HOPOT

HO 0 KH
	ГРОРГИЙ CYOTHH. — СТИХИ,
Архангельское о Издат, 1947 roa,
5 114 стр.
	На Крайнем Севере нашей Родины в
тундровой полосе живет немногочисленный,
во занимающий обширную территорию на-
род — ненцы, оленеводы: и ‘охотники, О
ненцах, об ‘их. жизни, расцветшей при со-
ветской‘ власти, хорошо писал молодой
прозаик Иван Меньшиков. Из. русских поэ-
тов отлично знает этот народ и пишет о
нем с большой любовью и своеобразием
Г. Суфтин. — поэт, живущий в Архангель-
exe. B стихах, вошедших в последнюю
книгу, ему удалось создать яркие образы
ненцев, Вот старик’  Лагей в тундре на
жестоком морозе отдает ‘последние глотки
спирта; чтобы разогреть мотор остановив-
шегося трактора, пока еще чужого и мало
ему понятного.

ны — народ глубоко поэтический,
Г. Суфтин обработал и переложил в стихи
ряд ненецких легенд и сказок, сделав их
достоянием широкого читателя. Хороша`ле.
генда «Сила любви», Красавица Xana we
прельшается подарками женихов, она хочет
проверить твердость ‘их сердец и согла-
ттается выйти’ замуж за того, кто сможет
семь дней безотрывно смотреть на солнце,
Богачи не решились на такое испытание,
’Только храбрый юноша, бедный охотник
	Сармико, человек с чистым сердцем, добил:
ся руки красавицы,
Солнне над белой тувдрой
	Фильм, запрешенный в Америке
	Среди голливудских произведений о
жизни и деятельности. танцовальных и
опереточных див, о ганготерах и блудни-
цах, о бедных и скромных девушках, обру-
ченных с миллиардерами, о рабочих и
фермерах, ставших капиталистами благо-
	танповальных и Пейну, Й Смит говорит,
	о   седатель сената не дает воли коварному
	говорит ПОЧТИ
	в Греции и Индонезии
	Террор.
	Мы публикуем страшные  Фотодокументы,

которые показывают €ACATCALAOCTS>
	американских, голландских и греческих гестапов-
цев, пытающихся цепями и кровью устрашить
свободолюбивые народы, сломить их волю к борь-
бе. Иностранная печать с циничной откровен-
ностью помещает эти снимки, которые, несомненно,
	будут пред’явлены в день, когда все фашистские
преступники — и американские, и английские, и
	судом
	греческие, и голландские — предстанут
судом возмездия и справедливости, перед
народов.
	сутки «подряд. Он говорит о добре, о том,
что хетям полезен чистый воздух, о TOM,
	о рабочих и   что все должны любить друг друга, 0 Be
	личии Тинкольна и американской KOHCTH-

Е ЕН

таря бережливости и доброте своей,—сре-   туции, о птичвах, порхающих с ветки те

Я ПЕРА За! ПУ
	ци всей этой мешанины из джазов, техас-
ских ковбоев, воскресных проповедей,
уголовных историй и фрейдизма попада-
		воскресных проповедей,   нехороптие люди хотят помешать детям
	лидезреть этих птичек и вслуптиватьея 8
	О НЕ ЕЕК АЕ РА Чек НОЕ ня _ oo
uch подчас до войны фильмы, трактую-   журчание ручейков, о том, что надо 2
щие, казалось бы, важные, острые явления   нуться к истокам «американских се

политической и социальной жизни Ам8-   лов»... И коварный сенатор Пейн, слушая
	TY речь,
	pHEH.
Олин из этих фильмов —
	переживает неслыханные ду-
‹и, совесть грызет его черную
он чаАпоткугаое пламя ада
	ЗАРЕ НЕРВ КИТС СТЕКТЬ -

едет в Вашингтон» режиссера Капра и сце-   душу, жаркое и неподкупное пламя OAS
ааа mean, sauneTTemauy B  MedpRaet ‘перед его уметвенным взором, и
	нариста Бакмена, теперь запрещенный в
Америке.

Некий Смит — главный герой фильмз.
Это, так сказать, князь Мышкин Достоев-
	ского’ в его американском, современном
преломлении.
Умирает сенатор одного из западных
	штатов. Отцы штата в смятении — они Не.
знают, кого избрать на место умершего-
Дело в том, что все они заинтересованы B
афере: в постройке некоей плотины, —
илет горячая скупка земель, расположен-
ных вокруг предполагаемого строитель-
ства. Необходимо, чтобы будущий сенатор
был абсолютно послушным, «карманным
сенатором» и беспрекословно провел бы
закон 0 преграждении реки.

