УЛЬТУРА м ЖИЗНЬ

Л0 страницам местных. зазет
и te erie
	«ie frre, господа
из „вританского согозника” [у
	Под таким заголовком ивановская област-
ная газета «Рабочий край» опубликовала
1 марта письмо мотальщицы вичужской фаб-
рики имени Ногина В. Ф. Зироновой. Пово-
дом для ее выступления в газете послужил
помещенный в журнале «Британский ‚союз-
	ник» фотоочерк о ланкаширской текстильши-
	це Джойс Уолкер.

Досужие фоторепортеры «Британского со-
юзника» при помощи привычных для них
рекламных приемов попытались преподнести
советским читателям в радужных тонах
условия труда и быта работниц в послевоен-
ной Англии, Но, как говорит русская посло-
	BUA, «шила в мешке не утаипть». Советские
	работницы раскусили фальсификаторскую
затею «Британского союзника», поймали его
с поличным и посрамили,
	«С сереньких страниц «Британского союз.
	ника»,— пишет В. Ф. Зиронова,— я увидела
мотальщицу, работающую на допотопной,
обычной платтовекой катушечной машине.
Такие машины у нас в Советском Союзе
выводятся и заменяются новыми, более вы-
сокопроизводительными, своей, отечествен-
ной конструкции». —

«Британский союзник», комментируя
снимки, указывает на то, что работница
Уолкер пользуется «приспособлением для свя-
зывания оборванной нитки». По всей види-
мости, журнал преследовал цель доказать за-
боту предпринимателей об облегчении тру-
да текстильщиц. .

«На самом деле, — замечает Зиронова,-— ни-
чего завидного в этом «приспособлении» нет.
Это — несложный, простой, но мучительный
для работницы ручной узловязатель. В тече-
ние всего рабочего дня английская моталь-
щица должна держать его привязанным на
левой руке и «нянчить» до тех пор, пока не
появятся отеки на перетянутой ладони, Та-
кие «приспособления», причиняющие рабо-
	_чим боль и неудобства в труде, у нас в Со-
	ветском Союзе давно выброшены. Я, напри-
мер, пользуюсь самым совершенным стацио-
нарным узловязателем конструкции совет
ского инженера Бащкирова.
	Если бы английским работницам их хозяе-
ва дозволили знать правду о Советском Со-
юзе, они тогда бы во многом позавидовали
нам, советским работницам, Ни на одной ка-
питалистической бумагопрядильной фабри-
кев Англии нет такой заботы о работниць, о
ее здоровье, об охране ее. труда, как у нас
в советской стране. Человек труда у нас на
первом месте, о нем заботятся коммунисти-
ческая партия, советское правительство и
лично товарищ Сталин». ‘

Если верить «Британскому союзнику»,
английская мотальщица Джойс Уолкер «мо-
жет зарабатывать в неделю от 5 до 6 фунтов
стерлингов». В переводе на советские день-
ги это примерно 106—128 рублей (фунт стер-
лингов равен 21 руб. 36 коп. советских де-
нег). >

«Но слова «может» и «зарабатывает», —
справедливо замечает Зиронова, — не одно и
To me, Выходит, английская мотальщица
Джойс Уолкер «может заработать», но не
зарабатывает. Я же, советская текстильщица,
фактически зарабатываю 1000—1100 рублей в
месяц, по 240—264 рубля в неделю,—в два ра-
за больше предполагаемого максимального
заработка английской мотальщицы,

Но труд в нашей стране не только хорошо
оплачивается. Труд приносит работницам
почет и славу. Имена и портреты лучших
	‚людей —стахановцев, дающих высокую произ-
	водительность, можно видеть на стендах в
парке и в клубе, над колоннами домонетран-
тов во время праздников, рядом с`портрета-
ми вождей. О них пишут в газетах, сообща-
ют по радио, За высокопроизводительный
труд нас награждают премиями и правитель-
ственными наградами -—орденами ‘и медаля-
МИ. Я после войны уже трижды получила.
почетное звание «Лучшая мотальщица обла-
сти» и столько же раз денежную премию. За
хорошую работу сам министр прислал мне
в подарок ножную швейную машину. На на.
шей фабрике три работницы награждены ор-
	 деном Ленина за высокопроизводительный
	труд, а всего орденами и медалями за хоро-
шую работу награждено неёсколько сот ра-
бочих».

