31 марта 1949 г., №9 (101)

110 страницам. зазет
	1. Патриотические начинания
советской мололежи
	Со всех концов идут радостные сообщения
о трудовых подвигах молодых патриотов,
Комсомольцы и молодежь Москвы и Москов-
ской области взяли обязательство выполнить
задание послевоенной пятилетки в ЗМ года.
Молодые колхозники Сталинградской и Чка-
ловской областей и Украинской республики
взяли шефство над посадкой полезащитных
лесных полос и строительством водоемов.
Широко развернулось соревнование среди
молодых металлистов Ленинграда, Челябин-
ска, Горького, (Тбилиси, текстильщиков
Ивановской области за отличное качество
выпускаемой продукции.

Славные дела молодых патриотов находят
яркое отражение на страницах газет.

Газета «Курская правда» поддержала ини-
циативу комсомольцев области, взявших шеф-
ство над посадкой полезащитных лесных по-
лос и строительством водоемов, 4 марта газе-
та посвятила этому вопросу страницу под за-
головком «Любите, выращивайте, берегите
лес, товарищи молодые колхозники!».

Секретарь Глушковского райкома ВЛКСМ
	‚В. Фирсов в статье рассказывает о том, ка-
	кую работу проводит комсомол района, чтобы
успешно претворить в жизнь постановление
Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) о пре-
образовании природы.

«Для сокращения сроков лесопосадок, —
пишет тов. Фирсов, — потребуется много
посадочного материала. Государственные
питомники не смогут полностью обеспечить
нас. Поэтому мы решили настойчиво выра-
щивать саженцы в своих колхозах и для
этого уже весной заложим лесные питом-
ники на площади 20 гектаров».

Секретари комсомольских организаций
колхозов «13 лет РККА» —Н. Соломатин,
«Веселе життя» — А. Снопченко, им. Калини-
на — Забровский в своих статьях лелятся
	опытом борьбы колхозных комсомольцев за
	преобразование природы.

Материалы, опубликованные «Курской
правдой», явятся большой помощью для ком-
сомольских агитаторов.
	2, Партиино-политическая работа
на весеннем сева
	Недавно областная газета «Большевик За-
порожья» напечатала интересную страницу о
массово-политической работе в Каменско-
Днепровском районе. Авторами материалов
этой страницы выступили партийные работ-
вики: секретарь колхозной парторганизации
артели им. Ленина т. Дороженко, секретарь
Каменско-Днепровского РК КП(б)У т. Ела-
гин, работники обкома КП(б)У т.т. Богацкий
и Гуменко.

Партийные организации Каменско-Дне-
провского района хорошо организовали поли-
	тическую агитацию в дни весеннего сева, Ес-
	ли в прошлом году в районе было 656 аги-
таторов, то сейчас их свыше 1.000. Среди них
11 Героев Социалистического Труда, 173 пе-
редовика сельского хозяйства, награжденных
орденами за высокие урожаи. Значительно
вырос политический кругозор агитаторов. От-
дел пропаганды и агитации райкома, кроме
семинаров агитаторов и организации лекций,
регулярно выпускает листки «В помошь аги-
татору», в которых печатаются материалы к
очередным беседам и рассказывается об опы-
те лучших агитаторов.

Организовав . социалистическое соревнова-
	ыы

ние, райком партии поставил задачу
	«подтянуть все колхозы до уровня передо-
вых. Были выделены бригады из отстаю-
щих колхозов. В них включены представи-
тели партийных организаций. Эти бригады
по нескольку дней изучали работу передо-
вых колхозов, детально вникая во все от-
расли хозяйства, а затем о виденном рас-
сказывали у себя на собраниях».
Большое место агитационно-массовой

и партийно-политической работе коммуни-

стов во время сева уделяет газета «Орлов-

Ская правда». ‘

26 марта «Орловская правда» выступила со
статьей «Коммунисты в дни сева». В этой
статье она подробно рассказывает о плане
работы парторганизации колхоза «20 лет Ок-
тября».

План работы  парторганизации колхоза
«20 лет Октября» разработан до деталей на
весь период весеннего сева и представляет
собой несомненный интерес.

Все агитаторы раскреплены по звеньям,
наиболее подготовленные из агитаторов бу-
дут вести агитационную работу на решаю-
щих участках весеннего сева — на пахоте,
севе, лесопосадках. Большое место отводится
в плане пропаганде опыта Героев Социали-
стического Труда, развертыванию социали-
стического соревнования, работе агитаторов
и работе с агитаторами.

