Торгаши
из Союзпечати
	Мы получили от своих читателей
письма из различных городов Союза по
одному и тому жё вопросу — о торгаше-
ском духе в  Союзпечати,

Работник треста «Воронежстрой»” т.- Яса.
ков сообщает, что в Кносках Сотюзпечати
тем, ‘кто отказывается покупать с каждым
номером газеты экземпляр одной и той же
	брошюры, деньги  возврашаются обратно
с грубым окриком:
— Идите ‘разговаривать © начальством
	городской ^ конторы Союзпечати, а газету
без брошюры не дам, У меня такая уста.
новка... :

Аналогичны случай произошел ца
Крюковском вагоностроительном заводе в
городе Кременчуге. .

«У рабочих нашего завода за послед.
нее время появился большой интерес к
«Литературной газете», а поступает она в
  заводской киоск Союзпечати во огравичен,
ном количестве, — пишет “А..А,  Лебедев—
Заведующая киоском решила использовать
это обстоятельство для повышения торг.
вого оборота’ Она продает каждый’ номер
газеты только тем, кто вместе с газегой
покупает... обложку для паспорта’ и зале.
  жавшиеся брошюры стоимостью не менее
4 рублей. Всякие об’яснения рабочих. чо
‘старые брошюры их не интересуют, она и
слушать не хочет». .

Заведующая киоском Союзпечати, ‘соб.
шает дальше т. Лебедев, нашла себе по.
следователей среди работников торговых
организаций Крюковского завода,

«Недавно в магазине ОРС’а продавались
‘туфли, стоят они 17 рублей; Олднзко их
продавали только тем, кто, помимо туфель
‘покупал за 8 рублей шашки. _
< — Ну, а если мы не играем в. шашки?-

спрашивали рабочие.

— Это меня’ не интересует, — отвечал
продавен, — Я выполняю приказание дире:
тора ОРС’а тов. Кошманз.

Напрасно тов. Кошман поторопился Boe.
пользоваться «методами» торговли, ком.
рыми пользуются работники Воронежской
ни Кременчугской контор Союзпечати. Эт
	вредные и чуждые нам методы, их вужн
	немедленно изменить.
———

_П. В. Вильямс
	Большая утрата постигла советское иску
ство. Безвременио, в расцвете своих творчь,
ских сил ушел от нас талантливый художниь,
заслуженный деятель. искусств РОФОР, Пт
Владимирович Вильямс. Своеобразный. и я),
кий живописец-станковист, автор известной
картины «Праздник народов», участник почти
всех крупных художественных выставок в
СССР, Вильямс © наибольшей силой раекры
свое. чудесное дарование на сцене театра,

Как театральный художник. он © одинако
вым мастерством проявлял в драматических,
оперных и балетных спектаклях свою пов
ческую, полную богатой ‘фантазии.  творчь
скую мысль. Он был художником таки
выдающихея спектаклей Большого театра, ках
«Иван Сусанин», «Вильгельм Телль», «Ромео п
Джульетта» и. «Золушка»:

С его именем неразрывно связаны таке
этапные работы МХАТ. wax «Haan Грозный
и «Победители», а также «Тартюф», «Послед
ние дни» и «Пикквикский клуб».

Лучшие из этих’ работ Вильямса были удо
стоены самой высокой для художника нага
ды — Сталинской премии:

Советекие театры в поисках новых путей
искусстве ‘находили в лице П.В. Вильям
емелого и глубокого новатора. Он был худох.
ником-режиссером с передовым мировоззрени
ем с горячей любовью к родной земле и сре
ему народу.

Больно и горестно бознаваль. что жизнь
	оборвалась так рано. Светлая память о зам
	чательном художнике и прекрасном объзятель
ном ‘человеке Петре Владимировиче Бильяу.
се сохранится в сердцах советского зрителя в
товарищей но работе;
	Храпченко М., Барсова В., Батурин А,
Бондаренко  Ф., Давыдова В., Ивавов A,
Козловский И,, Кругликова Е. вон,
тьев Я... Лавровский Jb, Лепешинская 0.
Лемешев С.. Мелик-Пашаев А.. Максако.
ва М,, Михайлов М., Пазовский А., Пио
гов А., Рейзен М.. Уланова Г., `Ханаев H,
Наиллер Н.. Файер Ю., Книнцер- Чехова 0,
‚Качалов В., Кедров “Н., Месхетели В,
Нрудкии М., Станицыю В. Топорков В,
Герасимов А., Герасимов С., Дмитриев В.
Мухина В., Сарьян М., Федоровский Ф.
	ЗА ОБРАЗПОВУЮ ПОЛИГРАФИЮ
	И

Leas
	Михаил ПРИШВИН

НА ДИПЛОМА
	Лишь после того как инстатут очутился.
на улине, Огиз начал поиски «подходящего,
помещения». Полиграфическому институту
тут же было передано пустующее здание на
Садово-Спасекой улице, где институт нахо-
дится ‘и сейчас.   `

Когда вы входите в ‘каменный сарай,
разгороженный десятками деревянных 19-
реборок, где на 787 квадратных метрах
размещены. 1.100 студентов и преподава-
тельский состав, где расположились и лабу-
раторин, и библиотека, и дирекция, и бух-
талтерия, и машбюро, и раздевалки и. пр.
вас сразу. же обуревают сомнения: может
ли здесь находиться столичный вуз?

