ТУРА И ЖИЗНЬ

ийся писатель-реалист
	К 150-летию со дня рождения
у О Бальзака
	веческие чувства и убеждения коти-
руются с таким же равнодушием, как
любой товар.

Бальзак с гениальным проникнове-
нием рисует то, о чем Марке и
	Энгельсе пишут в «Коммунистиче
	ском манифесте»; буржуазия «He
оставила между людьми никакой дру-
гой связи, кроме голого интереса,
бессердечного «чистогана».

В романах «Шагреневая кожа» и
«Утраченные иллюзии» Бальзак изоб-
личает продажность буржуазной пе-
чати. Нельзя в капиталистическом
обществе быть журналистом, литсра-
тором и иметь свое суждение, свой
взгляд на явления жизни. Совесть,
честность, правдивость — все эти ка-
чества должны быть уничтожены в
человеке, чтобы преуспевать в про-
дажной прессе. Герои Бальзака про-
ституируют свой талант, пишут паск-
вили о книгах, которыми они втай-
не восторгаются, и восхваляют MOL
лость и бездарность.

В правдивом и смелом показе бур-
жуазного мира, в разоблачении его
	жестокостей и ‘уродства огромное
	значение и достоинство писателя.

Реалистический дар Бальзака при-
водил в восхищение Маркса и Эн-
гельса, они подчеркивали исключи-
тельное познавательное значение его
произведений. Маркс, высоко оцени-
вая творчество Бальзака, считает его
художником «замечательным по глу-
	бокому пониманию реальных отно-
	шений». Энгельс писал, что он узнал
из книг Бальзака о французеком об-
тестве 1816—1848 гг., даже в смысле
экономических деталей, больше,
«чем из книг всех по, Эсоенональ-
ных историков, эконбмистов, стати-
CTMKOB 9TOTO перйода, взятых вместе».
Бальзак смело прокладывал пути
новому, реалистическому направле
нию в искусстве.
_„Вальзак сумел увидеть и изобра-
	зить социальные процессы своего
	времени — вытеснение дворянетва д
нежным выскочкой, буржуа. Возму-
шаясь олигархией банкиров, июль-
ской монархией, в которой, по вы“
ражению Маркса, слились в один
общий поток деньги, грязь и Еровь,
	Бальзак приходил к ложному выво-
ду о необходимости сильной монар-
хии и устойчивости религии, кото-
	это я считаю одной из величайших
побед реализма, одной из величай-
ших особенностей старика Баль-
зака». к.
„фе
Творчество Бальзака представляет
собою вершину французского крити-
ческого реализма. Его романы, нани-
санные. сто лет назад, и по настоя-
щий день с неослабеваемой силой
разоблачают буржуазию, уродство ee
нравов. Для сегодняшней Франции,
как и для других капиталистических
стран, «Человеческая комедия» не
утратила своей актуальности. Банки-
ры, подобные Нюсенжену, и ростов-
	шики вроде Гранде или Гобсека не
	ушли в прошлое. Они — настоящее, с
той только разницей, что алчность и
уродство этих людей меркнут перед
хишными аппетитами и авантюриз-
мом новой империалистической бур-
жуазии, появившейся во Франции за
последние десятки лет. Нынешние
французекие миллионеры из ‘пресло-
вутых двухсот семейств не только
беспощадно эксплоатируют француз-
ский народ, но и нагло торгуют судь-
бами своей страны. :
После революции 1848 года и осо-
бенно после событий Парижекой
Коммуны буржуазия всячески стре-
мится увести искусство с того пути,
на котором стоял Бальзак.
Буржуазию страшит правда реали-
стического изображения действитель-
ности: действительность кричит о ве-
личайшей неустроенности и неспра-
ведливости капиталистического об-
щества. Реализм сменяется много?
численными «измами» декадентской
литературы, и все они — импрессио-
низм, сюрреализм, экзистенсиализм и
многие другие — служат одному: они
уводят человека от жизни, одурмани-
вают его, закрывают ему глаза на со-
циальную . несправедливость мира.
Немудрено, что эстетствующие сно-
бы декадентской литературы, слуги
реакнии, не терпят Бальзака. Его
страсть и сила, смелость в изображе-
нии социальных событий — явления,
абсолютно чуждые для продажных
писак, фабрикующих вредную маку-
латуру. Жалкими пигмеями выгля-
	дят нынешние сартры буржуазной
	литературы, : замахивающиеся на
		лачал капиталистическое варварство,
а они зашишают это варварство. За-
ттишают сейчас, когда капитализм по
	сравнению с бальзаковскими време-
	нами деградировал до своего предела,
когда буржуазная культура дошла до
полного разложения. Они ненавидят
реализм, об’являют ему войну. Фран-
сис ле. Миомандр истерично кричал
	во французских журналах: «Долой
	реализм». Но не ясно ли, что реализм
живет и будет жить, невзирая на
истериков, как живут и поныне ге-
ниальные творения Бальзака!

