31 марта 1949 к., № 9 (
		СЛОВО МАСТЕРОВ. Вто-
	poe, дополненное  изданих,
Аздательство ВИСПС. р
излат. 1949 г., тираж _30.
	экз., 332 стр., цена 8 руб,

В книге напечатаны расска-
зы передозых мастеров Рос-
сийского, Боровикова, Виноку-

ва, Задороженко, Корнева,

Круглова, Монахова, Репина И
Чалова о методах организации
коллективной стахановской ра-
боты.

Письма в Советский Союз.
Издательство ИК ВЛКСМ
«Молодая гвардия». 1949 г.,
тираж 30.000 экз. 119 стр»
цена   руб, 50 коп.

Словарь русского языка, Со-
ставил С. И. Ожегов, главный
редактор — акад. С. П. Обнор-
ский. 50.000 слов. Государ-
ственное ‘издательство’ ино-
странных и Национальных сло-

tn AAMN
	варей. 1949 Te тираж 100.000
ax3., 968 cTp., цена 28 руб.

50 коп.

М. ГОРЬКИЙ. Город Желто-
го Дьявола. ° Куйбышевское
областное издательство. 1949 г.,
тираж 15.000 9K3., 20 cTp.,
	пена 40 коп.

КНИЖНЫЕ НОВ
	В. И. ЛЕНИН. Крах ИН Ин-
тернационала. Государственное
издательство политической ли-
тературы. 1949 г. тираж
150.000 экз., 656 стр. цена
60 коп.

В. И. ЛЕНИН. О праве’ на-
	ций на самоопределение (на
туркменском языке). Туркмен-
госиздат. Ашхабад. 1948 г.,
тираж 20.000 экз. 94 cTP.,
	пена 1 руб. 50 коп.
	Н. ГРИБАЧЕВ. — Колхоз
«Большевик». Поэма. Государ-
ственное издательство. художе-
	ственной литературы. 1949 г.,
тираж 75.006 экз, 63 стр,
цена 1 руб.

А. ЗВЕРЕВ. О Государ-
ственном бюджете СССР на
	1949 г. и об исполнении Госу-
дарственного бюджета СССР
	о подписании Северо-атлантического пакта,
каждый француз хочет ‘убедиться в том, что
Франция не погибнет, если американский се-
нат решит использовать этот пакт».

Такие же выступления ирсгив .Cepepo-ar
	лантического пакта можно найти в итальян-
	ской, в английской, в скандинавской печати.
В разных странах Западной Европы происхо-
дят бурные демонстрации против пакта аг-
рессоров. Выступают ученые и сельские учи-
теля, рабочие, матери, ветераны двух войн.

Мир охвачен священной тревогой: люди
видят, что заокеанские могильшики грозят
миру. Бастуют рабочие Италии, провлинают
агрессоров шахтеры Великобритании, фран-
цузские труженики клеймят людоедов. Мы
видели, как в Америке, где разнуздались ку-
клуксклановцы, расисты, мракобесы, в Аме-
рике, оставившей Линкольна только для поч“
товых марок, Джеферсона только для спи“
чей, Рузвельта только для музеев, что в этой
Америке 1949 года нашлись смелые и спра-
ведливые люди, которые громко сказали о
своем отврашении Е пакту агрессоров. На
конгрессе деятелей науки и культуры США
в защиту мира, проходившем на этих днях
в Нью-Йорке, говорила настоящая, передо-
вая, благородная Америка, и голос Уоллеса,
	голоса ученых, писателей, их страстные при-.
	зывы к миру, к борьбе против поджигателей
новой войны, эти голоса не мог заглушить
организованный хор «пикетчиков», которые
повторяли лозунги ненависти, спеси, знако-
мые миру по гитлеровским газетенкам.

Что касается рядовых европейцев, то они
теперь разглядели заатлантических благоде-
телей: дело началось издалека — с кукуру-
зы, ‚с «подарков», с соболезнований и пропо-
ведей; а нотом вместо тушонки и вздохов
появились пакт, мобилизационные планы,
смерть, размахивающая традиционной косой.

