Даллес
в Дариже
	Письмо из Франции
	„При выборе кандидатов на французский
трон гаулейтер Фостер Даллес, areca
sacayra rocnox Batoma, Wlymana  Ulapaa
де Голля, кажется, склоняется в сторону
последнего, Это великолепный повод для
того, чтобы поручить ему всю политико-
полицейскую. кухню, которую он считает
недостаточно приправленной кухонной со.
‘лью и прочими еще более, отвратительными
пряностями.

Малыши — Блюм, Шуман, Бидо и др,
задыхаясь от ревности, визжат: «Это не.
справедливо. Разве еще недостаточно сде
лано за ваши доллары? А случай в Боре.
гаре? Этого вам мало? А высылка со:
ветских граждан; бесплатное оскорбление,
нанесенное союзным и военным друзьям из
миссии по репатриации и ее начальнику?
Этого недостаточно? Нет? Но можно же
добавить. Для вас вышлют других совет.
ских людей, арестуют еще военных, сот.
рудников посольств ‘с улицы Гренель, ж
обышут, оскорбят и выбросят за границу.
Опять мало? Так мы отвимем детей у со.
ветских армян,  возвращающихся  домой.,
Превосходная идея, и`ее так легко осуще
ствить. —

Пока. англичане ‘будут устраивать свон
дела, мы будем пичкать наши дурные голо:
вы обещаниями относительно долларов и
заатлантического хлеба. Правда, он почти
не растет сейчас на американских полях, но
зато мы снабдили Францию новым англо-
саксонским горючим. высшего качества,
Неблагодарные жалуются на то, что STO He
согревает. Почему бы не бросить в их оча.
ги большой кусок бумаги, как  франко-
советский пакт, например? Это, по крайней
мере, даст искры».

Но Шарль де Голль сказал Даллесу:

«Только я один велик. А я со всем своим
величием валяюсь в грязи, о, владыка дол.
лара; чтобы лизать твои ступни. Не слушай
этих мелких шутов. Дело в Борегаре—фи!
Жалкое, смешное, дурацкое дело, проведен:
ное вопреки правилам великой современной
тактики и стратегии. Вот я, великий специа-
лист по танкам и моторизованному оружию,
я вам организую массовые, грандиозные,
молниеносные Борегары. Полицейские и
провокационные операции?! Но эти люди в
них ничего не смыслят! Я вам покажу, ка:
ким великим артистом и техником я явуя-
юсь и как сторонник традиций и как нова,
тор. Я сейчас же проявлю себя в этом от:
ношении, как только я верну себе своего
верного Пасси от кагуляров .

Что касается франко-советского пакта, то
уберите: ваши лапы, господа! Пакт. принад-
лежит мне, пакт—мой. Я его подписал; я
его и‚разорву. Никто не имеет на это права,
кроме меня, Я сделаю это со всем величием
и лойяльностью, в силу великого принципа:
«Я могу сказать лишь одно. Он мне нужен,
и я его забираю». Само собой разумеется
для того, чтобы вручить Даллесу.

«Что касается франко-советского‘ пакта,—
суетится Бидо, — то бог. и его ангелы, а
также генерал подтверждают, что мы, поеха-
ли в Москву, чтобы подписать этот. доку:
мент, из которого я тут жё стал изгонять
беса: Но я совсем не ‘хочу его рвать, Я %0чу
его. изменить, Достаточно только ‘изменить
в нем два маленьких, ничего не значащих
	слога. и читать «антисоветский» вместо
франко-советский пакт и все в порядке. То-
гда мы сможем свободно арестовывать
	производить обыски, высылать на все четы:
ре стороны, Вот, отец чеков, наш гибкий
Образ действия, которому ты ‘не можешь
предпочесть грубые комбинации этого roc:

подина с длинным тулФвищем и маленьким
черепом», _

—!On ‘длинен_ ‘как ‘лень без хлеба
	MS сеине, Как день 0ез  хХдеба,
Мы все взберемся один другому на пле:
	чи, и в таком виде будем пресмыкаться у
	х Ног, — предлагают Шуман, Блюми
Бидо. ?

Спор: продолжался, Фостер Даллес напе:
вал американскую песенку: «Французы —
смешная раса». Но это — некоторые фран:
цузы. А те, которые плюют и на Даллеса,
	и на де Голля? Гаулейтер Даллес ‘уже вы:
	нес свой приговор в отношении их, но фран:
цузский народ еще скажет свое последнее
и грозное слово.
	ЖАК ле ЖАК,
ПАРИЖ.
	  Pewwatom „боссы“ и „лобби“.
	Американская демократия сейчас — один
из наиболее широко рекламируемых товаров
на мировом политическом рынке, Кто толь-
ко ни расхваливает эту «жемчужину атлан-
тической цивилизации»! Ялчин и Надь
Ференц, Даллес и Мальро,. Херст. и просто
публичные девки в, кафещантанах средней
руки, американские спекулянты дома и за
границей, заправилы Уолл-стрита и состоя-
щие при них усердные чистильцики сапог
из правосоциалистического лагеря, — вся
эта шумная компания расхваливает свой
товар разнообразнейшими и сладчайшими
голосами, порываясь под шумок силком
всучить его любому зазевавшемуся народу.

