года

Отставание нашей
критики становится 0ос9-
бенно очевидным, когда
просматриваешь крити-
ческие отделы толстых
журналов. Статья на
теоретические темы не
связаны с конкретным
разбором ° современных

произведений. Этот недостаток во многом
снизил ценность единственной в журналах
текущего года дискуссии о социалистича-
ском реализме, начатой «Октябрем».
	Вритика современной литературы сво-
AUTCA часто к случайным рецензиям на
случайные книги, а крупные произведения
не получают серьезной критической оцен-
ки. Так, в журнале «Новый мир» за 1947
Тод мы не найдем ни одной критической
статьи о крупнейших произведениях этого
Года, хотя есть статьи о советском водевиле
И 0 рассказах в «Огоньке». Не лучше об-
стоит, дело и в «Знамени», и в «Звезде»,
и в «Октябре».
	KR 30-летию Великой Октябрьской социа-
листической революции, когла вся наша
страна подводила итоги пройденного и за-
воеванного, наши журналы не дали  серьез-
ных обобщающих статей о тридцатилетнем
пути советской литературы, о ее новатор-
ском характере и своеобразии.

Большое значение для развития нашей
критики и всей советской литературы име-
ли статьи газет «Правда» и «Культура и
Жизнь», в которых были подвергнуты
серьезной большевистской критике недо-
статки одного из крупнейших произведений
наших дней — романа А. Фадеева «Моло-
дая гвардия», а также ошибочная, художе-
ственно неполноценная повесть К. Симо-
нова «Дым отечества». Эти статьи явились
прямым указанием нашей писательекой об-
щественности на слабость критики и. самэ-
критики, на существующую еще в литера-
турной среде атмосферу. захваливания.

В искусстве нет и не может быть «не-
прикоеновенных» и «непогренимых» авто-
ритетов, стоящих вне критики. Любое, да-
же самое талантливое произведение должно
быть подвергнуто всесторонней, требова-
тельной  идейно-художественной  больше-
вистекой критике. Статьи «Иравды» и
газеты «Культура и жизнь» вызвали за-
метное оживление в нашей критике.
	Партийность, высокая большевистская
идейность, — вот важнейшие требования,
пред’являемые партией и народом к лите-
ратуре.

Отсутствие подлинной а. неиз-
	оежно приводит писателя к грубым про-
валам.
	Именно это произошло c¢ записками
А. Твардовского «Родина и чужбина». «Ли-
тературная газета» писала о ложном об’ек-
тивизме, фальшивой позиции автора в этих
записках. В самом деле, все произведение
проникнуто ощущением усталости, пассив-
ным, созерцательным отношением к жизни.
Достаточно сказать, что советские писатели
и журналисты, которые славно сражались
на фронтах Великой Отечественной войны
пером и оружием, уподобляются А. Твар-
довским мужику, который ничего не делает,
а только «хекает», глядя на работающих
людей («Мы хекаем, а люди рубят»).

Недостойное, клеветническое обвинение
по адресу наших писателей, которые. муже-.
ственно воевали и честно умирали в боях,
как солдаты!
	Поэзия 1947 года заметно отетает от
прозы.
	Товоря о прозе, мы вепоминаем образы,
живо запечатлевшие характеры советских
людей, — полковник Воропаев, лейтенант
Травкин, пропагандист Пантелеев, кавалер
	золотой Звезды Тутаринов. Таких образов.
мы не найлем в поэмах 1947 гола. Мало
	раскрыт внутренний мир героя нашего вре-
мени в лирических стихах.
	В течение 1947 тода наши драматурги
и Театры более репгительно обратились к
современной теме. Репертуар театров стал
содержательнее и актуальнее. Однако
серьезный недостаток нашей драматургии
заключается в том, что писатели сплошь и
рядом обращаются к инсценировкам своих
прозаических произведений, часто механи-
чески переводят их с языка прозы на язык
сцены, вместо того, чтобы создавать новые,
самостоятельные, спенически выразитель-
ные произведения.

Приближается Новый год -— третий год
послевоенной сталинской пятилетки. Мното
ценного и правдивого принесла нам лите-
ратура в нынешнем году. Однако сегодня,
котла мы подводим итоги нашей литератур-
ной жизни за год, нам нужны не юбилей-
ные обзоры, не торжественные доклады и
не пылкие восторги. Деловая, вдумчивая и
нелицеприятная критика и самокритика,
трезвая оценка наших успехов и недостат-
ков — вот что является. прочным залогом
дальнейшего движения вперед всей нашей
литературы.

