ПЕЧАТИ

Южная Кароли-
‘peex участников
	(«Нью-Мессес»).
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ

Суд присяжных. штата
на недавно оправдал
(«Ht

- ee линчевани ‘янегра.
рис. ГРОИПЕРА: ,
	ЛАКЕЙ ДОЛЛАРА
мед Кав
	Рагим НОВБАРИ
> .
	Забастовало. 100.000 голодающих рабочих
английской нефтяной концессии, ‘
	Авторитет и влияние ‘единственной под-
	линно-демократической партии в стране —
Народной партии — росли не по дням, а по
часам.
	В такие периоды бури и натиска Кавам
	предпочитает отсиживаться и выжидать В
1 своем Лахиджане. Так он поступил и на
	этот раз. Нервно шагал он по роскошным
залам усадьбы, злорадно потирая руки. И
только порой находило’ сомнение: хватит ли
сил справиться с разбушевавшимея = MO-
рем — вогнать его в берега? oe
Ждать. пришлось недолго. В январе
1946 года обылых «заслугах» Кавама одно:
временно зспомнили и насмерть перепуган-
ная иранская помещичье-купеческая верхуш-
	ка и влиятельные англо-американские круги.
	Кавам не заставил себя долго упраши-
вать и тотчас прибыл в Тегеран.

Здесь он поднялся на трибуну, подошел
к микрофону и ‘актерским жестом поднес
шелковый платок к сухим глазам, побле-
скивавшим за стеклами черных роговых
очков. : .

— Сколько иранских патриотов в резуль-
тате политики порабощения, алчности, вож-
деления провели долгие годы своей жизни
в тюремных застенках или же принесли
свою жизнь в жертву на алтарь борьбы за
прогрессе и’ независимость Ирана! Сколько
даровитых сыновей, честных людей лежат
теперь в земле! Эти честные люди унесли
с собой в могилу мечты любимого. Ирана!

Голос его звучал патетически. Но, про-
износя эту речь, Кавам думал, как всегда,
не об. Иране, ‘а только о себе. Ему необ-
холимо. было завоевать симпатии народа,
снискать доверие прогрессивных  элемен-
тов, общественности. 96 января 1946 года
Кавам говорил корреспонденту лондонско-
го «Обсервера»: «По › справедливости
Иран не должен отказать России в таких
концессиях, какие он предоставил Англии».

У Кавама был заранее. подготовленный
план нового . предательства: ограничить
сферу. демократического движения терри-
торией тех провинций, где оно. достигло
наибольшего. размаха. Локализовать его с
тем, чтобы легче было’ его обуздать, а за-
тем обезглавить. ^ —

Он создает свою ‘партию, цинично на-
званную им «Демократической», и становит-
ся во главе ее. Он ‘даже поднимает голос
против политики национального угнетения
и за обеспечение прав народа «в соответ-
ствии с конституцией и демократическими
принципами», - /

Кавам ораторствует, хитрит, обвиняет,

Он обвиняет депутатов меджлиса: как
могли они без всяких оснований  отверг-
нуть мандат главы правительства Иранско-
го Азербайджана — Пишевари?.. Как. сме-
ли они клеветать и сеять вражду . между
Советским Союзом и Ираном, разжигать
пламя раздора между народами внутри
страны?

Рядясь в ‘прокурорскую тогу, Кавам гово-
рит о депутатах меджлиса: «Они привели
страну к катастрофе, они: не сделали ни
олного. шага для поддержания и увеличе-
ния благосостояния народа. “Они только
преследовали личные корыстные цели!»

Кавам учел, что его’ соотечественники
преисполнены любви и глубокого: уважения
к Советскому Союзу. Это прекрасный ко-
зырь в борьбе за политическое влияние.
отсюда — мысль’ о ноездке в Москву.
Поездка широко афишируется в газетах,
по радио. oS

«Я еду в Москву, = лицемерно опове-
шает Кавам, — чтобы добиться успеха В
закреплении непоколебимой дружбы между
иранским народом и народами. СССР».

Чемоданы. уложены. 2

Остаётея сделать последний ночной ви-
зит. Нетрудно догадаться, что он был нане-
сен тогдашнему американскому послу В
Иране — Уоллем Мюрей.

А утром, в лучах жаркого тегеранского
солнца; перед отлетом самолета Кавам за-
являет о том, что он везет в Москву «чи-
стую ‘любовь, дружбу и’ лучшие чувства
иранского народа». «Верьте мне, — обман-
но заканчивает он, — я сторонник на-
рода и принципов демократии, свободы и
дружбы Ирана и CCCP»,

Войны, © которых не пит
_. фюодажные газеты
	Fen бы какой-нибудь Из советских пи“
сателей вздумал написать произведение на
тему, подобную ‘той, какая разработана в
«Скупом рыцарб» Пушкина или в «Тар-
тюфе»’ Мольера, ‘он вынужден был бы ис-
хать натуру за пределами’ Советского Co-
юза,. где-нибудь: поближе к Уолл-стриту.

