22 марта 1949 г., № 8 (100)
	руководстве
	ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ
	ХРОНИКА
КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ
	На заседании президиума Ленинградекого
отделения Всесоюзного общества по распро-
	странёнию политических и научных знаний
в действительные члены Общества приняты
	  Г. С. Борткевич, токарь-скоростник завода
	имени Свердлова, В. Н. Трутнев, токарь заво-
да «Большевик», П. Д. Дворов, слесарь-
лекальщик завода «Электросила» имени
С. М. Кирова, Ф. Д. Михин, сталевар завода
имени Ленина, Е. Ф. Савич, фрезеровщик-
скоростник Кировского завода, сталевар
того же завода М. К. Мурзич, О. Я. Мушту-
кова, стахановка фабрики «Скороход», и
А. А. Дмитриев, разметчик завода имени
Сталина, а также передовики сельского хо»
зяйства области Герои Социалистического
Труда М. П. Матюшенко и А. М. Дмитриева.

Отделение Общества решило издать науч-
ные труды вновь принятых действительных
членов Общества, предложив секциям техни-
ки и сельского хозяйства оказать новаторам
практическую помошь в подготовке и изда-
нии этих трудов.
				АГИТАЦИОННО-МАССОВАЯ РАБОТА НАКАНУНЕ ВЕСЕННЕГО СЕВА
	На днях в Отделе пропаганды и агитаци
ЦК ВКП(б) был заслушан доклад ре
его отделом пропаганды и агитации Запад-
но-Казахстанского обкома КП(б) Казахстана
	т. Фисюн об агитапионно-массовой работе.
	в связи е подготовкой к весеннему севу.

На совещании были отмечены большие
недостатки в агитационно-масеовой работе
партийных организаций области.

Отдел пропаганды и агитации обкома пар-
тии до последнего времени стоял в стороне
от подготовки к весеннему севу, не разрабо-
тал плана массово-политической и культур-
но-просветительной работы на’ период подго-
товки и проведения весеннего сева. Такое же
примерно положение и в отделах пропаганды
и агитации райкомов партии. Первичные
парторганизации не расставили коммунистов
и агитаторов по бригадам и звеньям, бесед о
задачах колхозников в предстоящем весен-
нем севе проводится мало, наглядная агита-
	ция, призывающая колхозников к выполне-
	нию взятых обязательств, отсутствует. Отде-
	лы культурно-просветительных учреждении,
	Дома культуры, клубы, избы-читальни, биб-
лиотеки также еще не имеют планов обслу-
живания колхозников в период весеннего
сева.

- Партийные организации слабо руководят
социалистическим соревнованием в колхозах,
МТС и совхозах. Взаимная проверка выпол-
нения договоров на социалистическое сорев-
нование не проводится. Ход социалистиче-
ского соревнования очень слабо освещается
на страницах областных и‘районных газет.
Стенные газеты выходят нерегулярно. Со-
ревнующиеся зачастую не знают, как идет
соревнование, кто выполняет обязательства,
а кто отстает.

Слабо организована в колхозах, МТС и сов-
хозах области. агротехническая учеба.

Пропаганда передовой агробиологической
	хауки ведется главным образом в районных
	центрах, а до колхозников почти не доходит,
		ДК ВКИСб) состоялось инструктирование ре-
	дактора областной газеты «Красный Курган»
т. Глебова.

Отмечено, что после постановления
ЦК ВКП(б) «О руководстве Шадринского рай-
кома ВКП(б) Курганской области сельским
хозяйством района» и критики ошибок «Крас-
ного Кургана» в центральной печати редак-
ция несколько улучшила освещение вопро-
сов сельского хозяйства. На страницах газе-
ты введен постоянный отдел «В помощь
зоотехническим кружкам», публикуются лек-
ции звеньевых высокого урожая, материалы
научных работников.