Никаким полиграфическим оборудовани-
ем институт не располагает, и процессы
производотва, по образному выражению
проф. Георгиевского, приходится. показы-
вать студентам «на пальцах»... Качество
такой подготовки молодых специалиетов
нетрудно себе представить! Можно понять,
чего: стоит. динлом инженера, выпущенного.
Московским полиграфическим институтом.

Когла было организовано Министерство
высшего образования, Огиз передал инетн-
тут министерству, забыв второпях не толь-
ко о такой мелочи, как составление акта о
передаче института, но и о... решении Сове-
та Министров, которое обязывало Огиз про-
вести ремонт института, обеспечить его
полиграфическим оборудованием и матери-
залами. организовать производственную
практику студентов. .

Переход института в Министерство выс-
шего образования нисколько не улучиил
его положения. С этим охотно соглазнается
и тов. Аржаников — начальник Главного
управления машиностроительных BYOB
(под эгидой этого ‘главного управления п9-
чему-то находится институт, выпускающий
пнженеров-полиграфиетов, редакторов ху-

\ зожественной и политической литературы,
	художников-оформителей).

После перехоха в Миниетерство высшего
образования Полиграфический институт
«оказалея» в третьей. категории (случай
уникальный в столипе!), хотя по. своей
мощности и’значению он MOT быть в пер-
вой. Этот казус главк об’ясняет случайно-
стью: полиграфический вуз «забыли внести
в соответствующий список». Практически
же третья категория означает: меньшую
стипендию студентам, меньшую зарплату
пренодавателям и т. д.

Производственная правтика студентов
попрежнему поставлена безобразно. Огизов-
ские типографии «поднусвают» практякан-
тов к машине с напутствием: зруками не
трогать». Руководители типографий опа-
саются, что практикант, чего доброго, «за-
порет» машину и выведет ее из строя.
SRPUETLPZEEDISVUELE LEE

А промышленность с нетерпением MleT
‘руководящих кадров! Даже в крупнейших
полиграфических комбинатах столицы ин“
женеры-спепиалисты насчитываются ели»
ницами, не говоря уже о национальных
республиках, краях и областях. Ha всю
полиграфическую промышленность Лат-
вийской ССР есть 1 (один!) инженер —
технолог-полиграфиет.

В текущем году полиграфия потребовала
476 инженеров-технологов, за Получила от
вуза только 34; вместо 110 инженеров-ме-
хаников — лишь 20; редакпионно-изда-
тельских. работников — 80 вместо 273.

Начальник отдела распределения моло-
дых спепиалистов в Министерстве высшего
образования т. Аверьянов не выражает во-
сторгов по поводу деловых качеств молодых
специалистов. Однако нужда в сиецияли-
стах настолько велика, что типографии бе-
рут на работу важдого, зная заведомо, что

‘цена диплома Полиграфического института
‘невысока.

Как себя чувствуют на’ предприятиях
мололые специалисты?

«Придя на производство, мы должны
учиться заново, учиться даже ‘TOMY, как
подхолить к машинам», — говорит т. Kpo-
мина (1-я Образновая типография).

Ей вторит т. Гольфельд (13-я типогра-
фия Огиза). Молодой инженер т. Голод в
письме. на`имя директора Полиграфического
‘института т. Хомякова из Казани сознается
с грустью: «На нас взирают с надеждой,
а мы не можем ее оправдать»..
	Да врал ли смогут оправдать надежду  .
	будущие специалисты, если дело Их под-
тотовки не изменится резко и немедленно к
лучшему. о.

Какне же есть к этому пути?

Министерство высщего образования ви-
дит единственный выход из положения В
строительстве нового учебного корпуса. Но
такое стронтельетво еще не начато.

А как’ работать институту сейчас, в бли-
жайшие годы? Это прямой вопрос министру
тов. С: В. Вафтанову.

Второй `вонрове мы обрашаем к Огизу:

— Не пора ли помочь институту?

Будем надеяться, что нз сей раз Orns
откликнется быстрее, чем обычно откли-
кастея на письма т. Вафтанова, касаю-
щиеся того же Полиграфического институ-
та: как правило, они залеживаются в
Огизе по 3—4 месяпа. Приходнтея только
удивляться  долготерению и миролюбию
Министерства высшего образования.