Издающаяся в Париже на американские
деньги газета «Самди суар» недавно напеча-
тала рапорт специалиста, приехавитего из Со-
единенных Штатов: «Атомная бомба на Па-
ле-рояль». К статье приложен план Парижа.
Специалист подробно разбирает, что будет с
четырьмя зонами Парижа, Когда атомная
бомба попадет в Пале-рояль: «Первая зона.
Массивные разрушения. Все дома обращены
в пыль. Уничтожены театр Французской ко-
медии, Пале-рояль, Лувр... Все обитатели
убиты. Втсрая зона. Крупные повреждения...
Купол Оперы провалится, башни Нотр-дам
будут сбиты»... Следуют детально описания
	третьей и четвертой зон, после чего людоед
	удовлетворенно отмечает: «В общем сто ты-
сяч убитых и столько же раненых».
	Вот их «строго оборонительный» Вот их
весенние идиллии с тюленями, с пактами и с
солнышком над Пятой авеню! Готовится по-
кушение на сотни миллионов людей, поку-
шение на мир, на великие памятники Евро-
пы, на ее тело и душу. Для варвара, мечтаю-
его 0б израсходовании запаса атомных
бомб, безразлично, что он собирается уничто-
жить; он отмечает «первая зона — Лувр», не
думая о том, что в Лувре, хранятся Венера
Милосская, картины Леонардо да Винчи, Рем-
брандта, Веласкеса, Пуесэна. Варвар спокойно
включает в «первую зону» Театр Мольера и
одно из богатейших книгохранилищ мира —
Национальную библиотеку.

Европа многообразна, это старый сал, в ко-
торсм каждая пядь. окроплена потом. поколе-
ний. Не похож норвежский рыбак на париж-
ского металлисга, горняк Уэлса на батрака
Сицилии. Есть разнообразие истории, языков,
песен. Но народы Европы об’единены теперь
одной тревогой, одним гневом: они понима-
ют, что пакт’ агрессоров, \‘продиктованный
озверевтими бизнесменам» ий покорно приня-
тый европейскими дворецкими, сочетающими
министерские портфели с профессиональной
угодливостью, является не чем иным, как по-
кушением на мир, на право каждой нации
жить по-своему, на священное право древних
народов, вписавших немало славных стрэ-
ниц в историю человечества, не превратиться
в ландскнехтов, которыми будут командовать
невежественные конгрессмены вроде Мундта
или Томаса, обезумевшие биржевики, взбе-
сившиеся скототорговцы, вандалы е Уолл-
стрита,

«Нью-Йорк трибюн» недавно заявила: «Се-
веро-атлантический пакт окончательно за-
крепляет раскол мира на две половины». Го-
воря это, американская газета думала о гео-
графии, но ее слова правильны, если прило-
жить их не к карте мира, а к политическому
и моральному облику людей: мир действи-
тельно раскололся—на творцов и на могиль-
щиков, на строителей и на вандалов, на атом-
щиков и на зашитников жизни. Раскололись
и Франция, и Италия, и Англия. Обозначи-
лись трешины в самой Америке. Защитники
мира переходят в наступление. Генри Уол-
лес не коммунист, аббат Бюлье не комму-
	_ниет, писатель Маотев-Цофье не коммунист.
	Почему же они сейчас вместе с коммуни-
стами? Потому что они ненавидят войну.

В Париже должен вскоре состояться между-
народный конгресс сторонников мира. Там
будут коммунисты и либералы, католики и
протестанты, люди различных идеологий,
различных верований. Их об’единит реши-
	`’мость предотвратить отвратительное поку-
	шение на мир, на культуру, на жизнь.

С великой надеждой смотрят народы Евро-
пы и передовые люди Америки на Советский
Союз. Они знают, что мы не готовимся к
войне. Они знают также, что если ‘агрессоры
вздумают осуществить злодеяние, они най-
дут нас готовыми к отпору. Спокойствие,
миролюбие, настоящая, не показная сила Сс-
ветского Союза вдохновляют всех честных
людей, выступающих против черного пакта.
Агрессоры говорят о ливнях для уничтоже-
ния урожаев, мы говорим о борьбе с засу-
хой. Агрессоры говорят o6 атомной бомбе,
мы говорим о праве народов жить мирно и
свободно. Агрессоры грозятся, мы отвечаем
сдержанно и уверенно: мы знаем, что с нами
простые люди всех стран, передовые умы
человечества.

Договоры обычно ратифицируются законо-
дательными учреждениями. Но есть и дру-
гая ратификация — народами. Сенатора Ита-
лии можно подкупить; парламентера Дании
	можно запугать. Но наролы не протягивают
	руку за заевыми, и люди труда в годы фа-
птистской чумы показали, ‘что они не стра-
шатся смерти, когда речь идет о родине, о
свободе. ‘

Никогда, никогда народы Европы ‘не
ратифицируют пакт агрессоров! Не может по-
гибнуть древнейшая культура, не может ис-
чезнуть прекрасное будущее оттого, что ты-
сячи бизнесменов видят в войне замечатель-
ный бизнес.