Большим достижением, по мнению «Бри.
танского союзника», является тот факт, что
	Большое место в 22-м томе Сочинений
В. И. Ленина занимают работы, посвященные
задачам борьбы с империалистической вой-
ной и оппортунизмом, задачам укрепления
международной пролетарской солидарности.

книге «Империализм, как высшая ста-
дия капитализма», в статьях «Оппортунизм и
крах И Интернационала», «О мире без аннек-
сий и о независимости Польши, как лозунгах
дня в России», «О «программе мира»», «Пред-
ложение Центрального Комитета РСДРП 2-ой
социалистической конференции» и других
Ленин обосновывает и раз’яеняет больше-
вистские лозунги и задачи пролетариата в
период первой мировой войны, разоблачает
социал-шовинистов и центристов как преда-
телей дела рабочего класса, подвергает унич-
тожающей критике оппортунистические «тео-
рии».

Ленинские работы помогают разоблачать
изменническую политику современных пра-
вых социалистов, Оппортунисты во главе с
Каутским проповедывали лживую теорию
«ультраимпериализма», чтобы оправдать свою
измену пролетарскому интернационализму,
затушевать классовые противоречия импе-
риализма и заставить трудящихся проливать
кровь и переносить величайшие страдания
во имя барышей капиталистов. Современные
каутские, презренные предатели социализма
Эттли, Бевин, Блюм, Сарагат и иже с ними
находятся в тесном союзе с империалисти-
ческой буржуазией и, верно служа ей, откры-
то выступают кэк злобные враги рабочего
класса, душители свободы трудящихся своих
стран и народов зарубежных стран, поддержи-
вают поджигателей новой войны, стремятся
превратить свои страны в колонии американ-
	ского империализма.
	«ежегодно у Джойс бывает недельный от-
пуск», , ,

«У нас в Советском Союзе, —-указывает
Зиронова, —часть работниц пользуетея He
недельным, а двухнедельным отпуском, а
часть — месячным. Это право на отдых, как и
право на труд, нам гарантировано самой де-
мократической в мире Сталинской Консти-
туцией. Тысячи домов отдыха, санаториев и
курортов в самых красивых местах страны
предоставлены для рабочих и работниц.

После войны я, ‘рядовая работница, уже
три раза отдыхала на курортах-в Кисло-
водске, в Сочи и Ялте. К моему двухнедель-
ному отпуску прибавляли еще две недели за
счет соцстраха. У нас есть еще свой фаб-
ричный дом отдыха, где каждое лето в жи-
вопиесном местечке Райково отдыхают сот-
ни рабочих и работниц моей фабрики».

«Британский союзник» рассказывает о
том, что работница Уолкер «раз в неделю
ездит в Манчестер за покупками».

«По-моему, -—- замечает Зиронова,—это He
так уж удобно-ездить из своего города за
75 километров в Манчестер. Видимо, англий-
ская текстильщица ничего не может купить
У себя в фабричном поселке, так как там
ничего нет, Не то у нас, где любая работни-

‚Ца, не выезжая из своего города, может ку-
пить на свой заработок все, что она захочет:
пальто, платье, туфли или шелковые и шер-
стяные ткани». Е
‚ Вера - Федоровна приводит интересные
цифры о росте благосостояния советских
людей в связи с отменой карточной системы.
Рабочие текстильного города Вичуги купили
в прошлом году больше, чем в 1947 году:
шерстяных и хлопчатобумажных тканей-в
пять раз, шелковых тканей-в четыре раза,
обуви-в три раза, caxapa~B шесть раз, мя-
са и рыбы-в два с половиной раза, жиров -
в два раза, круп и макаронных изделий—
в три раза, :

«Пусть издатели «Британского союзни-
ка», пишет Зиронова,—осмелятся сообщить
своим английским рабочим правду об этих
цифрах и о том, как живут рабочие в совет-
ской стране. Ведь нам известно, что в Анвг-
лии розничные цены непрерывно растут, а
реальная заработная плата Джойс Уолкер и
ей подобных систематически снижается.
Нам известно, что в Англии до сих пор не
отменены карточки на продовольствие и
промтовары»,

В числе снимков, опубликованных в журна-
ле, имеется изображение Джойс, катающейся
в праздничный день на «гигантском колесе».

