10 марта ‚1949 г., №7 (99)

кино

3a дальнейший расивет
советского киноискусства
	В течение пяти дней в Москве проходило
совсщание актива творческих работников
советской кинематографии,
	Актиз показал сплоченность творческих ра-.
	ботников кинематографии вокруг большевист-
ской партии, единое стремление очистить свои
ряды от безродных космополитов, носителей
буржуазной идеологии, враждебной социали-
стической культуре’ и интересам народа:
	В, докладе министра кинематографии
CCCP т, И. Большакова об итогах 1948 года и.
задачах советской кинематографии и в много-
численных выступлениях участников акти-
ва с глубокой признательностью была отме-
чена.неустанная забота партии о ‘развитии
самого ‚передового в мире советского кино-
искусства... Иретворяя в жизнь. указания
ЦК ВКП(б) о ‘повышении идейно-художе-
ственного качества выпускаемых фильмов,
	творческие работники кино добились значи-.
	тельных успехов. В истекшем году были выч
пущены такие выдающиеся кинофильмы, как
«Молодая гвардия», «Мичурин», «Повесть о
настоящем человеке», «Третий ‘удар», «Суд
чести», «Академик Иван Павлов» и др. Ащха-
бадская киностудия выпустила. хорошую
музыкальную комедию «Далекая невеста»,
Документальная кинематография также
создала ряд значительных фильмов —.
«На страже мира», «Лень Воздушного
Флота. СССР» и др. Особой заслугой работ-
ников документального кино явился выпуск
замечательного ‘фильма `«Владимир: Ильич
Ленин». >
	Но в работе Министерства кинематографии
	‚ и некоторых творческих работников за истек-
	ший год. имелись и серьезные недостатки, в
	результате чего были выпущены посредствен-.
	ные фильмы —«Путь славы», «Страницы жиз-
ни», «Три встречи» и др.
	 Основная причина этих срывов крылась в
проявлении ‘легкомыслия и недостаточного
	чувства ответственности в работе режиссеров.
	Актив отметил, что неудача указанных филь-
мов настойчиво выдвигаёт перед советскими
кинематографистами задачу еще более глубо-
кого понимания и претворения в своей дея-
тельности решения ЦК ВКП(б) о кинофильме
«Большая жизнь», углубленного изучения
действительности, обогащения своих знаний
	марксистско-ленинской теорией и повышения
	художествзени

Ora MM
	На. активе была вскрыта и разоблачена
враждебная деятельность группы буржуаз-
ных космополитов и формалистов — Траубер-
га, `Блеймана, Сутырина, Оттена, Коварско-
	го. и других, пробравшихся в ряды советских
	кинематографистов и пытавшихся направить
развитие советского киноискусства на путь
рабского подражания. американской кино-
бульварщине, В, своем докладе. т. Большаков
разоблачил. их антипатриотическую деятель-
ность.

Режиссер: Л. Трауберг, ярый формалист, на
протяжении многих лет находился на враж-
дебных советскому ‘искусству позициях низ-
копоклонства перед американской кинемато-
графией и злобно охаивал ‘вбе’ лучшие
советские ‘фильмы. Поставив полный‘ форма-
листических извращений фильм «Простые
люди», резко осужденный ЦК ВКП(б) и не вы-
пущенный на экран, Трауберг стал подви-
заться в роли лектора. В своих публичных
	выступлениях он клеветал на советскую ки-.
	нематографию, прославлял реакционных амеё-
риканских режиссеров, призывая учиться у
них. В этой гнусной антипатриотической
деятельности ‚ ближайшими ‘соратниками
Трауберга являлись сценарист М; Блейман и
критик Н. Коварский. Они, так же как и он,
преклонялись. перед американским кино и
не замечали успехов советской кинематогра-

фии.