Мы верим народам, и мы верим в народы:
они сумеют отстоять дело мира, дать достой-
ный отпор новым империалистическим преё-
тендентам на ‘мировое господство.
	явления из различных стран о присоедине
нии к конгрессу.

Во Франции о своем желании участвовать
в конгрессе заявили: национальный комитет
помощи демократической Греции, секция ас-
социации бывших участников войны и воен-
нопленных гор. Вьъерзона (департамент Нор),
профсоюз железнодорожников линии Амь-
ен—Лонго, многие департаментекие и мест-
	H
их женщи
е комитеты Союза французск

НЫ

и др.
	Несколько дней назад «Голос Амери-
ки» решил порадовать слушателей описани-
ем весны в Нью-Морке. Диктор прочуветво-
ванно рассказал, как на ярком солнце процве-
тают фланеры фешенебельной Пятой авеню.
	а со: Аа ЕП Ь

Желая подчеркнуть ‘абсолютное миролюбие
этой весенней Америки, диктор сообщил, что
цирковые представления никак не связаны
с подготовкой третьей мировой войны, тюле-
ни кувыркаются на арене вполне безответ-
ственно, и менуэт дрессированных свиней не
носит идеологического характера. Все это
очень мило: и весна, и тюлени, и свинячий
менуэт. Если бы организаторы весеннего се-
зона Америки ограничились такими раз“
влечениями, я бы их приветствовал — я тоже
люблю и весну, и цирк, и тюленей.

Однако идиллия «Голоса Америки» не впол-
не соответствует действительности: в Амери-
ке сейчас популярны другие эксцентрики.
Газеты Сан-Франциско сообщают: «Г-жа Кла-
ра Бут Люс выступит в Оперном театре с
докладом на тему «Христианство и атомная
бомба». Знаменитая актриса, бывшая депутя-
том конгресса, установит мост между расще-
плением атома и нагорной проповедью».
Стоит отметить, что актриса Клара Бут Люс
является по совместительству супругой из-
дателя реакционных журналов, которые
рекламируют атомную бомбу не только в
оперном театре. Зеваки Чикаго однако пред-
почитают вышеупомянутой экецентричной
проповеднице дрессированную кобылу «Леди
вундер», которая выстукивает копытами на
особо для нее изготовленной пишущей ма-
шинке магическое слово: «Война».

Я боюсь, что не только тюлени; но даже ко-
была «Леди вундер» теперь оттерты, В Нью-
Йорк прибыл такой гастролер, как г. Чер-
чилль, а он умеет не только повторять слово
«война», он умеет организовывать войну.. А
через несколько дней в Вашингтоне со-
стоится представление-гала: поднисание Се-
веро-атлантического пакта. В отличие от
менуэта дрессированных свиней этот аттрак-
цион будет изобиловать идеологией: предета-
витель мощного Люксембурга даст клятву за-
градить бедненькую Америку от красной
опасности; министры Франции и Италии, воз-
ложив свои народы на алтарь Уолл-стрита, не
преминут сказать, как добрые католики, «бог
дал, бог взял»; атомщики торжественно об’я-
вят, что военный союз агрессоров носит стро-
го оборонительный характер; наконец, к по-
следней фигуре менуэта может подоспеть пор-
тугалец, который расскажет о твердой реши-
мости Салазара отстоять великие принципы
демократии,

Они повторяют на всех волнах, длинных и
коротких: «Наш пакт носит строго оборони-
тельный характер». Но почему, если они ду-
мают сб обороне, вице-президент военной ко-
миссии конгресса США г. Шефер преспокой-
но об’являет: «Война с СССР неизбежна рано
или поздно, для нас лучше, если это произой-
дет раныше»? Почему американцы лихора-
дочно устраивают военные базы на Ближнем
Востоке и в Гренландии, в Японии и на Фи-
липпинах?

Почему издаваемый американцами на
французском языке журнал «Селексион» ни-
шет;: «В течение трех лет лучшие американ-
ские летчики обучаются сбрасыванию бомб
на ивдустриальные центры предполагаемого
противника, говоря иначе, изучают возмож-
ные русские об’екты и подходящие маршру-
ты».