Большой интерес представляют напечатан-
ные статьи знатного полевода-мичуринца
лауреата Сталинской премии т. Мальцева
«Против шаблона в агротехнике» и. «Завою-
ем высокие урожаи», в которых ставятся
неотложные задачи повышения культуры
земледелия в условиях Зауралья,

Но в работе газеты «Красный Курган» име-
ются и недостатки.

На страницах «Красного Кургана» крайне
редко печатаются материалы 06 организа-
	пионно-хозяйственном укреплении колхозов.
	Заметки о передовых людях колхозной‘ де-
ревни пишутся. серым, невыразительным
языком. Нарушителей трудовой AUCUUTAUHE!

газета не критикует.
Слабо показывается ход подготовки колхо-
	За последние 4 месяца в 48+ колхозах, имею-
щихся в области, прочитано всего 62 лекции
по агробиологии.

Партийные организации области недоста-
точно пропагандируют среди трудящихся по-
становление Совета Министров СССР и
	ПК ВКП) «О плане полезащитных лесона-
	саждений, внедрения травопольных севообо-
ротов, строительства прудов и водоемов для
обеспечения высоких и устойчивых урожаев
в степных и лесостепных районах европей-
ской части СССР». К пропаганде этого поета-
новления слабо привлечены интеллигенция и
партийно-советский актив, не используются
в достаточной мере такие средства пропаган-
ды и агитации, как печать, радио, кино, лек-
ции и доклады. Опыт лесонасаждения, имею-
щийся в области, ‘распространяется слабо.
Многие трудящиеся не знают, что по Запад-
но-Казахстанской области проходит самая
большая полезашитная лесная полоса — гора
Вишнева — Каспийское море. р
На совещании были рекомендованы меры
	в Западно-Казахстанской области. Отделу
пропаганды и агитации обкома партии пред-
ложено разработать план массово-политиче-
ской работы на период подготовки и прове
дения весеннего сева, предусмотреть в нем
расстановку коммунистов и агитаторов, сель“
ской интеллигенции. по бригадам и звеньям,
обратить при этом внимание на работу среди
	трактористов и других работников МТС и
	совхозов, широко использовать в работе
кино, радио, печать. :

Особое внимание необходимо обратить на
оборудование полевых станов, обеспечение
их библиотечками, газетами, лозунгами, пла-
катами. Необходимо также добиться того,
чтобы в каждом полевом ‘стане был лам-
повый или детекторный радиоприемник. Ра-
боту изб-читален, клубов, красных уголков
следует подчинить подготовке и ‘прове-
дению весеннего сева.
	зов, МТС и совхозов области к весеннему
севу. Ничего не пишет газета о массово-
политической работе среди колхозников.
Особоеевнимание редактора газеты обраще-
но на неудовлетворительную постановку OT
делов партийной жизни и пропаганды. Вне
поля зрения газеты оказались вопросы поли-
	тического воспитания молодых коммунистов,
_полбора и расстановки кадров, проверки ис-
	полнения, партийного руководства комсомо-
лом и другие. Передовые статьи на партий-
ные темы публикуются редко. Статьи в по-
мощь самостоятельно изучающим марксист-
ско-ленинскую теорию появляются на cTpa~
ницах газеты эпизодически. Работа полит-
школ, кружков по истории ВКП(б) освещает-
ся поверхностно.

Не находит отражения ‘в. газете работа
культурно-просветительных учреждений на
селе. За последние три с лишним месяца на-
печатано только шесть маленьких заметок о
клубах и избах-читальнях.

В газете нет зарисовок и очерков, фелье-
тонов и рассказов.