В книге об американском режиссереГриф-
gure Backman называл этого реакционного
режиссера, проповедывавшего в своих карти-
нах ‘расистские ‘теории, «отцом» ‘мировой
кинематографии. «Критик» Коварский, подие=
вая Блейману, оценивал его порочные труды
как крупнейшие теоретические исследования.
Другой эстетствующий космополит — Н. От-
тен в своих статьях чернил советское
киноискусство, проповедывал глубоко нуждые
советскому‘ человеку буржуазные идейки.
Космополит и антипатриот Сутырин всю свою
энергию сосредоточил на злобном охаивании
лучших произведений советской кинематогра-
фии, Все эти космополиты нашли себе широ-
кую трибуну на страницах журнала «Искус-
CTBO KMHO», : .

Режиссер И. Пырьев в яркой речи с исчер-
пывающей убедительностью показал, что
советское кино -— глубоко народное искус-
	_В связи с редакционными статьями газет
«Правда» и «Культура и жизнь» об антипа.
триотической группе театральных критиков
в последнее время широко обсуждался вопрое
о проявлениях космополитизма в философии,
На днях закончилось посвященное борьбе с.
	космополитизмом в философии общее пар-
тийное собрание и об’единенное заселание .
	философских кафедр Акадёмии обществен-
ных наук при ЦК ВКЦ(б). Вопросы о. борьбе
против космополитизма в философии широ-
ко обсуждались также на партийном собра-
нии и заседании Ученого. совета Института
философии. Академии ‘наук СССВ,

В докладах и выступлениях на общем пар-
тийном собрании и на заседании философ-
ских кафедр Академии общественных наук,
на партийном собрании и на заседании Уче-
ного совета Института философии была по-
казана реакционная политическая ‚сущность
буржуазного космополитизма, а также разоб-
лачена враждебная деятельность безродных
космополитов, орудовавших в области совет-
ской литературы, искусства и науки, Были
вскрыты глубоко порочные, космополитиче-
ские взгляды  Б. Кедрова, М. Розенталя,
И. Крывелева, М. Селектора, 3. Каменского.
Их печатные работы и устные выступления
показывают, что они не учли исторических
указаний нашей партии на философской дис-
	`! куссии по книге Г. Александрова «История

западно-европейской философии», Отступив
от принципов марксизма-ленинизма, они ста-
ли протаскивать в философию глубоко вра-
ждебные идеи буржуазного космополитизма.

Проф. Б. Кедров развивал антимарксиет.
ский тезис о том, что вопросы приоритета в
науке не имеют значения для народа. В кни-
ге «Энгельс и естествознание», вышедшей уже
после философской дискуссии, и вряде ‚дру-
гих работ и выступлений проф. Кедрова нро-
водилась линия пренебрежительного отноше.
ния к вопросам приоритета русской науки.
Выступавшие приводили имеющиеся в рабо-
тах Б. Кедрова его заявления © том, что
есть якобы единая «мировая наука», что
рассмотрение философии по странам, выявле-
ние ее‘национальной самобытности есть буд-
то бы не марксистский, а буржуазный прин.
ций. На философской дискуссии Кедров пред-
	ство, выросшее и окрепшее под руководством
большевистской партии. Тов. Пырьев гневно
заклеймил ‘антипатриота Трауберга и его
приспешников, пытавшихся грязными руками

затормозить развитие советского киноискус-
ства. 2. ` Е
	‹На активе были вскрыты грубые формали-
	о а коса ка

‘стические ошибки режиссера Cc. `Юткевича и
‘бывшего редактора журнала «Искусство ки
	но» Н. Лебедева. В статьях о западной кине-
матографии и в книге «Человек на экране»
Юткевич проповедывал вредные идеи KOCMO*
политизма и буржуазного эстетства; в книге
по истории кино в СССР Лебедев в извращен-
ном, формалистическом ‚виде представлял.
историю советской кинематографии. И Ютке-
вич и Лебедев в своих выступлениях пыта-
лись уклониться от прямой политической
оценки допущенных ими извращений и
ошибок. Такую же позицию занял Е, Габри-
лович, который, будучи председателём кино-
	комиссии Союза советских писателей, способ-_
	ствовал антипатриотам и клеветникам в их
гнусных нападках на кино.

С гневной изобличитёльной речью против
космополитов и эстетов всех мастей выступил
режиссер В. Пудовкин.

