67 февраля 1949 г. Ne 6 (98)

‚ХРОНИКА
КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	При клубе колхоза «Дзркстеле» Даугав-
пилсского уезда организован первый в Лат-
вийской ССР колхозный лекторий. Каждый
	понедельник здесь читаются лекции на по-.
	литические и естественно-научные темы.
К чтению лекций в колхозном лектории
привлечены лекторы Центрального лекцион-
ного бюро Даугавпилсского укома партии,
Даугавпилеского отделения общества по рас-
пространению политических и научных зна-
ний и местная интеллигенция.

С большим успехом в колхозном лектории
прошли лекции «Великий преобразователь
природы И. В. Мичурин», «Происхождение
земли» и другие.

РР
	22 миллиона рублей было израсходовано
государством в 1948 году на строительство
культурно-просветительных учреждений в
сельских районах Башкирской АССР.

В настоящее время в Башкирии работает
около 2 тысяч сельских и колхозных клубов,
912 изб-читален, более 200 районных и сель-
ских библиотек и 60 районных Домов куль-
	туры.

=z

В Отделе
	= Пропаганда опыта работы
Героев Социалистического T руда

RAP ET!
	Большевистская партия и советское прави”
тельство высоко ценят’ труд передовых лю-
дей советской дёревни, окружают его ореолом
славы и почета. В прошлом году 2.118 нова-
торов сельского хозяйства, добившихея вы-
соких результатов в земледелии и животно-
водстве, были удостоены звания Героя Со-
циалистического Труда. Недавно это высокое
звание получила группа лучших работников
сельского хозяйства Краснодарского и Крас-
ноярского краев, передовиков сельского хо-
зяйства Кемеровской области.

Велики заслуги Героев Социалистического
Труда перед Родиной, перед народом. Каж-
дый из них, самоотверженно трудясь на сво-
ем участке, выполняет работу обтцегосудар-
ственного значения. Славные‘ советские
патриоты создают новые, более совершенные
методы сельскохозяйственного производства,
‘умело используют в своем труде достижения
передовой мичуринской науки и двигают
вперед развитие колхозов, МТС и совхозов.
Мастера высоких урожаев личным примером
увлекают за собой массы, подтягивают OT
стающих до уровня передовиков и на этой
основе добиваются общего под’ема. Советский
народ кровно заинтересован в том, чтобы
опыт передовых коллективов звеньев, бригад,
колхозов и совхозов, опыт Героев Социали-
стического Труда стал достоянием широких
масс колхозников, рабочих МТС и совхозов.
	Большая роль в распространении опыта
Героев Социалистического Труда принадле-
жит местным газетам. Разносторонне плодо-
творную работу в этом направлении ведет
куйбышевская областная газета «Волжская
коммуна». По ее инициативе широкое рас-
пространение в области получили массовые
экскурсии колхозников к Героям Социали-
стического Труда, в передовые колхозы, MTC
и совхозы. Проведено уже более 40 экскур-
сий, в которых участвовало около 5 тысяч
человек. 1
	Газета уделяет большое внимание творче-
скому содружеству мастеров социалистиче-
ского земледелия и животноводства с работ-
никами советской агробиологической науки.
Заслугой газеты является привлечение науч-
ных работников города Куйбышева в каче-
стве научных консультантов лекций Героев
Социалистического Труда, публикуемых в
газете под рубрикой «Заочный колхозный
университет «Волжской коммуны».
	Умелая популяризация газетой опыта ма-
стеров высокого урожая, мастеров животно-
водства, вдумчивая пропаганда достижений
советской сельскохозяйственной науки спо-
собствовали повышению тяги колхозников к
знаниям, к науке, к стахановской практике.
	В начале января этого года в редакцию га?
зеты поступило письмо колхозников сельско-
хозяйственной артели имени Клары Цеткин
Кошкинского района.
	«Большую пользу в работе нашего
колхоза, — говорилось в письме,— оказала
поездка куйбышевских колхозников, спе
циалистов и научных работников в Камен-
ную Степь, в научно-исследовательский
институт имени проф. В. В. Докучаева, и
широкая пропаганда достижений этого ин-
ститута в печати. Вносим предложение: по
примеру экскурсии в Каменную Степь ор-
ганизовать поездку группы куйбышевских
колхозников-передовиков И. специалистов
сельского хозяйства в Москву, к извест-
ным ученым нашей страны. Всвязи с не-
обходимостью как можно быстрее внедрить
во все колхозы травопольную систему зем-
леделия. назрел ряд неотложных вопросов,
по которым, как нам кажется, следовало бы
посоветоваться с самим президентом Все-
союзной академии сельскохозяйственных
наук имени В. И. Ленина, уважаемым  Тро-
фимом Денисовичем Лысенко и его бли-
жаимттими помотниками»,
	Областной комитет партии, облисполком и
редакция газеты «Волжская коммуна» обра-
тились к акад. Т. Д. Лысенко с просьбой
принять делегацию куйбышевцев. Тов. Лы-
сенко охотно откликнулся на эту просьбу. В
Москву была командирована делегация в сс0-
ставе 26 человек.

