21 мая 1949 г., № 14 (106)

КУЛЬТУРА и ЖИЗНЬ

“Конечно, гуманизм Пушкина был ограни-
чен в том смысле, что в конкретном решении
им ряда вопросов русской общественной жиз-
ни он в условиях 30-х годов ХХ века не
смог пойти дальше идей просвещенного дво-
рянства. Слабые стороны мировоззрения
Пушкина были в свое время вскрыты гени-
альным критиком-демократом В. Белинским.
	В последние годы жизни Пушкин вплот-
ную подходит к мысли о том, что основой
русской жизни его времени является антаго-
нистичность властвующего дворянства и по-
рабощенного крестьянства. Но ‘до идеи кре-
стьянской революции Пушкин был не в си-
лах подняться, понимая ее лишь как гроз-
ную разрушительную стихию, лишенную ка-
ких-либо творческих начал, Все надежды он
возлагал на распространение просвещения и
гуманизма. Но от многих «просвещенных»
дворян типа либерала Вяземского Пушкина
резко отличало тб, что идеи просвещения,
гуманности. неразрывно соединялись в миро-
воззрении поэта с отрицанием крепостного
права и освобождением крестьян. И как ни
стремилась политическая реакция в лице
царя и его приспешников ‹сковать гений и
деятельность Пушкина, она He смогла ни
приостановить могучего полета его гениаль-
ной и свободолюбивой мысли, ни ослабить
его вражды к сэмодержавию и дворянской
реакции, его любви к народу и Отчизне.
	Великой заслугой поэта было то, что в
годы гнетущей николаевской реакции Пуп-
кин спас честь русской литературы. Об этом
хоротпо сказал Герцен: «Одна лишь. звонкая
и широкая песнь Пушкина звучала в доли-
нах рабства и мучений; эта песнь продолжа-
ла эпоху прошлую, наполняла мужествен-
ными звуками настоящее и посылала свой го-
лос отдаленному будущему».

Поистине неоценима роль Пушкина в
развитии русской культуры и литературы.
Только гений русского народа мог так реши-
тельно и в кратчайшие сроки совершить
грандиозное дело преобразования русской
литературы, заложить основы великого рус-
ского реализма, создать руеский литератур-
ный язык. По меткому выражению М. Горь-
кого, «Пушкин У нас — начало всех начал».
О значении Пушкина как наставника рус-
ских писателей говорят Гоголь, Тургенев,
Гончаров, Л. Толстой. «Пушкин... наш учи-
тель... Без этого образца и предтечи искус-
ства—Гоголь не был бы тем Гоголем, каким
он есть... черты пушкинской, лермонтовской и
гоголевской творческой силы-— доселе входят
в нашу плоть и кровь, как плоть и кровь
предков переходит к потомкам», — писал И. А.
Гончаров.

Сочетание свободолюбия и патриотизма,
передовая идейность и горячий интерес к
	современности, глубокое изучение действи-.
	тельности и органическая связь с народной
поэзией, неустанный творческий труд сделз-
ли Пушкина величайшим мастером поэзии,
основоположником новой русской литерату-
ры, положившим начало тому ее всемирному
значению, о котором писал Ленин. Пушкин,
как никто до него, утвердил в литературе
реалистический метод, опередив современ-
ных ему писателей Западной Европы. Лите-
ратурное творчество Пушкина многогранно:
он прокладывал новые пути в поэзии, прозе,
драматургии и создал такие выдающиеся
произведения, как роман «Евгений Онегин»,
поэма «Медный всадник», повести «Дубров-
ский» и «Капитанская дочка», драма «Борис
Годунов» и др.

Пушкин боролея за народность и самобыт-
ность литературы, за воплощение в ней об-
разов простых людей, „Победой гения Пуш-
кина является правильное понимание народ-
ности как отражения в «зеркале поэзии» на-
рода, его «образа мыслей и чувствований».

Русский национальный гений, тесно свя-
занный с родной почвой, умел не только из-
влечь поэзию из обыденной жизни и выра-
зить ее в стихах чарующей красоты, просто-
ты и свежести, — он умел и строго критически
осудить многое в этой действительности.

