р 70-ТЕТИЮ CO NAA РОЖДЕНИЯ АНДРЕЯ УПИТА
	нь писатель
	кой ССР
	выступили Вы впервые Ha страницах ла»
тышской печати и все свое дарование OT-
давали неустанной борьбе за свободу и
счастье своего народа. В самых различных
жанрах художественной литературы Вы
выступали как пламенный борец с миром
собственников ‘и эксплоататоров. Вы были
первым из латышских романистов, кто Cy-
мел поставить существеннейшие общест
венно-политические проблемы, стоявшие
перед. латышеким народом. В своих произ»
ведениях Вы воспроизвели широкую карти’
ну общественной жизни своего народа,
Wo onwarunt ненавистью. К немецким захват-
	Пламе

HHOH H@HABHCTbH) 5 пт зело
и их пособникам из среды латышской
Е а и нинынАгтО — вса- Ваше
	буржуазии было MNPOHHKHYTO Bee die

творчество в годы Великой Отечественной

войны. В те же годы войны Вами было

создано. одно из ‘Ваших лучших пронзве-
М i
	И ЗИ

дений—замечательный роман «Зеленая

земля». {м Е
О: всей души Желаем Вам, дорогой
	Андрей Мартынович, сил, доброго здоровья
на многие годы и новых творческих успе-
XOB.
А. Фадеев, Л. Леонов, В. Инбер, К. Си’
монов, Н. Тихонов, Б. Горбатов, А. Сур-
ков, П. Скосырев, В. Ермилов, К, Зе-

о  линский, О. Резник.
< *
ский облик руководителей Латвии. Cnexy-
лянты, рвачи, жуликн, эксплоататоры тру’
дового народа — вот галлерея «героев», по-
казанных Андреем Упитом. Впротивовес им
писатель создал незабываемые образы бор-
цов против порабощения и угнетения ла-
тышского народа.

В 1940 году, когда латышский народ сверг
ненавистный ему фашистский режим. н из-
браяный народом сейм об’явил в Латвии
советский строй, Андрей Упит занял. пост
заместителя ° Председателя Президиума
Верховного Совета Латвийской ССР, а Ла-
тышские литераторы выбрали его предсе»
  дателем своего’ союза, г

В годы вероломного нападения гитлеров-
ской Германии на `Советский Союз публи-
цистические статьи Упита зажигали в серд-
цах латышей — советских воинов, партизан
и трудящихся в глубоком тылу — страст-
ную волю к победе.

Среди художественных произведений,
созданных писателем в.дни войны, широко
известен его большой роман «Зеленая зем;
ля», удостоенный Сталинской премии.

В этом романе Андрей Упит со всей. си-
лой свойственного ему мастерства раз-
громил пресловутую, воспетую буржуазны:
ми идеологами и литераторами легенду ©
«прогрессивности» кулацкого хозяйства, Он
показал, что действительно прогрессивные
‘силы проявляются только там, где BOSHH-
кает рабочий класс.

Сегодня А. Упит — действительный член
Академии наук’Латвийской ССР и руково-
дитель Института литературоведения. и язы-
коведения при Академии наук ЛССР.

В течение последних двух лет A, Yrut
написал обширный труд по истории латыш-

ской литературы (с 1870 по 1940’ год), за
кончил второй том «Истории. романа».. В
настоящее время он работает над романом
(0 возникновении маркбистских кружков
среди рабочего класса Латвии,

К КРАУЛИНЬ.
	на еврейском языке
	В номере также напечатан большой очерк
известного еврейского советского’ писателя
Дер Нистер «С переселенцами в. Биро-
биджан». Писатель Дер Нистер недавно
вернулся из Еврейской автономной области,
кула он ездил с третьим за нынешний год
эшелоном переселенцев; .
	В отделе критики помещены статьи про-
фессора И. Добрушина «Писатель и чита-
тель», М. Нотовича и Ш. Ройтмана «Октябрь
и еврейская советская литература», ‘проф.
И. Нусинова. «Большие итоги» (30’ лет ев-
рейской советской культуры), И. Серебряно-
ro «Еврейское народное творчестзо в годы
советской власти».
	Главный редактор альманаха  «Геим-
ланд» — А Кушниров. Члены редколле-
гии — ЛД. Beprenscon, A. Вергелис,
	Л, Квитко,
Л. Стронгин:
		За лемократический мир-
	Обращение
	дований, остаются верны своим TBO)-

а ле РН у   ЧУРИ В 98

пресле
	д. ВЕНЕ
ческим убеждениям и стремятся утвер®-
дать в искусстве кино’ высокие принцииы
человечности, добра’ и ‘свободы.