Редакция пренебрежительно относится к
письмам трудящихся, не добивается дей-
ственных мер по сигналам рабселькоров.
‘Редактору т. Глебову даны практические
советы по устранению недостатков газеты и
улучшению качества публикуемых мате-
риалов, :
		Формализм в
	партийным просвещением
	Отдел пропаганды и агитации Астраханско”
го обкома ВКП(б) с начала учебного года не
следил за тем, чтобы политшколы и кружки
занимались регулярно. Ввиду этого некото-
рая часть политшкол отстала в выполнении
учебного плана. Чтобы наверстать упущен-
ное, отдел пропаганды ‘и агитации обкома
издал директиву, в которой горкомам, райко-
мам партии и первичным парторганизациям
предложено ускорить прохождение програм“
мы в политшколах с тем, чтобы к началу пу-
тины и полевых работ было закончено вы-
полнение учебного плана. В этой директиве
не учитываются конкретные условия, в кото-
рых работает та или иная политшкола, Неза-
висимо от того, как идут занятия в каждой
из политшкол, всем им дана директива: фор-
сировать работу, подтянуться и подравняться,
	Директива о форсировании темпов учебы.
	возымела действие. В некоторых районах ее
распространили не только на парторганиза-
ции сельскохозяйственных артелей и рыбо-
ловецких колхозов, но и предприятий про-
мышленности и транспорта. «Железнодорож-
ники, — говорит секретарь парторганизации
станции Верхний Баскунчак т. Анненкова, —
как известно, в море не выезжают, но и мы
получили такую установку». В Нариманов-
	`В декабре прошлого года колхозники Дмит-
риевского района Курской области обрати-
лись ко всем колхозникам с письмом, в кото-
ром они писали о том, что решили в течение
одного года полностью радиофицировать все
колхозы района. Они обязались построить
семь новых мощных радиоузлов, увеличить
мощность существующих, построить новые
линии протяжением 250 километров, устано-
вить 1.000 радиоточек.

Дмитриевцы призвали колхозников, работ-
ников МТС, совхозов и предприятий Курской
области развернуть работу по радиофика-
ции области.

`Это обращение вызвало в колхозах Курской
области широкое движение за массовую ра-
диофикацию. В Льговском районе колхозни-
ки износковской артели «Путь к социализму»
обратились в районную контору связи со спе-
циальным письмом, в котором сообщали, что
они в этом году на радиофикацию могут вы-
делить 15—18 тысяч рублей и примут актив-
‘ное участие в сооружении радиолиний, вы-
делят людей для заготовки и установки етол-
бов. Такие же письма прислали колхозы им.
Крупской, «17 лет Октября», «Коммунар»,
«Политотдел» и другие.

В конце января около тысячи колхозников
Кудинцевского сельсовета этого района вы-
шли на сооружение линии от города Льгова до
села Кудинцева. В течение двух дней была
установлена линия протяжением 15 километ-
	ров. На строительство радиоузлов и радио-_
	Культурно-просветительная
	Краснодарский крайком ВКИ(б) проверил
состояние массово-политической и культур-
но-просветительной работы среди рабочих и
служащих совхозов края. По результатам
проверки крайком ВКП(б) принял решение
	о - мероприятиях. по улучшению культурно?
	просветительной работы в совхозах.

Во всех совхозах организуются библиоте-
ки. 50 библиотек совхозов приняты для ком-
плектования литературой через библиотеч-
ный. коллектор краевого отделения Когиза.

Для развертывания физкультурно-спортив-
ной работы во всех совхозах оборудуются
стадионы, а на отделениях и фермах-спор-
тивные площадки, В совхозах ордена. Ленина
	ском и Харабалинском районах в некоторых
политшколах проводится по два четырехча-
совых занятия в неделю.

Такая гонка в учебе не имеет ничего об-
шего с настоящей организацией партийного
просвещения. Она преследует цель лишь
формально выполнить учебный план. И не
случайно, что в результате такой гонки
снизилось качество учебы в этих полит“
umoaax. Hu пропагандиеты, ни слушатели
не имеют возможности подготовиться к заня-
тиям. Занятия проходят плохо и при непол-
ной -язке слушателей.

