Г... № 4. (96}
		`]1 февраля. 1949
	ь ТУРА

К. МАРКС. Ф. ЭНГЕЛЬС,
Избранные — произведения (в
двух томах), том 1. Государ-
ственное издательство полити-
ческой литературы. 1949 г., ти-
заж 200.000 экз., 636 стр., цена
	12 руб.

К. МАРКС. Ф. ЭНГЕЛЬС.
Избранные произведения (в
двух томах), том И. Государ-
ственное издательство полити-
раж 200.000 экз., 516 стр., цена
12 руб.

В. И. ЛЕНИН. О праве na-
ций на самоопределение. Госу-
дарственное издательство поли-
тической литературы. 1949 г.,
тираж 200.000 экз., 68 стр., це-
на 75 коп. . .

В. И ЛЕНИН. О националь-

КНИЖНЫЕ НОВИНКИ
	ХИ. В. МИЧУРИН. Итоги ше-
стидесятилетних работ. 1855—
1935 гг. Издание пятое. Госу-
	дарственное издательство COALS
	ИСТОРИЯ ‚КУЛЬТУРЫ
ДРЕВНЕЙ РУСИ. Том 1. Под
общей редакцией Д. Гре-
	eee

кова и проф. М. И. Артамонова.
Издательство Академии наук
СССР. 1948 г., тираж 10.000 экз.,
483 стр., цена 32 руб.

Настоящий пятитомный труд
имеет своей задачей всесторон»
ве осветить историю русской
культуры со времени возникно-
вения Киевской державы до
конца ХУИП в. Том 1 посвящен
материальной культуре Руси
]Х--начала ХШ века.

СПРАВОЧНИК АГИТА-
ТОРА. Государственное изда-
тельство политической литера-
туры. 1949 г.’тираж 600.000 экз.,
323 стр., цена 5 руб. 90 коп.

Настоящей книгой завершает-
ся серия «Библиотечка агитато-
par. .

г А. ЧЕХОВ. Полное собрание

сочинений и писем. Том ХШ.

Письма (1875—1887). Государ-

стиенное издательство худэже-

ственной литературы. 1948 г.’
тираж 53.000 экз., 624 стр., цена

15 руб. Qo.

КОНСТ. ФЕДИН. Необыкно-
венное ‘лето. Роман. Саратовское
областное издательство. 1948 г.,
‘тираж 15.000 экз. 690 стр.,
цена 21 руб. у

Т. СЕМУШКИН. — Алитет
уходит в горы. . Издательство
«Молодая гвардия». 1949 г.,
тираж 15.000 экз., 487 стр., цена
13 руб.

М. ШАГИНЯН. По дорогам
пятилетки. (Второе, дополнен-
ное — издание). — Профиздат.
1948 г., тираж 15.000 экз., 503
стр., цена 12 руб.
	о noccon. TO-. скохозяйственной — литературы.
ной гордости великороссов. 10 О бы Lena
сударственное издательство по- 17 руб.
литической литератуфы. 1949 г., И co608
	тираж 200.000 экз., 5 стр., цена
20 KCI.

И. СТАЛИН. О диалекти-
ческом и историческом материа-
лизме (на украинском языке).
Украинское издательство. поли-
	основной печатный труд И. В.
Мичурина, выходивший ранее
четырьмя изданиями. Настоящее
издание в основном воспроизво-
дится по изданию 1936 г., ко-
торое было подготовлено к пе-
	тической литературы. Киев. uaru I ~

1940г. тираж 50.000 экз. 32 стр., ри ПН В
x

цена 50 коп. ‚ Р. ВИЛЬЯМС. Избранные

ни чл я тя м wl kk kee
	Mh, AE. АЕ сочинения. Издательство «Мо-
нистическом воспитании и обу- плгарокгнй пабонайх» 10489 р ти.
	нистическвом воспизанпии и GUY”
чении. Сборник статей и речей.
1924—1945 гг. Издательство
Академич педагогических наук
РСФСР. 1948 г., тираж 50.000
экЗ., 232 стр., цена 9 руб.

Акад. Т. Д. ЛЫСЕНКО.
Яровизация яровой пшеницы,
ячменя и овса. Государственное
издательство БССР. ‘ Минск.
1949 г. тираж 20.000 9x3,
19 стр., цена 80 коп.