Один из наиболее  прославляемых . про-
дуктов заокеанской демократии — это си-
crema выборов и представительных органов
США.
	Что ж, попробуем разобраться в том, что
представляет собою этот «продукт» в дей-
ствительности,

В одном из Номеров «Экономик аутлюк»—
бюллетеня, издаваемого конгрессом произ-
водственных»е профсоюзов, — с год назад
была помешена весьма примечательная ка-
рикатура: из граммофонной трубы льется
«избирательно-колыбельная песня». Под ее
звуки: сладко дремлют рабочие-избиратели,
а тем временем в урну, ухмыляясь, опу-
скает бюллетень упитанный джентльмен в
цилиндре.

Страница открывалась крупным лозун-
rom: «Если народ голосует. — он выигры-
вает!» a

А на обороте находилась чрезвычайно
выразительная таблица, из которой видно
было, что американцы в общем . что-то. не
очень уж охотно в последние годы голо-
суют. Это были данные о выборах в кон-
гресс США в 1942 году.

Самый высокий процент избирательной
активности показал штат Невада: 59. Толь-
ко в восьми из сорока восьми штатов про-
цент голосовавших превысил головину
имеющих право выбирать. В двадцати ше-
сти штатах голосовало от 30 до: 50° процен-
тов, а в остальных четырнадцати штатах от
2 до 28 процентов! =

Из каждых ста американских граждан,
имеющих по закону право избирать в кон-
гресс США, голосовало: в штате Оклахома
двадкать восемь, в штате Северная Каро-
лина — тринадцать, в Арканзаее и Флори-
де — по девяти, в Вирджинии и Луизиа-
не — по шести, в Джорджии, Алабаме и
Миссисипи — по четыре, а в. Южной Каро-
лине — два (!) человека! :

Если вас удивит такой  поиетине
чудовищный абсентеизм, то ‘любой аме-
риканский средней  опытности  поли-
тикан  «раз’яснит» вам, что  амери-
канец волен участвовать или не уча-
ствовать в выборах; что в Южной Кароли-
не активность при выборах в конгрессе не
превышала 10 процентов в лучшие годы; и
что именно при такой убийственно ничтож-
ной активности избирателей стал в свое
время «народным избранником», то-есть се-
натором США от этого штата, ныне печаль-
но известный мистер Бирнс; что именно
при такой позорной активности избирате-
лей Южной Каролины прошел в конгресс
другой прославленный поджигатель вой-
ны-мистер Дорн. Это тот самый Дорн. ко-
торый, клянясь «демократией», заявил на-
днях в палате представителей: единствен-
ное, что «удержало бы коммунизм», это
«воздушные силы, которые смогут летать
вокруг земногб шара и возвращаться, в0з-
душные силы, способные и желающие при-
менить атомную бомбу... Я верю в такую
политику, чтобы в одной руке держать
ружье, а в другой — библию». Вам, нако-
нец, раз’яснят, что во время выборов. 1946
года число избирателей, участвовавших в
голосовании, составило по всей стране все-
го 39 процентов,

Мало?

Да, не густо. Впрочем, если вы заслу-
живаете особого доверия и нигде поблизо-
сти нет осведомителя «истинно-демократи-
	es
Л. ЛАГИН
®>

средство подставить ножку конкурирую-
шей партии и заполучить побольше голо-
сов. «Народ обманывали, отвлекали от его
насущных интересов посредством эффект-
ных и бессодержательных ‘дуэлей двух
буржуазных партий» (В. И. Ленин).

Может быть, самой трагической фигурой
в американских избирательных кампаниях
является так называемый «протестующий
избиратель». Это человек, голосующий за
ту из партий, которая в данный ‘момент не
находится у власти; он голосует не потому,
что именно этой партии он верит, а потому,
что хочет наказать ту, которая, находясь
у руля управления страной, обманула его
доверие. Именно такие «протестующие Из”
биратели» во время прошлогодних выборов
дали республиканцам большинство в обеих
палатах конгресса. :

Но кроме двух палат, где эзаседают
избранные представители, в Вашингтоне
существует и активно действует Tax Ha-
зываемая «Третья палата конгресса». Она
не предусмотрена конституцией. Эта «па-
	лата» состоит из легиона «толкачей», кото-
рых крупнейшие фирмы страны посылают в
	Вашингтон, чтобы там, используя свои с8Я`
алла Ана затитали  интезесы
	хозяев. Эти ловкие, хищные агенты of OL
стрита заполняют кулуары конгресса и по-