Газета «Алтайская правда» 18 марта опуб-
ликовала рабочий план на период весеннего
сева колхоза «Путь Ильича» Калманского
района. В этом плане значительное место от-
водится массово-политической работе парт-
организации колхоза в бригадах и звеньях.
В следующем номере напечатаны статьи
«Коммунисты организаторы подготовки к
посевной» и «Усилить политическую агита-
цию на селе», в которых рассказывается
о работе коммунистов:

«Агитационно-массовая работа среди чле-
нов артели не исчерпывается лишь собра-
ниями. Коммунисты повседневно проводят

с колхозниками беседы, читки газет и жур-

налов, широко пропагандируют опыт пере-

довых колхозов края, мастеров социали-
стического земледелия и животноводства.

‚ Еще в начале нынешнего года партийная

организация колхоза разработала конкрет-

ный план организационно-массовой работы
по подготовке к весеннему севу. Особое
внимание в нем уделялось развертыванию
социалистического соревнования между
бригадами, звеньями и рсеми колхозами»,
	3, Распространять опыт передовикоя
Солеского ХОЗ9йСТВа
	«Краса и гордость колхозного села»-—так
	называется передовая статья в одесской гз-
зете «Большевистское знамя» от 23 марта.
В статье говорится о замечательных делах
Героев Социалистического Труда — колхоз-
ников Одесской области. Газета призывает
колхозников области изучать опыт передо-
виков;

«Успехи, которых достигли в прошлом
году творцы высоких урожаев, Герои Со-
циалистического “Труда, доступны всем
колхозникам. Освоение их опыта — залог
получения высоких урожаев на больших
площадях. Истинная трудовая колхозная
доблесть и состоит в том, чтобы в каждом
колхозе снимать высокие урожаи всах
культур, создать изобилие продовольствия
в нашей стране, ускорить построение ком-
мунизма в СССР».

В этом же номере газеты напечатаны ко-
роткие рассказы Героев Социалистического
Труда, в которых они делятся своим опытом
работы в дни весеннего сева,

Освещать на своих страницах социалисти-
ческое соревнование, опыт передовиков сель-
ского хозяйства, массово-политическую рабо-
ту на села -— обязанность каждой газеты.

К. 81-й годовщине со дня рождения А. М. Горького
eee ein fhe VE. 2 OPbROTC
	28 марта наша страна отметила 81-ю годов-
щину со дня рождения гениального русского
писателя, основоположника советской лите-
ратуры Алексея Максимовича Горького.

Творчество А. М. Горького, воплотившее
в себе лучшие традиции русской классиче-
ской литературы, явилось гигантским скач-
ком в художественном развитии всего чело-
вечества. В своих бессмертных произведе-
ниях Горький выступил как родоначальник
пролетарской, социалистической литературы,
как создатель нового творческого метода —
социалистического реализма. Он первый в
мировой литературе воспел героизм рабочего
класса, его борьбу против капиталистическо-
го строя, Он первый дал незабываемые обра-
зы пролетарских революционеров — Павла
Власова, Нила, Кутузова.

Отражая в своем творчестве всемирно-
историческое значение русской пролетарской
революции, Горький видел в русском рабо-
чем классе авангард международного пролс-
тариата, «Если русский рабочий победит, —
говорил он,—рабочие всей Европы, всего све-
та почерннут в этой победе вдохновение и
силу, и уроки для себя».

Друг и соратник Ленина и Сталина, Горь-
кий был воспитан на великих идеях больше-
вистской партии и ее вождей.

Вожди партии Ленин и Сталин высоко це-
нили замечательного пролетарского писате-
ля. Ленин подчеркивал, что Горький «креп-
ко связал себя своими великими художе-
ственными произведениями с рабочим дви-
жением России и всего мира». Ленин писал
Горькому: «Своим талантом художника Вы
принесли рабочему движению России — да
и не одной России-такую громадную поль-
зу». Приветствуя М. Горького с 40-летием его
литературной деятельности, товариш Сталин
пожелал ему «долгих лет жизни и работы на
радость всем трудящимся, на страх врагам
рабочего класса». В суровые дни Отече-
ственной войны товарищ Сталин призывал
наш народ вспомнить слова «великого рус-
ского писателя Максима Горького: «Если
враг не сдается, — его уничтожают». В своем
историческом докладе 6 ноября 1941 гола
	CKOU Aum

