Александр Сергеевич Пушкин.
	Портрет работы художника В. А. Тропинина. .

Десятый том
Сочинений
И В Сталина
	Вышел в свет десятый том Сочинений
И. В. Сталина, подготовленный Инсти-
TYTOM Маркса—_Энтельса—Ленина при
ЦЕ ВКП(б).

Десятый том Сочинений И. В. Сталина
содержит произведения, натисанные с
августа по лекабрь 1927 года.
	К концу 1927 года были достигнуты
решающие успехи политики социалиети-
ческой индустриализации страны. Перед
большевистской партией и советским
народом встала насущная задача пере-
хода на путь коллективизации сельского
хозяйства.
	В политическом отчете Лентрального
Комитета, ХУ е’езду ВКП(б) И. В. Сталин
дает анализ международного положения
Советского Союза, положения в капита-
листических странах, состояния револю-
ционного движения во всем мире; пока-
зывает успехи социалистического строи-
тельства в СССР в условиях капитали-
стического окружения; определяет. зада-
чи расширения и укрепления социали-
стических командных высот и ликвида-
ции капиталистических элементов в на-
родном хозяйстве. И. В. Оталин обосно-
вывает курс на коллективизацию сель-
ского хозяйства, одобренный и принятый
с’ездом.

В отчетном докладе и в завлючитель-
ном слове по докладу на ХУ с’езде
ВКП(б), в речах «Политическая физио-
номия русской оппозиции», «Троцкиет-
ская оппозиция прежде и теперь», «Пар-
тия и оппозиция» и в других произведе-
ниях И. В. Сталин завершает идейный
разгром троцкизма и ставит перед пар-
THe задачу полного организапионного
разгрома ‘и ликвидации троцкистско-зи-
повъевского антисоветского блока, под-
черкивает необходимость  неустанной
борьбы за. единство и железную дисцип-
лину в рядах большевистской партии.

Произведения И. В. Сталина «Между-
наролный характер Октябрьской рево-
люции», «Беседа с иностранными рабо-
чими делегациями», «Международное по-
ложение и оборона ОССР» раскрывают
всемирно-историческое ‘значение Вели-
кой Октябрьской социалистической ре-
волюции, означающей коренной поворот
в истории человечества от капита-
лизма к коммунизму, победу марксизма-
ленинизма над социал-демократизмом.
И. В. Сталин. подчеркивает значение
	СОСР как базы мирового революционно-
	ении русского народа
	нашей страны. Реализм Пушкина оплодотворил русскую
живопись и русскую музыку. Творения Пушкина вдох-
новляли величайших русских композиторов — Глинку и
Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова. «Нача-
лом всех начал» в русской культуре называл Пушкина
А. М. Горький.

Полтора века отделяют нас от дня рождения Пушкина.
Неузнаваемо изменился облик нашей Родины, являющей-
ся первой в мире социалистической державой, светочем
для всего прогрессивного человечества. Вместе с велики-
ми преобразованиями в нашей стране изменились и вы-
росли наши люди. Однако сила пушкинского слова, обра-
щенного к народу, не только сохранилась, но и неизме-
римо возросла, ибо только в советской стране Пушкин
стал подлинно всенародным поэтом. Миллионы советских
людей с детства воспитываются на его бессмертных про-
изведениях. Пришло время, о котором. мечтал Белинский,
предвидевший, что Пушкин «будет в России поэтом клас-
	 сическим, по творениям которого будут образовывать и
	развивать не только эстетическое, но и нравственное
чувство»,

Любовь к Родине и воспевание свободы — вот что
делает творчество Пушкина бессмертным. Его призыв —
отчизне посвятить души прекрасные порывы — находит
горячий отклик в сердцах советских людей. Гордость
Пушкина своим народом, вера Пушкина в великое буду-
шее России, воплощенные в изумительных по красоте ху-
дожественных образах, воспитывают в советской моло-
дежи любовь к своему Отечеству.

Страстный борец за национальное достоинство русско-
го народа против «клеветников России», как внешних,
так и внутренних, Пушкин является нашим союзником
в борьбе со всяческими проявлениями космополитизма
и низкопоклонетва перед Западом. Буржуазная «демокра-
тия» вызывала не меньшее отвращение Пушкина, чем
ненавистный ему феодально-крепостнический строй. По-
этому с особенным негодованием разоблачила советская
обтцественность тех космополитствующих «литературо-
ведов» И «критиков», которые в своем стремлении «на
русском языке позорить все русское» посягнули на свя-
шенное имя Пушкина, об’явив его подражателем писате-
лей Запада.

Наш народ под водительством партии Ленина —
Сталина осуществил вековые мечты человечества о сво-
боде. 1

Призывные стихи Пушкина, обращенные к народам,
томящимся под игом своих собственных или чужезем-
ных оугнетателей, являются действенным оружием в
нашей борьбе за демократию и за национальную незави-
симость народов мира.

Только в нашем многонациональном государстве, осно-
ванном на дружбе народов, нашла свое воплощение пуш-
кинская мечта о тех временах, когда народы «в единую
семью соединятся».