Почему командующий авиацией дальнего
действия генерал Ле Мэй говорит: «Мы семо-
жем сбросить атомную бомбу на любое место
мира.. Мы сможем это сделать так, что бом-
ба упадет до того, как кто-либо узнает о стар-
те бомбардировшиков»? ‘

Итак, они называют «строго оборонитель-
ным» план внезапного нападения на мир-
ные города. Оказывается, людоед, который,
повязавштись салфеткой, оттачивает нож,
«строго обороняется». От кого? Может быть,
от своего аппетита?

Древние говорили, что боги, желая погу-
бить человека, лишают его разума. В своем
кровожадном исступлении империалисты на-
поминают умалишенных. Вот что пишет
Вильям Фогт в книге «Путь к спасению»:
«Бсякая попытка уничтожить голод и бороть-
ся против эпидемий в чересчур плотно насе-
ленных странах может привести к еще боль-
шей катастрофе... Единственный выход — это
всеобщий контроль деторождения и уничто-
жение излишка людей с помощью голода и
эпидемий». Американские военные, однако, не
доверяют столь кустарному способу, как го-
лод; что касается эпидемий, то они намерева-
ются вызывать их искусственно.

Биржевая газета «Ля ви франсэз» приводит
слова крупного американского бизнесмена:
«Мы не хотим ни кризиса, ни войны, но если
придется выбирать, мы выберем войну».
Бизнесмены откровенно говорят 0 своем
«страхе перед миром»; они боятся мира, пото-
му что мир для них-—это «черные среды» и
«черные пятницы», это крах банков, закат
божества— доллара. Они боятся мира, потому
что мир — это труд, это ясность. Воюя, можно
лгать и наживаться на лжи, а если нет войны,
нужно строить, планировать, организовывать,
нужно позаботиться не только о петле для
обанкротившегося джентльмена, но и о хле
бе для миллионов безработных. Тогда народы
увидят воочию, что король гол, что капита-
лизм, который сто лет тому назад нес людям
пот и хлеб, слезы и рубашку, кровь и кров,
теперь несет людям только пот, только слезы,
только кровь.

«Нью-Йорк таймс» пишет, что «лучшие умы
Запада». положили год на составление Северо-
атлантического пакта. Они скромничают, эти
«лучшие умы Запада»,— они вынашивают
планы новой бойни уже не один год. Еше
шла война против Гитлера и Японии, еше
американцы слали в Россию тушонку и но-
здравительные телеграммы, а «лучшие умы
Запада» уже помышляли об уничтожении Со-
ветского Союза. Я не стану останавливаться
на деятельности г. Черчилля, который тогда
гастролировал в Греции, или на заботах Го-
сударственного департамента США, который
тогда же подготовлял план антисоветской
пропаганды с помощью свежеприобретенного
Кравченки. Я позволю себе сослаться на ро-
ман молодого американского автора Нормана
Мейлера «Голые и мертвые», который крити-
ки Соединенных Штатов считают «наиболее
потрясающей книгой о второй мировой вой-
не». Молодой романист описывает войну на
 Тихом океане. Обреченные, измученные расо-
вой иерархией, не любяшие друг друга люди
должны захватить остров. Среди них имеет-
ся лейтенант, смутно мечтающий о лучшем
будущем, один из тех интеллигентов, KOTO-
рых называют в Америке «прогрессивны-
mMuo, Генерал говорит этому лейтенанту:
«Цель войны перевести американский потен-
	ПАРИЖ, 30 марта. СГАСС). Подготовитель-
ный комитет по созыву Всемирного конгрес-
са сторонников мира опубликовал сообщение
о состоявшемся заседании французского ко-
‘митета содействия созыву конгресса. В этот
комитет входят все французские организа-
ции, присоединившиеся к конгрессу.

Комитет принял ряд Мешений. В сообще-
нии указывается, что 23 апреля в Париже
состоится открытие «Выставки в защиту
мира»: 24 апреля на стадионе Буффало будет
	$®х>®
Илья ЭРЕНБУРГ
		циал в кинетическую энергию. сФашистская
идеология прочнее коммунистической — она
ближе природе человека. Но фашизм утвер-
дился в стране, которая была плохо для него
приспособлена, —‘у нее недостаточный потен-
циал». Генерал не любит людей, он признает
одно — смерть. Среди подчиненных У него
имеется единомышленник —озлобленный сер-
жант из Техаса, готовый уничтожить весь
мир, потому что его обманула жена. Генерал
посылает в. разведку отряд, которым коман“
дует лейтенант-мечтатель. Сержант дает лей-
тенанту неправильные сведения для того,
чтобы погубить отряд. В итоге остров захва-
чен, но люди бессмысленно погибли.

