‚ ПРОЛЕТАРИЙ ВСЕХ СТРАП, СОЕДИНЯЙТЕСЫЬ
ВОНА ИВЕННЬЕ ЗЫ РСИБВАЗЬ ae a> Ta Tere ЗНЕУЕаИ ЛЕНИНА АЛАН ВАЗЫ

Молодые строители комму!
	Б Москве, в Большом Кремлевском дворце, начал свою
работу ХТ с’езд Веесоюзного Ленинского Коммунистиче-
скогс Союза Молодежи. Молодые строители коммунизма,
воспитанные и взращенные большевистской партией,
великим Сталиным, подводят итоги своей работы за три-
надцать лет, истекшие со времени Х с’езда ВЛКСМ.

Вырос и закалился комсомол за эти годы. В напряжен-
ном труде и суровых боях он возмужал и окреп. Ныне
комсомол об’единяет в своих рядах более 9.200 тысяч
человек. Это армия молодости, силы, армия юных совет-
ских патриотов и патриоток, безгранично любящих свою
социалистическую Родину. :

“Товарищ Сталин в своем приветствии УИ Беесоюзной
конференции ВЛКСМ писал: : ,

«..стройте и укрепляйте новый мир освобожденного
‚- труда и коммунизма, учитесь соединять во всей своей
\} работе могучий революционный порыв с настойчивой
\ деловитостью большевистских. строителей, будьте до-
} стойными сынами и дочерьми нашей матери - Все-
‚ союзной Коммунистической Партии!»
‚И комсомол, верный и боевой помошник партии
Ленина — Сталина, всю свою неукротимую энергию от-
дает великому делу строительства и укрепления нового,
коммунистического мира. Комсомольцы и комсомолки
всегда были в первых рядах строителей социализма в
нашей стране, Под руководством коммунистической пар-
тии они строили фабрики и заводы, воздвигали новые
города, создавали колхозы, преобразовывали жизнь и быт
нашей страны, Безграничным служением делу комму-
низма, своей беспредельной верностью большевистской
партии комсомол завоевал всенародную любовь и уваже-
ние. Комсомол является школой коммунистического вос-
питания советской молодежи. ^

Когда немецко-фашистские разбойники навязали совет-
скому народу войну, вторглись в пределы советской
земли, комсомол по зову родного Сталина единодушно
поднялся на защиту своей социалистической Отчизны,
встал в боевые ряды вооруженного советского народа.
Немеркнущей славой овеяны подвиги Александра Матро-
сова, Зои Космодемьянской Юрия Смирнова, Николая
Гастелло, Олега Кошевого и многих других сынов и доче-
рей славного комсомола.

Советское правительство, партия высоко оценили мас.
совый героизм и самоотверженность ленинско-сталин-
ского комсомола. За выдающиеся заслуги перед Родиной
в годы Великой Отечественной войны Советского Союза
против гитлеровской Германии и за большую работу по
воспитанию советской молодежи в духе беззаветной прё-
данности социалистическому Отечеству ВЛКСМ был
награжден в 1945 году орденом Ленина, Семь тысяч ком-
сомольцев и воспитанников комсомола удостоены звания
Героя Советского Союза, более 3,5 миллиона комеомоль-
цев и комсомолок — воинов награждены орденами и меда-
	лями Советского Союза. А сколько самоотверженности и
	героизма в труде показали советские юноши и девушки
в тылу, помогая фронту завоевывать победу!