Газета посвятила целый номер результатам
поездки представителей Куйбышевской обла-
сти в Академию сельскохозяйственных наук
и советам, которые они получили от акаде-
мика Лысенко. Спустя некоторое время она
опубликовала подборку «Советы академика
Т. Д. Лысенко в действии»,

Интересные материалы ©. благородной
патриотической деятельности Героев Социа-
листического. Труда периодически. печатает
	воронежская областная газета «Боммуна”.
Для обмена опытом работы в редакции про“
водятся совещания Героев Социалистиче-
ского Труда и научных работников. В. нелях
популяризации их достижений на ‚страницах
газеты ведется «Заочная колхозная школа».

Время от времени под этой рубрикой публи-
Tene WAAL PROT хозяй-
	DPEMA OT ла х
куются лекции передовиков сельского хозяй-

ства и научных Р ботников, предварительно
О И Я рощи, М ‘Tak,
	with fh SAN FO

прочитанные на собраниях колхозников, Ac
например, были опубликованы лекции звень-
евой колхоза «На новые рельсы» Панинского
района, депутата Верховного Совета СССР
Героя Социалистического труда А. М, Чер-
ных на тему «Увеличим производство яровой
пшеницы» и звеньевой колхоза «Прогресс»
Добрынского района, депутата Верховного
Совета РСФСР, лауреата Сталинской премии
Героя Сомиалистического Труда Е. С. Баска-

о а чзачгаАЯ Фа.

КА ТЕТ. 2 eee
ковой «Как вырастить. зысокий урожай са
—amant anararis. Ton. Васкакова. свыше двух
	Е Е дите
лет соревнуется с киргизской_ свекловични

а  7 nee KATTIUN
	ЗВ де а

ней колхоза имени Калинина Героем Социа-
листического Труда С. Кайназаровой. Друже-
ская переписка этих двух замечательных
патриоток публикуется на страницах «Ком-
муны» и имеет большое воспитательное зна-
чение, как свидетельство торжества колхоз=
ного строя, открывшего женщине дорогу к
счастью, и нерушимой дружбы братских
народов СССР.

«Особенно радуег меня, — сосбщает С. Кай-
назарова своей подруге,— рост молодых
кадров, нашей с вами надежной смены.
Расскажу о двух девушках-комсомолках,
	Одна из них — Евдокия Базавлюк, дру“
гая — Мария Лупина. Обе работают звень-
евыми в сельскохозяйственной артели «Hoe
вая жизнь», что находится в 12 километрах
от нашего колхоза.

Теперь они обе стали вровень со мной и
носят на груди Золотую Звезду Героя Со-
циалистического Труда. Руководимые ими
свекловичные звенья (в них работает
14 девушек) собрали средний урожай на
плантации в 8,3 гектара по 700 с лишком
центнеров. р