К Пушкину как художнику полностью мо-
жет быть отнесена та глубокая характери-
стика, которую дал А. А. Жданов на совеща-
нии деятелей советской музыки в ЦК
ВКП(б) классическому искусству, русской
реалистической музыке, которую так часто
вдохновлял гений Пушкина. «Для классиче-
ской музыки характерны правдивость и реа-
лизм, умение достигать единства блестящей
художественной формы и глубокого содер-
жания, сочетать высочайшее мастерство с
простотой и доступностью». Все это в высшей
степени было свойственно Пушкину.

Пушкин был создателем русского ‘литера-
турного языка. Он демократизировал литера-
турный язык, вывел его из узких стен бар-
ских особняков на широкую дорогу общена-
циональной жизни. Он положил в основу
его развития неиссякаемый источник —
язык родного народа. Пушкин завещал
русским писателям: «Вслушайтесь в про-
стонародные наречия, молодые писатели, —
вы в них можете научиться многому,
чего не найдете в наших журналах». В тех
же целях Пушкин призывал к изучению на-
родного языка и народной поэзии: «Изуче-
ние народных песен, сказок и т. п. необходи-
мо для совершенного знания свойств русско-
го языка.. Разговорный язык простого на-
рода... достоин также глубочайших иселедо-
ваний». Ярко говорил о великой роли Пуш-
кина в деле создания нашего языка Турге-
НВ: «..он создал наш поэтический, наш лите-
ратурный язык... и.. нам и‘нашим потомкам
остается только итти по пути, и
его гением...»
	Пушкин создал тот литературный HBB,’
	которым восхищался Ленин в творениях
Тургенева, Льва Толстого, Добролюбова и
Чернышевского, называя его «великим и.мо-
гучим». По Пушкину изучал русский. ‘Язык
основоположник научного социали8ма Карл
Маркс, восхищавиийся вместе с Фридрихом
Энгельсом глубиной пушкинской мысли,

В прошлом книги Пушкина были доступны
только господствующим классам. Великая
Октябрьская социалистическая революция
превратила его творения в достояние мил-
лионов трудящихся, принесла Пушкину Bce-
	„народную ^ славу великого поэта народов
	нашей Родины.

` Поэзия Пушкина созвучна нам, людям
сталинской эпохи, своим свободолюбием, го-
рячей любовью к Отчизне, неисчерпаемой
жизнерадостностью, чувством уважения к
личности человека, верой в могучую силу
его разума, той страстью и горением, кото-
рые характеризуют творческий подвиг Пуш-
кина. .

Пушкин всегда останется учителем пере-
довых писателей, Советская литература --
прямая и законная наследница творчества
Пушкина.

Торжественно и радостно празднует совет-
ский народ. юбилей своего великого поэта,
Светлый гений Пушкина — союзник coser-
ских людей в их борьбе за мир, против вра-
гов культуры и прогресса, за свободу и сча-
стье человечества.
		Н. БЕЛЬЧИКОВ.
	и мировой лите]
	К 150-nemuto co dua рождения
	А. С. LTywxuna
	ярко и убедительно раскрыто в «Истории Пу-
гачева», в «Дубровском», в повести «Канитан-
ская дочка». С огромной силой звучит в его
поэзии протест против крепостничества, про-
тив самовластия. В возрасте 16 лет он писал:
«я рабство ненавижу». В оде «Вольность», в
стихотворениях «Деревня», «Кинжал» и дру-
гих произведениях Пушкин выразил свое
негодование по адресу «барства дикого»,
осуждение ужасов крепостного права и веру
в освобождение народа. Своими страстными
стихотворениями Пушкин в те годы, по сло-
вам испуганного Александра Т, «наводнил всю
Россию».

Страстно желал Пушкин освобождения Рос-
сии от гнета крепостничества. Его стремле-
ние к свободе было неразрывно слито ©
патриотизмом. «Только революционная голо-
ва.,—писал Пушкин, — может любить Россию».
Пушкин был поэтическим выразителем идей
декабризма и свой «неподкупный голос» спра-
ведливо считал «эхом русского народа». В ево-
боде Пушкин видел «звезду пленительного
счастья».

Пушкин не был членом тайных обществ —
не был декабристом, но его поэзия выражала
настроения декабристов. После подавления
восстания декабристов Пушкин остался ве-
рен идеям борьбы против самодержавия и
феодально-крепостнического строя. Поэт был
убежден, что высокие стремления его друзей,
их «скорбный труд» не пропадут даром. Он
был прав. Через много лет Ленин писал о
декабристах: «Их дело не пропало».

