г. № 13 (105

11 мая 1949
		 Hoe
	жиз н

куль гуУРА

rd Ладья

ОСУШЕСТВИМ ВСЕОБЩЕЕ
	СЕМИЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ
	них и семилетних тиколах. Всего в респуб-

^ихе создано 396 таки кружков, в которых

Е ОЕ И ON о

занимается 7.740 учителей.

В 1949 году около полутора тысяч учителей
республики повышают свою квалификацию,
Учатся в очных и заочных педагогических
учебных заведениях. Почти все учителя, не
имеющие законченного педагогического об-
разования, охвачены заочной учебой.

Обком ВКП(б), горкомы и райкомы пар-
тии систематически руководят работой школ,
обсуждают важнейшие вопросы их жизни,
Так, бюро областного комитета партии в те-
чение 1948 года и прошедших месяцев 1949 го-
да обсуждало вопросы о преподавании рус
ского языка в мордовских школах, о препо-
давании истории, биологии, Конституции
СССР, о подготовке к пооведению экзаменов,

В республике имеются десятки учителей,
которые из года в год не имеют по ‘своим
классам и предметам второгодников. Такие
учителя, как т. Лавровская (Кочкуровский
район), т. Травин (Краснослободский район),
т. Кугрышева (гор. Саранск), и многие дру-
гие своим самоотверженным трудом сниска-
ли себе любовь и уважение трудящихся всей
республики. За долголетнюю и безупречную
работу Президиумом Верховного Совета Со-
юза ССР в 1949 году около тысячи ‘учителей
республики награждено орденами и медаля-
ми.

О некотором улучшении воспитательной
работы в школах говорит рост числа комео-
мольцев и пионеров. В 1949 году в школах
республики в полтора раза возросло число,
комсомольских организаций, а число членов
комсомола в них удвоилось.

Однако следует отметить, что наряду с
некоторыми успехами в области улучшения
качества преподавания и знаний учащихся
в работе школ Мордовской АССР имеются
еце серьезные недостатки,

Все еше низка успеваемость. Из общего
числа учащихся не успевает по различным
дисциплинам свыше 30 тыс. человек.

Областной комитет ВКП(б) не добился еще
такого положения, чтобы все районные коми-
теты партии занимались изучением работы
каждой школы, ‘каждого учителя, каждой
школьной партийной организации.

Одной из основных проблем, не разрешен-
ных до настоящего времени, является корен-
ное улучшение состояния преподавания рус-
ского и родного языков в мордовской школе,

Вопрос об улучшении преподавания рус-
ского и мордовского языков неоднократно
обсуждался в обкоме ВКП(б). Были приняты
меры к улучшению качественного состава
преподавателей русского языка; в 1949 году
написан и издан учебник русского языка
для мордовских школ. Долг всех партийных
и советских органов, а также органов народ-
ного образования нашей республики -- уси-
лить’ работу по улучшению преподавания
русского языка в мордовской школе,

Необходимо также, чтобы Министерство
просвещения РСФСР ускорило рассмотрение
наших предложений об увеличении количе-
ства часов на преподавание русского языка
во всех классах мордовской школы.

В республике развернулась подготовка к
новому учебному году.
	1949/50 учебном году особенно возра-
стет контингент учащихся старших классов
семилетних и средних школ, Только в
5—17-х классах будет обучаться на 11 тыс, че-
ловек больше, чем в 1948/49 учебном году.
	Увеличение классов вызывает необходи-
‚мость сейчас же позаботиться о расширении
площади школьных помещений. Большая pa-
бота предстоит по ремонту школьных зда-

ний, ремонту и поделке мебели, заготовке и
подвозке топлива.

В настоящее время по призыву обществен.
ности Рыбкинского района по всей республи-
ке развертывается социалистическое сорев-
нование по подготовке школ к новому,
1949/50 учебному году.
	Партийная организация республики будет
настойчиво добиваться, чтобы к новому учеб-
ному году каждая школа Мордовии была
подготовлена образцово.
	И. АСТАИКИН.
Секретарь Мордовского. обкома ВКП(б).
		ных об электроне и радиоактивности, откры-
тых к тому времени.