— Беспощадно вытравляя в нашей работе
космополитические и. `антипатриотические
идейки,— сказал т. Пудовкин,- мы должны
потребовать от каждого художника морально-
политической чистоты, борьбы за создание но-
вых культурных ценностей для нашего наро-

да, активного участия в строительстве ком-
мунизма. _
	Ряд выступивших на активе товарищей
говорил о том большом вреде, который на-
несли космополиты на различных участках
работы кинематографии. Пробравшиеся в.
редколлегию сценарной студии и долгое вре-
мя орудовавшие там матерые космополиты
Юзовский, Левин, Субоцкий и другие `охаи-
Бали лучшие сценарные работы, одновремен-
но захваливая порочные сценарии, мешая
Министерству кинематографии ‘проводить
правильную политику в ‘сценарнсм деле.
Болышой вред нанесли космополиты воспи-
тению молодых творческих кадров в своих
лекциях в стенах Института кинематографии
и в книгах, издаваемых Госкиноиздатом, про-
таскивая гнилые, буржуазные взгляды на
киноискусство.

— Вместо того, чтобы помогать нести все-
му миру знамя передового советского кино, —
сказал в своем выступлении писатель К. Си-
монов, — эти люди и людишки устроились‘на
запятках голливудской колесницы, своим, с
позволения сказать, «искусством» только ком-
прометировали великое имя советского.кино,
Они пытались заставить советских людей за-
быть о своих национальных традициях в ис-
кусстве.

С большой речью выступил на активе пред-
седатель художественного совета Министер-
ства кинематографии. СССР Л. Ильичев. Он
подробно рассказал о деятельности. художе-
ственного совета и его роли в борьбе за по-
вышение идейно-художественного качества
выпускаемых фильмов,
	— Сейчас,— сказал т. Ильичев, — когда со-
ветская страна осуществляет переход от со-
циализма к коммунизму, советское кино дол-
жно запечатлеть средствами искусства бли-
стательные. достижения нашей страны, изме-
нения самих людей, их морально-политиче-
ский и культурный. рост. ;

Чем решительнее ‘и скорее освободим“мы
наше искусство от безродных космополитов,
тем быстрее будет его движение вперед,

Тов, Ильичев отметил, что в кино. ‘еще
не изжиты доконца осужденные партией эле-
менты грунповщины и семейственноети,
недостаточная требовательность к качеству
своей работы. Художественный совет в своей
работе встречается еще с отдельными попыт-
ками протолкнуть. явно несостоятельные сце-
нарии путем их чрезмерного. захваливания,
Некоторые работники кино слабо использу-
ют оружие большевистской критики как
главное средство в борьбе за качество, боясь
обидеть друг друга, как будто критика, исхо-
дящая из интересов государетва ‘и народа,
	может обидеть советского художника.
	Актив призвал всех работников советской
кинематографии до конца очистить свои’ ря-
ды от буржуазных космополитов и их при-
спешников, ‘бороться за дальнейшее РАЗН:
тие киноискусства,
	Под бурные аплодисменты было принято
	приветственное письмо товарищу Сталину.
		«Встреча на Эльбе»
	лов говорит коменданту советской части го-
рода майору Кузьмину:
	— Hy, a теперь за работу. Вам помогут
сами немцы. Те немцы, которые не склонили
свои головы перед фашизмом. Надо обво-
бодить политзаключенных ‘из городской
тюрьмы.

Молодой рабочий Курт, выпущенный из
тюрьмы, говорит:

— Мы, немецкие коммунисты и социал-де-
мократы, клянемся германскому народу, что
будем крепить единство рабочего класса’ и
всех трудящихся и построим наше новое,
свободное, демократическое отечество...
	А. что в это время происходит на противо-
положном, американском берегу Эльбы?
	Жена генерала Мак-Дермот, заставившая
немецкого художника писать свой портрет
за банку свиной тушонки и пачку сигарет,
говорит, обращаясь к мужу:

— Хо! Так будьте настоящим дельцом, а
не курицей в эполетах! На вас. напялили ге-
неральский мундир не затем, чтобы вы нян-
чились с этими вшивыми немцами. Вокруг
прекрасные леса с листьями, которые шур-
шат, как доллары. Рубите к чорту лес и про-
давайте его англичанам, пока не поздно...