В свете больших задач, стоящих перед
советской полиграфией, назрело время по-
думать 0 ее командных кадрах и от слов
неметленно перейти к делу.
	ильм © сельской учи

Нео культурной добротности сценария
М. Смирновой «Сельская учительница»,
не о работе режиссера М. Донского, не о
мастерстве операторов я хочу говорить: обо
всем этом лучше меня, конечно, скажут
специалисты. Я смотрю на этот фильм, как
на памятник близкому мне человеку, может
быть, даже`и матери моей, а я будто полдо-
щел к памятнику, вспомнил свое и задумал-
СЯ...

Тоже и я учился у одной такой учитель-
ницы и, может быть, ей больше всех обязан
теми основами поведения, которые — хочу
этому верить, а отчасти и знаю— определяют
Характер моего жизненпого творчества.
Она была красивая девушка из купеческой
семьи среднего достатка. Отцы ‘торговали
и гоняли на Оке баржи, дети пошли в рево-
люцию. Вырвалась она-из тисков старого
быта и вместе с братом своим попала прямо
в Париж, в Сорбонну. Окончив университет,
она вернулась домой и всю жизнь работала
	в. сельской глуши Елецкого уезда, на гра-
нице Тамбовской губерни, Через  Пол-
века она собрала возле себя огром-
	ную семью своих учеников. Последние годы
жизни она провела в Москве, в доме ветера-
нов резолюции («Дом Ильича»), продолжала
и тут каких-то ребят учить, следила неу-
станно и за моей жизнью и за жизнью всех
членов своей огромной семьи. Умерля она
восьмидесяти трех лет, ночью, незаметно
для всех, а днем перед этим учила кого-то
из ребят служащих в этом доме. На нохо-
ронах все повторяли одно и то же: какой
хороший человек была Евдокия Николаевна
Игнатова,

Очень правильно сделано в сценарии
«Сельская учительница», что параллельно
борьбе героини с темными. силами за прос-
вешение показана ее личная любовь и по-
пытка создать свою личную семью. Не
удается ей такая обыкновенная любовь,
‘простое материнство, и так сама собой эта
сила материнства переделывается в ту силу,
которая связывает чужих людей в большую
семью.
	Вот то же могу сказать о своей учитель-
нице. Не умею себе об’яснить, почему она
осталась на всю жизнь девушкой. Только
знаю, что утрата личного счастья произо-
шла в ней без «надрыва», и необходимую
строгость в отношении нас, безобразничаю-
ших ребят, она всегда могла смягчить юмо-
ром. Ее материнство к нам раскрывалось, с
одной стороны, в строгих требованиях, и 3TO
в Нас откладывалось, как необходимое‘ «на-
до». Но это «надо» приходило не как, быва-
ло, в казенных школах, —безлико. Наша учи-
тельница потихоньку выслушает твое ‘Ma-
ленькое «хочется», улыбнется, сделает по-
твоему, а ты, благодарный, потом делаешь
ее «надо» с большим удовольствием: так у
нас был постоянный обмен нашего «хочется»
на ее «надо». .
	А время-то какое было! Замечательно это
время дано в фильме. Молодая девушка
прямо со школьной скамьи едет в телеге по
Сибири с глобусом в руке. Боюсь, что но-
вому поколению не совсем будет понятен и
даже покажется шаржем этот глобус на вы-
тянутой руке Вареньки. Но я хороню пом-
ню, как моя Дунечка вся в слезах при-
бежала к Моей ‘матери, бросилась ей на
грудь и зарыдала. Мать гладила ее по го-
лове и спрашивала:

— Успокойся, расскажи, кто тебя так
обидел?

и оказывалось, что ‘вся обида была в том,
что новый  законоучитель открыл борьбу
‘против нее. Легко ли было Дунечке внед-
рить в наши головы систему Коперника,
убедить нас разными примерами в том, что
земля — не плоскость, как мы это видим
глазами, ашар, что не солнце ходит по не-
бу, аземля несется вокруг солнца. Сколько
трудов! И вот пришел деревенский батюшка
	и в один час ребят вернул от Коперника к
	Закончился второй с’езд
	СТАЛИНАБАД. (От наш. корр.). Закон-
нил работу второй с’езд советских писате-
лей Таджикистана.

Дорлад о таджикской советской лите-
ратуре. и ее задачах сделал председатель
правления Союза советских писателей Тад-
жикистана Турсун-Заде. Были заслушаны
доклады о драматургив, прозе, детской ли-
тературе.
	Путевые
		Итоломею: земля такая, как мы ее видим,
плоская, и солнце «ходит» вокруг земли.
‚ Конечно, наш сельский священник возвра-
щал нас к Итоломею просто по крайней сво-
ей наивности, но борьба за плоскую землю
вообще ведь ведется и другими средствами,
и не только в глухих местах...

