_ Как прославлен их труд
	Тысячи юношей и. девушек в годы Оте-, в ней тему труда; тему коллектива и со-
	чественной войны заменили на заводах и
фабриках взрослых рабочих. Множество
вчерашних воспитанников школ ФЗО и ре-
месленных училищ уже в мирные дни опу-
стилось в шахты, поднялось на леса ново-
строек. Как отражен. в литературе их под-
виг, как прославлен их труд? Кто. из пи-
	заводах И   ревнования. Да и самое соперничество пе-
Множество   ренесено в область личных отношений:
	ренесено в область личных отношений:
Андрей ревнует Клаву к Виктору, Сима
ревнует Виктора к Клаве, ит. д. и т. п.
Результат — драка, в которой Виктор ед-
ва не лишается глаза, пострадав от тяже-
лой руки положительного героя повести.
Директор училиша говорит: «Произошла
та вспышка, которая блеснула среди зим-
ней ночи и привела к трагической развяз-

РролЬьшая
	Большая тема нашей советской дей-
ствительности, тема рабочего класса еше
не завоевала себе того места в лите-
ратуре, которого она достойна. Tor
назад напечатан в журнале «Новый
мир» очерк Бориса Галина «В Донбассе».
Если напрячь память, можно припомнить
еще два-три названия небольших повестей,

посвященных ученикам ©Ф30 и ремеслен-
ных училии. И это все, что Ноявилось до
последнего времени за два года со дня окон-
чания войны.

У советской литературы есть заелуги в
изображении рабочего класса нашей стра-
ны, Начиная с М. Торького — первого из
писателей, указавшего на «величайнтее зна-
чение труда, образующего все ценнейшее,
все прекрасное, все великое в этом мире»,—
раскрытие роли свободного труда в форми-
ровании человеческого характера стало oc-
новным признаком социалистической лите-
ратуры. Это определило резкую трань меж-
ду нею и литературой собственнического
общества; всегда расцемивающей труд, как
проклятие. В этом — великое новаторское
значение советской литературы. Естествен-
но, ее представители искали, в первую оче-
редь, своего героя там, где создавалась
новая общественная мораль, где зарожда-
лись и совершенствовались новые формы
коммуниестического отношения к труду, —

в рабочем классе нашей страны. От первого
коммунистического субботника до «огнен-
ного -взрыва массовой энергии» — стаха-
новского движения, этой высшей формы
социалистического соревнования, — таков
путь трудовых советских людёй в пред-
военный период.

° Советские прозаики создали произведе-
ния, рисующие духовный облик нашего
рабочего, раскорывающего  становление но-
вого социалистического характера, воспи-
танного героической партией Ленина —
(Сталина. г”

В годы восстановления и первых ета-
линских пятилеток советская литература,
практически решила вопросе о методах изо-
бражения трудовой жизни народа. В борь-
бе с формализмом и техницизмом, с влия-
НИЯМи идеологии капиталистического Запа-
4% создавались произведения, показываю-
щие «лучшее из великого — человека»,
раскрывающие связь и взаимозависимость
трудовой жизни отдельного человека с
р движением А к 00-
циализму.
	«Цемеят» Ф. Гладкова; «Как закалялась
сталь» Н. Островского показали рождение
качеств нового советского рабочего. В. Ка-
таев в романе «Время, вперед!», 1. Леонов
в «Соти», М. Шагинян в «Гидроцентрали»,
Ф. Гладков в «Энергии» изобразили тру-
довой энтузиазм нашего рабочего класса в
тоды пятилеток. В своей превосходной кни-
ге «Тюди из захолустья» А. Малышкин
попытался раскрыть пропесе духовного пе-
рерождения миллионов простых людей лод
влиянием свободного. труда; направленного
не на удовлетворение частнособственничес-
ких интересов, & на блато народа. Ю. Кры-
мов проникновенно нередал дух социали-
стического соревнования в повести «Танкер
«Дербент».

Отдельные недостатки этих произведений
не могут закрыть главного — в литературе
появился и утвердил себя героем новый че-
ловек, представитель советского рабочего
класса, партийный и непартийный боль-
щевик.
`В годы ‘Великой Отечественной войны
рабочий классе отдавал все свои силы
делу победы, непрестанно совершенствовал
технику производетва, ‘увеличил мошноеть,
	Ленинградский -
’° характер
	Летом этого года на площадке Запорож- :
строя я познакомился с Марком Ивановичем +
Недужко, лауреатом Сталинской премии, .
рядовым советским Человеком, начавшим
свой трудовой путь в качестве каталя марте-_—
новского цеха и прославившимся теперь
своими методами восстановления взорванных
немйами заводских зданий. Эти методы.
воли ныне в учебники строительного дела..
О Недужко_мне. сказали: >

— Ленинградский характер!