Мы хотели бы верить и знать, что и вы,
деятели американской кинематографии, то“
же с теми, кому дороги судьбы человеч»-
ства и для кого мир, свобода, демократия
и счастье простых людей — пе пустые
слова. а священные, великие и `бесемерг-
ные идеалы, освещающие путь в будущее.

Верные этим идеалам, лучшие деятели
	американской культуры ведут борьбу про-
‘тив фашизма всех мастей и оттенков вме-
	сте с нами, вместе с кинематографистами
моледых демократических стран, вместе с
прогрессивными кинодеятелями, всего мира.

Во. имя мира, свободы и демократии, во
имя миллионов. простых и честных людей,
обращаемся мы к вам, режиссеры, сценари-
сты и актеры Голливуда, деятели амери-
ханской кинематографии. ^

Мы призываем вас: силою своего искус-
ства, всей силою’ мощнейшего нашего ору-
жия встать на ‘борьбу против новой угро-
зы фашизма, против поджигателей войны,
за мир и содружество народов, за братство
	культуры, за счастье человечества:

Г. Александров, Л. Арнштам, Б. Ба-
бочкин, А. Бек-Назаров, Л. Варламов,
С. Васильев, С. Герасимов, А. Довжен-
ко, М. Донской, А. Зархи, М. Калато-
зов, И. Копалин, Г. Козинцев, Л, Лу-
ков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Ор-
лова, В.  Пудовкин, И. Пырьев,
Ю. Райзман, М. Ромм,. Г. ‚ Рошаль,
И. Хейфици; Н. Черкасов, М. Чиаурели,
	Б. Чирков, “С. и Ф. Эрмлер,.
С. Юткевич. м
	Хозяева фирмы. «Парамоунт» братья Ба-
Лабан известны, как покровители qukar-
ских гангетеров. Один из ближайших под-
ручных братьев. Балабан, руководя ` голли-
вулской студией «Парамоунт», по совме-
стительству возглавлял калифорнийский
Ку-Клукс-Влан.   :

Фирма братьев. Уорнер, ‘стараясь реаби-
литировать свои прошлые «прогресеив-
ные» грехи, снешит пополнить обещанный
Джонстоном «тоталитарный» кинорепер-
туар постановкой антисоветских фильмов.

Искусственно разжигаемый антикомму-
нистический психоз принимает характер
средневековой инквизиции.

В ноябре этого тода в Голливуде заседал
комитет «по расследованию антиамерикан-
ской деятельности». Там в качестве обви-
нителей, кликушествуя, выступили актеры
Менжу, Купер и Тейлор. Они’ требовали
смертной казни Чаплину, Шолю Муни,
Кэтрин Хэнбёрн, Робинсону и другим.

Смертную казнь за прогрессивный образ
мышления! Такова «фабрика снов»  сего-

днашней Америки.   : Bo

Если художник не служит! пана
атомной морали; он не” находит’ работы в
США. Если он’не сторонник расовой дис-
криминации, его травят. Еели‘он не по-
свящает свой талант антисоветской дея-
тельности, ему ‚угрожают тюрьмой. Bee
прогрессивное, ‘подлинно демократическое
в Америке стало крамольным. Подготов-
ляется «невиданный в истории ‘Америки
суд», чтобы сослать на каторгу, выслать
за пределы страны людей, ратующих за
подлинную свободу Америки. `

Чем вое эта отличается от фашизма В
ситлеровской Германии? -

Разложение и деградация американской
вулЬтуры нашли яркое подтверждение в
полном провалёе американских картин. на
всех последних пяти международных кино-
фестивалях.

Огромный успех советской _ кинемато-
графии на этих же фестивалях еше раз
подтвердил силу поллинно натолной, высоко-
	идейной о культуры социзлистического
государства. .
		Не так давно в нашей центральной
прессе было опубликовано письмо выдаю-
щихся советских ученых во главе с пре-
зидентом Академии наук CCCP академиком
С. И. Вавиловым, с исчернывающей ясно-
стью доказывающее, что честь изобретения
радио принадлежит нашему соотечествен-
нику — замечательному: физику-изобрета-
телю Александру Степановичу Попову. Это
письмо было выражением протеста против
попыток итальянского научного конгрееса
присвоить честь открытия радио итальян-
цу Маркони.
	советских кинемаинитрафистов к деятелям кинематорафии США
	ЕЕ STREETER:
	жающиеся за свою евободу, и голландокие
солдаты, которые стреляют из минометов
	по индонезийеским хижинам. Ваши фильмы.
	видят греки-нартизаны AW греки-хитосы,
испанские горняки и испанские фашисты.
Корейские крестьяне и ваши соотечествен-
ники —— американские солдаты, которые
стали сейчас жандармами Южной Кореи.