товарищ Сталин назвал имя Горького как
гордость великой русской нации.
Гениальный сын русского народа, Горький
глубоко верил в его творческие силы, в бур-
ный рост его революционного самосознания,
Еще в 1906 году Горький писал: «Мы далеко
впереди этой свободной Америки, при всех
наших несчастьях! Это особенно ясно видно,
когда сравниваешь здешнего фермера или
рабочего с нашими мужиками и рабочими».
Великая Октябрьская социалистическая
революция, открывшая новую страницу все-
мирной истории, вызвала к жизни все твор-
		Б партийных оранизациях
	бовещания пропагандистских
работников
	Приморский крайком ВКЦ(б) провел сове
шание заведующих отделами пропаганды
районных и гэродских комитетов ВКП(б), ре-
дакторов районных и городских газет.

На совещании были обсуждены доклады
зав. отделом пропаганды крайкома т. Антохи-
на «Об организации массово-политической
работы на весеннем севе», секретаря крайко-
ма ВКИСб) т. Полехина «О ходе выполнения
постановления ЦК ВКП(б) э состоянии и ме-
рах улучшения партийного просвещения в
Ярославской областной партийной организа
ЦИИ».

Совещание наметило мероприятия по, раз-
вертыванию массово-политической ‘работы на
весеннем севе, меры по улучшению работы
с пропагандистами и повышению качества
занятий и организованному окончанию учеб-
ного года в системе партийного просвещения.

На совещании выступил секретарь KpaiKo-
ма ВКП(б) т. Органов. #

жж * № -

Калининский обком ВКП(б) провел oGaaer
ной семинар штатных пропагандистов город“
ских и районных комитетов партии. Основ-
ное внимание участников семинара было со-
средоточено на том, как выполняется поста-
новление ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах
улучшения партийного просвещения в Яро-
славской областной парторганизации», и на
практических мероприятиях по успешному
завершению текущего учебного года во всех
звеньях партийного просвещения.

Большинство политшкол, кружков и дру
гих звеньев политической учебы ‘ведет рабо-
ту на высоком идейно-политическом уровне.
Во всех звеньях партийного просвешения
учебные программы выполняются в установ-
ленные сроки. Из 1.407 политшкол более 800
изучают 10-ю—11-ю темы, а в 350 политшко-
лах изучается 8-я тема. Показательйо, что из
980 политшкол, находящихся в сельской
местности, две трети работают над десятой —
одиннадцатой темами. Так же хорошо справ
ляются с выполнением учебного плана и
кружки по изучению «Краткого курса исто-
рии ВКП(б)».

Большое место на семинаре занял обмен
опытом пропагандистской работы, Более
20 лучших пропагандистов выступило с рас
сказами об опыте работы политшкол, круж-
ков, самостоятельно изучающих марксизм».
ленинизм, и семинаров пропагандистов. _.___

Участники семинара прослушали ряд лек
ций на теоретические темы и несколько foe
кладов о задачах агитационно-пропагандист-
ской и культурно-просветительной работы.

Иропагандисты посетили парткабинет Ка-
лининского горкома ВКП(б), где ознакоми-
лись с организацией циклов лекций в -по®
мощь самостоятельно изучающим марксист-.
ско-ленинскую теорию, с методическими по-
собиями для пропагандистов и работой кон
сультантов,
	х*з*+

Тюменский обком ВКП(б) провел десяти-
дневный семинар заведующих отделами про-.
паганды ‘и агитации горкомов и  райкомов
партии, Для участников семинара были про-
зитаны доклад о решении Совета Министров
СССР и ЦК ВКП(б) «О ходе подготовки кол-=
хозов, МТС и совхозов к весеннему севу», а
также лекции «Всесоюзная коммунистиче-
ская партия большевиков — руководяшая-и-
направляющая сила советского народа в-
борьбе за коммунизм», «Учение марксизма-.
ленинизма о государстве», «Режим эконо»
мии — важнейший метод социалистического
хозяйства», «Мичуринская биологическая на-
ука — высший этап в развитии биологии». и
по вопросам международного положения.

Значительное место на семинаре было от=
ведено обмену опытом пропагандистской ра-
боты.