Много, очень много стало y нас такой
активной молодежи. Мы © вами, Евдокия
Семеновна, как Зачинатели стахановского
движения в свекловодстве получаем боль-
шое удовлетворение. Наша инициатива и
наши усилия не пропали даром. Нас дого-
HACT пелая армия молодых свекловичниц».
	Пропаганда достижений и опыта Героев Со-
циалистического Труда заняла большое ме-
сто в областной газете «Ейнницька правда».
Редакция систематически проводит в колхо-
зах «Мичуринские воскресники», посвящен-
ные скорейшему осуществлению историче-
ской программы преобразования природы —
‚полезащитному лесонасаждению, внедрению
травопольных  севооборотов, строительству
прудов и водоемов. На колхозных собраниях
стахановцы социалистических полей делятся
опытом своей работы. Их лекции консульти-
руются специалистами сельского хозяйства,
Отчеты о собраниях и лекции публикуются
в газете. Так, в колхозе «Третий решающий»
выступила с лекцией об опыте выращивания
высоких урожаев кукурузы звеньевая эгого
колхоза Герой Социалистического Труда
Татьяна Марцин. Ее лекция, составленная
при помощи агронома Анищенко, вызвала
живой интерес колхозников. «Мичуринские
воскресники» газеты «Енницька правда»
служат ценным пособием в системе агротех-
нического обучения колхозников — в «круж-
ках, на краткосрочных курсак и семинарах,
	Разнообразны формы ` пропаганды ^ передо-
вого опыта мастеров высоких урожаев, Рес-
публиканская газета «Советская Белоруссия»
привлекла к обобщению опыта Героев Социа-
листического Труда ученых Академии наук
БССР и ее институтов, Саратовская област-
ная газета «Коммунист» систематически пуб-
ликует материалы по вопросам агротехники
под рубрикой «Достижения науки и практи-
ки — всем колхозам и совхозам». Краевая та-
зета «Ставропольская правда» публикует бе-
седы Мичуринцев-практиков, в том числе
Героев Социалистического  Труда, а также
специалистов сельского хозяйства под руб-
рикой «Зимняя агроучеба колхозников».

Долг местной печати — неустанно популя-
ризировать опыт работы передовых колхозов,
бригад, звеньев, патриотическую деятель-
ность Героев Социалистического  Труда,. их
производственные достижения и успехи в
подл’еме сельского хозяйства.
		пропаланды и аитации
		УСИЛИТЬ ПРОПАГАНДУ СТАЛИНСКОГО ПЛАНА

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫ
	седами на темы о постановлении Совета Ми-

нистров СССР и ЦК ВКП(б) выступает мало.

Такое положение наблюдается, например, в
о eb. = wT
	Давыдовском и Таловском районах. В Давыг

Е Ай ды
	довском районе — 28 агрономов, но ни один из
них к работе по раззяснению постановления
не привлечен, не выступали с беседами и
докладами и члены бюро Давыдовского

РК ВКИ‹).
	Вторым, не менее крупным недостатком в
агитационно-пропагандистской работе `парт-
организаций области является плохая орга-
низация работы сельских лекториев и агро“
техкружков. В колхозах. области создано
297 лекториев, но содержанием их работы
партийные организации еще не занялись, и
поэтому нередки случаи, когда лектории
только числятся на бумаге. Слабо занима-
ются партийные организации радиофикаци-
ей села, и поэтому лекции созданного в обла-
сти радиолектория слушает очень ограничен-
ное количество колхозников. Бедна в обла-
сти наглядная агитация. Кроме этого, пар-
тийные организации, широко. развернув раз
яснительную работу по пропаганде сталин-
ского плана преобразования природы в но-
ябре и декабре прошлого года, резко ослаби-
ли ее в январе и феврале текущего года.
	На совешании было указано на необходи-
мость широкого привлечения к агитационно-
массовой работе сельской. интеллигенции,
партийного актива. Необходимо организаци-
онно укрепить лектории, разработать для них
примерные циклы лекций по агротехнике,
естествознанию, литературе и т. д. укрепить
агротехкружки, а Министерству земледелия
СССР выпустить для них новые программы.
На совещании было обращено внимание на
более широкое привлечение к пропаганде
сталинского плана переделки природы спе-
	циалистов-лесничих. Партийной организации
	области следует использовать все формы и
средства массовой агитации: кино и радио,
газеты и библиотеки, клубы и красные угол-
ки, книгу и плакат для успешного проведе-
	ния в жизнь сталинского плана преобразо-
	вания природы.
	В порядке проверки выполнения постанов-
ления Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б)
«О плане полезащитных лесонасаждений, вне-
дрения травопольных севооборотов, етрои-
тельства прудов и водоемов для обеспечения
высоких и устойчивых урожаев в степных и
лесостепных районах европейской части
СССР» Отдел пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) заслушал доклад секретаря Воронеж-
ского обкома ВКП(б) т. Страхова о состоянии
пропаганды великого плана преобразования
природы. :