«..сегодняшний «физический» идеа-
лизм точно так же, как вчерашний «физио-
логический» идеализм, — пишет Ленин, —
означает только то, что одна школа есте-
ствоиспытателей`в одной отрасли естество-
знания скатилась к реакционной филосо-
uu, we сумев прямо и сразу подняться от
метафизического материализма к диалек-
тическому материализму» (стр. 299).
Ленин выразил уверенность в том, что со-

временная физика сделает шаг от метафизи-
ческого материализма к диалектическому, Но
он указывал, что физика идет к единственно
верной философии не прямо, а зигзагами, не
сознательно, а стихийно. Современная физи-
ка, говорил Ленин, лежит в родах, она ро-
жает диалектический материализм.

Bee последующее развитие науки  пол-
ностью подтвердило правильность гениально-
го анализа и предвидений Ленина. Крупней-
шие ученые-физики в ряде стран стали на
путь диалектического материализма и актив-
но борются против идеализма. Известные всс-
му миру ученые Ланжевен, Перрен, Жолио-
Кюри, Блеккет и многие другие откры-
то заявляют о том, что они защищают
принципы диалектического материализма.

Новейптие открытия в физике, как, напри-
мер, проникновение в строение атомных
ядер, учение о противоречивой волновой и
корпускулярной природе материи, открытие
возможности превращения частиц вещества
в свет и обратно, обогащение разнообразия
известных видов элементарных частиц ма-
терии — все это является торжеством диа-
лектического материализма в современной
физике. .

Выдающейся победой диалектического ма-
териализма являются успехи передовой ми-
чуринской биологии и разгром реакционной
идеалистической, вейсманистско-морганист-
ской биологии.

Мичуринская биология в наилучшей фор-
ме воплощает единство теории и практики,
позволяет практикам переделывать расти-
тельный мир, природу растений по заранее
намеченному плану. За годы борьбы мичу-
ринского учения против вейсманизма-морга-
низма материалисты-биологи доказали в03-
можность диалектического превращения од-
ной формы в другую. Благодаря открытиям
академика Т..Д. Лысенко и его теории ста-
дийного развития стало возможным озимые
формы растений превращать в яровые и,

tTrsarAknneam ee
	Е с
наоборот, яровые Формы растений превра-
цать в озимые,
	Разгром вейсманистов-морганистон и побе-
	И EEE EEA EOE OE eae

да мичуринской материалистической биоло-
гии имеет огромное международное значе-
ние. Победа материализма в биологической
науке сплачивает все передовые силы уче-
ных-сстественников в борьбе против идеа-
лизма, дает им ясную перспективу дальней-
шего развития науки. Используя достиже-
ния мичуринекой биологии, миллионы тру-
жеников социалистического сельского хозяй-
ства нашей страны добиваются выведения
новых сортов растений и видов животных,

повышают урожайность полей и продуктив-
ность животноводства.
	Мордовский народ в Условиях парской
России был одним из самых отсталых, Гра-
мотность среди мужского мордовского на-
селения составляла лишь 3,1 проц., а на каж-
дую тысячу мордовских женщин приходи-
лось не более четырех, умевших читать и
писать.

За годы советской власти в Мордовской
автономной республике проведена большая
работа по хозяйственному и культурному
строительству. Трудящиеся Мордовии ликви-
дировали неграмотность. В республике созда-
на широкая сеть начальных, семилетних и
средних школ, имеются высшие учебные за-
ведения, свой национальный театр, издается
37 газет.

Сталинская забота о культурном и эконо-
мическом развитии Мордовской республики
вдохновляет мордовский народ на самоот-
верженный труд во славу нашей Родины.

Болыших успехов добилась Мордовская
АССР в деле развития народного образова-
ния.