И это правильно сделано в. фильме, что
девушка едет на свою смертную борьбу за
разум Коперника с одним только глобусом.
Благодаря такому смелому и умному началу
дальше уже не кажется неестественным, что
молоденькая девушка на всех фронтах борь-
бы своей выходит победителем. Тут, конеч-
но, и само время пришло на помощь автору:
тысячи девушек должны были погибнуть в
борьбе, чтобы, наконец, пришло время, ты-
сячи. эти сошлись в одной, и эта одна по-
беждает. ~

Сомнение в деле Дунечки, в его. необхо-
димости, в его первенстве и значении, было
даже и у близких, сочувствующих людей.
И что самое плохое, о чем я узнал только
уже много времени спустя: Дунечка сама в
себе сомневалась. Дело было в том, что
учительство в народе Дунечка избрала как
народоволен.

Но мало-помалу ее деятельность первой
учительницы в уезде была подхвачена про-
грессивными людьми, при помощи их она—
	с внешней стороны — успешно боролась ©.
	попами за свой глобус: усвоив себе систему
новой географии. дети могли с успехом дви-
гаться дальше по своей жизненной лестни-
це. Но тут-то вот и начинал их по-иному
ловить хитрый «батюшка» в борьбе своей за
плоскость земли: благодаря хорошей учи-
тельнице, успевающие ученики ее предноч-
тительно перед учениками других школ по-
	падали на лучшие места — ДЬЯБОНОвВ и TO
	родовых...

Были, конечно, и хорошие, достойные сво-
ей учительницы-матери дети, но это не
могло удовлетворить старую революционер-
	ку. С этой неудовлетворенностью она и
умерла. .
Но пришло новое время, наше время.
	И пусть это не Вера Марецкая, талантливая
актриса, сумевшая отлично сыграть одно и
то же лицо в своем развитии — почти от
девочки до седой женшины в очках: пусть
это Alyneuka sockpecita, моя учительница-
МАТЬ. .
	Она пришла в эту школу девочкой и ска:
	зала ребятам:

— Я научу вас мечтать!

И эти созданные ею мечтатели пощли на
Отечественную войну, вернулись героями,
обнимают седую Дунечку, и все кончается
общей победой. - .

Только для правдивости, чтобы не выду-
мывать, а писать, как я в самом деле вспо-
минал о своей учительнице, когда смотрел
фильм, взял я примером свою Дунечку.
А если оглянуться по сторонам—сколько их!
Сейчас, знаю, в Казарменном переулке жи-
вет одна в. точности такая же Дунечка, и К
ней постоянно приезжают проведать из про-
винции ее седые ученики. Знаю одну и не
очень еще старую учительнину в Переслав-
ском районе, и мало ли их, таких Дунечек!
Всегда я от них ухожу с неловким чувством,
что вот надо бы написать о них. и в то же
	‚время чувствуешь, мало я этим моим словом
		могу им сделать: им надо каждой памятник
ставить, но она жива и, по существу, делает
больше, чем ты сам можешь...

Я не думаю, что успех этого фильма полу-
чился от одного только мастерства авторов:
никаким мастерством раньше нельзя было
сделать фильм 0 сельской учительнице, не
подошло еще время ее торжеству. Теперь
это время пришло, и мастерство так хорошо
пригодилось.

В этом смысле‘мы и приняли этот фильм,
как памятник, но только памятник. не на
кладбище, среди`покойников, а среди живых
людей, как это в природе бывает: стоат
старый ствол и вокруг него въется буйный
умель:
	писателей Таджикистана.

На с’езде выступил секретарь LK RH(6)
Таджикистана Шарипов. -
	Избран ‘новый состав правления Союза
	советских писателей Таджикисгана, в кото-  .
	рый вошли: Айни, Лахути, Турсун-Заде,
	Миршакаров, ‘`Улуг»Заде, Назиров, Рахим
Джалил, Рахим-Зале, Мирзаев.
С. огромным под’емом < участники  с’езда
	товарищу. И. SB.
	приняли приветствие
Сталину.

Ив. СЕРГЕЕВ И Ц

Полиграфия в царской России целиком
зависела от заграницы. Все оборудование,
все типографские материалы поставлялись
иностранными фирмами-монополиетами,
Это была зависимость, доходивщая порою
до глупых и унизительных  вурьезов: ли-
тографекий камень добывалея на Кавказе,
вывозился в Германию и оттуда импортиро-
вался в Россию под немецкой маркой.

Уже на заре сталинских пятилеток ма-
игиностронтельный завод в Рыбинске вы-
пустил первую советскую цлоскопечатную
sammy «Пионер», а ‘ленинградский завод
имени Макса Гельца — нервый советский.
линотин. Сегодня наши заводы полиграфи-
ческого машиностроения выпускают десят-
ки типов различных машин, которыми
оснащаются сотни типографий Советского
Союза,

Развитие полиграфической промышаен-
ности в нашей стране, возникновение круп-
нейшиих газетно-журнальных комбинатов и
книжных фабрик, рост печати в нацио-
нальных республиках, областях и краях
потребовали подготовки высококвалифици-
рованных специалиетов. р
	в Первый в Мире полиграфический вуз
был организован в Москве на 6025
Вхутеина — высшего художественного
	института. Затем открылся вуз в Зарько-

во. Позже начали работать московекий ir
XODHROBCRHM полиграфические техникумы,

-
	затем техникумы в Ченинграде, Баку,
Ташкенте. Эти: учебные заведения готовы.