«Пусть извинят меня репортеры из «Бри-
танского союзника», — говорит Зиронова, — но
катанье на «гигантском колесе» по праздни-
кам у нас не в моде, Я и мои друзья по фаб-
рике проводим часы своего досуга в собствен-
ном рабочем клубе. Там мы смотрим новые
кинокартины, спектакли, танцуем, участвуем
В хоровом, драматическом. и музыкальном
кружках, заходим в читальный зал поемот-
реть вышедигие за неделю новые литератур-
но-художественные и иллюстрированные жур-
налы, берем на дом из библиотеки книги»,

Вера Федоровна и ее подруги ‘выразили
искреннее сожаление ‘по поводу того, в каких
тяжелых жилищных условиях живут англий-
ские текстильщицы. «Британскому союзнику»
не удалось скрыть убожество «домашнего ую-
та» в квартире Джойс, где чуть ли не над сто-
лом, за которым работница распивает «вечер-
ний чай», сущится на веревке зыстиранное
белье. ;...., Ч

«Скажу прямо, — пищет Зиронова, — 8, co-
	`ветская работница из города Вичуги, живу в
	лучших условиях. Почти большинство рабо-
чих моей фабрики пользуется квартирами в
домах, выстроенных государством. Только в
прошлом году дирекция построила для
своих рабочих пять новых кирпичных и дере-
вянных домов с площадью до тысячи: квад-
ратных метров. В благоустроенных, светлых
квартирах этих домов поселилось 49 семей
рабочих и работниц». _

Письмо Зироновой заканчивается знамена-
тельными строками:

«Не лгите, господа из «Британского союзни-
ка»! Ваша пропаганда шита белыми нитками,
Советские люди ей не могут верить».

Нельзя не согласиться с этой справедливой
оценкой «творческой» деятельности «Британ-
ского. союзника»,
	бу большевиков за укрепление международ-
ной солидарности рабочих. :

В 22-й том вошел ряд трудов В. И. Ленина,
посвященных разработке национального во-
проса. К этим работам относятся: «Социали-
стическая революция и право наций на ‘само-
	определение», «Итоги дискуссии о самоопре-
		Ленин всесторонне обосновал большевист-
ский лозунг о праве наций на самоопределе-
ние вплоть до отделения, т. е. образования
самостоятельного государства. Признание
этого лозунга имеет огромное значение для
установления полного понимания между про-
летариатом и всеми трудящимися угнетаю-
щих и угнетенных стран, для укрепления ме-
ждународной пролетарской солидарности про-
тив империализма и его пособников.
	Ленин показал, что национальный вопрос
из составной части буржуазно-демократиче-
ской революции превратился в составную
часть социалистической революции, что при
капитализме невозможно уничтожить нацио-
нальный гнет, как и политический гнет вооб-
ще. «Для этого‘ необходимо уничтожить клас-
сы, т, е. ввести социализм» (стр. 311).
	В ленинских работах вскрыта связь нацио-
нального вопроса с вопросом о колониях, ра-
зоблачено прогрессирующее угнетение Ha-
ций при империализме и обоснована возмож-
ность и необходимость национально-освобо-
дительных движений и войн за свободу и не-
зависимость в эпоху империализма.
	Клеймя позорную роль оппортунистов, вы-
ступивших против требования свободы от-
деления колоний, Ленин писал: «..такие со-
циалисты поступают как шовинисты, как ла-
кеи покрывших себя кровью и грязью импе-
риалистских монархий и империалистской
буржуазии» (стр. 142). Эти слова’ бьют
не в бровь, а в глаз современных правых ©0-
циалистов, рьяно защищающих систему ко-
лониального рабства. Достаточно упомянуть
о политике английских лейбористов, стремя-
щихся отстоять устои Британской империи
и ‹ подавить национально-освободительное
движение.
	В замечательной статье «О брошюре Юниу-
са» В. И. Ленин критикует ошибки герман-
ских «левых» по национальному вопросу.
Ленин возражает против их утверждения,
будто в эпоху империализма национальных
войн быть не может. Он указывает, что на-
циональные войны против империалистиче-
ских. держав неизбежны, прогрессивны, ре-
волюционны. Большевики считали необхо-
димым поддерживать в таких войнах лозунг
защиты отечества. Эта линия большевиков
имеет большое значение и для настоящего
времени.