Петь’ темы, ‘веками питавшие Мировое
искусство, но ‘оказавшиеся вымершими в
нашей стране.
< Сюда относится и колониальная = Te-
ма, по которой буржуазные писатели За-
пада так долго вышивали изящные экзо-
тические узоры.

‚Впрочем, ныне эта тема становится. не-
удобной и для западной литературы.

Слова: Ямайка, Барбадос, или  Трини-
дад, или Британская Гвиана, или Подвет-
ренные острова всегда, ассоциировались .6
щеголеватыми почтовыми марками и 976-
тантными обложками приключенческих ро-
манов. а

Но сейчас экзотическая тема стала слиш-
ком трубой и тулкой: Из изящной еловес-
ности она ушла в кровавую хронику газет.

В течение трех месяцев на лондонских
улицах можно было видеть” живописные
фигуры делегатов” из Западной Африки.
Они прибыли для переговоров с миниетер-
ством колоний о предоставлении самоупра-
вления народам Нигерии и Вамеруна. Их
	приняли пышно.

‚ Но и делегатам, и’ тридцатимиллионному
народу, который они представляли, прика-
зано быть пай-мальчиками, не баловаться
е самоуправлением, не лезть без спросу
в независимые нации. Ишь ты! Самоупра-
вления захотели! Экие вольнодумцы! Ну-ка,
марш на место! 7

В вамом деле, вчера Египет, сегодвя
Инлия. завтра Палестина — этак от Бри-
	танской империи ничего не останется.
	‚ «Солнце никогда не закатывается над
владениями английской короны», — гла-
сит старинный горлеливый лозунг британ-
	ской колониальной империй.
	Но, как сообщает индонезийское агент-
ство «Антара»: :

«Co JHA отдачи приказа о. прекращении
военных действий голландцы нарушили

этот приказ 3.670 раз».

Все это делается под благодушными взо-
рами комиссии OOH, состоящей из амери-
канца, австралийца и бельгийца, Эти три
невозмутимых джентльмена называют себя
несколько игриво: «Комиссия добрых
услуг». — .

ели принять во внимание, Что, Ke
смущаясь присутетвием комиссии, толланд-
пы продолжают методически обстреливать
из самолетов мирное население вокруг Cy-
рабайи и Ламонгана, не’ шадя при этом и
тоспиталей, жечь дома в деревнях, pace
	стреливать пленных, то надо признать, 99
«добрые услуги» этой комиссии носят до»
вольно. односторонний характер.

«Мы пе хотим зависеть от. голландцев, —
	пинтет политический обозреватель атент-
ства «Антара», -— Чъя торговля. сейчас
полностью. в руках › Уолл-стрита... `Мы
	очень сожалеем, что противник игры этих
маклеров с  Уолл-отрита, Советский 0103,
не входит в состав комиссии. ° Советекий
Союз, несомненно, поддержал бы позицию
Индонезии в достижении, полной свободы»,

_ Никогда еще полюсы добра и зла не
обозначались. в мире © такой явствен-
ностью. _ бемидесятимиллионный индонезий-
ский народ борется за свою свободу. и He-
зависимость. Голландекие наемники: Уолл-
стрита борются за индонезийский сахар.
Вице-министр ‘экономики индонезийской
республики Васимо сообщил на-днях, что
«голландские войска с помощью _ знглий-
ских и американских танков и авиации 33-
хватили на территории республики более
300. тысяч тонн сахара». -

30-миллионный народ Нигерии и Каме-
руна отетаивает свое право на самоуправ-
ление. ‘Артур Крич-Джонс отстаивает в. этих
колониях крупные рынки сбыта для ланка-
ширсвих текстильных фабрикантов.

На одной стороне мира — честь, спра-
ведливость и правда. На другой — алч-
ность, жажда наживы и мрак расистеких
предубеждений. :

На конференции. представителей семи
английских колоний в Вест-Индии г. Врич-
Джоне отверг требование трехмиллионного
народа Вест-Индии о самоуправлении. и ту-
‘манно заявил, что «единственное спасение
заключается в 0б’единении сил».