жа

ИОШКАР-ОЛА. Марийский обком ВКП(б)
провел 10-дневный семинар заведующих ‹от-
делами пропаганды и агитации райкомов пар-
тии. На семинаре прочитаны лекции о диа-
лектическом и историческом материализме,
марксистско-ленинском учении о государ-
стве, борьбе идеализма и материализма в с0о-
временной биологии, о CTAAMHCKOM плане
преобразования природы и на другие темы.
Участники семинара обсудили вопрос о мас-
сово-политической работе в колхозах и МТС.
республики в период подготовки и `проведе-
ния весеннего сева.
	ультурно-просветительная
работа на селе
	КИРОВ. (Наш корр.). Здесь состоялось об-
ластное совещание заведующих районными.
отделами культпросветработы, директоров
районных Домов культуры, заведующих из-
бами-читальнями, сельскими клубами и биб-
лиотеками.

В области в настоящее время насчитывает=
ся 780 изб-читален, 550 сельских и колхозных
клубов, 300 библиотек и 2.060 библиотек-пере-
движек. В клубах и избах-читальнях рабсз
	тает более двух тысяч агиткультбригад; дра-
	матических и хоровых кружков. В прошлом
году силами сельской художественной само-
деятельности было поставлено. более 13 ты-
сяч спектаклей и концертов. За это же время
в колхозах прочитано свыше 11 тысяч лек-
ций на естественно-научные темы.

Участники совещания обсудили вопросы о
состоянии и ‘задачах культурно-просвети-
тельной и лекционной работы на селе.

жж

ОРЕЛ. (Наш корр.). Состоялось областное
совещание работников культурно-просвети-
тельных учреждений, в котором приняли
участие избачи, заведующие клубами, Дома-
ми культуры, библиотеками, директора ки-
нотеатров.

С докладом о задачах культурно-просвети-
тельных учреждений в период весенне-лет-
них работ выступил секретарь обкома вкпб)
т. Землянский. Он подробно рассказал о дея-
тельности сельских очагов культуры и особо
остановился на вопросах радиофикации кол-
хозного села и пропаганды сталинского пла-
на преобразования природы.

Участники совешания обменялись оптом
	своей работы.
Семинар редакторов
районных газет
	Львовский обком KIW6)Y провел шести
дневный семинар редакторов районных газ
зет, На семинаре были заслушаны лекции и
доклады об освещении в газетах вопросов.
подготовки и проведения весеннего сева,
борьбы зао организационно-хозяйственное
укрепление колхозов, массово-политической
работы парторганизаций на селе. Кроме того,
редакторы прослушали ряд лекций по во-
просам газетного дела и обменялись опытом
работы.

В заключение уча@тники семинара встре-
тились с львовскими писателями, которые
рассказали о своей творческой работе. Об’
участии ученых Львова в борьбе_за досроч-
ное выполнение плана послевоенной сталин-
ской пятилетки редакторам рассказал дей“
ствительный член Академии наук УССР тов.
Г. С. Савин.
	ческие силы русского народа, освобожден-
ного от всякого угнетения. В стране побе-
дившего социализма создается подлинное
изобилие духовной культуры для народа.
«Пролетариат Советских Социалистических
Республик, руководимый учением и партией
Ленина и неиссякаемой, все растущей энер-
гией Иосифа Сталина, создает новую куль-
туру, новую историю трудового человече-
ства», — писал творец социалистической
культуры А. М. Горький.

В мире, разделившемся на два непримири-
мых лагеря-—социализма и империализма, —
Горький всю силу своего могучего таланта
отдал для победы великих идей социализма.
Пламенный трибун коммунизма неустанно
боролся с человеконенавистнической идеоло-
гией империалистических хищников. В на-
ши дни, когда демократия всего мира об‘еди-
няется для отпора поджигателям войны, с
новой силой звучат слова Горького, обра-
щенные им 11 лет назад к «мастерам куль-
туры»: «Буржуазия отвергла проект Союза
Советов о всеобщем разоружении, и одного
этого вполне достаточно, чтобы сказать: ка-
питалисты -люди социально опасные, они
подготовляют новую всемирную бойню».