Идеи космополитизма, утверждения пра-
вых социалистов о том, что якобы в наше
время устарело понятие национальной неза-
висимости, что-де народы должны поступить-
ся своим суверенитетом, служат черным
целям закабаления европейских народов и
	`Пропазаноист
		Перед широкими светлыми корпусами
машиностроительного завода возвышается
памятник из красного мрамора: «Ильич гово-
Put...»

Стоят у мрамора северные тихие ели. А во-
круг бурлит жизнь — ленинское слово, обле-
ченное в животрепещущую действительность:
по заветам Ленина, под водительством
Сталина жизнь пришла в светлое социали-
стическое сегодня и идет дальше, к комму-
низму. Слово партии Ленина — Сталина зву-
чит в каждой частице этого великого сегодня,
оно светится в каждом луче немеркнущего
солнца...

eea

5 часов вечера.

Бушует над корпусами завода имени
Владимира Ильича гудок, возвещая смену.
В литейном цехе появляются залившики в
своих темных очках; всю ночь в цехе. будет
бурлить металл, послушно отливаясь в бес-
численные и сложные формы,

Партийный пропагандист Михаил Николае-
вич Николаев вытер руки паклей и спросил
у подошедшей женщины: .

— Там у нас все в порядке, Анна Ивз-
новна?

Анна Гордеева — староста партийной поли-
тической школы. Разумеется, там, в красном
уголке литейного цеха, где всегда проходят
занятия школы, все в порядке. Слушатели
придут туда через четверть часа,
	И там будет происходить бесценная, тонкая
и сложная, замечательная работа: группа
рабочих-коммуниетов в. своей партийной
политшколе будет изучать одну ‘из важных
Tem своей программы.

Михаил попросил Анну Гордееву разме-
стить наглядные пособия, которые он. приго-
товил. Михаил остался один.

Эти четверть часа — его.

Он‘будет один, сам © собою и своими ма-
териалами.

Пропагандист уединился в маленькой ком-
натке и разложил перед собою записи; пла-
ны, заметки. И вот русая голова Михаила
склонилась над ними, глаза зажглись, словно
он включил в них свет, зашевелились гу-
стые нависшие брови. Он перебегает острым
взглядом от одной записи к другой; краска
волнения молодит простое русское лицо.

Он литейщик, двадцать лет он в этом цехе
и десять лет в рядах партии. За двадцать лет
работы в цехе, которым Михаил теперь руко-
водит, отливались детали труднейшие. Вол-
новался он и там, но волнение, которое Ми-
хаил переживал всякий раз в эти минуты
подготовки пропагандиста к занятию, — осо-
бое, чудное волнение.

Михаил подготовился прекрасно,
`` В тему вложен‘ громадный труд. Ранними
Утрами и глубокими ночами ‘готовилась эта
очередная тема, 21-е занятие. по счету: пропа-
гандиста можно было видеть дома и в’ пар-
тийном кабинете сидящим за произведения-
ми Ленина и Сталина, на семинаре в Москво-
рецком райкоме партии, у старших товарищей
на консультации. И вот все приведено в
строжайший порядок: записи, заметки, вы-
‘писки, методические и.организационные за-
мечания— все это сведено в стройный и креп-
ко слаженный. план. о
	Все на месте.
	Завоевывалась новая ‘и важная ступень в
работе политической школы.

Михаил никогда не был формалистом ч не
смотрел на рабочие записи слушателей как
на некий фетит или мертвый стандарт. Важ-
нейшей «рабочей записью» его слушателей
являлось другое: их политическое партийное
влияние на рабочую массу, их ведущая роль
в социалистическом соревновании, в повы-
шающейся и крепнущей партийности их.
Именно в этом призвана была помочь слуша-
телям политическая школа. Ее слушатели
В. М. Белов и П. С. Емельянов в числе других
коммунистов выступили инициаторами сорев-
нования литейщиков завода в. 1949 г. Коллек-
тив пошел за ними. Обязательства были взя-
ты серьезные. Фамилии слушателей Белова
и Емельянова значились под обращением о
соревновании, которое было onyOAHKoBaHo B
заводской газете 26 февраля.

Михаил был горд.

— Это главное, это самое важное! говорил
он сам себе, читая газету.