В августе 1948 г. бюро областного комитета
партии вынесло решение о переходе в
1948/49 учебном году к всеобщему семилет-
нему обучению на селе.

Осуществление перехода к семилетнему
обучению потребовало расширения сети
школ и пополнения их учительекими кад-
рами. К началу 1948/49 учебного года в рес-
публике было вновь открыто 8 начальных
школ, 6 начальных школ реорганизованы в
семилетние и две семилетние школы — в
средние. Было построено 4 школы за счет
средств государства и 13 новых школьных
зданий силами общественности. В школы
республики направлено 625 учителей, окон-
чивших педагогические учебные 3aBeze-
ния, в том числе с высшим образованием
126 человек, окончивших учительский ин-
ститут — 244 человека.
	Проведенная работа дала свои результаты:
количество учащихся к началу 1948/49 учеб-
ного года превысило довоенный уровень.
В 5-е классы семилетних ‘и средних школ
было принято 22.316 учащихся M3 22.334,
окончивших весной 1948 г. четвертый класс.
	Таким образом, в Мордовии осуществлен
переход к. всеобщему семилетнему обучению
не только в городе, но и в деревне.

В 1948 году был неревыполнен пятилетний
план как по сети школ, так и по континген-
там учащихся.

Партийные организации республики и ор-
ганы народного образования в течение всего
учебного года боролись за сохранение числа
‘учащихся, стремились не допустить отсева.

С этой целью работники аппарата обкома
ВКП(б) и Министерства просвещения рес-
публики систематически проводили на мес-
тах проверку охвата детей семилетним обу-
зением. ,
	Были приняты меры по оказанию матери-
альной помощи школьникам. В первом полу-
годии различными организациями было вы-
делено в помошь нуждающимся детям
264 тыс. рублей, 3.164 метра мануфактуры,
сотни пар валяной и кожаной обуви, около
трехсот комплектов верхней одежды.
	Отсев учащихся из школ республики по
сравнению с прошлыми годами резко сокра-
тился. Однако нам не удалось полностью
ликвидировать это явление—в течение учеб-
ного года из всех школ отсеялось около
400 тткольников.
	Мордовский обком ВКП(б) ставит перед
партийными организациями республики за-
дачу-—в предстоящем 1949/50 учебном году
не допустить отсева ни одного школьника,

Партийные организации Мордовской
АССР уделили большое внимание вопросам
повышения политических знаний и деловой
квалификации учителей,

При комплектовании сети партийного про-
свещения райкомы партии стремились охваз
тить всех учителей различными видами
‘политучебы. Для учителей при райпарткаби-
нетах организованы семинары по изучению
произведений классиков марксизма-лениниз-
ма. Этими семинарами охвачено 657 человек.
Значительная часть учителей начальных
классов изучает теорию и историю болтыие-
	визма в кружках, организованных при сред-
		Окружим школу
всенародной
заботой _
	Подготовка школ к новому, 1949/50 учеб-
ному году развернулась сейчас повсеместно.
Многие районы, города и целые области уже
включились в социалистическое соревнова-
ние за лучшую подготовку школ к новому
учебному году и взяли на себя конкретные
обязательства.
	$ +
	Б Отделе проппанды и питации
		таторов 657 коммунистов и 320 комсомольцев.
До начала весенних полевых работ первич-
ные парторганизации расставили коммуни-
стов и агитаторов на решающие участки
сельскохозяйственных работ. Каждый агита-
тор был снабжен районными и областными,
а многие и центральными газетами. Во всех
колхозах, тракторных бригадах созданы биб-
лиотечки, имеются радиоприемники.

С первых дней сева агитаторы ежедневно
читали колхозникам и рабочим МТС газеты,
проводили беседы. Главным в работе агита-
торов на весеннем севе были вопросы орга-
низации социалистического соревнования,
повьшиения качества полевых работ. Ход со-
пиалистического соревнования широко осве-
	шался в стенных газетах, в «боевых лист.
	ках», «молниях», которые выходили в подав”
ляющем большинстве. звеньев, полеводческих
и тракторных бригад. Во всех колхозах и
МТС имеются доски почета, газетные витри-
ны, лозунги и плакаты.