сковский рабочий». 1948 г., ти-
раж `10.000 экз., 468 стр., цена

. 19 руб.

В сборник включены из-
бранные труды академика В. Р.
Вильямса, предназначенные для
специалистов и передовиков
сельского хозяйства,

П. БАЖОВ. Живинка в деле,
(Уральские сказы). Профиздат,
1948 г., тираж 30.000 экз., 203
стр., цена 13 руб.
	our 1 ный

содействовать народу в его нациовально-
освободительном движении. Для них нацио-
нально-освободительная война в Китае —
источник реальных героических мотивов, в
сегодняшней борьбе они стремятся увидеть
перспективу своей завтрашней свободы.
«Сегодня,— пишет Го Мо-жо в одной из
своих статей, — эпоха народа. Искусство, в
котором мы нуждаемся, естественно, должно
	быть народным. В основе народной литера-
	туры должны лежать интересы народа. Она
должна быть литературой для масс, литера-
турой реалистической, национальной и вмг-
сте с тем интернациональной»,

Те же мысли подчеркивал и Мао Дунь в
своёй статье «Народная эпоха».
	«гРеализм,— пишет он,— ‘является тради>
цией нашего нового искусства. Мы против
преувеличения частностей и игнорирования
общего. Мы против панегиризма и лишних
украшений, мы против близорукости, кото-
рая видит только сегодня, но. неспособна
	заглянуть в завтра, мы против бездушной и
	холодной созерцательности. Мы за критику
во ‘имя народа, для народа, за народ». И да-
лее: «Без демократии у Китая не может
быть будущего. Искусство должно служить
задачам нынеиннего демократического дви-
жения», мт .
	Анализ художественного творчества китай-
ских поэтов и писателей освобожденных
районов свидетельствует о том, что все боль-
	шее значение в развитии современной ки-
тайской литературы приобретает определен-
	ная тенденция ее сближения с народно-ху-
дожественным творчеством. Это явление ука-
зывает на стремление китайских литератур-
ных кругов стать ближе к народу, загово-
рить его! языком. oo

Для современного этапа китайской литера-
туры в освобожденных районах характерно
	стремление писателеи и художников осмыс-
	лить под’ем напионального сознания, по-
	нять тот перелом, который происходит в ин-.
теллектуальной жизни страны, ввести реали-
	стическое мироощущение в систему, согла-
сующуюся с необходимостью коренной лом-
ки вчерашнего строя, отвечающую сегодняш-
ним сониально-политическим тенденциям
	и завтрашней действительности.
	Вместе с идущей на Восток русской, со-
ветской культурой ‘творчество советских пи-
сателей и поэтов завоевывало ведущую роль
в литературной жизни Китая. За последние
годы влияние советской литературы на. ху-
дожественное творчество прогрессивных ки-
тайских писателей возросло особенно силь-
но. Подем  национально-освободительного
движения в Китае и связанный © ним рост
сознательной активности широких народных
Macc пред’явили новые требования к нацио-
 нальной литературе, которая не всегда была
в состоянии удовлетворить запросы читате-
лей.
	Широкий приток русской литературы в Ки-
	тай в значительной степени способствовал
	росту новых, прогрессивных тенденций в ху-
	дожественном творчестве китайских писате-
лей. Влияние русской литературы на ‘интел-
лектуальную жизнь Китая обусловило разви-
тие и становление целого ряда крупнейших
китайских поэтов и писателей. Хорошо из-
вестно, что формирование основоположника
реалистическо=. направжения в китайской
литературе Лу Синя проходило под огром-
	ным влиянием таких писателей, как Гоголь,
	Чехов, Горький.
	жленных_

$®Ф®
Ф. ТЕРСКИЙ.
060”
	Народно-освободительные войска одержи-
вают блестящие победы над реакционными
полчищами Чан Кай-ши, освобождая китай-
скую землю от гоминдановских поработитс-
лей и их американских вдохновителей. Осво-
	бождены Маньчжурия, Северный Китай, за-.
	вершается освобождение центральной китай-
ской равнины, бассейна главнейшей жизнен-
но-важной артерии страны — Янцзыцзяна,
Знамя свободы воцарилось в крупней-
ших. центрах Китая. Освобожден Бейпин —
культурный центр международного значе
ния с населением свыше 2 млн. человек. Ру-
птатся стены насквозь прогнившей феодаль-
но-компрадорской сатрапии. Наносятся смер-
тельные удары полуколониальному режиму
со всеми его обветшалыми надстройками в
политической и экономической областях.
	Самоотверженная борьба Народно-освобо-
дительной армии на фронте сопровождается
	решительной ломкой старой Феодально-по-.
мешичьей культуры © ее отжившими свой
	век догматическими традициями и конфу-
цианскими канонами; культуры, служившей