В. советской части города военные заводы
уничтожаются согласно. договору между со-
юзниками, в. американской части военная
промышленность восстанавливается. Между
двумя . комендантами — советским майором
Кузьминым и американским майором Хил-
лом — происходит следующий. разговор:

Кузьмин: — Почему вы сразу начали восста-
навливать в вашей зоне военные заводы вмё-
сто того, чтобы их разрушать согласно
потсдамским решениям? :
	Хилл: —..военная тайна,
	можно подумать, что в Америке создан эта*

кий земной рай, в котором ягненок возлежит.
рядом со львом, а рабочий действительно на-.
ходится в дружбе с предпринимателем. Одна>,
ко американские сказки «Голоса. Америки».
давно уже не пользуются успехом — с тех
пор. как американский доллар стал камнем ^
на шее «маршаллизированной» Европы; разве

что Бевин и Шуман еще делают вид, будто*
за океаном все благополучно, И даже на bee

регу Эльбы, в дни победы, мы не видели

«единой Америки» — были в ней бизнесмены.
в. генеральских мундирах и рабочие в солдат“

ском обмундировании; поджигатели войны и.
страстные поборники мира; цепные псы Уолл-.
стрита и простой народ. Солдат Гарри Пере-

бейнога в картине «Встреча на Эльбе» -— по-

томок выходцев с Украины, у него американ-`
ское имя, но в кожаном мешочке. он носит.
горсть отчей украинской земли; он подчинен:
матерому волку Мак-Дермоту, но мечтает о

мире и дружбе с советскими людьми. Амери-

канский комендант майор Хилл - в прошлом.
учитель, он мечтает не о войне, ао возвра-

щении к мирному труду. Судьба его поучи-

тельна: он ощупью пробирается к познанию

правды, он прозревает, столкнувшись @ со-:
ветскими людьми, с их человечностью и свет-:
лой верой в грядущее.

Карьера майора Хилла кончается тем, что
его изгоняют из армии и отправляют в. Аме-
рику, где ему придется давать показания в.
комиссии по расследованию антиамерикан-.
ской деятельности. А вся вина его в том, что’
он посмел самостоятельно думать и решать,
в том, что он стал нечаянным препятствием.
на пути шпионки Шервуд-Коллинз, Но на.
прощанье он крепко жмет руку майору,
Кузьмину в залог грядущей дружбы. И это.
рукопожатие—символ подлинного отношения
американского народа (народа, а не уоллстри=.
товских заправил!) к советскому народу.

Таков второй финал встречи на Эльбе. Cu
лы войны неприкрыто активизируются, один.
на другой громоздятся пакты войны, мечутся.
по странам Европы коммивояжеры военных:
блоков, но непрерывно растет фронт мира’ и:
дружбы между народами. Голоса Тореза-и
Тольятти, Поллита и Токуда — это голоса
многомиллионных масс, которые встают
непреодолимым препятствием на пути под»
жигателей войны, .

Но не только честным американцам; нашим
союзникам не по форме, а по существу, при-
ходится делать выбор,— его приходится деё-
лать и немцам. Два пути есть перед _немец-
ким народом — путь ‘превращения в .амери-
канскую колонию и путь воссоединения. в>
едином демократическом государстве. ‚Про-
фессор Отто Дитрих, честный беспартийный
немец, бургомистр, своими глазами увидавт
ШиИЙ «новый американский порядок» в аме-
риканской зоне оккупации, говорит в конце
фильма: : . :

«Два мира встретились на Эльбе на двух
берегах. Германия не может оставаться ме-
жду ними. Наступил час сделать выбор. Я
никогда не забуду, что вы, русские, первые
сказали об единстве нашего отечества и Has
шего народа, и я сделал свой выбор. Я оста-
юсь на вашем берегу. На берегу, где por.
ждается новая, миролюбивая, единая, демо-.
кратическая Германия», { oe

События последнего времени — успехи
строительства демократической Германии. в
советской зоне оккупации, мощные протесты
рабочих Западной Германии, добившихся
освобождения Макса Реймана, консолидация
демократических сил немецкого народа--свиз
детельствуют, что выбор этот сделан прочна
й что непрерывно растет число сторонников
его. Новое рождается и утверждается в борь-
бе. Было бы опасным недооценивать черную
работу заоксанской реакции.и фашистствую-
щего отребья в самой Германии, но история
свидетельствует, что потуги поджигателей
войны обречены на провал. а .