Американская кинематография ‘создает
сейчас фильмы, поддерживающие палачей.
Можно ли, оставаясь хуложником, не ис-
пытывать потребности остановить руку,
несущую. смерть, и поддержать правого в
его борьбе? та

Советский Союз, победоносно окончивший
справедливую освободительную войну про-
тив германского фашизма, стоит ‘за’ всесто-
роннее развитие международного ‘сотрудни-
чества. за прочный длительный мир. _
	Мы слишком хорошо знаем, что такое
война! о
Сейчае  кажлолневно вновь слышатся
	зловещие голоса, призывающие к новой
	бойне! .

Неужели же вы не восстанете против
поджигателей войны всеми силами своего
искусства? Неужели не ощутите вы неодо-
	лимой, потребности показать человечеству,
	и прежде всего ‘американскому : Народу,
‘Вто его враги и кто ‚друзья, 6 кем. ATTH и
кого остерегаться? ты

Мы не отождествляем axbpuxanénnx
неофашистов,. накликающих ‘Новую” бойню,
е американским ‘наролом. Мы верим и
знаем: народ Франклина и Ваиинттона, на-
род Линкольна и Рузвельта; -—— нее ними,
ибо народ не может желать войны...

Мы горячо приветствуем тех передовых,
честно мыслящих кинематографиетов ОША,
‘которые мужественно борются за прогрес-
сивное . демократическое искусство; кото-
рые, не страшась подлых провокаций и

тредетавителей по
иканской  деятеть-
медленно лишить
работников Голли-
	Комиссия палаты.
расследованию антиаме
ности намеревалае ‘Ht
работы всех творческих

пространяющие реакционные идеи WO BCe-
му миру, пропагандирующие пресловутую
доктрину Трумэна и так называемый план
Маршалла — программу звериной злобы и
ненависти к человечеству и к онлоту ми-
pa — Советскому Союзу, программу под-
жигателей новой мировой войны.

В Голливуде нашлись такие кинемато-
графисты, которые, представ перед лицом
позорной комиссии по расследованию анти-
американской деятельности, по-фашистски
карающей 3a прогрессивное творчество,
признают своей ошибкой. помошь, оказан-
ную ими в годы войны общему делу де-
мократии, и они готовы выпускать теперь
фильмы, способствующие расколу мира,
уничтожающие плоды победы.

Престунно и недостойно приносить свое
оружие к стонам врагов человечества и
помогать черному сделу поджигателей
ВОЙНЫ.

Й потому мы обращаемся к вам, режис-
серы, сценаристы и актеры Голливуда,
деятели американской кинематографии.
	В вашей стране много говорят о свобо-
	де художника.
Так вот она, оказывается, какая——ота
свобода! = а.
Понуждение к. ‘творчеекой` проетитуции,
к измене великому делу демократии. :
	Увольнение из киностудий сотен людей.
за то лишь, что они ставили картины, ли-
бо играли в картинах, согретых  тенлым.
чувством к союзнику, сражавшемуся. про-
	тив общего врата. Шельмование тех, кому
дорог „мир и ‘для кого’ _священны плоды
трудной победы. :.