И, склоняясь над рабочими записями ‘сво-
их ‘слушателей, вчитываясь в политические
тексты, вдумываясь в мысли, развиваемые
этими простыми и умными людьми, Михаил
торжествовал не менее:

— Это нужно! Это решительно нужно для
дальнейшего роста.

Один из активистов школы, некогда _ не-
приметный и молчаливый литейщик Максим
Филиппович Моторин, склонился к Михаилу
и значительно сказал, указывая Ha свои
записи: т Я

— Начинает просвечиваться.

Михаил уверенно кивнул головой:

— Пойдет! “

И дело действительно подвигалось вперед.
Литейщик Моторин рассказал на очередном
занятии о правах и обязанностях советских
граждан. Он глубоко и верно охарактеризо-
вал их и видел в них то замечательное
отличительное свойство советской власти,
что делает ее самой демократической властью
во всем мире. Он призвал жизнь в подтвер-
ждение и раскрыл ее, как подлинный боль-
шевик. у

sa « 8
	Беседа продолжалась.

Слушатели рисовали живой и величествен-
ный образ советского государства-— первого в
мире социалистического государства, госу-
дарства еще не бывалого, рожденного побе-
дившей пролетарской революцией, государ-
ства — строителя, воспитателя и защитника
народа,
	И, говорились проникновенные слова о
	создателях советского государства — Ленине
	и Сталине, о счастье жить и работать в этом
государстве, о счастье любить его. °

В красный уголок доходил ровный ‘шум
ночной жизни литейного цеха, казалось, что
где-то нето сбоку, нето рядом, нето внизу
крутится и урчит гигантская. прялка. В цехе
шло литье, и все его залы озарялись багро-
выми красками. В политической школе вы-
ступал последний оратор.
	`Михаил глянул на часы: ровно семь, ‘план
выдерживалея точно. Оставалась «вводная» к
последнему и заключительному разделу темы
© советском государстве. На вводное слово
пропагандиста он отвел четверть ‘часа.
	Михаил поднялся и взял 23-й том Coume-
ний Ленина.

Слушатели приготовились.
	В заключительный раздел темы о совет-
ском. государстве Михаил вводил произведе-
ние Ленина. Это был ответственный момент.
Он требовал. умения пропагандиста верно
найти то место, которое должен был ‘занять
ленинский материал. И это был материал
особого рода — лично близкий и дорогой
сердцу слушателей этой политшколы: то
была речь Владимира Ильича на митинге
на заводе бывш. Михельсона 30 августа
1918 года, :

Сколько было соблазнов у. Михаила отве
сти этому замечательному документу место
в начале темы, но пропагандист не поддался
соблазнам и нашел то место, которое именно
было наиболее боевым.
	Михаил подошел к выставке, занимавшей
особое места в красном уголке: «Владимир
Ильич Ленин на нашем заводе в 1918 г». _
	Слушатели притихли,
	В. ВЕЛИЧКО
	 Гема -- родная, близкая.
	Беседа началась и пошла живо, бурно, горя-
ч0. Каждый слушатель вносил в беседу свое,
каждый старался проникнуть в существо во-
проса, осмыслить его, добраться до основа-
ния. Коллектив в тринадцать человек во гла-
ве с пропагандистом напоминал дружную
семью упорно карабкающихся по каменистой
тропе вверх и вверх. Михаил поддерживал
одного, протягивал руку другому, перед
третьим ставил новую задачу.

И они шли. вверх.
	Иначе и не могло быть. Этих людей пропа-
гандист знал в этом же цехе двадцать лет,
знал в повседневных делах, в удачах и неуда-
‘чах. Это были кадровые бойцы рабочего клас-
са Советского Союза и в большинстве потом-
ственные рабочие.