Советская литература, оботащенная три-
дпатилетним опытом строительства социа-
листического государства, самая передовая,
	самая илейная литература мира, создаст в
	будущем Toxy MHOTO Новых и талантливых
партийных, патриотических произведений,
достойных великого воветекого народа:

Мы стоим на пороте Нового года. Ясное,
светлое утро поднимается над миром. Мы
знаем, что будущее принадлежит нам. Но-
вый год несет нам новые‘ успехи, новые
полвиги и новые радости.
	Удостоверение об избрании депутатом
Московского городского Совета депутатов
трудящихся по 593-му избирательному окру-
гу вручено также Анне Александровне Ка-

раваевой.
			№ 67 (2382)
	Собрание сочинений
В. Г. Белинекого
	Столетие со дня смерти Виссариона Гри-
горьевича Белинского Гослитиздат ознаме-
нует изданием сочинений великого русского
критика.
	В течение 1945 года будет выпущено
300-тысячным тиражом трехтомное собра-
ние сочинений Белинского. Первый том,
об’вмом в 60 печатных листов, выйдет в на-
чале июня. Книга иллюстрирована портре-
тами  писателя, фотокопиями титульных лис-
тов журналов «Молва», «Телескоп» и «Оте-
чественные записки», в которых печатались
статьи В Белинского.
	Во второй том войдут работы, начиная ©
обзора русской литературы 1840 года. Том
третий охватывает статьи самого зрелого
периода творчества критика—цикл статей о
Пушкине, «Мысли и заметки о русской ли-
тературе», «Петербургский сборник» и важ-
нейшие работы, печатавшиеся в «Современ-
нике»; «Взгляд на русскую литературу»
(1846, 1847 годы), «Ответ «Москвитянину»,
письмо к Гоголю ит. д.
	Письмо Белинского к Гоголю выпускает-
ся в ближайшее время и отдельным изданием
тиражом в 250.000 экз.
	Подготовлено к печати второе, расптирен-
Hoe издание однотомника произведений: пися-
теля. Издательство намерено выпустить маг-
совым тиражом серию брошюр, содержащих
наиболее значительные статьи Белинского.
Отлельным изданием выйдет цикл статей о
	Нушкине.
—_@—-

Новые учебники
по русской литературе
	Учпедгиз готовит к изданию ряд учебни-
ков по русской литературе для студентов
педагогических вузов.

Двухтомный курс русской литературы
XIX Beka написан группой профессоров и
преподавателей Ленинградского универси-
тета и Ленинградского педагогического ин-
ститута под руководством проф. В. Десниц-
кого.

Русской литературе того же периода  по-
свяшен и учебник (в двух томах), над со-
ставлением которого работают: ДЛ. Благой,
Н. Бродский, Н. Глаголев, Г. Поспелов.
Учебник выйдет под общей редакцией чле-
‚на-корреспондента Академии наук СССР
А. Еголина.

Будут изданы, кроме того, учебник по
русской литературе ХХ века (до 1917 года),
составленный А. Волковым, «Очерки по
русской советской литературе» (коллектив-
ный труд под редакцией проф. Л. Тимофее-
ва) и «История русской критики» (автор
Н. Бельчиков).

—
	Выставка народного
творчества.
	В феврале 1948 года в помещении Музея
нового западного искусства в Москве от-
кроется Всесоюзная выставка художествен-
ной промышленности и народных художест-
венных ремесел, организуемая Комитетом но
делам искусств при ‘Совете Министров
СССР. На ней будут представлены лучшие
образцы нашей художественной промышлен-
ности и выдающиеся произведения мастеров
народного искусства, созданные за послед-
ние годы.

Посетители выставки увидят замечатель-
ные художественные изделия из дерева,
металла, кости, камня, стекла, ковры, гобе-
лены и т: и.