Американская кинематография. orpomita
	по масштабу. ‘распространения кинокартин, ;
Ваши фильмы смотрят люди на всех
континентах. Их. видят индонезийцы, сра-
	я ae
воздействия, Тогда. пресса Херста предло-
Жила моральный. «кодек» американского,
КИНО. ee
Идея этого ее заключалась В
том, что голливудские картины не дилж-
ны показывать «аморальных вещей», и
пресса кричала, что вам народ лучше вее-
го может определить, что хорошо и что
плохо для американского народа.
	Под. Лос-Анжелосом есть небольшие ro-
	родки: -—— Глэндейль, Бербенке, Сан-Бер-
нардино и другие. Херстовские писатели
решили, что жители Сан-Бернардино яв-
	лаютея самыми благоприетоиными гражда-
	нами и наилучшими представителями &ме-
риканского народа. После этого повелась
традиция, существующая. и по сей день, —
каждая производимая в Голливуде кино-
картина до выпуека на экраны посылается
	в городок Сан-Бернардино. чфители этого
	тихого и благонравного, городка, сплошь
усаженного цветами, населенного исключи-
тельно женщинами не моложе 50 лет и
собачками всех мастей и пород, совершают
свой приговор над фильмом. Считается, что
старушки из Сан-Бернардино, как. ниЕто,
знают нравы и вкусы простых американ-
цев. Они представляют собой как бы мо-
рально-художественный совет американ-
ской киноиндустрии. Вот почему так при-
слушиваютея  продюссеры, производящие
картины, к их мнению.

А история этого почтенного «MopaabHt0-
художественного совета» такова. В эпоху
промышленного расцвета Калифорнии в
1910—1920 гг., когда в Лос-Анжелосе
разгорелась нефтяная и золотая лихорадка
и сюда устремились авантюристы й иска-
тели счастья всех мастей и рангов; в этот
город слетелись со всего мира 50 тысяч
«веселых девушек». Лос-Анжелос стал
центром авантюр и разврата, грабежей и
убийств. Властям пришлось ввести специ-
альные законы, ограничивающие пребыва-
ние в штате Калифорния девушек, не
имеющих определенных занятий или с9-
лидной суммы на текущем счету. И вот
около 50 тысяч девушек, имевших за ду-
шой только плохую репутацию, нашли
с10с0б обойти суровый закон: они пода-
лись на киностудии, где благодаря знаком-
ствам ий «покровителям» сделались «кино-
	статистками». После этого полиция 3ape-
	гистрировала их, как «киноактрис», и они
стали законными гражданками Л0ос-Анже-
лоса. Многие из них окончили свою жизнь
явными преступницами, а те, которые не
попали в тюрьмы, поселились вокруг Гол-
ливуда и образовали маленькие тихие го-
	POIRH, одним из которых является Сан-
	Бернардино. Резвые девипы времен золотой
лихорадки, сейчас чопорные, ханжествую-
щие старушки, и определяют теперь мо-
ральный кодеке Голливуда.

В начале 1947 года в Лос-Анжелосе
можно было видеть, как из киноателье
выносили окровавленных, избитых людей.
На улицах красовались плакаты с призы-
вами к рабочим всего мира об’явить бло-
каду Голливуду путем отказа смотреть
картины, снятые в этом городе. Это была
не киноинспенировка. это была реальная
забастовка, с пикетами против штрейк-
брехеров, с баррикадами из опрокинутых
автомобилей и полицейскими дубинками в
действии. Это была борьба против мораль-
ного кодекса Трумэна.

Террор, слежка, допросы творческих
деятелей вошли в нормальный уклад жиз-
ни «Арсенала демократии». Актеру, со-
стоящему членом «актерской гильдии»
(профсоюза актеров), дают роль при усло-
вии, что он не причастен к коммуниети-
ческой деятельности и готов играть в ан-
тисоветеких картинах. Режиссеру, состоя-
щему в «режиссерской гильдии», поруча-
ют постановку, если он даст подписку о
неприналлежноети 5 коммунистической
	партии. 5. писателя, состоящего в «писа-
тельской гильдии», принимают сценарий
только при отсутствии улик в коммуни-
стическом образе мышления.

Зато писатели, актёры, режиссеры. вету-
пающие во вновь создаваемые профаптист-
ские сотозы, получают роли, постановки a
заказы на сценарии, ,
	_ Латвийс
	Дорогой Андрей Мартынович!

В день Вашего семидесятилетия Союз
советских писателей СССР вместе © ла:
тышским народом отмечает славную дату
Вашего юбилея. Более. `50 лет тому назад
		бердце художника не может оставаться
спокойным в дни, жогла на экране, в эфи-
ре, в печати и с парламентских трибун
звучит з.овещий вой поджигателей войны,
пугающих человечество всевозможными
орудиями истребления. Художник должен
помнить, что он в свою очередь обладает
оружием неизмеримой мощи.

Паше оружие =— искусство!
	Призвание. искусства =—— указать Путь к
миру, к мирному сотрудничеству между
народами, освещать этот путь неугасимым
светом правды, беспощадно разоблачать
все THYCHHe происки. презренных врагов
демократии, мира,  прогресеа!