чо хе it
	тому так и называются в народе: «лобби»
(cnono «lobby» означает кулуары). Гово-
рят, что, по крайней мере, сотня из них по-
лучает большее жалованье, нежели прези“
дент Соединенных Штатов, Об этих «лоб-
би» пишут научные труды. Профессор
В. Мунро так говорит о них в своей нашу-
мевшей книге «Невидимое правительство»:

«Страна в целом не имеет понятия о чис-
ленности и влиянии настоящих делателей
законов. Около 650 из них находятся на
постоянной службе в регулярно действую-
ших. главных квартирах. Еще «большее
число ‘находится в столице временно и
воюет там.до тех пор, пока не принимают-
ся мероприятия, в. которых оно заинтересо-
вано; и буквально сотни из них постоянно
приезжают и уезжают, Большинство людёй
думает, что законы страны составляются
531 представителем в конгрессе США. Окн
не замечают необычайно мощного законо“
дательства «лобби».. Конгресс может вре-
мя от времени отдыхать, но «лобби» рабо-
тают беспрерывно... «Лобби» стали суще-
ственной частью нашего невидимого прави“
тельства» *.

«Лобби» обволакивают членов конгресса
сетью интриг, помогают делать карьеру,
	ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
	ПАРЛАМЕНТСКИЕ
МОШЕННИКИ
	Не так давно в благородном семей-
стве английских лейбористов ‘разразил-
ся ‘очередной скандал. Спикер палаты
общин, словно судья, об’являющий при-
говор, надел свою черную шапочку и
возвестил палате сенсационную новость.
Суть дела, по сообщению журнала
«Тайм», сводится К следующему: реше-
нием специальной комиссии’ палаты 06б-
щин был исключен из ее состава лей-
борист Гарри Эллиген. Поводом к это-
му послужила. помещенная в «Уорлд
‚пресс ньюс» статья Эллигена, в которой
OH обвинил некоторых членов  парла-
мента в продаже секретной информации
различным органам печати.

Члены парламента были шокированы
столь недопустимой откровенностью.
Началось расследование, и в результа-
те выяснилось, что среди членов пар-

подкупают конгрессменов и сенаторов Bae
личными деньгами или увесистыми пакета`
ми акций и безжалостно пускают og OT-
кос непокорных парламентариев. Они He
жалеют денег: для того чтобы провалить
в конгрессе законопроект, угрожавший ин“
тересам газовых и электрических компаний,
они в короткое время затратили свыше Мил-
лиона долларов:

«Сомнительно, — ‘указывалось ‹во «Нью-
Йорк таймс `мегезин»; когда была раскрыта
эта .панама,*— чтобы когда бы то ни было
раньше имел место такой сильный и 6ec-
‘стыдный набег на казначейство и конгресс.
Законодателям угрожает политическая
смерть, если они не действуют в интересах
тех, кто пишет законы за пределами обеих
палат и вносит их в конгресс для бесспор-
ного одобрения».

Это очень горькие слова. И все же они
только частично раскрывают неприглядное
положение, царящее в этом отношении
в США. .

«Оккупационную политику» в конгрессе
и сенате США осуществляют, с одной сто-
роны, «лобби», а с другой — партийные
«боссы» обеих партий.

«Босс» по-английски значит «хозяин».
Партийный «босс» — все равно, в демокра-
тической или в республиканской партии, —
это матерый, видавший виды  политикан,
натренированный в грязнейших выборных
махинациях. Бывают годы, когда число из-
бирательных кампаний доходит до двадца-
ти двух: выборы президента, выборы в па-
лату представителей и сенат США, в сена-
ты и законодательные собрания штатов,
выборы губернаторов, мэров, членов муни-
нипалитетов, судей и т. д. ит. п. Распре-
деление около 750 тысяч хорошо оплачи-
ваемых должностей — от сенатора и до
сельского шерифа,—а также значительно
большего количества невыборных должно“
стей зависит от того, какая партия победит
у избирательной урны.

Официально все обстоит в высшей степе-
ни демократично. Собираются местные пар-
тийные конференции, выбирают свои руко-
водящие органы, намечают кандидатов на
выборные должности. Все это происходит
в громе и грохоте дискуссий, в обстановке
яростных взаимных обличений.

Но фактически и на местах и в центре
все партийные дела вершат неизвестные
широким массам, обычно не занимающие
никаких должностей, но обладающие‘ по-
длинной полнотой власти партийные «бос-
сы».