_ Я знал, что Марк Недужко в Ленинграде
работал короткое время. Было ‘это в первые
месяцы войны. Но сделал Недужко немало: -
с его именем связана прокладка подводного’.
	бензопровода. Е
Немцы бесновались, они  Ссилились
узнать, откуда в осажденном, наглухо
	блокированном городе горючее? Они высле-
живали с воздуха все пути и дороги. Цис-
терны © горючим — нео иголка, их не.
спрячешь.. А Марк Недужко — рядовой“.
советский человек — спрятал эту. «иголку», =
проложив, как говорят строители, «нитку»
бензопровода под Ладогой. Много сил, но»
немного времени отняло это” дело, — вскоре’
Недужко видели уже где-то на’ берегах.
‘Каспия. До Ленинграда Недужко трудился.
в разных местах, но, оказывается, даже
короткая работа в осажденном Ленинграде
позволяла сказать об этом строителе: ‹ >
— Ленинградский характер! «© + =
«Мало родиться на берегу Невы или нро-.
писать свой паспорт в ленинградской мили-.
ции. чтобы стать ленинградцем в высоком”.
	‘Se OSS a 8

смысле этого ‘образцового определения. -
Только подлинная принадлежность к’ бес»
покойному творческому племени передовых:
бойцов и тоужеников дает право’ называть-
ся настоящим ленинградцем».

Беспокойное творческое племя! -

Об этом племени рассказывают очерки, =
собранные в книге «Ленинградцы». Появле- -
ние такой книги Как нельзя более свое-
временно сейчас, когда вся наша страна
живо откликается на обращение ленин--
градцев — выполнить пятилетку в четыре.
года.  . : Е
Сергей Миронович Киров, имя и слова
которого ‘часто упоминают герои очерков в.
книге «Ленинградцы», говорил: <... не знаю,
Kak технически, ‘а по-коммунистически_
может и должно быть сделано». Эти слова -
Кирова приведены в одном из очерков.
только что вышедшего сборника, и их мож-
но было бы поставить эпиграфом к расска-
зам о советских людях, сжимающих отве-”
денные ‘пятилеткой сроки, проходящих
учебу в суровой и мужественной школе.

«Школа — она кругом. И время, и люди
и сама жизнь», — говорит герой очерка
В. Кетлинской «Секретарь райкома»
Александр Яковлевич Тихонов. Руководит:
ли Тихонов совещанием стариков HO поводу.
насущных дел возрождающегося района,
видим Ли мы его на новостроящемся кораб-.
ле или на заседании бюро райкома,—‘бес-
покойство, неудержимое стремление вперед,
чувство уважения к человеку и его труду

‘отражены в каждом поступке и каждом

слове Тихонова. И читатель чувствует, что
Тихонов — настоящий человек, живой,
напористый, горячий, культурный, для коз
торого ничего невозможного нет и который
умеет воспитывать окружающих.
Выполнение планов до срока, осуществое:
ние принятых обязательств было совсем не:
легкой задачей, и только люди, сильные
духом, такие, как Куликов («Вступление
в поток», записано П. Воробъевым), Хинейко
(«Большие огни»: А. Садовского), Васильев
(«Восходящая линия» Вс. Воеводина), Галан-
кин и Шестаков («Занас прочности» И. Кол-
тунова), могли взяться за решение сложной
задачи — и победить. - :
В книге рассказано о работниках метал-
лического завода имени Сталина, вступив»
ших в пору блокады в большое техниче-
ское сражение с американской фирмой
«Ньюпорт Ньюс» и выигравших бой за со-
ветские турбины новых систем. «Ваша раз
бота обогатила советскую науку и технику
новым достижением», — писал работникам
ЛМЗ товарищ Сталин. О каменщике Андрее
Куликове, рабочем-строителе, удостоенном
звания лауреата Сталинской премии. О не-
утомимых кировцах, носителях высокой
технической культуры. Об астрономах и
токарях. О строителях газопровода и нро-
ходчиках метро. Об актерах и спортсменах.
Об экскаваторшиках и обувщиках «Скоро:
хода». О конструкторах и восстановителях
Ижоры. Черты характера советских труже-
ников обрисованы в очерках В. Кетлинской
«Секретарь райкома», A. Садовского
«Большие огни», В. Карпа «Козлов, Боль-
шой и Козлов Маленький», А. Зонина

«Мастера доброй пропорции».