Как показали отчет и выступления в Mpe
ниях, парторганизация Воронежской области
провела немалую организационную и агита-
ционно-массовую работу по пропаганде и ре
ализации постановления Совета Министров
СССР.и ЦК ВКП(б). Во всех районах области
прошли пленумы РК ВКИ(б), собрания пар-
тийного и советского актива, колхозные со-
брания, собрания в лесхозах, совхозах и MTC,
посвяшенные этому историческому постано-
влению. Неплохо освещали вопрос областная
тазета «Воронежская коммуна» и районные
	газеты, использовалось радио, кино, поста
новление широко раз’ясняли. агитаторы
ит т
	Вместе стем в выступлениях указывалось,
что парторганизацией сделаны только пер-
вые шаги в области пропаганды и агитации
в связи с постановлением Совета Министров
СССР и ЦК ВКП(б). Общее состояние агита-
ционно-массовой и пропагандистской работы
в области все еще не соответствует стоящим
задачам. Главным недостатком является то,
что к этой огромной работе не привлечена
интеллигенция городов и сел области. Чего,
например, стоит тот факт, что в области на-
считывается свыше 4.500 специалистов сель-
ского хозяйства, более 21.000 учителей, около
тысячи научных работников сельского хо-
зяйства, а всего по области прочитано только
103 лекции, посвященные вопросам посадки
и сохранения полезащитных лесополос и др.
По существу лекционная работа на эти темы
в области не ведется. Массово-раз’яснитель-
ная работа почти целиком возложена на аги-
таторов. Партийный актив с докладами и 6е-
	Научные работники отдела мелиорации
Среднеазиатского научно-исследовательского
института ирригации помогают колхозам
Мирзачульского района организовывать ха-
ты-лаборатории и проводят среди колхозни“
ков беседы и лекции о комплексе Докучае-
ва — Вильямса, о переходе к травопольной
системе земледелия.
		РАС
	В областях Украинской ССР закончился
смотр агиткультбригад художественной са-
модеятельности. Агитбригадами было прове-
дено в колхозах и совхозах республики
146 тысяч концертов и обслужено свыше де-
вяти миллионов сельских зрителей,

Агиткультбригады провели большую аги-
тационную работу и своими выступлениями
	содействовали успешному выполнению сель”.
	скохозяйственных планов. .
В областных смотрах агиткультбригад уча-
ствовало свыше 20 тысяч человек. Смотры на
местах содействовали дальнейшему разви-
тию этой формы культурного обслуживания

трудящихся.
zs *« &
	600 лекториев в Курской области ведут
систематическую лекционную пропаганду на
селе. Лекторы-общественники —учителя, агро-
номы, зоотехники, врачи прочитали в прош-
лом году для колхозников 35 тысяч лекций.
В настоящее время, осуществляя подготовку
к весеннему севу, в избах-читальнях и сель-
ских клубах Ново-Оскольского, Валуйского,
	Дмитриевского и ряда других районов обла-
	сти проводятся «мичуринские чтения» HM
циклы лекций об агротехническом комилек-
се Докучаева— Вильямса.
		О ПАРТИЙНОМ ПРОСВЕШЕНИИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
	мообразованием и фактически оставлены без
всякого руководства,

Недостаточно используются возможности,
которые предоставляет для повышения уров-
ня партийного просвещения лекционная
пропаганда, Хотя количество лекций по во-
просам марксистеко-ленинской теории уве
личилось, качество многих из них все еще
остается невысоким. Лекции, с которыми вы-
ступают лекторы обкома, предварительно
не обсуждаются, а лекторская группа обкома
еще не представляет творческого коллектива,
активно добивающегося систематического по-
вышения уровня пропаганды.
	Областная газета «Красный Север» не
освещает практики работы политшкол и
кружков, не обобщает положительного опыта
пропагандистской работы. .
	Важнейшее значение‘ обком: придает. тому,
чтобы все политшколы и кружки пришли к
концу учебного года с хорошим результатом,
чтобы слушатели получили прочные знания.
С этой целью изучается положение дел в
каждой политшколе в ‘отдельности, принима-
ются меры к подтягиванию политшкол, от-
ставших в прохождении программы, © тем,
однако, чтобы это ни в коем случае не пошло
в ущерб качеству занятий. Уже сейчас уточ-
няется, какой темой в этом учебном году за-
канчивает свою работу каждый кружок по
изучению истории BEIM).