Я вспомнил сейчас об этом романе, потому
что генерал-философ, обожающий фашизм и
губящий своих солдат, сидя на острове среди
Тихого океана в 1944 году, озабочен одним: он
боится, что, когда начнется война против Poc-
сии, он окажется далеко от театра военных
действий. Да, когда мы сражались за общее
дело союзников, «лучшие умы Запада» — от
г. Черчилля до бригадного генерала, изобра-
женного Норманом Мейлером, мечтали, как
бы нас уничтожить.

Теперь тайное стало явным. Английский
журнал «Ньюс стейтемен энд нейшен» мелан-
холично отмечает: «После опубликования тек-
ста Северо-атлантического пакта появился
ряд статей не о том, как предупредить вой-
ну, но о том, как ее выиграть». Все пущено
в ход — от римского папы, который обещает
новым крестоносцам царство небесное, до
сержанта из Техаса, который обещает от-
ставным эсэсовцам Мюнхена или Франкфур-
та кусок польской земли в будушем и пакет
американских сигарет в настоящем.
	Беда американских империалистов в том,
что у них вдоволь полководцев — военных
и штатских, а солдат не предвидится. Чер-
чилль жаждет воевать, конгрессмен Шефер
буквально сгорает от нетерпения, генерал де
Голль не прочь провести денек-другой на
командном пункте, даже тучный бельгиец
Спаак согласен скомандовать «огонь». Но для
похода этого мало: воевать без солдат так же
невозможно, как изготовить заячий соус без
зайца; В Фонтенбло, близ Парижа, организо-
ван генеральный штаб «западной армии». Ty-
да понаехали генералы, ад’ютанты, интен-
данты, писари. Бодро стучат чишущие ма-
шивки, люксембургский полковник лихо при-
ветствует английского генерала, Происходит
все это в том самом дворце, где Наполеон,
разбитый русскими, отрекся от нрестола. На-
полеон это сделал после того, как истоптал
Европу. Я посоветовал бы полководцам «за-
падной армии» включая люксембургского
полковника, подписать акт об отречении, не
дожидаясь исхода похода, ибо похода может
не быть: Черчилль предполагает, а народы
располагают.

Для того, чтобы создать «строго оборони-
тельный» Северо-атлантический военный со-
юз, или, говоря проще, для того, чтобы заку-
пить на корню народы Западной Европы,
американцы пустили в ход все: угрозы и по-
дачки, кукурузу и визиты американских
линкоров, доллары и ладан. Каждому понят-
но, что вашингтонский пакт-—не соглашение
равных, а договор между хозяином и наем-
никами: хозяин обещается уплачивать зар-
плату, наемники обязуются добросовестно
умирать за хозяйские интересы. .

Конечно, американские газеты клянутся,
что Соединенные Штаты и Люксембург —
«равные стороны». О том, как понимают аме-
риканцы «равенство сторон», можно судить
по злоключениям профессора парижского ка-
толического института аббата Бюлье. Любой
американец, будь то сиятельный атомщик
или, заурядный гангстер, воспитатель чум-
ных микробов или шулер, дрессировщик ко-
былы «Леди вундер» или ‘даже сама эта ко-
была; может свободно в’ехать во Францию.
Но когда аббат Бюлье захотел принять уча-
стие в нью-йоркском конгрессе сторонников
мира, американцы отказали ему во в’ездной
визе, заявив, что он — коммунист. Джентль-
менов из Государственного департамента нз
смутило, что аббат Бюлье — ревностный тео-
лог, священнослужитель и что он так же по-
хож на коммуниста, как я на профессора ка-
толинческого института. Американцы не впу-
стили аббата Бюлье потому, что он, будучи
французом, осмеливается предпочитать фран-
цузский мир американской войне.

Всем известны заявления коммунистов
Франции, Италии, других стран Западной
Европы и Америки. Выражая негодование
простых людей, коммунисты предупредили
жалких фигурантов, намеревающихся, под-
махнуть в Вашингтоне пакт агрессии, что
народы не намерены расплачиваться своей
кровью за подписи дюжины политиканов.

Однако не следует думать, что против Се-
веро-атлантического пакта высказываются
только коммунисты.

Чрезвычайно красноречивы две етатьи ака-
демика Этьена Жильсона в газете «Монл».
«Монд» — официоз французского министер-
ства иностранных дел, во главе которого сто-
ит г. Шуман.

Академик Этьен Жильсон—один. из вид-
ных деятелей католической партии МРИ,
которая является правительственной парти-
ей и к которой принадлежит тот же г. Шу-
ман.

