С некоторых пор американскую фирму
«Вернон-Беншоф» стал весьма серьезно
волновать вопрос о безвредности изготовля*
емого ею порошка метил-метакрилата. By
дем точнее, ее волновало, что этот порошок
безвреден. Из метил-метакрилата, который
продается этой фирмой авиационной про-
мышленности для производственных целей, —
какая-то часть стала уходить «контрабанд»
ным путем» в зубопротезные мастерские,
где из него изготовляли красивые, прочные
и относительно дешевые зубные протезы.
Фирма считала. что она терпит на этом не
малый ущерб. Она выпускала тот же поро»
шок для зубных техников, но в другой упа»
ковке и по другой цене. При продаже авиа-
ционным трестам (конечно, никак не в убы-
ток себе) фирма «Вернон-Беншоф» получала
за фунт порошка Метакрилата 85 центов, а
при продаже дяя нужд зубопротезирования
за порошок взимали’ несколько более высо-
кую цену — по 45 долларов за фунт, то-
	‘есть лишь з пятьдесят три раза дороже.
	Фирма «Вернон-Беншоф» была серьезно
обеспокоена. Она обратилась с письмом к
фирме «Ром и Хаас», с которой состонт в
картельном соглашении, и внесла «человеко-
любивое» предложение: отравлять ту часть
продукции, которая не предназначена спе“
циально для зубопротезных целей.

В развитии этой иден фирма «Вернон-
Беншоф» просила фирму «Ром и Хаас» по-
думать об эффективности примеси к метил-
метакрилату мышьяка или свинца,

Идея была тщательно и всесторонне про-
думана в исследовательском отделе, Здесь
были призваны на помощь все достижения
химической науки и был уточнен «опти-
мальный» процент ядз, делавший порошок ©
полностью He пригодным в зубном деле.
«Справедлизость» восторжествовала; фир-
мы «Вернон-Беншоф» и «Ром и Хаас» за-
ставили потребителя платить 3a матернал
для изготовления искусственных зубов в
пятьдесят три раза дороже. нежели за тот
же самый порошок, в который они приме-
шивали яд.

В то время как упомянутые две фирмы
столь «блистательно» вышли из положения, ©
угрожавшего их монопольным прибылям,
работники огромной лабораторни. химиче-
ского концерна «Аюнон» бились над не ме-
нее насущной проблемой, Концерн ‚разрабэ-
`тал новый пигмент. который одинаково го-
	длился и для лаков, и для производства
текстильных красок. Надо было предотвра-
тить применение нозого пигмента для пронз-
водства текстильных красок, ибо в против-
нсм случае могли значительно снизиться
уже существовавшие цены на красители
для тканей. Одним словом, ученых, только
что закончивших разработку нового пигмен-
та, заставили немедленно же взяться за
разработку рецептуры, которая сделала бы
его полностью не пригодным для краски
тканей.

Тогда «научную работу» решили поста“
вить на более широкую ногу. Была созвана
специальная конференция. Ученые из лабо-*
ратории Дюпона собрались с учеными, рабо-
тавшими в компании «Дженерал Энилайн.
Уоркс». На этой мрачной конференции были
предложены различные способы порчи зло-
счастного пигмента.

Мы не знаем, какой из них был признан
	самым подходящим, Видимо, в конце конНов -

удалось найти счастливую комбинацию от-
равляющих компонентов. В результате. то-
му, кто все же рискнет использозать новый
пигмент для окраски тканей, ‘предстоит.
испытать в наказание все виды уготованных_
ему неприятностей. Карборунд и толченое.
стекло расцарапают валы для набивки Ма-

ee же
	тернии; окрашенная ткань будет раздражать.

о ЕР ОЕ ба Зое
	кожу и, может быть, вызовет дерматит; при
первой же стирке ткань продырявитея, по-
линяет или покроется всеми мыслимыми и
немыслимыми видами пятен. Как бы то ни
было, задание хозяев концерна было выпол-
нено, и ученые, работающие в лаборатории
Дюпона, еще раз доказали, что они недаром
получают свои серебренникн.

Мы рассказали только о двух из многих
фактов, показывающих, что капитализм це
только давно уже стоит преградой на пути
развития производительных сил, но и враж-
дебен самой человеческой жизни. А ведь
именно зсе эти Дюпоны и нже с ними и
являются тайным, но подлинным правитель-
ством Соединенных Штатов.
			повести К. Симонева „Дым отечества
	вать у Басаргина те, кто слепо преклоняет-
CH перед всем заграничным. Тогда H не
было бы путаных рассуждений о некоем
«инстинктивном патриотизме».