Отделу пропаганды и агитации Вологод-
ского обкома ВКП(б) предложено улучшить
руководство работой политшкол и кружков,
усилить индивидуальную работу со слуша-
телями, обратив особое внимание на тех, у
кого есть пробелы в усвоении пройденного
материала. : ‘
	При обсуждении доклада секретаря Воло-
годского обкома ВКП(б) т. Карташева было
рекомендовано своевременно подготовить ме-
роприятия по повышению квалификации
пропагандистов, и прежде всего внештатных,
в летний период.
	В порядке проверки выполнения постано-
влений ЦК ВКП(б) по вопросам марксиетско-
ленинской учебы коммунистов в Отделе про-
паганды и агитации ЦК ВКП(б) был заслу-
пан доклад секретаря Вологодского обкома
ВКП(б) т. Карташева о состоянии партийного
просвещения в области. Главное внимание
при обсуждении доклада было уделено вопро-
сам повышения качества марксистско-ленин-
ской учебы. Вологодский обком провел ряд
мероприятий для улучшения работы полит-
школ, кружков, а также занимающихся само-
образованием. Работники обкома стали чаще
выезжать в районы, бывать на занятиях
политшкол и кружков. Обком практикует
проведение совещаний пропагандистов. В
частности, совещание руководителей полит-
	ткол, созванное OOKOMOM, дало возможность -
	обобщить положительный опыт работы, на-
метить меры по исправлению выявившихся
недостатков. Однако обком далеко еше не
использует всех возможностей, которыми
располагает область для улучшения пропа-
гандистской работы.

В областной партийной организации много
коммунистов © высшим образованием, но
только пятая часть их привлечена к пропа-
гандистской: работе. Среди‘ пропагандистов
встречаются еще недостаточно подготовлен-
ные. Между тем работа с пропагандистами
ограничивается только семинарами, на кото-
рых преобладают лекции общего характера,
В области еще не создано отношение к про-
пагандистской работе как важнейшей и по-
четной партийной обязанности, которую до-
	стойны выполнять самые образованные и
	авторитетные члены партийной организации.

В своем руководстве пропагандистской ра-
ботой отдел пропаганды и агитации недоста-
точно учитывает специфические условия об-
ласти, в частности занятость значительной
части коммунистов на лесозаготовках, Вме-
сто того; чтобы организовать  систематиче-
скую учебу с этими коммунистами, все они
были зачислевы в ряды занимающихся са-
	>+e0 482
	Шуйская районная партийная организация
постоянно уделяет большое внимание поли-
тическому просвещению коммунистов. Это и
понятно. Наша партия всегда проявляла не-
ослабную заботу о повышении идейно-поли-
тического уровня своих членов, что находило
отражение в каждой парторганизации. Но
текущий год в этом отношении отличается
от предыдущих лет многим, и прежде всего
возросшим интересом коммунистов к изуче-
нию марксистско-ленинской теории.
	Ныне все члены и кандидаты ВКИ(б) на-
шей парторганизации учатся. В районе ра-
ботают 58 политшкол, 13 кружков по изу-
чению «Краткого курса истории ВКП(б)»,
районная партийная школа. 200 коммунистов
самостоятельно изучают историю и теорию
большевизма.

Ввиду возросших идейных запросов комму-
нистов вопросы политического просвещения
заняли большое, можно сказать, центральное
место во всей внутрипартийной работе нашей
партийной организации. Достаточно указать,
что эти вопросы обсуждались на двух пле.
нумах райкома BKI(6), на собрании партий-
ного актива района. Они стоят на повестке
да почти каждого заседания бюро райкома