Свободолюбивой была не только“ страстная
политическая лирика Пушкина: все творче-
ство поэта проникнуто свободолюбием. Вели-
кой идеей Пушкина, унаследованной им от
Радищева, была идея гуманизма, утвер-
ждающего свободу личности, провозгласив-
щего право людей на счастье и свободу.
Гуманизм Пушкина был отражением анти-
крепостнических настроений и чаяний на-
родных масс России. В свободолюбии и гу-
манизме Пушкин видел свою заслугу перед
народом, свое право на его любовь и призна-
тельность»
	И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я -
CBOGOLY...-

ений русской
	6 июня Советская страна отмечает 150-летие
со дня рождения великого сына русского
народа, гения русской и мировой литерату-
ры Александра Сергеевича Пушкина. Юбилей
Пушкина — всенародный праздник.

Товарищ Сталин назвал имя Пушкина сре-
ди имен величайших деятелей русской на-
ции. В личности Пушкина, его творчестве
выразились лучшие черты великого русского
народа: его талантливость, свободолюбие, его
ясный ум и стойкий характер, его любовь к
Родине. Гений Пушкина прославил и возве-
личил нашу Отчизну. Бессмертные творения
поэта явились шагом вперед в художествен-
ном развитии всего человечества.

«Пушкин принадлежит к вечно живущим и
движущимся явлениям... Каждая эпоха произ-
носит о них свое суждение», — писал Белин-
ский.
	В наше время, когда. под руководством
партии Ленина—Сталина осуществлено все-
мирно-историческое дело построения социз-
листического общества, национальное и ми-
ровое значение Пушкина раскрылось со всей
глубиной и. яркостью. Именно у нас, в стране
победившего социализма, во всем величии
встает в сознании советских людей гений
Пушкина-— великого сына великого русского
народа, давшего миру гениальных предета-
вителей во всех областях культуры.
	1ворчество Пушкина воодушевлялось пат-
риотическим под’емом русского народа, отсто-
явшего в войне 1812 года свою независимость
и освободившего народы Западной Европы от
владычества Наполеона. Отечественная война
1812 года, которую Пушкин считал «величай-
шим событием новейшей истории», епособ-
ствовала под’ему революционного движения
в России, породившему восстание декабри-
стов. Вместе с тем победа русского народа,
разгромившего Наполеона, вызвала под’ем
национально-освободительного движения и в
странах Западной Европы. С огромным инте-
ресом Пушкин следил за развитием револю-
ционного движения в Европе. Он был врагом
реакционного «Священного союза», организо-
ванного Меттернихом и Александром Г в це-
лях подавления народно-демократического
движения. С восторгом приветствовал поэт
восстание греческого народа против турецко-
го ига, за независимость Греции.

Расцвет литературной деятельности Пуш-
кина протекал в эпоху, когда русский народ
задыхался под гнетом крепостничества.

Русское крестьянство, питая глубокую
ненависть к угнетателям, из года в год (в
1817, 1820 и последующие годы, особенно в
30-е) усиливало свои выступления против
помещиков. Оно не могло вести организован-
ной борьбы, но своим стихийным протестом
побуждало передовых людей искать выход
из социальных противоречий.

Великий Ленин писал об этой эпохе: «Кре-
постная Россия забита и неподвижна. Проте-
стует ничтожное меньшинство дворян, бес-
сильных без поддержки народа. Но лучшие
люди из дворян помогли разбудить народ».
Пушкин был тесно связан с лучшими людь-
ми своего поколения — декабристами и про-
славлял свободу.

России были посвящены высокие порывы
души Пушкина. Могучая неистребимая при-
вязанность к своему отечеству, глубокие ду-
мы о своем народе и страстные мечты о сча-
стье народных масе—вот где зрели идейные
творческие силы Пушкина. Пушкин искренне
гордился своей Родиной. «Клянусь честью,
ни за что на свете я не хотел бы переменить
отечество, или иметь другую историю, кроме
истории наших предков», — писал: он Чаадаеву.
	Высоко ценил Пушкин многовековую рус-
скую культуру — от величайшего памятника
древнерусской литературы «Слово. о полку
Игореве» до своего великого современника
Гоголя. Он подчеркивал народный, нацио-
нальный характер русских писателей, благо-
родство и независимость их творческой дея-
тельности. «Мы можем праведно гордиться, —
писал он,—наша словесность... не носит на
себе печати рабского унижения. Наши талан-
ты благородны, независимы». С гордостью на-
зывал Пушкин имена Ломоносова, Держави-
на, Крылова, Радищева, Обращаясь к неис-
черпаемым богатствам русского языка, Пуш-
кин справедливо указывал на его превосход-
ство над западноевропейскими: «Язык славя-
но-русский имеет неоспоримое превосходство
пред всеми европейскими».