ли командные вадры полиграфии,

Из двух вузов — московского и харьков-
ского — в настоящее время работает в
полную силу только один. Харьковский ин-
ститут, переведенный во Львов, воеста-
навливаетея очень медленно.

Московскому полиграфическому институ-
ту в нынешнем году исполнилось семна-
дпать лет.

До Отечественной войны институт пред-
ставлял 60б0й мощный  специализирован-
вый вузе богатыми лабораториями, хоро-
“WO оборудованными _ произволетвенными
мастерскими, великолепной библиотекой в
160.000 томов. Вуз дал стране немало
опытных инженероз-полиграфиетов.

В начале войны злание частично эваку-
прованного  Полиграфичеекого института
«временно» занял Механический институт,
директором которого был назначен по
совместительству..: директор. Полиграфиче-
ского института, по специальности инже-
нер-механик. Нод непосредственным руко-
BOACTBOM директора и при благосклонном
попустительетве  Огиза производственные
мастерские были разрушены, полиграфи-
ческие машины разобраны московскими. ти-
пографиями.
	Наши предприятия. еше не дают THNO-
	графиям всего, что необходимо. Мы вы-
пускаем цветные краски в крайне ограни-
ченном ассортименте. Мало высокосортных
иллюстрационных красок. Между тем за-
воды в состоянии обеспечить  полиграфи-
ческую промышленность отличными краска-
ми. И мы обязаны их дать!

Рабочие и. инженерно- -технические Pr
ботники наших предприятий работают с
большим энтузиазмом и прилагают все усн-
лия к тому, чтобы помочь полиграфистам
выпускать такие книги, которые своим
оформлением радовали бы советского чита-
теля.

Но; к сожалению, эти усилия в значи-
тельной степени обесцениваются неудов-
летворительной работой поставщиков, от
деятельности когорых мы зависим. :

Можно ли говорить о разнообразном и
широком ассортименте цветных красок,
когла Министерство химической промы-
шленности не поставляет синих, фиолето-
вых и зеленых красителей, когда мы не
	получаем всего того что; необходимо для
	изготовления _трехцветной краски? То же
	министерство не поставляет нам крайне не-
обходимого химического сырья — индулина,
кальцинированной соды и т. д.

_ Министерство мясо-молочной промышлен-
ности отпускает для вальцмассы TeXHH-
ческий желатин в малом количестве и очень

фондов все кончается, — реализовать их HE
удается... Уместно спросить, уважает ли
это министерство ‘свои обязательства, пла*
тит ли оно но своим. векселям?

В значительной степени из-за невнимавния
работников ряда отраслей промышленности

es
	. к полиграфии типографин получают такую
масте-

ae eee

низкого качества.
Мы можем упрекнуть также и Мини. краску, которая. заставляет старых
ров краснеть. Усилия работников вашей

пинтевой промышленности» = оно   РОВ краснеть. oF CH

sore see ON

стерство
	стеретво пищевой промышленности: > OHO
часто поставляет льняное масло © высоким
процентом кислоты и CoabUIAM содержанием
влаги и. отетоя.

Главнефтеснаб почему-то п expaTua от

грузку газовой сажи, а ашнефтеснаб
систематически отпускает  малопригодные
для производства красок нефтепродукты.

Мы пытались побиться помоши от Мини-

PYE Apart herb. AEA Ba FEE ERIN A AE Ее»
отрасли разбиваются о глухую oreny равно-
душия поставщиков,

Мы рассчитываем, что положенне изме-
вится. Поднятые «Литературной газетой»
вопросы уже начинают разрешаться. ‘Трест
«Союзжелиром» заверил нас, что ов впредь
будет снабжать нас’ высокосортным” жела-
тином в необходимом количестве.
	стерства нефтяной промышленности во- Мы верим, что и остальные наши постав-
сточных районов, но. безрезультатно. _ щики последуют этому примеру и создадут

Министерство легкой промышиленности ‘для красочных заводов такое положение,
нерегулярно поставляет ламповую сажу. ‘при котором они смогут выпускать продук-
	Управление -промкооперации РСФСР от-  цию, обеспечивающую отличное качество
пускает нам ` мало железной тары. Ми-  печати. Равнодушие к нуждам полиграфии
нистерство местной промышленности РСФСР  ‘должно быть сломлено.