На-диях в Москве состоялось первое
заседание жюри. Отобрано около ‘двухсот
работ, представленных промысловой коопе-
рацией. Большинство из них—образцы так
называемой «хохломской» росписи по дере-
ву работы мастеров артели «Экспорт»
(Горьковская область). Приняты для экепо-
нирования на выставке также изделия из
папье-маше, сделанные мастерами Мстеры и
Холуя, камнерезные изделия Борнуковской
(Горьковская область) и Горно-Иренской,
(Молотовская область) артелей, «крестцов-`
ские» вышивки Новгородской области,
	кружева, сплетенные мастерами Кировской
	КОНФЕРЕНЦИЯ
БИБЛИОТЕКАРЕЙ
	ЛЕНИНГРАД. (От наш. корр.). одесь
состоялась юбилейная научная конференция
работников библиотечного института имени
Н. К. Крупской и публичной библиотеки
имени Салтыкова-Шедрина.

За годы советской власти фонды ny6-
личной библиотеки увеличились в три с
половиной-—-четыре раза. На полках одного
из крупнейших книгохранилищ страны нахо-
дится сейчас около 12 миллионов книг,
журналов, газет и т. д.

50 тысяч книг библиотека ежегодно рас-
сылает читателям в разные концы страны.

Обо’ всем этом сообщил директор библио-
теки имени Салтыкова-Шедрина тов. Раков
в докладе, подводящем итоги ее тридцати-
летней деятельности.
	точки зрения захвата этого крупного про-
мышленного центра.’ В случае падения
Мукдена положение изолированных гарни-
зонов Гирина и Чанчуня станет безнадеж-
ным. Сообщения из Китая говорят о том,
что гоминдановцы обеспокоены вопросом,
не следует ли им уйти из Чанчуня и Гири-
на в связи с критическим положением
Мукдена.

Бои крупных масштабов происходят в
последнее время на Шаньдунеком полу-
острове. ‹В сентябре министр национальной
обороны Бай Цзун-си на заседании ЦИК
Гоминдана пообещал ‘полностью уничто-
жить «коммунистические войска провинции
Шаньдун». Однако ныне положение гомин-
дановских войск в этом районе близко к
полному краху. На Шаньдунском полу-
острове гоминдановцы изолированы и при-
жаты к побережью, в районах Лункоу—
Чифу—Вэйхайвэй. После освобождения
двух железнодорожных станций вблизи пор-
та Циндао—Гаоми и Изяосянь—территории
полуострова об’единились с освобожден-
ными районами Северного и Центрального
Китая. На-днях гоминдановцы сдали по-
следний оставшийся в их руках уездный
	город на  Шаньдунском полуострове —
Лайян.

Народно-освободительная армия ведет
	успешные бои и в секторе, непосредствен-
но примыкающем к Шанхаю и Нанкину,—
в устье реки Янцзы. В этом районе за
последние три месяца Народно-освободи-
тельная армия уничтожила, ранила и захва-
тила в. плен 97 тысяч гоминлановиев.
	Части Народно-освободительной армии,
сражающиеся В провинциях Цзянсу,
Хэнань, Аньхуэй, постоянно расширяют
	район военных действий, В настоящее вре-
мя они ведут наступление на главный город
провинции Хэнань-—Кайфын.

Таким образом, в ходе осенних и зимних
боев гоминдановским армиям было нанесе-
но тяжелое поражение.
		области,

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР
		Боего несколько дней отделяют нае от
булущего года.

Расставаясь с уходящим тысяча девять-
сот сорок седьмым, хочетея помянуть его
добрым, благодарным словом. Много трудо-
вых побед и героических подвигов впиеал
он в историю нашей страны. За этот год
наша Родина поднялась на такую высоту,
6 Которой стали ясно’ видны прекрасные
вершины коммунизма.

Отрывая последние листки календаря,
мы думаем о том, как много из побед и дея-
ний этого трудного и радостного года на-
всегда останется в народной памяти. При
это\ мы вспоминаем не только возрожден-
ные заводы и шахты, не только богатый
урожай, любовно собранный умелыми и за-
ботливыми руками советских людей. Мы
думаем также и о новых книгах — poma-
нах, поэмах, повебтях, пьесах и очерках,
которые принес’ нам 1947 год. Так велика
роль литературы в нашей стране, что луч-
шие произведения советских писателей ста-
новятся в ряд с выигранными сражениями
и трудовыми подвигами нашего народа.