Чего ждет читатель от такой книги, как
«Ленинградцы»? Он хочет, чтобы она была
написана горячо, страстно и убедительно,
как горячи и убедительны самые дела
ленинградцев. Этого, к сожалению, не по-
лучилось: В. стремлении охватить как мож-
но болыше сторон ленинградской жизни
составители сборника пошли — вольно ‘или
невольно. — на то, чтобы втиснуть в. книгу
очерки не одинаковой художественной цен-
ности и интереса. . re

Книгу «Ленинградцы» хочется рассматри:
вать лишь как’ первые очерки о.людях
послевоенной. пятилетки, своего. рода’ пре-
дисловие к развернутому изображению того,
как  ленинградцы — инициаторы ‘осуще»
ствления пятилетки в. четыре года—уплот-
няют время. Нужно. надеяться, что книги
новых . очерков. ленинградских писателей
будут стоять на уровне тех больших и зна-
чительных дел, которые творят труженики
города-героя. А главное: ` хочется думать,
что писатели города Ленина создадут; .на-

конец,” настоящие художественные произ-

ведения о героических рабочих Ленинграда.
А. ЛИТВАК,
		В НЕСКОЛЬКО СТРОК
	+ Состоялось собрание писателей Латвии.
С докладом о’ патриотическом призыве ленйн-
градцев — выполнить пятилетку в четыре то-
да — и задачах писателей выступил ответствен.
ный секретарь: правления Союза советских
писателей Латвии тов. Краулинь. .

Писатели Латвии приняли обращение ко всем
работникам искусства, науки и ‘культуры
республики, в котором ‘призывают сделать Bee
для того, чтобы помочь латышекому народу
выполнить пятилетку в четыре года. .

* B Новосибирске открылась _ творческая
конференция сибирских писателей. В ней при-
нимают участие поэты, прозаики, критики,
очеркисты Омской, Томекой, Иркутской обла-
стей, `Красноярекого края Кузбасса, Алтая,
Ойротии, Горной Шории. Якутии, Тувы.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 60 ries a
	ъпема современности
	рабочие берут личные обязательства до-
срочно выполнить годовые планы и пяти-
летку в целом. Этого не было в довоенные
годы. Ряды новаторов производства в03ра-
стают с каждым днем, и нет возможности
перечислить здесь даже наиболее знатные,
уже известные всей стране имена. Недав-
но ленинградцы обратились © патриотиче-
ским призывом выполнить план послевоен-
ной сталинской пятилетки в четыре года,
и этот призыв подхватила вся страна —
рабочие, колхозники, интеллигенция,
Вее это свидетельствует о значительном
	идейном росте, высоком патриотизме, бла-

городных. моральных качествах люлей на-
	шей  сопиалистической промышленности.
	  Ныне советский рабочий уже He TOT, Ka-
	ким он был в годы первых пятилеток. Ou”
подчинил себе время и властно устремляет
его вперед. Показать всему миру новый
духовный облик советского рабочего-пат-
риота и новатора — священный долг co-
ветского писателя.

И. В. Сталин еще в 1929 году писал,
что в нашей печати «...редко можно: встре-
Тить такие” заметки, которые: изображали
бы сколько-нибудь связно картину тото,
как проводится соревнование самими масса-
ми, картину того, что переживают милли-
онные массы рабочих, осуществляя сорев-
нование и подпиеывая договоры, картину
того, что массы рабочих считают дело со-
ревнования своим собственным, родным
делом»:

Но ведь это как раз и есть вхохноваяю-
шая писателя задача — показать пережи-
вания миллионов людей нашей промыш-
ленности, ‘запечатлеть искусством слова
героическую «картину того, как проводит-
ся соревнование самими массами».

Народ ждет, чтобы его литераторы 38-
тлянули в завтрашний день нашего чело-
века. Вотда-то М. Горький мудро говорил,
что мслодые писатели «должны искать
вдохновения и материалов в широком и
бурном потоке труда, создающего новые
формы жизни, им следует жить как мож-
но ближе к творческой воле нашей эпо-
хи, — воля эта воплощена в рабочем
клаесе». а

Невнимание ‘к большой теме наших
дней со стороны наших прозаиков, драма-
тургов, поэтов —— старых и молодых —
свидетельствует о наличии в писательской
среде вредной самоуспокоенности и ничем
не оправданного благолушия. Как бы ни
были значительны достижения советской
  литературы, нет никаких оснований для
самоуспокоенности. Не решены многие ко-
ренные темы нашей современности. (03
писателей должен идейно-творчески моби-
лизовать литераторов на упорную борьбу
‘за решение этих задач. А между тем ни
секция прозы, ни секция критики, равно
как и секций поэзии и драматургии, не
поставили еще вопроса об. изображеняи
рабочего класса в литературе. ,

Рабочий класс должен быть’ в центре
внимания наших писателей. Величествен-
ная романтика труда вдохновляла нашу
литературу и сделала ее передовой лите-
ратурой мира, помогла ей создать книги,
имеющие глубокое  воснитательное значе-
ние.