Советские люди умеют оценить все х0р9-
шее, прогресеивное, демократическое в ино-
странной культуре. Наш патриотизм He
имеет ничего общего с той ограниченностью,
которую приписывает многим нашим людям
герой «Дыма отечества».
		В новой повести В. Симонова говорится
6 самом главном и самом дорогом для со-
ветского человека-—0 нашей родине. Это—
книга 0 борьбе двух миров, двух идеоло-
гий, двух моралей. Отралиному в своей пу-
crore и обреченноети буржуазному миру
	противоноставлен победоносный мир 5со-
цизлизма.
Автор исходит из совершенно верной
	мысли о духовном превосходетве нашего
советского человека над людьми, «влача-
щими на плечах ярмо капиталистического
рабства» (И. Сталин).

Фермер Липатов 6 ero одиночеством,
оторванностью от других людей, от всего
человечества, с его бессмысленным нако-
пительетвом долларов выступает, как CHM-
волический образ мира капитализма.

Липатов был «последним и неожиданным
безобразным словом того мира, из которо-
го’Васаргин возвращался на родину... Без-
образие мира, в котором он жил, приобрело
в нем такую законченную форму, какой
Басаргин, пожалуй, еще до сих пор не
видел».

0браз Липатова и подсказывает Басар-
тину краткую и, как ему представляется,
исчерпывающую формулу капиталистиче-
ского мира — «миллион одиночеств». 06-
ращаясь к другим образам. людей из этого
мира, к рассуждениям Басаргина, к публи-
цистическим отступлениям автора 0 жиз-
ни в Америке, мы начинаем замечать, что.
весь материал иллюстрирует и подтверж-
дает именно эту и прежде всего эту мыель.
Америка предстает перед нами как некий
раздробленный на миллионы «я» пустой и
словно полуживой мир.

Но формула «миллион одиночеств», с0-
держащая верную мысль об индивидуализме
каниталистического общества, еще далеко
не достаточна, чтобы раскрыть облик со-
временной  капиталистической Америки.
Crow? TOIBKO от нарисованной в повести
картины обратиться к сегодняшней дейст-
вительной Америке с ее угнетением чело-
вена человеком, © ее напряженной w ocT-
рой социальной борьбой, все более резким
размежеванием сил, ростом ‚ фашистской
реакции,  империалистических  «аннети-
тов», линчеванием «черных» и травлей
«красных», баснями о помощи «бедным на-
родам» Европы и мира, лживыми посула-
ми и атомными угрозами, — чтобы уви-
деть абстрактность и недостаточность тех
выводов 06 Америке, которые сделал Ва-
саргин, и убедиться в том, что изображе-
ние капиталистической Америки в повести
«Дым отечества» оказалось неполным.

Было бы неверно говорить, что в книге
Симонова нет сильных и волнующих
страниц, — там, те’ речь идет 06
Америке. Писатель бросает гневные, 1ез-
кие слова в‘липо тем, ` кто со злорадотвом
подсчитывает наши потери во время вой-
ны, для кого страдания и голод народов—
лишь источник для обогащения. ‹ Однако
0браз Липатова — единственный индиви-
дуализированный образ, в котором писатель
конкретно раскрывает капиталистический
мир. Публицистическая. линия в изображе-
	нии современной Америки отрывается от
почвы, OT конкретного художественного
материала.

rt
	Калиталистическому миру одиночек пи-
сатель противопоставил нашу советокую
действительность, «семью миллионов лю-
дей. впервые за существование  человече-
ства разрушивших ужасную ложь 0 неиз-
бежности миллиона одиночеств».

Но в какой мере удалось К. Симонову
показать, что об’единяет советских людей
в нерушамый братский коллектив? Что
движет советскими людьми, что заставляет
пх ити на бой и на труд, как на подвиг?
В чем сила советекого патриотизма?

Посмотрим, как отвечает писатель на все
эти вопровы, и обратимся к центральному
герою повести — Петру Басаргину.