Творец и страстный пропагандист новой,
социалистической культуры, Горький беспо-
шадно бичевал растленную культуру бур-
	’жуазного Запада, поставленную на службу
	мировой реакции. В своих многочисленных
публицистических статьях и памфлетах он
разоблачал ее продажность, ее циническую
проповедь вооруженного грабежа. «Буржуз-
зия враждебна культуре», — утверждал Горь-
кий. С особенным презрением он отзывался
об американской буржуазной цивилизации.
В публикуемом ниже ответе на анкету амс-
риканского журнала Горький писал: «Я ду-
маю, что ваша цивилизация, это—самая
уродливая цивилизация нашей планеты, по-
тому что она чудовищно преувеличила все
многообразные и позорные уродства евро-
пейской цивилизации»,

Гениальное творчество Горького и в
‘наши дни является грозным оружием в
борьбе за мир; за демократию, за сопиализм.

Ответ на анкету американского журнал
	Вы спрашиваете:
	жет возбудить у меня симпатии. Я думаю,
что ваша цивилизация, это — самая урод-
ливая цивилизация нащей планеты, потому
что она чудовищно преувеличила весе мно-
гообразные и позорные уродства европейской
цивилизации. Европа достаточно трагически
развращена цинизмом классовой структуры
государства, но все же в Европе еще невоз-
можно такое вредное и бессмысленное явлё-
ние, как ваши. миллиардеры, миллионеры,
люди, которые одаряют вашу страну дегене-
ратами. Вы, комечно, помните Бостонское
убийство ‹ двум =. богачами мальчишками
третьего, — убийство Из любопытства? А-—
сколько у вас таких преступлений из «ено-
бизма», из любопытства? Европа тоже может
похвастаться бесправием и беззащитностью
своих граждан, но все же она еще не дошла
до такого позора, как убийство Сакко и Ван-
цетти. Во Франции было «дело Дрейфуса»,
тоже очень постыдное, но во Франции на з3-
щиту невинного выступили Э. Золя, Анатоль
<ранс и ‘повели за собою тысячи людей.
В Германии после войны возникло нечто
вроде Ку-Клукс-Клана — организации убийц,
но там их выловили и судили, а у вас это не
принято; Ку-Клукс-Клан убивает, цинически
издевается над цветными, над женшинами и
все это — безнаказанно так же, как безнака-
занно расправляются губернаторы штатов ¢
рабочими-социалистами.

В Европе нет такого отвратительного явле-
ния, как травля «цветных», хотя она стра-
дает другой позорной болезнью—антисеми-
тизмом; впрочем, болезнью этой заражена и
Америка.

Преступность в Европе тоже постепенно
растет, но еще не доросла до того, что, = судя
по вашим газетам,— творится в Чикаго, где,
кроме бандитов биржи и банков, свободно хс-
зяйничают еще и бандиты с револьверами и
бомбами в руках. Невозможны в Европе и
те битвы, которые вызвал у вас сухой ре-
жим. Невозможен мэр города, публично сжи-
гающий книги английских классиков, как
это сделал мэр Чикаго,
		Не думаю, что Б. Шоу имел бы право отве-
тить на приглашение в какую-либо иную
страну так саркастически, как ответил он на
приглашение редактора «МаНоп» О. Г. Вил-
ларда приехать в Америку.

Капиталисты всех стран одинако  против-
ное и бесчеловечное племя, ‘но-ваши хуже,
Они видимо более глупо жадны к деньгам.
Кстати: слово «бизнесмен» я перевожу для
себя словом—маниак.

Вы подумайте, как все это глупо и постыд-
но: наша прекрасная планета, которую мы е
таким Трудом. научились украшать. и обога-
щать,— почти вся наша земля в жадных ру=
ках ничтожного племени людей, которые,
кроме денег, ничего не умеют делать. Вели-
коленную творческую силу-кровь и мозг
ученых, техников, поэтов, рабочих, создаю-
щих культуру, нашу «вторую природу», эти
туповатые люди преврашают в желтенькие
кружочки металла и в бумажные полоски
чеков.

Что, кроме денег, создают капиталисты?
Пессимизм, зависть, жадность и ненависть,
которая неизбежно уничтожит их, но, вместе
< ними, может взрывом своим уничтожить и
множество культурных ценностей. Ваша бо-
лезненно гипертрофированная цивилизация
грозит вам величайшими трагедиями.