BAT лока несколько лет аккуратно выделяет Г. ГУРЕВИЧ,
	вот уже несколько лет аккуратно выделяет 1. пугебия,
фонды сахар-сатурна, но’ на выделении !. -управляющий. трестом «Полиграф».
	ини и ис оааанн вия о а ламы ани ововаивунинк

управляются подставными лицами. Неда’
ром — не даром в буквальном смысле =
итальянская ассоциация  кинопрокатчико»
приняла ‘резолюцию, в. которой говоритбя
	«Если в Италию не будет разрешен сво.
	бодный доступ американских фильмов, 10
прокатные фильмы и владельцы кинотеаг:
	ров вынуждены будут... обратиться к край.
	чему средству защиты... к прекращению де’
монстрации итальянских фильмов во BCE
кинотеатрах Италии».
	‚Все это обусняет‘ распространенную в
Италии ов © TOM, что неизвестно,
кто у кого служит — папа римский у Тру-
мэна, или наоборот, Но так или иначе, 06
усердно служаг единому,  всесильном),
вездесущему, непогрешимому’Доллару,
Свою кинематографическую деятельность
Ватикан неё ограничивает прокатом. Он за:
нимается и производством кинокартин,
одна из которых была представлена на ки
нофестивале в качестве претендента на пер:
вый международный ириз. O tom, yo приз
	‘якобы получит именно «Монсиньор Винцент»
	Фильм о святом Винценте, — известно было
еще ло начала фестиваля. Фильм этот, сде.
ланный во Франции на папские денык
проповедует благотворительность и состра:
дание богатых к бедным, как панацею от
всех зол мира. Фильм превозносили и го-
товые к услугам газетчики, и священни-
ки в своих проповедях, И чтобы оконце:
тельно расчистить «Монсиньору Винценту»
путь к первому призу, предсгавитель Ват’
кана на фесгивале предложил союз... со.
ветскому делегату. Сделано это было под
флагом: создания единого фронта мораль:
ных и человечных картив против безнрав-
ственной и аморальной американской кино
пролукции. Призы же, дескать, можно 6у-
дет разделить полюбовно. Само собой ра:
зумеется, что советская делегация, отвер:
	гающая всякие закулисные сговоры и инт:
	риги, отвергла и это предложение. И вслед
за тем католикв немедленно усилили свои
нападки. ва советские кинокартины.

Что же касается католического фильма

о сострадании к бедным, то он таки №
получил приза.

картины, сорвать их уенех. Таким образом, в венецианском соревно-
вании произведений киноискусства отразилась та острая полити-
ческая борьба, которая происходит сейчас во всем мире между
	ами и их реакционными, имнпериалистиче-
	участвовавшие в венецианском фестивале,
сих фактов, которые помогают разобраться
	приняли все полицейские ‘меры, чтобы на
плошадь не проникли представители тру-
дящейся Венеции.

Обеспенив- себе таким образом  сочувст-

вующих слушателей; де Tacnepu дал пол--

ную волю словам. Речь его была прямым
предательством в отношении итальянских
рабочих и была исполнена угодливости к
американским  кормильцам итальянского
премьера. Возмущенные толпы рабочих,

ниями христианских благ с призывом:
«Голосуйге за христианских ‘демократов!».
В таком виде плакаты. эти провисели толь-
ко одни сутки. В следующую ночь на всех.
этих плакатах появились новые буквы.
И наутро итальянцы читали; «Не голосуй-
те‘за христианских демократов!».

Все это — лишь внешнее выражение той
большой и серьезной борьбы, которую тру-
довая Италия неустанно ведет против реак-
ционеров и империалистов, за свободу и
	  площадь. Испуганное правительство. отдало независимость своей страны
	приказ пустить в ход гранаты со слезото-
чивым газом. И жандармы выполнили этот
приказ. Но тут ветер подул в сторону
правительственных трибун...

Мне показывали замечательные фотогра-
фий, на которых премьер и члены его ка-
бинета, вкупе со всей жандармской охра-
ной, проливают горькие слезы-под смех’ и
свист тех, для кого предназначались газо-
вые гранаты жандармов. В этом, быть мо-
жет, можно видеть некий символ...

Готовясь к фестивалю, итальянские вла-
сти немало забот ‘уделили Чому, чтобы
стереть, счистить, соскрести знаки‘ серпа
и молота, нарисованные на стенах соборов,
дворцов, монастырей, отелей старой Вене-
ции. : .