интересам. господствующего буржуазно-по-
мешичьего блока гоминдана.
	«Мы, коммунисты, — указывает Мао Цзэ5-
дун,— на протяжении многих лет боремся
не только за политическую и экономи-
ческую революцию, но ’и за культурную
революцию в Китае. Цель этой борьбы
сводится к тому, чтобы построить новое.
общество и новое государство китайской
нации. В этом новом обществе и новом
государстве будет существовать не только
новая политика и новая экономика, но и
новая культура. А это значит, что мы
стремимся политически угнетаемый и
экономически эксплоатируемый Китай
‘превратить в политически: свободный и
экономически процветающий, вместе с тем
превратить его из страны господства ста-
рой культуры, а потому темной и отсталой,
в страну господства новой культуры, в
страну процветающую и передовую». -
Прошло уже более 10 лет е тех пор, как

культура и просвещение в’ освобожденных
районах Китая превратились в достояние
широких народных масс,
	До изгнания гоминдановцев из освобож-
денных районов там господствовали феодаль-
ные порядки, сопровождаемые вековечной от-
сталостью, суеверием, нищетой, неграмот-
ностью. Так, по данным ежегодника газеты
«Хуашанбао», «в пограничном районе прб-
винции Шэньси-—Ганьсу-—Нинся до освобо-
ждения свыше 90. процентов. населения было
неграмотно, влачило полуголодное существо-
вание, не имело одежды, лечилось у шама-
нов. и знахарей. В этом районе насчитыва-
лось более 60 разного рода злых духов и дей-
ствовало 2.029 колдунов и знахарей. Только
в одном уезде Яньань в течение года 59 ша-
nee было умерщвлено 218 больных».

Не наваемо изменилось положение в этом
	НеуЗнаваемо изменилось положение в этом
районе после его освобождения. Теперь в том
же уезде Яньань выходит известная всему
миру газета «Изефанжибао» имеющая среди
населения освобожденных районов около
1.100 собственных корреснондентов и выхс-
дящая массовым тиражом. Народ получил
возможность ‘участвовать в организации
и издании газет, сделав главной целью пе-
чатных органов защиту интересов- трудя-
щихся. По данным  ежегодника газеты
«Хуашанбао», в 1948 г. в освобожденных рай-
онах насчитывалось более 100 различных га-
зет, которые имели CBOMX корреспондентон
даже в самых мелких населенных пунктах.
	Пе менее разительные успехи достигнуты
демократическими властями освобожденных
районов и в области просвешения. Достаточ-
но сказать, что только в пограничном palt-
оне провинций Шэньси-Ганьсу-Нинся, где
еше недавно цпарила почти поголовная негра-
мотность, насчитывается более 3.000 народ-
ных училиш, В Яньане, где не так давно
господствовали колдуны и знахарй, созданы
Яньаньский университет, медицинский: ин-
ститут, Академия художеств имени Лу Синя,
Академия естественных наук, Администра-
тивная академия и другие учебные заведе-
ния. В пограничном районе провинций
Шаньси- Чахар-— Хэбэй созданы Об’единен-
ный университет Северного Китая, меди-
пинский институт, индустриальный. инсти-
тут и другие. Одновременно в других осво-
божденных районах были от@рыты такие
учебные заведения, как Шаньдунский уни-
верситет, Цзянхуайский университет, Дунбэй-
ский университет, Байшаньская художе-
ственная академия, Военно-политическая
академия, индустриальный институт и др.
	По сообщению агентства Синьхуа, в осво-
божденной части провинции Цзянси за 2 го-
да, несмотря на ожесточенные бои, ироисхо-
дившие в этом районе, достигнуты большие
успехи в области просвещения. Недавно там
состоялась конференция по вопросам про-
свещения. По данным конференции, болеа
20.000 студентов окончило высшие учебные
заведения и вошло в народную армию, посту-
пило в правительственные учреждения или
на фабрики. Несмотря на трудные условия,
было открыто. свыше 8.022 начальных и
средних ‚школ, в которых ‘учитея. более
	231.000 учашихея, В то же время было орга-
	низовано свыше 2.240 классов для обучения
	взрослого неграмотного населения, в кото-.
	рых занимаются 159.000 человек. В деревне
было организовано 1.340 драматических
кружков, которые насчитывают 271.000 чело-
век. В освобожденном районе за 6 месяцев
1948 г. было издано массовым тиражом