Основная масса политшкол работает ус-
пепно и имеет все возможности организо-
ванно закончить программу в этом учебном
году. Но совершенно нецелесообразно навер-
стывать упущенное время и форсировать
учебу в ущерб качеству в тех политшколах,
которые по каким-либо причинам отстали в
выполнении учебного плана. Требуются диф-
ференцированный, индивидуальный подход
к каждой политшколе, внимательное изуче“
ние ее деятельности, конкретная помощь,

Приходится напомнить отделу пропаганды
и агитации Астраханского обкома вки(б),
что главное в партийной учебе — ее каче-
ство, идейно-политический уровень.
	линий колхозы уже перечислили около
100 тысяч рублей.

В Суджанском районе монтируются мощ-
ные радиоузлы на базе колхозных электро-
станций, расширяются узлы МТС, в колхозах
сооружаются новые,

В Шебекинском районе в течение послед-
него месяца радиофицированы  Колхозы
3 сельсоветов, сейчас методами народной
стройки начинается строительство трех меж-
колхозных 100-ваттных и одного 500-ваттного
узла,

Движение за радиофикацию нашло горя-
чую поддержку в областных организациях.
На днях Курский обком ВКП(б) и облиспол-
ком приняли специальное постановление, в
котором признано необходимым и возмож-
ным в течение 1949—1950 гг. осуществить
сплошную радиофикацию всех колхозов об-
ласти. Утвержден план работ по радиофика-
ции на первое полугодие этого года. За
шесть месяцев будет построен 81 новый ра-
диоузел, проведено 1.560 километров воздуш-
ных радиолиний и 607 километров подзем-
	ных, количество радиоточек увеличится на.
	68 тысяч. Будет установлено также 24.500
эфирных приемников.

Областное управление связи уже получило
130 радиотрансляционных установок для
строящихся  межколхозных радиоузлов,
40 установок.уже направлены в колхозы.
		работа в совхозах Нубани
	«Кубань» имени Калинина, Кущевсеком зер-
носовхозе и «Приазовском» строятся спор-
тивные залы. В совхозе № 33, в пищепром-
комбинате имени Сталина, в Подгорном и
Тимашевском мясо-молочных совхозах орга-
низуются кавалерийские клубы. Все совхозы
радиофицируются. ‘Для’  кинообслуживания
работников совхозов выделено 9 кинопере-
движек.
	По вопросу улучшения массово-политиче-
ской и культурно-просветительной работы
проведено совещание директоров, секретарей
парторганизаций и председателей рабочих
комитетов всех 169 совхозов края.
	Львовский обком КП(б)У провел областное
совещание работников печати и ‚ рабселько-
	‚ров, посвяшенное подготовке и проведению
	весеннего сева,

В настоящее время в области выходит три
областных, одна городская, 30 районных, три
отраслевых и свыше 71 тысяч стенных газет.
Свыше 9 тысяч передовиков промышленно-
	сти, транспорта, сельского хозяйства являют-
	ся постоянными авторами местных газет.

Участники совешания заслушали доклад о
задачах печати в подготовке и проведении
весеннего сева и обменялись опытом работы.
		Колхозники Курской области
	ралиофицпируют свои села
	ВЛАДИМИР. (Наш корр.). Здесь состоялось
областное совещание культурно-просвети-
тельных работников. В нем приняло участие
около пятисот заведующих избами-читальня-
ми, сельскими клубами и библиотеками, ра-
	ботников районных отделов культпросветра-
	боты и кинсфикации.

Совещание заслушало доклады о состоянии
и мерах улучшения культурно-просветитель-
ной работы. на селе и о пропаганде сельско-
хозяйственных знаний. .. Е

Кроме того, участники совещания  подели-
лись опытом массово-политической и. КУЛЬ-
турно-просветительной работы в деревне.
		Удмуртский обком ВКП(б) провел семинар
заведующих отделами пропаганды и агита-
ции райкомов ВКИбб).

На семинаре были прочитаны лекции на
темы: «Борьба-материализма и идеализма в
современной биологической науке», «О рабо-
те В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны»
в коммунизме», «О работе. И. В. Сталина
«Еще раз о социал-демократическом уклоне
в нашей. партии» и другие.