Литературный критик передовой
французской газеты «Ле леттр фран-
сез» Андре Вюрмсер, говоря о стрем-
лении передовых писателей совре-
менной Франции к точности воспро-
изведения действительности, указы-
вает на Бальзака, который «прежде
всего заботится о реальности, а ре
альности достаточно для прогрессив-
ной пропаганды». Вюрмсер замечает,
что «Бальзак настолько же дорог ком-
мунистам, насколько его презирают
писатели-ловкачи».

Во Франции появляются все новые
и новые произведения, правдиво ри-
сующие жизнь борющегося француз-
ского народа. И современные передо-
вые французекие писатели, подобно
Луи Арагону, Жану Лаффиту, поль-
	зуясь опытом советской литературы,
	кладут начало новому реализму, 6c-
	лее высокому, чем критический реа-.
хлизм Бальзака. Их произведения,
	лизм Бальзака. AX произведения,
правдиво воспроизводящие — сего-
дняшний день, дышат оптимизмом,

в них выражена уверенность народа
в победе над его врагами,

Оноре Бальзак, выдающийся фран-
нузский писатель, создавал евои про-
изведения в тридцатые — сороковые
годы прошлого столетия. Он нанисал
огромное количество произведений,
из которых девяносто два об’единены
им в цикл «Человеческая комедия».
В нее входят такие популярные среди
советских читателей романы, как
«Отец Горио», «Утраченные иллю-
зии», «Шагреневая кожа», «Евгения
Гранде», «Крестьяне» и многие дру-
гие.

Бальзак называл себя доктором
социальных наук. Он превосходно
знал социальную и. экономическую
жизнь буржуазной Франции. Не
обыкновенно наблюдательный, писа-
тель изучал нравы людей со стра-
стью и скрупулезностью подлинного
ученого. Темперамент и сила худож
ника, изумляющего своей творческой
мошью, шли не только от его могучей
фантазии, но и от изобилия знако-
мых ему фактов и явлений жизни.

Гигантской панорамой встает перед
читателем «Человеческая комедия»
Бальзака. ‘Подобно Данте, увекове-
чившему в «Божественной комедии»
жизнь вредних веков, Бальзак в «Че-
ловеческой комедии» дал яркую кар-
тину жизни буржуазного общества.

В первые десятилетия политическо-
го господства французской буржуа-
зии, когда торжествующие дельцы
кичились новым, буржуазным обще-
ством, как идеальным, Бальзак с не-
обыкновенной силой своего дарова-
ния разоблачает его. Он уже тогда
видел пороки буржуазного строя.
«Больше, чем когда бы то ни было, —
пишет Бальзак, — деньги господству-
ют над законами,. политикой, нрава-
ми». И это обстоятельство он.е гени-
альным предвидением рисует как са-
мое типичное явление буржуазного
общества.

В «Шагреневой коже» — одном из
первых произведений Бальзака, при-
несшем ему известность, банкир Тей-
фер поднимает тост, свидетельствую-
щий о превосходном понимании пи-
сателем особенностей буржуазного
общества: «Господа, выпьем за могу-
шество золота. Став шестикратно
	миллионером, господин де Валентемы
	достигает власти. Он — король, он
все может, он выше всего, как’ все
богачи... Не он будет подчиняться
законам, а законы ему. Ни эшафота,
ни палачей нет для’Миллионеров».