Сценаристы бр. Тур и Л. Шейнин и рё
жиссер Г. Александров создали современный;
политически острый, ‘реалистически вер“
ный фильм. к Е

Простые люди; труженики и честная интел»
лигенция должны знать.истину о поджигате-
лях новой войны, чтобы сделать свой ‚вые
бор. Фильм помогает им в этом.  , ces
‚ Хочется отметить хорошую игру актерско-
го коллектива в целом, а особенно арт, В. Да*
выдова (комендант Кузьмин), арт. М. Назва-
нова (майор Джемс Хилл) и арт. Ю. Юровско=
го (профессор Отто Дитрих); Три эти образа,
вычерченные с великолепной психологиче-
ской тонкостью и точностью, в лучшей реа-
листической манере русского театрального
искусства, надолго останутся в памяти зри-
теля. . “

Советское киноискусство одержало’ новую
победу, создав политически ‘современный: и
художественно убедительный фильм. ^ :
	Н. ГРИБАЧЕВ..
	Полузатопленный пароходик «Адольф Гит-
лер» отходит от восточного берега Эльбы, Он
переполнен обезумевшими от страха’ бежен-
цами, за борт падают люди и чемоданы, каж-
дую, минуту он готов пойти ко дну. Он — как
символ фашистской Германии, доживающей
последние часы... Визжит собачонка, обламы-
ваются сходни. Пламя пожара пожирает флаг
со свастикой. Советские танки врываются в
	город, за ними бежит атакующая пехота—вото
	он, берег Эльбы, последний‘ рубеж второй ми-
ровой войны! 7

На противоположном берегу ‹ появляются
американцы. /

- Да, интересно хоть в последний день
войны второй фронт посмотреть, — говорит
совётский пехотинец... › ‘

Многие из ‘американцев, не ожидая расно-
ряжений и приказаний, движимые чувством
	дружбы ‘и:величайшего уважения к славной.
	Советской Армии, бросаются в воду и плывут,

Советские солдаты протягивают им руки...
Так начинается новый фильм «Встреча на

Эльбе».
День этой исторической ‘встречи был празд-
	‚виком надежды для миллионов простых лю-
дей мира. В дружбе Америки с Советским:
	Союзом они видели залог того; что ужасы
войны не повторятся, что исчезнет гнетущая
неуверенность в завтрашнем дне. Однако, как
известно, американские реакционеры  вына-
шивали иные планы на будущее.

В картине сенатор Вуд — выкормыш и ма-
рионетка американских миллионеров -— уже
	называет вчерашних союзников завтрашниз.
	ми противниками и сожалеет о симпатиях,
возникших у ‘американского народа к совет-
ским людям. В картине течением Эльбы
уносит плакаты, которыми американские сол-
даты приветствовали Советскую Армию. И
вот уже американская разведчина Шервуд-
Коллинз вербует на американскую службу
гитлёровских разведчиков-эсэсовцев, а гене
рал Мак-Дермот оптом и в розницу распродает
национальное достояние германского народа.
Это существует не только в картине, но ив
жизни. В американском ‹ госдепартаменте
	превращаются в клочки бумаги Ялтинское и
	Потсдамское соглашения. Американские гу-
бернаторы создают Бизонию, прикарманива-
OT Рур. В это же время в американском по-
	сольстве в Москве, как свидетельствует в
	своей книге бывшая сотрудница этого посоль-
	‘ства Аннабелла Бюкар, организуетея ‘шпи-
	онское гнездо, где собираются сведения для
американской разведки, а заодно фабрикует-
ся клеветническая информация о жизни. со-
ветских людей. Тенью Гитлера поднимается
заокеанская реакция, организующая и под-
держивающая «холодную войну»...