После долгих поисков губернатору пгта-
та приходит в голову мысль послать в 69-
нат человека, который ничего бы не смыс-
лил ни в политической кухне, ни-в меха-
нике буржевых зфер и был бы, таким 0б-
разом, игрушкой в руках дельцов, заду-
мавших бум с постройкой плотины. И вот
Смит, молодой человек, руководитель мест-
ных бойскаутов, идеалист и полуветета-
рианец, становится сенатором Соединенных
Штатов.

Он приезжает в Вашингтон, исполнен-
	вдруг, разорВав на вебе воротничок, он
вскакивает со своего места и об’являет, ITO
клеветал на Смита, что представил фаль-
шивые документы, ‘что был  подкуплен
шайкой негодяев.

И добрый председатель сената доволен,
и вее раскаиваются — сенаторы, пресса,
посетители на галлерее. И у всех такой
вил. будто сейчас me, после заседания,
	eel on) ee

они пойдут единой праведной гурьбой в
перковь ‘на воскресное служение...
	Итак, бессмертна американская KORCTH-
			«Мистер Смит   шевные муви,
	На снимке слева изображен индонезийский патриот. солдат респуб-
ликанской армии Ласкар Райат. Он взят в плен и закован в цепи в городе
Тегал на острове Ява. Американский реакционный журнал «Лайф» публи-
кует этот снимок с подписью, которая не оставляет сомнений в духовном
родстве между молодчиками Генри Люса, являющегося владельцем журнала
«Лайф», и геббельсовскими разбойниками пера. «Мятежник в цепях», —
пишет «Лайф». — «Длинноволосый пленный индонезийский солдат с цепью
на шее смотрит в аппарат фотографа, сопровождающего ‘голландскую
армию». Да, «цепь на шее» — таков новейший символ американской ‹«де-
мократии». : :

Второй снимок привез с собой в Лондон из Греции демобилизованный.
английский унтер-офицер Стивен Гарри Стар. Английская газета «Дейли
миррор» напечатала эту фотографию под заголовком: «Что делаем мы,
британцы». На снимке изображен фашистский солдат в английской военной
форме, возвращающийся из похода с «трофеями» — так газета называет
отрубленную голову греческого патриота, которую держит в руках фашист-
ский варвар. }

310 и есть воплощение доктрины Трумэна, обагренного кровью
страшных злодеяний, творимых с помощью доллара и американского ору-
жия в Греции.
	`ДИСПУТ О РОМАНЕ
		Обширная аудитория анатомического
корпуса Г Московского медицинского ин-
ститута полна народа. Студенты-медики со-
брались здесь, чтобы побеседовать о книге,
герой которой близок им — будущим вра-
чам — по профессии и по духу. Диспут
посвящен роману А. Югова «Бессмертие».

Профессиональная этика советского  вра-
ча, его участие в общественной жизни
страны, роль врача, как участника борьбы
за коммунизм, его место в новаторских
исканиях творцов советской науки — вот
вопросы, `вылнующие нашу медицинскую
молодежь и послужившие главной темой
	выступлений проф. Н. Ильина, открывшего
диспут, и студентов В. Чаплина, Р. Зиль-
берман, Г. Пеккера, С. Апфель, Р. Розен-
берг и других.

Студенты подробно анализировали обра-
зы основных героев книги — доктора Са-
вельева и секретаря райкома Кострова,
являющего собой пример партийного руко-
водителя. Ра

— Мы видим, — сказал студент В. Чап-
лин, — ‘что в нашей стране нет «глубокой
провинции», молодой врач всюду может
поставить своих больных в клинические
условия. Ему всегда для этого будут даны
Материальные возможности, и он найдет
	‘везле номошь и необходимое политическое
	руководство своих Костровых.

Через 2—3 года сегодняшние студенты-
медики перешагнут порог института и раз’-
едутся во все концы нашей страны. И то-
гда, не боясь трудностей, смело преодоле-
	вая их, как это делает герой романа, отда-
	дут свой труд на благо советского обще-
ства.

Высоко оценивая это произведение, вы-
ступавшие вместе с тем отметили и некото-
рые его недостатки: напыщенный тон -OT-
дельных диалогов, неточности врачебной
техники, показанной в романе, и т. д.