Писатель показывает новых хиш-
	ников, накопителей, богачей, кото-
рым буржуазная’ революция расчи-
стила почву для самого бессовестно-
	ЛАКЕЙСКОЙ
	В «СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОЙ»
	Правые социалисты юб единились...
	На днях в Барне (Голландия) за”
кончилась конференция представи-
телей правых социалистов, в кото-
	pom участвовали GU делегатов из
	17 стран. Нельзя, конечно, не обра-
тить внимания на то, что прислуж-
ники англо-американских империа-
листов из числа так’ называемых
«социалистов» не в состоянии те
перь собирать конференции, охваты-
вающие все или большинство евро-
пейских стран. Эти времена для них
прошли. Прошли навсегда! Не было
на конференции представителей
польских, чешских, венгерских, ру-
мынских, болгарских социалистов и
сониалистов многих других стран.
Во всех этих странах массы социа-
листов об’единились с коммуниста-
ми в едином рабочем фронте.

Поллинные социалисты во всем
мире с презрением смотрят на гряз>
ную деятельность кучки предателей:
европейского рабочего класса, об’еди-
нившихся в так называемом КОМИ-
СКО (Комитет международных кон“
ференций социалистических партий)
и сехавшихся на конференцию в
Барне. р

В свое время великий Ленин вы
разительно назвал одну из своих
статей, посвященных деятельности
русских меньшевиков, «В лакей-
ской». Нельзя иначе характеризовать
и только что закончившуюся конфе-
ренцию правых социалистов в Бар-
не Выступавшие на конференции
продажные и изолгавшиеся вконец
лидеры правых социалистов различ-
ных стран зашли в своем лакейском
усердии перед англо-американскими
империалистами так далеко, что они
не только прославляли агрессивный
Северо-атлантический пакт, «план
Маршалла», но и открыто предложит
ли империалистам свои услуги в ка“
честве организаторов диверсий и
тпионажа в странах народной демо-
кратии.

Как известно, правые социалисты
в различных странах любят болтать
о так называемом «демократическом
социализме», о своей роли в каче
стве «третьей силы», о свободе лич-
ности, о «поступательном движении
к социализму» и т. д,

Правые социалисты типа Бевина,
Эттли, Блюма, Шумахера, Реннера и
Сарагата болтают © демократии и
	сопиализме, чтобы лучше замаскиро-
	вать свои предательские дела.

На конференции в Барне правые
социалисты занимались своими гряз-
ными делами, и поэтому они дер-
	али заседания конференции вдали
	от гласности. По решению конферен-
ции представители печати на нее до-
пушены не были. Вез же в печать
проникли некоторые сведения, по-
зволяющтие судить о том, чем же в
действительности занималась конфе-
ренция в Барне. Прежде всего, как и
следовало ожидать, вся конференция
была посвящена ‘оголтелой травле
коммунизма и Советского Союза. С
этого начал свою вступительную речь
	при открытии конференции лидер
	голландской «партии труда» Бан дер
Гус вен Нетерс; те же клеветниче-
ские выпады против компартий и
СССР содержались в речах голланд-
ского премьер-министра Дрейса,
бельгийского премьер-министра Спа-
ака и других.