В послевоенные годы жизнь комсомола наполнена заме-
чательными патриотическими делами. С неиссякаемой
энергией и активностью многомиллионный комсомол
борется за осуществление великих сталинских планов,
за досрочное выполнение послевоенной пятилетки. Всей
стране известны имена ткачихи Марии Волковой, ста-
левара Александра Шашкова, горняка Николая Лукичева
и многих других комсомольцев — героев послевоенной
пятилетки. Более 100 тысяч молодых рабочих и работниц
уже закончили выполнение норм пяти лет, Среди передо-
виков сельского хозяйства, которым присвоено звание
Героя Социалистического Труда, -—451 молодых колхозни-
ков и специалистов сельского хозяйства. Самоотвержен-
ный труд советской молодежи, ее высокая политическая
активность говорят о росте коммунистической сознатель-
ности молодых строителей коммунизма,

Великий Ленин учил комсомольцев быть «первыми
строителями коммунистического общества среди миллио-
нов строителей, которыми должны быть всякий молодой
человек, всякая молодая девушка». Чтобы выполнить
этот ленинский завет, комсомол должен еще энергичнее
овладевать достижениями науки и культуры, активнее
поднимать молодых советских патриотов на самоотвер-
женный труд, постоянно укреплять могущество нашего
советского социалистического государства,

Великие и ответственные задачи стоят перед комоо-
молом в современный период. Все силы нашей молодежи
должны быть мобилизованы на осуществление сталин-
ской программы строительства коммунизма.
	> ne > Ooo @ OS  ? ee] @ SO > D> &
	За годы советской власти коренным обра“
зом изменился облик нашей деревни. Кол-
хозный строй создал все необходимые усло-
вия для ее экономического и культурного
преобразования.

Пятнадцать лет назад, Ha ХУЦП  с’езде
ВКП(б) товарищ Сталин говорил:

«Старая деревня с ее церковью на самом
видном месте, с ее лучшими домами урядни-
ка, попа, кулака на первом плане, с ее полу-
разваленными избами крестьян на заднем
плане — начинает исчезать. На ее место вы-
ступает новая деревня с ее общественно-
хозяйственными постройками, с ее клубами,
радио, кино, школами, библиотеками и ясля-
ми, с ее тракторами, комбайнами, молотил-
ками, автомобилями»,

За годы, прошедшие после ХУИ партс’езда,
советская деревня сделала новые гигантские
шаги вперед по пути своего социалистиче-
ского преобразования. Все больше и больше
стираются грани между городом и деревней.
Наряду с экономическим ростом колхозов
повышается материальное благосостояние
колхозного крестьянства, неуклонно растет
культурный уровень колхозников. Партия
Ленина—Сталина‘и советское правительство
делают все для быстрейшего повышения.
культуры колхозной деревни, для уничтоже-
ния противоположности между городом и
деревней.

Ярким примером этого могут служить
села и деревни Алтайского края. На месте.
сотен тысяч единоличных крестьянских.
хозяйств в ‘крае возникло 4.200  колхо-
зов. Около 200 МТС обрабатывают их по-
севные площади. Десятки наших совхозов
являются подлинными проводниками куль-
турного социалистического земледелия и
животноводства.

Осуществляя исторические решения фев-
ральского Пленума ЦК ВКП(б), труженики
социалистического сельского хозяйства
Алтая добились серьезного под’ема земледс-
лия, расширили посевные площади и увели-
‚чили валовые сборы зерна. С каждым годом
наши колхозы все более крепнут.

С каждым годом растет культура сельского
населения. Достаточно сказать, что только за
последние десять лет в сельской местности
Алтайского края окончили неполные сред-
ние, средние школы и техникумы более
100 тысяч юношей и девушек. За последние
годы в наши села приехало более двух ты-
яч специалистов, окончивших высшие учеб-
ные заведения. 7

В селах и деревнях края ключом бьет
культурная жизнь. Здесь работает 3289. школ,
в которых. учится более 330 тысяч детей,
создана широкая сеть культурно-просвети-
тельных учреждений — районных Домов
культуры, изб-читалеин, клубов, библиотек. B
районных центрах и в колхозах системати-
чески действуют свыше 300 киноустановок и
много театров. В агротехкружках при избах-
читальнях и сельских клубах учится более
20 тысяч колхозников, колхознищ, звеньевых,
бригадиров полеволческих, бригад и живот
	Х! сезд ВЛКСМ.
	ках фронта, вели неустанную борьбу
	в тылу врага, Родина высоко оценила
героизм молодежя на фронтах Оте-
чественной войны,

Болышной раздел отчетного доклада

т. Михайлов посвящает участию ком-
сомола в борьбе за послевоенное вос-
становление и развитие народного
хозяйства,
‚ Тов. Михайлов подчеркивает, что
задача ленинско-сталинского KOMCO-
мола — еще шире развивать социа-
листическое соревнование, всемерно
поддерживать творческую инициати-
ву молодежи.