Лично я держусь, разумеется, того мне-
ния, что истинная цивилизация и быстрый
рост культуры возможны только при усло-
вии, если политическая власть всецело при-
надлежит трудовому народу, а не паразитам,
живущим за счет чужого труда. И, разумеет-
ся, я советую об’явить капиталистов группой
людей, социально опасных, конфисковать
имущество их в пользу государетва, пересе-
лить этих людей на один из островов океана
и пусть они там спокойно перемрут. Это
очень гуманное разрешение социального во-
проса, и оно-—совершенно в духе «американ-
ского идеализма», который есть ‚ничто иное,
как наивнейший оптимизм людей еше не
нереживших драм и трагедий, в общем име-
нуемых «историей народа».
		«Ненавидит ли ваша страна Америку и
что вы думаете о цивилизации Америки?»

Уже в самом факте постановки таких во-
просов и в такой форме заключено нечто
по-американски YPORAMBO преувеличенное,
раздутое. Не могу представить себе европей-
ца, который способен поставить такие вопро-
сы ради того, чтоб «сделать деньги». Разре-
шите сообщить, что на первый ваш вопрос, —
так же как и на всякие иные,- я не имею
	права отвечать от лица всех 150 миллионов
граждан моей страны, ибо не имею возмож-
ности спросить их: как они относятся к ва-
	шей стране

?
	Полагаю, что даже в тех странах, кровь
	вотгорых ваши капиталисты превращают в
доллары — на Филиппинских островах, в
республиках Южной Америки, в Китае и дз-
же среди десяти миллионов цветных людей
территории С.Ш.С.А,, не найдется ни одного
разумного человека, который присвоил бы
себе права сказать вам от имени своего на-
рода: «Да,— моя страна, мой народ ненави-
дит Америку, весь ее народ, рабочих так же,
как и миллиардеров, цветных так же, как б6-
лых; ненавидит женщин и детей, поля, реки,
леса, зверей и птиц, прошлое и настоящее
ватлей страны, ее науку и ученых, ее вели-
колепную технику, Эдиссона и Лютера Бэр-
банка, Эдгара Поэ, Уотт Уитмэна, Вашингто-
на и Линкольна, Т. Драйзера и Е. О’Нейль,
Шервуда Андерсон, всех талантливых ху-
дожников и прекрасного романтика Брег-
Гарта, духовного отца Д. Лондона, ненави-
дит Торо, Эмерсона и все, что есть СЛИ.С.А.,
и всех, кто живет в этих штатах».

Надеюсь вы не ожидаете, что найдется
идиот, способный ответить на ваш вопрос
	так безумно, с такой ненавистью к людям и
	культуре.
Но, разумеется, то, что вы называете пи-
вилизацией С.Ш.С.А., не возбуждает и не мо-
		А. М. Горького.
	материалам архива
	На конгрессе деятелей науки и культуры США в защиту мира
	2 марта закончил свою работу конгресс
деятелей науки и культуры США в защиту
мира, созванный в Нью-Морке Националь-
ным советом работников науки, искусства и
свободных профессий.

На конгрессе присутствовало около трех
тысяч американских прогрессивных деяте-
лей науки, культуры и искусства, предста-
вителей профсоюзов, среди которых были
астроном Шепли, композитор Копленд, дра-
матург Лилиан Хэллмен, поэт Луис Унтер-
мейер, профессор Дюбуа, Генри Уоллес и
другие. В качестве почетных гостей на кон-
грессе присутствовали делегация деятелей
советской культуры в составе писателей
А. А. Фадеева и П. А, Павленко, академика
А. И. Опарина, композитора Д. Д. Шостако-
вича, кинорежиссеров С, А. Герасимова и
М. Э. Чиаурели, научного сотрудника Акаде-
мии наук СССР И. Д. Рожанского, а также
делегации Польши, Чехословакии, Кубы,
Филиппин, Югославии, Англии, Норвегии.

Выступления на конгрессе были проник-
нуты стремлением к обеспечению вееобщего
мира, к предотвращению новой войны. Пред-
ставители прогрессивной американской ин-
теллигенции протестовали против антинарод-
ной преступной внешней политики США,
направленной на подрыв Организации 06б’-
единенных Наций, на развязывание новой
войны и поддержку реакционных фашист-
ских режимов во всем мире,

Издатель либеральной газеты «Нью-Йорк
пост» Тэкри заявил, что Соединенные Шта-
ты вступили на путь, быстро ведущий к вой-
не. На первом плане среди мероприятий го-
	сударственного департамента, сказал он,
стоит Северо-атлантический пакт -— «этот
военный 003, сфабрикованный rocynap-
	ственным департаментом Соединенных Шта-
тов».