Англо-американские империалисты
озлоблены ростом могущества Совет-
ской социалистической державы, сто-
ящей во главе демократического ла-
геря во всем мире, они встревоже-
ны ростом сил прогресса и демокра-
тии во всех европейских странах, в
обеих Америках, в Азии и Африке,
и поэтому так усердствует их аген-
тура из числа правосоциалистиче-
скик лакеев, стремящаяся оболгать,
облить грязью, оклеветать все пере-
довые силы человечества,
		Рис. Бор. Ефимова.
	КОНФЕРЕНЦИЯ
КОМИСКО
	шиеся в Барне, хотят создать шпи-
онский центр. из изменников и вра-
гов народа для того, чтобы организо-
вать широкую кампанию шпионажа
и диверсий в странах народной демо-
кратии и в Советском Союзе. Они это`
делают не впервые. Известно, что та-
кой шпионский центр, сформирован»
ный из оголтелых предателей своих
народов, уже существует в США); из-
вестно, что такой шпионский центр
уже существует в Ганновере, в анг»
лийской зоне оккупации в Германии,
под крылышком отявленного пре-
дателя Курта Шумахера.
Шпионская и диверсионная дея-
тельность правых социалистов по за-
даниям их англо-американских импе-
риалистических хозяев разоблача-
	лась не раз. О ней подробно расска-
зал в своей брошюре «За кулисами
руководства социал-демократической
партии Германии» Вильгельм Ло-
ренц, в свое время работавший в так
называемом «Восточном бюро» шу-
махеровской клики, по поручению
которого он собирал шпионские све-
дения в советской зоне оккупации
Германии.

В наше время, когда развертывает”
ся могучее движение народных масс
во всем мире против поджигателей
новой войны, за мир, когда силы де-
мократического лагеря растут и креп-
нут с каждым днем, англо-амери-
канские империалисты не доволь-
ствуются тем, что их правосоциали-
стическиелакеи своей демагогической
болтовней отвлекают рабочий класс
от насущных задач борьбы за`евои
жизненные интересы. Империалисти-
ческие поджигатели новой войны
требуют от правых социалистов ак-
тивных действий в борьбе против
СССР и народно-демократических
режимов, они приказывают им вклю-
читься в работу англо-американских
шпионских и разведывательных цен-
тров. Предатели из Барна с лакей-
ской угодливостью выполняют волю
своих хозяев!

Однако не за горами время, когда
рядовые социалисты разберутся. в
подлинной роли обманувших их на-
дежды лидеров и железной метлой
сметут их со своего пути.
		Конечно, конференция в Барне не
преминула превознести Северо-атлан-
тический пакт, «план Маршалла»,
Европейский совет и т. д- Эту чаеть
своей задачи делегаты конференции
выполнили с поиетине лакейским
усердием, приняв на этот счет про-
странные резолюции. Но даже среди
этих продажных агентов англо-аме-
риканских империалистов, как сооб-
щаст голландская газета «Де Ваар-
хейд», не удалось достичь полного
единства по вопросу об отношении к
Северо-атлантическому пакту.

Известно, что заседания конферен-
ции в Барне совпали по времени с
зассданиями с’езда итальянской со-
циалистической партии во Флорен-
пии. Конференция правых социали-
	стов пред?явила итальянским социат
листам гнусный ультиматум: порвать
единый фронт с коммунистами и об’-
единиться с итальянскими социали-
стическими прислужниками амери-
канских империалистов — сарага-
товцами. В духе этого ультиматума
действовала на с’езде итальянской
социалистической партии группа пра-
вых социалистов во главе с Ромита.,
Для того, чтобы поддержать расколь-
ников итальянского рабочего клас-
са, во Флоренцию специально. был
командирован один из главарей
французских правых социалистов —
Бутбьен. Однако, несмотря на усилия
Бутбьена, Ромита и других, расколь-
ники потерпели в Италии позорное
поражение. Подавляющее большин-
ство ‘делегатов 28-го с’езда итальян-
ской социалистической партии вы-
сказалось против этого ультиматума
и за единый фронт с коммунистами.

В ответ на это конференция пра-
вых предателей постановила исклю-
чить итальянскую социалистическую
партию из КОМИСКО.

Особое внимание прогрессивных
сил во всем мире должны приковать
подозрительные решения конферен-
ции в Барне, рекомендующие правым
ренегатам, бежавшим из Чехослова-
кии, Польши, Венгрии, Болгарии, со-
здать свой эмигрантский центр в Ев-
ропе.