ВКП(б). Партийное просвещение‘ стало по-
вседневным делом райкома ВКЦ(6б) в целом, а
не только отдела пропаганды и агитации, как
это зачастую было раньше,
	В работе по руководству партийным просве-
	щением мы сосредоточиваем основное вни-
мание на том, чтобы неуклонно повышать
идейно-политический уровень учебы комму-
нистов. Главным условием решения этой
задачи, как известно, является обеспечение
всех политшкол и кружков квалифицирован-
ными пропагандистами. В этом направлении
у нас проделана немалая работа.
	С удовлетворением можно отметить, что
пропаганду марксизма-ленинизма сейчас ве-
дут лучшие силы парторганизации, наиболее
образованные и политически подготовленные
коммунисты. Усиление внимания райкома и
всей парторганизации к политическому про-
свешению, необыкновенно большая тяга ком-
мунистов к знанию истории и теории боль-
шевизма изменили отношение людей к пропа-
гандистской работе. В партийной организа-
ции создалось мнение, что работа по полити-
ческому просвещению коммунистов являет-
ся почетной обязанностью, партийным дол-
гом. И если раньше, бывало, человек с выс-
шим образованием неохотно, под некоторым
нажимом брался за работу в политшколе или
кружке, то теперь’ пропагандистскую работу
коммунисты ведут с большим желанием. Te.
перь все наши руководители политшкол и
кружков-товарищи с высшим и средним об-
разованием,

Пропагандисты, как правило, имеют серь-
езную подготовку, Но это, разумеется, не ос-
вобождает райком от заботы о повышении их
	Предприятия Донбасса осуществляют куль”
турное шефство над колхозами. Красногор-
ский завод Сталинской области помогает ево“
ему подшефному колхозу имени Ленина
Марьинского района электрифицировать се-
ло, построить сельский клуб и соорудить но-
вый водоем. Шефскую помощь колхозам в
электрификации, радиофикации и строитель-
стве культурно-просветительных учреждений
	оказывают также предбриятия Краматорска,.
Жданова, Константиновки, Горловки и дру-
	гих городов Донбасса.
за =
	 Трудящиеся Ленинграда провели большую
работу по сбору книг для восстановления
библиотек в сельских районах, пострадав-
тих от немецко-фашистских оккупантов,
	Собрано 350 тысяч книг. Фонды каждой сель-
	ской библиотеки доведены до 2 тысяч экзем-
пляров и районных библиотек — до 1 тысяч
экземпляров.
	+ $

Колхозные кинолектории созданы во всех
районах Краснодарского края. Два раза в
месяц в KMHOACKTOPMAX демонстрируются
агротехнические фильмы, проводятся лекции
о передовой мичуринской науке, о сталин-
ском плане наступления на засуху, об опыте
мастеров сельского хозяйства, Героев Социа-
листического Труда, о подготовке к весенне-
му севу.
	(сельский райком партии
	ий политическое просвещение коммупистов
	идейно-политического уровня и методическо-
го мастерства. Райком ВКП(б) уделяет этому
делу повседневное внимание. Основной фор-
мой работы с пропагандистами у нас являют-
ся семинары. При организации их мы встре-
тились с трудностями. Сельский район-—не
город, где каждый пропагандист может по-
сешать семинар при парткабинете горкома
или райкома ВКП(б). Многие наши пропаган-
дисты живут и работают в сёлах и колхозах,
за много километров от районного центра.
Учтя это, райком организовал не один, а че-
тыре семинара руководителей политшкол:
один — в районном центре, а три — в селах.
Семинарами руководят работники райкома
вкц(б).

На семинарах читаются лекции по темам
учебного плана и проводятся семинарские
занятия. Кроме этого, здэсь читаются лек-
ции на литературные и исторические темы,
по вопросам внутреннего и международного
положения Советского Союза. Цель этих лек-
ций повышать культурный уровень, расши-
рять кругозор пропагандистов, держать их в
курсе событий идейной жизни страны. Мно-
го места в работе семинара занимают разбор
и обсуждение вопросов методики проведения
занятий. Практикуется разбор занятий, про-
веденных в политшколах и кружках. Доклад-
чиками в этом случае выступают сами про-
пагандисты, взаимно посешающие занятия
политшкол. Опыт работы пропагандистов в
последнее время широко освещает на своих
страницах районная газета «Шуйский проле-
тарий».