Богатым и содержательным был yxora-
	щий литературный год.
	Суббота, 27 декабря 1947 г.
		а критику и самокритику
	Развитие советского общества происхо-
дит в борьбе против всего, что пытается
тормозить наш прогресс. Одно из важней-
	них услёвий этого прогресса — борьба
против пережитков капитализма в созна-
нии людей.

Вот почему наступление  коммунистиче-
	ской идеологии на капиталистические пере-
житки в сознании людей имеет огромное
историческое значение. Проявления старой,
буржуазной идеологии в области советской
науки, литературы, искусства, где эти
остатки старого’ еще дают себя знать,
	должны быть окончательно и  бесповорот-
	но выявлены, раскрыты и преодолены. Ма-
лейшее попустительство либо благодушное
отношение ко всяким проявлениям 6yp-
жуазной идеологии об’ективно означает со-
действие капиталистическому окружению
и направлено против партийного, больше-
вистского мировоззрения. Одним из. наибо-
лее живучих и ядовитых пережитксв
враждебной идеологии является  буржуаз-
ный национализм: ,

Украинский народ всегда видел в укра:
инском национализме своего заклятого вра-
га. С первых же шагов социалистической
революции на Украине украинскому наро-
ду, руководимому партией болышевиков,
пришлось веети беспощадную борьбу с
вооруженным сопротивлением украинской
буржуазии и кулачества.

Украинские националисты в течение
всей своей грязной истории предавали ин-
тересы украинского народа, были приелуж-
никами иноземных империалистов. После
разгрома своего основного хозяина — гит-
леровской Германии недобитки украинского
национализма нашли себе новых хозяев в
лице англо-саксонских реакиионеров.
	В среде советских писателей Украины
забыли о том, что советская украинская
литература развивалась и кренла в борьбе
с украинским национализмом, не заметили,
что в последних произведениях некоторых
писателей проявились пережитки  украин-
ского национализма.
	Особенно сказались эти пережитки в
творчестве М. Рыльского, Ю. Яновского и
И. Севченко.
	„Литературные произведения и историо-
графические «опусы» М. Рыльского явно
возрождают националистические  концеп-
ции, давно разоблаченные и разгромлен
ные партией.

О том, что М. Рыльский в своих вэгля-
дах на историю Украины стоит на пози-
циях, чуждых советскому мировоззрению,
на позициях националистических,  свидез
тельствует и его доклад «Киев в истории
	Украины», прочитанный в 1943 голу

торжественном собрании Академии наук
УССР и тогда же опубликованный в пё-
чати. В нем М. Рыльский делает широкий
обзор роли Киева в истории Украины,
последовательно проводя обычный для
украинского буржуазного национализма
взгляд. на историю Украины, как на борь-
бу за национальные идеи, и избегая гово-
рить о значении классовой борьбы в исто-
рии Украины. 4

О прогрессивном, спасительном  значе-
нии присоединения Украины к России
М. Рыльский говорит мало. Большой ‘и
значительной темы о благотворном влия-
нии переловой русской культуры на куль-
туру- украинского народа он избегает.
Полностью следуя концепции «единого по-
тока», М. Рыльский фактически отрицает
ленинское положение о «двух культурах
в украинстве», смешивая в одну кучу и
все поллинно величественное и прогрессив-
	ное в украинской культуре и реакционное,.
	отсталое, нациовалистическое.

О времени, когда вырастал украинский
буржуазный национализм в единении ©
упадочническими литературными  течения-
ми всяческих «модернистов» и «символи-
стов», — о начале: ХХ столетия Рыльский
пишет так: «Первые полтора десятилетия
ХХ века были для Украины периодом
рождения новых талантов, прежде всего, в
области литературы, возникновения новых
школ и направлений в искусстве, дальней-
шего углубления и расширения общекуль-
турного процесса». Это написано о време-
ни бешеного низкопоклонства украинской
буржуазии перед культурой империалисти-
ческого Запада, о времени травли буржу-
азной интеллигенцией всего  действитель-
но прогрессивного в украинской литерату-
	в украинской литературе.
	русским народами, принизить и оклеветать
передовую «культуру» братского русского
народа. Именно поэтому у нас на Украи-
не борьба с проявлениями  низкопоклон-
ства перед буржуазным Западом является
неотделимой частью борьбы против прояв-
лений украинского буржуазного  нацио-
нализма в целом.