Цель этого решения ясна: правые
предатели, гнусные слуги англо-аме-
риканских империалистов, собирав-

го грабежа и авантюризма. Они рые, по его мнению, могли обуздать
встают перед читателем, страшные  . распущенность нравов буржуазного
своей алчноетью, неистребимым общества. Но те немногочисленные
	произведения, где он пытался каб
либо пропагандировать свои реакци-
онные выводы, значительно теряют
в силе художественного изображе-
ния. Видевший закономерную гибель
французского дворянства, писатель,
преодолевая свое суб’ективное чув-
ство симпатии к аристократам, мог с
большой резкостью развенчивать этот
утративший силу класс. :
Творчество Бальзака питалось воз-
мущением широких Mace француз-
ского народа: против продажности и
авантюризма буржуазного прави-
тельства Луи Филиппа, и он мог ви-
деть передовых людей своего време
ни только там, Где они и могли тогда
быть. Образ республиканца Мишеля
Кретьена, погибающего в баррикад-
ных боях у монастыря Сен-Мери;
преисполнен внутреннего благород-
ства, душевной чистоты. Энгельс пит
сал: «То, что Бальзак был принужден.
‚идти против своих собственных клас-
совых симпатий и политических
предрассудков, то, что он видел не-
избежность падения своих излюблен-
ных аристократов и описывал их
как людей, не заслуживающих луч-
шей участи, и то, что он видел наето-
ящих людей будущего там, где в это
воемя их только можно было найти,
		чувством обогащения. Они не похо-
жи на людей; недаром Бальзак их
сравнивает с тиграми и удавами:
парижский ростовщик Гобсек, бес-
нветный, в потертом пиджаке, с гла-
зами куницы, дрожащими руками
перебирающий бриллианты; скряга
миллионер Гранде, хватающий золо-
той крест священника; банкир Ню-
сенжен с хваткой авантюриста —
сколько их, готовых пожрать друг
друга! Все эти люди — не случайное
явление; они типичны для общества,
в котором человек человеку водк.

Бывший каторжник Вотрен цинич-
но поучает студента Растиньяка: «Бы
один из многих. Вам придется есть
ближних, как это делают пауки, по-
саженные в банку». :

Кто бы ни были герои «Человече-_
ской комедии», будь то цвет аристо-
кратического Сен-Жерменского пред-
местья или обитатели заброшенных
пансионов на бедных окраинах На-
рижа, деревенские богатеи или город-
ские ростовщики, торговцы или жур-
налисты, — все они охвачены одним
неутолимым стремлением к наживе,
к обогащению.

Всеобщая продажность — типичное
явление буржуазного мира, основан-
ного на наживе. Продается все: чело-
	Издательство Академии наук СССР выпу“
стило книгу А. Ф. Миллера «Очерки новей-
шей истории Турции», охватывающую важ-
нейший период истории Турции, от кануна
первой мировой войны до наших дней.

Естественно было ожидать от автора поли-
тически острых исторических «очерков», pace
сказывающих о том, как под влиянием Вели-
кой Октябрьской социалистической револю-
ции в России турецкий народ развернул
национально-освободительную борьбу против.
сил империализма и с помощью Советекой
России одержал победу, о том, как турецкая
буржуазия изменила идеям национально-
освободительного движения, повела борьбу
против рабочих и крестьян, пошла на сговор
с империалистами и, наконец, превратила
страну в пособника фашистской Германии
во время второй мировой войны, а теперь в
открытого вассала англо-американского блока
на Ближнем Востоке.

К сожалению, се первых же страниц книги
читателя ждет разочарование. Автор приво-
дит большое количество фактического мате-
риала, но многие факты и события из исто-
рии Турции излагает неверно. А. Ф. Миллер
не дает правильной оценки кемалистекому
движению, его классовой природе и ясно не
показывает, как кемалисты от прогрессивной
борьбы с империализмом перешли к сговору
с внешней и внутренней реакцией и посту-
пили на службу империализму.

Автор начинает свою книгу с обзора собы-
тий периода первой мировой войны и здесь
как бы стремится снять с тогдашних прави-
телей Турции ответственность за участие в
первой мировой войне на стороне кайзеров-
ской Германии. «Турки не были хозяевами у
себя дома» — вот лейтмотив этого раздела
(стр. 43). Нет надобности доказывать. что
нелепо выдавать правяшие классы Турции
за невинных агнцев, учитывая, что они сами
содействовали проникновению немцев в их
страну.