`Последние кадры фильма: на. Эльбе по при-
казу американского командующего разводят“
ся мосты, и повисает в воздухе протянутая
для дружеского. пожатия. майору Кузьмину
рука американского майора Хилла.

Так кончается встреча на Эльбе.

Смысл и сила искусства в том, что общие
истины оно раскрывает в изображении жиз-
ни и деятельности конкретных людей. Иро-
стые люди всего мира хотят знать правду о
том, что происходит во взаимоотночениях
государств. Фильм «Встреча на Эльбе» -—
воплощенная в киноискусстве правда о
борьбе советских людей за мир и справедли-
вость, правда о предательстве дела мира аме-
риканскими реакционерами. Вместе’ с тем
этот фильм — торжествующая песнь разума
и прогресса, перед которыми бессильны и
звериное рычание сенатора Вуда, и прово-
кационные ухищрения. шпионки Шервуд-
Коллинз, и волчья жадность американских
ростовщиков в генеральских погонах. Можно
завербовать полки шнионов-и провокаторов,
одурачить и оболнанить несколько дивизий
солдат, но нельзя обмануть целые народы и
повернуть вспять историю, ^

На берегу Эльбы вбётретились ‘не две ap
мии, а два мира, две морали, прошлое и ’бу-
дущее человечества,   р

Комендант советской зоны города .майор
Кузьмин, человек кристальной честности и
чистоты, отдает приказ о взрыве военных
заводов и в то же время организует воеста-
новление города, открывает школы, призы
вает немцев‘ к ‘единству и помогает им в
создании ‘демократического самоуправления.
Выражая мнение` всего советского народа, он
стоит за возмещение ущерба, причиненного
фашистским нашествием, но в то же время
он понимает нужды немецкого народа, втя-
нутого Гитлером в кровавые авантюры, он
помогает немецкому народу заложить осно-
	вы демократического будущего: Генерал Мас-
	‘* Новый художественный фильм. Произ-
водство киностудии «Мосфильм», сценарий
бр. Тур и Л. Шейнина, постановка Г. Алек-
сандрова, оператор-—Э. Тиссе, художник -
	А. Уткин, композитор — Д. Шостакович.
Текст песен Е. Долматовского и В. Лебедева-
Кумача.
	Кузьмин: — Вот я тоже думаю, что это во-
енная тайна, и ведь это очень опасно, Вы по-
думали об этом?

Хилл: — Мой генерал Мак-Дермот говорит,
что солдату думать неё полагается.

Кузьмин: — Ваш генерал не оригинален в
этом утверждении. У него уже был предшест-
венник, который утверждал то же самое.
	Килл: — Кто же это?
Кузьмин: — Адольф Гитлер...
	Американские генералы, чтобы не слиш-
ком обременять себя, просто пёрелицовывают
фашистские обноски — от военных доктрин
до расовых теорий. И когда Мак-Дермот ор-
ганизует грандиозную спекуляцию, скупая за
консервы и пачки сигарет произведения
искусства, он опять лишь повторяет гитле-
ровские зады — именно так действовали фа-
шистские генералы во Франции и Румынии,
в Нольше и Чехословакии. Генералы скупали
драгоценности, спекулировали в доступном
им масштабе, а маршалы прикарманивали.
заводы, железные дороги, целые отрасли про-
мышленности.
	‚Генералы торгуют, воруют и организуют
шпионаж и провокации. А солдаты?

Советские люди хорошо помнят, как фаши-
сты во время оккупации писали всюду у вхо-
да в кинотеатры. и рестораны: «Только для
немцев». Американские «цивилизаторы» вно-
сят некоторое разнообразие в этот жанр, они
разрешают посещать клуб всем девушкам, у
которых есть свидетельства о... политической
благонадежности и отсутствии венерических
болезней! Одуряющий грохот фокстротов, ви-
но, избиение негров, ‘драки — вот какое
«культурное» времяпрепровождение. органи-
зовали для своих солдат за границей амери-
	_канские генералы. Английский писатель Ген-
	ри Трис, подражая своим американским со-
братьям, писал, что сумасшествие является...
нормальным состоянием человека. Именно к
такого рода «нормальному» собтоянию пы-
тается привести простого’ человека оглушаю-
ще тупая американская культура. В дни
встречи на Эльбе автор этих строк принимал
участие в беседе трех советских журнали-
стов с двумя американскими и одним канад-
ским журналиетом из Оттавы. Когда зашла
речь о пересылке корреспонденции в редак-
цию, один из наших корреспондентов пере-
сказал содержание рассказа О. Генри, герой
которого передает текст библии, чтобы не
упустить места у ‘окошка телеграфа. Посме-
явшись, американцы вежливо. спровилиг

