оном
	С

Qe
	Леонид ЛЕОНОВ
©
	ними, с такими девицами! Ho демонские
речи 06 ореховом торте обращены в
храбрым и простреленным людям,  KOTO-
рым, в сущности,  ков-чем обязаны
выны э@ира, меныше всех хлебнувшие
торя в минувшей кровавой суматохе. Гитлер
был хоть и выдающийся етервец, но вруи-
ный мастак в перекусьтвании жирных гоу-
лышек; не очень-то просто было и нам со-
рвать с груди этого хорька и превратить В
падаль. И если бы война произошла bes
участия России, — чей портрет — д0сто-
почтенного президента либо берлинского
таулейтера висел бы в зале конгресса или
где ему положено висеть?.. Равным обра-
зом, искусительный шопот адресован к На-
шим женщинам и детям, а это особенные
слушатели. Они поровну 6 солдатами делили
черный труд войны; их тоже убивали за
сопротивление временному победителю; их
жгли в походных крематориях оккуцацион-
ных армий, и, когда держиить в руке горет-
ву пепла, трудно различить, какая well-
линка принадлежала взрослому советскому
богатырю, какая — ребенку. Так что за-
океанское благополучие до известной степе-
нй оплачено и нашей детской кровцой.

Мы вырвались из кольца  нослевоен-
ных бел. Но обнищалая Европа еще
не скоро накормит досыта своих ре-
бятишек. У нее нет иной разменной
монеты, кроме души, на покупку заокеан-
ского пайка, и вот она платит, платит, пла-
тит за сигареты и свиную тушонку кровэ-
точащими кусхами своих так называемых
свобод. Во весь рост стоит над Европой
многозвездный демон, и европейские дети
пугливо смотрят то на его руки с миской
чечевичной похлебки, то в ето холодные
равнодушные глаза. «Придите ко мне все
труждающиеся и обремененные послевоен-
ным горем, я покупаю чохом ванти души!» ...
Мне представляется мало привлекательным
	такое зрелище, когда упитанный, килограм-
	MOB на Je@BAHOCTO,

Кровь

молоком, ИНо-
	странный коммерсант выменивает на RYCOR
	торта у итальянских и французских маль-
ченок, — сироток, может быть! — их по-
следнюю надежду на счастье. «Негоже, брат-
пы!» —= сказали бы с презреньем русские
мужички про этот адский бизнес! Как го-
ворится, пусть тосполь в смертный час 0б-
легчит вашу грешную душу, неизвестный
заокеанский господин!
ногому научилея мир за последний де-
сяток лет. Кого не тронула самая страшная
фраза нашего века, жалоба девочки перед
расстрелом у харьковского рва-——<«Мамочка,
я боюсь», —тех озарила светом социального
прозрения трехгодичная бомбежка. Й все:
же... Мне вспоминается один  мимохолный
диалог в Нюрнберге на процессе военных
преступников. Вар был переполнен; трое в
форме заокеанских армейских юристов по-
просились к моему столику. Я сказал — да.
Оки меня знали по книгам. Заглушаемый_
переливами джазового мунлайта, произошел.
такой разговор:
— Что вы Чумаете о. процессе?
Я ответил:
СЕ Фут не Гуго Гроцай нужен, а дерзкий
	‘HW доказательный крик большого сердца о
TUM, что нельзя, нельзя та к долыне жить
	— Простите, я не понял, — сказал один,
который показалея мне умней и циничнее
своих спутников; имя его часто упомина-
лось в судебных отчетах,

—- Я об’яеню. Вы заметили, что изна-
силование, например, вовсе не упоминается
в этом процессе, как слишком мелкая ку-
пюра людекого страданья. Здесь она не при-
нимается в расчет. И вот, вся минувшая
людская боль бесследно растворилась в юри-
дических параграфах и фолиантах. Задача
наша вовсе не в том, чтобы прилично пове-
сить два десятка стервецов... это слишком
дешевая плата за несчитанные миллионы
их жертв.

— Вы хотите полной пеной... ударом за
Удар?

— Я хочу предотвращения таких эпи-
зодов в будущем.

— Это блаторолно. Как это сделать?
	Я решил не пугать его прямым ‘ответом:

— Вы думали когда-нибудь о комарах?
Они размножаются в стоячих водах, сосут
кровь, мешают спать, разносят периодиче-
скую лихорадку, часто — со смертельным
исходом... и вообще необходимость их в ми-
роздании крайне сомнительна. Борьба с ни-
ми замедляется из-за отсутствия технологи-
чески единого приема... Конечно, можно ло-
ВИТЬ каждого из них и, зажав накрепко в
кулаке, отстригать ему голову перочинным
ножиком. Способ действительный, потому
что комар без головы — это уже совсем
	‘другое дело... но мало продуктивный ено-
	cob. Усекновению подвергнутея лишь HaH-
менее увертливые, и, кроме того, потребует-
ся громадный истребительный персонал.
Можно по-другому!

— А именно... если He секрет?

— Раз навсегда пронефтевать все болота
на земле.