Не раз по ночам мы наблюдали за этой
работой и итальянских полицейских и сол-
дат оккупационных армий. Там, где «не-
подходящие» изображения нельзя было
смыть или стереть, — их выжигали паяль-
ными лампами, вытравляли кислотами. А
наутро серп и молот вновь появлялись на
прежних местах, как бы прорастая сквозь
старые камни’ Венеции. :

- И эта происходит не ‘только в Венеции.
Нет такого города или такой деревни в
Италии,
правительственная партия — совместно с
оккупационными войсками не старались бы
уничтожить знак серпа ин молота—эмблему
борьбы трудящихся с антидемократически-
ми силами. И нет такого места в` Италии,
где старания эти были бы успешны. В’ од-
ном из городов местные власти, состоящие
из фашистов, запретили изображение серпа
и молота под страхом тюремного заключе-
ния. И в этот же день знак этот появил-
ся... на багажнике автомобиля, в котором
ехали эти самые грозные представители
власти. , : Е
Во время предвыборной борьбы христиан-
ские демократы решили заклеить ‘прогрес-
сивные лозунги и ‘эмблемы великолепными
красочными плакатами, доставленными для
этой: цели из Америки. В-одну ночь город
был наводненв ‘ослепительными изображе-

где христианские демократы —

** 2

К. официальному списку государетв, yua-
ствовавших в фестивале, следовало бы при-
бавить еще олно — Ватикан. Я

Папство уже давно причислило кинема-
тограф к арсеналу божественных средств и
охотно пользуется им, а также и теми до-
ходами, какие он приносит. В итальянском
кино Ватикан претендует на командные по-
зиции. Посетитель венецианского фестиваля
на одном из выставочных стендов мог про-
чизать, что из 5.000 проекционных аппара-
тов, действующих в Италии, — 3.000 при-
наллежат Ватикану,

Кино нуждается в рекламе, и к пропаган-
де папских кинотеатров привлечен сам гос-
подь бог. Поэтому в церквах и соборах
красуются списки, в которых особо пере-
числены картины, угодные богу, которые
следует смотреть верующим, и 06060 — те
картины, которые католикам смотреть не
следует. В списке, осененном благосло-
вением; как и. на экранах панеких KAHO-
театров, утзерждается обычно американ-
ская киностряпня, пропагандирующая самые
страшные. преступления против человечно-
сти и морали. Перед этими произведениями
двери итальянских кинотватров широко от-
крыты. Зато пайский ключ наглухо закры-
вает двери перед прогрессивными фильма-
ми, исполненными подлинной моралн и че-
ловечности. „Эти фильмы трудно‘ увидеть
итальянскому зрителю, потому что из ос-
тальных 2.000 кинотеатров, не купленных
Ватиканом, 1.500 принадлежат американ-
ским компаниям. Оставшиеся же 500 сохра-
няют лишь формальную ` независимость от
иностранцев. На ‘деле же и они оккупиро-
ваны иностранными киноннтервентами и

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
Редакционная коллегия: В. ВЕЛИЧКО, Б.Г
” Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИ

СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР ЛИТЕРАТАЛ
	талия,
	В сентябре и окъябре 1947 года в Бевеции происходил 8-й между-.
	народвый фестиваль виноискусства. Бак мы
валь закончилея полной победей советеких

же сообщали. фести-
ипокартин, получив-
ог явишся результатом
дукции многих стран
. так и во время его

вавии произведении ъ
ческая борьба, которз
лемократическими сил

_екими противниками.

Советские делегаты,
	ными комбинациями, Европе и Америке. 05
крупно-капиталисти че- цнанского фестиваля,
	Верду», расписание его занятий в Венеции,
программа встречи Чаплина на венециан-
ском вокзале— десятки «достоверных» под-
робностей, хотя на самом деле Чаплин и
не собирался приезжать в Венецию. Но
отсутствие Чаплина в день, назначенный
газетами для его приезда, ничуть не сму-
тило авторов этих сенсаций. Они тут же
приступили к новой серии аналогичных
сообщений, на этот раз о Грете Гарбо.
Грету Гарбо сменил на страницах газет
американский кинорежиссер Орсон Уэллс,
американского кинорежиссера — английский
кинематографический магнат Рэнк и це-
лый ряд широко известных, просто извест-
ных и даже малоизвестных кивематографи-
ческих деятелей и дельцов.

Эти сообщения вполне себя «оправдали»,
хотя в них не было ни слова правды. Они
привлекли множество других гостей — тех,
кто рассчитывал на деловое свидание с
Рэнком, тех, кто хотел повидать Чаплина,
тех, кто хотел увидеть знаменикую ‘кино-
артистку. Все это увеличивало число по-
стояльцев в отелях, посетителей кафе, по-
купателей сувениров. И, конечно, кассы
всех этих ресторанов, кафе, магазинов, оге-
лей и были теми истинными источникамн, в
	которых черпали свое вдохновение авторы
безудержного вранья.
x * &
	Но есть другая Венеция, которую не по-
сешают иностранные туристы, где предпо-
читают не показываться англо американские
войска, где знают настоящую цену писа-
ниям продажных газет. Это — новая Вене-
ция, Венеция будущего, Она находится на
островах. Мурано и Бурано, где дымят
трубы знаменитых заводов венецианского
стекла, где шумит индустриальный город
предприягив Бреда, гле грузятся в разгру-
жаются суда, — это Венеция рабочая, тру-
дящаяся и борющаяся. :
	тих наибольшее количество премии. Такой итог явился результатом
честного состязания кинематографической продукции многих стран
на экране фестиваля. Но как до Фестиваля, так и во. время его
не было недостатка в нопытках подменить соревнование картин
закулисной борьбой, газетной шумихой, дорого оплаченной рекла-
мой и. пругими. еще более велобросовествыми комбинациями,
	мой и. другими, еще более недооросове
Участвовавигие в фестивале реакционные и
	ские крути не мало потрудились, чтобы опорочить советские кино-
	1. ВЕНЕЦИЯ