Анализируя причины победы кемалистов,
автор приписывает эти победы проечетам дер-
	жав Антанты, которые якобы были уверены
	«в отсутствии у Турок силы сопротивленил»
(стр. 18). Такая постановка вопроса преумень-
тает роль и значение Великой Октябрьской
социалистической революции в России в
успехах национально-освободительной борь-
бы турецкого народа. Победы Красной Ар-
мии над армиями интервентов, влияние
	Великой Октябрьской социалистической ре
	волюции на все народы мира, усиливавшееся
брожение в колониях отвлекли силы импери-
алистов от борьбы против национально-
освободительного движения в Турции и за-
ставили империалистов‘ смягчить свою поли-
тику в отношении кемалистов.

Автор считает анатолийскую буржуазию
выразительницей «общенациональных инте-
ресов» турецкого народа, Он так и пишет:
«..национально-освободительное лвижение
возглавила анатолийская буржуазия, высту-
пившая в качестве представительнипы общте-
национальных интересов» (стр. 82). Та-
		Товаринг Сталин указывал в 1921 г. что
«не следует забывать, что Турция, Персия,
Афганистан, Дальний Восток наводняются
агентами империализма, золотом и прочими
«благами» для того, чтобы создать вокруг Со-
ветской России хозяйственное (и не только
хозяйственное) кольцо» (Соч., т. 5, стр. 119).
Известно, что в период Лозаннской конферен-
ции (1922—1923 гг.) турки пошли на важные
политические уступки Англии, сепаратно до-
говорились с ней о проливах в ущерб интере-
сам СССР и самого турецкого народа. В*1923 г.
товарищ Сталин говорил о необходимости
проведения оборонных мероприятий «от воз-
можных нападений со стороны Турции»
(Cou, v. 5, erp. 299).

Таким образом позиция Турции в Монтре и
ее участие в Саадабадском пакте были ре
зультатом всей предыдущей политики кема-
листов, искавших сговора с империалистами
за счет дружбы с СССР, несмотря на неоце-
нимую ‘помощь и поддержку, оказанные
страной Советов Турции.
	Паконец, хорошо известна провокационная
политика турецкой реакции накануне второй
мировой войны, когда Турция заключила ряд
военных союзов с западными и другими дер-
жавами, а за 4 дня до вероломного нападения
фашистской Германии на СССР подписала
турецко-германский пакт «О дружбе и HeHa-
падении». Освещая политику правителей Тур-
ции в годы второй мировой войны, А. Ф. Мил-
лер и здесь не дает резкой, исчерпываю-
щей оценки позиции Турции как пособника
фашистской Германии.

Говоря об американском проникновении в
Турцию, автор отмечает, что «американская
«помощь» грозит (7) Турции утратой эконо“
мической и политической независимости»
(стр. 227), хотя каждому очевидно, что США
уже превратили Турцию в свою вотчину, хо-
зяйничают в ней, как`в своей колонии, и уже
лишили ее военной, экономической и поли“
тической независимости. Автор даже не упо-
минает о кабальном соглашении от 4 июля
1948 г., заключенном между Турцией и США,
которое узаконивает возврат Турции к режи-
му капитуляций,

Проф. Миллер выражает уверенность, что в
Турции «имеются живые силы», которые дол*
жны «спасти свою страну от порабощения»,
Но этим «живым силам» автор посвятил бук“
вально несколько строк и He показал той
борьбы, которую ведут рабочие и крестьяне
и все прогрессивные силы Турции как против
отечественных, так и против о иностранных
поработителей.

Эти и многие другие недостатки книги
А. Ф. Миллера говорят о том, что автор изла-
гает важнейший период новейшей истории
Турции не с боевых позиций историка-мате-
риалиста, а с позиций буржуазного об’екти-
	Г. АКОПЯН.
				`` КРИТИКА.