Широкий размах агитационно-массовой ра-
боты позволил району (в этом году провести
весенние полевые работы более организован-
но и на высоком агротехническом уровне.
По сравнению © прошлым годом массовый
сев в районе начался на восемь дней позд-
нее. Однако темпы и качество сева в этом
году были гораздо выше. Сев ранних яровых
культур закончен за семь рабочих дней.

На совещании был также заслушан доклад
зав. отделом пропаганды и агитации Курско-
го обкома ВКП(б) т. Степаненко «О руковод-
стве отдела пропаганды и агитации обкома
партии агитационно-массовой работой среди
сельского населения в период проведения
весеннего сева». р
	АГИТАНИОННО-МАССОВАЯ. РАБОТА СРЕДИ СЕЛЬСКОГО
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
нк ВКП(б) состоялся доклад секретаря Глуит-
ковского райкома ВКП(б) Курской области
т. Архиповой «О состоянии агитационно-мас-
совой работы среди сельского населения
района в период весеннего сева».

Доклад т. Архиповой и проверка на месте
показали, что Глушковский райком ВКП(б)
систематически руководит агитационно-мас-
совой работой на селе. Вопросы организации
политической работы среди колхозников ре-
гулярно обсуждаются на заседаниях райко-
ма партии и на собраниях первичных парт-
организаций.

Райком ВКП(б) много внимания уделяет
проведению собраний и семинаров агитато-
ров. Семинары агитаторов при первичных
парторганизациях проводятся 3—4 раза в
месяц. В агитколлективы ежемесячно рассы-
лаются темы для семинаров, в которых пред-
усматривается ознакомление агитаторов с
решениями партии и правительства, а также
с задачами, стоящими перед районом и кол-
хозами.

В парткабинете райкома ВКИб) для агита-
торов подобрана необходимая политическая
и сельскохозяйственная литература.

Районная газета «Большевик» регулярно
освещает вопросы социалистического сорев-
‘нования и агитационно-массовой работы. В
HOMO агитаторам в газете были опублико-
ваны консультации: «Основные черты поли-
тической агитации», «О политической агита-
ции» и другие.

К ведению агитационно-массовой работы
среди сельского населения привлечено
257 учителей, 314 бригадиров и 513 человек
из числа колхозного актива. В составе аги-
	НАСЕЛЕНИЯ В ДПНИ ВЕСЕННЕГО СЕВА
	На Украине все шире развертывается
социалистическое соревнование по оказанию
всенародной помоши школе. B своих
обязательствах трудящиеся Украины обе-
щают оказать органам народного образова-
ния всестороннюю помощь в осуществлении
всеобщего семилетнего обучения в сельской
местности и десятилетнего в городах и рабо-
чих поселках.

Трудящиеся Киевской области обязуются
для осуществления всеобщего семилетнего
обучения в сельской местности и десятилет-
него — в городах и рабочих поселках дополни-
тельно открыть 14 средних и 115 семилетних
школ, оборудовать 155 интернатов на 1.100 уче-
ников; закончить к началу учебного года
плановое строительство 14 школ и 50 школ
построить методом народной стройки; отре-
монтировать всю школьную мебель и вновь
изготовить 20 тысяч парт, 3 тысячи столов,
2 тысячи классных досок и т. д.; к 20 августа
полностью окончить ремонт школ и завезти
к школам и квартирам учителей годовую
норму топлива; во всех средних и семилет-
них школах создать учебные кабинеты и
оборудовать их учебными пособиями; заку-
пить для школьных библиотек на 100 тыс.
рублей литературы; вее DIKOALI радиофициро-
вать, наделить их пришкольными участками,
посадить у школ фруктовые сады и оборудо-
вать спортивные площадки.