О «боссах», так же как и о «лобби», в
Америке пишут книги. В книге «Политиче-
ские партии и политические проблемы
в США» профессор Вудбарн пишет:

«Босс» не считается с мнением людей, но
контролирует их интересы. Его ринг (груп-
па активистов) формируется для достиже-
ния личных целей, игнорируя обществен-
ные нужды. Он совершенно не заботится о
принципах своей партии... Каждый, помо-
гающий боссу, получает свое вознаграж`
дение: рабочий — работу, служащий —
	службу, полицейский — более высокий
пост или полагающиеся взятки, подряд-
чик — контракт на общественные работы;
	банкир. пользуется общественными деньга-
ми, преступник избавляется от преследова-
ния, местный торговец получает некоторые
особые привилегии, а крупным корпорациям
снижают расходы...»

Тут упомянуты преступники в качестве
избирательных «активистов». Это не’ опе-
чатка. Глава бюро по борьбе с «ракетами»
(бандитскими шайками) в Нью-Йорке Двей
писал в 1935 году: ^

«Оплата за услуги во время выборов чз-
рез криминальные власти - традиционный
метод. Когда. член «ракета» попадает к
следователю, его оправдывают. Когда по-
ставщик голосов арестовывается, он нахо-
дит друзей в суде». .

«Лобби» узаконены практикой и поль-
зуются покровительством конгресса; «бос-
сы» признаны основной и решающей пар-
тийной фигурой в обеих партиях. Все в
обеих партиях и конгрессе остается по-
прежнему уже в течение многих лет, и ря-
довой американец протестует против этих
«истинно американских институтов» лишь
тем, что не идет к избирательным урнам. ©

Впрочем, истинных хозяев и законодате-
лей страны — капиталистические монопо-
лии — это не так уж интересует. Важно,
главным образом, сохранить видимость де-
мократии.

Видимость сохраняется.

Формально все обстоит. правильно.

А по существу — налицо самое циничное
и грубое издевательство над правами массе,
над американским народом.
	® 5$
_* Цитирую. mo книге В. Лана «Классы и пар-
		СВОБОДА СЛОВА! ПО-АМЕРИКАНСКИ.
	Рисунок из демократического журнала
молодежи СПТА «Юность».
		И
Не хуже и не лучше Трумэна.
	На председательском месте в палате
представителей конгресса США восседает
скучный, тупой, как будто. набитый отру-
бями человек. В конгрессе он заседает уже
24 года, ‘а до этого он 6 лет был’ депута-
том законодательного собрания штата Мас-
сачусетс. `Таким образом, речь. идет о ти-
пичном «профессиональном. конгрессменех».

Тридцать лет он сидит’ в одной и той
же позе, не только не стараясь поспеть за
временем, но, наоборот, с явным сожале-
нием озираясь назад, на те годы, когда
улины  освешались газовыми фонарями,
люди ездили в одноконных шарабанах A
профсоюзов еще не было или почти не
было:

Согласно новому   закону о преемствен-
ности президентской власти, — когда уми-
рает, подает в отставку или бывает отре-
шен от должности вступивший в исполне-
ние обязанностей президента вице-прези-
дент, последнего должен заменить. не госу-
дарственный секретарь, как это было, рань-
ще, а председатель налаты предста-
вителей; Таким образом, случись что-ни-
будь с президентом Трумэном до истече-
ния срока его президентских полномочий,
в Белый Лом войдет ‘не генерал Маршалл,
а вышеупомянутый скучный человек -—=
Джозеф В. Мартии младший, республика-
нец из штата Массачусетс.

За пределами Норт Эттльборо, откуда
он родом и где ему в течение двенадцати
раз удалось побеждать на выборах, Джо
Мартина мало кто знает, хотя население
Норт Эттльборо составляет всего около
10.000 человек и многие друг с другом
знакомы. а :

Желтая газета «Нью-Морк дэйли ньюс»,
пытаясь в августе 1947 года устроить пыш-
ную рекламу Джо Мартину, несмотря на
все свои старания, не смогла в нем найти
все же никаких более «привлекательных»
качеств, чем «кропотливость» и «тяжело-
весная солидность». Конец посвященного
ему газетного панегирика был совсем не-
ожиданным: «Самое большее, что можно
сказать о Джо Мартине, — писала «Дэйли
НЫЮс», — это то, что из. него президент
вышел бы не хуже и не лучше Трумэна».
Своей бесцветностью Мартин перещеголял
даже президента Кулиджа, который, по
общему признанию, являлся своего рода
рекордсменом в этой области, Зато по от-
ношению ко всему прогрессивному ов про-
являет совершенно бешеную ненависть.

В Норт Эттльборо Мартин владеет стра-
ховой конторой и обеими местными газета-
ми В других городках его избирательного
округа владельны газет также прибраны
им к рукам. Таким образом, пресса защи-
щает Мартина от взоров «недостойных».
В округе даже привыкли уже к мысли,
что бороться с Мартином при помоши  из-
	бирательных бюллетеней — дело рискован-
ное с точки зрения последствий и безна-
дежное —с точки зрения результатов.