118 книг, а продано более 600.000 экземпляров
книг.
	Десятки тысяч китайской молодежи полу-
чили возможность обучаться в высших учеб-
ных заведениях освобожденных районов.
Здесь можно встретить не только девушек и
юношей местных провинций, но и студентов
из самых отдаленных районов гоминданов-
ского режима, откуда они нелегально при-
шли на территорию освобожденных областей.
Сюда через линию фронта приходили еотни
и тысячи студентов известных ‘университе-
Tos Бейпина, Нанхая, Нанкина, Кантона.
Часто этим студентам приходилось попадать
	в гоминдановские концентрационные лагери,
	в тюремные застенки. Многим пришлось при
	нелегальном переходе в освобожденные! рай-
	сны поплатиться жизнью. Но стремление мо-
лодежи в новые. университеты на освобож-
денной территории, желание узнать правду
и’ служить интересам своей нации; своему
народу были настолько велики, что угрозы
и ‘репрессии гоминдановских полицейских
‘органов не оказывали никакого действия.
	Просвещение и культура в освобожденных
районах становится достоянием и кровным
‘делом народных массе. Китайские демократи-
ческие силы, руководимые `Коммунистиче-
ской партией Китая, борются за создание
современной национальной культуры - куль-
`туры новодемократической. «Новодемокра-
-тическая культура, —отмечает Мао Цзэ-дун,—
это культура народных масс, культура демо-
кратическая. Она должна служить рабоче-
крестьянским трудящимся массам, составля-
		ющим более 90 процентов нации, она должна
стать их культурой».

Жители Мукдена, ар Tannnsus,
Besinnua Mako BUMTLIBAWT HOBYK, NOJAMHHO
демократическую культуру. (

Директор одной из школ в Мукдене после
освобождения города и возобновления заня-
тий в школах заявил: «В течение двух деся-
тилетий я работал в школе, но впервые вижу
	правительство, которое действительно заин-.
	тересовано в народном образовании». Студен-
ты Нанькайского университета в городе
Тяньцзине вышли приветствовать входящие
в город войска Народно-освободительной
армии. .

Гоминдановская реакция как в области по-
литической, так и в области культурной жиз-
ни противопоставляет передовым ‚теориям и
идеям свою концепцию «законной демокра-
тии», сторонники которой клеветнически
искажают основные черты китайского наро-
да в прошлом и настоящем. Сторонники «за-
конной демократии» выдвигают свои фило-
софские системы вроде пресловутых «вита-
лизма», «динамизма» и т. п. которые пред-
ставляют собой неприкрытое мракобесие. Все
эти «теории» являются прямым отражением
реакционной идеологии Феодалов-помещиков
	и фашиствующих политиканов. Сторонники.
этих взглялов считают, будто самобытная ки-
	тайская отсталость является выражением на-
циональной стихии китайского народа.
История китайской культуры, как извест-
но, насчитывает свыше четырех тысяч лет.
В Китае было впервые изобретено искусство
печатания, Но в Китае никогда не было сво-
боды слова и печати. Условия монархиче-
ского самодержавия, царившего в течение
многих столетий, исключали возможность
развития свободной мыели. Первый «авгу-
стейший император» Китая Цин Ши Хуан
(221—210 гг. до нашей эры), прославившийся
своим жестоким деснотизмом, ввел смертную
	казнь за «неосторожные выражения» и вар”
варски ‘сжигал книги на кострах. С другой
стороны, в Китае веками культивировался
моральный «кодекс чести», требовавший сми-
рения и покорности ради сыновнего долга, а
также уважения государя и мудрых прави-
телей и диктовавший замалчивание социаль-
ной несправедливости и дискриминации,
Классическая литература Китая, сохранив-
шаяся до наших дней в виде таких
бессмертных памятников, как «Книга песен»,
«Чуткие строфы», «Исторические записки»
и др, имела особую ценность именно в ту
пору, когда иероглифические письмена этих
шедевров были`живым и понятным народу
	языком. Но уже около двух тысяч лет тому
назад древний язык оказался оторванным от
живого языка, превратился в чисто Екниж-
ный, омертвел, став’ достоянием лишь касты
литературных начетчиков да приверженцев
«чистого искусства». Столетиями зрела необ-
ходимость серьезных перемен, и вот так на-
зываеёмая «литературная революция», став-
mat частью национально-патриотического
движения, направленного против империали-
стической агрессии и. феодализма, против
конфуцианской морали и древней обрялно-
сти, за народную демократию и науку,— яви-
лась ‘поворотным пунктом в истории созда-
ния современной национальной культуры и
источником новых традиций в области лите-
ратуры и языка.