Всем ходом повествования автор етре-
мится убедить нас в том, что Басаргин —
выразитель идей налиего советского мира.
Bea его жизнь‘отдана народу. Сын старого
большевика. Учаетвовал» в строительстве
(талинградекого тракторного. Окончив Ле-
нинградский политехнический институт,
работал инженером в Бурят-Монголии. С
начала войны — на фронте. Вместе с ар-
мией отступал с боями по родной земле, а
потом освобождал ее. Еще во время войны
был командирован за границу по делам ре-
цатриации и там мужественно отстаивал
интересы родины. Вернувшись домой, он
хочет работать инженером на одной из но-
востроек пятилетки. Басаргин, — утверж-
авт автор, — герой нашего времени. Од-
нако связь героя с нашим временем в кни-
ге только декларирована, а не раскрыта.

Басаргин любит свою родину, много ду-
мзет и говорит о ней, но, когда читаешь
книгу, начинает казаться, что в этих раз-
говорах и разлумьях и проходит вся его
жизнь. Для труда, для работы просто не
остается времени. Басаргин — резонер.

Автор поставил своего героя в такие 0б-
стоятельства, при которых его бездействие
внешне выглядит оправданным. Басаргин
только что вернулся из далекого заокеан-
ского. путешествия, он встречается и бесе-
дует с родными, отдыхает, спит, затем
встречает свою жену.

Но ведь речь идет не о житейском прав-
доподобии избранных. автором  обетоя-
тельств. Суть дела в том, насколько эти
обстоятельства” позволяют писателю’ худо-
жественно воплотить идейный замысел
произведения, насколько они помогают
тлубоко и полно раскрыть образ. героя.

Типический характер в типических 0б-
стоятельствах, — так формулирует Эн-
гельс закон настоящего реалистического
искусства. Нетрудно увидеть, что те 06-
стоятельства, которые избрал К. Симонов
для раскрытия большой патриотической
темы, стеснили, сковали. его, как худ0ж-

ника; они оказались явно недостаточными
для раскрытия типического образа, совет-
ского патриота.

Однако пассивность и созерцательность,
бездеятельность Басаргина сказались не
только в том, как он ведет себя на протя-
жении тех 20 часов, в течение которых
длится действие иовеети, В раздумьях и
воспоминаниях героя, в авторских отету-
	плениях и характеристиках перед нами
проходит вся жизнь Басаргина. Й эта
жизнь лишена активного. деятельного,
	трудового начала. Факты биографии героя
так и остаются для нас анкетными данны-
MH, к которым писателю просто нечего до-
бавить. Как работал Басаргин на Сталин-
градском тракторном заводе? Как учился?
Как преподавал? Что он делал в Бурят-
Монголии? В чем конкретно, практически
выражалась его деятельность за трани-
	цей’ Все это так и остается для нас тай-
ной.

«Социалистическая индивидуальность, —
говорил Горький, — может развиваться
только в условиях коллективного труда.
..Ооциалистический реализм утверждает
бытие как деяние, как творчество...»

Вынутый из жизненной среды, образ ге-
роя сам оказался нежизненным, слабым,
бескостным: Так Басаргин, главное дейет-
вующее лицо, на поверку оказывается без-
действующим лицом.

Человек есть то, что он делает. Нельзя
раскрывать образ героя нашего времени,
рисовать его жизнь, минуя его труд и дея-
тельность. Труд — это не только профес-
сия. Труд формирует нашего человека.
Именно так раскрываются образы совет-
ских людей в наших лучших книгах. о

Мы говорим не только о непосредствен-
ном изображении самого процесса труда,
но о труде, формирующем характер чето-
века, о труде, как основе характеристики
героя.
			Дривая не вывезет!
	ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛИ И БУМАГА
	порожняк. Вопреки правилам, дрова at-
правляются в открытых платформах и по
пути следования расхищаются. И на’
оборот, в крытых вагонах прибывает дол»
готье, что просто граничит с издеватель»
ством. так как разгрузка чрезвычайно
усложняется. Длинные бревна прихо-
дится предварительно распиливать на
нестандартные размеры. М ценная дре-
весина идет на дрова.

График поступления лесоматериалов
железной дорогой не выполняется. Вмё-
сто планомерного снабжения (50 вагонов
в сутки) комбинат получает в одном слу*
цае 20 вагонов, в другом — 400, а то ни
одного.

Такие скачкообразные поставки приво-
дят к огромным простоям вагонов.