Вместе ‘с тем райком ВКП(б) осуществляет
повседневный контроль за работой пропаган-
дистов. Вюро райкома требует от отдела про-
паганды и агитации, чтобы он повседневно
был в курсе работы каждой политшколы и
кружка, глубоко вникал в содержание их
занятий, а также самостоятельно изучающих
марксистско-ленинскую теорию. Работники
райкома ВКП(б)-не только отдела пропаган-
ды и агитации, а всех отделов — постоянно
посешают занятия политшкол и кружков. К
изучению и контролю работы в системе пар-
_тийного просвещения широко привлекается
районный партийный актив.

Всем членам бюро и пленума райкома, ком-
мунистам — работникам районных организа-
ций, выезжающим в села и колхозы, даются
задания по вопросам партийного просвеще-
ния. Мы требуем, чтобы они ознакомились с
работой политшколы или кружка, и не наско-
	ком, а по-настоящему: присутствовали на всем
занятии, а не 15—20 минут, как это иные то-
варищи склонны делать; побеседовали с про-
пагандистами и со слушателями. При этом.
райком требует от товарищей, чтобы OHM
серьезно относились к своим обязанностям.

Мы предупреждаем командируемых това-
ришей, чтобы они не вмешивались в ход
занятия. Их задача--глубоко изучить работу
политшколы или кружка и доложить обо
всем в отделе пропаганды и агитации райко-
ма ВКП(б).

Получив эти материалы, отдел пропаганды
и агитации приглашает руководителей ‘по-
литшкол и кружков в райком и здесь подроб-
но обсуждает с ними результаты проверки.
При этом пропагандистам не только указы-
вается на положительные и отрицательные
стороны их работы, но и даются советы, как
лучше и целесообразнее проводить занятия,

Результаты проверки работы политшкол и
кружков часто выносятся на обсуждение
бюро райкома. Кроме того, бюро райкома
почти на каждом своем заседании заслуши-
вает отчеты руководителей политшкол и
кружков. Надо сказать, что обсуждение во-
просов партийного просвещения ныне при-
няло иной характер, чем в прошлом. Раньше
внимание сосредоточивалось преимуществен-
но на организационной стороне дела: какова
посещаемость, регулярно ли проводятся за-
нятия и т. п. Теперь же обсуждаем главным
образом то, как проводятся занятия, каков их
идейно-политический ‘уровень, хорошо ли
усваивается слушателями учебный материал
и как лучше организовать занятия, Это за-
ставляет членов бюро райкома глубже
изучать работу политшкол и кружков. Неко-
торые товарищи перед обсуждением отчета
того или иного пропагандиста еще раз пере-
читывают учебные материалы в помощь слу-
шателям политшкол, продумывают вопросы
методики, чтобы вынести по отчету деловое
решение, которое помогало бы партийной ор-
ганизации и пропагандисту сделать занятия
еше более содержательными и интересными.

При обсуждении отчета руководителя по-
литшколы при парторганизации МТС т. Ко-
лесникова выяснилось, что здесь применяет-
ся вопросно-ответный метод учебы. Он ско-
вывал инициативу слушателей, не стимули-
ровал их работу по подготовке к занятиям, к
серьезному чтению учебных пособий. Пропа-
гандист, приспосабливаясь к неподготовлен-
ным слушателям, ставил примитивные вопро:
	сы, требующие односложного ответа. Занятия
проходили на низком идейном уровне, бес-
содержательно. Главная причина всего этого
заключалась в том, что пропагандист недо-
статочно готовился к занятиям, не продумы-
вал их план и несвободно владел предме-
том. Бюро райкома указало т. Колесникову
на эти недостатки, требовало, чтобы пропа-
гандисты более настойчиво самостоятельно
работали по повышению своих знаний и по
подготовке к занятию со слушателями. На эту
сторону дела было обращено внимание всех
пропагандистов.

При обсуждении отчетов других руководи-
телей политшкол и кружков выяснилось, что
некоторые из них не соблюдают принципа
индивидуального подхода к каждому слуша-
телю. Между тем это совершенно необходимо.
Ведь в политшколе есть товарищи, окончив-
шие пять-шесть классов, а есть и такие, ко-
торые учились всего два-три года; Не пред*-
явишь же им одинаковые требования! Бюро
райкома настойчиво рекомендовало пропа-
гандистам индивидуально подходить к лю-
mam, беседовать @е каждым коммунистом,
раз’яснять имеющиеся у него вопросы, да-
вать советы по работе над учебным пособием,
чтобы лучше усвоить тему.

