-
ностью Черчилля, Клемансо и других реакционеров, ©.
позором провалилась. Советский народ отстоял свою
независимость, добился передышки и вышел на дорогу
победоносного мирного строительства социализма.

Вы знаете, что и после этого козни против нашей
страны не прекратились. Чего только ни делалось им-
периалистами Запада и Востока, чтобы сорвать мирное
строительство в нашей стране.

Дело дошло до того, что Англия и Франция об’еди-
нились с фашистской Италией и заключили псзорное
Мювхенское соглашение с гитлеровской Геоманией,
чтобы поскорее толкнуть германских фашистов к напа-
дению на Советский Союз. Однако, англо-французские
имнериалисты просчитались. Они сами запутались в
расставленных ими сетях, а мудрая сталинская поли-
тнка мира блестяшим образом обеспечила новую от-
тяжку войны для Советского Союза. (Аплодисменты).

Когда гитлеровская Германия все же напала на
СССР, снова оживились надежды наших врагов,

Известно, что вскоре после этого в лонпонских газе-
тах появилось сообщение о том, что английский ми-
нистр Мур-Брабазон, рассуждая о положении на
советско-германском фронте летом 1941 года, не по-
стеснялся высказать пожелание, чтобы ‘советские и
германские армии истощили друг друга, в то время как
Англия усилит свою мощь и станет господствующей
державой. Нашлись и американские деятели, которые
не захотели отстать от Мур-Брабазона. В июне 1941 го-
да «Нью-Йорк Таймс» опубликовала такое заявление
одного из виднейших американских деятелей: «Если
мы увидим, что выигрывает Германия, то нам следует
помогать России, а если выигрывать будет Россия, то
нам следует помогать Германии. И, таким образом,
пусть они убивают как можно больше». —

Тем не менее, в войне с гитлеровской Германией
Советский Союз, Англия и Соединенные Штаты Амё-
рики успешно сотрудничали против общего врага, про-
тив общего врага для всех демократических стран.

Как только кончилась война, Советский Союз пере-
щел к работе по плану новой Сталинской пятилетки.
Вместе с тем, нам необходимо теперь выработать и
план на несколько пятилеток вперед. Тов. Сталин,
как известно, определил эти новые задачи следующим
образом:

«Что касается планов на более длительный период,
то партия намерена организовать новый мошный под?-
ем народного хозяйства, который дал бы нам возмож-
ность поднять уровень нашей промышленности, напри-
мер, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам
нужно добиться того, чтобы нана промышленность
могла производить ежегодно до 50 миллионов Тонн
чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллио-
нов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти».

Достаточно этого, чтобы показать, насколько
Советский Фоюз заинтересован в прочном и длитель-
	т. tT.
Советский Союз и международное
сотрудничество ‘