В ответ на это влиятельный деятель 13-
бочего движения на Ямайке У. A. Bycta-
манте. сказал:

«После 200 лет английвкого тосподетва
	  настало время ‘не только лля создания 96-
	‘Дерации, но и для ра само-
управления»:

В другой точке   ‚мира, B Imonpanapte,
rasetta «Bypy® ‘пишет:

“«B течение 350 лет ‚ голландцы с 1по-
мошью штыков хотели установить  «епо-
	койствие и порядок». Если они не сумели
этого добиться раньше, то сейчас cour бу-
дут имегь еше меньше успеха, несмотря
на танки и бомбардировщики, так RAR HE-
донезийский народ стал более сознатель-
	ным и выступает единым фронтом в Hops:
	бе за свою свободу».
Нет, это не народы. воюют друг е другом.
	‚Простым людям Америки. Англии, Голлан-
	Aun, Франции не за что проливать CBOW
кровь в далеких болотах Кохинхины и тро-
пических лесах Явы,

Это под покровом ночи, привлеченные 3а-
Пахом сахара и каучука, ломятся в чужие
дома бандиты, вооруженные современным
воровским инструментарием, где место от-
уычки и вастета заняли американские
и английские самолеты и танки.
	«Ночему я стала коммунисткой? Мне ка-
жется, что внутренне я ею была возгда.
Но только в 1938 году, в чае Мюнхена,
когда коммунистичёекие депутаты былин
подвергнуты репрессиям за смелость, бла»
	TOPOACTBO и искренность, `^я всем CRBONM
сердцем примкнула к коммунистической
партии».
	ВИ вторит врач. Жан Дальзас: «fl ¢ ca
мого начала своей врачебной практики
убедился в существовании жестокого нера-
венства людей. Это: неравенство может ис-
чезнуть только при социалистическом пере:
устройстве мира».

В этом небольшом сборнике мы слыши
	‚ясный голос крупнейших поэтов. худож:
	ников и композиторов современной Фран:
ЦИИ.
	«HH вотупил в коммунистическую пар
	`Тню, —— пишет поэт Поль Элюар. — sec:
	ной 1942 года. Й потому, что это была
‘тартия Франции, я связал с нею все своя
WEY И ВСЮ жизнь. Я хотел быть сели
‘людей моей страны, которые шагают к
‘свободе. к миру, ‘к счастью, к настоящей
визни»,
`Разными путями пришли в партию ком-
позитор, Луи Трей, философ Жан. Матее-
нак, доктор Жанна Леви, писатель ло
Морган, журналистка Симон Тери. Ho- мио-
гие из них назовут великолепные: строчки
стихотворения Луи Арагона «Поэт обра-
‘ается к партии» голосом собственного
‘сердца: т
..Я начал забывать, как детский
: сумрак сна,
Что сердцем я француз, что кровь

моя красна.
Я помнил только ночь и цвет всего

чу . НОЧНОГО...
Мне партия дала глаза и память
	за . 3 снова,
В сборнике «Почему я коммунист» при-
ведены высказывания только небольшой
части французских интеллигентов, ‘связав-
ших свой судьбы с коммунистической
партией. ры a
‘Ho uw arnx высказываний вполне доста-
точно для того, чтобы понять, на KOTO 3%
носится дубина сегоднятнимм” «защитни-

ками культуры»: 910 — дубина громилы,
	3 рожающего подлинной культуре челове
‘чества.
	— Совершенно’ необ’яснимо!.  Загадоч-
	но...ЛМожет быть, наш Кавам сошел с ума?!
	Но Кавам остался Кавамом, Играя в де-
мократию, он с нетерпением ждал того
дня, когда последний ‘советский ‘солдат
покинет иранскую землю.
	Присутствие советских войск в Иране
	стесняло  Кавама: грязное дело лучше всё-
	го делать без свидетелей.
Свидетели ушли,
	Старик Ахмед — слуга шаха — торопил-
ея во дворец: По дороге он бросал. нищим
мелкие монеты: милостыня — лучший спо-
©0б отогнать злого духа от новорожден-
SOTO,
` Первым, кого` встретил Ахмед во двор-
пе, был министр Эйнид-Доуле — ‘правая
рука шаха. :

-— Ваше превосходительство, — задыха-
ясь от радостного возбуждения, восклик-
нул старик, — Аллах ниспослал мне ми-
лоеть: У меня родился сын!

Эйнид-Доуле покровительственно кивнул
головой: —
- = Если ребенок похож на тебя, назови
его. Ахмедом.

— Слушаюсь, ваше превосходительство.
Я ‘назову-его Ахмедом:
	“Старик подобострастно поцеловал руку
Эйнид-Доуле:
— Ахмед будет вашим верным слугой.
	 Таким же, как я! . з
После смерти отца Ахмед действительно
стал слугой Эйнид-Доуле, слугой челове-
ка, который славился своей бесчеловеч-
ностью: -бесплодно прожитым считал он
тот день, когда не совершалось ни одной
казни. Эту житейскую «мудрость» усвоил.
	и слуга. = =.
Слуга?.: Bepuee было бы назвать его. ла-