Великими мастерами ковалось это ору-
ие для борьбы за справедливость, за мир,
за чистую душу простого человека и за
его счастье.

И потому мы обращаемся к вам, ре-
жиссеры, сценаристы и актеры Голливуда,
деятели американской кинематографии!

Полицейский террор американских ре-
акционеров против передовых деятелей
американской культуры и киноискусства
являетея лишь частью похода американ-
ской реакции против всего прогрессивного
на земле.

Позорный опыт фашистской  Герма-
нии ничему не научил тех деятелей вашей
страны, которые сейчас пытаются итти по
топам «идеологов» гитлеризма.

С тревогой передовые люди мира наблю-
дают за действиями этих людей в обла-
ети так называемой экономической помо-
ши, потому что эти действия опираются на
агрессивные . военно-политические планы
вмериканского империализма. Е

То, что происходит сейчас в американ-
ском киноискусстве, также является. ча-
стью общего плана американской реакции.

В Голливуде создаются фильмы, рас-
	М. КАЛАТОЗОВ
	Андрей Упит, ‘крупнейшин среди совре”
нных писателей Латвии, первым в Ла-
	и, первым в Ла`
зил жизнь трудо-
	менных писазтелен didior
тышской литерагуре отра
	вого крестьянства и рабочего класса, своей
	страны,
	В творчестве народного писателя широко
и правдиво показаны рост революционного
самосознания рабочего класса Латвии, Ор-
ганизация и укрепление партии пролетарна-
	за установление
	та, борьба народных масс
сониалистического строя.
	_ 5 декабря 1947 года Андрею Упиту   uC-
полнилось 70 лет. Как писатель, он вырос в
	‘борьбе с безидейностью в литературе ^
искусстве, в борьбе за будущее рабочего.
„класса — за социалистический обществен-

>.

1 ный строй. : “
Сын безземельного крестьянина, А. Упит

с трудом добился начального образования
и звания учителя. Позднее, учительствуя в
рабочем поселке, он хорошо узнал рабочих,
	к борьбе, начал
епатуру — позна-
	ях чаяния, их ГОТОБНОСТЬ
	Вероятно, только религия в эпоху тем-
ного средневековья могла с такой силой
влиять на моральные устои общества, как
сегодня голливудские фильмы влияют На
нравы современной Америки. Ни одна из
форм духовного и общественного воздей-
ствия не имеет столь широкого проникнове-
ния в поры американского быта, как
толливулекие фильмы.
	В США говорят: «У мусульман-Мек-
ка, У американцев— Голливуд».

В Голливуде 400 репортеров ежедневно
пишут о киносенсациях. Эти репортеры
пишут о любовных историях,  скандалах,
успехе, провале, самоубийстве и диэте
«звезд». Глупые «афоризмы» Мей Вест в
течение десяти лет не сходили C первых
страниц газет.

Из Голливуда идет проповедь мирового
ханжества. ; а.

Американский народ любит историю 30-
ушки и мечтает о сказочной судьбе. Ты-
сячи репортеров ежедневно и 500 картин
ежегодно говорят, твердят, кричат, поют
о том, что в условиях американской де-
мократии такая судьба доступна каждому.
Нужно только одно — счастье.

Каждая девушка мечтает: история. 90-
тушки может случиться и со мной, поче-
му бы нет? Если лицо портят веснушки,
их легко снять кремом Макс Фактора.
Ведь так делают и «звезды» Джон №рау-
форт и Мирна Лой. Если у девушки глаза
косые? Но ведь и у «звезды» Нормы Ши-
рер косят глаза! Если у девушки гнилые
зубы? Но ведь почти у вевх «звезд» осле-
пительные жемчужные коронки из пласт-
массы! А если девушка толста? Но ведь
все ‹звезды» истязают себя диэтой. А ес-
ли левушка бесталанна и не сможет иг-
рать? Но ведь среди «звезд» так много
бесталанных, и даже Хеди Ламарр тоже не
умеет играть!   : :

Нужно обладать одним — счастьем. .

Отцом американской морали, фабрикуе-
мой в Голливуде, является Херст. Ни один
из общественных, научных или политиче-
ских деятелей не оказал столь глубокого
влияния на американскую ‘кинематогра-
фию, как Херст. Началось это в 1911 го-
ду, и вплоть до сегодняшнего дня’ тле-
творное дыхание этого дряхлого старика
отравляет моральную атмосферу Голливу-
да. Десятки газет Херста, журналы Xepera,
радиостанции Херста держат Голливуд в
тисках своего влияния.