БИБЛИОГРАФИЯ Аполитичная KHI iia
о новейшей истории ТУ]

кое определение не вскрывает различия инте
ресов тех классов, которые участвовали в об-
	шей борьбе (на определенном этапе) против
	империализма, но каждый из которых пресле-
довал свои особые цели. Автор лаконично за-
являет, что «всемерную поддержку нацио-
	нально-освоболительной борьбе оказывал ра-
	бочий класс» (стр. 105), но не показывает, ка-
кие же задачи стояли перед немногочислен-
ным пролетариатом Турции. Крестьянство, по
мнению автора, «не сумело... даже выдвинуть
(за исключением отдельных изолированных
	выступлений) свои непосредственные классо-
Rue тоебования» (сто. 82). Эти определения.
	вые требования» (стр. 82). эти определения
неверны. Известно, что рабочие и крестьяне
Турции не только выдвигали свои классовые
требования, но. и с оружием в руках отстаи-
вали их. Именно поэтому кемалисты боролись
с рабочими и крестьянами, зверски расправ-
лялись с подлинными защитниками. инте-
ресов народа — турецкими коммунистами.
	Боясь расширения революционного броже-
ния масс, турецкая буржуазия вела неприми-
римую борьбу против демократических эле-
ментов страны.

Товарищ Сталин в 1921 г. дал классическое
определение характера кемалистской револю-
ции: «Кемалистская революция есть верху-
штечная революция национальной торговой
	буржуазии, возникшая в борьбе с чужезем-.
	ными империалистами и направленная в сво-
ем дальнейшем развитии, по сути дела, про-
тив крестьян и рабочих, против самих воз-
можностей аграрной революции» (Соч., т. 9,
стр. 256),

Не раскрывая четко классовую природу ке-
малистов, А. Ф, Миллер не дает ясной карти-
ны и измены кемалистов идеям национально-
освободительной борьбы; Товарищ Сталин
учит, что нельзя рассматривать национально-
освободительное движение как сплошной
фронт всех национальных сил колониальных
и зависимых стран, ибо «наряду с револю-
ционными элементами национального движе-
ния из буржуазии нарождаются элементы
соглаптательские, реакционные, предпочитаю-
шие сделку с империализмом делу освобож-
дения своей страны» (Соч., т. 7, стр. 108).

Так было и в Турции. Реакционные элемен-
ты турецкой буржуазии и ее кемалистской
партии предпочли сделку с империалистами
делу освобождения своей страны. Товари
Сталин еще в 1920 г. говорил, что имеются
«симптомы, говорящие о серьезном заигры-
вании Антанты с кемалистами и о некотором,
пожалуй, едвиге позиции кемалистов вправо»
(Соч., т. 4, стр. 41-412). Товарищ Сталин тут
же лобавил: «Чем кончится заигрывание Ан-
	танты и как далеко пойдут кемалисты в сво-
ем движении вправо, — трудно сказать. Но
одно все же несомненно, что борьба за осво-
бождение колоний... приведет к победе вме-
сте с кемалистами, если они не изменят де
лу освобождения угнетенных народов, или
вопреки кемалистам, если они окажутся в ла-
гере Антанты» (Соч., т. 4, стр. 412).