В Китае, как и в других странах света,
история вынесла столь же жестокий, сколько
и справедливый приговор обветталому фео-
‘лальному мировоззрению и культуре, веками
оторванным.от жизни и интересов народа.

Именно поэтому вопрос о роли народа в
процессе исторического развития был по-
ставлен в центр внимания всей передовой
общественности Китая. Поэтому же в основу
традиций нового литературного движения
были положены поиски правды, служение
народу, бесстрантие в постановке насущных
	Ги острых вопросов жизни, развитие и попу*
	ляризация доступной народным массам ли-
тературы, написанной простым и понятным
языком.

Весьма знаменательно, что развитие на-
пионально-освободительного движения со-
провождалось широким распространением
идей марксизма диалектического . материа-
лизма в Китае.  Работы классиков марксиз-
ма-ленинизма с каждым днем приобретают
все большую популярность в Китае. В настоя-
	шее время. в освобожденных районах Китая
на китайский язык переведены все глав-
нейшие произведения Маркса, Энгельса,
	Левина, т и изданы массовым тира-
жом.

К этому nepnony относится также возник-
новение и развитие нового реализма в твор-
честве революционных писателей Китая —
Лу Синя, Мао Дуня, Дин Лин, Го Мо-жо и
других, ставших во главе борьбы за разви-
тие и упрочение народности в китайской
художественной литературе.

Именно эти деятели культуры стоят теперь
во главе нового культурного строительства
в освобожденных районах. Китайские демо-
краты могут гордиться тем, что в их рядах
мужественно борются все крупнейшие дея-
тели науки и культуры Китая: Го Мо-жо,
Фань Вэнь-лань, Мао Дунь, Чэнь Бо-да, Хоу
	«Крепость на Волге»

(Новая постановка в Куйбышевском театре им. Горького)
	Куйбышевский государственный драматиче-
ский театр показал пьесу И. Кремлева «Кре-
пость на Волге»,
	В пьесе воспроизведены события 1919 года
в Астрахани, показана выдающаяся роль Сер-
гея Мироновича Кирова в руководстве ее
обороной. В тяжелый для молодой советской
республики момент, когда армии Колчака и
‘Деникина, поддержанные иностранными им-
периалистами, стремились соединиться, что-
бы нанести репающий смертельный удар
Красной Армии, важнейшим участком фронта
‘оказался Астраханский. Железной волей
посланца Ленина и Сталина - С. М. Кирова
Астрахань была превращена в неприступную
большевистскую крепость. Киров удержал
город вопреки предательским приказам
 Тронкого об эвакуации Астрахани.

Театр проявил творческую смелость, вы-
брав эту очень нужную, во многом интерез-
			побеждающая сила большевистского руковод-
ства массами в борьбе за укрепление совет-
ской власти в России,

Спектакль волнует наших современников,
видящих в образе главного героя пример
	борьбы за полную победу коммунизма. ^
	Центральную роль — С. М, Кирова — испол-
няет артист В. Кузнецов. Добившись значи-
тельного внешнего сходства, артист сконцен-
трировал свое внимание на раскрытии основ-
ных качеств характера героя. Многогран-
ность, духовное богатство, силу внутреннего
обаяния подчеркивает артист в облике Киро-
ва. Ясный, целеустремленный ум и широкое
русское сердце, глубокая связь: с народом
и органическая ненависть к его врагам, та-
лант трибуна и организатора масс и непод-
дельная простота и скромность солдата ре-
волюции, страстная влюбленность в жизнь и
беспредельная вера в нее — такие черты обра-
за Кирова ‘раскрываются в спектакле. .