С большим интересом выслушали студен-
ты речь А. Югова, говорившего о зарази-
тельной силе примера, о воспитательной
роли художественной литературы, © воз-
действии художественного слова на форми-
рование сознания советской молодежи,
	туция, ‘которая дает сенаторам BOSMOB- Восемь раз а
Землю неверный сумрак
ность товорить, говорить, говорить, пока Окутывал восемь pas.
	Оармико голову внизу
Не опустил. Не. касалось
Солнце лучом слепяцтим
Иго восторженных глаз.
Хорошо чувствует поэт северный пейзаж.

Крутится солние вокруг Вайтача.
Олева, зайдет,
Направо уйдет.
Пробует солнце концом луча
В бухтах
Зеленый
’ . Tlen...
	Военные стихи Г. Суфтина, к сожаленяю,
менее оригинальны. В таких произведениях,
как «Бурный рейс», «Улица героя», слиш-
ком заметны прямые заимствования из Баг-
рицкого. «Разговор вечером», «Сумятица
света», «Весенние картинки» —просто плохи.

Г. Суфтин-интересный, самобытный поэт,
Но пока его своеобразие сказывается лишь
тогда, когда он . обращается к ненецкой

теме.
Александр. ЯШИН.
		не восторжествует правда, бесемертно сз0-
во добра, которое одерживает победу над
	трестами, биржами, банками 0ез всякого
	«акций». Итак, совесть политиков и.кани-
талистов — вот то, к чему следует обра-
щаться простому американцу. И тогда He-
взтоды его будут устранены.

Таков соус картины, превращающий ее
из политического памфлета в коммерческий
боевик.

Й вее же искусство делает свое дело:
разоблачительная часть сюжета отчетливо
и резко выделяется среди псалмов и идил-
	Конференция критиков и литературоведов
	В течение трех недель в Москве, в. Сою-
36 советских писателей, происходила кон-
ференция-семинар критиков и литературо-
ведов из республик, краев и областей
РСФСР. На, конференцию с’ехались 28 де-
легатов из крупных культурных . центров
Российской Федерации. ее

Конференция показала со всей очевидно-
стью, что на периферии нашей великой
страны, так же как и в ее столичных
центрах, идет многообразная и разносторон-
няя исследовательская работа в области
литературы. * :

Круг проблем, которыми занимаются кри-
тики и литературоведы, работающие на пе-
риферии, широк и разнообразен. А. Ладей-
щиков (Свердловск) разрабатывает вопросы
эстетики Ленина, он написал монографию о
Мамине-Сибиряке, изучает творчество. мно-
гих уральских писателей. Н. Прянишников
(Чкалов) дал своеобразную работу о стиле
Яьва Толстого и стал уже довольно широ-
ко известен своими разысканиями © ве-
ликих русских писателях, творческая био-
графия которых была так или иначе связа-
на с историей Оренбурга. А. Метченко
{Куйбышев), имя которого хоропю знакомо
всем, кто изучает Маяковского, непрерывно
продолжает разработку основных проблем
творческого развития великого поэта совре-
менности: С. Луб»э (Чкалов) подготовил
большое исследование творчества Ильи
Эренбурга, главным образом, как публицие
ста. П. Бейсов (Ульяновск) открыл новые
тексты В. Ф. Раевского и неустанно тру-
дится над вопросами литературного краеве-
дения в Ульяновской области. А. Гуревич
{Красноярск) собирает и исследует. совре-
менный фольклор в. Сибири и ведет изыска-
ния о писателях-декабристах. Собранные и
обобщенные им материалы своеобразно_ пе-
рекликаются с документами о переселиз-
шихся в свое время из Сибири на Кавказ
литераторах-декабристах, деятельность - KO-
торых изучает в Ставрополе К. Черный.
В. Вихров (Симферополь) много пишет о
современной советской поэзии и прозе. Сле-
дует отметить первые работы молодых кри-
	тиков Удмуртии и  Мордовии М. Перевоз-
чикова (Ижевск) и А. Маскаева (Саранск),
которые пытаются исследовать опыт своих
юных национальных литератур.

К работе конференции были привлечены
многие критики, литературоведы и писате-
ли Москвы. Делегаты заслушали Цикл
лекций по истории русской революционно-
демократической критики ХГХ века, по во`
просам социалистического реализма и про-
блемам партийности советской литературы
и критики.