Далее докладчик говорит о работе
комсомола в школе и в высших
учебных заведениях.

— Задача состоит в том, - говорит
т. Михайлов, —чтобы обеспечить но-
вый под’ем всей деятельности ком-
сомола в школе, ликвидировать серь-
	‚езные недостатки, которые еще име-
	ются в работе школьных комсомоль-
ских и пионерских организаций.
Комсомольская работа должна рас-
сматриваться как неот’емлемая часть
всей учебно-воспитательной работы.
В условиях школы идеологическое
воспитани, политическое просвеше-
ние учащихся должно осуществлять-
ся прежде всего в процессе обучения.

Докладчик критикует Министер-
ство просвещения РСФСР и Акаде-
мию педагогических наук, в работе
которых много еще декларативности,
недостает глубокого изучения вопро-
сов, проверки исполнения, живой
связи с отделами народного образо-
вания и школами.

В послевоенный период комсомол
под руководством партии проделал
значительную работу по улуч-
шению дела пропаганды марксизма-
ленинизма. Идейная жизнь в комео-
моле стала богаче. Политическое про-
свещение в комсомоле приобрело сей
час огромный размах. В комеомоль-
ских организациях работает 237.125
политкружЕов и политшкол, в кото-
рых занимается свыше 4 миллионов
комсомольцев и молодежи.

Чтобы добиться новых успехов в
пропаганде марксизма-ленинизма, на-
до обеспечить повышение качества
пропагандистской работы.

— Особо следует сказать о пропа-
ганде естественно-научных знаний, —
говорит докладчик.— За последнее
время в отдельных местах наблю-
дается некоторое оживление деятель-
ности церковников, пытающихся уси-
лить свое влияние и на молодежь.
Некоторые комвомольские организа-._
ции проходят мимо таких явлений.
Это недопустимо, комсомол не может
держаться «нейтралитета» в отнаше-
нии религии. Он призван пропове-
дывать передовую науку, а всякая
религия есть прямая противополож-
ность науке. Необходимо. поэтому,
чтобы ‘комсомольские организации
решительно улучшили естественно-
научную пропаганду.

Далее т. Михайлов говорит о роли
советской литературы в деле комму-
нистического воспитания молодежи.
Комсомол хочет, чтобы наши писа-
тели показали во всем величии пар-
тию Ленина -- Сталина — авангард
нашего народа. .

— Всея история Soabnienn3ma,— ro-
ворит докладчик, — учит нас бди-
тельно оберегать молодежь от всяко-
го рода чуждых, тлетворных влия-
	Molla
	В нашей промышленности с каждым днем ширится
социалистическое соревнование за досрочное выполнение
пятилетнего плана.
Множить ряды передовиков производства, показывать
пример честного, добросовестного отношения к труду,
сознательной трудовой дисциплины, поддерживать и ра.
стить все передовое, новое, что способствует досрочному
„выполнению планов, возвеличению нашей Родины, -—
дело чести комсомольцев и комсомолок.

` За последние годы увеличилось количество сельских
комсомольских организаций. Их насчитывается в стране
более 200 тыс., и об’единяют они в своих рядах 2.200 тыс.
комсомольцев. Возросла роль сельских комвомольских
организаций в жизни колхозов, совхозов. Но этого еще
далеко не достаточно. Комесомолу необходимо и впредь
укреплять свои организации в деревне, множить их ря-
ды, повышать их роль в социалистическом строительстве
и коммунистическом воспитании тружеников сельского
хозяйства.