Жизнь каждого рабочего. близка Михаилу.
	В биографиях этих людей открывалась
история революции и победы социализма.
_ Вот они сидят за большим столом, разло-
жив перед собою тетради и записи: ‘Лица
серьезные, ‘отмеченные болымой и полной
событиями жизнью; Формовшик Николай
Иванович Резчиков — герой баррикад в ок-
тябре 1917 г., обагривший их своею кровью.
Сосредоточенный, седой мастер Михаил Вла-
димирович Белов — двадцатипятитысячник,
посланец партии и рабочего класса в деревню
во время коллективизации. Вот и молодой
литейщик Петр Кусок, советский человек,
пользующийся плодами социализма, изуча-
ющий ‘историю индустриализации страны на
живом примере того, как на месте: старого
завода. капиталиста Михельсона создан пер-
воклассный и замечательный социалистиче-
ский завод имени Владимира Ильича,
	Непосредственная близость живых челове-
ческих судеб к широкой социалистической
жизни, слияние революционной теории и
практической действительности — этим об’яс-
нялись та свобода, с которой шло занятие, его
содержание и то радостное возбуждение, ко-
торое охватило слушателей и самого пропа-
гандиста.
	Михаил вел занятие вдохновенно.
	Ясно светились его глаза, шевелились. гу-
стые брови; он весь был в движении и дея-
тельности.

Михаил и раньше умел говорить с людьми.

На агитпункте, который он возглавлял не-
сколько лет, агитаторы и посетители называли
его «золотым человеком». Он умел своим
словом зажигать сердца, и ‘от этого сердца
людей крепли. То была боевая и плодотвор-
ная работа. И все же наиболее полно нашел
себя Михаил здесь, в партийной политиче-
ской школе.
	Перед ним открылось нечто новое—открыл-
ся мир великих превращений, происходивших
от оплодотворения социалистического труда
революционной теорией партии. Войдя в этот
волнующий мир, в эту чудную и боевую
область партийной деятельности, Михаил пе-
режил чувство глубокого и какого-то громад-
ного счаетья.
	Усталость оставила его, постоянный прилив
сил чувствовал этот обрадованный жизнью
человек.
	Переход от агитации к пропаганде произо-
шел у него естественно, вместе с его теорети-
ческим ростом и вместе.с идейным ростом
всей парторганизации громадного социалисти-
ческого завода. Теперь Михаил должен был
нести идеи МЛенина—Сталина в созна-
ние советских.людей наиболее полно, е наи-
большей широтой и посредством их постецен-
но и верно повышать идейный уровень, вос-
питывать в каждом сознание ответственно»
сти за дело ‘строительства коммунизма.

И он весь отдался делу, чувствуя, как слу-
шпатели, эти глубоко идейные люди, претво-
ряющие своими руками революционную тео-
рию в живую практическую действительность,
облагораживают его самого.
	На одном из занятий формовшик Резчиков
излагал черты коммунизма. Он говорил хоро-
що, ибо это было его родное дело: во имя его
он шел на баррикаду, готовый к смерти. В
победе`он видел судьбу своего класса — клас-
са-преобразователя, класса—вождя всего на-
рода.

— Где же начинается коммунизм? — поста-
вил вопрос Резчиков и перешел к изложе-
„нию известной статьи Ленина «Великий по-
чин», г
	Быступление Резчикова было глубокое,
удачное. Оно произвело сильное впечатление
на всех слушателей и на самого пропаганди-
ста. Это происходило, когда завод поднялся на
гребень социалистического соревнования и
заканчивал годовую программу к 1 ноября
1948 г. На второй день после выступления
Резчикова на занятии политической школы
`Михаил подошел к нему. Формовшик уже на-
	зал третью норму за этот рабочий день. Дру-
	гие формовщики-его соседи-отчаянно сту-
чали своими пневматическими набойками,
стараясь придвинуться возможно ближе к
темпам Резчикова. -
	Не мешая, Михаил легонько ‘обнял Резчи-
кова за плечи.
	— Итак, где начинается коммунизм, Нико-
лай Иванович? - спросил Михаил,
	Тот глянул на готовые, уже набитые фор-
мы, занимавшие все свободное место вокруг
него, улыбнулся и ответил:

— Здесы .

И на обоих нахлынуло такое чувство, что
тесно стало их сердцам, и уже лишними ста-
ли слова.

et &
	Сеть партийного просвещения в парторга-
низации завода имени Владимира Ильича
большая: одних политических школ 12. Все
формы партийного просвещения работают как
бы рука об руку, плечо к плечу, двигаясь все
вперед, охватывая своим боевым теоретиче-
ским фронтом партийные организации много-
численных цехов.
	` Иропагандисты, встречаясь на семинарах,
в парткабинете, на. партийных совещаниях,
как вскоре заметил Михаил, переживали та-
кое же чувство, как и он сам, —чуветво отрады
за свою работу, за людей, за их успехи. Про-
пагандисты говорили:

— Люди, люди-то как растут!