Восхищение вызвали у Пушкина блестя-
щие военные подвиги ‘русского народа, его
великие полководцы. Имена Суворова и Ку-
тузова были для него священными. И когда
распоясавитиеся «клеветники России» начи-
нали бряцать оружием, он напоминал им, что
все попытки поработить Россию ‘неизменно
оканчивались позорными поражениями. Не
раз русский народ спасал Европу от претен-
дентов на мировое господство, Разгромив
Наполеона, русские люди «своею кровью
искупили Европы вольность, честь и мир».
«Но Европа,— писал Пушкин,— в отношении
к Росбии всегда была столь же невежествен-
на, как и неблагодарна»,
	‘Тем большее отвращение внушали Пушки-
ну дворянские космополиты, пренебрежитель-
но относившиеся к родному народу и раболеп-
ствовавшие перед всем иностранным. Пушкин
гневно клеймил тех безродных «переметчи-
ков», для которых, как он писал, «где хорошо,
там и родина, для коих все равно: бегать ли
им под орлом французским, или русским
языком позорить все русское — были бы
только сыты».

Смехотворны и жалки поэтому утвержде-
ния некоторых космополитов от литературо-
	веления о «западничестве» Нушкина, о том,
	что великий русский поэт был «дитя европей-
ского просвещения, выросшее на руеской
почве», Только люди, низкопоклонствующие
перед буржуазным Западом, могут отрывать
Пушкина от родной национальной почвы, пи-
тавшей его творчество.

В борьбе е дворянским космополитизмом
Пушкин никогда не проявлял и тени нацио-
нальной ограниченности. Вместе со своим
другом великим польским поэтом Мицке-
вичем Пушкин мечтал о «временах грядущих,
когда народы, распри позабыв, в великую
семью соединятся». В то же время он не раз
указывал на своеобразие истории русского
народа, глубоко понимал ее особенности.

История России вставала перед глазами
поэта, насъыщенная великими и бурными со-
бытиями. Историю нашей Родины Пушкин
	показал, ‘как историю борьбы за независи:.
	мость, за развитие национальной, самобыч-
ной культуры. В этой борьбе мужала Рос-
сия, закалялся могучий национальный ха-
рактер русского народа.
	Перетерпев судеб удары,
Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, кует булат.
	Ни татарское иго, ни крепостное право
не сломили русского человека. «Взгляните на
русского крестьянина: есть ли тень рабского
унижения в его поступи и речи?  О ‘его смело-
сти и смышленности и говорить нечего», —
писал Пушкин. «России было определено вы-
сокое предназначение!» — восклицал поэт.

Тем ярче вырастала перед взором Пушкина
историческая несправедливость угнетенного
	атуры   В защиту
	наших петей!
	(Пьеса С. Михалкова «Я хочу домой!» на сцене Центрального детского театра)
	КБрепнут, здоровеют, наливаются силами
наши дети. Смотреть на них, слышать их
радостно и гордо. Вот скоро мы вновь будем
отправлять их с музыкой и пением на све-
жий воздух, на дачи, в санатории, в лесные
рощи, в горы, к синему морю... И они еще
сильней окрепнут, и еще звонче будет их
смех.

А в западных зонах Германии, оккупиро-
ванных после окончания войны английски-
ми, американскими и французскими войска-
ми, до сих пор еще томятся сотни обездолен-
	ных советских детей. Нелепо, дико. Но это
так. Сотни/советских ребят влачат свои дет-
ские годы на чужбине, в холодных стенах
	английских и Прочих «сиротских приютов».

Это дети, которых в годы войны насиль-
ственно увезли в Германию фашистские за-
хватчики. .

Сироты? Да, есть среди них и сироты, хотя
в нашей родной стране их никто так бы не
называл, ибо вся советская Родина была бы
их ласковой и заботливой матерью.

Но среди маленьких пленников есть много
и таких, у которых давным-давно уже на-
шлись их родители.