Овзладение теорией марксизма-ленинизма —насушная
задача комсомола, всей нашей советской молодежи. Еще
в. 1925 году товарищ Сталин указывал, что «терпеливая
и настойчивая ленинская учеба — таков тот путь, кото-
рый должен пройти актив комсомола, если он в самом
деле хочет воспитывать многомиллионные массы моло-
дежи в духе пролетарской революции».

Миллионы молодых советских патриотов настойчиво
и упорно овладевают ‹‚марксистско-ленинской теорией.
Б комеомольских организациях работает более 237 тыс.
политкружков и политшкол, в которых занимается свыше
4 миллионов комсомольцев и молодежи. Миллионы ком-
сомольцев, молодежи изучают марксистско-ленинскую
теорию в вузах, техникумах и других учебных заведе-
ниях. Задача комсомола — еще активнее заниматься по-
литическим просвещением молодежи, пропагандой
марксизма-ленинизма.

Воспитание у молодежи священного чувства советского
патриотизма, сознательного отношения к своим обязанно-
стям перед Родиной — боевая задача комсомола. Необхо-
димо всегда помнить указание товарища Сталина, что
основа всей нашей воспитательной работы среди молоде-
жи состоит в том, чтобы воспитывать молодое поколение
бодрым, верящим в свои силы, не боящимея трудностей,
готовым преодолеть всякие препятствия на пути к ком-
мунизму.

Комсомол пользуется заслуженной любовью партии и
народа. Это обязывает его ко многому. Расширять влия.
ние комсомола среди молодежи, вовлекать под свои зна-
мена новые массы юношей и девушек, улучшать внутри-
союзную работу, всемерно укрепляя первичные комсо-
мольские организации, усиливать свою воспитательную
роль в школе, ликвидировать недостатки в системе поли-
	.’ тического просвещения молодежи — эти и многие другие
	вопросы должны быть постоянно в центре внимания ком-
сомольских организаций,

Одним из важнейших участков всей деятельности. ком-
сомола является работа в школе. Вопрое о работе комсо-
мола в школе внесен в повестку дня ХТ с’езда ВЛКСМ.
В советской школе в настоящее время обучается евыше
32 миллионов школьников, все подрастающее поколение
получает в школе знание основ наук. Именно здесь за-
кладываются основы коммунистического мировоззрения
молодых советских патриотов. Комсомольская работа
в школе — неот’емлемая часть всей учебно-воспитатель-
ной работы. Вот почему важно и необходимо обескёчить
	новый под’ем деятельности комсомола в школе, пов SOE
	роль комсомольских и пионерских организаций в борьбе
за прочное и глубокое усвоение основ наук, в политиче-
ском воспитании учащихся,

XI сезд ВЛКСМ демонстрирует тесную сплоченность
комсомола и всей советской молодежи вокруг Всесоюзной
коммунистической партии большевиков; вокруг великого
вождя и учителя партии и народа товарища Сталина.
От имени всей советской молодежи с’езд дает клятву
товарищу Сталину — всегда и во всем быть верными
ленинизму, всегда и во всем следовать за. партией
Ленина — Сталина,

Комсомол — это передовой отряд советской молодежи.
Он борется и побеждает под знаменем и руководством
партии Ленина — Сталина. Под этим победсносным зна-
менем он добился выдающихся успехов, Под руковод-
ством коммунистической партии, нашего великого вождя
и учителя родного товарища Сталина советская моло-
дежь идет вперед, к победе коммунизма,
	29 марта в Москве открылся ХЕ
с’езд Всесоюзного Ленинского Ком-
мунистического Союза Молодежи.

В Большом Кремлевском двор-
це собрались лучшие представи-
	тели советской молодежи всей нашей
	социалистической Родины. Сыны и
дочери социалистического Отечества
принесли в Кремль чувства неисся-
каемой любви и преданности сво-
ей Родине, большевистской партии,
великому Сталину.