В ряде докладов о послевоенной
прозе (Л. Субоцкий), драматургии (Е. Сур-
ков), критике (Е. Ковальчик) перед
участниками конференции были поставлены
наиболее важные для нынешнего этапа раз-
вития нашей литературы вопросы-—-0б осве-
щении роли большевистской партии в На-
шей жизни, о советском патриотизме,
о борьбе с низкопоклонством перед ино-
странщиной, о принципиальности и смело-
сти нашей критики, об эстетических крите-
риях социалистического реализма,

На семинарских занятиях было. подверг-
нуто подробному обсуждению творчество
участников конференции.   °

Сурово осуждена была работа: В. Аха-
чинского (Смоленск), отличающаяся бес-
принципаым огульным вобсхвалением твор-
чества всех поэтов-смольчан; были рез-
ко раскритикованы некоторые работы
И. Браиловского (Ростов) за поверхност-
ность H легковесную описательность; вы-
ступавшие отмечали «областническую» ог-
раниченность взглядов на литературу Е. Бе-
ленького (Омск), некритичность многих его
утверждений... т

Участники конференции, несомненно, вы-
несли много полезных уроков из остро
полемического рассмотрения на’ семинарах
достоинств и слабостей их статей и иссле-
дований. Об этом они говорили на заключи-
тельном заседании.

Такие конференции-семинары критиков
должны стать периодическими в практике
CCT CCCP.

Jl. CEHHH.
	ный пылкой преданности «американским Iau, которыми хотели ее приглушить.
идеалам», точный смысл которых он и сам Человек, умеющий видеть, ясно В:

не может определить. Смит по простоте   сквозь душеспасительную пелену, при!
нхлтерноЯ полагает ato ПОСЛУЖИТ ЭТИМ   гол раптиро  оретокрй  ханжес
	душевной полагает, что послужит ЭТИМ вающую картину,  зверский, ханжеский
идезлам, если проведет в сенате билль 01 облик змериканекой политической маши-
	сооружении летнего marepa для мальчи-
ков Америки.

Й вот сей модернизированный и амери-
канизированный князь Мышкин, принес-
пгий в Вашингтон чиетоту своих верова-
ний в добро и справедливость, попадает в
сферу действия американской политиче-
ской машины. Случайно то место, которое
	он выбрал для построики лагеря, совпадает
с местом, где по замыелу дельцов его шта-
та должна быть построена плотина. Й его
билль ветупает в решительное противоре-
чие с планами капиталистов по созданию
бума вокруг скупки земель.

Несмотря на все ухишрения дельцов, на
все попытки обольщения Смита, он все же
вносит свой билль в сенат. Й вот капита-
листические воротилы штата  об’являют
ему войну. Сенатор Пейн, подкупленный
ими, обвиняет Смита в-том, что он дейст-
вует из соображений личной наживы. (е-
нату предявлены, фальшивые документы,
ложные показания. Пушен в ход весь ме-
ханизм ошельмования неугодного челове-
Ra — от громовых статей продажной
прессы до избиения бойскаутов, которые
(единственно они!) поддерживают Смита.
Подготовлено исключение Смита из ce-
ната.

На этом кончается острая политическая
тема картины и начинает действовать тот
маринад, который делает это весьма не-
приятное для американских политиков
‘блюдо более или менее приемлемым ку-
шаньем.

Смит начинает свою защитительную
речь. «Злой» сенатор Пейн несколько раз
пытается прервать его. но «добрый» поел-
	ны. Он видит, что сенат — это кучка лю-
дей, накренко связанная с интересами ка-
питалистических монополий. Он видит, что
эти благообразные «избранники народа»
куплены и перекуплены, что они продают-
ся оптом и в розницу точно так, как про-
даются и перепродаются чемпионы бокса и
бейзбола. Он видит, какие жестокие, не-
умолимые силы обрушиваются Ha того,
кто, подобно Смиту, пытается преградить
путь дельцам: пресеа, насквозь продажная
и покорно выполняющая волю евоих заку-
лисных хозяев; армия наемных бандитов,
избивающая и калечащая людей, неугод-
ных правящим группам. Он видит просто-
го человека, среднего американца. обману-
того, обездоленного, не имеющего не толь-
ко права голоса, но даже, в’ сущноети,
«права возгласа» среди пышных деклара-
ций о «демократии». Он видит, как хоро-
ших и честных людей капитализм превра-
щает в циников, пьяниц, в людей без пу-
ти и цели — подобно’тому, как произошло
это с секретаршей сенатора и журнали-
стом, показанными в картине. И он видит,
что нет ни демократии, ни’ честности в
парадных залах и темных закоулках поли-
тического механизма Америки...
	Такие фильмы, как «Мистер Смит едет
	  в Вашингтон», изредка выпускались Гол-
	ливудом в довоенные ‘времена. Но настали
другие, послевоенные времена, слишком
многие стали видеть в фильмах то, что. бы-
ло прикрыто для них душеспасительной
упаковкой. И теперь в Америке уже невоз-
‘ножны фильмы, подобные «Мистеру Сми-
gy». Тенерь господа Трумэны и Даллееы
запрещают эти фильмы.
Е. ГАБРИЛОВИЧ.
	ТЕБЫ» («Школа жизни»). Под ре-