Это вызывает огромные убытки, нару-
шает нормальную работу, сказывается на
выполнении плана и качестве бумаги,

За 10 месяцев этого года Балахнин-
ский бумкомбинат по вине лесозаготови-
	телей и железной дороги потерял Mee
	сячный запае сырья и топлива.

Сам рублю,
Cam пилю,

Сам балансы

В брак пошлю...
	 Лесозаготовители и Горьковская же-
лезная дорога систематически нарушают
постановление правительства от 29 сен-
тября 1947 года о бесперебойном снаб-
жении Балахнинского. бумажного ком-

бината ‘балансами и дровами.

В октябре леспромхозы недодали ком-
бинату 530 вагонов балансов и 99 ваго-
нов дров, За ноябрь недополучено 533
вагона балансов. н 390 вагонов дров.

Лесозаготовители нарушают  установ-
ленные стандарты, отиразляя комбинату
негодную для производства бумаги дре-
	весину. В ряде случаев брак достигает
50. проц.
Из-за недопустимой халатности на-
	чальника станции Сухобезводная тов.
Суслова на комбинат прибывают недогру-
женные вагоны.

В октябре в каждом вагоне недостава-
ло по 6 кубометров дров, а в ноябре —
по 3 кубометра. И только по этой причи-
не комбинат за 2 месяца недополучил
9 тысяч кубометров дров, Кроме того,
под погрузку лесоматериалов предостав-
ляется не соответствующий назначению
	Откуда габариты
Намного меньше нормы?
Открытые платформы
Для воровства’ открыты...

В своей повести В. Симонов выступает
проповедником некоей ‚ «идеальной веры»,
оторванной от реальной жизни. Носитель-
ница этой идеальной веры-—мать Басарги-
на. Но затем жизнь обращает в эту веру и
самого Басаргина.

«До войны она (мать Басаргина) часто
е огорчением отмечала про себя, что сын
слишком насмешлив, слинтком много ворчит
и многое ругает, что в нем нехватает того,
	и многое ругает, что в нем нехватает TOTO,
ото она называла идеализмом, нехватает
	идеальной веры в то, что вее делаетея пра-
ВИЛЬНО И ЧТо, строя коммунизм, не стоит
обращать слишком много внимания на вре-
менные беспорядни или плохие порядки, на
плохих людей и их плохие поступки (п0д-
черкнуто нами.—Ред.). Ей показалось, что
в этом смысле он сейчас переменился в луч-
шую сторону: он стал ббльшим идеалиетом,
чем был».

06 этом же думает и сам Басаргин. Рань-
ше он хоть пытался еще спорить с матерью,
«приводить примеры, взятые из жизни».
Теперь же «он с радостью и почти даже с
торжеством ощутил, что эта идеальная вера
матери, не оцененная им раньше, была в
нынентнее трудное время необходима ему,
как воздух: в ней была укреплявшая его
всепобеждающая сила».

«Идеальная вера» матери — слепая илл,
во всяком случае, «близорукая» вера. Весь
секрет ве в том, чтобы «не обращать елит-
KOM много внимания» на «плохие порядки»
или «плохих людей». Эта вера противоре-
‘чит глубокому и ясному знанию жизни,
активному отношению к ней. Мать верит
потому... «что ей бесконечно хотелось
верить...»

В заключительной сцене книги, когда
Басаргин рассуждает о реализме и роман-
тике среди пепелищ и новостроек, он пред-
	стает перед нами уже окончательно «00ра-
щенным» в эту веру. a

«..Мы — реалисты, которые не боятся
быть романтиками... — думает он. — Вет
неосущебтвимых надежд. В жизни челове-
ка — да, есть. Во в жизни людей — нет.
Потому что (В самом деле, почему? —
Ред.), что же такое жизнь без надежд на
будущее?» .

Вера Басаргина_в будущее — afcrpart-
ная, расплывчатая, как бы‘ «наджизнен-
кая» вера. Басаргин лишен активного, дей-
ственного отношения к жизни, того опти-
мизма, который не закрывает глаза нА
плохое, но смело борется с ним, преодоле-
вает и побеждает: все плохое, ненравильное,
весовершенное.