Выкорчевывая остатки националистиче-
ских взглядов, борясь с пережитками
этой ядовитой мерзкой идеологии, совет-
ские историки, публицисты, литераторы,
критики должны бороться за новый под’ем
благородного чуветва советского патрио-
‘тизма, выделяя из наследства прошлого
все подлинно ценное и прогрессивное.
	Мы никому не позволим пятнать и при-
нижать это наследство. Когда мы видим,
как летят комья грязи, чтобы запачкать
чистые и прекрасные образы нашего ми-
нувшего, мы знаем, — эта, грязь летит с
той стороны баррикад, отделяющих новый
мир от мира старого. Первый ком грязи
летел из рук буржуазного либерала Ку-
лиша, который стремился погасить рево-
люционно-демократическое сияние шевчен-
ковского творчества. Фашист  Хвылевой,
восхваляя позорную попытку Кулиша, пы-
тался бросить и свой комок грязи. Но до
Шевченко эта националистическая грязь
не могла долететь! Она возвращалась на-
зад и, как поцечина, падала на лица тех,
кто ее бросал.

Желание принизить и запятнать лучшее
из наследия украинской и особенно рус-
ской культуры, украинско-буржуазные на-
ционалисты сочетали с низкопоклонством,
лакейским ползанием перед культурой
буржуазного Запада. Характерный в этом
отношении документ — книга М. Руд-
	отнощении документ — книга 13 Еуд-
ницкого «От Мирного до Хвылевого»
(Львов, 1936 год).

Основная  тенденния этой книги —
	сплошная клевета на украинскую литера-
	туру, на ее произведения. Настойчиво при-
писывая всем украинским писателям при-
митивизм и отсталость, автор не скрывает

своих симпатий к буржуазной Европе.
Новторяя утверждение Хвылевого, М. Руд-

НИЦКИЙ подходит к оценке творчества
украинских писателей с универсальным
«европейским психологическим критерием»,
в основе которого лежит отрицание идей-
ности в литературе.

Согласно М. Рудницкому, «писатель не
должен иметь мировоззрения». М. Руд-
ницкий сожалеет, что лучшие украинские
писатели не следуют западноевронейским
образцам, где «герои борютея © чисто

психологическими конфликтами, независимо,

от среды и условий, из каких эти KOU-
фликты вырастают».

Характерно, что в поисках «европейско-
го психологизма» в произведениях украин-
ских писателей М. Рудницкий отрицает
значение именно тех произведений, в кото-
рых разрешаются социальные проблемы и
освещается революционная борьба украин-
ского народа. Именно поэтому М. Руд-
ницкий ни во что не ставит все творчество
Леси Украинки,

Низкопоклонство перед Западом имеет
место и в других литературоведческих ра-
ботах последних лет. В «Очерке истории
украинской литературы» (под редакцией

С. Маслова и Е. Кирилюка) И. Пильгук
старательно подчеркивает влияние на
М. — Коцюбинского западноевропейских
(пусть даже самых мизерных, совсем неза-
метных) писателей и в то же время умал-
чивает о таком могучем факторе в идей-
но-художественном росте нашего великого
писателя, как влияние М. Горького.

Профессор А. Шамрай пишет в том же
«Очерке» о влиянии на поэзию Леси Укра-
инки некоторых стихов Шелли, не упоми-
ная о влиянии Пушкина и Некрасова.

Советская украинская критика еше не
развернула настоящей борьбы с проявле-
ниями низкопоклонства перед Западом. Не-
обходимо смелее бичевать растленную бур-
жуазную культуру!

Непримиримая борьба за чистоту
марксистско-ленинского мировоззрения, пла-
менное утверждение великих принципов
партийности нашей науки, философии, ли-
тературы, искусства, боевая большевист-
ская критика и самокритика — вот что
поможет украинской советской литературе
выполнить задачи, возложенные на нее
партией и народом..
	о 60 ть

usanuyHpd nes
		Сыпингай, en
	, Foes”
	^ МУКДЕН,
Ин koy . pe
	o>

М. БАЖАН
х

ре! Это сказано 0 времени винниченков-
	ских ренегатских писаний чупринковских
эстетских побрякушек, провинциальной
линючей мистики и эротики вороных и на-
човских. Это и называет М. Рыльский
‹углублением и расширением общекуль-
турного процесса»!