Теперь все реже приходится сталкиваться с
указанными недостатками. За четыре месяца
упорной работы качество занятий в полит-
школах и кружках повысилось. Содержатель-
ны и интересны занятия в политшколе Яки-
манской территориальной парторганизации,
которой руководит т. Удалов. Занятия про-
ходят организованно и при высокой активно-
сти слушателей. Тов. Удалов умело направ-
ляет беседу, чтобы в ней были глубоко осве-
щены центральные идеи темы и слушатели
хорошо усвоили их. Здесь, как правило, все
слушатели основательно готовятся к заня-
тиям дома, непонятные вопросы выписыва-
ют, выясняя их на занятиях.

Отчеты руководителей политшкол и круж-
ков в райкоме мы рассматриваем и как важ-
ную форму обобщения и распространения
опыта проведения занятий, С этой целью
приглашаем на бюро пропагандистов из дру-
гих парторганизаций, Они выступают, делают
критические замечания и рассказывают о
своем опыте,

При всем значении качества занятий по-
литшкол и кружков было бы неправильно

‚ ослаблять организационную работу. Cocpe-
` доточивая главное внимание на вопросах
		идейно-политического содержания учебы
коммунистов, райком ВКП(б) вместе с тем
добивается того, чтобы работа всей сети пар.
тийного просвешения на протяжении всего
	учебного года была хорошо организована,
Мы пристально следим за тем, чтобы не
	было пропусков занятий, обеспечивалась
	полная явка слушателей, изучение програм-
мы не затягивалось, шло по плану. Некото-
рые пропагандисты и слушатели политшкол
растягивали изучение программы. Райком
ВКП(б) поправил их и принял меры к тому,
чтобы каждая политшкола и каждый кружок
выполнили свой учебный план. Устанавли-
вается более частое проведение занятий,
усиление помоши пропаганлистам, а также
усиление помощи пропагандистам, а также
слушателям политшкол,

На днях бюро райкома ВКП(б) заслушало
отчет руководителя политшколы при Сту-
денецкой территориальной партийной орга“
низации. Бюро пришло к выводу, что полит:
	школа имеет возможность выполнить. учеб-1
ный план без ущерба для качества занятий,
	В помощь Студенецкой парторганизации
райком ВКП(б) направил члена бюро райкома
ВКП(б) и штатного пропагандиста.

Кружки по изучению «Краткого курса исто:
рии ВКП(б)» у нас работают более ровно, в
соответствии с учебным планом. Качество
занятий в последнее время стало выше,

Большое внимание райком ВКП(б) уделяет
также работе с самостоятельно изучающими
марксистско-ленинскую теорию, Основной
упор мы делаем на индивидуальные кон-
сультации, как форму, позволяющую ,coue-
тать конкретную помощь занимающимся са:
мообразованием и деловой контроль за их
учебой. Кроме того, в помощь самостоятельно
изучающим читаются четыре цикла лекций:
	один — в районном цёнтре, а три — в селах, +
	каждый из которых посещают _ коммунисты
группы селтеоветов.
	труппы сельсоветов.

Доститнутые первые успехи нас не могут
успокоить. Райком ВКП\{б) отдает себе отчет
в том, что еще предстоит проделать большую
работу, чтобы каждая политшкола и кружок,
каждый самостоятельно изучающий выполни-
ли свою учебную программу. С целью даль-
нейшего улучшения партийного просвеще-
ния в районе в первичных парторганизациях
при участии членов бюро и работников рай-
кома ВКП(б) проводятся партийные собра-
ния. На них обсуждается постановление
ЦК ВКИ(б) «О состоянии и мерах улучшения
партийного просвещения в Ярославской об.
ластной парторганизации».

Вооруженная решениями ЦК ВКИ(б) и 06-
ластной партийной конференции, Птуйская
районная партийная организация добъется
дальнейшего улучшения идейно-политиче-

ского воспитания, большевистской закалки
коммунистов. :
	И. ПИСЕНКЕВИЧ.
Секретарь Шуйского райкома ВКП(б]
	Ивановской области.