Участники семинара прослушали также ряд
лекций по вопросам экономики и по методи-
ке работы парткабинета и проведения заня-
тий в политшколе,
	Очередной номер’ Е

« 3 HAMA »
	Вышел первый номер журнала «Знамя» за
	`1949 год. В: нем помещены стихи о В. И.
	Ленине советских поэтов А. Яшина, Н. Гихо-
нова, Я. Судрабкална, К. Симонова, Х. Кари-
ма, Н. Рыленкова, Б: Филиппова, болгарского
поэта Л. Стоянова, испанского. поэта Карлоса
Леона. В журнале напечатаны драма «Чужая
тень» К. Симонова и начало романа «Сталь и
шлак» В. Нопова, статья PuALM о великом
Ленине» К. Потапова.
	В разделе критики и библиографии публи-
куются статьи Н. Грибачева «За новый
под’ем советской поэзии», Л. Хинкулова
«Формалистические изошщрения литературо-
ведов-космополитов» II Глебка—о ‘поэме
«Хата рыбака» Я. Коласа, А, Земцова -- о
сборнике стихов «Коммунисты» А, Кулешо-
ва, Б. Галанова — о романе В. Саянова «Небо
и земля» и К. Федорова — о книге американ-
ского журналиста Г. Формана «В Новом Ки-
тае». ° ни
	ВОПРОСЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТЕ
	В Отделе пропаганды и агитации
	Ч Тр on eee А Л изд

WK BKII(6) 6 был заслушан доклад редактора
	винницкой областной газеты «Винницька
правда» т. Волошанюка об освещении вопро-
сов сельского хозяйства на страницах га-
зеты. у

Предварительно работа редакции газеты
была проверена на месте. Участники совеща*
ния отметили, что газета имеет некоторый
положительный опыт в пропаганде постано-
вления Совета Министров СССР и ЦК
ВКП(б) о плане преобразования природы, в
распространении опыта передовиков-новато-
ров колхозного производства,
	В  дзадцать второй том  Фочинений
В. И. Ленина входят произведения, написан-
	ные в декабре 1915 — июле 1910 года, в раз-
		гар мировой империалистической воины.
Война была величайшим переломом в
жизни народов, в жизни международного
рабочего класса и вместе е тем испытанием
для всех партий и течений, именовавших се-
бя социалистическими. Партии П Интерна-
ционала, целиком погрязшие в оппортуниз-
ме, не выдержали этого испытания — они
позорно изменили делу социализма, делу
пролетарского интернационализма. Партии
П Интернационала перешли на позиции со-
пиал-шовинизма и как верные лакеи. капи-
тала рьяно поддерживали грабительекую,
	‚разбойничью войну империалистической Oyp-
		‹ На совещании вместе с тем указывалось
на ряд серьезных недостатков в освещении
газетой вопросов сельского хозяйства. Вин-
ницкая область — одна из крупнейших евек-
лосеющих областей страны. Между тем. га-
зета отводит незназительное. место свекло-
сеянию.

Недостаточно полно освещает «Винницька
правда» подготовку к весеннему севу.

Редактору газеты т. Волошанюку указано
также на слабую воспитательную работу в
аппарате редакции и особенно с собкорами.

На совешании т. Волошанюку были даны
конкретные указания по устранению отме-
	ченных недостатков в работе газеты.
	Совещание заместителей директоров МТС по политчасти
	Участники совещания обменялись опытом
работы, вскрыли недостатки в организации
массово-политической работы среди механи-
заторов в период подготовки к весеннему
севу.
		ческой реакции, обмануть рабочих и прими-
рить их с перешедшими на сторону буржуа-
зии социал-шовинистами.