Трудящиеся гор. Горловки взяли на себя
обязательство осуществить уже в 1949/50
учебном году в своем городе обязательное
десятилетнее обучение. Для выполнения этой
задачи они обязуются к началу учебного го-
ла пополнительно открыть 3 средние и 5 се
	милетних школ, провести большие ремонт-,
	ные работы в 86 школах, оборудовать учеб-
ные кабинеты, пополнить школьные библио-
теки литературой, радиофицировать 65 школ
и 40 школ телефонизировать, ностроить сила-
ми общественности Дворец пионеров.
	Подобные обязательства взяли на себя тру-
дящиеся Харьковской, Сталинской, Жито-
мирской, Кировоградской, Ворошиловград-
ской, Днепронетровской, Каменец-Подольской
областей и многих районов и городов Укра-
инской ССР. Взятые обязательства успешно
выполняются.
	=

Трудящиеся города Таганрога Ростовской
области обязались отремонтировать все шко-
лы К 15 августа, изготовить 800 парт и
50 классных добок, отремонтировать и обору-
довать здание Дома пионеров, завезти к
1 сентября 1949 г. школам и учителям топли-
во; заложить силами общественности питом-
ники на 100 тысяч саженцев древесных расте-
ний.

Таганрогцы призвали трудящихся всей Ро-
стовской области своевременно подготовить
школы к новому учебному году. Бюро обко-
ма ВКП(б) одобрило патриотическое начина-
ние трудящихся Таганрога и обязало все
райкомы ВКП(б) и райисполкомы организо-
вать социалистическое соревнование городов
и районов области за севсевременную и высо-
кокачественную подготовку всех школ к
учебным занятиям.
		О ПАРТИЙНОМ РУКОВОДСТВЕ РАБОТОЙ ШКОЛ В БЕЛОРУССКОЙ ССР

лах, особенно в западных областях респуб-
лики. В большинстве школ, как правило, по-
сле учебных занятий с детьми никакой рабо-
	ты не проводится. В ряде городских школ до.
	сих пор учащиеся перегружены обществен-
ной и другой внеучебной работой. Есть фак-
ты, когда отдельные учащиеся подпадают под

влияние церковнивов,
	Партийные организации и органы народ.
	ного образования слабо ведут работу по по-
вышению политического уровня и а
квалификации учителей.

Плохо планируется подготовка учителей
для семилетних и средних школ по различ-
ным специальностям, В результате этого в
республике имеется большой недостаток в
преподавателях математики и языков.

Велика текучесть кадров народного обра-
зования. В Гродненской области за 4 года
сменилось 5 заведующих областным отделом
народного образования. Но всей республике
в 1948 году из 195 заведующих районными от-
делами народного образования сменилось 40.

Материально-хозяйственная база многих
школ республики неудовлетворительна. Часть
школ до сих пор не выведена из мало при-
годных для занятий помещений. Вследствие
плохой работы торговых организаций и недо-
статочного внимания органов народного об-
разования многие школы, особенно сельские,
не обеспечены учебно-наглядными пособия-
ми, хотя на базах торговых организаций эти
пособия имеются:

Медленно развертывается в республике ра-
бота по подготовке школ к новому учебному
году.

На совещании были рекомендованы прак-
тические мероприятия по улучшению рабо-
ты сектора школ ЦК КП(б) Белоруссии и
отдела пропаганды и агитации Гродненского
обкома партии по руководству. делом народ-
ного образования.
	марксизма. Появилась целая орава проповед-
ников буржуазной идеологии.

В тот период перед партией большевиков
встала неотложная задача — разоблачить и
разгромить до конца перерожденцев в обла-
сти теории марксизма, отстоять теоретиче-
ские основы марксистской партии. Это была
международная задача, отступать от нее бы-
ло нельзя и решать ее, кроме большевиков,
было некому. Эту задачу исторического зна-
чения выполнил основатель и вождь больше-
вистской партии великий Ленин в своей кни-
ге «Материализм и эмпириокритицизм».