Руководитель политической школы партор-
ганизации кузнечного цеха Исаев говорил
Михаилу:

— Далеко перевалил я за половину про-
граммы и ни один раз не застопорился: что
ни занятие, то новая ступень! Все оживлен-
нее становятся выступления, все глубже
	‘усваивается материал.
	Вопросы отточены и поставлены в развер-
нутый боевой порядок звеньев беседы, нераз-
рывно. связанных между собою.
	Отшлифованы важнейшие пункты.
	Обозначены места, к которым будет привле-
чен наглядный материал.
	’ На. полях плана стоят цифры-расчет вре-.
	мени, стоят замотни, приковывающие внима-
ни.
	Михаил встал, еще раз прошелся взглядом
`по этим боевым порядкам. Он мог бы сказать
“словами поэта:

Парадом развернув

моих страниц войска,
я прохожу

‚по строчечному фронту... ^
Оружия любимейшего род...

Пропагандист развернул плечи, шумно вы-
	дохнул и зашагал в красный уголок: «литей-
MEK» пошел в свой необыкновенный цех.
		На этом занятии изучался раздел «Совет-
	ская власть — самая демократическая власть
	во всем мире» — один из разделов темы
	о советском государетве.
	Выставка показывала исторический мо-
мент; вот Ильич среди рабочих, вот Ильич
гаворит, злодейское покушение на вождя, по-
трясенные лица рабочих, руки, протянутые
к Ленину и поддерживающие его. .

Михаил начал читать речь Ильича:

— «Нас, большевиков, постоянно обвиня-

ют в отступлении от девизов равенства и

братства. Об’яснимся поэтому поводу на-

чистоту... Lit
Возьмем Америку... Там демократическая
республика. И что же? Нагло господствует

кучка не миллионеров, а миллиардеров, а

весь народ-фв рабстве и неволе... М наша

задача дня: ‘презрев все лицемерные, наг-
лые выкрики и причитания разбойничьей
буржуазии, творить свою революционную

работу». : a

Михаил прочитал всю статью. .
	Слушателям предстояло изучить ‘ее, много
работать над нею, много вдумываться. И они
жадно ловили каждое ленинское ‘слово, -Сре-
ди них не было человека, который слышал
бы Ильича,- те, кто слышал его, училйеь
уже в повышенных формах партийного про-
свещения. И они будут приглашены на есле-
дующее занятие и расскажут о том, как вы-
‘ступал перед ними Ленин, как они его слу-
шали и как они выполняли указания вождя.

Они прекрасно помогут пропагандисту и
‘слушателям. -

Михаил поднимал занятие на высшую точ-
ку. Голос его сгустел, из-под нависших бро-
вей смотрели напряженные глаза пропаган-
диста, ожила рука, протянутая к слушате-
ASM, .

Теперь Михаил читал по фотоснимку с
подлинной рукописи товарища Сталина; ко-
торая была перед глазами аудитории:
	— «Помните, любите, изучайте Ильича,
нашего учителя, нашего вождя. :

Боритесь и побеждайте врагов, внутьен-

а .. АРТ т
		них и внешних, — по Ильичу.
	Стройте новую жизнь, новый быт,
культуру, — по Ильичу.
	Никогда не отказывайтесь от малого в
работе, ибо из малого строитея великое; —
в этом один из важных заветов Ильича».
	„.занятие закончилось.
Михаил опустился на стул,

Пропагандист устал: Но эта усталость была
приятна ему, она наполняла сердце чувством
хорошим и светлым. Такая усталость не от-
бирает силы, а придает их, от такой устало-
сти не стареют,

— Спасибо, Михайло Николаич! = Про-
щаясь, слушатели уходили домой. т.

А пропагандист’ еще оставался некоторое
время в школе. Он заполнял журнал школы,
докладывал по телефону в партком о том,
как прошло занятие. ~
	Эн о чем-то долго думал, склонившись над
столом. . :
	Вскоре он появился в цехе. :
Там все было полно огня и движения’
	AMACH жаркий молочно-багровый ‘металл,
двигались высоко над людьми краны, Жизнь,
борьба, труд-все продолжалосЕ.
	Москва, завод
имени Владимира Ильича.
	других народов мира и установления миро-
вого господства США.
	Ленинские работы идейно вооружают браг-
ские компартии и всех трудящихся для борь-
бы против буржуазного национализма и его
разновидности - космополитизма, против
алчных ‘устремлений заправил Уолл-стрита,
за нацибнальную независимость и государст-
венную самостоятельность народов, за социа-
	лизм.