Отцы и матери нашлись, но британские и
прочие «джентльмены» в военных мундирах
упрямо держат детей в своих цепких руках,
лицемерно, фарисейски разыгрывая роль не-
прошенных «опекунов».

_ Новедение этих господ в вопросе о репа-
триации советских детей наивно об’яснять
черствостью, жестокостью или чиновничьим
усердием отдельных лиц. Нет, это — полити-
ка! Наших ребят желают духовно искале-
чить, превратить в людей без родины, без
нации, желают сделать из них орудие для
осуществления. своих низменных замыслов.

В новой пьесе Сергея Михалкова «Я хочу
домой!», посвященной этой животрепещущей
теме, очень ясно об этом сказано.

Англичанка Эйт, предетавительница Крас-
ного Креста, член «комиссии» по определе-
нию национальности детей, спрашивает: По-
чему вы не хотите отпустить Сашу Бутузова
домой? Мистер Кук, представитель англий-
ской военной администрации, отвечает, мно-
гозначительно усмехаясь: Потому, чтобы в
лесах Канады работал не ваш сын, миссис
Эйт; потому, чтобы в шахтах Бельгии. рабо-
тал не ваш сын: потому, чтобы. на плантани-
	ях Аргентины изнывал от жары не ват сын?
	потому, наконец, чтобы в тыл врага с пара-
шютом прыгал не ваш сын, миссис Эйт.

Драматург Сергей Михалков, и Централь-
ный детский театр сделали благородное дело,
показав зрителю спектакль «Я хочу домой!».

Написать для детей драму на острую поли-
тическую тему и поставить ее так, чтобы она
дошла до сердца и ума юных зрителей, не
очень-то легко, но драматург и театр
успешно справились с этой задачей. Спек-
такль побуждает детей еще крепче любить и
пенить свою советскую Родину.

Спектакль волнует и взрослых, которые его
смотрят,— учителей, родителей,— ибо в на-
шей стране нет человека, чье сердце оста-
лось бы спокойным при мысли о том, что не-
которые советские дети и посейчас пленники
английских и прочих господ.

Содержание пьесы таково. Бизония. Ан-
глийская зона оккупации. Германии. Окраина
провинциального городка. За каменной сте-
ной, за крепкими чугунными решетками CTO
ит бывший монастырь. Здание зорко охраня-
ют вооруженные английские солдаты. Кто
там заперт. в этом мрачном здании? Преступ-
ники? (Пленные воины? Нет, там... детский
приют. Там несколько десятков советских ре-
бятишек разных национальностей. Вот кого
стерегут вооруженные с ног до головы бри-
таниь!

Английские военные власти всячески
скрывают местонахождение этого детского
приюта от представителей командования со-
ветских. оккупационных войск в Германии,
которым поручена репатриация вывезенных
гитлеровцами советских детей.

Приютом командует мистер Скотт, офицер
в отставке, агент английской контрразведки.
Его правая рука — латыш, предатель своего
народа, военный преступник Упманис. Сей
бандит — старший «воспитатель» приюта.

Советских мальчуганов и девочек здесь от-
равляют антисоветской пропагандой, всяче-
ски стараются, чтобы они забыли свою
Родину, своих матерей, отцов, и все время
им внушают, что они должны быть благодар-
ны Великобритании за «спасение», за «попе-
чительство».

Саша Бутузов — главный герой пьесы. Он
был малышом, когда гитлеровские захватчи-
ки увезли его в Западную Германию. И вот
он в английском приюте. Как ни старались
британские чиновники, им, однако, не уда-
лось вытравить из сознания мальчика память
о советской Родине, о матери. Не помогли ни
угрозы, ни побои, ни карцер.

Майор Добрынин, представитель Советско-
го Союза, несмотря на все препятствия, кото-
рые ему чинят англичане, проникает в при-
ют и добивается встречи с детьми. Помогает

майору воспитательница приюта латышка
Смайда Ландмане, которая мечтает о возвра-
шении вместе с детьми в СССР. Смайда пе-
редает советскому офицеру список детей
приюта с их истинными фамилиями, имена-
ми и сообщает, как они попали в Германию.

Майор Добрынин разоблачает козни ан-
глийских «добреньких попечителей» и дока“
зывает, что содержащиеся в приюте дети —
это советские дети, которые должны быть
возвращены на Родину.

