„По ту сторону Арана“

ФИЛЬМ О НАРОДЕ ИРАНСКОГО
	АЗЕРБАЙДЖАНА И ЕГО
`ПОРАБОТИТЕЛЯХ
	Это фильм о недолгой свободе народа
Иранского Азербайджана и о жестоком ве.
роломстве иранского правительства Кава-
ма-эс-Салтанэ. Фильм рассказывает O TeX
еще не забытых днях, когда народ южного
Азербайджана получил автономию, и о том,
как, поверив в ‘торжестзенные обещания
иранских правителей, был ими вероломно
предан и вновь порабощен.

В 1945 году два кинооператора из Совет.
ского Азербайджана оказались на другом
берегу Аракса, разделяющего северный,
Советский Азеэбайджан от южного — Иран-
ского. Здесь, в южном Азербайджане, совет-
ские операторы увидели тот же народ, что и
у себя на родине. Но ‘все было здесь иным,
Чем за Араксом в Азербайджанской ССР,
Это был интересный материал, и операторы
зафиксировали его на пленке, Они снимали
и первобытные орудия труда, и страшную
нищету крестьян, и быт задавленного, ограб-
ленного чужеземным владычеством народа,
и величественные памятники славного прош-
лого, памятники, в которых увековечены та»
лантливость народа Иранского Азербайджа-
на, его неугасимое стремление к свободе и
независимости.

Снимая все это, операторы не подозревали
в те дни, что каждый снятый ими кадр бу-
дет звучать, как документ истории, как тяж-
кое обвинение нынешнему правительству
Ирана и главе его Каваму-эс-Салтанэ,

Война против фашистской Германии и раз-
гром ее Созетской Армией усилили среди
угнетенных народов стремление к независи-
мости и свободе. Фильм «По ту сторону
Аракса» показывает, как на борьбу за свою
независимость поднялся народ  хжного
Азербайджана и как он победил.

В эти дни, рассказывает нам фильм,
многое происходило впервые в этой стране,
Вот крестьянин, извечный батрак и издоль-
щик, впервые погружает лемех своего пер-
вобытного омача в свою, — наконец-то в
свою! — землю. Вот первый ректор первого
и совсем еще молодого университета ветре-
чает первых своих студентов. Вот печатает-
ся первая газета на родном азербайджан-
ском языке, открывается первая филармо-
ния, впервые азербайджанский язык сменяет
чуждый иранский — в школах, на выве-
	сках, В правительственных актах.
	Перед лицом победившего народа празн-
тельство Ирана вынуждено было пойти на
уступки. Кавам-эс-Салтанэ подписывает с
демократическим правительством Иранского
Азербайджана соглашение, гарантнрующее
народу Иранского Азербайджана полное са-
моуправление, свободу родного языка, не-
прикосновенность демократических установ-
лений.

А затём для народа, познавшего первые
радости свободы, наступили тягостные и
кровавые дни. Правительство Кавама-эс-Сая-
танэ, верного слуги иностранных империа-
листов, вероломно нарушает им же’ подпи-
санное соглашение. Бросив против молодой
народной армии правительственные войска,
оно топит в крови недолго просуществовав-
шую свободу, \

Такова недолгая ‘и трагическая история
автономии Иранского Азербайджана.

Документальный фильм, рассказывающий
о днях кратковременной свободы Иранского
Азербайджана; — каждым своим. кадром об-
виняет вероломное правительство Кавама-
эс-Салтанэ в страшном и кровавом престу-
тьлении, за которое. история еще призовет к
ответу тех, кто совершил его.

Вчера фильм «По ту сторону Аракса» вы*
шел на экраны Москвы.
		рнал, раболепствующий
перед заграницей
		Инженер А. АЛЬТШУЛЬ,
	доцент, кандидат технических наук,