Приводя эти замечательные слова товарища
Сталина, которые раскрывают причины эво-
люции кемализма, А. Ф. Миллер делает не-
ожиданный вывод: «Кемалисты,—пишет он,—
не пошли на отказ от национальной борьбы»
(стр. 108). По Миллеру выходит, что кемалисты
остались верными идеям национально-0свобо-
дительной борьбы, идеям «освобождения угне-
тенных народов». «Что же касается условий
возможного соглашения с Антантой, — пишет
далее автор,— то кемалисты попрежнему на-
стаивали на точном выполнении Националь-
ного обета» (стр. 108).
	Верность «Национальному обету» А. Ф. Мил-
лер отождествляет с верностью идеям на-
ционально-освободительной борьбы. Автор
считает, что «Национальный обет» был «зна-
менем национальной борьбы» (стр. 92). Он
игнорирует тот факт, что «Национальный
обет», помимо пунктов, посвященных борьбе
за независимость, содержал и пункты реак-
ционные, направленные прежде всего против
нетурецких народов и выражающие шови-
нистские, захватнические тенденции туреп-
кой буржуазии.
	Отмечая Факты репрессий против коммуни-
стов, А. Ф. Миллер пишет: «После Сакарьи
гонения на коммунистов еще больше возрос-
ли. Кемалисты старались этим путем устра-
нить серьезнейшего противника националь-
ной буржуазии в борьбе за гегемонию
в национально-освободительном движении»
(стр. 119). Однако автор не учитывает, что,
«отстранив» коммунистов от участия в руко-
водстве национально-освободительной борь-
бой, кемалисты тем самым разрушили единый
фронт борьбы против империализма и внут“
ренней реакции и стали на путь измены
идеям национальной борьбы. Автор не видит
ни в расстреле лидеров компартии (январь
1921 г.), ни в репрессиях против партизанских
отрядов, ни в разгоне с’езда компартии
осенью 1922 г., ни в уступке империалистам
в 1922—1923 гг. в Лозанне актов предатель-
ства кемалистов, их сползания вправо, их
измены делу освободительной борьбы.

По мнению автора, кемалисты остались
	По мнению автора, кемалисты остались’
верными национально-освободительной борь-
бе чуть ли не до смерти Ататюрка (1938 г.).
	Автор не придает должного значения более
		ранним фактам предательстеа кемалистов,
«забывает» указание товарища Сталина, вы-
сказанное в 1927 г. о том, что «правительство
кемалистов — это есть правительство борьбы
против рабочих и крестьян, правительство,
где нет и не может быть места коммунистам»
(Соч., т. 9, стр. 295).

ДА. Ф. Миллер допускает грубейшую ошиб-
ку, изображая кемалистское движение рево-
люционным и прогрессивным почти до того
момента, когда кемалисты начали открыто от-
ходить от политики дружбы с СССР. Он
не учитывает, что кемалисты вели реакцион-
ную антинародную политику внутри страны
и в те годы, когда они внешне держались
лойяльно по отношению к Советскому Союзу.
Автор преувеличивает роль Кемаля, выдавая
его за безупречного «руководителя нацио-
нальной борьбы турецкого народа» (стр. 83).

Автор дает неправильную оценку и борьбе
национальных меньшинств Турции против
кемалистов, которые, как и турецкие султаны,
стремились уничтожить или отуречить кур-
дов, армян, грузин, греков, лазов и др. Нацио-
нально-освободительную борьбу курдов, их
восстания против угнетателей А. Ф. Мил-
лер огульно называет реакционными и де-
лом рук англичан лишь на том основании,
что недовольство курдов часто использова-
лось англичанами и их агентами. Такая по-
становка вопроса неверна и не учитывает,
что среди двух с половиной миллионов кур-
дов Турции уже давно зародилось нацио-
нально-освободительное движение и. что
нельзя сваливать в одну кучу связь от-
дельных шейхов с англичанами и подлинно
прогрессивные чаяния курдского народа.
Автор неправ, утверждая, что зверства кема-
листов в отношении армян якобы были на-
правлены лишь против «посягательств» даш-
наков, когда известно, что кемалисты стреми-
лись к физическому истреблению всего ар-
мянского народа.
	Проф. Миллер в исключительно «благожела-
тельных» тонах рассказывает о кемалистских
реформах и не подвергает их необходимой
критике.

Освешщая вопросы отхода Турции от поли-
тики дружбы с СССР, автор книги игнори-
рует многие исторические факты и пишет,
что до 1936—1937 гг. «основой внешней поли-
тики турецкого правительства оставалось
поддержание мира и ориентация на укреп-
ление дружбы с Советским Союзом» (стр. 173).
Факты говорят о том, что кемалисты и до это-
го вели циничный торг с империалистами,
стремясь к сближению с западными держава-
ми в ушерб лружбе с Советекой Россией.
	Типография газеты «Правда»-имени Сталина.
	Адрес редакции: Москва, Старая. плошадь, дом 4, комн..258. Телефоны: H 6-63-60, f 3-30-52.