Мартин только раз в. жизни выезжал за
пределы США: в 1927 году он посетил
Италию. Из поездки он вернулся в под-
ном восторге от Муссолини и. его режима.
Тогда Мартин считал, что Муссолини
«подражает. Америке». Теперь Мартин хо-
чет, чтобы Америка подражала Муссолини.

В самом разгаре второй мировой войны.
Мартин публично заявил, что «Америка ве-
дет одновременно две войны — против
Германии и Янонии и против Рузвельта».

Еще в законодательной палате штата
Массачусетс Джозеф Мартин яростно
возражал против предоставления женщи-
нам равных избирательных прав. с мужчи-
нами, как и против других прогрессивных
мероприятий; учреждения пенсий для пре-
старелых, расследования причин, высокого
процента сзаболеваемости туберкулезом в
промышленных центрах, = обязательного
школьного обучения детей в возрасте от. 7
до 15 лет, ограничения и контроля над
расходами кандидатов во время предвыбор-
ных кампаний.

В конгрессе. Мартин продолжал-свою ли-.
нию самой активной защиты наиболее реак-.
ционных законопроектов’ и энергично про-
тестовал даже тогда, когда поднимался
вопрос об ассигновании средств для обес-
печения школьников завтраками.

Во. время последней избирательной кам-
пании Джозеф Мартин был обвинен в том,
что он бессовестно преследовал своего по-
литического конкурента, пытался‘ натравить
на него и на его сторонников комиссию по
расследованию антиамериканской деятель-
ности, организовал ограбление их штаб-
квартиры, подслушивал их разговоры по
телефону и т. п.

Ныне в качестве председателя он не вы-
ступает в прениях и не участвует в голосова-
нии, но зато находящийся в его руках мо-
лоток сразу же пускается им в ход, как
только раздается голос таких прогрессив-
ных членов конгресса, как Маркантонио,
Селлер и другие. -
	Мартин, являющийся ныне лидером ‘рес-
публиканцев в палате представителей, твер-
дой рукой партийного «босса» сколотил: по-
давляющее большинство в пользу реакцион-
ного закона Тафта — Хартли и закона о
новых нормах подоходного налога, облаго-
детельствовавшего богачей и давшего им
возможность сэкономить миллионы  долла-
ов.

P Мы нарисовали  беглыми штрихами
портрет этого воинствующего оруженосна
американской реакции, биография и, поли-
тическая карьера которого весьма типичны
для лжедемократии доллара.

С. КОЗЕЛЬСКИЙ.
	Пи комиссии по расследованию анти-
американской деятельности, вам скажут,     мацию, находился и сам Гарри Эллиген,
пожав плечами:   тайно связанный с газетой «Ивнинг

— А, по совести говоря, политика у нас’!   стандард» и «получавший за передачу
`в Америке — достаточно грязное дело. Мо-    секретной парламентской информации

ламента, продававших секретную инфор-

можешь не голосовать,
эм счете, все решают
	жешь голосовать, можешь
все равно, в конечном счете,
	59 фунтов стерлингов в неделю».

Один из лидеров, лейбористской пар-
тии Герберт Моррисон предложил ис-
ключить. Эллигена из состава членов
парламента на 6 месяцев. Но Уинстон
Черчилль настоял на полном его исклю-
чении из парламента. «Не сметь выно-
сить сор из палаты общин» — в этом
был основной смысл выступления Чер-
чилля,

Таковы нравы «избранников народа»

в классической стране буржуазного
парламентаризма. ^

«боссы», «лобби» и их хозяева с Уолл-
‘стрита...
Для рядового ‘американца давго уже
	окончательно сгладилась какая бы то ни
было разница между обеими партиями —
республиканской и демократической, вы-
ставляющими своих кандидатов. Обе эти
партии одинаково верно служат интересам
капиталистических монополий Обе они не
имеют постоянных  писанных › программ.
Вместо программ стряпаются избиратель-
ные платформы к очередным выборам, как

В ЧЕРНЫШЕВ
	Охваченные жаждой власти, кандидаты
принялись выплескивать друг на друга
ушаты грязи. Сколачивались группировки
и блоки. Создавались всевозможные ло-
вушки.

«Исторические» партии, или, как здесь
их называют, «партии порядка», консерва-
торы и либералы, вот уже восемь лет но-
терявшие президентскую власть, на этот
раз решили вновь добиться ее любой це-
HOH.

Они договорились о выставлении единой
кандидатуры, могущей рассчитывать Ha
поддержку не только либералов и Консер-
ваторов, но также и аграриев. Было реше-
но созвать трехпартийную конференцию.
Й вот такая конференция, с участием се-
наторов и депутатов, этих партий, откры-
лась в здании чилийского сената.