Вскрыв глубочайшие язвы и непримири-
мые противоречия империализма, Ленин по-
казал, что чэпоха капиталистического импе-
риализма является эпохой созревшего и пе-
резревшего капитализма, стоящего накануне
своего крушения, назревшего настолько,
чтоб уступить место социализму» (стр. 97).
	Ленин показал условия революционного
свержения империализма и победы социа-
лизма. На основе анализа монополистической
стадии капитализма Ленин вскрыл закон не-
равномерности экономического и политиче-
ского развития капиталистических стран в
эпоху империализма. Развитие капитализма
на империалистической стадии носит крайне
скачкообразный, конфликтный, катастрофи-
ческий характер. Это создает условия, при
которых возможен прорыв фронта империа-
лизма там, где он окажется всего слабее.
Анализируя закономерности общественного
развития в эпоху империализма, Ленин при-
шел к гениальному выводу, являющемуся
новой крупной вехой в развитии марксизма:
к выводу о возможности победы социализ-
ма первоначально в нескольких странах или
даже в одной, отдельно взятой, стране.
	Это была; новая, законченная теория со-
циалистической революции, которая открыла
революционную перспективу пролетариям
отдельных стран, развязала их инициативу,
укрепила их веру в победу социализма.
	3 непримиримой! борьбе против троцкистов
и бухаринцев товарищ Сталин отстоял ленин-
скую теорию империализма, ленинскую тео-
рию социалистической революции и развил
их дальше. Товарищ Сталин разработал
вопрос об общем кризисе капитализма, о фак-
торах, обусловливающих обострение нерав-
номерности развития в период империа-
лизма, о происхождении и характере войн
в условиях империализма. Он обосновал
положение о том, что вторая мировая вой-
на явилась неизбежным результатом раз-
вития мировых экономических и политиче-
ских сил на базе современного монополисти-
ческого капитализма. В результате первой
мировой войны фронт империализма был
прорван в одной стране-—в России. В итоге
второй мировой войны благодаря историче-
ской победе Советекого Союза над герман-
ским фашизмом из когтей империализма вы-
рвались народы ряда новых стран. В боль
шинстве стран Центральной и Юго-Восточ-
	ной Европы утвердился режим народной де-
мократии. .
	Опираясь на опыт победоносного строи-
тельства социализма в СССР, товарищ Сталин
пришел к выводу о возможности построения
коммунистического общества в СССР и в том
случае, если сохранится капиталистическое
окружение. Этим выводом товарищ Сталин
обогатил ленинизм и вооружил большевист-
скую партию и советский народ великой пер-
спективой борьбы за победу коммунизма.
	ОРЕЛ. (Наш корр.). Состоялось областное
совещание заместителей директоров МТС по
политчасти. С докладом о недостатках в по-
становке массово-политической работы в
МТС области выступил секретарь обкома
ВКП(б) т. Землянский.
	Двадцать второй том
	«Письмо Бомитета заграничных организа-
ций к секциям РСДРП») публикуются впер-
вые.

a a

Центральное место в 22-м томе занимает
гениальный труд В. И. Ленина «Империа-
лизм, как высшая стадия капитализма», яв-
ляющийся и в наши дни могучим идейным
оружием рабочего класса и всех трудящихея
в борьбе против империализма, за победу
коммунизма.

Этот знаменитый труд В. И. Ленина-круп-
нейший шаг в развитии марксизма. В нем
Ленин первым среди марксистов дал исчер-
пывающий анализ империализма, как высшей
и последней стадии капитализма, и показал
неизбежность его смены новым, более высо-
ким—социалистическим общественным спо-
‘собом производства.

Ленин дал глубочайшее научное определе-
ние.империализма, указав его историческое
место. «Империализм, — писал Ленин, — есть
капитализм на той стадии развития, когда
сложилось господство монополий и финансо-
вого капитала, приобрел выдающееся значе-
ние вывоз капитала, начался раздел мира
международными трестами и закончился раз-
дел всей территории земли крупнейшими ка-
питалистическими странами» (стр. 253). Ленин
показал, что империализм обостряет и углуб-
ляет противоречия капитализма, доводит их
до крайних пределов, за которыми начинает-
ся революция. Империализм есть канун ‘со-
циалистической революции,

«Заслуга Ленина и, стало быть, новое у
Ленина состоит здесь в том, — указывает
товарищ Сталин, — что он, опираясь на ос-
новные положения «Капитала», дал обосно-
ванный марксистский анализ империализма,
как последней фазы капитализма, вскрыв его
язвы и условия его неизбежной гибели».