Под бурные, долго не смолкаю-
щие аплодисменты с’езд избирает
почетный президиум — Политбюро
ЦК ВКЦ(б) во главе с товарищем
И. В. Сталиным. Товарищ Сталин из-
бирается почетным председателем
ХТ сезда ВЛКСМ. .

После избрания президиума, секрс-
тариата, редакционной и мандатной
комиссий с’езд ‘утвердил следую-
щую повестку дня; 1. Отчет ЦК
ВЛКСМ; 2. Отчет Центральной реви-
зионной комиссии; 3. О работе ком-
сомола в школе; 4. Изменения в
Уставе ВЛКСМ; 5. Выборы Цен-
трального Комитета ВЛКСМ; 6. Вы-
боры Центральной ревизионной ко-
миссии.

С отчетным докладом Центрально-
го Комитета ВЛКСМ выступил се-
кретарь ЦК BAKCM т. Н. А. Михай-
лов.

— XI сезд Всесоюзного Ленинско-
го Коммунистического Союза Моло-
дежи, — говорит доклёЕдчик, — собрал-
ся в знаменательное время. Совет-.
ский народ под руководством партии
Ленина—Сталина успешно решает
задачи завершения строительства со-
цниалистического общества и посте-
пенного перехода от социализма к
коммунизму.

Организатором и вдохновителем
всех побед советского народа ‘яв-
ляется верный продолжатель дела
бессмертного Ленина — наш родной
отец, великий вождь и учитель
товарии Сталин. Товаришу Сталину,
его великой энергии и неисчернас-
мой мудрости все прогрессивное че-
ловечество обязано своим избавлени-
ем от угрозы фашистского рабства.
	Наше великое счастье, что во главе.
	советского народа стоит товарищ
Сталин!

Эти слова докладчика все делега-
ты с’езда встречают бурной, поодол-
жительной овацией в честь великого
Сталина.

За отчетный период, продолжает
т. Михайлов, комсомол провел боль-
шую работу по. коммунистическому
воспитанию молодежи, по мобилиза-
ции све сил на выполнение ‘пла-
	HOB
	социалистического строитель-
	ства, Созданный и воспитанный
Лениным и Сталиным, комсомол все-
гда и во всем твердо следует за
коммунистической партией, всегда
был и остается ее верным по-
мощником и боевым резервом. К
своему XI с’езду ленинско-сталин-
ский комсомол пришел, как никогда,
сплоченным вокруг Всесоюзной Ком-
мунистической партии большевиков,
готовым по зову товариша Сталина
на выполнение любых задач, на пре-
одоление любых трудностей во имя
торжества великого дела комму-
низма.

В годы Отечественной войны ком-
сомольцы вместе с коммунистами
сражались на самых трудных участ
		нии, стойко бороться за чистоту
советской идеологии. Советская мо-
лодежь встретила горячим одобре-
нием мероприятия Центрального Ко-
митета партии по вопросам литерату-
ры и искусства и видит в этом
новое проявление отеческой заботы
товарища Сталина о правильном вос-
питании подрастающего‘ поколения,
Нашей молодежи дороги все завоева-
ния социалистической культуры, Все
это — наше, советское, зовущее на
борьбу за коммунизм. Мы никому
не позволим клеветать на произве-
дения советской литературы и искус-
ства, никому не позволим отравлять
молодежь ядом неверия, пессимизма,
Упадочничества. Советская MOAO-
дежь — за высокоидейное, ‘страстное
большевистекое искусство, вдохнов-
ляющее на подвиги, на бой, на борь-
бу за идеи Ленина- Сталина.

Неот’емлемой частью коммуниети-
ческого воспитания является физиче-
ское воспитание. Докладчик подроб-
но говорит о задачах развертывания
Физкультурного движения в стране,

Советская молодежь в целях
укрепления единства демократиче-
ской молодежи расширяет связи и
сотрудничество с молодежью других
стран. Созданный в 1941 году
по инициативе комсомола Антифа-
шистский комитет советской молоде-
же поддерживает связь более чем с
200 молодежными организациями
10 стран мира.