„Он засмеялся, взглянул мне в самые гла-
за, покачал пальцем — и вот его букваль-
ный ответ:

— 0, нефтевать болота мы не будем.

0, мой собеседник отлично понимал, куда
ведут корешки фашизма, который он судил,
правда, по всей строгости законов, но—как
чисто местное германское явление. Поэтому
Нюрнбергекий процесс и не сделался в исто-
рии человечества поворотной вехой, какой,
по всем причинам, ему надлежало бы стать.
Отсюда я должен признать, что ночные ре-
чи искусителя нельзя приписывать демон-
скому недомыелию или удаленности от оча-
га исторических событий: он отлично ео-
знает, зачем он высверливает крохотные
дырочки ‘сомнения в простых человеческих
душах, чтоб заложить туда патрон с толом.

Демон есть тот же чорт, но только со
	МИНННИИНИИИИВИИАИИНИИНИААИНИИ
			Люди, о которых говорят

My делать’ то, что положено было на
троих. Время родит героев. Во втором
году первой послевоенной пятилетки в на-
роднохозяйственном плане ‘рабочие и кол-
`хозники нашли’ мудрые, полные глубокого
‘смысла строки: «Усмех выполнения и
перевыполнения . государственных планов
решают люди; план должен ориентировать-
ся на передовых рабочих, инженеров и тех-
ников, показывающих огромные возможно-
сти в деле достижения прогрессивных норм
использования машин н механизмов и, та-
ким образом, оббепечивающих перевыполне-
ние государственных планов».

И в цехах заводов и фабрик в ответ на
требования государственного плана роди-
лись смелые планы рядовых людей, пере-
довиков В труде, показывавыих товарищам
по профессии: вот резервы, вот новые воз-
можности, вот они лежат перед нами, возь-
мем ‘их и поставим на службу государству:
Василий. Матросов, Андрей Якушин, Але-
ксандр Иванов, Николай Российский,
Дмитрий Мазалов, Анна Кузнецова--герой
1947 года войдут в историю, как’ люди,
раздувшие в этом году с новой силой Be-
ликий ‘костер cTaxavoBckoro движения.
Герои наших дней, высоко поднявшие зва-
ние стахановца, унаследовали замечатель-
ные традиции пионеров великого и непре-
одолимого ‹ движения ‘современности и
ушли далеко вперед не только в произво-
дительности своего труда, но и в органи-
зации высокопроизводительной работы це-
лых коллективов. И именно этой коллек-
тивной  стахановской работой славен
1947 год. и
/ Годом высоких скоростей был уходящий
год. Скоростные’ плавки прославили Ми-
хаила Кучерина и Ивана Невчаса — стале-
варов Донбасса и Приднепровья; скорость
монтажа, открытая запорожским бригади-
ром Иваном Румянцевым, породила тысячи
последователей; скорость проходки, при-
менениая Иваном Проничкиным и Нигмад-
	жан Минзариповым, обогатила Родину ты-
	сячами тонн  доагоценной руды; скорость
в труде Николая Лукичева и Герасима
Запорожца помогла извлечь на поверхность
больше «хлеба промышленности» — увля;
скорость в работе Марии Волковой и Ма-
рии Шаровой одела в новые платья десят-
ки тысяч людей Это была умная, проду-
манная скорость, та, которая создала все
основания для ‘того, чтобы провозгласить
осенью нынешнего года лозунг, сокрашаю-
щий сроки пятилетки на одну пятую и
убыстряющий шаги времени.

«Широта размаха и содержание соревно-
вания определяют теперь достигнутый
здесь или там уровень коммунистического
отношения к труду срели советских лю-
дей» (В. М. Молотов). Миллионы рабочих
взяли на себя личные обязательства до-
срочного выполнения ‘годовых планов и
планов пятилетки.

Уже к 7 ноября один миллион двести
тысяч мелодых рабочих промышленности и
транспорта выполнили свой годовые нормы,
148 тысяч юношей и девушек выполнили
двухлетние нормы, 20 тысяч— четырехлетние
и 1500 — нятилетние нормы выработки.