Херст — владелец акций крупнейшей
хинофирмы Америки «Метро-Голдвия-Май-
ep». Он выпускает самую реакционную
кинохронику «Метро ньюс». Лидерство в
республиканской партии и в политической
жизни Ёзлифорнии дало ему возможность
сколотить фашистский блок с участием хо-
зяев крупнейших киностудий. Херст окру-
жпл себя наиболее реакционными творче-
скими деятелями. Выполняя его заказы,
они проповедуют, под ханжеской  липе-
мерной личиной, идеал фашиствующей
Америки,

Пресса’ Херста не дает в обиду тех, кто
служит интересам реакции. Во главе
херстовеких борзописцев Голливуда стоит.
Лауэлла Парсонс. Она ведает самым мот-
ным разделом херстовекой прессы — от-
делом сплетен. Она — самое доверенное
лицо Херста. История ее карьеры — это
тангстерский вариант истории Золушки.

Много лет назад Херст «покровитель-
ствовал» киноактрисе Марион Дэвис. Из
ревности OH застрелил известного голли-
_вудекого режиссера. Дело замяли. Ехинет-
венным свидетелем оказалась официантка
на яхте, где произошло убийство, —Лау-.
элла Парсонс. За свое молчание Пареоне
была вознаграждена головокружительной
карьерой Золушки и из официантки пре-

вратилась в королеву сплетен американ-
ской прессы. Сегодня из-под ее пера вы-
холят самые бредовые клеветнические из-
мепиления о Советском: Сотозе.

Духовно руководимая Херстом «фабрика
снов» — так в Америке называют Голли-
вуд — дошла в середине двалпатых годов
до такого разврата и растленпя, что неой-
ходимо было принять меры общественного
	«Литературная газета» выхолит лва раза
	в нелелю: по средам и субботам.
	изучать марксистскую литературу, понес?
комился с творчеством Максима Горького.
С 1908 года Андрей Упит целиком от-
	льности. В рома-
стихах и пьесах
	дался литературной деяте
нах, рассказах, ‘повестях,
	автор разоблачал корыстные устремления
	скрываемые . под
народного  един-
предать  народ-
	и литературного
юющадно обруши-
проповедников
	декадентов и
сле пораже-
	латышской ‚буржуазии,
маской патриотического <
	‘ства», готовность буржуа предать
	‚ные интересы;
В качестве. публициста
	критика Андрей Упит беспощадно обруши-
	вается на буржуазных
	‹искусства ради искусства». ACh
ренегатов. расплодившихся после
	ния революции. 1905. года.
В своих романах «Новые источники»
(1900 год), «В шелковых тенетах» (1912 год)
	‘и «Северный ветер». (1920 год) Упит отра-
зил классовое расслоение латышского 06б-
	итества. антагонизм между его группами,
	показал латвийское ‘крестьянство и и
класс.
	°В голы ‘буржуазной власти в’ Латвии, ойи-
	`рающейся на помошь немецких и англий-
	ских империалистов. Андрей Упит беспо-
нтадно разоблачал враждебный народу %a-
	рактер буржуазного государства, хищниче-
	Торвый альманах
	вуда, замеченных в прогрессивном образе” вудской студией
	мышления. Но реализовать это сумаеброд-
ное решение оказалось невозможным, так
Kak пришловь бы прекратить. О
фильмов в Голливуде.
Американская «евобода ‘творчеетва» _ x0-
ропю выражена в популярной олаивуд-
ской песне:
Они губят ваши рассказы,
Они убивают ваши идеи, -
Они проституируют ваше искусство,
Они издеваются’ над вашей гордостью,
Что вы получите за это?
Лоллар. доллар. доллар!

Это песня про голливудских писателей.
Один из них сказал; «Система, при кото-
рой работаем мы, истощила бы все жиз-
ненные соки даже у таких писателей, как
Шекспир. Наши писатели достаточно ин-
теллектуальны, чтобы понять, что пишут
вздор. Но они недостаточно интеллектуалье
но сильны, чтобы противиться и ч1т0-либо
предпринять».

Главной темой современных «конвейер-
ных» американских картин являются все-.
возможные. разновидности убийств, нарко-
мании, насилий или фантомы. загробной
жизни. Из ста выпущенных за последнее
время картин в семидесяти сюжетом явля-
ются всевозможные варианты ‘убийств.