Добрынин показывает Саше фотографиче-
скую карточку. Саша узнает свою мать.
Обозленный мистер Кук рвет в клочки кар-
точку, но Саша Бутузов собирает клочки и
прячет на груди. Саша рвется домой, на Ро-
дину, к советским людям, к своей маме; он
бежит из приюта.

Многие картины спектакля глубоко запе>
чатлеваются в сознании зрителя.

Актеры под руководством постановщиков
заслуженного деятеля искусств О. И. Пыжо-

“pon и Б. В. Бибикова хорошо поняли пьесу
и ‘донесли ее дух и содержание до самого
сердца зрителя.

Молодые артисты А. И. Лебедев (Cama By-
тузов) Н. В. Румянцева (Ира Соколова),
‘Г. Г. Новожилова. (Маша Любимова), А. А.
Михайлов (майор Добрынин) и М. И. Пше-
ничникова (Смайда Ландмане), создали яркие,
запоминающиеся образы.

Дети смотрят спектакль с огромным вни-
манием и душевным трепетом.

Хочется еще. сказать о том, что спектакль,
созданный С. Михалковым и Центральным
детским театром, снова и снова напоминает
громким голосом о том, что советская обще
ственность не прекратит своих требований о
возвращении на Родину советских детей-и
тех, кто ‘имеет родителей, и тех, кто их не
имеет, — до тех пор, пока все до одного совет-
ские ребята не будут вырваны из фашист-
ских заповедников, где их пытаются превра-
тить в ландскнехтов для выполнения а
ступных замыслов.

«Я хочу домой}. Это голос не только Саши
Бутузова, героя пьесы. Это голое сотен со-
ветских детей, подростков, юношей, девушек,
томящихся на чужбине в фашистских за-
	стенках. т

Елена КОНОНЕНКО.
	В личности и мировоззрении Пушкина нас
	покоряет его неиссякаемая вера в разум, мо-
	тучие силы человеческого духа.
Пушкин творил в то время, когда на Запа-
де определилось, что царство разума, обе-
щанное французскими просветителями, ока-
залось не чем иным как царством буржуа-
зии, когда раскрылся страшный облик ново-
го буржуазно-капиталистического общества и
многие даже передовые люди Западной Ев-
ропы ушли в романтические мечтания, когда
распространилась полоса мистики.
	Великий русский поэт выступил на защиту
	прав и творческой силы разума человека. В
	своей знаменитой «Вакхической. песне» Пуш-
	кин провозгласил неизбежное торжество
разума над силами тьмы. Свою . совре-
менность Пушкин осветил ясным, He
	меркнущшим светом разума, выразив твердую
уверенность, что солнце‘ свободы взойдет над
миром: «Да здравствует солнце, да скроется
тьма!» — восклицал поэт. В стихотворении
«Андрей Шенье», в своем «Послании в Си-
бирь» Пушкин развивает светлую мысль, что,
несмотря на временные поражения, священ-
ная свобода неизбежно восторжествует:
	Народ, вкусивший раз твой нектар
освященный,
	Весее ишет вновь упиться им.
	Роман, искажающший
действительность
	„Абдулла Каххар — один из ведущих писа-
телей Узбекистана. Его новый роман «Кош-
чинар» («Два чинара»)* посвящен теме
о новом советском кишлаке, о колхозах, о
перевоспитании широких слоев дехканских
масс в духе социализма. Вышла только пер-
вая часть романа, в которой изображаются
тяжелая судьба забитого узбекского. батрака
Сыдык-джана и л его вступление в колхоз.

Абдулла Каххар ярко обрисовал байскую
кабалу и уход Сыдык-джана из дома своего
тестя-кулака. Но дальнейшая судьба Сыдык-
джана и самое его вступление в кол-
хоз изображаются писателем как простая
случайность. Сыдык-джан думает отправить-
ся в город. на поиски заработка, но случайно
оказывается на территории колхоза «Два чи-
нара», и председатель приглашает его на ра-
боту в колхоз. Сыдык-джан принимает это
предложение. Но он делает это неосознанно.
Вот как описывает писатель мысли своего
героя, когда он едет вместе с председателем
на колхозное поле: «...куда, зачем и с кем OH
едет? Каковы будут последствия всего это-
ГО?.. «Ладно, пока поеду, а завтра повернусь
и уйду»,— успокоил, наконец, себя Сыдык-
джан».