Прекрасное сегодня советского. рабочего
класса дает еще более вдохновляющий ‘ма-
териал лля создания патриотических хуло-

жественных пройзведений, на которых by-
дут воспитываться поколения новых строи-
	телей коммунизма.
	промышленных предприятий, воздвиг новые
фабрики и заводы. «Рабочий класс Совет-
ского Союза совершил‘ великий трудовой
подвиг в нынешней войне» (И. В. Сталин).

Великий этот подвиг достойного отра-
жения в художественной литературе не по-
лучил. «Испытание» А. ° Первенцева,
«Огни» А. Караваевой быши только первой
попыткой запечатлеть по горячим следам
событий трудовой энтузиазм рабочего влас-
са в дни величайнтих в истории битв: Ни
одному из авторов неё удалось раскоыть но-
	вые черты характера советского рабочего,
	которые проявились в годы войны. Нопыт-
кой в этом направлении была, как это уже
отмечалось нашей, критикой, повесть
Ф. Гладкова «Втятва». В ней чувствуется
влюбленность автора в труд рабочего.

Значительный недостаток новых пройз-
ведений о рабочем классе заключается в
том, что наши писатели еше глубоко не
поняли всей глубины изменений, проис-
шедших в сознании и психологии совет-
ского рабочего класса и новой технической
интеллигенции, вышедшей из его передо-
вых слоев. :

Beem памятно постановление ПВ ВЕН(б)
о кинофильме «Большая жизнь», фильме,
в котором период послевоенного восстанов-
ления и образы советских людей получили
фальшивое, искаженное изображение: Рабо-
чие и инженеры, восстанавливающие Дон-
басс, были показаны отсталыми и мало-
культурными людьми с очень низкими м6-
ральными качествами.

Наша литература и наше искусство пока
еще не преодолели недостатков, увазанвых
Центральным Комитетом партии. ^

Литературно-художественныё — журналы
за год, истекший со дня этого историче-
ского постановления, за немногим исклю-
	чением не напечатали значительных очер-
	вов, правдиво и полно отражающих трудо-
вой энтузиазм на наших фабриках и заво-
дах.

Только в последних книжках журналы
попытались откликнуться на важнейшую
тему современности. На ленинградском за-
воде происходит действие повеети А. Ча-
ковского «Мирные дни» («Звезда»). _Обра-
зы рабочей молодежи и технической ин-
теллигенции рисует Вера Панова в повести:
«Кружилиха» («Знамя»). Очерк «В од-
ном населенном пункте» — о работе пар-
тийного пропагандиста на шахтах восста-
навливающегося Донбасса напечатал Борис
Галин («Новый мир»). 0 трудовом repous-
ме сталинградцев рассказывает в своей
иъесе «Неугаснмое пламя» Борис Полевой.
(«Октябрь»).

‚ Но еств ли это начало перелома? Ско-
рее только первый проблеск. -

В проспектах «телетых» журналов на
1948 год с болыним трудом можно разгля-
деть стыдливо упрятанные среди романов.
и повестей на военные темы и темы кол-
XO3HOH деревни всего две-три. повести, в
которых; судя по названию, читахель, мо-
жет быть, встретит и образы советских ра-_
бочих.

Советский рабочий класс был и остает-
ся руководящим классом в нашем совет-
ском обществе. «Это — совершенно новый,
освобожденный от экснлоатации, рабочий
класс, подобного которому не знала еще
история человечества» (Й. В. Сталин)..

Сопиалистическое соревнование ныне
приобрело всеобщий ‘характер. Наши рабо-
чие не жалеют сил и труда, чтобы не толь-

ко выполнить, но и перевышолнить после-
военную пятилетку. На заводах и фабри-
ках ширится замечательное движение —
		сателей и поэтов написал об этом отряде   Директор училища
	строителей новой сталинской пятилетки!
И много ли книг вообще написано в: пос-
	ледние годы о молодом пополнении раб5-   ке». Кроме этой «трагической» развязки, в
чего класса? На этот вопрос ответить Не-   повести есть: немотивированный побег
	повести есть: немотивированный — побег
двух учеников из училища, членоврели-
тельство одного из них, испугавшегося от-
ветственности за хулиганский поступок,
анонимное письмо, написанное ‘этаким Учи-
лишным Яго, стремящимся усилить сопер-
ничество. главных героев повести. Безвку-
сица и прямая пошлость стиля повести
вполне соответствуют букету  изображае-
мых событий, «Бледнорозовыми румянами
освежила лицо», — говорит автор о моло-
пой работнице. За авантюрными. приключе-
ниями и бледнорозовыми красотами у ав-
тора не осталось места для того, чтобы
записать о производственной учебе. Работе
в цеху посвящено несколько невыразитель-
ных страниц, и, когда под конен’ повести
юные металлурги благополучно выдают
плавку спецстали, это производит впечат-
ление отписки. Книга М. Карнеева дискре-
дитирует важную тему.