Герои повести много говорят и думают
о возрождении родного края — Смоленщи-
ны, разоренной врагом, но ведь и тут дело
не ихет дальше одних леклаланий.
	Не. случаино, что единственным челове-
	ком, который действительно практически
участвует в восстановлении‘ разрушенного
хозяйства, является... Григорий Фадденч,
циничный делен‘и обыватель. Словно же-
лая «епасти положение», автор пытается
в конце повести нарисовать картину все-
общего трудового пафоса, охватившеге жи-
телей Смоленщины. Однако пичего конкрет-
ного, жизненного мы и здесь’ не находим.

Басаргин видит только сходство нашего
сегодняшнего строительства с тридцатыми
годами. Его мысль обращена назад, а не
вперех. Он не чувствует волнующей новиз-
ны нашего времени, широчайних перенек-
тив, раскрытых ceroqna перед советским
народом.
С какой бы стороны мы ни подходили к
тлавному герою повести, всюду мы видим
мертвую рассудочность, резонерство и нас-
CHBHOCTS.

В книге В. Симонова есть удачные места,
свежие и волнующие страницы, меткие.
	живые штрихи. Но неудача писателя в
	том. что ему не удалось создать ясного, убе-
	дительного и живого образа героя нашего
времени.
	им

Несомненно, что в напечатании незрелой,
во многом ошибочной повести В. Симонова
сыграла свою роль неизжитая еще в лите-
ратурной среде атмосфера захваливания.
На Х[ пленуме правления Союза писателей,
в июне 1947 года, задолго до окончания по-
‘вести было возвещено о предстоящем ee
появлении. В докладе тов. А. Фадеева
«Дым отечества» расценивалея, как «зна-
чительное произведение», в котором основ
ная тема наших дней, тема советского
патриотизма, «находит свое прямое выра-
жение». Обсуждение этой повести на засе-
дании секпии прозы Союза писателей в ок-
тябре, также до появления ее в печати, но-
сило характер восторженното восхваления.
`В обсуждении участвовали И. Эренбург,
К. Федин и пелый ряд писателей и крити-
ков, но. кроме мелких указаний на ледо-
статки стиля и композиции, не было выска-
зано ни одного замечания по существу.
«Литературная газета» одновременно с вы-
ходом книжки журнала «Новый мир» с по-
вестью В. Симонова поместила безоговороч-
	но хвалебную статью о повести. Все это
свидетельствует о том, что деловое и серьез-
ное обсуждение произведений отдельных
литераторов подменяется шумными привет-
ствиями и восторгами. Подобная практика
плохо отражается на творчестве этих ли-
тераторов и’ вредна для развития нашей
литературы.
	«Пьеса открывает для зрителя и для
искусства новые пласты...»

Будет. Одни лавры,—и ни слова, хотя бы
для отвода глаз, о каком-нибудь мельчай-
шем, даже микроскопическом недостатке
пьесы,

Нет, не удостоивался таких похвал А, Н.
Островский ни за «Лес», ни за «Грозу».

А кто же в наше время удостоился?

А. А. Суров за свою пьесу «Большая
судьба». И безоговорочными лаврами этими
увенчала А. А. Сурова в номере от
5 декабря газета «Советское искусство»,
		Басаргин, его мать, mena hata, брат
Шурка, — утверждает писатель, —убеж-
денные, идейные советские люди, созна-
тельные патриоты, преданные своему на-
роду и государетву. Они много говорят 0
	Любви К. отечеству, о том, что верят в TOP
	)

BR —_—_—=_ *

кество Нашего дела, ATO WX He HeMyrachib
никакими трудностями. Но что придает им
силу, что укрепляет ‘их веру, вдохновляет
в трудные минуты?

В небольшой главке (часть П, 10-я
глава) автор пытается ответить, на 9TH BO~
просы и определить то чувство, которое яв-
ляется источником силы, веры и оптимиз-
ма советских людей, чувство, которое ве-
ло их вперед в годы революции, граждан-
ской войны, Отечественной войны. и ведет
ax сейчас. Однако определить это чувство
писателю так и не удается, как не удает-
ся и самим героям.

«Шурка думал про себя и, задав себе
вопросе — как же назвать это чувство, не
мог сам себе ответить. до кониа, а лишь
подумал, что сейчас нужно учиться хоро-
шо, как это ни странно, не только потому,
что он хочет и любит учиться хорошо, но
й главным образом потому, что се этим
чувством в душе ему вельзя учиться ина-
че. С этим чувством в душе — слова
«нужно учиться хорошо» для него такое
же нужно, как нужно выполнить пятилет-
ку, или как нужно восстановить разрушен-
ные города».