Не приходится и говорить, что такие на-
строения не являлись типичными для узбек-
ского дехканства, которое в подавляющем
своем большинстве шло в колхозы, ибо ви-
дело в них избавление от гнета кулаков и
понимало, что только коллективный труд с
применением тракторов и других сельскохо-
зяйственных машин даст ему возможность
покончить с нищетой и невежеством. Однако
в кишлаке Капсанчи, где создан колхоз «Два
чинара», мыене видим ни одного активного

борца за“Колхоз. >,

„„Ибдобное sso gaye колхозного строи-
тельства явл. политически ошибочным,
такъкак известно, что переход крестьянства
к окдАлективному труду был глубочайшим
революционным переворотом, а «своеобра-

зие этой революции состояло в том, что она
была произведена сверху, по инициативе го-

‘сударственной власти, при прямой поддерж-
	ке снизу со стороны миллионных масс кре-
стьян, боровшихся против кулацкой кабалы,
за свободную колхозную жизнь» («История
ВКП(б). Краткий курс», стр. 291—292).

Абдулла Каххар не сумел показать эту
активную «поддержку снизу» дехканской
массы и поэтому односторонне, а следова-
тельно, неверно изобразил колхозное строи-
тельство.

Нельзя не отметить и вторую существев-
ную ошибку писателя. Становление колхоза
показывается им как процесс, происходяший
без ожесточенной классовой борьбы.

Получается совершенно неверная, иска-
женная картина, не отражающая действитель-
ного. содержания периода коллективизации,

Сомнения в правильности своего прихода
в колхоз ни на минуту не покилают гэроя и
тогда, когда он фактически уже является
колхозником. «Ангел спасения руководил
мною в этом деле или злой дух? -—размыш-
ляет Сыдык-джан, решивший остаться в
колхозе. — Может, я напрасно все это затеял...»

Чем же вызваны эти колебания Сыдык:
джана? Казалось бы, придя в колхоз, он
мог воочию убедиться в преимущесаве кол-

+ Абдулла Каххар, «Два чинара», часть
1-я (на узбекском языке). Ташкент, 1947 год.
Русский перевод опубликован с сокращения-
ми в журнале «Звезда Востока» (№№ 1, 2—3,
5 6, 8, 11 и 12 за 1947 год).

хозной жизни, которая вывела таких батра-
ков, как он, из состояния постоянной бед-
ности и зависимости от баев и кулаков. Од-
нако, если верить автору, материзльное по-
ложение Сыдык-джана не улучшилось после
вступления в колхоз, а ухудшилось. Автор в
описании жизни колхоза допускает явное
искажение, рисуя все в крайне мрачных то-
нах. Он в корне нарушил принцип жизнен-
ной правдивости, и, по сути; у него получи-
лось не изображение колхозной действитель-
ности, а извращение ее. г
Неумение писателя найти и выделить
главное в колхозной жизни сказалось и на
изображении им колхозников. Прежде все-
го бросается в глаза их ограниченность,
изолированность от жизни всей советской
страны. Кишлак Капсанчи представляет со-
бой своего рода оторванный‘ от всего мира
заповедник: до него не доходят вести ни из
` Ташкента, ни из Москвы. Трудно даже уста-
_новить время, когда происходят описываемые
в романе события. Колхозники не знают, что
делается за пределами их кишлака.

Выпячивание старого и слабый показ но-
вого — таков еще один серьезный недостаток
первой части романа А. Каххара.

Писатель не перестает подчеркивать в опи-
сании жизни дехкан не то, что их об’еди-
няет, а то, что мешает их об’единению.

Выпячивание старого, отжившего, при
отсутствии ярко выраженных ‘благородных
качеств рядового советского дехканина иска-
жает облик узбекских колхозников.

А. Каххар много внимания уделил образу
председателя колхоза «Два чинара» — Урман-
джана. Но и этот образ не получился доста-
точно ярким. Автору не удалось создать обоб-
щающий образ большевика-организатора,
олицетворяющий собой ту великую руководя-
щую роль, которую сыграла партия больше-
виков в судьбе крестьянства в годы коллек-
тивизации.