Иное впечатление ‘производит повесть
И. Ликстанова «Малышок». Она рассказы-
вает о том, как военный завод принял В
‚ свою семью подростков, о том, как они
учились токарному мастерству, как в03-
никла фронтовая молодежная бригада, как
она перевыполнила свое обещание давать
	175 проц. нормы.. Изображение труда с0-
ставляет ее основное содержание. В скром-
ном и незаметном Косте Малышеве возни-
кает чувство гордости рабочего человека.

«Он, Костя Малышев, превращал черную,
грубую затотовку в. блестящую деталь
«катюши», он был хозяином станка и хо-
зянном металла. Грозная «катюша» ждала
его труда... Много радостей может быть
у человека, но эта радость взлетает TAK
высоко, что: открывается весь широкий мир,
и мир становится родным, собственным...
‚Чего‘ не сделает человек, умеющий резать
сталь! Вот горы — он их сроет, вот реки —
он их запрудит, вот тайга — он прорубит
B Hei широкие просеки и построит. города,
BOT ‘немец идет на его землю войной — он
	пожжет, уничтожит фашистов, потому что
он хозяин металла, он мастер «катюши»!»

Романтическая приподнятость и ‘взволно-
ванность этих слов оправдана. Прославле-
ние труда — бдна из важнейнтих особенно-
стей советского искусства. Борьба под-
ростков’ за перевыполнение плана описана с
настоящей увлекательностью, без которой
немыслима хорошая детская книга,

Не обошлось в книге без’ внешне зани-
	мательных похождений. мальчиков, соби-
рающихся бежать в легендарный край си-
него тумана за золотом.

Другой ошибкой повести является то, что
люди, которые обучают подростков, пока-
заны неполно и неубедительно. Удачи и
неудачи молодежной бригады для руково-
дителей часто оказываются  неожидан-
ностью. Когда Малышок, в результате са-
мовольной переделки, ломает станок, се-
кретарь комсомольской организации завода
Зина Соловьева ‘может-только воскликнуть:
«Какой тревожный сигнал!»:

Изображение руководителей и воспита-
телей молодых рабочих, как пассивных ре-
гистраторов событий, —неправдоподобно. Не
всюду удовлетворит читателя и язык книги.
	Кое-где ее герои слишком напряженно ост-
	рят, развязен и грубоват инструктор про-
изводственного обучения Стукачев, Но в
целом книга: удачна.

Уже более двух лет молодое пополнение
рабочего класса приходит на производство
в мирных условиях. Проблема воспитания
молодого советского рабочего требует го-
раздо больше внимания от писателей. Лите-
	ратура еще в долгу перед этой темой.
Сергей ЛЬВОВ.
	трудно. Список этих книг не слишком ве-
лик. О подростках в дни войны говорится
в рассказе Николая Тихонова «Я все жи-
ву», в романе А. Караваевой «Весенний
шум», в повестях: Л.Кассиля «Дорогие мои
мальчишки», И -Ликстанова «Малышок»,
М. Карнеева «Соперники», в стихотворени-
ях А. Барто «Никита» и С. Михалкова «Да-
нила Кузьмич» Всего лишь одна книга
написана о послевоенной подготовке тру-
	довых резервов — «Бригада смышленых»
В. Курочкина. Эти книги и несколько га-.
зетных очерков — вот все или почти все,

что написано на эту важнейшую тему.

Произведения, появившиеся во время вой-

HE. не раскрыли с достаточной глубиной
и Убедительностью серьезную проблему
воспитания и обучения молодого рабочего.
Почти всюду показан лишь результат: под-
ростки, которые ‘отлично трудятся. Как это*
было достигнуто, какое упорство нотребо-
валось от самих ребят, сколько умения и
терпения приложили те, кто их обучал, —
все это не отражено в произведениях. Пи-
сатели прежде всего, выразили восхищение
ребятами, работающими для’ фронта.