®х
	Энергетического института им. Есьмана»,
«Азербайджанское нефтяное хозяйство» и
других местных. журналах.
Исследования проф, Есьмана и. проф: Гон-
чарова представляют не только выдающий-
ся интерес, но имеют и ‘большое. практиче-
ское значение. То же можно сказать и 0)
многих других работах, напечатанных в
этих журналах и других не московских из-
даниях. : .
«Бюллетень Академии наук Узбекской
ССР» за этот же период времени опублико-
вал посвященные актуальным вопросам
гидротехники статья доцента И. В. Жура-
вель, инж. В. П. Захарова и ‘других авто-
ров. В «Известиях Туркменского филиала
Академии наук СССР» напечатана работа
В. Н. Кунвива об особенностях туркменской
народной гидротехники и кандидата техни-
ческих наук Н. М. Трофимова о фильтра-
ции воды через перемычки. В «Трудах Ка-
занского  авиационного института», а также
	в «Грудах Поволжского лесотехнического
	института» публикует свои работы по реч-
ной гидравлике доктор технических наук
профессор А. А. Труфанов. «Известия Ка-
захского филиала Академии наук СССР»
за это же время поместили несколько CTA-
тей видных специалистов. по вопросам гид-
	равлики, ° гидрологии, водохозяиственных
расчетов и т. д.

Ни одной из этих многочисленных и
	больших. работ журнал «Новости техниче-
ской литературы» ` (выпуск «Строительная
промышленность») не заметил и ни об од-
ной из них даже самых кратких сведений
не опубликовал. В списке библиографии на-
званные нами издания вообще’ не указаны,
как будто их и не существует в природе.

В то же время журнал публикует про-
странные сведения о статьях, напечатан-
ных в австралийских, ирландских, палестин-
ских изданиях, —о статьях, из которых со-
ветский инженер ничего важного и инте-
ресного почерпнуть не сможет, ибо техни-
ка указанных стран плетется в хвосте аме-
	риканской и английской, и все CKOJIbKO-
нибудь оригинальные, интересные работы,
осуществленные в этих ‘странах, обычно
	находят отражение в основных английских
ий американских технических журналах.
Вряд ли советского инженера заинтересуют
такие напечатанные в американских журна-
лах статьи, как: «Бразилия — исторический
очерк и общий вид <траны с аэроплана»,
	‘или «Текущие рыночные цены на строи-
	тельные материалы в районе „!Шондона». А
подобная информация появляется на стра-
ницах журнала НТЛ «Строительная про-
мышленность» нередко. mo

Что может дать советскому читателю,
например, помещенная в журнале аннота-
ция статьи под названием «Бразильский
отель и казино», где дословно сказано
следующее:

«В 113 километрах от Рио-де-Жанейро
расположен небольшой городок Петропо-
лис — летняя столица Бразилии. На окраи-
не этого городка, строятся большой отель
и казино. Стоимость их определена в
7 миллионов долларов, но предполагают,
что она может дойти до 10 миллионов. дол-
ларов. Возле казино’ вырыто искусственное
озеро. Архитектура здания гостиницы вы-
держана в норманлеком стиле. Закончен-
ные интерьеры поражают красками обоев и
отделкой..» ит.д. (Журнал НТЛ-—«Строи-
	тельная промышленность», вып. 1, 1947 г.,
стр.   11). .
Полобные ‘аннотаций’ говорят лишь о
	неуважении редакции к. своим читателям.
	Трудно также понять, почему «Новости.
технической литературы» совершенно не
публикуют сведений о чехословацкой, поль-
ской, югославской, болгарской технической
литературе. Ведь все знают, какой живой
интерес существует у наших строителей к
странам ‘новой демократии.

После окончания войны наука и техника
в этих странах бурно развиваются, там из-
даются серьезные и содержательные науч-
ные и технические журналы, отражающие
опыт нового строительства. Так неужели
статья о народной стройке железной: доро-
ги в Югославии или Болгарии заслужива-
ет меньшего внимания со стороны журнала,
чем описание бразильского казино?

Разве техника в Чехословакии развита
слабее, чем в Австралии? Разве в Польше
меньше крупных инженеров и ученых, чем
в Ирландии? Разве в разрушенных. войной
городах Югославии возводится меньше ин-
тересных сооружений, чем в Швейцарии
или в Палестине? -

Почему же в таком случае редакция
журнала НТЛ «Строительная. промынглен-
ность» проходит мимо технической ‘литера-
туры, выходящей в этих странах?