В счет планов третьего и  четвер-
того года пятилетки уже сегодня дают
продукцию в Москве и Ленинграде, Ма-
гнитогорске и.Ваку; Уфе и Караганде, Тби-
лиси и Калининграде. Сегодня в полночь
друзья поздравят этих людей с насту-
	нающим 1948 годом, а эти люди живут.
	уже в 1950-м и переступают грации»
1951-го — живут, не старея, а молодея в
великих свершениях! Уходящий год был
	годом их подвига в труде и годом их 9
сти, годом их доблести и годом их славы.
Рядом с учеными — академиками Павло-
вым и Мусхелишвили, профессорами Дуни-
ным и Френкелем, рядом с художниками
слова Эльмаром Грином и Симоном Чико-
вани, рядом с композиторами Шебалиным
и Прокофьевым в уходящем 1947 году
‘стояли в списке лауреатов Сталинских
премий Герасим Заповожец и Василий
Матросов, Нигмаджан Минзарипов и Иван
Проничкин, Мария Волкова и Анна Кантае-
ва, чей труд — тоже творчество. _ .
Это творчество в труде является примером
	не только для советских людей, но И ДЛЯ На-
	родов, сбросивших с себя оковы. На рубе-
же третьего года послевоенной пятилетки
		средним образованием, а профессия чертей
всегда состояла В улэвлении IMOCTORVIT
ных... Но как на протяжении веков помельч
чала и выродилась нечистая сила! Теперь
это уже пе тот большой и гордый Сатана,
который две тысячи лет назад предлагал
пророку прыгнуть © горы и ценой отказа от
человеческой природы приобрести поддерж-
ку ангелов. 910 не байроновский Люцифер,
через змеиное сострадание вливавший в
Каина философическое сомнение. Это He ree
тавский Мефистофель, покупавший душу
	немелткого доктора на звонкую, ИМмеюЩУЮ
пореёместное хождение, валюту женской
	uote. Это не флоберововий Дьявол, иску
партий Антония зрелищем  вапрасности
времен и пестрых еретических извержений.
Это не гоголевекий, всегда попадающий
впросак, уютный чорт, тотовый на собетвен-
ной спине свозить Вакулу за черевичками
в пышный императорский Петербург. Эм
даже не помянутый Демин с его олеотрави-
ческими обольшениями в стиле ХТХ вена,
вроде чертогов из янтаря и бирюзы... Ва-
оквансклй бес прозаичней и плоше. В ко-
толке соблазнов у него фунт сливочного
масла ла тюбик зубной пасты: восьминл-
линдровых паккардов он He обещает, по-
скольку и сам ездит к себе в ночлежку из
автобусе. Это есть скушный бес, приказчик
у набольших, богатых, но также невырази-
Mo скушных бесов. Ему и врать-то скушно,
потому что он знает, что именно советско-
му человеку, хотя бы ценой san
тельного труда, Bee равно  принадле-
жит будущее со веёми его чудесами, И
как всякое существо, лишенное юмора, ва-
мо становится мишенью для смеха, так и
бес этот вызывает ироническую улыбву у
взыскательного советского слушателя.

В особенности улыбались мы недавно при
радиорассказе о трайлере, небольлтом, обие-
доступном особняке на колесах. Приценляе-
мая к автомашине при передвижении по до-
рогам страны в поисках заработка, коробка
эта, по утверждению диктора, необыкновен-
но удобна и полезна для здоровья. И якобы
такую жизнь в особенности обожают 3a-
окванцы... Впрочем, в передаче не было
указано, распространено ли такое обожание
й в средхе крупных биржевиков, финансовых
воротил, владельцев торгово-промышиленных
предприятий, любят ли и они такую «неза-
висимую, кочевую жизнь» на колесах, или
же предпочитают более стабильное суще-
ствование со всеми удобствами, скажем, на
Бродвее... или где они там живут, заправ-
ляющие боссы? Их там, оказывается, боль-
ше двухсот тысяч, горемычных скитальцев,
‘расееленных федеральным правительством
по таким бродячим фургонам за недостатком
жилплошали.

-Ваводной говорящий манекен, под назва-
нием миссис Бапкек, приблизительно так
бписттвает прелести жизни. в постоянном”
	‚ ДВИЖеБИИ:
	— Войдите, не уптибите головы. Вак ви:
дите; это целая квартира из трех ROMEAT.
Злесь течет вода, необходимая для мытья
посуды ип других домапних  надобностей,
Этот портрет мистера Ванленберга— не прэ-
стой портрет, он раскладывается, и тогда
получается по усмотрению-——карамбольный
биллиард, кушетка или стиральная Locka.
Мы так рады иметь этот домик на старости
	чет...
	— Скажите, миссис Рапкек, вати супруг
енит на крыше для здоровья или же на этой
склелной лестнипе? — спрашивает такой
же заводной посетитель, опасаясь залать
вслух прямой вопрос — как эти честные,
век проработавшие, пожилые люди дошли до
жизни такой.

— 0, нет. Я помешаю моего Тэдди под
кроватью, рядом с газовой плитой. Таким
образом не пропадает тепло в зимнее время
и постоянно охраняется наше фамильнов
серебро. Правда, для этой цели мужу при-
ходится всю ночь вертикально держать но-
ги, но я ставлю на них ночник и читаю
ему за это радиопередачи о прелестях жиз-
ни в трайлере. 1 ;

— 0, это очень мило. Скажите, мистер
Banker также обожает это  перпету-
ум-мобильное существование?

— Разумеется! Мы, заокеанцы, славим-
ся своею склонностью к необычным удо-
вольствиям, Это очень освежает. С наетул-
лением холодов мы отправляемся на юг, 8
летом, как пташки, снова возвращаемся Ha
север. Кроме того, при таком беспрерывном
мотании жизнь обходится дешевле: не надо
платить за квартиру и нет заботы 0 зимней
одежде...