Капка Бутырев — главный герой  ‘по-
вести «Дорогие мои мальчишки» —учит-
ся’ в ремесленном училище. Но. труд
не является основной темой книги. Дело
не в том, что сказка Арсения Гая си при-
ключения «командосов Рыбачьего Затона»
занимают в ней значительно больше места,
чем изображение работы Бутырева. Дело
прежде всего в том, что ‘единственная ГлА-
ва «М стар. и млад», где показана работа:
в цеху, написана куда менее ‘увлекательно,
чем остальные. В ней есть все, что при-
мелькалось в торопливо` написанных очер-
ках о подростках, выполняющих  фронто-
вой заказ: чудаковатый мастер `производ-
ственного обучения, ветераны труда, © ува-
Жением  называющие ’Капку по‘ отзеству,
удивительная легкость. с которой Бутырев
	справляетея с трудным заданием. Нет са-
мого. главного. Нет преодоления трудно-
сти. нет напряжения воли, нет сознатель-
	  ного усилия.
	Глава кончается так: «С этого’ жё дня
решили работать по ‘два лишних часа вече-
ром. Лень этот с непривычки показался
нескончаемым. Освоить новый урок ‘было: не
так-то легко. Детали заедало на_ станках.
Мастер-наладчик сбился с ног. У ремес-
	ленников были усталые лица...» Гороплч-
вый абзан не даег представления о том,
что. совершили ребята. А ведь в их реше-
нии работать два лишних/ часа в день ро-
мантики-не меньше, чем в. подвигах Вели-
ких Мастеров страны Синегории, о кото-
рой: увлекательно рассказано. в этой же.
книге. Писатель не нашел живых красок,
запоминающихся слов для изображения
трудового. подвига не сказочных героев, а
обычных. мальчишек, освоивших. трудную
	`четаль потому, что оча. нужна для фронта.

— В 1946 году появилась. повесть «Соперни-
ки» М. Карнеева, в 1947 году — повесть
И. Ликстанова` «Малышок». Обе книги вы-
шли тогда, когда нельзя было уже толь-
ко ‘восхищаться самоотверженным трудом
молодых рабочих в военное время. За эти
	годы были созданы методы ускоренного
пронзводственного обучения, ‘На заводах
страны сложились традиции воспитания
молодых рабочих. Писать .о них стало
	труднее и ответственнее М. Карнеев хо-
тел показать, как коллектив ремесленного
училища перёвоспитал юношу с индиви»уа-
	листическими замашками, как искоренил
в нем пренебрежение ‘к труду Но этого
	не получилось. Книга называется «Сопер-
ники» и тема соперничества вытеснила

скоростного проходчика, организатора ком-
плексных бригад. Минзарипов закладывал
на Северном Урале первые  бокситовые
шахты. Его бригада прошла одиннадцать
шахт. А тем временем вокруг вырос новый
тород Североуральск, действительно, cama
северный город на Урале.

В книге вы видите необыкновенное ува-
жение стахановцев к своим учителям, поч-
ти преклонение ‘перед ними. Почему? Да
потому что учителя-—люди советские, люди
нового строя, в новыми методами учения, с
новым отношением к человеку и к труду.
Каждая книжка заканчивается рассказом
0 том, как автор её передает свой опыт.

Превосходно говорит o6 stom Г. Запоро-
Ren;

«Правда, чем больше работаешь © по-
мошниками, тем. скорее. они ‘растут и. ско-
рее покидают тебя, ‘уходя на самоетоя-
тельную padory. Mue грустно было рас-
ставаться..

‚Потом. появлятся ‘новые помощники,
и тебя уже захватывает новый интерес к
их обучению. Ты уже ревниво следить’ за
HX успехами, хочешь, чтобы они обучались
скорее и лучше, чем у других машиниетов,
придирчивее относишься в себе, весь нод-
тягиваешься.

А тут же под землей, где-то недалеко
от тебя, в угольный пласт врубается твой
друг, твой бывший помощник. У него те-
перь свои ученики, и все же много: твоего
переходит к ним. Мо. там, у них, ты уже
как бы исправлен и добавлен, так как
той бывший помощник ученикам передает
только лучшее, а твои промахи и не заме-
ченные тобой ошибки он до учеников He
доносит. И тогда видишь себя, как в зер-
кале, и делаешь, конечно, определенные
выводы».

Прочтя эти етроки, и мне хочется сде-
лать «определенный вывод».

Замечательно, искренне и широко вы

сказали, товарищ Запорожец!
_ Я убежден, что такие хорошие слова в
сердцах людей производят не менее. силь-
ное действие, чем ваша ке машина
в плаетах угля!

Читаешь книгу за книгой, главу за гла-
вой, и тордость наполняет тебя, гордость
за советский рабочий класе. Этот класе
‘может исполнить все, что захочет! Эти

‘книги — 0 мечте, которую пожелал осу-
  mecTBATS рабочий и осуществил.

Напти рабочие смотрят на жизнь, как на
счастье.

Они смотрят ‚вперед “ясным и твердым
ВЗГЛЯДОМ. :

Бригадир скоростной Tpoxorsecnow бря-
гады Иван Проничкин, лауреат Сталинской
премии, говорит:

«Я принадлежу к молодому поколению
горняков. Нас воспитывает и ведет виеред
партия большевиков. Наша биография на-
чинается борьбой за новый ` пятилетний
план, который дал стране великий Сталин.
Поэтому. я так и люблю свою профессию,
что она дает мне боевое место в многомил-
лионном строю тружеников сталинской ия-
тилетки. Я люблю наши рудники, где на-
чал свою трудовую жизнь: Они тоже моло-
ды, и их слава в наших руках».