— Советская молодежь единодуш-
но одобряет сталинскую политику:
мира и дружбы между народами, —
говорит т. Михайлов. — Мы горды тем, .
что именно наша могучая, непобеди-
мая, великая Родина возглавляет. дё-
	мократические, антиимпериалисти-
ческие силы, является немерк-
нущим маяком для всего пере-
	дового человечества. задачи комео-
мола — и впредь воспитывать совет-
скую молодежь в духе интерна-
ционализма, в духе дружбы и со-
лидарности с демократической мо-
лодежью всего мира. .

Следующий раздел доклада т. Ми-
хайлов посвятил вопросам организа-
ционной работы. Руководствуясь
указаниями партии, ЦК ВЛКСМ про-
вел за отчетный период мероприятия
по перестройке комсомольской рабо-
ты на основе последовательного про-
ведения в жизнь внутрикомсомоль-
ской демократии. :

Тов. Михайлов заканчивает свой
доклад здравицей в честь могучей
советской Родины, советской молоде-
жи и ее передового отряда -— ленин-
ско-сталинского комсомола, в честь
славной коммунистической партии, в
честь великого вождя и учителя, -
родного и любимого товарища
Сталина. / oe

На заключительные слова доклад-
чика делегаты отвечают овацией в
честь партии большевиков, в честь
великого Сталина, Участники с’езда
с исключительным под’емом исполни-
ли партийный гимн «Интернацио-
нал». ee om
	39 марта после отчета Центральной _
ревизионной комиссии начались пре-
ния по отчету ЦК ВЛКСМ и Цент
ральной ревизионной комиссии.

С’езд приветствовали представите*
ли молодежи Чехословакии, Болга-.
рии, Польши и республиканской мо-
лодежи Франции,
	трудящихся. Все об’екты строительства дове-
дены до каждого района. Крайком ВКП(б) и
крайисполком установили, что впредь строи-
тельство в колхозах может вестись лишь по
типовым проектам, которые должны быть
предварительно обсуждены на собраниях
колхозников, утверждены ими и затем вне-
сены на рассмотрение райисполкома. Наме-
чена также широкая программа строитель-
ства в районах кирпичных и черепичных за-
водов, известковых печей, производства из
дерева ‘стандартных частей для строящихся
домов и т. д. Крайисполкомом приняты ме-
ры к улучшению работы торгующих органи-
заций и широкой продаже колхозам и кол-
хозникам гвоздей, кровельного железа, окон-
ного стекла, красок и других строительных
материалов. ‘

Стоимость строительства всех об’ектов, на-.
меченных планом на 1949 год, превышает
180 миллионов рублей. Этот об’ем строитель-
ных работ вполне реален. Он обеспечивается
материальными возможностями колхозов и
колхозников, а также государственными кре-
дитами, выделяемыми нашему краю на куль-
турно-бытовое строительство. Все. строитель-
ство будет вестись методами народной
стройки.

Колхозники с большим одобрением ветре-
тили этот план культурно-бытового строи“
тельства и на своих собраниях единодушно
выдвигают встречные плавы, изыскивают
возможности широкого использования мест-
ного сырья для производства строительных
материалов, организуют строительные брига-
ды. Многие колхозы сразу же развернули
энергичную подготовку к строительным ра-
ботам и начали стройку.

Одновременно с новым строительством в
этом году в Алтайском крае будет осущест-
влена большая работа по благоустройству,
ремонту жилых, общественных и государ-
ственных зданий, по озеленению районных
центров, сел и деревень и по ремонту дорог.