В книге «Империализм, как высшая стадия
капитализма» всесторонне обосновано поло-
жение о том, что самая глубокая экономиче-
ская основа империализма — монополия. «...по-
рождение монополии концентрацией произ-
водства вообще является общим и основным
законом современной стадии развития капи-
тализма» (стр. 188). Весь период, прошедший
с тех пор, когда были написаны эти строки,
подтверждает правильность. вывода Ленина.

Империализм, самой глубокой экономиче-
ской основой которого являются монополии,
резко обострил основное противоречие капи-
талистического общества противоречие меж-
ду общественным характером производства и
частной формой присвоения. Частная соб-
ственность на орудия и Фредства производ-
	ства окончательно превратилась в величай-
ший тормоз развития общественного произ-
водства. Однако, опираясь на нее, горстка
миллиардеров командует всей экономикой и
политикой империалистических ‘государств,
Во имя своих прибылей монополисты ведут
бешеное наступление на права трудящихся,
они усиливают эксплоатацию трудящихся,
повышают интенсификацию труда, снижают
заработную плату, повышают цены и увели-
чивают армию безработных,

Вмешательство буржуазных государств в
сферу производства, имевшее место в годы
войны, не ограничивает хищнического roc
подества монополий, как. уверяют буржуазные
экономисты, а, наоборот, еще более его уси-
ливает. Буржуазное государство — это по-
слушное орудие в руках монополий.

Одной из характерных черт империализма
Ленин считал господство финансового капи-
тала, образовавшегося в результате сращи-
вания банковского капитала е промышлен-
ным. Небольшая горетка магнатов финансо-
вого капитала подчиняет себе все без исклю-
чения экономические и политические учреж-
дения капиталистического общества. Рази-
тельный пример тому -—- США. Настоящими
хозяевами этой страны являются восемь фи-
нансовых групп, пресловутые «60 семейств».
Они правят страной в своих корыстных ин-
тересах, подавляя свободу своего народа и
стремясь подчинить народы других стран,
насаждают фашистские порядки дома и в тех
странах, где им удается установить свое гос-
подетво.

Империализм породил государства-рантье,
буржуазия которых «живет все более вывозом
капитала И «стрижкой купонов» (стр. 286).

Ленин показал, что монополистический фи-
нансовый капитал крупнейших империали-
стических государств путем вывоза капитала
порабощает население капиталистического
мира, высасывает прибавочную стоимость из
рабочих и трудящихся всех стран, куда выво-
зится капитал, В результате первой мировой
войны на первое место по вывозу капиталов
за границу выдвинулись США. Отсюда щи-
роким потоком хлынули капиталы в Герма-
нию, возрождая и расширяя ее военную эко-
номику, Миллиарды американских долларов
воссоздали германский военный потенциал
и вложили в руки гитлеровского режима ору-
жие, необходимое для осуществления его чу-
довищных агрессивных замыслов.

Вывоз капитала—одно из основных средств
империалистического гнета, ограбления
крупным монополистическим капиталом мел-
ких стран. Ленинский анализ империализма
	Сочинений.
	’ И. Ленина.
	ярко подтверждается современной действи-
тельностью. Вывоз капитала и связанный с
ним вывоз товаров американских монополий
служит основой «плана Маршалла». Этот
план ставит своей целью: экономическое за-
кабаление народов Западной Европы моно-
полистическим капиталом США и лишение
этих народов их национальной независимо-
сти; восстановление военно-промышленного
потенциала. Западной Германии и создание
в ней военно-стратегической базы американ-
ского империализма: создание агрессивных
	блоков, насаждение и укрепление фашист.
	ских режимов в различных странах для раз-
вязывания войны против СССР.и стран на-
родной демократии, за мировое господство
американского империализма.