— Кто автор этого чудесного рассказа? -

— Американский писатель Генри, ответи-
ли им, - р 1

Помните вы эту встречу на Эльбе, госпо-
дин ‘Ричардсон. из Нью-Йорка? Сделали вы
для себя какой-либо вывод из этого факта
или, может быть, помогаете ныне составлять
передачи для «Голоса Америки», в которых
до хрипоты в горле восхваляете американ-
скую цивилизацию и культуру? :

Мы не случайно упомянули «Голос Амери-
Ки», Когда слушаешь его елейные пёредачи,
	отношений, - пишет М. Розенталь,-— дало
Чернышевскому возможность увидеть общую
закономерность, общее направление истори-
ческого развития и понять’ некоторые общие
экономические принципы, управляющие
этим развитием» (М. Розенталь. «Философ-
ские взгляды Н. Г. Чернышевского», стр. 238).
О Чернышевском как революционном де-
‘мократе в книге говорится очень мало и`в
самых ‘общих чертах. Между ‘тем’ изве-
стно, что’ В. И. Ленин` подчеркивал револю-
ционный демократизм Чернышевского как
самую сильную и ценную сторону его yué-
ния и деятельности. Ленин писал: «Но Чер-
нышевский был не только социалиетом-уто-
пистом. Он был также революционным
демократом, он умел влиять на все полити-
ческие события его эпохи в революционном
духе, проводя —через препоны и рогатки ценз
зуры — идею крестьянской революции, идею
борьбы масс за свержение всех старых ‘вла-
стей» (В. И. Ленин. Соч., т, 17, стр. 97). ^^
М. Розенталь игнорирует ленинскую оцён-
ку Чернышевского как революционного де
мократа. ee
Не показан Чернышевский в книге М. Ро-
зенталя и как пламенный патриот своей
родины, каким он был в действительности,
Автор лишь походя, между прочим упоми-
нает о Чернышевском как русском патриоте.
А ведь известно, что Чернышевский не
только сам был горячим патриотом, но и вос
хищался глубоким патриотизмом русского
народа. ` +
Игнорирование патриотизма Чернышевско»
го М. Розенталем нельзя квалифицировать
иначе, как дань буржуазному коемополи-
тизму. .
М. Розенталь принижает роль. Черны“
шевского в развитии русской художествен-
ной литературы ‘и эстетической мыели. . 0б-
винение Чернышевского в том, что он будто
бы «меньше других крупных представитёлей
русской общественной мысли занимался  Бо-
просами эстетики и литературы» (стр. 267),
является клеветой не только на Чернышев-
ского, но и на русскую литературу и эсте-
тику.
	(Окончание на 4-й стр.)
	космополитизма в ФилосоФик
	изменениях в природе» проф. Кедров пы-
тается подогнать материал истории естество-
знания. под гегелевскую схему: качество. —
количество — мера — узловая линия мер ит.д.
В книге, «Развитие понятия элемента от Мен-
	делеева до наших дней» он рассматривает не
	реальный процесс развития науки химии, а
дефиницию «элемент», систематизирует и
классифицирует различные определения хи-
мического элемента, вместо того чтобы пока-
зать, как менялось содержание понятия элеё-
мента по мере развития химии, развития,
обусловленного социально-исторической дей-
ствительностью,

Глубоко схоластическим TOAxXOMOM - руко-
водствуется т. Кедров в своем отношении к
ленинскому философскому наследству. В ста-
тье о философских тетрадях Ленина проф.
Кедров извратил ленинские положения, по
существу” изобразил Ленина’ учеником Ге-
геля.