Keem, :
К.  трядцата годам Ахмед Кавам занял

т
	ON Be Е
пост министра внутренних дел Ирана.
Вот некоторые даты и события из его
послужного списка.
-4912 год, В- компании с русским пала-
чом — полковником Ляховым-—Кавам уду-
шили потопил в крови народа иранскую
революцию. Эту акцию Ахмед Кавам лю-
бил. называть «священным купанием» (один
из мусульманских религиозных обрядов).
1091 год. Кавам подавил национально-
освободительное движение в Хорасане. Го-
лову мятежника Тагихана он послал в по-
дарок шаху. - Е г
_ Подарок пришелся по вкусу не только
шаху, но и Ллоёд:Джорлжу. - о
—_ С этого времени Англия стала тоже BO-
рожить Ахмеду. Он быстро пошел ‘в гору.
Й вот это уже не` Ахмед, а Кавам-=с-Сал-

тане — премьер-министр - Шахиншахского
Ирана.

«Честный слуга знает только одного хо-
зяина» — гласит пословица.

Кавам был воспитан в иных традициях.

Англичане слишком откровенно вели
свою колонизаторскую политику. Поддерж-
ка англичан могла отразиться на карьере
Кавама. Не сошелся же свет клином Ha
знгличанах! Валюта есть и В других по-
сольствах, ;
--Ноиски нового хозяина привели Кавама
к американцам, которые еше накануне пер-
вой мировой войны. протягивали шупальцы
кю Ирану. Американцы сделали BHAy ато
удивлены появлением этого визитер!. > HO
втайне были весьма обрадованы. Посоль-
ство США давно присматривалось к Кава-
му. Везет же англичанам: им служит че-
ловек, способный на любую подлость!

Теперь повезло американцам. Кавам —
Это именно тот иранен, которого им недо-
ставало. Через Кавама сони смогут проник-
нуть в глубь страны, завладеть нефтью,
превратить Иран в свой военный плацдарм
вблизи южных границ СССР: Е
_В 1922 году Кавам пригласил в Иран
американскую экономическую миссию BO
главе с финансовым советником мистером
Артуром Мильспо и прелоставил; американ-
нам концессию на разработку нефти в- Се-
верном Иране. Такой акт `противоречил
ст 13 Советско-Иранского договора, 3a”
ключенного в 1921 году. Но это`нисколько
не смутило Кавама.

Иранский народ голодал. То там, то
здесь: вспыхивали восстания против угне-
тателей. Нужен был палач для ликвидации
демократического движения. Если бы Ка-
вам не переметнулся к американцам, англи-
чане остановили бы свой выбор именно на
нем. Пришлось прибегнуть к услугам дру-
гого агента — Реза-хана. При поддержке
англичан ‘он задушил народную республи-
ку в Гиляне. Заняв шахский престол, Реза-
хан позаботился об устранении со своего
пути всех возможных конкурентов.
_`Каваму пришлось бежать в Европу. .

Отсюда велись переговоры с Реза-ханом.
Кавам заверял его в лойяльности. Слезли-
вые слова о ‘тоске по родине были под”
креплены крупной денежной суммой. И по-

Е

+. = 7
сяедовало разрешение вернуться в Иран.

Опальный вельможа поселился в родовом
имении “Лахиджане (Северный Иран).
_`Обладатёль нескольких тысяч гектаров
земли и солидных «сбережений», Kasam
обдумывал в лахиджанской тиши план 3а-
хвата власти, Для него хороши любые сред-
ства, вплоть до сговора с гитлеровской
Германией о свержении династии Пехлеви.
За’эте Кавам клятвенно обещал «фюреру»
еше более эффективную помощь, чем та,
кбторую оказывал немцам Реза-шах в борь-
бе с союзниками.

Но события развернулись не так, как

предполагал изменник: в Иран вступили
союзные войска. Пришлось спешно менять
ориентацию.
.. Лестью и коварством Кавам втирается в
‘доверие к молодому шаху — Мухамеду-
Реза, плохо разбиравшемуся в политиче-
ских махинациях. Кавам падает перед ша-
хом ниц, дает на коране клятву верности.
до гробовой доски. По совету американцев
Кавама назначили премъер-министром.

Став в 1942 году во главе. правитель-
ства, Кавам готовился к осуществлению
своих честолюбивых замыслов. Кавам ли-
цемерно заигрызвал с демократами Он со
блазнял _их  министерскими постами. Но
тогда известный прогрессивный деятель
„Сулейман Мирза разоблачил коварство Ка-
вама и призывал иранцев не доверять это-
My политикану с диктаторскими  заманг-
ками. - =
- Конфидентами Кавама были американцы.
В посольстве США нлелась сеть интриг,
бпутывавшая не искушенного в политике
шаха. Под’езжая к дворцу шаха, `Кавам
всегда вскидывал голову и долго смотрел
на крышу. Здесь будет развеваться флаг
его личной диктатуры. Здесь будет его ре-
зиденция — резиденция полновластного хо-
зяина страны.