Писатель не сумел правильно показать
жизнь узбекского колхоза и выполнить за-
дачу, поставленную им самим,— дать карти-
ну перевоспитания Сыдык-джана из тем-
ного, забитого батрака в сознательного кол-
хозника,

Поэтому в высшей степени неоправданной
и дезориентирующей и читателей и писателя
является оценка романа A. Kaxxapa, panies
Ю. Либединским в статье «Пробуждение Сы-
дык-джана», опубликованной в.«Литератур-
ной газете» (№ 65 за 1948 г.). Ю. Либедин-
ский, несмотря на признание им ряда суще-
ственных ‘недостатков. романа (правда, в
сильно смягченной форме), считает: все же
возможным утверждать, что «образ Сыдык-
джана удался автору», что «А. Какххар
раскрывает глубину и сложность процесса
становления нового человека», что в романе
дана «светлая, глубоко оптимистическая кар-
тина созидательной силы людей, пробуждаю-
щейся в условиях социалистического строя».
Только отсутствием партийного подхода ‘к
такой важной теме, как колхозное строитель-
ство, можно об’яснить эту безответственную
оценку, носящую характер захваливания.

Не захваливание, а принципиальная боль-
шевистская товарищеская ‘критика поможет
такому безусловно талантливому писателю,
как А. Каххар, осознать и исправить серьез. `
ные недостатки своего романа и дать убеди-
тельное художественное произведение о жиз-
ни узбекских колхозников.
	И. СУЛТАНОВ.
Ш. РАШИЛОВ.
	Эта пушкинская идея выражала оптимизм
поэта, его веру в светлое будущее грядущих
поколений, которым он посвящал свой труд.
«Пушкин знал все страдания цивилизованно-
го человека, но у него была вёра в будущее,
которой человек Запада уже лишился», — пи-
сал Герцен.

Пушкин выступал против дворянско-крепо-
ствического общества с ero бездушием,
эгоизмом, пренебрежением ко всему родному,
отечественному. Он разоблачал порочность
общественного строя, при котором лучшие
люди оказывались несчастными, погибали, а
торжествовали мертвые души — все эти буя-
новы, гвоздины, скотинины и прочие, беспо-
щадно впоследствии заклейменные Toro-
лем-—прямым продолжателем обличительных
традиций Пушкина.

Подвергая критике праздное, эгоистиче-
ское, бездушное дворянско-крепостническое
общество, Пушкин запечатлел в своих произ-
ведениях образы лучигих русских людей сво-
	его времени. С особой любовью Пушкин ри-
	совал образы крестьян и крестьянок: няни,
бунтаря-кузнеца Архипа, в которых в
противовес дворянской клевете на народ
подчеркнул высокие моральные качества рус-
ского крестьянина. С глубоким сочувствием
Пушкин нарисовал образ талантливого и сме-
лого руководителя крестьянского восстания
Емельяна Пугачева.

Великий гуманист и просветитель, Пушкин
ненавидел феодально-крепостнический строй
в России, в то же время он с ужасом и гне-
вом смотрел и на отвратительный облик но-
вого, буржуазно-каЦиталистического строя,
восторжествовавшего тогда на Западе и в
Америке.

Пушкин признавал неизбежноеть и необ-
ходимость промышленного прогресса, но его
пугала судьба народных-масс при капитализ-
ме. «Прочтите жалобы английских фабрич-
ных работников: волоса встанут дыбом», —
писал поэт в «Путешествии из Москвы в Пе-
тербург».—«Сколько отвратительных истяза-
	ний, непонятных мучений! Какое холодное.
	варваретво, с однои стороны, с Е а
страшная бедность». =. A
	В буржуазной демократии Пушкин разли-.
	чал глубокие противбрёчия, обрекавшие на
крайнюю нищету и бесправие низшие клас-
сы общества. Поэт с возмущением писал о
«рабстве негров посреди образованности...», о
бесчеловечности постановлений американско-
го конгресса, узаконившего ограбление ин-
дейского народа.

В своей зашите свободы народа, разума,
культуры Пушкин явился, как писал Белин-
ский, «провозвестником человечности, про-
роком высоких идей общественных». И не-
случайно, что таким провозвестником оказал-
ся именно русский писатель. Сам Пушкин
предчувствовал, что «освобождение Европы
придет от России». Глубоко. справедливо за-
мечание Т. Драйзера, писавшего по этому по-
воду, что! Пушкин был «первым, кто понял
грандиозные потенциальные возможности мо-
рального и социального роста, заложенные в
	i

положения трудящихся масс России. Это, великом русском народе и развитые ныне».