Вместе се Лениным борьбу против ревизио-
нистов и  перерожденцев вел товарищ
Сталин. В 1906—1907 годах он выступил
с теоретической работой «Анархизм или со-
пиализм?», в которой подверг критике анти-
	„марксистские течения в Философии и развил
	основы марксистского мировоззрения. ВБ сво-
их последующих трудах, особенно в работе
«О диалектическом и историческом материз-
лизме», товарищ Сталин обобщил все то, что
внесли Маркс, Энгельс и Ленин в революци-
онную теорию, творчески развил дальше уче-
ние диалектического и исторического мате
риализма на основе новейших данных науки
и революционной практики.
	Маркс и Энгельсе совершили великий науч-
ный подвиг, создав новое, цельное фило-
софское учение — диалектический материа-
лизм. Почти полстолетия Маркс и Энгельсе
вели титаническую борьбу с различными на-
правлениями и течениями реакционной фч-
лософии, развивали философский материа-
лизм и диалектический метод.

Диалектический материализм. — стройная
научная философская система. Она не только
дает научное, единственно правильное об’яс-
нение мира, но и показывает, каки в каком
направлении необходимо перестраивать мир.
Учение Маркса всесильно потому, что оно
верно.

Вся буржуазная философия, как указывал
Ленин, занимается прямо или косвенно опро-
вержением материализма. Сотни и тысячи
раз об’являли материализм опровергнутым и
в сто первый и в тысяча первый раз продол-
жают опровергать его и поныне.

Особенно усилились атаки против Маркси-
стского философского материализма в период
разгула реакции, наступившей вслед за пора-
жением первой русской революции. В борьбе
против марксизма об’единились представи-
тели различных политических направлений
и взглядов. Враги материализма, перебежчи-
ки и ренегаты, не решались выступать от-
крыто против марксизма, они прикидыва-
лись его «лпрузьями». заботились акобы о
	В Отделе пропаганды и агитации ЦК
ВКП(б) состоялось совещание, на котором
были заслушаны доклады зав. сектором школ
Отдела пропаганды и агитации ЦК КП(б)
Белоруссии т. Регель и зам. зав. отделом
пропаганды и агитации Гродненского обкома
КП(б) Белоруссии т. Акулича о партийном
руководстве работой школ.

Обсуждение докладов и проверка, проведен-
ная на месте, показали, что после Великой
Отечественной войны в Белорусской ССР
проведена большая работа по улучшению
дела народного образования. Довоенная сеть
школ в республике восстановлена. В настоя-
щее время в Белоруссии работают 11.119 школ
‚с числом учащихся около полутора миллио-
нов. Улучшен качественный состав препода-
вателей. Педагогическими учебными заведе-
ниями подготовлено и направлено в школы
более 12 тыс. учителей.

На совешании отмечалось, что в работе
шкох Белорусской ССР имеют место Kpyn-
ные недостатки.

В ряде школ все еще много второгодников.
Министерство просвещения БССР и област-
ные органы народного образования не ана-
лизируют причин второгодничества, не обоб-
щают и не распространяют опыта работы
лучших учителей.

Очень мало уделяется внимания качеству
преподавания отдельных учебных предметов,
в том числе улучшению преподавания бело-
русского и русского языков. До сих пор для
некоторых классов начальных школ нет
учебников по белорусской и русской грамма-
тикам. Перестройка преподавания биологии
на основе мичуринского учения в школах
республики осуществляется медленно. Пре
подавание биологии во многих школах про-
водится в отрыве от практики социалисти-
ческого сельского хозяйства.

Нет необходимого внимания к вопросам
улучшения воспитательной работы в шко-

Сорок лет назад — в мае 1909 года — вышел
в свет гевиальный философский труд
В. И. Ленина «Материализм и. эмпириокрити-
цизм». Классический ленинский труд ознаме-
новал новый этап в развитии революционной
теории марксизма. Весь ход развития науки,
равно как и исторического развития истек-
ших десятилетий, полностью подтвердил Bem
ликую жизненную силу бессмертных идей
ленинизма.