„.Всть еще один вид человеческого co-
стояния, джентльмены, в котором не прл-
ходится заботиться также и о летней охеж-
	де и даже-—0 еде. Это состояние покойника.
	Надо думать, в ближайшее время демон уго-
стит европейских слушателей обетоятель-
ным радиоинтервью с таким замогильным
счастливцем, — это будет выглядеть так.

«— Войдите в мой уголок, — приветли-
во сказал нам покойник, распахивая He-
сколько узкую дверь в свою уютную, такую
компактную  квартирку.— Здесь у меня
очень хорошо, как на курорте. Исключи-
тельная тишина и, заметьте, полное отсут:
ствие сквозняков. Вот здесь у меня поме-
щаются ноги, а это мое изголовье. Собетвен-
ный живот служит мне письменным столом,
Потолок, правда, низковат, но я не курю...

— Скажите, мистер Бапкек, вам не
скучно находиться здесь в самый разгар по-
слевоенного просперити?

— 0, нет. Я по опыту знаю, чем обычяо
кончаются такие просперити. Это и было
причиной, почему мы с женой решили по-
кинуть сутолоку больших тородов. У нзе та-
кая же квартирка рядом. Постучите: в стен-
ку, если хотите поговорить: е нею лично.
Хелло, Мери, ты не спишь? Тут зашел олин
демон, ему нужны кое-какие сведения для
европейской передачи... 0-кей».

Всякая дружественная беседа преднолз-
гает взаимный обмен суждениями. В ответ
на ночные выступления демона я вместе с
	новогодним  радиоприветом высказываю
cRoe.
		В русской литературе есть сочинение,
rye некто, именующий себя сыном эфира,
каждую ночь уговаривает одну пригожую
девипу на всякие такие дела и, между про-
чим, — отдать ему душу. Взамен он пред-
датает ей всякие несбыточные, даже опас-
ные предприятия, вроде экекуреии в над-
звезлные края, спуска на морское дно и,
наконеп, —— стать изрицей мира. Впрочем,
прижатый в стенке, он и сам признает все
это лишь приманками ада. Происшествие
кончается ликованием светлых сил и кон-
фузом соблазпителя... но не в этом суть.

С недавних пор, в поисках доверчивых
девиц, в наш эфир также стал залетать
ночной деятель, видимо, дальний родетвен-
ник того самого, чъи приметы” идеологиче-
ски правильно. описал Михаил Юрьевич.
Этот также пытается ‘тубить надежду, едва
надежда расцветет; этого также не очень
любят и клянут все живущие честным тру-
дом своих собственных рук. Из опасения,
что его заподозрят в подкупности, этот эфи-
ров сын чаще, чем это требуется для дела,
называет себя не обыкновенным, а воль-
ным сынем эфира... Дело в том, что за не-
отложными коммерческими заботами у ми-
крофона действует не сам он, & нанятые
товоруны из бывших русских, и, судя но
их старательным, ласково-ползучим  голо-
сам, люди эти очень опасаютея, что их He-
медленно уличат во лжи в рассуждении их
пресловутой «вольности».

Жанр этот надо определить, как нашеч-
тыванье или навеванье сладких снов; пи-
шутея они довольно суконным языком, хо-
тя и трудно требовать тургеневских красот
07 организма, который сам, без принужде-
‘ния, придумал себе неевдоним Георгия Геор-
гиевича Ответова. Собеседования эти с0сто-
a? из перечисления житейских благ, коими
пользуются граждане по ту сторону океана
нев пример жителям послевоенной Европы.
(Сюжет всегль незамыеловат, но разнообра-
зен. В этом радиоматазине найдется и опи-
саняе государственного устройства, при ко-
тором каждый, в зависимости от оклонно-
сти, может стать чем утодно,—от сенатора
до мертвеца, Здесь же восхваляется поли-
цейская атлетическая лига, наблюдающая
за тем, чтобы  беспризорные детишки не
попадали под трамвай или в об’ятия поро-
ка; у незакаленных лип проступают слезы
благодарности при созерцании этих заокеан-
ских яслей, где рослые дяди с метровой ре-
`зиноРой дубиной няньчат на коленях улы-
беющихея крошек. В заключение можно
токже полюбоваться на поучительную кар-
THHKY, как  мекая  типическая миссис
Браун, обычная агитационная болванка
эфировых сынов, покупает себе еду.

‘Her, она не просто говорит, как в обни-
щалых городах Европы, — «отпустите мне
сто грамм сливочного масла, скажем, для
больного ребенка». Нот, процедура покувки,
в которой наравне с обходительноетью ра-
ботников прилавка иллюстрируется и сыт-
ноеть заокеанского бытия, происходит при-
`бтизительно так: т
	— Прекрасная погода, миссис Браун.
Вы как будто похудели со вчерантнего дни.
Что вы хотели бы получить сегодня?

— Сегодня я желала бы приобрести у
вас Иять кило масла, четырех тетерок, три
PousBRE сыр, два окорока и, Чуть не 3а-
быца, один двухэтажный ореховый торг для
моей дочки. „Впрочем, чтобы неё тратить
времени, „Дайте мне вое, что имеется в ва-
шем прейс-куранте... только в двойном ко-
тичестве. Погода хорошая, но барометр кло-
‚нитея к дождю.