Каждая партия стремилась протащить в
качестве кандидата своего человека, Кон-
серваторы голосовали за Крус `Коке, а ли-
бералы отстаивали три кандидатуры: Арту-
pa Алессандри, председателя иностранной
комиссии сената Хосе Маса и бывшего
вице-председателя партии Франциско Буль-
нее Корреа. Аграрная партия выдвигала
так называемого «независимого» сенатора
Хайме Ларраин: Ругань длилась целую не-
делю, достигнув предельного накала. Дея-
тели’ всех трех партий. изошрялиеь в 3а-
кулисном плутовстве. Однако перехитрить
друг друга не удалось никому; терпение
кое у кого лопнуло,. и’ разговоры, так ска-
зать, перешли на личности. Артуро Алес-
сандри назвал своего коллегу по сенату
Крус Коке «политической ханжой». В свою
очередь, сторонники католика об’явили
председателя сената «старой проститут-
кой». Обиженный и рассвирепевший преста-
релый интриган и политический пройдоха,
прозванный «Львом из Тарапака», не остал-
ся в долгу и обозвал все трехпартийное
собрание «благородным публичным домом»,

После такого’ финала кандидаты  «пар-
тии ‘порядка» решили выступать самостоя-
тельно.

Tem временем Альфредо Дуальде,_сена-
тор и вице-президент, не  довольствуясь
властью второго человека в республике,
нажал на все доступные ему рычаги, вклю-
чая прессу, агентов полиции и обанкро-
тившихея политиков, чтобы достигнуть
президентского места. С большой помпой
было об’явлено, что Дуальде решил отка-
заться от вице-президентских функций 4,
уступая «воле. народах, выставил свою кан-
	дидатуру на президентский пост. Ловким
маневром Дуальде передал вице-президент-
ство своему другу адмиралу Мерино Белич,
без лишней скромности заявив при этом,
что он «лишь временно покидает управле-
ние страной, чтобы вернуться затем во
дворец ля Монеда в качестве избранного
президента». ге

В специальном поезде, окруженный сы:
щиками и жуликами, начал он предвыбор-
ную поездку по югу страны. Тут-то и был
отдан «специальный сигнал» о повсемест-
ной расклейке портретов Дуальде и о рас-
пространении агитационной — литературы,
подготовленной его кликой.

В то время как Дуальде путешествовал
от, Савт-Яго до Осорно, в столице не дре-
мали. Министр финансов Пабло Рамирес,
якобы по специальной доверенности быв-
шего вице-президента и по его личной
просьбе, вступил в переговоры с кандида-
том либеральной партии Артуро Алессанд-
ри. Переговоры носили довольно  зага-
дочный характер. Известно лишь, что «Лев
из Тарапака» перехитрил  дуальдовского
финансиста. «В интересах нации» между
двумя политиками было достигнуто любо-
пытное соглашение: Артуро Алессандри и
Альфредо. Дуальде снимают свои кандида-
туры, призывая избирателей оказать дове-
рие кандидату, появившемуся в результате
новой политической комбинации. Этим кан-
дидатом оказался... сын Алессандри — се-
натор Фернандо. :

Возвратившись в Сант-Яго, незадачли-.
вый Дуальде, как ни в чем не бывало, со-
гласно официальному коммюнике, «присту-
пил к выполнению временно прерванвых
вице-президентских функций». Какая ла-
коничность! Такая практика игры госудяр-
ственными постами, передача этих постов
родственникам или близким людям встре-
чается не только в Чили, но и в ‘других
латино-американских республиках и пред-
ставляет одну из особенностей этой, так
хвалимой за океаном «демократии»,

После ряда комбинаций чилийцы, нако-
нец, узнали, что на предстоящих выборах
остаются четыре кандидатуры: три -сена-
тора — Гонсалес Видела, Круе Коке и
Фернандо Алессандри; четвертым оказался
патентованный агент ‘американской федера-
ции труда, представитель «третьей силы»,
ссциалист Бернардо Ибаньес. Как обычно,
кандидаты огласили свою избирательную
программу ‘и произнесли немало пылких;
лживых и демагогических речей.

Вот, например, что пел Гонсалес Видела:

«Я уничтожу секретную полицию... Мне
нечего таить от своего народа. Я клянусь,
что вооруженные силы никогда не будут

ВЫБОРЫ ПО-ЧИЛИИСКИ

=
	стоялась стотысячная демонстрация.
площади Бульнес около же
дворца жандармский генерал  Малдонадо
приказал рассеять «коммунистических бун-
товщиков». ‘По всем’ правилам ведения
уличного боя жандлармы повели атаку’ на
безоружный народ. Было убито восемь де-
монстрантов и свыше двухсот получили ог-
нестрельные ранения.

Мой собеседник не мог предположить,
что мне об этих событиях неизвестно. По-
тому-то он и осекся, упомянув имя Хуана
Риос, президента этого «демократического
островка»...