„Клятвой звучат знаменитые слова Кирова:

— Пока в Астраханском крае есть хоть
один коммунист, устье реки Волги было,
есть и будет советским!

‹ Киров показан в связи с народом, он опи-
рается на народ, и, раскрыв эту’ неразрыв-
ную связь, театр показал источники его без-
граничной веры _в победу дела коммунизма,
дела большевистской партии. Захватывает
волнующая сцена, в которой Сергей Мироно-
вич делится своей сокровенной мечтой о даль-
	нейшем росте мощи Советской Армии, о пре-
красной жизни советских людей в недалеком
будущем:

_-— А ведь, что ни говорите, чудесная у нас
	будет армия. Ей-богу, будет! Не завтра, ко-
нечно.., а вот годочков этак через десять —
NATHAAMATE. Да и сама жизнь какая бу-
дет!

с бесподобным кировским жизнелюбием
и ‚оптимизмом передает артист его заклю-
чительные слова:— Как подумаешь, так не то,
		чтобы там Умирать, три жизни прожитб хо-
			Большевисетский руководитель масс,
	ный ученик и соратник великого Сталина,
любимец нартии и народа, большой и чистой
души человек-—таков незабвенный образ
Сергея Мироновича Кирова.

Интересный образ Астахова создал артист
Н. Кузьмин. Квалифицированный рабочий,
коммунист с дореволюционнЫм стажем, очень
начитанный, чуть наивный, абсолютно
штатский» человек, будучи мобилизованным
в Красную Армию, становится комиссаром,
а затем и отличным боевым командиром
бригады. По мере ‘развертывания событий
он все больше завоевывает искренние сим-
патии зрителей.
	Правдивый облик чекиста Атарбекова дает
артист М, Аренский, Однако, верно подчерк-
	нув высокую идейность и истинный гума-
низм Атарбекова, артист не сумел до конца
преодолеть известный схематизм, с каким
выписана автором эта роль.
	значительного успеха добился заслужен-
ный артист РСФСР Г. Шебуев, исполняющий
роль бывшего генерала Реутова. Он рисует
образ старого офицера, без колебания пошед-
пгего служить в Красную Армию. Искренний,
прямой человек, он не скрывает своих с5-
словных и классовых предрассудков и при-
вычек. Под влиянием новой среды и по-
стоянного общения с Кировым, он постепен-
но становится подлинным советским патрио-
том, осознав, что только большевики — пла-
менные патриоты России.

Радость обаятельной юности передает в ро-
ли Вареньки Реутовой артистка Д. Доросин-
ская. В своей любви к Астахову се героиня
обретает не только личное счастье, но и путь
к строителям новой жизни, к лагерю револю-
ции.

Есть и недостатки в спектакле. Бледен об-
раз Оскара Лещинского (артист К. Девят-
кин)—подпольщика, лучшего друга Кирова,
неубедительно разрешена роль комиссара
штаба Гоберидзе (артист В. Грауэрт). Отдель-
ные эпизоды спектакля растянуты, выпадают
из общего плана.

В целом же спектакль, несмотря на недо-
статки, — крупная удача творческого коллек-
тива театра (постановщик — заслуженный ар-
тист РСФСР’ М. Гершт). .

В спектакле «Крепость на Волге» участвуют
лучшие силы коллектива. Напряженным
творческим трудом театру удалось создать
стройный, цельный спектакль, обладающий
большой силой художественного воздействия.
Театр показал на сцене привлекательный
	образ верного ученика и соратника великого
Сталина любимца партии и народа С. М. Ки-
рова. Спектакль и по своим масштабам и по
своей идейно-художественной ценности яв-
	советского
	ляется серБезным достижением
театрального искусства.
	Секретарь Дзержинского РК ВКП(б).
		зам. председателя облпрофсозета.
г. Куйбыщев.
	лу Синь в своей статье «Литературные
связи Китая и России» отмечает, что, не=
смотря на усилия империалистических стран
держать Китай в колониальной изоляции,
русская литература проникла в Китай еще в
конце прошлого столетия.