*
	Большое историческое значение имеет
включенная в 22-Й том работа В. И. Ленина
«Новые данные о законах развития капита-
лизма в земледелии». Она нанесла вокруши-
‚тельный удар антимарксистской теории не-
капиталистической эволюции земледелия в
‚ капиталистическом обшестве.
	В результате глубокого изучения материа-
	лов сельскохозяйственных переписей Ленин
	опроверг миф о процветании мелкого и сред-
него фермерства в США. Он показал, что раз-
витие капитализма в сельском хозяйстве США
сопровождается\ ростом концентрации произ-
водства в крупных капиталистических хозяй-
ствах, вытеснениемо мелкого производетва
крупным, прогрессирующим обнищанием и
разорением мелких фермеров. В 1940. го-
ду только одна шестая часть всех фермер-
ских хозяйств производила больше половины
всей сельскохозяйственной продукции. Неук-
лонно сокращается численность сельского
населения ввиду процесса нарастающего ра-
зерения основной массы мелких фермеров
США. Эти данные подтверждают выводы
Ленина и еще ‹раз разоблачают лживость
американской пропаганды о «процветании»
мелких и средних фермеров в СПТА.
	Капитализм, показывает Ленин, и не может
ничего иного дать крестьянству,

Только социализм может ликвидировать от-
сталость сельского хозяйства, создать воз-
можность для его неограниченного развития,
И только присоединяясь к классовой борь-
бе пролетариата за социализм, трудящиеся
массы деревни могут найти избавление от
капиталистической эксплоатации, могут вый-
ти на путь свободного и культурного разви-
	тия. Этот вывод Ленина блестяще подтвер-
	RACH историческим опытом советской стра-
ны, бурным расцветом социалистического
сельского хозяйства СССР.
	хоз .
Произведения В. И. Ленина, вошедшие в
	о ок Ва ба а, Sats hy Net ee

22-й том Сочинений, представляют собой ве-
	личайший вклад в сокровищницу марксизма-
ленинизма и имеют всемирно-историческое
значение. Они вдохновляют трудящихся все-
го мира, руководимых коммунистическими
партиями, на борьбу против поджигателей
новой войны, за свержение империализма, за
прочный демократический мир, за победу
	оммунизма. у : :
р А. КОСУЛЬНИКОВ.
	Ленинские работы помогают коммунистиче-
ским партиям и трудящимся всех капитали-
стических стран определить верный. путь
борьбы. против магнатов капитала и их най-
митов - правых социалистов, против импе-
риалистической реакции и угрозы новой
	войны.
	В период первой мировой. войны Ленин
призывал к активной революционной борьбе
против грабительской войны. В противопо-
ложность социал-шовинистам, выдвинувшим
лозунг «гражданского мира» рабочих с бур-
жуазией, Ленин выдвинул лозунг превраще-
ния войны империалистической в войну гра-
жданскую. В противоположность социал-
шовинистсекой политике защиты буржуазно-
го отечества большевики провозгласили по-
литику поражения своего правительства в
империалистической войне.
	«..пролетариат, —- писал Ленин,— против
защиты отечества в этой, ‘империалист-
ской войне ввиду ее грабительского, рабовла-
дельческого, реакционного характера, ввиду
возможности и необходимости противопоста-
вить ей (и стремиться превратить ее в) граж-
панскую войну за социализм» (стр, 299).
	Произведения В. И. Ленина отражают борь-
	‚ Щихаил вчитывался в статью Исаева в за-
водской газете «За боевые темпы», в которой
тот делился некоторыми «заметками пропа-
гандиста», и видел, что вопросы дальнейшего
повышения качества учебы становятея глав-
	ными и в политической школе литейшиков.
	‚ С чего нужно было нэчать решение этого
вопроса? ох
В самобтоятельной мыслительной работе `
слушателя над материалом политического
учебника заключалась суть одной из сторон
этого дела. Наряду с беседой Михаил начал
приучать слушателей к записям, делу труд-.
ному, но и столь же благотворному.