® дакцией В. Шкловского.  Детгиз
1947 год, 72 стр.
«Когда вспоминаю я свое детство, — с
грустью рассказывает Сабит Муканов, —
чувствую на губах своих горечь дыма, лы-

2D CABHT MYKAHOB. «MOH MEK-
	ма. костров. Дым этот будто и сейчас
щиплет мои глаза, и они слезятся».

Скитаясь. по родному  обездоленному
	краю в поисках куска хлеба, сирота Сабит
с малых лет видел большую несправедли-
вость Жизни: богатства принадлежали
баям, а бедняки жили в дырявых юртахи
работали на богачей. Грамоте учили неве-
жественные ‘муллы.

Суровую и тяжелую школу прошел Са:
бит Муканов. В. песие находил он утеше-
ниве в своих горестях.

Еще в детстве Сабит узнал от акынов
° произведениях великого’ казахского поз-

бая Кунанбаева, о том, что Абай гово-
pea: «Изучай культуру и искусётво рус:
ских, Это ключ к жизни».

«Я‘’ начал читать Абая, — вспоминает
Муканов. = Его стихи захватили мою ду:
щу. Я читал дома, читал на ходу, читал в
степи... Через Абая я узнал о Пушкине, о
Лермонтове, о Некрасове. И тогда я решил
научиться русскому языку».

Автор, как с равным. беседует с юным
читателем, дает возможность ему  пораз-
мыслить над тем, какие разительные пе-
ремены произошли в наших республиках за
годы советской власти,

Коротенькая повесть С. Муканова найдет
искренний отклик у юных и взрослых чи-
тателей.

Жаль только, что она подверглась слиш-
ком большому сокращению! (иные глазки
даются только лишь конспективно).

ЦИЯ,
	Путевые
		Италия,
	  ермания
	ков современной американской дамы. Эта
‹очаровательная» миссис, выйдя замуж за
пожилого знаменитого художника, в. Цылу
семейной сцены ослепляет ero, ` плеенув
каким-то. ядом ему в лицо. Вся остальная
часть картины подробно показывает всевоз-
можные пытки, которым подвергают ослеп-
шего мужа жена и’ее любовник, чтобы вы-
яснить; вправду ли он ослеп или притво-
ряется слепым для того, чтобы удержать
при себе любимую жену.
	Действие многих американских картин
происходит в домах для умалишенных.
Здесь — такое же обилие страшных пре-
	ступлений, причем совершают их не сума-

сшедшие, а вполне «нормальные» люди,

сваливающие на сумасшедших свою вину.
: ye .

Голливудская продукция, показанная на
экране фестиваля,—это. «искусство» амери-
канского империализма, перешедшего. в На-
ступление. Пусть не ссылаются истинные
вдохновители этих произведений на «без-
обидное» стремление к прибыли, на подчи-
нение вкусам публики. Не подчиняться пуб-
лике стремятся они, а подчинить ее себе,
развратить ее сознание, приучить` ее к CO-
зерцанию пороков и преступлений и прими-
рить с ними, убить стремление ко’ всему
высокому, светлому и прогреесивному, что-
бы в конце концов обречь оглушенных и
одураченных ‘зрителей на ‘зверства новой
атомной войны. Те, кто в этом` сомневает-
ся, пусть вчитаются и вдумаются в одно
из программных заявлений нынешнего вер-
ховного главы’ американского кино, Эрика
Джонстона:
„«Кино должно ставить своей целью He
‘развлечение, а информацию. Америка дол-
‘`жна показать всему миру свой уклад и
свою историю; американские фильмы дол-
жны помочь народам. Европы. стать на
‘истинный путь, и мы уверены, что эту мис-
сию мы выполним». :