Но и тогда лисица не добралась до ви-
нограда. Каваму пришлось уйти в отстав-
ку, хотя он и не терял надежды.

Демократическое движение охватывало
все более и более широкие круги.

Иранский Азербайджан требовал предо-
ставления народу элементарных человече-
‚ских прав — в первую очередь права учить-
ся_на родном языке. Народ настаивал. на
отмене грабительских налогов, которые
тли не на благоустройство и культуру
страны, а на украшение и содержание теге-
ранских дворцов, р

— Долой тегеранских лордов! —. кричал
Курдистан. — Довольно’ сосать кровь из
народа! г

Крестьяне ‹Хорасана восстали - против
отечественных грабителей — феодалов.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА:
2 — N 60
	И: демократическая маска ‘сброшена.
«Довожу до сведения‘ общественности,
что я больше не разрешаю различным ра-
бочим организациям вмешиваться в управ-
ление государством».

— О, теперь мы узнаем нашего Кавама!..
Это наш прежний Кавам!..

Закрываются рабочие клубы, прогрессив-
ные газеты и журналы, арестовываются
честные демократические деятели А как
же-с земельной реформой? «Бог.мне дал на
хранение землю, и на этой земле я усилю
и укреплю подлинную основу  собствен-
ности».

Новый американский посол Аллен охот-
но ‘обещает Каваму заем в 250 миллионов
долларов. Американские военные специа-
листы разрабатывают план разгрома рабо-
чего движения в Иранском Азербайджане,
Курдистане, Гиляне. Кавам санкционирует
эту «операцию».

Для обеспечения «спокойных выборов» в
новый меджлис Кавам направляет войска и
жандармерию во все концы Ирана. (В скоб-
ках заметим — войска и жандармерия обу-
чены американскими инструкторами под ру-

ководством генералов Гроу и Шварцкопфа).

Вооруженные силы предательски вры-
ваются в Иранский .Азербайджан: вчераш-
ний «демократ» и «друг народа» вероломно
аннулирует свое же соглашение с азер-
байджанцами, Начинается кровавая распра-
ва с патриотами, которым было клятвенно
обещано учреждение местных самоуправ-
лений и человеческие условия существова-
ния для азербайджанского народа.

< Десятки тысяч демократов брошены в за-
	стенки американского лагеря в Бадрабаде,
	дружественно предоставленного в  распо-
ряжение Кавама. Азербайджанцев лишили
права участвовать в выборах в меджлис.
Им навязали махровых реакционеров, как
феодал Зульфигари, предатель Саед и
старый агент Англо-иранской нефтяной ком-
пании пресловутый Таги-Заде.

Jina проведения «свободных» выборов В
	Правосудие в Южной Каролине
АИС

акты 683 комментариев
a «МИЛЛИОНЕРЫ»

В Шанхае` в порядке «режима экономии»
закрыты недавно все дансинги. Когда 20 ты-
сяч работавших в них девушек заявили
протест, выяснилось, что каждая из них
получала зарплату в 4.500.000 долларов в
	год. Правда, речь идет не 00 американ-
ских а’об отнечатанных в США китайских
	нь
Официальный курс американского долла-

ра в Китае — 12 тысяч китайских долла-

р ее И Г. д а
	ров, а на черном рынке за него дают 50 ты-
сяч. `Китайцу, отправляющемуся за покуп-
ками, приходится носить с собою корзинку
с деньгами, так как за любую приобретен-
ную вещь обычно ‘расплачиваются пачками
ассигнаций. : :
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ
‚И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ
ЛИЦА В США
Государственный департамент США не-
давно отказал в визе весьма популярному
в Америке мексиканскому художнику
Ксавье Герреро на том основании, что
опвилу _ своей. активной антифашистской
	«ввиду своей . активной анти’рашистской
деятельности он является врагом Соеди-
ненных Утатов». Вместе с тем виза на
	везд в США была свободно предоставле-
на ‘норвежской певице Кирстен Флагстад,
усердно сотрудничавшей с немцами» во Bpe-
	_ СТРАВИНСКИМ СОЧИНЯЕТ.
а _ ФОКСТРОТЫ ыы
Руководитель американского «Лиидс мю-
зик корнорейшн» Лу Леви предложил Иго-
рю Стравинскому заняться переделкой соб-
	ственных произведении для джаза.
«Сделайте это сами, и вы заработаете
большие деньги». —= советовал Стравин-
	скому ‘этот бизнесмен.

Стравинский, «после зрелого размышле-
ния»; как-пишет газета «Монд», переделал
рондо из своей! «Жар-птицы» в. слоу-фокс
и назвал его «Летняя луна».