Ясно, что при такой концепции М. Рыль-
ский не мог не извратить и роль больше-
вистских организаций на Украине. Отры-
вая революционное движение на Украине
от всероссийского социалистического . дви-
жения рабочего класса М. Рыльский
выдвигает не раз повторявнеийся украин-
скими националистами тезис ‘о том, что
марксизм распространялся на Украине не
революционной социал-демократией, He
партией большевиков, не трудами Ленина
и Сталина, а будто бы такими деятелями,
как... Зибер и Подолинский.

В поэме «Путешествие в молодость»
дореволюционная украинская действитель-
ность изображается М. Рыльским в виде
идиллии, без классовой борьбы, без про-
тиворечий и конфликтов между эксплоата-
торами и эксплоатируемыми, без рабочего

класса и, — что неминуемо вытекает из
самой порочной антимарксистской основы
поэмы, — без партии большевиков.

То же самое можно сказать о его поэ-
тическом произведении «Слово про родную
мать». В этом произведении М. Рыльский
ничего не говорит о таких знаменательных
событиях, как присоединение Украины к
России, общая борьба украинского и рус-
ского народов против царской монархии и
эксплоататоров.

М. Рыльский обошел вопрос об Октябрь-
ской революции, как решающем этапе
в истории украинского народа, о руководя-
щей роли партии в борьбе за диктатуру
пролетариата и. построение социализма в
нашей стране.

Таким же рецидивом буржуазно-национа-
листических взглядов являются и романы
Ю. Яновского («Живая вода») и И. Сенчен-
ко («Его поколение»). Новые работы этих
писателей ‘свидетельствуют о TOM, что
Ю. Яновский и И. Сенченко не отошли от
своих старых позиций. Ю. Яновский — в
прошлом автор таких националистических
произведений, как «Четыре сабли» и дру-
гие, —сейчас взял темой для романа «Живая
вода» послевоенную колхозную  действи-
тельность, но извратил ее, исказил образы
	советеких людей, проноведуя примат биоло-
	гического над социальным в человеке.

Ю. Яновский не видит передовых людей
нашего общества, не хочет признать пре-
ображающую силу большевистской идео-
логии, а рисует патологических героев,
искусственные, надуманные, антихудоже-
ственные эпизоды.

Если Ю. Яновский грубо изврашает со-
	ветскую действительность, то И. .Сенчен-
	ко, примитивно лакируя современность,
сладко упрощая ее в повести «Его поколе-
ние», пришел к такому же результату.
Автор этого произведения обнаружил со-
вершенное непонимание нашей эпохи, Из-
вратил образы советских людей и окари-
катурил советскую молодежь.

То, что подобные произведения могли
появиться в печати и даже получить
	одобрительные оценки, свидетельствует о
	непреодоленном, вредном благодушии, о
притуплении чувства партийности, о дале-
ко не достаточном развертывании боевой
	большевистской критики в литературной

среде.
zene

Украинские буржуазные националисты
	всегда служили интересам иноземного им-
периализма, и поэтому пропаганда рабско-
го низкопоклонства перед буржуазным За-
падом играла ведущую роль в их холуй-
ской деятельности. Особенно ярко отра-
зилось это в фашистских писаниях Дон-
цова, ‘проповедях Хвылевого, в бреднях
украинско-немецких националистов. Укра-
инские фашисты восхваляли растленную,
человеконенавистническую, насквозь про-
гнившую культуру симпериалистического
Запада, одновременно стремясь посеять
вражду и недоверие между украинским. и
	это был год под’ема художественной про-
зы. Романы П. Павленко «Счастье», В. Па-
новой «Вружилиха», повесть C. Вабаевеко-
го «Кавалер Золотой Звезды», очерк В. Га-
лина «В одном населенном пункте» —.эти
произведения рассказывают о нашей cero-
дняшней жизни. Много нового внесли в
нынешнем году писатели и в разработку
военной темы. Они не просто продолжали
описание событий Отечественной войны,
но стремились обобщить глубокий истори-
ческий смысл великой ‘народной борьбы,
показать изменения в духовном облике со-
ветского человека, которые внесла великая
борьба. З