Участники краевого совещания по вопро-
сам культурно-бытового строительства обра-
тились ко всем колхозникам, колхозницам,
работникам совхозов, МТС, сельской интел-
лигенции, рабочим и специалистам пред-
приятий края с призывом принять активное
участие в выполнении намеченного плана
	Бультурного стооительства в деревне. Ц
	предприятия уже имеют значительный опыт
культурного шефства и помощи колхозам в
строительстве электростанций, клубов и дру-
гих культурно-просветительных учрежде-
ний. Сейчас перед ними широкое поле дея-.
тельности,

Успех ‘начатого дела во многом будет
зависеть от размаха и уровня массово-
политической работы партийных организа-
ций среди сельского населения, Крайком
ВКП(б) призвал парторганизации широко
развернуть агитационно-массовую работу в
колхозах, всемерно привлекать силы и сред-
ства колхозов, колхозников и сельской ин-
теллигенции к выполнению намеченного пла-
на культурно-бытового строительства.
	Пультурно-бытовое строительство
_ В сельских районах Алтая.
	ooo
Б СТЕПАНОВ
	Секретарь Алтайского крайкома ВКП(б)
oo OO
	новского района, выстроены хорошие двух-
квартирные кирпичные дома колхозников,
имеются мощная электростанция, большой
клуб, стадион. Все квартиры колхозников
электрифицированы и радиофицированы.
Сельхозартель имеет кирпичный завод, ме-
ханические мастерские, кузницу. Сколо села
раскинулись большие фруктовые сады. Так-
же совсем не похожи на старую деревню се-
ления колхозов «Страна Советов», Угловского
района, имени Куйбышева, Павловского рай-
она, «Завет Ильича», Алтайского района, и
ряд других. Передовые колхозы дают яркий
пример того, как преображается жизнь де-
ревни с помощью электричества, как вы-
растает производительность труда и бла-
госостояние колхозников, резко поднимается
вультурный уровень жизни и постепенно
вырастают черты коммунистического буду-
mero,

Однако таких колхозов еще не так много,
потому что большое культурно-бытовое и хо-
зяйственное строительство колхозов в крае
до последнего времени не имело надлежанте-
го руководства. Строительство на селе, как
правило, велось без типовых проектов и
зачастую без смет. В результате этого
планировка и архитектура сельских строе-
ний продолжают оставаться старыми и
часто наряду с новыми строениями, ^по-
строенными с учетом возросших культурных
потребностей колхозников, мы видим не-
уклюжиб и ветхие постройки, скученность,
беспорядочность их расположения, почти
олное отсутствие в селах зеленых насажле-
ний. Нередки случаи, когда вновь построен-
ные жилые дома колхозников, сельские и
колхозные клубы, библиотеки и другие куль-
турные и общественные здания по своему
внешнему облику, архитектуре ничем не от-
личаются от тех, которые строились многив
годы назад.

Настала пора, когда организации, ведаю-
щие, вопросами сельского строительства и
архитектуры, должны оказать большую по-
мощь KOAXO3HOMY крестьянству. Было бы
правильно, если бы архитектурные органи-
зации, архитекторы, ’инженеры-строители
городов взяли шефство над культурно-быто-
вым и хозяйственным строительством на
селе, В газетах и журналах следует шире
	новодческих ферм. Более 30 тысяч человек за-
	‚нимаются в кружках и коллективах художе-
ственной самодеятельности при сельских
 культурно-просветительных учреждениях.
Большую, плодотворную работу ведут на селе
‚288 лекториев. Более 15 тысяч лекторов-об-
‘щественников систематически проводят сре-
‚ди сельского населения лекционную пропа=
ганду естественно-научных знаний. Только
на нужды просвещения, культурно-проеве-
‚ тительной работы и здравоохранения в сель-
ской местности Алтайского края из фоида
государственного бюджета ежегодно расхо-
дуется около 250 миллионов рублей.