Изделия мистера, Джонетона уже «помог-
ли» кинематографии некоторых европейских
стран, И результаты этой «помощи» тем
ужаснее, чем более охотно страна, ее полу-
чающая, следует в фарватере американской
политики. Дальше прочих двинулаеь по
«истинному пути» господина Джонстона
английская кинематография. Этому в зна-
чительной мере способствует мистер
Рэнк — английский вариант мистера Джон-
стона. Мистер Рэнк, видите ли, борется с
нашествием американского кино на экраны
	Европы. И для этого он видит лишь один
способ— делать такие же картины, как аме-
риканские. С точки зрения мистера Рэнка,
разница велика и бесспорна: прибыль полу-
чит он, а не американцы, Зрители же, вме-
сто кинематографических ужасов и пре-
ступлений, доставленных из-за океана,” по-
лучат их в картинах своей ‘национальной
кинематографии.

Режиссер Кавальканти некогда возглав-
лял прогрессивную часть английских кине-
матографистов. Мы знали Кавальканти,
как борца за умное и человечное киноис-
кусство. На фестивале мы увидели имя
Альберта Кавальканти на вступительном
титре картины «Ona из меня сделали бег-
леца».

Сюжетный замысел фильма давал воз-
можность показать ту страшную полицей-
скую систему Англии, которая своим неумо-
лимым автоматизмом превращает человека
в преступника, убивает в нем светлые и
возвышенные стремления, будит пороки и
темные наклонности. Нынешний Каваль-
канти создал. из этого сюжета бульварное
произведение. Бесконечная погоня, множе-
ство драк, перестрелок, убийств. Одна из
драк происходит в похоронном бюро, где
бандиты ведут стрельбу, прячась в гробах.
И когда пуля сражает их, они умирают в
	гробах, как ‘бы уже совершенно готовые
для похорон...
Мучительно неприятна заключительная
	сцена фильма. Герои долго дерутся на
крыше высокого. здания и, наконец, падают
вниз, на мостовую. Здесь один из них, за-
литый кровью, с раздробленной головой и
почти выбитыми из орбит глазами, умирая,
обвиняет в страшном преступлении‘ невин-
ного человека, Напрасно ложно обвинен-
ный и женшина, им любимая, просят уми-
  рающего сказать правду. Злодей умирает с
торжествующей злобной улыбкой...

Фильм «Лишний человек» режиссера Кэр-
рола Рида показывает мучительно длинную
охоту за раненым, умирающим человеком:
Тема охоты за человеком, как за зверем,
вообще очень распространена в современ-
ном буржуазном кино.

‘Французский фильм «Дьявол в теле»,
поставленный режиссером Отаном Лара, хо-
тя и не дает такого подробного перечня фи-
‘зических пыток, убийств и преступлений,
как его заморские образцы, но, пожалуй,

евосходит их в мере морального падения
ia героев. \

В те дни, когда на фестивале демонстри-
ровалась продукция буржуазной кинемато-
  графии, экран Дворца дожей был подобен
географической карте, показывающей рас-
пространение заразы, родившейся в кино-

студиях Голливуда и растекающейся по
странам обоих континентов. Этой эпидеми-
ей пропаганды пороков, преступлений и
клеветы на человека» заражены картины
Англии и Франции, Мексики и Швеции,
Дании и Швейцарии. Она сказывается и в
работах реакционной части итальянских ки-
нематографистов. Показать на фестивале
«развитие цивилизации и культуры» Италии
должны были фильмы «Жизнь Джованни
Бпископо» и «Человек без завтрашнего
дня». Если судить по этим‘ фильмам, TO
следовало бы считать, что культура нынеш-
ней Италии состоит из краж, убийств, по-
хождений падших женщин, низких поступ-
ков, отчаяния, мистики н лжи.
	К счастью, Италия была перед нами, мы
видели народ этой страны и каждый день
убеждались в Том, что реакционный кине-
матограф лжет, клевещет на светлую и
здоровую природу человека, которая в
итальянском народе так же сильна и жи-
вуча, как и в других свободолюбивых на-
родах мира.

Парад американских и схожих с ними
картин оказал свое действие на публику:
катастрофически пустел зрительный зал,
и устроители фестиваля стали перед угро-
зой провала всего предприятия. Чтобы спа-
сти положение и удержать в зале публику,
они вынуждены были обратиться к. кине-
матографической классике.