Именно это отличает такие произвеле-
ния, как романы М. Бубеннова «Белая бе-
реза», А. Гончара «Знаменосцы», И. Эрен-
бурга «Вуря». ^
	B нынешнем году читатель впервые по-
знакомилея с новыми молодыми писателя=
	ми — 9, пазакевичем, М. Бубенновым,
0. Бабаевским; А. Гончаром — и успел по-
тюбить HX.
	Несомненные удачи наших писателей,
однако, ме должны заслонять от нас того,
ЧТО в Целом советская литература все еше
отстает от нашей героической современно-
CTY.
	Нартия—ведущая. сила нашего строя—
еще не нашла достойного изображения в
литературе. ,

Коммунист — центральная фигура на-
шего времени. Коммунист — руководитель
на заводе, на строительстве, в колхозе, в
институте, в лаборатории. Жоммуниет —
новатор, емело выступающий против всего
отжившего и косного, правофланговый в
дружных рядах советеких тружеников, —
BOT замечательный образ нашей эпохи, до
сих пор не раскрытый писателями. с доста-
точной жизненной правдивостью и художе-
ственной силой.

Наша литература в большом долгу перед
миллионами советских людей, тружеников
и созилателей, творнов новой жизни.
	Вели на восстановление промвииленно-
ети и сельского хозяйства, разрушенных в
мды первой мировой войны, капиталисти-
ческим государствам потребовались десяти-
цетия, то наш народ сумел’ достигнуть
довоенного уровня промышленности в тече-
ние лвух лет!
	Достаточно сопоставить этот факт с тем,
что дала наша литература в 1947 году,
чтобы увидеть, как мало еще создано книг
о бессмертном подвиге  народа-труженика,
совершенном в послевоенные: годы.

Роман В. Пановой «Кружилиха» рисует
Жизнь крупного завода во время войны и в
первые дни мира. Мы знакомимся с отдель-
ными людьми, работающими на заводе, но
Не видим заводского коллектива, не видим
самого труда, формирующего характеры лю-
дей. Существенным недостатком’ романа
П. Павленко «Счастье» —= одного из луч-
ших произведений года — является то, что
0бразы многих героев мало связаны C UX
реальной трудовой деятельностью.

0 том же отставании нашей литературы
от современности свидетельствует удиви-
тельная бедность, немногочисленноеть Ha-
ших очерков. Перелистывая страницы жур-
налов за год, мы почти не находим значи-
тельных художественных очерков о наших
днях, о героях новой сталинской пятилет-
КИ.

Ряд произведений, появившихся в этом
году, был художественно слабым, неубеди-
тельным, незрелым. Назовем хотя бы po-
ман Ф. Панферова «Борьба за мир» с ern
неверным изображением Советской Армии,
6 его неудачными, нежизненными образа-
ми главных героев. :

Большая вина нашей критики в том, что
она часто давала восторженную оценку
книгам за одну лишь актуальность и зна-
чительносеть темы. Ничего’ не сказали на-
ши критики о художественных недостат-
ках, которые имеются и в удачных произ-
ведениях этого года. :
	23 декабря председатель окружной изби-
рательной комиссии 792-го избирательного
округа г. Москвы вручил удостоверение об
избрании депутатов Московского город:
ского Совета депутатов трудящихся Федору
Васильевичу Гладкову.

В ходе боев летом 194Г года гоминданов-
ские армии потеряли ряд важных районов
и понесли ‘‹болыние потери. На многих
участках фронта инициатива перешла к
демократическим войскам;

Попытки гоминдановцев начать наступле-
ние осенью также окончились неудачей.
Нехватка войск на фронте, недостаток
оборонительных сил в тылу, а главное,
отсутствие поддержки в народе парализо-
вали мероприятия Гоминдана ‚и создавали
благоприятную обстановку для успешных
действий Народно-освободительной армии.
В статье, переданной в сентябре, агентство
Синьхуа отмечало: «Как раз в тот момент,
когда Чан Кай-ши опубликовал приказ
о «всеобщей мобилизации», когда он бьет
поход во все барабаны и строит планы,
направленные на то, чтобы начать свое так
называемое  «сентябрьское . наступление»,
наша армия дает свой ответ--контрнастун-
ление».

Демократические армии Китая, продол-
жая продвижение в. Маньчжурий и Север-
ном Китае, начали наступательные onepa-
ции на широком фронте, от провинции
Шаньдун на востоке до провинции Шэнсьи
на западе и до берегов Янцзы на юге.