В работе «Об основах ленинизма»
И. В. Сталин дает исчерпывающую характе-
ристику знаменитой книги В. И. Ленина.

В «Кратком курсе истории ВКП(б)», являю-
щемся энциклопедией основных знаний в 0об-
ласти марксизма-ленинизма, товарищ Сталин
указывает, что ленинская книга является
защитой теоретических основ марксизма и
обобщением всего важного и существенного
из того, что приобретено наукой, и прежде
всего естествознанием, за целый историче-
ский период. В борьбе против всех и всяких
врагов рабочего класса Ленин отстоял тео-
ретическое богатство марксизма — диалекти-
ческий и исторический материализм, поднял
на ‘новую, высшую ступень философию
марксизма. Книгу Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм» товарищ Сталин назвал
теоретической подготовкой партии нового
типа —- большевистской партии.
	Книга «Материализм и эмпириокритицизм»
написана В. И. Лениным в условиях импе-
риализма, когда противоречия капитализма
дошли до такой степени, что пролетарская ре-
волюция стала вопросом непосредственной
практики, на очередь выдвигалась задача
подготовки пролетариата к прямому штурму
капитализма.
	В начале ХХ столетия Россия стала цент-
ром революционного движения, узловым
пунктом противоречий империализма. Пер-
вая русская революция 1905 года имела огром-
ное международное значение, она составила
целую историческую полосу в развитии Рос-
сии и явилась величайшей школой политиче-
ского воспитания рабочего класса и крестьян-
ства.
	Царскому самодержавию с помощью запад-
ноевропейских империалистов удалось пода-
вить революцию 1905—1907 годов в России.
Империалистическая буржуазия торжествова-
ла победу и развернула бешеный поход про-
тив революции, против пролетариата и его
партии. Империалистам мало было разгро-
мить революционные организации и физиче-
ски истребить передовых борцов револю-
ции, — они задались целью обезоружить про-
летариат идейно и с помощью своих лакеев—
ревизионистов и оппортуниетов различного
толка организовали наступление против мар-
ксистской теории.

Критика марксизма в то время преврати-
лась в моду. Наиболее распространенным те-
чением в буржуазной философии, ставшим
знаменем реакции в науке и в общественном
движении, оказалась идеалистическая фило-
софия махистов. Поражение революции в Рос-
сии породило распад и разложение в среде
попутчиков революции. Часть партийной ин-
теллигенции переметнулась в лагерь откры-
тых врагов революции, в лагерь врагов
	Из Молотовской области сообщают, что тру-
дящиеся Чердынского района заготовили для
школ 5.500 кубометров дров (из плана 9.000
куб. м.) и подвезли в школам и квартирам
учителей 3.350 кубометров. Успешно идет в
районе строительство шести новых школ.
В 133 школах области начат капитальный и
в 635 школах текущий ремонт. Изготовлено
1.988 парт и 356 классных досок. Начато на
средства общественности строительство 56
начальных школ.

еликая жизненная сила
’ илеи ленинизма

(К 40-летию выхода в свет книги
В. И. Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм»)
	дальнейшем развитии марксизма, ссылались
на «новейшую философию», на философию.
современного естествознания и т. п. На деле
же они хотели одного: заменить марксизм
реакционной философией махизма. Именно
так действовали российские махисты Богда-
нов, Базаров, Берман, Юшкевич и др.

Гениальный Ленин разгадал черный замы-
сел врагов марксизма, разоблачил их под-
лую тактику. Диалектика истории такова,
что теоретическая победа марксизма застав-
ляет врагов его рядиться марксистами.

Ленин последовательно, шаг за шагом,
раскрывает реакционную сущность махиет-
ской философии, показывает ее неразрыв-
ную связь се давно отвергнутыми наукой
суб’ективно-идеалистическими взглядами
Беркли, Юма, кантианцев. Махисты и их
русские последователи выступили с непомер-
ными претензиями, заявляя, что они
будто бы создали «новейшую» философию,
стоящую якобы выше материализма и идеа-
лизма. Они претенциозно заявляли, что но-
вейшие открытия естествознания опровер-
гают материализм. На самом же’ деле, как
блестяще показал Ленин, они были в своих
нападках на материализм не оригинальны
и повторяли зады суб’ективных идеалистов.