«Монополии, олигархия, стремления к гос-
подству вместо стремлений к свободе, экеплу-
атация все большего числа маленьких или
слабых наций небольшой горсткой богатей-
ших или сильнейших наций — все это поро-
дило те отличительные черты империализ-
ма, которые заставляют характеризовать его
как паразитический или загнивающий капи-
тализм» (стр. 286).
	Ныне всем до очевидности ясно, что капита-
лизм стал величайшим тормозом в развитии
человечества, что господство монополий озна-
чает, как писал Ленин, реакцию во всех
областях жизни — экономической, политиче-
ской и культурной. Широчайшие народные
массы на собственном опыте видят, что импе-
риализм не может дать ни мира, ни хлеба, ни
свободы, Он несет человечеству все возраста-
ющую нищету, все усиливающийся экономи-
ческий и политический гнет, самую черную
реакцию — фашизм. Империализм уже вы-
звал две мировые войны. На крови и стра-
даниях народных масе баснословно  нажи-
лись империалисты, особенно монополисты
США. За пять лет второй мировой войны
американские монополии получили колос-
сальные прибыли, даже по преуменьшенным
данным, — 52 миллиарда долларов, В своих
корыстных интересах заокеанские толетосу-
мы стремятся развязать новую войну.

Характеризуя империализм, как загниваю-
щий капитализм, Ленин решительно разобла-
чает апологетические «теории» оппортунистов
и прежде всего Каутского, утверждавшего,
что под империализмом надо понимать лишь
определенную политику, что империализм
якобы перейдет в «ультраимпериализм», в
стадию мирного и бескризисного развития,
Эта теорийка преследовала цель затутевать
коренные противоречия империализма, при-
крыть разгул обостряющейся империалисти»
	 Только партия большевиков, возглавляемая
Лениным и Сталиным, высоко держала зна-
мя пролетарского интернационализма, ‘зна-
мя коммунизма. «Война показала,— говорит
тозариш  Сталин,— что партия большевиков
	была единственной партией, которая выдер-
	жала с честью испытание и осталась верной
до конца делу социализма, делу пролетар-
екого интернационализма».
	_ Произведения, вошедшие в 22-й том, отра-.
	жают непримиримую борьбу Ленина против
империалистической войны, против россий-
ских и западноевропейских социал-шовини-
стбв, за сплочение сил революционного меж-
дународного пролетариата.

Ведя огромную практическую работу по
руководству большевистской партией, рус-
ским и международным рабочим классом,
Ленин дальше развивает марксистскую тео-
рию, вооружает рабочий класе стратегией и
тактикой революционной борьбы в условиях
империалистической войны,

В 22-й том вошли такие статьи
В. И. Ленина, как «Оппортунизм и крах
И Интернационала», «О задачах оппозиции
во Франции», «Вильгельм Кольб и Георгий
Плеханов» и другие ленинские работы, в ко-
торых Ленин обосновывает линию больше-
виков в годы империалистической войны и
разоблачает предательство открытых и скры-
тых социал-шовинистов.

В двадцать второй том входит классиче
ский труд В. И. Ленина «Империализм, как
высшая стадия капитализма». На основе глу-
бокого анализа новой, высшей, монополиети-
ческой стадии ‹ развития капитализма
В. И. Ленин разработал новую, законченную
теорию социалистической революции, учение
о возможности победы социализма в одной
стране.

Ряд важных произведений Ленина, поме-
щенных в 22-м томе его Сочинений («Соция-
лиетическая революция и право наций на
самоопределение», «Итоги дискуссии о само-
определении» и др.), посвящен дальнейшей
разработке национальной программы боль-
шевиков. Некоторые замечательные докумен-
ты В. И. Ленина («Проект постановления о
созыве второй социалистической конферен-
пии», «К конференции 24 апреля 1916 г.»,