Писатель и герой не могут раскрыть это
таинственное и неопрелелимое «нужно»,
«не могут сами себе ответить ло конца»—
яено, сознательно и убежденно, что им
«помогает жить».

Отвлеченноеть и расплывчатость в рас-
крытии идейного облика советских людей
переходит в прямую путаницу, когда
В. Симонов пишет 06 «инстинктивном»,
слепом патриотизме, якобы  свойственном
многим советским людям, окружающим
главного героя. Басаргин приписывает им
какой-то выдуманный «руссизм»; оказы-
вается, есть у нас такие коммунисты, .pado-
тающие к тому же на серьезной политиче-
ской работе, которые бахвалятся «русской
баней, икрой, блинами и водкой». Взгляды
этих людей не идут, якобы, далее купече-
ских идеалов. Басаргина «приводят в
ярость» те, кто «добровольно надевает
шоры на собственные глаза». Он называет
их «отчасти трусами, отчасти душевными
‘лентяями». Вместо того, чтобы показать
глубокое презрение советского человека к
буржуазному миру, его сознательное ненри-
ятие капиталистических порядков, писа-
тель говорит о будто бы характерном для
многих наших людей «инетинктивном не-
приятии всего окружающего», о «норах,

ментающих им видеть и узнавать незнако-_

мый мир». Сурово осуждает их Басаргин:

«Безоговорочная похвальба всем своим и
такое же безоговорочное осуждение всего
чужого казалось Басаргину не свидетель-
ством душевной силы, а, наоборот, призна-
ком слабости этих людей. Им недоставало
чувства духовного превосходства над чужим
миром, обладая которым можно было, не ро-
няя собственного достоинства, признавать,
что американские автострады или кинема-
тографы с охлажденным воздухом—отлич-
ные вещи, и жаль, что мы еше не имели
возможности завести такие же у себя. Вепо-
миная родину, они хвалили все без исклю-
чения, поэтому им не верили... Басаргина
это неизменно приводило в ярость, и он не
мог понять, откуда у иных из его сверет-
ников, проживших такую же трудовую
жизнь, как и он, вдруг в разговоре появ-
лялся этот пресловутый набор купеческих
идеалов». ,

Несомненно, что вся эта «проблема» яв-
ляется налуманной, и спор Басаргина с
зашитниками «икры и водки», которые не
могут оценить достоинства американских
автострад, весьма примитивен. Право же,
настоятую ярость должны были бы вызы-

НУ О oat oo

Ясна картина. Выводы ясны.
Весьма позорна «плановость» такая!
Бесспорно, :
что программу Балахны
Не вывезет подобная кривая.
А. БЕЗЫМЕНСКИЙ.
		Телешюова.
	Железная дорога! Ты сама

Скажи тому, кто в сей беде виновен:
«Подобная нагрузка длинных бревен —
Свидетельство короткого ума».
		шественной. Он был одним из инициаторов
создания писательской кассы  взаимопо-
мощи в России, организатором «Книгоизда-
тельства писателей в Москве», председа-
телем Обшества деятелей периодической
печат и т.д. В течение многих лет
Н. Теленюов  являелся бессменным директо-
ром основанного им музея МХАТ. Личная
дружба связывала его с замечательными
‘русскими писателями, в том числе с Чехо-
вым и Горьким.

Писателя приветствовали представители
Московского Художественного академиче:
ского театра Государственного — музея

Л. Н. Толегого и др.
ИЦ
	На-днях московбкая писательская 06-
цественность тепло  чествовала в Цен-
тральном Доме литераторов OAHOTO из
старейших русских писателей Н. Телешова
в день ero В0-летия Вечер открыл
С. Маршак.

Писатели старшего поколения М. Приш:
вин, И. Новиков, С. Анисимов, Н. Гусев,
А. Дерман, С. Дурылин говорили о благо-
родном моральном облике Н. Телешова,
о его взыскательном отношении к себе, как
художнику. поставившему . свое творчество
на ‘службу народу. : ,

Выступавшие подчеркивали, что литера-
турная деятельность Н. Телешова всегда
тесно переплеталась © деятельностью об-
	” ВЛ. БАХМЕТЬЕВ. «ИЗБРАВ-
НОЕ»  Гослитиздат, 1947 год,
570 стр.
	В «Избранное» В: Бахметьева вошли НИ”
роко известный читателю ромав «Преступ-
ление Мартына», несколько его «производ
ственных» рассказов («Беспокойный»,
«Тень в пламени», «Корни») и дореволю-
ционные произведения автора, написанные
в Сибири в большевистском подполье. .