Знатоки джазовой музыки уверенно пред-
сказывают, что Стравинский превзойдет
всех, даже самых знаменитых «джазистов».

ФУТБОЛ И ЦЕРКОВЬ
	  Желая ‘привлень „по. воскресеньям. в. цер-
овь Возможно большее количество WON0-

\овь возможно ‘большее Количество зколо-
дежи, чикагский католический ° епископ
Бернард Дж. Шил распорядился устано-
вить. во всех католических церквах города
телевизионные установки и вести передачу
футбольных матчей непосредственно со
стадионов.
ПАЛАЧ С ЗАПРОСОМ

Как сообщает агентство Рейтер из Пари-
жа, официальный палач Франции Дефурно
25 ‘ноября отказался гилБотинировать во-
семь человек, приговоренных к смертной
казни. Он’ потребовал, чтобы ему дали
ставку начальника отдела департамента и
выплачивали премию за каждую срублен-
ную его гильотиной голову.

«ОСАДИ НАЗАДЬ.

Негр Рой Джонсон приговорен судом
штата Северная Каролина к штрафу в 25
долларов за то, что сел на переднее место
в автобусе, в то время как для негров
отвелентт три послелние скамейки Oraa-
	шая приговор, судья прочел лекцию 0
необходимости изоляции белых от черных.
	«ПОЧЕМУ
	Но. вав замечабт орган английской не-
	зависимой рабочей. партии «Сошелиет ли-
	дер».
«Если солнце никогда He закатывается
	над империеи, то. сама империя. в вонце
	вонцов переживает закат». .
_ Однако в зрелище этого заката нет ни-
чего от умиротворяющих ‘красок идилличе-
ского вечернего пейзажа. Сумерки  импе-
риализма заполнены скрежетом танков и
вспьииками авиабомб. “

По крайней мере четыре необ’явленные
войны ведутея сейчас в мире, который уже
два © половиной года официально считает-
ся невоюющим: в_Витае, в ин В
Греции, во Въетнаме.

Поджигатели. войны пытаются `ВЫЛать
свои хишнические колониальные походы за
обыкновенные полицейские мероприятия,
вроде регулировки уличного движения,

< Авторитетные круги уточняют, — со-
общает агентство Франс Пресс по поводу
бойни, учиняемой французскими войсками
во Вьетнаме, —что дело идет об операциях
полийии, преследующей цель обеспечить
контроль над границами».

По’ поводу действий подобной же’ «поли-
ции», вооруженной линкорами и реактив-
ными самолетами, индонезийская тазета
«Буру» пишет в номере. от 22 ноября:

«Если голландцы. стремятся в миру, то
мы не понимаем, почему они продолжают
забрасывать наши города дождем бомб,
	  снарядов, пуль’»
	Мазандаране прибывает отряд пулеметчи-  мя оккупации Норвегии
	ков. Это: еще более действенная «агита-
ЦИЯ».

Те, кто недавно готов был назвать Ка-
вама «сумасшедшим», воочию убедились,
что он находится в твердом уме и здравой
памяти. Американский посол мистер Аллен
официально заявил, что он считает дей-
ствия иранского правительства «совершен-
но нормальными и уместными». Это была мо-
ральная поддержка’ А полдержку военную
	попрежнему оказывали Каваму генералы
	Гроу и Шварцкопф. Вместе с. Кавамом
	уточнялиеь весе детали разгрома: демокра-
	тии, намечались точки, где должны быть
поставлены виселицы. Для американских
	генералов это такое же привычное профес-
	сиональное дело, как’ линчевание негров,
	как расстрел китайских рабочих в Шанхае,
как убийство пьяными солдатами CLA
иранских женщин на улицах Тегерана. “и
многие, Многие другие преступления,
	Из Вашингтона прибывают «наблюдате-
	ли» — военные специалисты, конгреесме-
ны Они, как заявил глава-комиссии Дьюри
Шерт, посещают «весе те страны, в котерых
находятся американские ‘военные отряды.
Мы. прибыли в Иран, чтобы. непосредствен-
но ознакомиться с положением дел здесь».
	Американское
	«непосредственное  озна-
	комление» в действительнести обозначает
передачу Ирана пол протекторат американ:
ского империализма. Президент Трумэн ут-
вердил Кавама протектором. Ему «ассигно-
ваны» по разверстке пять пехотных дивизий.
	С шахом теперь можно не считаться да-
	me для проформы. И Кавам выступает с
диктаторской декларацией: «Я взял власть
в свои руки в самый критический момент

и отдавать ее не собираюсь. Это — окон-
чательно». Е
	(С трибуны так называемого меджлиса
вам нагло заявил: <«Подписанное мною
	Мы намеренно привели дату — 22 но-
ября,. потому что, как известно, еще в
сентябре организация 0б’единенных наций
вынесла решение о прекращении военных
действий в Индонезии и даже послала гуда
свою комиссию. ,

Как не пожелать доброго пути такому   советско-иранское соглашение — не в ин-
	тересах Ирана».