Мое пребывание в Сант-Яго, в столице
«маленького демократического островка»,
совпало с началом досрочной кампании по
выборам нового президента ‘(хотя Хуан
Риос в ту пору был еще жив). :
	Радикальная партия выставила свойм
кандидатом Гонсалеса Видела. В свою
очередь, государственные чиновники и
	агенты таиной полиции вели в стране пред-
выборную агитацию в пользу вице-прези-
дента Дуальде. Они предупреждали губер-
наторов и управляющих провинциями ©
том, что до «специального сигнала» агита-
ционную литературу распространять не
следует. Во всю эту возню вплелись го»
лоса из-за рубежа — из США и, конечно,
из Ватикана. Оттуда без стеснения указы-
вали, кто из выдвинутых кандидатов мог
бы рассчитывать на финансовую поддержку,

В Сант-Яго прибыл из Аргентины авиз-
ционный ад’ютант генерала Перона, при-
хватив на всякий случай «список - имен»,
угодных аргентинекому президенту. В чиё-
ле этих имен, как сообщили газеты, ‘зна
чились Альфреде Дуальде, чилийский по-
сол в Буэнос-Айресе Кинтана Бургас, каз
толический сенатор Крус Коке и ‘другие
Авиационный ад’ютант, действуя от имели
своего хозяина, своеобразного агента северэ-
американского капитала, притворяющегося
самостоятельным политиком, любому из этих
кандидатов обещал субсидию в 20 миллионов
чилийских несо. Ходили слухи о том, что В
избирательную кассу Крус Коке уже по-
ступили 3 миллиона американских долла-
ров, переведенные из Нью-Йорка и Рима.
Поговаривали также, что «Лондонский
южно-американский банк» благоприятно от-
несся бы к поддержке кандидатуры Арту-
‘ра Алессандри, председателя чилийского
  сената, уже трижды восседавшего на пре-
зидентском кресле.

использованы против трудящихся.,. Я на-
кажу всех, чьи руки обагрены кровью на-
рода».

«Землей должен владеть тот, кто возде-
лывает ее... Хорошо будут жить все, кто
создает материальные ценности».

<... Я вырву нашу страну из когтей сева-
ро-американского империализма».

Другие кандидаты не менее хвастливо
обещали всякие блага избирателям. Социа-
	лист Ибаньес даже поклялся осуществить

eee ам Н
	вакую-то «социальную революцию» и по-
строить «иной мир справедливости и соци-
ального порядка».

В то же время агенты кандидатов не
только произносили речи, но и действова-
ли: подкупали одних, продазались пругим,
угрожали и заискивали. Кандидаты шли на
	Выражение «Давай, потом получишь»
означает обычно вымогательство денег у
избирателей. Кандидаты и их доверенные
ходят по частным домам и выпрашивают

РС
	и сз. смея взамен от имени ‚буду-
щего президента предоставление важных
	НОННА или дипломатических. по
	Кульминационным пунктом избиратель:
	NEES BEE EES

ной механики является день выборов, В
стране, по существу, вводится осадное Md
ложенне. Армия приводится в состояние
	Veen готовности. ВБ городах и населенных

пунктах. назначаются специальные военные
коменланты.
	Я сам видел, как у здания Чилийского
	Мне предстояла поездка в Чили.

Известный американский журналист, на-
ходившийся в то время в Мексике, узнав
об этой будущей моей поездке, предложил
познакомить меня с маршрутом, а. заодно
«ввести в курс» политических событий В
Чили — этого «демократического островка»,
как. OH выразился. Он говорил 0
сказочной экзотике. маленьких стран, Цент-
ральной Америки. Затем описал знойную
Панаму и Эквадор, рассказал о. неперела-
ваемой окраске эквадорских попугаев, а
затем, наконеп, добрался до. Чили, Востор-
женность его дошла до предела, когда он
заговорил о вкусе чилийского винограда и
букете чилийских вин. +

О. чилийских сенаторах и депутатах, 0
военных деятелях и министрах mol coer
седник говорил с не меньшей симпатией,
цем о винограде. Лишь вспомнив о’ ‘прези-
денте Чилийской республики Хуане Риос,
который только что посетил MucTepa Tpy-.
мэна, а. возвращаясь в’ Сант-Яго, сзадер-
жался на несколько дней в  Мексико-сити,
мой собеседник неожиданно смутился. Его
рассуждевия о чилийских политиках и «де-
мократическом островке» оборвались, и он
возвратился к экзотике = американских
стран, принявшись рассказывать о каких-то
особых видах чилийского кактуса, о народ-
ном танце «куэка» и об. особом вкусе пи-
рожков эмпанадас. Стремительное возвра-
щение от политиков к кактусам было со-
вершенно понятно. Разговор наш происхо-
дил в январские дни 1946 года, когда в
Чили (как и в сентябре 1947 года), на
угольных шахтах Лота и Швагер, на сели-
тровых полях Антофагоста и Тарапака пре-
кратили работу десятки тысяч. людей.