Непрерывно растет отряд нашей сельской
интеллигенции. В настоящее время в сель-
ских районах края трудится около 15 тысяч
учителей, более 5000 врачей, 1243 агронома и
зоотехника и т. д,

Рост благосостояния колхозов и колхозни-
ков привел к широкому развертыванию хо-
зяйственного и культурно-бытового строи-
тельства в колхозах края за счет общекол-
хозных средств и личных средств колхозни-
ков. Достаточно сказать, что только в 1946 и
1947 годах колхозы израсходовали на свое ка-
питальное строительство около 100 миллио-
нов рублей. За эти годы было выстроено в
крае 273 электростанции, которые сбслужи-
вают производственные и культурно-быто-

вые нужды сотен колхозов и около ста МТС.
С каждым годом растут ассигнования кол-
хозов на культурно-бытовое строительство,

Отрадным фактом, свидетельствующим о
росте материального благосостояния колхоз-

ного крестьянства, является строительство
личных жилых домов. По неполным данным,
наши колхозники ежегодно строят ло 3 ты-
сяч домов, вкладывая в это. строительство до
24 миллионов рублей. Широко развертывает-
ся также строительство сельских культурно-.
‘просветительных учреждений. Только в про-
шлом году колхозы на свои средства постро-
или 104 клуба.

Большая массово-политическая и культур-
но-просветительная работа, проводимая пар-
тийными организациями, высокий уровень
механизации сельского хозяйства — все это в
„огромной степени подняло культурный уро-
вень сельского населения и повысило его
требовательность к качеству культурно-бы-
тового строительства.

В Алтайском крае есть колхозы, которые
по благоустройству, планировке усадеб, ар-
хитектуре домов колхозников, общественных
построек и культурно-просветительных уч-
реждений совершенно не похожи на старую
деревню. В колхозе имени Молотова, Шипу-

популяризировать новые архитектурные
образцы хозяйственных, культурных и быто-
вых построек в колхозах.

В связи с новым строительстром на селе
должны быть решены также задачи более
широкого производства местных строитель-
ных материалов. В. Алтайском крае имеются
буквально неисчерпаемые возможности про-
изводства строительных материалов: мрамо-
ры различных цветов, залежи минеральных
красок, известь, глины, строительный ка-
мень, лес. Между тем в прошлом году в крае
было произведено лишь 20 тысяч штук чере-
пицы и всего несколько миллионов штук
кирпича,

У нас почти нет популярной литературы о
новых строительных материалах, о том, как
организовать в колхозах производство кирпи-
ча, череницы, как использовать отходы леса
для изготовления такого хорошего покрытия
для крыш, как дранка, как построить дом
из самана и т. д.

Алтайский крайком ВКП(б) и крайиепол-
ком в начале» января этого тода провели
краевое совещание по вопросам культурно-
бытового: строительства в селах и деревнях
Алтайского края.

В работе этого совещания приняли участие
сколо 7100 человек — секретари р&Айкомов пау-
тии, райкомов комсомола, предездатели го-
родских и районных Советов депутатов тру-
дящихся, более 140 председателей сельсове-
тов и председателей колхозов, около 150 бри-
гадиров и членов колхозных строительных
бригад, архитекторы, инженеры, техники-
строители, руководящие партийные и совет-
ские работники края. Совещание обсудило
план культурно-бытового строительства в сс-
лах и деревнях на 1949 год.

По этому плану в текущем году предпола-
гаетея построить 30 начальных и неполных
средних школ, 425 домов для’ учителей,
200 колхозных клубов и изб-читален, 500 агро-
кабинетов, 25 колхозных кинотеатров, 100
колхозных яслей, 30 родильных домов и
25 фельдшерско-акушерских пунктов. В этом
году должно быть также построено Т тысяч
жилых домов колхозников, около 109 элек-
тростанций, электрифицированы и радисФфи-
цированы сотни колхозов, сооружено 5 тысяч
спортивных площадок.

Эта большая программа культурно-бытово-
го строительства сельских районах крал
назрела непосредственно в гуще’ сельского
населения, исходила из его культурно-быто-
вых потребностей. Она была ‘единодушно
одобрена совещанием и утверждена крайко-
мом ВКП(б) и краевым Советом депутатов