— Правильно! Правильно! — хором крик-
нули его «депутаты». — Пусть бог тебе
поможет!

делегату?
Москва! Гостеприимная столица всех
друзей мира.
	В Москве было, конечно, известно тем-

ное прошлое гостя. Но его принимали
как Кавама, а как посланца иранского
народа.

Вернувшись в Тегеран, Кавам поспешил
информировать своих соотечественников ©
результатах поездки:

«Выражаю радость по поводу столь цен-
ного достижения и начала новой эры BO
взаимоотношениях между нами и Совет-
ским Союзом». .

Речь шла о советско-иранском нефтяном

соглашении. Оно вызвало восторженные
отклики иранских газет, многочисленные
приветствия по ‘адресу’ Советского Союза’
и его честной миролюбивой политики. Про-
грессивная общественность называла с0-
ветскую страну бескорыстным, истинным и
искренним другом, который, подписав
нефтяное соглашение, действительно от-
крыл новую страницу в истории Ирана.
Засияла надежда на светлое будущее: бла-
годаря соглашению ‘исчезнут заботы, мрач-
ные. думы о завтрашнем дне. Конец безра-
ботице, голоду!
‚ Кавам надел маску передового государ:
ственного деятеля. Он подписывает согла-
шение с демократами Иранского Азербайд-
жана, признает его автономию и обещает
во всем Иране провести демократические
реформы,

Народ ликовал: наконец-то = признаны
его права, завоеванные в упорной борьбе с
реакцией. .

Кавам настолько вошел в роль, что иран-
ские реакционеры и англо-американские
«друзья» стали всерьез принимать его дей-
ствия и выступления. В” посольских каби-
нетах, в акционерных компаниях, в 0с0б-
няках богачей и помещичьих усадьбах —
беспокойство, тревога: «Что случилось с
нашим Кавамом?!» Им казалось, что они
знают его, как. облупленного... н вдруг та-
кая перемена! .

Cam крупнейший землевладелец, он обе
щает земельную реформу, безвозмездную
передачу земли народу:

Ярый враг демократии, он организует и
возглавляет «Демократическую» партию.
Палач, обезглавивший сотни революционе-
ров — верных сынов иранского народа, он
признает власть демократов в Иранском
Азербайджане Не ему ли принадлежит
	«изречение»: «Кто осмелится препятство-
	вать мне, тот будет раздавлен, как ядови-
тое насекомое!» А теперь он говорит толь-
ко о свободе и клеймит диктаторов.
	Кавам привык надеяться не на бога, а на
	собственное вероломство и на покровитель-
	ство иностранных друзей.
Аллен знакомит Кавама с вновь прибыв-
пими из Вашингтона инструкторами —
	шими из  оашашлаова ивы рувеорами ~~
представителями Генерального штаба США.
Они собираются совершить автомобильную
прогулку вдоль советско-иранской грани-
ны.
	Иранская прогрессивная общественность
клеймит презрением американского найми-
та. Метинным патриотам ясно, почему ино-
странные нефтяные магнаты так бешено
сопротивляются проведению в жизнь CO-
ветско-иранского соглашения. de

Газета «Разм», выражающая настроения
широких масс Ирана, с глубоким возмуще-
нием пишет:

«Меджлис в угоду американским инте-
ресам продолжает политику дискримина-
ции в отношении Советского Союза. Медж-
лис толкнул Иран в лагерь американского
империализма Ни один иранский патриот
не может согласиться с такой. политикой».

Заискивая и раболепствуя перед амери-
канцами, Кавам не забывает и своего кар-
мана: он получил от американских нефте-
промышленников не один миллион долла-
ров. Так сообщал американский радиообоз-
реватель.

Американцы надоумили Кавама поставить
«своих людей» у ворот Тегерана. Средь
бела дня «свои люди» грабят крестьян.
Этот «налог» дает ежедневно кругленькую
сумму в 9 миллионов риал. Они идут на
содержание «Демократической» партии Ка-
вама._
	Дым от огня, зажженного Кавамом и
	раздуваемого американцами, ест глаза
иранского народа. На площадях Тегерана
уже можно услышать такие речи: «Ка-
	вам. — микроб. Он душит народ, губит. сво-
боду». «Если Кавам и дальше будет на-
	стаивать на продолжении своего пребыва-
ния у власти, народ обязан арестовать его».