Академик Этьен Жильсон недавно побы-
вал в Америке и разгадал там назначение
	«строго оборонительного» пакта. В своеи
статье он цитирует признание «Нью-Йорк
таймс»: «США оклонны «купить» безопас-
	ность Америки с помощью долларов; но куда
менее склонны сражаться за безопасность
стран, лежащих вокруг Северной Атланти-
ки». Академик Этьен Жильсон замечает; «Это
достаточно ясно. Но что хотят «купить» с
помошью долларов? Еше раз нашу кровь...
Мы должны будем слишком дорого распла-
чиваться... Наше право — отказаться пожерт-
вовать собой ради Соединенных Штатов»,

Государственный департамент поспешил
откликнуться HA статью академика Этьена
Жильесона, американские дипломаты изобра-
зили благородное негодование: они, видите ли, .
не хотят покупать чужую кровь, они вообще
вегетарианцы и сочинили пакт только для
того, чтобы попугать коммунистов.

‚Академик Этьен Жильсон не удовлетво-
рилсея такими раз’яснениями, он опублико-
вал новую статью «Двусмысленность», в ко-
торой пишет:

«Когда в Вашингтоне отрицают, что речь
может итти об оплате американской безо-
пасности французской кровью, то там нароч-
но смешивают. карты... Прежде чем говорить
	Перед Всемирным конгрессом сторонников мира
	созван массовый митинг трудящихся под ло-
зунгом «В защиту мира».

Все прогрессивные организации Франции
готовятся к приему иностранных делегаций.

Продолжается сбор подписей под адресо-
ванным Трумэну письмом протеста против
подписания Атлантического павта.

В адрес Подготовительного комитета по со-

зыву Всемирного конгресса сторонников
мира поступают новые многочисленные за-
	И. СТАЛИН. Доклад о
проекте Конституции Союза
ССР. Государственное  изда-
	тельство политической литера-
туры. 1949 г. тираж 150.000
экз., 36 стр., цена 35 коп.

И. В. СТАЛИН. Сочинения.
Том 2 (на татарском языке).
Татарское государственное из-
дательство. Казань. 1948 г.
тираж 20.000 экз., 473 стр.
цена 6 руб. .

Перевод одобрен Редакцион-
Ной комиссией — Татарского
обкома ВКП(б).
	Т. Д. ЛЫСЕНКО. Организм
и среда. Государственное изда-
тельство  сельскохозяйственной
	литературы. ‘1949 г. тираж
100.000 9x3, 23 стр., цена
35 коп.

ИСТОРИЯ КАЗАХСКОЙ
ССР. С древнейших времен до
наших. дней. 2-е изд., исправлен-
ное и дополненное. Том 1, под
общей редакцией И. О. Омарова
и А. М. Панкратовой. Издание
Академии наук Казахской ССР.
Алма-Ата. 1949 г., тираж 25.000
экз... 511 сто. пена 93 руб.

за 1947 год. Государственное
издательство политической ли-
тературы. [949 г, тираж
100.000 экз., 52 стр.) цена
50 коп.

И. ПОМЕЛОВ. Парткабинет

райкома ВКП(б). (Мз опыта
работы партийных  организа-
ций). ‘Государственное  изда-

тельство политической литера-
туры. 1949 г., тираж 10.000 экз.,
64 стр., цена 80 коп.

Я. КОЛАС. Хата рыбака.
Поэма (перевод с белорусско-
го). Государственное издатель-
ство художественной литера-
туры: 1949 г., тираж ‘20.000 _экз.,
251 стр., цена 8 руб. 50 коп.

Т. СЕМУШКИН. —Алитет.
уходит в горы. (Книга вторая).
Издательство «Советский писа-
тель». 1949 г., тираж 15.000
‘экз, 247 стр., цена 7 руб.

50 коп.
	О работе местных музеев
	Музейное дело в Советском Союзе получило
птирокий размах и приобрело важное государ-
	ственное значение. В стране насчитывается
	сейчас свыше тысячи музеев. Музей стал
необходимым учреждением в каждом респуб-
	ликанском, краевом и областном центре, во
	многих городах, районных центрах.
	Во всех музеях страны собрано и хранится
около лвадчнати миллионов различных экспо
	натов, в составе которых имеются коллекции
важнейшего научного и воспитательного зна-
	чения. Эти богатые памятники материальной
и духовной культуры нашего народа обо-
зреваются миллионами людей. В 1948 году
музеи посетило свыше 50 миллионов человек,
	Музеи ведут разностороннюю MaACCOBO-IIO~
литическую и культурно-просветительную
работу не только в своих стенах, но и орга-
низуют выставки, проводят лекции, доклады,
беседы на предприятиях, в колхозах и учре
ждениях. Некоторые краеведческие My-
зеи (Житомирекий, Минусинский, Черепо-
	ждениях. Некоторые краеведческие м5”
зеи (Житомирский Минусинский, Черепо-
вецкий и др.) своей научно-исследователь-