— Я надеюсь, что ветер снова разтонит
к вечеру духоту. Вы захватили с собой те-
тежкх. чтобы погрузить вее эти. продукты,
	миссис Браун? Часом позже я смог бы от-
править их вам в грузовике с приценом.
— Вы очень добры, мистер Блек, но не
беспокойтесь. Я приехала к вам в автом”-
биле новой марки, с особой эластичной под-
веской кузова. Ветряхиванье сливок и свя-
занная е этим порча их совершенно исклю-
цены в этой машине. Ее подарил моему му-
HY, углекопу, ко дню рожденья его хозяии.
Q,.3T0 такой гуманиет, такой гуманиет,
прямо сил нет. Он собиралея подарить це-
	‘ых три——пля раутов, загородных прогулок
	и поездок на биржу труда, но Тэдли отка-
залея, чтобы не разорять добряка... До ско-
рого свиданья, мистер Блек!

— До завтра, миссис Браун!

Затем следуют убедительные урчащие
эффекты, документирующие не то звук от’-
езтатощей пятитонки, не то дружное пище-
варение в семействе миссис Браун. На дес-
серт выдается дежурная порция джазового
мунлайта.

Весь прием рассчитан на податливых де-
виц блудливой категории, — за дальностью
расстояния в аду плохо осведомлены о нра-
вах людей в советской стране. Это и заста-
вило эфировых сынов обратиться за подроб-
ной информацией к некоему русскому маль-
чику Алеше, внимание — в косоворотке!
Будучи приглашен на рождественский
праздник в заокеанской столиле, он детским
голоском поведал ужасающие. вещи о не-
мецком нашествии, от которых кровь надол-
го застыла в жилах У заокеанских дам-
патронесе. Рассказ был о том, как однажды
фашисты хотели купить у Алеши его елоч-
ку и, когда он отказал, они отняли ее си-
лой. Разумеется, такой поступок германеко-
го фашизма достоин всяческого порицания,
но, думается нам, что Алешина информация
явно недостаточна. Умней было бы пору-
чить толковому корреспонденту добиться
интервью с грудами детского пепла у. боль-
ших печей Майданека и Бабьего Яра. Прав-
да, такой собвеедник суров и неразговорчив,
зато «сит tacent, clamanty *, a compoBo-
дительные фотографии сыграли бы свою
познавательную роль в освещении нынеш-
них советских настроений.

Я не еклонен оберегать невинность девиц,
готовых за пару найлоновых. чулок прила-
`скать хоть мыеленно, хоть в подворотие
пожилого и зажиточного госполина. Бог с
	+ ат. «оамым молчзевном своим ови KPH
чал?. (Ред.).
	Прожженный гитлеровец Боненбергер —
KpyUHL военный преступник — был при-
влёчен в Австрии ксуду за неоднократную
выдачу антифашистов гестаповцам и дру-
гие совершенные им злодеяния. Прошло
очнь немного времени, и немец Боненбер-
ге} очутился не за тюремной решегкой, ав
одНом из фешенебельных швейцарских оте-

ле как «представитель Австрии».

мы вспоминаем слова товарища Сталина,
произнесенные в начале’ третьего года пер-
вой пятилетки: «Мы должны двигаться
вперед так, чтобы рабочий класс всего
мира, глядя’ на нае, мог сказать: ‘вот он,
мой передовой отряд, вот она, моя ударная
бригада, вот. она, моя рабочая власть, вот
OHO, мое отечество»... › Слово  стахановец
произносится ныне на всех языках мира,

Когда партизанские. командиры Югосла-
вии хотели поблагодарить особо отличив-
шегося бойца, они говорили ему: «Друже,
ты сражаешься, как красноармеец», Когда
сейчас, В дни возрождения Югославии, ее
жители хотят поблагодарить отличившего-
ся труженика, ему говорят: «Друже, ты.
работаешь, как советский стахановец».

Тысячи шахтеров Болгарин следили в.
этом году за работой своего гостя — рус-
‘ского горняка Леонтия Борискина и пере-
‘`няли его приемы высокопроизводительного
‘труда. No методу сталинградского камен-
шика Кузьмы Белозерцева работают сегод-
ня строитель Франьо Турчич из Загреба и
Киро Иовановский из Скопля, Иосип Ми-
лованович из Крушевца, Милан Шкрбич из
Белграда, Милентий  Стаменкович из:
Ниша и многие другие, — югославские ка-
менщики перенимают опыт своего совет-
ского собрата по профессии, и правитель-
ство Народной республики Хорватии награж-
дает Франьо Турчича— первого последовате-
ля советских русских стахановцев — 50 TH-
сячами динаров. Недавно Кузьма Белозерцев
получил письмо с благодарностью от имени
ста тысяч каменщиков Югославии. Советская
ткачиха Наталья Дубяга недавно ездила
в Польшу. Ее просили показать, как спо-
рится работа под руками советских людей:
она продемонстрировала новые методы мно-
тостаночного обслуживания, и сегодня Y
Натальи Дубяга есть уже последователи и
в Польше. Так знаменитые люди наших
дней оказывают свое воздействие на зару-
бежных друзей и братьев. О знаменитых
советских стахановнах говорят, их примеру
следуют. . :

Я вспоминаю августовский вечер первого
послевоенного года. Шел прием в честь
делегации итальянских профсоюзов. Среди
гостей был Алексей Стаханов. Лжузение
ди Витторио, глава делегации, узнал Ста-
хавнова по портретам. ИМ он попросил со-
провожлавших его переводчиков немед-
ленно представить итальянских профсоюз-
ных деятелей Стаханову.