И тогда наряду с фильмами Гриффитса,
Чаплина, Драйера на экран фестиваля вы-
шли «Броненосец Потемкин» «Marto»,
«Октябрь», «Старое и новое» и другие. И
это была еще одна крупная, хотя и не за-
фиксированная в постановлении жюри,
победа советского кино.
	Не рассчитывая добиться успеха на эк-
ране фестиваля, англо-американские пред-
ставители решили одержать победу, по
крайней мере, на страницах прессы, тем
более что для этого нужны были не талант
и мастерство, а доллары.

В своеобразном умении наших англо-аме-
риканских партнеров обращаться’ с прессой
нам довелось убедиться в первые же дни
фестиваля. Происходил ряд приемов,
устраиваемых прибывшими делегациями.
По общему признанию, одним из наиболее
содержательных, интересных, да, надо ска-
зать, и обильных, был прием, устроенный
советской делегацией. Этот прием был от-
мечен в газетах сообщением в две строки...

Зскоре состоялся прием у англичан.
Единственным «содержанием» этого приема.
	Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.
	редакционная коллегия: В. ВЕЛИЧКО, Б. ГОРБАТОВ
Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН. Н. ПОГ.
	5-10-40, отделы: литературы и искусства — 3K 76-02,
рмации = К 1-18-94, издательство — К 3:37_
	устроенного примерно для сотни гостей,
были три бутылки виски и некоторое коли-
чество солдатских галет, Каково же было
мое удивление, когда назавтра в прессе
этот вечер был описан так, словно он был
обставлен со сказочной: роскошью.

Дальнейшие отношения наших венециан-
ских соперников с прессой были гораздо
менее безобидны. Так, однажды, когда я
возвращался с просмотра, меня остановил
один довольно известный итальянский жур-
налист.

— Синьор Александров, -— сказал он
мне. — Эта статья написана против совет-
ских картин, и я не хотел бы ее печатать.
Но англичане предлагают за нее 25.000
лир. Если вы дадите 30.000, я не только
разорву эту статью, но и напишу другую
в защиту ваших картин.

Журналист этот был искренне удивлен,
когда я сказал ему, что мы, советские. лю-
ди, не прибегаем к таким средствам.

нас, советских делегатов, и не было
надобности в них: когда первый советский
фильм, яркий и красочный цветной фильм
о первомайском параде 1947 года, появился
на экране фестиваля, будто солнечный луч
прорезал мрачные тучи реакционного искус-
ства; Здоровые люди, одухотворенные про-
грессивными идеями, честным трудом’ \и
борьбой за счастье человечества, появилиеь
в советских фильмах. И как ярко было раз-
личие между ними и теми представителями
буржуазного общества, которых показывали
нам все американские и западноевропейские
картины! Появление на экране вождей про-

we cn a nee oe een ee 2%
	а > Поет

рессивного человечества, руководителей
советского правительства, вызвало бурю
оваций. :

Наши картины — «Адмирал Нахимов»,
«Весна», «Повесть о жизни растений»,

«Звериной тропой», «Песенка радости»
другие: во cprerrere ee cree.
	уе, -- @ любовью принимались много-
численными друзьями и поклонниками Со-
ветского Союза не только на фестивале, №
и во многих городах Италии, где мы пока:
зывали наши фильмы тысячам трудящихся.
И несмотря на происки врагов, на оглуши-
тельную подлую трескотню продажной бур-
жуазной прессы, светлые чувства и иден
советских картин, идеи передовой KOMMYHE-
стической культуры победили. Междуна-
родное жюри вынуждено было прислушать-
ся к общественному мнению миллионов пе:
редовых и свободолюбивых людей и при-

знать наш успех в культурном соревнова-
тт
	НИИ.

Ce ет Pas

Гр. АЛЕКСАНДРОВ.
	_ВАТОВ, А. КОРН ЕЙЧУК, О. КУРГАНОВ,
Н. ПОГОДИН, A. ТВАРДОВСКИЙ.
	внутренней жизни и отдел
		а также достижения организации и техники
международной кинематографии».