„Этому рабочему 21 год. И он говорит,
что слава рудников в его руках, п бпогра-
фия «наша» начинается с борьбы за ня-
тилетний план именно потому, что всей
тутной, всем умом понимает и огхушнает
	ответственность за то великое и `могучез
дело, которое поднял и осуществляет ра-
	бочий класс СССР. Перед рабочим классом
	нашей страны стоят чрезвычайно  ответ-
	ственные задачи. Лозунг «Натилетка в
четыре года» — это. возможность и неой-
ходимость привести в движение огромные
резервы дальнейшего роста производитель-
ных сил, это — дальнейшее углубление и
расширение  стахановских = достижений,
это — долг каждого из нас, который мы
обязаны. выполнить!
	Для нас, писателей, эти  стахановекие
	книги  поучительны еще и вот с какой
	стороны. Рабочий классе страны выдвинул
	героев новой послевоенной пятилетки. Это,
	конечно, всем известно. Известно это и
писателям. Олнако мы, писатели, еще
чрезвычайно слабо показали этого нового
героя. Между тем (книги стахановцев еще
раз это подтверждают) перед нами герой
с совершенно особым, свойственным толь-
ко этой послевоенной пятилетке, лицом,
своеобразным и, разумеется, неповтори-
мым. Прямая и священная обязанность пи-
сателя, долг его — шире и сильнее пока-
зать читателям образы замечательных ге-
роев! Наши журналы, и критика в 060бен-
ности, должны серьезно заняться этим де-
лом.

Й чем больше будет таких биографий,
чем больше будет широких. художествен-
ных полотен на рабочую тематику, о ста-
хановцах новой пятилетки, тем сильнее и
ярче будет показана доблесть и слава тру-
дового подвига советского народа,
	СВЯЩЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПИСАТЕЛЯ.

дений, жизненного опыта, который человек
хочет передать другим, безыскусствен-
ность, бесхитростность и простота ис-
ключаются. Человек неизбежно будет гово-
рить искусно, хитро, потому что он чрез-
вычайно хитро, искусно, легко прони-
вает в свое дело, и он поведет вас за собой,
научит вас тому, чему он научился сам.

Я читал эти биографии стахановцев с
увлечением, с удовольствием, с. радостью.
Книги эти — сложны и рассказывают о
замечательных вещах, которые открыл
обыкновенный человек и открыл. так вдох-
новенно, е таким увлечением, что смог
раееказать 06 этой сложноети без напряже-
ния, умно, красиво, легко. Когда вы проч-
тете эти книги, вы еще раз поймете и по-
чувствуете, какие изменения произошли в
нашей стране, какой, я бы сказал, косми-
ческий переворот. Изменения произошли не
только в технике, но и в психологии лю-
дей. .
Рекомендую вам прочесть книгу буро-
вого мабтера Ага Нейматуллы: «Все глуб-
же в недра». 0 советском турбобуре, о бу-
рении «вглубь и в любом направлении»
рассказано превосходно, техническая проб-
лема изложена популярно, одновременно
нисколько не снижая всей технической ее
сложности. Для того, чтобы так мог писать
бывший чернорабочий, в 1915 году прие-
хавший из деревни и поступивший в буро*
вую партию, должно было произойти в его
жизни и в жизни его стравы чрезвычайно
много хорошего, ободряющего, возвышен-
‚ ного, -
И вот перед: вами великолепной чередой
проходят люди — вдохновенные творцы
машин, новаторы производства!

р книге Герасима Запорожца есть та-
		и ЗЫ У 4%
«На; лвадцать седьмой шахте. работает

главный механик т. Нравченко. Он знает
машины до тонкости, знает все их повадви.
Наши шахтеры шутят:

— Всё машины знают Кравченко и 60-
grea ere. So

Кравченко не только замечательный р8-
ботник. Он вдохновитель и’ организатор
всех. рационализатореких предложений. Он
сразу улавливает творческую мысль и под-
водит под нее техническую базу».

Эти слова Герасима Запорожца о маши-
нах, которые «знают» рабочего и «боят-
ся» его, о способности улавливать творче-
скую мысль, относятся ко всем героям
	этих биографий.
	Tyan вами несколько недавно вышед-
ших книжек из серии «Стахановцы
новой Сталинской пятилетки». Каж-
дая в отдельности невелика. Но все шесть
вместе составляют довольно солидный том—
. 16—17 печатных листов — превосходных
рассказов из жизни советских - рабочих,
‚рассказов, исполненных оптимизма, широ-
кого взгляда на свои дела и на дела дру-
THX, громадного, неиссякаемого запаса еме-
лости, новаторства, настойчивости.