К началу осени Демократическая армия
занимала почти всю территорию Мавьчжу-
	‚рии. за исключением узкого клина, протя-
	нувшегося от Мукдена до Гирина вдоль же-
лезной дороги, проходящей через Сыпингай
и Чанчунь.

Главйый удар народная армия направля-
ла на города Гирин и Чанчунь. Наступле-
ние протекало успешно. Чанчунь и Гирин
были изолированы, и связь гоминдановцев
с этими городами прервана. За полтора
месяца (с 14 сентября по 1 ноября) осво-
божденная территория ’Маньчжурии была
расширена на 38.400 квадратных километ-
	ров, численность населения, проживающего.
	на этой территории, — 2.600.000 человек.
Гоминдановские войска потеряли в боях
около 70 тысяч убитыми, ранеными и плен-
НЫМИ.

Во второй половине ноября ожесточен-
ное сражение развернулось в Северном
Китае — в провинциях Хэбэй и Шаньси.
Непосредственной задачей наступающих
войск Народно-освободительной армии яв-
лялся разгром гоминдановцев в районе
города Тайюань (провинция Шаньси) и в
стратегическом треугольнике Тяньцзинь —
Бэйнин—Баодин (провинция. Хэбэй). Захват
этих городов дал бы возможность дейст-
вующей здесь  Народно-освободительной
армии установить непосредственную связь
со своими частями в Маньчжурии.

В середине ‘ноября Народно-освободи-
тельная армия добилась крупного ‘стратеги-
ческого успеха, овладев важным железно-
дорожным узлом на Бэйпин-Ханькоуской
железной дороге — городом Шицзячжуан.
С занятием этого города народная армия
приобрела удобный плацдарм для наступле-
ния на Баодин и Тайюань и получила воз-
можность установить связь между освобож-
денными районами Шаньси—Чахар—Хэбэй
и Шаньси-——Хэбэй-—Шаньдун. В сражении
за город Шицзячжуан гоминдановцы потеря-
ли свыше 20 тысяч солдат и офицеров.

Непосредственная угроза, нависшая ‘над
административным центром провинции
Хэбэй—Баодином, через который прохолят
железнодорожные коммуникации, связыва-
оттие Северный и’ Пентральный Китай.
	‘ющие Северный и Центральный Китай,
вынудила  гоминдановское . командование
‘перебросить часть своих войск из Мань-
	чжурии в Северный Китай. Это ослабило
позиции гоминдановцев в Маньчжурии и
	помогло Демократической армии ‘нанести
им новый удар.

9 декабря войска Демократической армий,
возобновив наступательные действия в
	Военные действия в Китае

АЗИАТОВ ЕАО
	Писатели —избранники народа
	ЛУНЯИСКЯЯ МЕЛ ДОР
и
	Электрификация сельского хозяйства Латвии
	В-Латвийской республике проведены круи-
ные работы по электрификации сельского
хозяйства. В этом году сооружено 12 сель-
ских электростанций. К общей сети при
соединено 90 новых подстанций, общей
мощностью до тысячи киловатт. Установле-
но несколько сот электромоторов. Проведе-
ны десятки километров высоковольтных и
HH3KOBOABTHDIX линий.

Электрифицированы 14 машинно-трактор-
HEX станций, 4 совхоза, первые латышские
колхозы «Накотне», «Тервете», «Селия», не”
сколько тысяч крестьянских домов, Много
	подсобных сельскохозяйственных предприя:
тий, учебные заведения. В МТС, совхозах и
волостных центрах’ республики построено
6 радиоузлов. В. Баусском, Екабпилсском и
Талсинском уездах некоторые волости пол-
ностью электрифицированы,

В булущем году должны быть построены
и введены в строй гидроэлектростанции об-
шей мощностью ‘до трех тысяч киловатт,
84 трансформаторные подстанции, свыше
500 километров высоковольтных и низко-
	BOJIDTHDIX ЛИНИЙ.
	восточнее Мукдена), третья. дивизия, вы-
шедшая из Бамянчэна, атакует Чанту, в 75
милях севернее Мукдена. Другие колонны
войск наступают на Мукден с юга и запа-
	да. Ожесточенное сражение происходит в

районах Цзиньчжоу и Инкоу.
Стремительное наступление Демократиче-

ской армяи на Мукден важно не только с