Передовые деятели культуры США призы-
вали к дружбе между народами СССР и Ame-
рики, требовали от правительства США при-
нять предложение товарища Сталина о 3а-
ключении Пакта мира.

Огромный интерес участников конгресса
вызвала речь советского делегага А. А. Фа-
	дсева, рассказавшего о великом созидатель-
ном труде советского народа, о невиданном
развитии культуры в социалистическом го-
сударстве, которое 30 проц. всех расходов
своего громадного в 415 млрд. рублей бюд-
жета 1949 г. вкладывает в культурные меро-
приятия.

Разоблачая клевету 06 агрессии, якобы
угрожающей со стороны Советского Союза
народам Европы, Азии и Америки, тов. Фа-
деев заявил: «..разве Советскому Союзу. при-
надлежат военные базы, гигантским кольцом
проходящие через Гренландию, Исландию,
Англию, Португалию, Испанию, Германию,
Грецию, страны Ближнего и Среднего. Восто-
ка, через острова Тихого. океана, Китай, Япо-
нию? Разве это советские вооруженные силы
находятся в Греции, Египте, Трансиордании,
Иране, Индонезии, Вьетнаме и других стра-
нах?»

Tos. Фадеев заявил об огромной энергии,
с которой советские люди поддерживают
стремление американского народа, выражеч=
ное его прогрессивными деятелями к всемер-
ному укреплению мира, к недопущению но-
вой войны, к улучшению американо-совет-
ских отношений:

«Недавнее предложение Сталина == вели-
кого руководителя нашего государства, —
сказал тов. Фадеев, —о подписании Пакта
мира между нашими странами выражает это
стремление советских людей».

Английские делегаты, не допущенные госу-
дарственным департаментом на конгресс, об-
ратились с краткими речами к его участни-
кам по радиотелефону из Лондона.

Кроме пленарных заседаний, на конгрёссе
деятелей культуры и науки США в зашиту
мира проходили заседания секций, в работе
которых приняли участие 8.525 человек. На
заседании секции литературы е яркой речью
о долге писателя в борьбе за мир выступил
Ричард Бойер, призвавший американских
писателей разоблачать ложь поджигателей
войны с Уолл-стрита о якобы агрессивных
намерениях Советского Союза. Горячий при-
ем был оказан советскому представителю пи-
сателю Павленко, посвятившему свою речь
	благородным прогрессивным традициям со-
ветской литературы, той борьбе за мир, ко-
торую ведут советские деятели искусства и
литературы. .

На заседании секции средств массовой ин-
формации деятели кино, радиовещания и пе-
чати обсуждали свои задачи в деле защиты
мира. С яркими речами выступили советские
делегаты кинорежиссеры С. Герасимов и
М. Чиаурели. .

В работе секции естественных наук кон-
гресса принял участие советский академик
А. Опарин; речь которого была выслушана с
исключительным интересом. С призывом
к сотрудничеству ученых в достижении ми-
ра и с обличением американской реакции об-
ратился к участникам секции известный ли-
дер прогрессивной партии Генри Уоллес.

В заседании секции искусств участвовало
более тысячи американских артистов, худож-
ников, драматургов. Композитор Копленд, ху-
дожник Эвергуд, драматург Клиффорд Одетсе
и другие призывали деятелей искусства сред-
ствами искусства бороться за мир, за буду-
щее человечества, разоблачать идеи милита-
ризма и человеконенавистничества. Горячо
было встречено на заседании секции выступ=
ление советского композитора Д. Шостакови-
ча, рассказавшего об успехах советской куль-
туры и искусства. Он призывал деятелей ис-
кусства всего мира поднимать сознае ле на-
родных масс против войны, против варвар-
ского изуверства,

По окончании работы конгресса были еди-
нодушно приняты резолюции о путях и сред-
ствах борьбы работников культуры и науки
Соединенных Штатов за мир и о защите сво-
боды научной мысли. Создан комитет дея-
телей культуры и науки в защиту всеобще-
го мира.

В заключение конгресса состоялся митинг,
на котором присутствовало 20 тысяч человек,
Выступление на митинге руководителя совет-
ской делегации А. Фадеева было встречено
шумной, долго не прекрг цавшейся овацией,
Тов. Фадеев закончил свою речь призывом к
сотрудничеству наций, к дружбе народов, к
миру между нациями.