Проводником и вдохновителем коесмопо-
литизма является проф. М. Розенталь, Его
деятельность является своеобразным связу-
ющим звеном безродных космополитон, ору-
довавших в литературной критике и в фило-
софии. Розенталь с 1933 года по 1940 год рабо-
тал в области литературной критики. Явля-
‘ясь ответственным секретарем, а затем ре-
дактором журнала‘ «Литературный критик»,
он предоставлял страницы журнала для куч-
ки космополитов, буржуазных эстетов —Юзов-
ского, Левина, Альтмана, Гурвича и др. Рабо-
та журнала «Литературный критик» была
оторвана от практических задач социалиети-
ческого строительства и развития советской
литературы,

Под покровительством Розенталя журнал
«Литературный критик» был превращен в
трибуну пропаганды вредных взглядов ны-
	нешней группы космополитов. В журнале
всячески охаивались русская литература
и русский театр, шельмовались молодые со-
ветские писатели, пропагандировалась рав-
тленная _ буржуазная. `литература Запада,
проповедывалсея отрыв советской литературы
и искусства от жизни, Космополиты утвер-
ждали, что как только искусство будет связа-
но с действительностью, оно станет серым и
чахлым. Безродные космополиты пытались.
доказать, что искусство и материалистиче-
ское мировоззрение несовмеетимы, что искус-
ство не требует материалистического пони-
мания действительности и что если бы писа-
тели руководствовались материалистическим
взглядом, то они не создали бы настоящих
творений искусства.
	На страницах журнала космополиты Юзов-
ский, Левин и др. восхваляли Розенталя как
своего идейного руководителя и «теоретика»,
Розенталь, в свою очередь, не оставался в дол-
гу и расхваливал Юзовского, Гурвича и др,
Выступления Розенталя в печати за послёд-
ние годы показали, что он до сих пор He
освободился от вредных взглядов буржуазно-
го космополитизма.
	  В 1948 году вышла книга М. Розенталя
«Философские взгляды Н, Г. Чернышевско-
го», в которой имеются серьезные ошибки
космополитического характера. В книге про-
водится ‘мысль о том, что лучшие черты
воззрений Чернышевского возникли на. поч-
	ве обобщения им западноевропейского опыта.
	в частности, автор книги считает, что на
овнове  западноевропейского опыта сложи-
лись взгляды Чернышевского по вопросу о
закономерности исторического развития,
«Изучение западноевропейских социальных
	лагал: «Строить историю мировой философии

следует прежде всего не по странам, не исхо-

дя из ее национальных различий и особен-

ностей, а по важнейшим историческим эпо.!

хам...» При таком подходе для русской фило-

бофии совсем неё находилось-места среди при-

думанных им «эпох» или ей отводилась роль
«откликов» На французские, английские, MAM
немецкие события.
Этими порочными, космополитическими по-
ложениями и руководствовался проф. Кедров
при рассмотрении им вопросов истории‘ есте-
ствознания. В книге «Энгельс и естествозна-

ние»   Б. Кедров изображает Менделеева
Kak сторонника ‘«мировой‘ науки», ‘для
которого якобы несущественен  приори-
	тет русской науки, В той же книге Кедров
утверждает, что открытый Ломоносовым за-
кон сохранения вещества был якобы ‘само-
CTOATCABHO открыт Лавуазье, хотя известно,
что Лавуазье был знаком с открытием, Ломо-
носова, В книге «9 путях развития естество-
знания» т. Кедров принижает вклад русских
ученых в науку. В книге «Развитие понятия
элемента ‘от, Менделеева до наших дней»
преимущественно ‘отмечаются буржуазные
	ученые Запада, а отечественные ученые за-
малчиваются, игнорируются,
	Взгляды Кедрова извращают смысл и ход
развития нашей отечественной науки.

Проповедь. враждебных космополитических
взглядов некоторыми философскими работни-
ками означает отход их от основных приици-
пов марксизма-ленинизма, что наглядно про-
является в работах всех проповедников кос-
мополитизма. В работах Б. Кедрова марксист-
ская диалектика подменяется схематизмом,
схоластикой, гегельянщиной, автор игнори-
рует принцип, партийности в „науке. Так, в
работё «О количественных и качественных