В результате такой политики журнала
значительное количество интересных исбле-
дований, проведенных советскими учеными
й опубликованных в наших  республикан-
ских и областных изданиях, осталось BH?
поля зрения многих. наших строителей и
ученых, ибо без помощи информационной
библиографии невозможно регулярно сле-
дить за огромной книжной и журнальной
литературой, которая издается во всех рес-
публиках, краях и областях нашей великой
страны:

А между тем печать ‘капиталистических
стран (и особенио СИА), которая так охот-
но дискредитирует” достижения советских
ученых и техников, тем не менее, внима-
тельно. следит (через свои библиографиче-
ские издания) за нашими научно-техниче-
скими журналами, сборниками ит д. а
также за технической литературой стран
Восточной Европы.

Советские библиографические издания,
как и вся наша печать, призваны бороться
за расцвет отечественной науки и техники.

«Новости технической литературы» — oc-
новной орган нашей технической библио-
графии — неправильно понимает свою за-
дачу. Журнал находится на ошибочном
пути.

Журнал (так я же как и библиографические
отделы отраслевых  научно-технических
журналов) должен публиковать исчерпы-
вающую информацию о всех работах, на-
печатанных в Советском Союзе в централь-
ных, республиканских, краевых и област-
ных изданиях, опубликованных не только
на русском языке, но и на языках наро-
дов СССР. Наиболее интересные статьи
необходимо сопровождать аннотациями, со-
ставленными видными специалистами.

Журнал должен публиковать также са-
мую широкую и разностороннюю информа-
цию о наиболее интересных работах, напе-
чатанных за рубежом. При этом, однако,
следует к выбору статей для аннотаций
подходить критически, без каких бы то ни
было элементов. низкопоклонства перед
всем заграничным, ибо многие из этих ста-
тей зачастую носят рекламный характер и
являются технически бессодержательными.

Редакция журнала  «Гидротехническое
строительство» опубликовала недавно пись-
мо видного советского специалиста в обла-
сти гидравлических машин, доктора техни-
ческих наук профессора’ Шапова. В этом
письме указывается, что предложенные
Шаповым еше в 1936 году и затем опубли-
кованные новые типы характеристик насо-
сотурбин в одном издании, напечатанном
у нас в 1946 году, приписаны американцу
Кнапи, хотя работа последнего вышла год
спустя после опубликования доклада проф.
Шапова. ~ ей

<«Целями’ моего настоящего’ письма, —за-
канчивает ‘свое обращение к редакции проф.
Щапов, — являются: 1) ‘личная защита мо-
его приоритета на такие: характеристики. и
2) общественная — предупреждение наших
специалистов о том, ‘что советская. наука
будет окружена мировым почетом только
тогда, когла мы, советские ученые, будем
хоронюо знакомы с ее достижениями».

Мы ‘полностью присоединяемся к этим
словам профессора Шапова. Советские биб-
лиографические журналы должны всемерно
помогать нашим специалистам в информа-
ции об успехах и достижениях науки и
техники, чтобы не повторялись случаи,
описанные проф. Шаповым. И мы полагаем,
что Министр высшего образования СССР
тов. С. В. Кафтанов, в ведении которого
находится центр нашей технической инфор-
мации — Государственная научная библио-
	ева, — присоединится к нашему мнению и
. у
	примет меры к тому, чтобы навести эле-
	ментарныйи порядок в большом и важном.
	деле и освободить это дело от всех влия-
ний вредного и глупого  низкопоклонства
перед Западом.
	Ежемесячник «Новости технической лите-
ратуры» (НТЛ), издаваемый Государствен:
ной научной библиотекой Министерства
высшего образования, является основвым
советским журналом, посвященным отече-
ственной и нностранной технической биб-
лиографии. Журнал выходит в Шести от-
раслевых изданиях (энергетика и энерго-
промышленность, горная промышленность,
металлургия и: технология металлов, маши-
ностроение, строительная промышленность,
химия и химическая  промьниленность). Вго
задача — информировать советских читате-
лей о новипках отечественной и иностран-
ной технической литературы в различных
областях техники. a
	Десятки тысяч советских читателей —
ученых, инженеров, техников, ‘мастеров,
изобретателей и т. д., — повседневно об-
рашаются к помощи журнала в поисках ли-
тературы но. интересующему их вопросу.

Многое, однако, в журнале «Новости
технической литературы» вызывает крайнее
недоумение читателей. Рассмотрим одно из
отраслевых изданий журнала — выпуск