ской работой оказывают существенную по-
	мощь партийным и советским органам в вы
	явлении пополнительных источников месхг.
	Многие наши музеи (Красноярский, Ка-
занский, Курский и др.) сумели организовать
	сбор экспонатов, отражающих великие преоб-
	разования, происшедшие в крае за годы com
	ветской власти, активно пропагандируют пре
имущества социалистического строя, распро-
страняют опыт передовиков промышленного
и сельскохозяйственного производства. Это
говорит о том, что советские музеи могут и
должны стать важным средством идейно-нпо-
литического воспитания нашего народа, спо-
собствовать повышению культурного уровня
	трудящихся, воспитанию советского патрио-
	тизма и чуветва гордости за свою социали-
стическую Родину. Коллектив работников
	музеев,
	среди которых много подлинных
	энтузиастов своего дела, выполняет важные
и ответственные задания по воспитанию
своих многочисленных посетителей в духе
социалистиче кой сознательности.

Однако еше многие краевелческие музеи
	ло сих пор стоят в стороне от нашей социа-
	листической действительности, He собирают
	и не выставляют материалов по истории со-
ветского государетва, не показывают в своих
	экспозициях гигантских преобразований в
области экономики и культуры, совершен-
	ооласти экономики и культуры, совершед3-
ных нашей страной за годы советской вла-
сти. Значительная часть музеев не имет
	сти. значительная часть музеев не имеет
отделов социалистического строительства
И сосредоточивает свое внимание только
на показе далекого протилого своего края. На-
пример, в Иркутском музее две трети экспо-
	зиционной плошади занимают материалы по
	первобытно-общинному строю, а в остальных
залах музея экспонируются материалы пс
	залал музея эвспонируются материалы по
истории области в дореволюционный период.
	БВ экспозиции Одесского историко-краеведче-
ского музея обширно представлены экспонаты
о древнегреческих колониях на побережье
Черного моря, есть специальный зал, посвя-
щенный показу культуры древнего Египта,
но нет материалов по истории Одесской об-
ласти после Великой Октябрьской социали-
стической революции. В ряде краеведческих
музеев (Молотовский, Пензенский и др.), пы-
тающихся создавать отделы социалистическо-
го строительства, ограничиваются экепони-
рованием ‘различного рода стандартного
плоскоётного материала: ‘диаграмм, схем,
картин, газетных вырезок.  Это снижает
действенность музейных экспозиций.
Необходимо понять, что музеи, ограничи-
вающие свою деятельность лиит показом
глубокой старины и превращшающиеся по су-
ществу в хранителей различного рода древ-
ностей, не могут выполнить свою роль в деле
коммунистического воспитания трудящихся.
Многие музейные работники, сужающие
рамки деятельности музеев только показом
далекого исторического прошлого, свое нежеё-
лание создавать полноценные отделы социа-
листического строительства ‘оправдывают
ссылками на трудность сбора экспонатов и
на отсутетвие средств на проведение этой ра-
боты. Такие утверждения несостоятельны,
во-первых, потому, что значительная часть
средств, отпускаемых по бюджету музеев на
пополнение фондов, тратится на различного
рода археологические раскопки, а во-вторых,
экспонаты и материалы для отделов социа-
листического строительства краеведческих
музеев имеются повеюду, их надо толькб
	уметь отобрать. Это —образцы промышленной
и сельскохозяйственной продукции, это—об-
ширные данные о росте экономики и куль-
туры края за годы советской власти, это--
показ форм и методов рабом новаторов про*
изводства и т. д. Нужно “только проявить
инициативу, привлечь к сбору материалов
широкий краеведческий актив, без которого
ни один краеведческий музей не может ра-
ботать плодотворно.