Среди писателей Голливуда была прове-
дена анонимная анкета: Как они относят-
ся к голливудским фильмам? 128 человек
тветили, что это дребедень; 26 сказали.
что им нравятся картины; 11 воздержа-
ЛИСЬ.

В американской кинопромыптленности
	есть властная «творческая» фигура, коте-
	рой все дозволено, — это продюсеер. это
босе, хозяин: он заказывает и платит. Это
типичная = фигура” капиталистического
фильмопрбизводства. Kak правило, это
наиболее невежественная личность в кино-
производстве. Обычно продюсеер стремит-
ся купить «сенсационный роман», › коТо-
рый поручает трем-пяти писателям, незави-
симо друг от друга, в две недели перело-
жить в сценарий.

Я встретил в Голливуде ° видного про-
дюссера. Он занимается производством ли-.
рических комедий и интересовался, не мо-
жет ли купить сюжеты таковых в Союзе
советских писателей. Я спросил, давно ли
он занимается искусством? Оказалось, что
во время действия «сухого» закона они
его брат (ныне тоже продюссер) на гру-
зовике возили по городам контрабандный
виски. Под капотом их автомобиля были
установлены два пулемета, на руле—гашет-
ка. Братьям-гангстерам повезло, они не
попали на скамью подсудимых и «3а-
работанные» деньги вложили в другое
предприятие — в производство лирических
комедий...

Сегодня асбоциапия американских про-
дюссеров — самая мошная. организация
кинопромьтиленности. Во главе ее стоит
Эрик Джонстон, главный юридический со-
ветник — Бирнс, который по совмеети-
тельству возглавляет и комитет борьбы с
коммунизмом в кинематографии, созданный
во время войны по инициативе Херста,
Недавно Эрик Джонстон получил задание
(OT комиссии палаты представителей: «ста-
вить фильмы, показывающие ужасы тота-
литарного коммунизма».

Брошенный клич подхватил продюсеер
  Rapena Занук — вице-президент фирмы

«ХХ век—Фоке». Он взялся поставить «еа-.
	мый интересный боевик в истории кине-
матографии» — «Железный занавег», 3a-
нук — один из отявленных реакционеров
Калифоэнии. Его клеветнический, антисо-
ветский фильм рассчитан на то, чтобы са-
мым подлым ‘и грязным способом  разжи-
гать ненависть к Советскому (С0103у.
	Главный  продюссер  «Метро-Голдвин-
Майер» — Луи Майер, ближайший со-
ратник Херста и душа голливудских фа-
	шистов. го фирма начала производить
	знтисоветские картины более десяти лет
тому назад. /
		Вышел первый номер московского аль-
манаха «Геймланд» («Родина») на еврейском
языке, издающегося при Corse советских
писателей СССР.

Альманах открывается передовой статьей,
посвященной 30-летию Великой Октябрь-
ской социалистической революции. В отделе
прозы помещены: первая часть нозого рома-
на Давида Бергельсона «Лва мира» (о пер-
вых годах строительства Еврейской авто-
	  номной области). рассказы—Анны Стельмах
	«Дедовы потомки» (о строительстве на ¥ pa-
ле), Г. Полянкера «Командарм и солдат»
(о М. В. Фрунзе з период боев за Перекоп},
	Х. Зильбермана «Руки» (о Великой Отечест-
	венной войне), Р. Боймвол «Комсомолец» —
о московских подростках, и других авторов.

В отделе поэзии напечатаны стихи А. Вер-
гелиса, С. Галкина, Д. Гофштейна, М. Бро-
дерзона, И. Боруховича, Л. Квитко, А. Куш-
нирова, Переца Маркиша, И. Фефера, М. Та-
	лалаевекого. М. Лифшица, Г. Ошеровича,
	Ш. Холоденко, Я. Штеренберга. и других.   дые два месяца.
	№ КУЛЬТЕРА И ТОЧНЫЕ $
	A. КОШТОЯНЦ,
	директор Института истории естествознания
Академии наук СССР
		Альманах будет выходить регулярно каж-
	АКТЫ ИСТОРИИ НАУЦИ
	первым, ROMY удалось заставить сигнал
возбуждать когерер, и это, я думаю. яв-
ляется нововведением, которым. мы .обяза-
ны Попову. Оно в скором времени было
воспринято Маркони и другими».