Злесь вы прочтете и `бй0графию замеча-
тельного московского токаря П. Быкова,
узнаете о жизни и трудах закройщицы
У. Левченко, затяжчика М. Михайловского,
мастера участка М. Ярмоленко, проходчи-
_ков северо-уральских бокситовых рудников
“TL. Проничкива и Н. Минзарипова, зуб0рез-
цика А. Васина, бурового мастера А. Ней-
матуллы, врубмашиниста Г. Запорожца.
Москва, Ленинград, Киев, Урал, Донбасс,
Ваку. Русские, Украинцы, азербайджанцы,
татары... Нигде прямыми словами He CKa-

> зано’о дружбе народов, но’ в труде людей, в
каждом их движении, в каждой биографии
чувствуется эта дружба. Собственно, без

дружбы ни один из них не достиг бы той
высокой степени совершенства, которой он
теперь обладает.

‚ И раньше выходили биографии рабочих.

„Вспомните книги, издававшиеся в Годы
первой пятилетки. Вакая огромная разни-
па! В памяти рабочих тогда еще живо было

_ пореволюционное прошлое, поэтому хозяева
`заводов, полиция, борьба с эксплоататора-
ми и борьба просто за кусок хлеба занима-
1ш много места в их биографиях. Завод был
уже свой, к заводу, целиком, отношение
уже было, как к своему, но машина трево-
жила. Отношения ве инженерно-техниче-
CRUM персоналом были еще не совсем ула-
°жены: свои инженеры были еще не веюду.

` Машины, разумеется, были послупеы, но

“Ree ame... вот это «все же», эти элементы
какой-то внутренней тревоги, беспокой-

` тва чувствовались в тогдашних книгах, в
тогдашних биографиях рабочих. Литерато-

‚ ры, писавлие о таких книгах тогда, гово-
рили обычно: «Рабочие рассказывают нам
свою жизнь  бесхитростно, простым,
безыскусственным языком...» Й эт ш-
чему-то считалось похвалой. Вирочем, но-
добные отзывы попадаются и сейчас.

А, по-моему, так писать 0 книгах нель-
зя. Вилите ли, весли:с вами говорит человек
настоящего искусства, открыватель, ишу-
щий новых путей, это не будет простым
разговором. Там, где много мыслей, наблю-
	Серия «Стахановцы новой сталинской пяти-
летки». Профизлат, 1947 г,
	Всеволод ИВАНОВ
>
	А для того чтобы тав управлять маши-
ной, нужно, чтобы свое дело, свой завод
или шахту любили все, от мала до велика,
от еторожа-в проходной будке до инже-
Hepa.

Но этого мало. Нужно, чтобы и вас, и
вашу машину, и ваш завод любила вся
страна, вся республика, и чтобы все были
охвачены стремлением помочь вам, и чт0-
бы вы были охвачены стремлением помочь
своей стране, городу, заводу. Вот тогда ма-
шина в ваших руках Фудет творить чуде-
са и «бояться» вас, а вы ее будете лю-
бить!

Этим полным, ярким и проникновенвых
чувством любви к родине, к жизни, к
труду. наполнены биографии. Вы чята-
ете их, и перед ‘вами еше глубже раскры-
	вается пытливое, настойчивое,  неугомон-
ное и великодушное сердие советекого
человека. /
	В тайгу приезжает татарин Нигмаджан
Минзарипов. Он не имел тогда квалифика-
ции, тосковал о родных местах. А тут —
сильный, злой ветер, пурга. В общежи-
тии темно и неуютно. «Семью,  конеч-
но, сейчас сюда не привезеть»; — думает
on. — Bee чужое — природа, непонятный
труд... тяжело.

«Я стал раздумывать... И в конце кон-
HOB твердо сказал себе: край здесь необ-
житой, суровый, первое время будет тя-
жело, но это-наш край, родной, советский,
ботатейнтий край, его надо обжить, благо-
устроить, поставить. его богатства’ на. служ-
бу Родине. `Ведь нужно же кому-то за это

ВЗЯТЬСЯ. -

Й я остался работать на Северном Уря-
ле». :

Мужественные, откровенные слова, хо-
тя, пожалуй, чересчур гладко написанные,
	Так может выражать. свой. мысли теперен-  .
	ний Н. Минзарипов, лауреат Сталинской
премии; тогдашний Минзарипов думал, ко-
нечно, то же. самое, но выражался не так
гладко. Впрочем, это частность.

За этими словами начинаются дела.
Борьба с суровой природой, «прирученье»
машин. В результате этой’ борьбы Минза-
рипов получает высокую квалификацию,
превращается в бригадира, в снаменитого