—- Miu много слышали о вас.” говорил
	ди Витторио Стаханову, ‘и это не было
простой любезностью. — Я могу смело’ ска-
зать, что‘в Италии среди членов профес-
сиональных союзов. нет людей, которые не
знали бы ‘вас.

Завязалась беседа ‘Стаханова с гостями,
разговор, за которым мы, присутствующие,
слелили с интересом. И в разгаре этой бе-
седы подошел канадский корреспондент,
который сказал на чистом русском языке:

— Мистер Стаханов, насколько мне из-
вестно. вам в свое время удалось показать,
чтоолин человек может работать за шесте-
рых.. Не поможете ли вы моей стране ре-
шить другую задачу, не посоветуете ли,
как научить шестерых ‘работать 3a одного?

Стаханов развел руками и улыбнулся...
Возвращаясь с. пресс-конференции, он гово-
рил мне, что этот вопросе корреспондента,
словно молнией, озарьл неразрывную связь
	стахановского движения с советским

строем.
Человек может с охотой доброволь-
	во работать за двоих и троих в стра-
не свободного труда, ибо’ все богатства,
общества, созданные рабочими H крестья-
нами, делаются достоянием народных масс,
и личный интересе каждого работающего
связан`с интересом всего: народа, с ростом
богатства и силы страны. И’ вот 1о-
чему с такой любовью  взирают на
наших стахавовцев труженики стран новой
демократии, ‘вот почему перенимают они
их опыт. Слова Маркса применимы к лю-
ASM, понявшим труд как творчество, и к
тем, кто учится у.них: «... человеческое брат-
ство в их устах не фраза, а истина, ис
загрубелых от труда лиц. глядит на нас
вся красота‘ человечества». И пусть эта
	красота человечества вдохновит В Новом
году ‘ноэта и ваятеля, художника слова и
	мастера кисти!
А ЛИТВАК.
	Журналисты буржуазного мира время
бт времени описывают «людей, о которых
говорят». «Люди, о которых говорят»—это
обычно чемпионы непрерывного стодвадца-
тичасового ‘танца, герои невероятных
пари, экстраординарные воры и хапуги,
исступленные маньяки, которые в течение
десяти суток подряд вертят ногами педали
велосипеда, пока у велосипеда не сотрутся
шины, Иногда это лихие, автомобилисты,
которым надоело путешествовать нормаль-
ным порядком, поскольку в этом нет ни-
чего оригинального, иони избирают. необыч-
вый способ передвижения на автомобиле:
путешествие из одного штата в другой за-
дом наперед, О таких «героях» уходящего
года булут, несомненно, говорить за океа-
ном и сегодня наряду с другими «героями»,
которые проявили себя на фоне «мирного
строительства» капиталистических стран и
«прославились» в Греции и Индонезии, во
Франции и в Бизонии, на Уолл-стрите и в
Сити.

«Кого буржуазия считала и считает ве-
ликими? — спрашивал когда-то Горький. —
Генерала, который ‘умел истребить наиболь-
шее количество солдат и разрушить наи-
большее количество хозяйств, банкира,
способного собрать в своих руках наиболь-
шее количество денежных знаков, фабри-
канта, купца, Креза и подобных им орга-
визаторов производства орудий производ-
ства истребления людей, вероучителя, спо-
собного талантливо затемнять разум... Наш
герой — «простой» человек, который в тяже-
лых условиях неутомимо и мужественно
строит свое, рабочее государство равных—
	строит, разрушая все козни врагов, преодо-
	левая все препятствия».

Наш герой—человек труда, чья умная буд-
ничная работа является непрерывным твор-
чеством, Самые. популярные люди в стра-
не-—стахановцы. Мы помним встречу пионе-
ров этого движения, собравшихся по при-
тлашению правительства в Кремле, встречу
в большом и светлом зале. Широко раскрыв
об’ятия, словно стремясь прижать к боль-
тому и горячему сердну все три тысячи
человек, которые собрались здесь, —говорил
втот день © трибуны Серго Орджоникидзе:

— Капиталистический мир не может дать
рабочего Стаханова! М если бы там на-
шелся стахановец, он был бы самым не-
популярным человеком среди всей массы
рабочих, ибо такой повышенный рост про-
изводительности труда привел бы к тому,
что по крайней мере одна треть, а, может
быть, половина рабочих была бы раесчи-
тана й увеличилась бы безработица... Ау
нас стахановцы — самые популярные люди
среди рабочих, и, лавая такую производи-
тельность труда, они становятся первыми
люльми в Советском Союзе.
	Аплодисменты прервали оратора. Серго
переждал минуту и продолжал:

— Вчера здесь, когда один ‘из выступав-
ших товаришей заявил: «Да здравствует
первый стахановец-—товарищ Сталин!», весь
зал поднялся на ноги. Видите, оказывает-
ся, не Стаханов — сталинен, а Сталин —
‘стахановен. Вот на какую высоту рабочие
поднимают звание стахановца. Где, в какой
стране это еще может быть? Нигде! Это
может быть только там, где труд стано-
вится делом чести, делом славы, делом
доблести и геройства, как говорил товарищ
Сталин:

С высот прожитого года мы видим, как
в эти двенадцать месяцев честь и слава со-
путствовали доблести и геройству простых
людей, которые становятся первыми людь-
ми в стране. Кто знал в прошлом году в
это время Васнлия Матросова и Ивана
Брелько, Николая Российского и Александра
Иванова, Анну Кузнецову и Андрея Яку-
шина? Ктб, кроме близких им людей, кро-
ме товарищей по работе? А сегодня эти
имена произносятся с уважением и в Ha-
шей стране и друзьями за рубежом.

Люди орлиных взлетов и грандиозных
планов, творцы чудесных превращений —
советские люди умеют на каждом этапе
выделять из своей среды скромных, муже-
ственных и честных зазинателей. Для пер-
вых нятилеток это были Стаханов и Бусы-
run, Виноградовы и Кривонос, для грозных
	лет войны — Барышникова и Босый, Спехов
и Шалаев, люди, уплотнявшие время, нахо-
лившие новый и новые возможности одно-
	Виссарион САЯНОВ

MECHA
	Свол небес чистым золотом вышит...
Замечательна эта зима...

Если песню о ней не напишут,
Знаю, песня родится сама.
	Где-нибудь на просторе далеком,

На полярной зимовке, она
К синеве незавешанных окон
Из высокого рвется окна.
	Перед ней — берега океана...
Только—что ее крыльев быстрей?
И летит она вдаль, чтоб нежданно
Приютиться в тетрадке твоей.
	С нею день несказанно огромен»
Где мелькнет она-—станет светло,
Над немеркнущим пламенем домен
2 синеве зазвенело крыло,
	Что же, гостья заветная, здравствуй,
В нашем праздничном доме живи,
Мы зовем тебя попросту счастьем —
Й своей не скрываем любви.
	..Й поет она в лунном сиянье,
И звенит, и торопится жить

В том, еще неизвестном, деянье,
Что тебе суждено совершить.
			экземпляров КЕИТ
	В предстоящем году государственное изЗ-
дательство художественной литературы
выпустит значительно больше книг, чем в
истекшем: По плану 1947 года должно бы-
ло выйти 292 названия книг тиражом 13,5
миллиона экземпляров. Как известно, Гос-
литиздат перевыполнил свой план.

В 1948 году издательство выпустит 269
названий книг тиражом 15,5 миллиона
экземпляров, т. е. на 2 миллиона больше,
чем по плану прошлого года.

Расширен раздел славянской литературы,
содержащий 16 названий книг болгарских,
сербских, чешских, словенских, хорватских
и польских классиков и современных пи-
сателей.

В плане 1948 года — 61 том собраний
сочинений русских и иностранных класси-
ков, 12 изданий собраний сочинений в пред-
стоящем году будет закончено, три —
вновь начато.

Издательство приступает к массовому
выпуску «Библиотеки русского романа»
тиражом в 200—300 тысяч экземпляров ка-
экдая книга.
	ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 — № 68

Встречая грядущий год....
	нужен людям только тогда, когда он HM

поистине современен.

До Октябрьской революции люди, прихо-
дившие в театр, именовались «публикой»,
после революции — зрителями. И все чаше
и чаще мы произносим теперь торжествен-
ное слово: народ. В зависимости от того,
перед кем играют артисты — перед «публи-
кой», перед зрителями, перед народом,
видоизменяется самая сушность. театра, и
новый, более высокий смысл приобретает
профессия драматического актера,

Советская Армия. героически отстояла от
фашистов родные границы, Советские Ху-
дожники обязаны нерушимо хранить грани-
цы наших идей. Искусству поручен идейный
фронт. Явилась необходимость в современ-
ном вооружении советского художника.
Оружие его — мировоззрение. Мировоззре-
ние дает артисту силу искреннего, прони-
кающего к людям голоса актера — челове-
ка и гражданина.

Но если актер, хотя бы и вполне из-
кренне заинтересованный судьбой своего. ге-
роя, плачущий над его бедами и радую-
лцийся его удачам, замкнется в узком кру-
гу одной жизни и забудет о зрителях —
многоликом своем собеседнике, то зритель-
ный зал выключит внимание к снене, не за-
хочет слушать чужой ему разговор,

Для того, чтобы о чем-либо  связно
и правдиво говорить, надо овладеть темой,
надо всесторонне знать’ правду о жизни.
Нравду о том, что есть у нас, чего мы
должны добиваться и достигнуть.