«Тогда мы узнали, — пишет Лу. Синь, — что
русская литература является нашим учи-
телем и другом, потому что она дала нам
возможность за агрессией Российской имие-
рии в Китае разглядеть тот знаменательный
факт, что в мире существует два рода лю-
дей — угнетатели и угнетенные».

И ебли с точки зрения современной дей-
ствительности это. обстоятельство ясно, как
день, то для того времени «это было,— под-
черкивает далее Лу Синь,-— большим откры-
тием, которое по своему значению не усту-
пало. изобретению древними огня, осветив-
шего мрак ночи и давшего людям горячую
пишу». .

Достаточно сказать, что сочинения Maxeu-
ма Горького почти полностью переведены на
	китайский язык, многие его произведения.
	издавались в Китае несколько десятков раз.
Ни один иностранный автор не пользуется
такой любовью и популярностью в Китае,
какую завоевал. своими книгами Горький.
	Среди других советских авторов, получив-
ших наибольшую известность в Китае, сле-
дует назвать имена М. Шолохова, А. Толсто-
	го, А. Серафимовича, А, Фадеева, В. Иванова,
Б. Лавренева, Н. Островского, К. Федина,
В. Катаева и других. Произведения «Тихий
Дон», «Поднятая целина», «Донские расска-
ЗЫ», «Хлеб», «Метр Первый», «Железный по-
ток», «Разгром», «Бронепоезд», «Как закаля-
лась сталь», «Время, вперед!», «Я—сын трудо-
вого народа» и другие переведены крупными
писателями и лучшими переводчиками и пе-
реиздаются в самых. различных пунктах
Китая. .
	Не меньший успех и популярность при-
обрели в Китае произведения советских дра-
матургов. «Фронт» А. Корнейчука, «Русские
	люди» и «Жди меня» К. Симонова, «Наше-
	ствие» Л. Леонова завоевали ведущую роль
		КОЛХОЗНИКИ ЗА ШАХМАТАМИ
	Колхозная изба-читальня приобрела He
обычайный вид. Составленные вместе, -акку-
ратно накрытые столики образуют замкнутый
	круг. За столиками сидят тринадцать кол-
хозников колхоза имени М. И. Калинина,
Серпуховского района, Московской области,
	РСФСР, — 1-му Всероссийскому турниру шах-
матистов-колхозников.
	‚ Нервоначальные турниры прошли в тыся-
чах колхозов Российской Федерации и при-
влекли к участию несколько десятков ThI-
	сяч сельских любителей шахматной игры.
	Баий-лу, Дэн Чу-минь, Aya Lau, Чжоу лнь,   среди иностранных пьес, переведенных на
Кун Шэнь и до. - китайский язык. .
	Ученые и писатели освобожденных райо-
нов Китая находят призвание в верном слу-
жении своему народу. И в этом источник
огромного интереса в научных и литератур-

ных кругах Китая к произведениям совет-
ских писателей.
	В Битае есть немало примеров того, Kak
русская и советская культура вдохновляет
и ободряет писателей и поэтов, стремящихся
служить своему народу, Профзесор истории
китайской литературы Чжэн Чжэнь-до в
своей статье «Советское искусство» указы-
вает:

«Прогресс и строительство Советского Сок-
за в течение 30 лет поистине` оказались не-
обыкновенно великими, они явили нам при-
мер того, как мы должны служить народу».

Современный литератор Дун Пин в статье
«Исторические задачи нового реализма» под-
черкивает, что в нынешних условиях писа-
тели-реалисты в своем художественном твор-
честве должны подвергать беспощадному ра-
зоблачению подлинную физиономию господ-
ствующих классов: феодалов, компрадоров,
правительственную бюрократию и милитари-
стов, ввергнувших китайский народ в пучи-
ну кровопролитной гражданской войны. Со->
временные литературные круги должны от-
KAMKHYTECA Ha призыв Го Мо-жо: «Все для
народа», смелее утверждая принципы HOB)
го реалистического творчества: «Все во имя
народа, все для демократии».
	Китайские прогрессивные писатели, вдох-
	новляемые примерами советской литерату-
ры, стремятся в меру своих  возможностей
	В Битае, как и во. всех озаренных идеями
коммунизма странах, коммунисты выступа-
ют наиболее` последовательными борцами за
мир, за демократические права, за подлин-
ную независимость и свободу. Их справедли-
во называют совестью и надеждой китайско-
го народа. Китайские коммунисты — это
наиболее самоотверженные и беззаветные
борцы за социальное раскрепошение и демо-
кратические свободы своего народа. Неуди-
вительно, что в сознании народных масс ки-
тайские коммунисты стали символом ‘нацио-
нального мужества и чести.
	национально-освободительное движение в
Китае, возглавляемое китайскими коммуни-
стами, олицетворяет поворот китайских масс
трудящихся и крестьянства в борьбе против
гоминдановской, реакционной диктатуры и
ее американских вдохновителей, за свободу
и независимость своей родины.