Колоритность и яркость этих первых
«Алтайских рассказов» В. `Бахметьева отме-
чал в свое время А. М. Горький в письмах
к Анучину- Перечитывая рассказ «Алена» о
девушке-сибирячке, спасающей революцио-
нера, хочется повторить его заключительные
слова: «Не страшна людям тайга, пока
бьется в ней аленино сердце».

Роман В. Бахметьева «Преступление Мар-
тына» не потерял и в наше время своей зна-
чимости. Нам дороги и близки мечты моло-
дого большевика Баймакова о человеке бу-
дущего, жестокая требовательность его к
самому себе и нетерпимость ко всему Н0-
казному. Роман выдержал «испытание вре-
менем». Любимым и главным героем
В. Бахметьева является человек труда со
всем богатством его духовного мира и жиз-
ненного опыта. — скромный труженик,
творец новой социалистической жизни.
Ему, герою сталинских  пятилеток, посвя-
шены рассказы 1928—1930 годов. Писатель
нарисовал галлерею ярких образов рабочих.
единых в своем  созидательном порыве, в
патоиотической готовности к жертвам и ли-
шениям во имя будущего, в творческой не-
нависти ко всему KOCHOMY, зараженному
	влиянием капитализма,
Б. ВАДЕЦКИЙ

———-<=Ф———
	АЙБЕК. «СВЯЩЕННАЯ КРОВЬ».
Роман. Перевод с узбекского И. Ива-
шева, «Советский писатель», 1947 год,
		басса, о славных делах шахтеров и знаме-
нитых сталеварах — задача почетная и бла-
голарная.

Но авторский замысел, декларированный
А. Фарбером в самом названии сборника, не
нашел достойного воплошения. В то время
как земляки поэта непрестаннс совершен-
ствуют свое мастерство, автор с немалым,
к слову сказать, стажем «застыл» на уны-
лом уровне «правильных» стихов.

Внешне в сборнике все как-будто на
месте, все особенности шахтерского обихо-
да налицо. Здесь — и обязательные «тер-
`“риконы», и «штреки», и «рештаки», и «ла“
ва», и «заветный обушок». Говоря о шахте-
pax, Фарбер называет их «братками» и.
«побратимами». Он пишет: :

Возврашаются с победой
Соколы родные...
Горделиво выступают
Храбрые танкисты...

Эти предельно общие слова далеки от
подлинной поэзии и никак не раскрывают
облик советского человека. Труд донецких
шахтеров. изображен поэтом холодно, без
вдохновения. В его стихах все общеизвест-
но и все безжизненно. Эпитеты стерты,
как изображения на старых монетах, сло-
ва светятся отраженным светом литератур-
ных трафаретов: «Улыбка голубых люби-
мых глаз», «На крыльях песни молодость
парит», «Труда крутые вершины», «Дья-
вольская тоска». Простор у Фарбера, ко-
нечно, — «раздольный», огонь — «моло-
`дой», волнение — «жаркое».

Выспренность и нарочитость чередуются ©
неумением найти четкие и нужные слова,
Такие смысловые нелепицы, как сталь, ко-
торая «громко рукоплешет(?) возвращению
героя», как годы, что «с дряхлостью в глу-
хом(?) соседстве, тяжкой ношей за спиной
висят», Как «понедельник», который дви-
жется на «вторник», как «черный ка-
пёжз(?), который падает за шею, вызывают
‚У читателя недоумение.

Есть в некоторых произведениях сборни-
ка свежее поэтическое чувство: таковы
стихи «У «Голубой линии», «Был у меня.
товари». -— о доблестном юноше Сурене

Арутюняне, павшем в боях за Донбасс.
Но таких стихотворений, к сожалению,
мало.
	Марк ШЕХТЕР.
	и царских колонизаторов. Он принимает
участие в стихийном выступлении ташкент-
ской бедногы. Пуля полицейского преры-
вает жизнь юноши.