Бастовавшие требовали честного выпол-
нения  предпринимателями. коллективных
договоров и уважения профсоюзных прав
абочих. Тогдашнее правительство Риоса—
уальде, как и нынешнее ‚правительство
Гонсалеса Видела, обвиняло коммунистов. В
организации «политических бунтов». Неко-
торые профсоюзы были закрыты. В. каче-
стве штрейкбрехеров: использовались
команды военных моряков и жандармов.

Незаконные действия правительства вы-
звали бурю протестов. В стране была об яв»
	лена всеобщая забастовка. В столице се”
а о
]
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
	№ 65
	nun NBBCPCHTCTa, B OAHOM H3 NO’eanop KOTO
все, чтобы добиться власти. В Чили в период   7 о > а
Е р рого размещен был избирательный пункт,

избирательной борьбы часто употрэбляют- стоя 4
ся слова: «Бери, потом посмотрим». н «Да.   СТОЯЛИ танкетки и трузовики с тяжелыми
	вай, потом получишь». Обычные взятки
именуются скромно  «пожертвованиями».
Коммерсанты, банкиры, помещики. “вла:
дельцы предприятий, опережая события,
ставят на возможного президента, чтобы
застраховать себя при любом варнанте.
	взятки    УЛеметными
взятки   ?.

события,   Мя Чилийских выборов им
	Меры военной предосторожности во вре
	сео о РУ ров имеют свои - СМЫСЛ.
ередко в этой стране избранным оказы-
	вается не тот, за ког

ЕЕ

о было подано дей-

В Сант-Яго мне передавали одну _исто-   “ ВИТельное большинство голосов. а тот. в

te ee eee ee
	рательные урны: их
	1 открываются
прежде чем до-
охраняемого cou
чилийский — изби-

Megane ee

а ‘тр подвергается всевозможной обработ-
ке, Иногда ему пытаютеая. сонуть в пои
	С г и «Гобе-! *2И Руки попали изби
рию,. связанную с торговым домом <Гобе попросту ` воруют.
лен». Эта фирма истратила на финанеиро- аа
	следних выборах
Новый  презилент
	вание кандидатов на
около миллиона песо.
	Избирательные участки

:емь утра. Однако,
Mb этого пункта. ‹

гами и экандармами,
	эко миляиона песо. `повый президент   Восемь
Гонсалес Видела, вероятно, не подозревая,   СТИЧЬ
во что может вылиться подобная история,   Датами
	поручил разобраться в этом одному из ло-
веренных своих следователей.
	ля допрос J ` бюллете Е рае
Для. опроса был вызван. управляющий   бЮллетень того или иного канлилата. 0бе-
	у о ЕЕ

ая п <
°Я при этом денежное вознаграждение.

- oe - > ЕЕ.
ощел такой разговор:
Следователь: Ваша фирма обвиняется в
м, что она оказывала финансовую под-
ржку некоторым кандидатам на прошлых
езндентских выборах. Так ‘ли это?
Управляющий: Господин следователь,
ред вами находится главная финансовая
ига фирмы «Гобелен», Если вы потруди-
ь ее перелистать, то на этой странице
заметите, что канлилату Ddenranno

Бсли избиратель ок

NS эзпафрал

ажется несгово]
ему грозят оружием. Нередко oan
того же человека тянут в разные с
доверенные лица двух или трех к:
тов, стараясь завлечь ‘его и купит
один голос. Политические деляги у
ливают «котировку» голоса. В утрен:
сы’ голоса котируются значительно
чем. в вечерние. Иногда в «часы п
каждый голос платится до 500 песо,
	нопавшихся на путин дельцов.
	Процедура «голосования» кончается, . но

tren ae.) __
	Bo CUCTHBIA
трибуналах.
	плутовство начинается теперь
комиссиях и в избирательных
	TOM, что она оказывала финансовую под-
держку некоторым кандидатам на прошлых
президентских выборах. Так ли это?

Управляющий: ° Господин следователь,
перед вами находится главная финансовая
книга фирмы «Гобелен», Если вы потруди-
тесь ес перелистать, то на этой странице
вы заметите, что кандидату Фернандо
Алессандри выдано 200.000 песо:

Перелистывая книгу, управляющий на-
зывает другую сумму, также в 200.000. пе-
со, переданных   избирательный комитет
Крус Коке. Такая же сумма была переправ-
лена н «социалисту» Ибаньес.

И, наконец, управляющий сказал:

«А эти 200.000 были переданы..>

Но тут следователь, заткнув уши, закрих
чал? «Довольно! Дальше нам все известь
Но».