Председатель ‘компартии Китая Мао Изэ-
дун в своей речи «О современном положении
и наших задачах» еправедливо отмечал: .
	«Основываясь на принципах марксизма-
ленинизма, китайская коммунистическая
партия ясно представляла себе междуна-
родное и внутреннее положение и была
уверена, что все атаки китайской и ино-
странной реакции не только должны, но
и непременно будут отражены». 1
Не может быть сомнения в том, что китай-

ский народ успешно завершит великое дело
освобождения {роей страны и создаст свобод-
ный.и независимый Китай с его новой на-
циональной демократической культурой.
	напряженно оодумывая сложные комоина-
ции, создащииеся на расположенных перед
ними шахматных досках. Сегодня они cpa-
жаются в безмолвном шахматном сражении
с приехавшим к ним в гости гросемейстером
Члором. Об’ехавший полмира гроссмейстер
несколько смущен необычайной обстановкой
своего сеанса одновременной игры в шахма-
ты против колхозников. Прошло более часа

гры. Сын колхозника Николай Карташев по-
жертвовал две фигуры и вынудил гроссмей-
стера согласиться на ничью.

Мне невольно вспомнились дни нашего
пребывания в Англии в сентябре 1947 года.
Гроссмейстеру Кересу предложили тогда вы-
ступить с сеанеом одновременной игры в од-
ном из крупных городов Северной Англии,
Он согласился. Но накануне назначенного
дня Кересу сообщили, что сеанс не состоится,
гак как в городе не нашлось противников, мо-
гущих и желающих участвовать в борьбе
против прославленного гроссмейстера.

‘Шахматная игра’ прочно вошла в. культур-
ный быт советского села. Как неот’емлемый
элемент социалистической культуры, шахма-

ты стали средством культурного воспитания
колхозных масс. “

Стали обычными выезды лучших советских
шахматистов в колхозы с лекциями и сеанса-
ми одновременной игры.

Па Ee eee

Только по 28 областям, краям и автономным
республикам РСФСР приняло участие около
50 тысяч колхозников в пяти тысячах колхоз-
ных чемпионатов.

По постановлению Совета Министров
РСФСР шахматные чемпионы областей и
краев сыграют в зональных турнирах, и в
марте с. г. в Москве состоится финал Всерос-
сийского шахматного турнира колхозников.
Его победитель получит «Почетную ленту. по-
бедителя 1-го Всероссийского шахматного
турнира колхозников 1949 г.».

Опыт Всероссийского турнира колхозников
нужно широко использовать среди колхозни-
ков других союзных республик. Нужно сде-

‚лать также традиционными Всесоюзные шах-

матные соревнования колхозников.

Всесоюзному комитету по делам физкуль-
туры и спорта необходимо наладить выпуск
учебников по ‘шахматам для начинающих,
спрос на которые в стране очень высок.

Шахматы как часть передовой культуры
прочно вошли в быт советских людей города
и деревни. Тот факт, что в шахматном дви-
жении страны участвуют представители на-
шей колхозной деревни, обещает советским
шахматистам еще больший расцвет в буду-
щем и приведет к выдвижению новых свер-
кающих шахматных талантов.

А. КОТОВ.

To enn Fea мери
	А. КОТОВ.
Гроссмейстер, главный арбитр
Всероссийского шахматного тур-
нира колхо8 ников.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ
		Расцвет культурной жизни в колхозах обе-
спечил успех ценному начинанию, проведен-
ному ‘Комитетом. по делам физической куль-
туры и спорта при Совете Министров
	Адрес редакции: Моснва, Старая площадь, дом 4, комн, 258. Телефоны: Н 6-63-60, ДЗ-30-52. == © Типография газеты «Правда» имени Cranuna.