Всему миру известно, что А. С. Попов
в апреле 1895 гола нублично демонстриро-
вал первую в мире радиолппаратуру! что
он же в январе 1896 года снубликовал
схему радиоприемника, а в марте 1896 ro-
да на историческом заседании Физико-хп-
мического общества впервые в. мире демон-
стрировал реальную возможность ралиопв-
редачи слов. Этими историческихи факта-
ми, закрепленными в печатных локумен-
	тах, автор пренебрегает либо по ЗлОМУ УМЫ:
	слу, либо по невежеству.

Можно ли расценить иначе  полобного
рода «забывчивость». мистера Культера, а
вместе с ним и редакции американского
журнала «Сайенс», как злобный  вынал
против русской, сэветекой науки? Кажлому
тобросовестному ученому понятно. что TI
добного’ рода выступление американского
научного журнала и его звторов ничего
общего с подлинной наукой не имеет.

Хотя м-р Культер и покровительству-
ющий ему ‘редактор журнала «Сайенс» В
своем злопыхательстве пытаются о вопреки
	 Фактам отрипать роль русской науки. чест-
	ныс ученые всего мира будут всегда с ува-
жением относиться к истории мировой
науки и к ее выдающимся деятелям, ереди
которых А. С. Попов— замечательный нэ-
ватог науки и техники нашего возмени—
пс праву занимает выдающееся место.
	: КОРНЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
ДИН, А, ТВАРДОВСКИЙ.
	-76-02, внутренней жизни и отдел
			‚Во: время заседания Британской аесоци-
	зции содействия науке в Ливерпуле в сен-.
	тябре 1896 года между известными бри-
танскими физиками Лоджем и Кельвином
имела место беседа. Кельвин поинтересо-
вался, Rak далеко удалось Лоджу ‘перела-
	> . © a С 1

Подобное извращение исторических фак-  вать сигналы. Лодж ответил: «0, около.
тов, оказывается, нашло. евое повторение   двух миль». Лорд Кельвин одобрительно.
недавно и в Новом Свете. В известном   встретил это заявление. «Это хорошо.
	американском журнале «Сайенс» появи-
лась статья некоего ‘Фрэнсиса Культера
под заглавием ` «Сэр Оливер Лодж, лорд
Кельвин и волны Герца», ‘в которой этот
новоявленный историк науки пытается
опровергнуть приоритет Попова (новый ва-
риант!) и достаточно ‘откровенно при‘этом
выражает свою  антипатию к Советскому
Союзу. Поводом для опубликования своей
статьи м-р Вультёр считает «притязания
Советов на то, что русские ученые пред-
восхитили открытие Маркони» (!). He
упоминая даже имени А. С. Попова, м-р
Культер нытаетея противопоставить «при-
	‘тязаниям Советов» «факты».
	Лодж. Если мистер Маркони может  пере-
ать на одну милю, то вы, конечно, може-
е передать на две». Вот и вся «истерия»...

Эти «исторические» изыскания“ м-ра

Вультера, опубликованные в - «Сайенс»,

имели целью заставить читателя поверить

в то, что приоритет в изобретении радио-

связи принадлежит британскому физику
	связи принадлежит оританскому физику   добного рода выступление
Оливеру Лоджу. Но незадачливый «историк   научного журнала ира
	пауки» Не предполагал, что зашитни-
ком приоритета русского изобретателя вы-
ступит. сам Лодж.
	  Известно; что в 1908 году Оливер Лодж,
получив от Русского физико-химического
  общества запрос по поводу значения работ
‚А. С. Попова и его приоритета в изобрете-
	нии радио, писал обществу, между прочим,
следующее: «Я всегла был высокого мне-
ния о работе профессора Попова в связи с
беспроволочной телеграфией... Попов был
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	‹ Ваковы же эти ‘факты?

М-р Культер цитирует воспоминания
британского физика Джона Харкера, кото-
рый в 1914 году на собрании в Броунинг-
Ход, в Лондоне, рассказал «историю»,
которую, как пишет Культер, стоит  по-
вторить опять-таки «по поводу аня
Советов».

Эта «история» такова.
	Редакционная коллегия: В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТОВ, А.
Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН. Н. ПОГО)
	Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: литературы. и искусства — К 4
— К 4-60-02, междунаролной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации — К 1-18-94, издательство — К 3-37-34.

Типография имени И. И. Скворцова-Стеланова, Москва, Пушкинская площаль, 5.