В 1942 году иранский народ, вооружен-
ный только палками ‘и камнями, разогнал
продажный меджлис. Народу дорога честь
и независимость родины. И он сумеет
раз’яснить Каваму, что незачем испытывать
однажды испытанное и повторять политику,
уже потерпевшую крах,

История не знает случаев, когда продаж:
ные лакеи были бы спасителями страны. _
	_’Ахмел Кавам-эс-Салтане — потомствен-
	ный лакей, «нукер» империализма.
	Я КОММУНИСТ»
	гибшего в борьбе с гитлеризмом Габриэля
Пери — вдохновенный гимн коммунизму:

«Я вепомнил сегодня. ночью 70; о чем
так убедительно говорил мой дорогой Ноль
Вайян- Вутюрье, — коммунизм,  подготав-
ливающий наше поющее завтра, это моло-
дость мира. Сейчас и я иду подготовлять
этот завтрашний день. Наверное потому,
что Марсель Вашен был моим учителем, я
чувствую в себе силы бестрепетно ‘встре-
тить смерть. Прощайте, и да здравствует
Франция!..>

Призыву- героев, павших в Sopsse, “OTBE-
чают живые:

«Полностью. разделяя точку зрения бор-.
цов партии в течение многих: лет, — пи-
шет доктор физических наук  Анлре Тан-
жевен, — я, после смерти моего отца,
профессора Поля. Ланжевена, почувствовал
абсолютную Необходимость хотя бы ча-
стично заполнить пустоту, образовавикчося

с его уходом в рядах коммунистов-интёл-
	лигентов».

Онколог №. Дюкуен, профессор: хирурги-
ческой клиники в Тулузе, товорит: «Я
вступил в коммунистическую партию Фран-
ции потому, что ее доктрина основана на
диалектическом материализме, ничего. рав-
ного которому не создала человеческая
мысль. Касаясь. научных проблем и, в
частности, непосредственно связанных с
моей профессией, я не могу себе предета-
вить их решение вне диалектического ма-
терпализма». _

Врупнейший химик Франции, Фредерик
Жолио-Вюри заявляет, что «коммуниети-
ческая партия — это единственная пар-
тия, целеустремленно борющаяся против
фашизма, консерватизма и эгоистического

меньшинства, за свободу, ‚ прогресс и епра-
ведливоеть». $
	Июди светлого разума и чистого сердпа
	уже не мыслят себе свободу, прогреее п
	справедливость вне’ осуществления идей
коммунизма. ет

«Я коммунист, — пищет журналист
Цьер Куртад; — так sar считаю, что
справедливое должно быть сильным, 4
также потому, что в испытаниях комму-
нисты были честью Родины».
„ Ту же мысль высказывает известная
французская журналистка Андре Виолис:
	Так называется книга, выпущенная не-
давно издательством коммунистической
партии Франции. В небольшой по об’ему,
но очень интересной книжке собраны .вы-.
сказывания семидесяти выдающихся пред-
ставителей французской интеллигенции,
являющихся коммунистами. Некоторые из:
них умерли давно, либо ногибли в.
период борьбы с фашизмом, другие живут
и трудятся на самых разнообразных уча-:
стках культуры. Они. вее, живые и мерт-
вые, принадлежат к числу лучших людей
французского народа, к чиелу тех, RTO,
действительно двигает вперед науку, _лите-
ратуру и искусство Франции.

В последнее время во Франции реакцио-
неры веех мастей все чаще вопят о необ-
ходимости «защиты культуры» от якобы
угрожающих ей «разрушительных сил»
коммунизма. Посмотрим же, от кого соби-
раются «оберегать культуру» двести се-
мейств Франции и подведомственные им
‚правительство, желтая пресса, Сюрте На-
сиональ, графоманы, порнографы и потен-
циальный фюрер французской реакции ге-
нерал де Голль.

Повидимому, прежде всего, они собира-
ются «защитить культуру» от знаменито-
го писателя Анатоля Франса, в вечер сво-
ей жизни ветупивиего в ряды коммунисти-
ческой партии.
	Ведь это Фране писал: «Мы верим в
	1 трядущий мир на земле. Но мы основы-
	ваем наши надежды не на своих мечтах
и желаниях, а на наблюдениях за соци-
альными феноменами и на положениях
исторического р аь 2 ( «В светло-
му будущему»).

Или, быть может, нужно «защищать
культуру» от всемирно известного физика
Поля Ланжевена? На конференции компау-
тии Франции в 1936 году Поль Ланже-
вен заявил: «Заслуга партии в тееном
единении мысли и действия. Говорят, что
воммуниет должен непрерывно учиться. Но
я хочу вам сказать, что чем больше я
знаю, тем больше я чувствую себя комму-
ниетом. `В: великом учении Маркса — Эн-
тельса —= Ленина я нашел 0б’яснение ве-
шам, которые бы я иначе никогда не иоб-
	‚ Вот предемертные слова героически по-
	История против Кавама, ибо против него   нял в моей науке».
	иранский народ!