История показала, на чьей стороне оказа-
лась правда: антинаучные писания врагов
марксизма уже давно преданы полному заб-
вению, как никому не нужный хлам. Идёи
же ленинизма в ` философии торжествуют
полную победу.

Новейшие открытия в естествознании, так
же как и весь ход общественно-исторического
развития, целиком и полностью подтвержда-
ют все коренные положения марксистского
философского материализма.

В конце ЖХ и начале ХХ века в естество-
знании и прежде всего в физике были сде-
ланы весьма важные научные открытия, ко-
торые были охарактеризованы Лениным как
новейшая революция в естествознании. До
открытия электрона господствовал взгляд,
что атом является простейшей, неделимой
частицей материи. Открытие электрона на-
ряду с открытием радиоактивности вызвало
величайший переворот во взглядах на строе-
ние материи. Спекулируя на трудностях
	развития естествознания, возникших в связи
	с новыми открытиями в области строения ма-
терии, махисты делали реакционные выводы
о якобы дематериализации атома и исчезно-
вении материи; они хотели использовать пе-
	реворот в науке для укрепления позиций
идеализма в его борьбе против материализма.
_ Борясь за дальнейший прогресс в естество-
знании и философии, Ленин впервые в науке
дал глубокое об’яснение новейшей револю-
ции в естествознании, показал; что успешное
развитие естествознания возможно лишь на
путях диалектичеекого материализма.

Все крики об исчезновении материи, как
показал Ленин, порождены у физиков незна-
нием диалектического материализма, неуме-
нием отличить философское определениз ма-
терии от естественно-научного. Ленин пока-
зал, что материя не исчезает и не можег ис-
чезнуть, ибо «Материя есть философская ка-
тегория для обозначения. об’ективной реаль-
ности, которая дана человеку в ощушениях
его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, суше-
ствуя независимо от них» (В. И. Ленин, Со-
чинения, т. 14, изд. 4-е; стр. ИТ). Исчеза-
ет не материя, указывал Ленин; а тот предел,
до которого мы знали материю до сих пор;
наше знание идет глубже; исчезают такие
свойства материи, которые казались раньше
абсолютными, неизменными, первоначальны-
ми (непроницаемость, инерция, масса) и ко-
торые теперь обнаруживаются, как относи-
тельные, присущие только некоторым состо-
яниям материи.

Диалектический материализм. в противо-
	_положность метафизическому, открывает ши-
	рокий простор для научных знаний, дает
перспективу развития. Диалектический ма-
териализм настаивает на` приблизительном,
относительном характере научного положс-
ния о строении материи и свойствах ее, на
отсутствии абсолютных граней в природе, на
превращении движущейся материи из одно-
го состояния в другое.

Открытие электрона — не предел в позна-
нии строения материи, это лишь одна из вех
на пути познания природы прогрессирую-
щей наукой человека. «Электрон так же
неисчерпаем, — писал Ленин,— как и атом,
природа бесконечна, но она бесконечно суще-
ствует, и вот это-то единственно категориче-
ское, единственно безусловное признание ее
существования вне сознания и ощущения чс-
ловека и отличает диалектический материа-
лизм от релятивистского агностицизма и
идеализма» (стр. 249). ‘ :

Особое внимание В. И. Ленин уделил в
своем труде «Материализм и эмпириокрити-
цизм» вопросам физики. Ленин указал на
глубокую связь новой физики с Ффилософи-
ей и дал научный анализ состояния совре-
менной физики, вскрыл причины переживае-
мого ею кризиса и определил задачи ее раз-
вития,

Ленин подверг острой критике физический
идеализм, пытавшийся воскресить илбализм
	в философии якобы на основе новых дан-