В романе удачно нарисованы образы
Мирзы-Каримбая, стяжателя, верноподдан-
ного царского слуги. Правильно раскрыта
омерзительная,  антинародная сущность
буржуазного  националиста Абдушукура,
прсповедующего, что’ «нет баев и бедня-
ков, батраков и хозяев. Все мы туркестан-
цы, дети мусульман». Колоритны в книге
зариссвки национального быта, семейных
отношений,  патриархально-родовых пере-
житков, используемых баями для закаба-
ления трудящихся узбеков. Хорошо пока-
зана мучительная судьба женщины под
мрачной угнетающей властью мусульман-
ских законов. ‘Познавательная и худо-
жественная ценность романа «Священная
кровь» несомненна. .

Реалистическое изображение - ys6exckoro
бедняка, постепенно вырастающего до по-
нимания необходимости. организованной
классовой борьбы, — несомненная заслуга
Айбека, Образ героя типичен и позволяет
в известной мере понять движущие силы
национально-освободительного движения
народов Средней Азии в 1916 году.

Олнако самая тема оказалась далеко не
исчерпанной. Если не считать мимоходом
брошенной фразы, что «во многих городах
и селениях бедный люд начинает требовать
свои прана», движение сводится в романе
к стихийному и безрезультатному возму-
щению жителей одного из ташкентских
кварталов. А ведь в Узбекистане в эти го-
	ды были и кадры узбекекого пролетариата,
	там происходили: такие грозные массовые
выступления, как Джизакское восстание!
Достоинства и недостатки романа Айбе-
ка отражают, подобно зеркалу, современ-
ное состояние мололой узбекской прозы.
Мастерски изображая быт и личные взаи-
моотношения людей, узбекские писатели
еще не овладели искусством полнокровно-
го реалистического показа массовых соци-
альных движений во всей их сложности ий
	глубине.
М. РИТМАН-ФЕТИСОВ

———

А. ФАРБЕР. «МОИ ЗЕМЛЯКИ».
Ростовское книгоиздательство, 1947
	А, Фарбер — донбасский поэт-по праву
	‚гордится своими земляками, среди которых
	были гакие замечательные люди, как Ма-
кар Мазай, Дюканов, Олег Кошевой. Пове-
дать миру о жизни социалистического Дон-
	TTT И
	Из последней почты
	жения восторга. «Некоторые характеры, —
пишет он, — предстали перед нами в мно-
гообразии человеческих качеств, обрели
жизненную конкретность и убедительность.
Вместе с тем в новой пьесе мы ‚находим
партийность в постановке темы, политиче-
скую страстность в решении (подчеркнуто
нами. — Ред.) важнейших вопросов нашей
жизни». «Особенность художественной мане-
ры драматурга состоит в TOM, что он почти
пемонстративно отказывается от привызных
оффектов...». «.. @му удается увлечь зрите-
ля, слелать для него интересными такие
веши, которые принято считать «сухими»,
несовместимыми с понятиями о театрально-

сти»...
	СЕМЕЙНЫЕ ЛАВРЫ
	Действие романа происходит во втором
десятилетии ХХ века, в годы нарастания
национально-освободительной борьбы в
Средней Азии; L

Молодой узбек Юлчи идет в Ташкент,
	надеясь в доме богатого дяди Мирзы-Ка-
римбая найти кусок хлеба и заработок.
Тяжкий трул и бесправие способствуют
пробуждению классового сознания героя.

Встреча в тюрьме с русским большеви-
ком Петровым помогает юноше найти от-
вет на вопрос — что делать, как разру-
шить несправедливый порядок? После по-
	Когла мы прочли в одной нашей газете
очередную рецензию’ об одном спектакле,
то вдруг задумались — удостоивался ли
подобных критических лавров великий русС-
ский драматург А. Н. Островский?

Судите сами, «Мы смотрим вторую пьесу
(имя рек) и снова убеждаемся в том, что
очевидным достоинством Молодого драма“
турга является его стремление отказаться
от проторенных путей...» Он «смело берет-
ся за решение наиболее трудной из. задач,
стоящих перед нашей драматургией.. »

По мнению автора рецензии, в героях
пьесы «мы узнаем наших современников».
Он рекламирует их, как «людей новой мора-
ли». Ренензент не находит слов для выра:
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 61 ай 3
	одним из редакторов которой является тов.  бега из тюрьмы Юлчи поднимается до OT-
	А, А. Суров,
	крытого протеста против господства. баев