` `В одном из своих писем великая русская
‘артистка Комиссаржевская говорила, что
сценический образ надо увидеть с звезды.
Артисту как бы следует” взобраться на са-
мую высокую звезду и оттуда глянуть на
роль. Со звезды можно увидеть образ в
целом, рассмотреть все повороты, все изви-
лины жизненного движения, все дороги
судьбы, от столбовой до самой незаметной,
узенькой тропинки.

Комиссаржевская нам близка ее страст-
ным тяготением к людям. И мы, актеры
наших дней, стремимся к близости со зри-
телями, но выше далеких звезд мы ценим
вашу землю. М землю Родины хотим знать
с земли же, прильнуть к ней всем своим
бьющимея сердцем и творчески обострен-
ным слухом.

... В 12 часов ночи во всей стране, во всех
ее республиках, в городах и селах, во всех
домах подымут бокалы разные люди, люли
разных национальностей, разных возрастов:
разных профессий, но об’единенные высо-
ким званием граждан Союза Советских Со-
циалистических Республик. Встречая гря-
душий год, они прикоснутся горячими гу-
	бами к холодному стеклу бокалов не толь-
ко с трепетными надеждами, © мечтой о
счастье, но и с той мужественной отвагой,
с какой советские люли всегда честно и
смело идут в будущее,
Серафима БИРМАН,
народная артистка РСФСР
	31 декабря кремлевские куранты пробъют
полночь, и где-то на пороге времени по-
встречаются и сейчас же разминутся годы:
старый и новорожденный, тысяча девятьсот
сорок седьмой и тысяча девятьсот сорок
восьмой.

Особая душевная настроенность. возни-
кает в человеке в последние дни уходящего
года. Будто на две составные части расше-
пляется настоящее: на прошлое и будущее.
Оглядываешься на прошлое и вглядываешь-
ся в будущее, и в душе дружно уживаются
итоги и предчувствия.

1947 год уйдет с листков календарей, но
он не «канет в Лету»: год, когда так ин-
тенсивно, так остро ставились и обсужда-
лись вопросы мира всего мира, надолго за-
помнится и живо отразится в будущем.

Мы не забудем сорок седьмой год и
потому, что в этот год мыс всенародно
	праздновали  восьмисотлетие Москвы и
тридцатилетие Октября.

История живая, действенная, касалась нас
наяву. Величавость древнего города Мо-
сквы и могучая сила Советского Союза
дают уверенное и радостное ощущение OF-
ромного значения социалистической Ро-
ДИНЫ,

На 1948 год возложены не только наши
надежды. В нас живет уверенность: в этот
год трудом и волей советских людей будут
приведены в исполнение грандиозные госу-
дарственные планы.

Творчество — не только вдохновение, не
только грезы, но и упорный, преданный и
целеустремленный труд.   ;

Замечательное чувство собственной доли
участия в общей жизни страны озаряет
наши рабочие дни.

За тридцать лет существования первого в
истории социалистического государства мы
научились ощущать ‘всей мыслью, всем
чувством, всей кровью слова: «мы» ий «на-
me». .

Огромная задача стоит перед советскими
художниками всех видов искусства, Если
вся жизнь страны = творчество, то каким
жеё должно быть ее искусство!

Действительность и искусство — два ни-
когда не разлучающихся путника по до-
рогам времени. Их нельзя назвать спутни-
ками, потому чго спутники проходят вместе
лишь часть пути, и когда-нибудь у раз-
вилки дороги каждый из’них пойдет в
свою сторону, «к себе».

Были старинные времена, когда искусство
отрывалось от действительной жизни, уго-
варивая себя, что «тьмы низких истин нам
лороже нас возвышающий обман».

Эти времена прошли.

Искусству сейчас нало приложить все
силы, чтобы стать в строй сознлающей жиз-
ни. В особенности  искусство театра должно
встать вровень с действительностью и звать
ее вперед.

‚ Произведения литературы, музыки, живо-
писи живут и в булущем.

Театральный спектакль живет только се-
голня. Актер-- живая летопись дней: OH
	История одного преврашения
	Педавно в австрийской печати были
опубликованы подробности этого чудесного
превращения. Сначала бывший \ прокурор
венского областного суда Пасторович. яо-
лучив солидную взятку, прекратил ‘дело
Боненбергера и выпустил его на свободу.
Затем австрийские ‘реакционеры снабдили
Боненбергера почётным дипломом (1) уча-
стника движения Сопротивления; что ка-
сается паспорта, то его Боненбергер приоб-

рел всего за шесть

франков у главы заль
ального правительства
супруге его было преподнесено жемчуж-
ное ожерелье, Наконен. австрийский  Ми-
нистр торговли Гейнль завершил чудесное
превращение, снабдив новоявленного авст-
рийского гражданина пропуском на выезд

тысяч швейцарских
пбургского провинии-
Гохлейтнера, причем
	СТР ЗОВИ ЕСН. КРТ
в Швейцарию, где он и представляет «ин.
тересы Австэии».