Фестиваль открылся американской карти-
ной «Иностранен». Целое созвездие кине-
матографических светил, собранных в этой
картине, возбуждало у зрителей радужные.
надежды. К этому располагало и имя сце-
нариста Антони Вейлера и прославленное
имя Орсона Уэллеа— постановщика и. глав-
ного актера этого фильма, знакомого нам
по таким крупным, прогрессивным кинопро-
изведениям, как «Гражданин Кейн»— фильм,
разоблачающий американского газетного
короля Херста. ›

Но с каждым метром картины надежды‘
эти блекли. Фильм удивил зрителей своей
стандартностью, отсутствием в нем подлин-
ного искусства и даже просто здравого
смысла. Некогда хорошо нам знакомые та-
ланты режиссера и ‘актеров как бы раство-
рились, исчезли, не оставив следа.

«Иностранец», как и другая картина то-
ro ke Орсона Уэллса «Завтра—значит все-
гда», заслуживал серьезных упреков. за
попглость содержания и за явную установку
на ‘дешевый успех у невзыскательной пуб-
лики. Но все это были лишь «цветочки»...

Другие американские фильмы, — а их
было. больше всего на фестивале, — пока-
	зали такое «развитие цивилизации. И. Культ
	туры»,. которое снельзя. квалифицировать
иначе, как предельное падение человече-
ской морали, сознательную клевету на че-
ловека. т

В этих картинах утверждались низменные
и преступные‘ чувства — алчность, эгоизм,
злоба, хишничество, лицемерие, предатель-
ство, стяжательство, и зритель поневоле
думал о воздействии этих фильмов на ду-
ши тех миллионов американцев, ‘которые
изо дня в день вынуждены поглощать эту
страшную духовную отраву. _

Картина «Оставьте ее небесам» постав-
лена с применением всеж современных до-
стижений цветной кинематографии, Но все
это техническое соверщенство применено
только для того, чтобы показать некую
американку, ’одержимую патологической
страстью к собственному мужу и убиваю-
шую его родственников, которые, по ее
мнению, отвлекают от нее внимание люби-
мого супруга.

В другом фильме, «Женщина на пля-
же», такой некогда талантливый режис-
cep, как Жан Ренуар, посвятил свое мастер-
ство изображению отвратительных поступ-
	Адрес редакции и издательства: ул.
	2. Ha фестивале
	Незадолго до венецианского фестиваля
Эрик Джонстон, официальный’ ‘руководи-
тель американской кинопромышленности,
заявил, что американское кино не примет
участия в фестивале.

Дипломатическое заявление Джонстона
имело целью застраховаться“от нового. про-
вала американских кинокартин, которые
неизменно терпели позорное поражение на
всех послевоенных фестивалях. Смысл это-
го хитроумного хода состоял в том, что
если произойдет новое поражение, то OHO
будет отнесено на счет отдельных частных
фирм, которые-де представили свои карти-
ны по собственной, частной инициативе. Но,
втайне надеясь взять реванш, американцы
ввели в жюри своего официального пред-
ставителя, так что успех американских кар-
тин, буде он случится, легко было бы изо-
бразить, как победу американского кино. _

Чтобы добиться этого успеха, американ-
цы не пожалели ни сил, ни долларов. Сам
Дэвид Целзник — один из крупнейших:
предпринимателей—во главе многочисленно-
го штаба прибыл на фестиваль, чтобы воз-
главить борьбу за первые призы фестива-
ля, — борьбу, в которой главным оружием.
был доллар, , Pe

К началу фестиваля все средства борьбы
за призы были пущены в Ход, все силы
мобилизованы: картины привезены, газеты
куплены, угрозы произнесены, проповеди
сказаны, взятки вручены. Все способы фи-
нансового, политического, экономического
давления были использованы.

И всему этому потоку нечистых, закулис-
ных средств и комбинаций противостояли
делегаты СССР и стран новой демократии,

rye

Душным августовским вечером был вклю-
чен проекционный аппарат, установленный
в одном из притворов собора Святого. Мар-
ка. Яркий луч света упал на экран, поме-
щенный среди ажурных ниш и лоджий
внутреннего двора Дворца дожей, где со-
брались гости и участники фестиваля. Так
началось это трехнедельное зрелище, кото-
рое, согласно официальной декларации,
должно было продемонстрировать «прогресс
киноискусства, развитие цивилизации и
культуры участвующих в фестивале стран,
	Продолжение. См. «Литературную газету»
Bo.
	«Литературная газета» выходит два раза
в нелелю: по средам и субботам.

25 Октября, 19 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — К 5-10-40, отделы: м
писем — К. 4-60-05, международной жизни — К 4-64-61, науки и техники — К 4-60-02, информации == К 1-18-94.
	‚Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.