. Венеция — город туристов. Они с’езжают-
ся сюда ради сохранившихся. памятников
архитектуры и. искусства некогда могуше-
ственной и цветущей Венецианской респуб-
лики. Богагые иностранные путешествен-
ники — основная статья дохода’ нынешней
Венении, и обслуживание их — главная ин-
дустрия города. Разнообразные сувениры
и фотографии, торговля цветным стеклом и
копиями известных картин. отели, музеи,
выставки—все это приспособлено для при-
влечения иностранцев.

Этой же цели призваны служить и кино-
фестивали, начало которым было положено
в 1936 году.

До войны участники и гости этих фести-
валей размещались на известном курорте
Лидо, в нескольких километрах от старой
Венеции, на узком и длинном острове того
же названия. Это позволяло иностранным
гостям любоваться средневековой романти-
кой города гондол и одновременно пользо-
ваться комфортом вполне современных жи-
лиш. Ныне Лидо занято: его облюбовали
американские оккупационные войска, и
итальянцам пришлось перенести фестивали
в старую Венецию.

С точки зрения дохода города Венеции
кинофестиваль нынешнего года вполне. себя
оправдал. Он привлек множество делега-
ций, прелставителей прессы, любителей
кино. Такого рода «успеху» фестиваля изо
всех сил способствовала и пресса, небеско-
рыстно оглушавшая публику ‘потоком сен-
санионных сообщений,

Так, три дня подряд газеты анонсировали
прибытие ‘на фестиваль Чарли Чаплина.
Было подробно описано прибытие Чаплина
в Европу, его приезл в Париж, в Италию.
Помешены были фотографии Чаплина, сооб-
шения о его последней картине «Месье
	«Литезатурная газета» выходит’ два раза
	в неделю: по средам и субботам.
		стали свидетелями многих Фактов, KOTOPHIe помогают разобраться
в. процессах политической жизни, происходящих сейчас в Западной
	этих событиях рассказывает участник зене--
	цнанского фестиваля, режиссер Гр. Александров в серви статей,
написанных для «Интератуввой газетьь.
	О борьбе и симпатиях людей, которые
здесь живут и работают, узнаешь уже‘ при
первом посещении этой части города. Об
этом красноречиво - говорят революционные
лозунги и красные флаги, которые можно
увидеть буквально всюлу: на заводских
трубах, на стенах домов и предириятий, на
тендерах паровозов и бортах грузовых су-
дов. Здесь в заводских цехах и в рабочих
клубах, в библиотеках и помешениях проф-
союзов можно увидеть портреты Ленина и
Сталина, Максима Горького, портреты То-
льятти, фотографии борнов . итальянского
движения Сопротивления, сражавшихся за
свободу и независимость своей страны, по-
гибших в боях с фащистами или замучен-
ных в застенках гестапо. Здесь всюду ви“
дишь знак единения трудящихся—скрещев-
ные серо и молот и лозунги: «Да здравст-
вует Ленин!», «Да здравствует Сталин!»,
«Ла здравствуем ты и я», Множество ло-
зунгов со стен домов, фабрик, вокзалов
призывает трудящихся Италии к борьбе
против реакции, против американского HM-
периализма, за ‘независимость, свободу и
честь итальянского народа. ^
	Эту Венецию не любит, ее боится ны-
нешнее итальянское  правительство де Гас-
пери. Тем более, что эта Венеция не Bcer-
да остается в граннцах своих островов. Не-
редко она появляется на улицах, каналах
и плошалях старой Венеции, немало по-
сажлая торгашам и интуристам, которые
считают себя хозяевами этого города.
	Незадолго до фестиваля — но без всякой
связи с ним. — на площади св. Марка был
устроен митинг христианских демократов.
На эгот митинг прибыл и премьер-министр
де Гаспери с группой своих единомышлен-
ников Как христиане, христианские  демо-
крагы открыли на’евой митинг свободный
доступ -всей реакционной ‘и торгашеской
части венёцианцев. Как «демократы», они
		В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
АРОВ, М. МИТИН, Н. ПОГОДИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.
			внугренней жизни и’ отдел
		Типография имени И. И. Схкворцова-Степанова, Москва, Пушкинская  площаль, 5.