Местные партийные и советские организа-
пии должны притти на помощь краеведче-
ским музеям в создании ими экепозиций по
отделу социалистического строительства.
	Из сказанного не следует, что музеи
должны показывать. историю своего края. На-
оборот, задача музеев состоит в том, чтобы
в своих экспозициях раскрыть богатетво ис-
торического прошлого, показать борьбу тру-
дящихся за свое освобождение от гнета экс-
плоататоров, представить завоевания нашего
народа в области материальной и духовной
культуры на всех этапах исторического раз-
вития. Однако многие краеведческие музеи
допускают серьезные ошибки в трактовке ис-
торического прошлого’ своего края. Напри-
мер, в Николаевском историко-краеведчо-
ском музее неправильно, в идеализирован-
ном виде освещается роль татаро-монголь-
ских завоевателей. История общественного
развития в экспозициях ряда музеев (Uu-
тинский, Дагестанский, Иркутский) сведена
к показу жизни верхушки господетвую-
щих классов и сановной знати. Стоит ска-
зать, что подобным же недостатком страдает
в значительной степени экспозиция Государ-
ственного Исторического музея в Москве.

Музеи должны доступными им формами и
средствами рассказывать о борьбе советского
человека за преобразование природы, рас-
крыть достижения передовой советской
агробиологической науки, творцами которой
явились великие преобразователи природы
Тимирязев, Костычев, Докучаев, Мичурин,
Вильямс. Благодарной задачей всех музеев
является пропаганда сталинского плана пре-
образования природы. К сожалению, неко-
торые краеведческие музеи превратили свои
отделы природы только в средство показа
различного рода представителей флоры и
фауны своего края.
	Комитеты по делам культурно-проесвети-
тельных учреждений при Советах Министров
союзных республик плохо руководят музеями
и не оказывают им необходимой помоши. До
		установок и методических разработок по Kor
ренным вопросам построения экспозиции
краеведческих музеев. Подготовка квалифи-
цированных кадров для музеев не прово-
дится. ь
	Научно-исследовательский институт крае-
ведческой и музейной работы не выполняет
поставленных перед. ним задач. За 12 лет
своего существования этот институт ничего
не сделал для разработки теории советского
краеведения ‘и музееведения. Деятельность
института свелась к составлению ‚многочис-
ленных методических наставлений, в которых
игнорировалось. значение местного краевел-
ческого материала и вещественных памятни-
ков в экспозициях музеев. Институт не
ориентировал музеи на активное изучение
	Брая, на

усиление нау
	работы и собирание экспонатов по истории
края в советский период.
	Серьезные недостатки в работе краеведче-
	ских музеев стали возможны и потому, что
многие местные партийные организации не
	вникают

B

содерж

ание

их

деятельности,
	контролируют идеиную направленность
музейных экспозиций, Некоторые областные
музеи (Курганский, Мурманский) ютятся в
	маленьких, неприспособленных помещениях,
в результате чего их работа сведена лишь
к организации различных выставок. Злания
	многих музеев длительное время не ремонти-
ровались и пришли в ветхость.
	Улучшение деятельности красведческих
музеев--задача ‘всех партийных организа-
ций. Необходимо отбросить неправильное
	представление о музее, как учреждении вто-
	ростепенном, не заслуживающем серьезного
внимания.
	Советский музей-— важное культурно-про-
	светительное учреждение, серьезное оружие
идеологического воспитания масс.
		То Mamepuanam зазеты « Культура д жизнь»
A AP a Е АР
	«Формалистические этюды художника Бехтеева»
	своей творческой работе мне пришлось
пережить ряд тяжелых формалистических и
эстетских заблуждений, с которыми я уже
более 10 лет веду упорную борьбу. Однако,
повидимому, моя перестройка происходит не
без тяжелых срывов: таким срывом явилась
допущенная мной ошибка, выразившаяся в
том, что я согласился на переиздание моих
старых рисунков к книге Жорж Санд «Кон-
суэло». Эти рисунки были выполнены мной
14 лет назад; при переиздании я обязан был
подвергнуть их суровой критике и в корне
переработать. Но этого сделано не было.
	На допушенную мной ошибку справедливо
указывалось в письме В. Шлейко, напечатан-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	ном в газете «Культура и жизнь» 10 марта,
	под названием «д?ормалистические этюды ‘ху-
дожника Бехтеева».
	Со всей ответственностью и горечью я
	признаю справедливость критики мсих оши-
бок.
	 Надетось, что ясное осознание этой ошибки
	поможет. мне впредь быть в должной мере
всэгда самокритичным и окончательно. из.
	жить свойственные мне ранее формалистиче:
ские. заблуждения. .
	AyAomunx B. BEXTEER.
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		Изд. № 914.
			Адрес редакции: Москва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: К 6-63-60. Д3-30-52,