Советская социалистическая литература, самая передо-
вая и идейная литература мира, продолжает великие
традиции русской классической литературы, родоначаль-
ником которой является Пушкин. Нам близко его пони-
мание роли поэта как поборника высокой идейности и
народности в искусстве. Пушкин — наш предшественник
и наш современник. Он одним из первых выступил с
протестом против тех современных ему буржуазных
писателей, избранными героями которых были шпионы,
палачи и убийцы, воспеваемые ныне растленной лите-
ратурой империалистической реакции. 4

Социалистическая культура в борьбе с реакционной и
человеконенавистнической идеологией буржуазного За-.
пада высоко поднимает знамя разума и человечности, на ‘
котором золотыми буквами начертаны бессмертные
пушкинские слова: «Да здравствует солнце, да скроется
тьма!».

Глубину мысли Пушкина, богатство, гибкость и образ-
ность его языка высоко ценили основоположники науч-
ного социализма Маркс и Энгельс. Пушкин был люби-
мым поэтом В. И. Ленина. Имя Пушкина товарищ
Сталин назвал среди имен величайших деятелей русской
нации. :

Нас, людей сталинской эпохи, вдохновляет гениальное
творчество Пушкина на борьбу во имя счастья и славы
Родины. Г .

Пушкин будет вечно жить среди народов советской
страны, завоевавших свободную, счастливую жизнь и
созилающих светлое здание коммунизма.
		150 лет назад, 6 июня 1799 года, в Москве родилея
Александр Сергеевич Пушкин, гениальный русский поэт,
пламенный певец свободы, один из величайших деяте-
лей русской и мировой культуры. :

С чувством радости и гордости встречает вся советская
страна славный юбилей великого сына русского народа,
своим творческим трудом прославивитего Родину. Юби-
лей Пушкина — праздник народов Советского Союза.
Только в социалистическом обществе, где народ живет
богатой духовной жизнью, где творениями человеческого
гения пользуются не ничтожное меньшинство, а миллио-
ны трудящихся, возможен такой всенародный праздник,
как пушкинские дни.

Пушкинские торжества — свидетельство расцвета соци-
алистической культуры, того величайшего внимания к
литературе и искусству, которое неизменно проявляют
коммунистическая партия и советское правительство.

Имя Пушкина неразрывно связано в сознании совет-
ского народа со светлым образом Родины. Пушкин вопло-
тил в своем творчестве и личности лучшие черты рус-
ского народа — его беззаветную преданность Родине, его
мужество и стойкость в борьбе за свободу, его ясный ум
и изумляющую мир талантливость. Вдохновенный голое
поэта был «эхом русского народа». В Пушкине горела
свободолюбивая мысль, билось пламенное сердце патрио-
та. Поэт был убежден в высоком предназначении России,
гордился великой ролью русского народа в истории че-
ловечества. «Освобождение Европы прийдет от России», —
пророчески писал он.

Творчество Пушкина отразило эпоху исторического
значения. Источником его творчества был могучий
национально-патриотический под’ем русского народа, от-
стоявшего в Отечественной войне 1812 года независи-
мость своей Родины, разгромившего одного из претен-
дентов на мировое господство и своею кровью искупив-
шего «Европы вольность, честь и мир». В поэзии Пушки-
на отразилась заря русской революции, которая нача-
лась с выступления дворянских революционеров — де-
кабристов и стала впоследствии движением самих народ-
ных масс, осуществивших под руководетвом партии
Ленина — Сталина Великую Октябрьскую социалистиче-
скую революцию. Я

Гений Пушкина вдохновлялся героической историей
нашего народа, передовыми идеями своего времени,
страстным желанием видеть Россию свободной и счастли-
вой. Но осуществление своих надежд поэт связывал с рас-
пространением среди народа просвещения и гуманности,
в своих социально-политических взглядах Пушкин не
шел дальше идей просвещенного дворянства. Вместе с
тем, как правильно писал Горький, для Пушкина — вели-
кого художника — «интересы всей нации выше интересов
одного дворянства». В своих глубоко реалистических про-
изведениях он с изумительной яркостью и полнотой ото-
бразил русскую действительность, характеры русских
людей, картины родной природы. Пушкин положил нача-
ло новой русской литературе.

Мы гордимся тем, что наша классическая литература
проникнута горячей любовью к Родине и народу, что она
была передовым борцом против самодержавия и крепост-
ничества, что в ней сочетаются блестящая художествен-
	ная форма и глубокое идейное содержание, высочайшее.
	мастерство, простота и доступность, что ее характери-
зуют правдивость, последовательный реализм. Пушкин
первый возвел литературу в дело национальной важно-
сти, сделал ее учебником жизни для русского общества,
могучим средством формирования национально-патрио-
тического самосознания народа. Великий национальный
поэт принес русской литературе мировую известность
и славу. :

Пушкин создал русский литературный язык, который
Ленин называл «великим и могучим». В необыкновенно
простом и выразительном языке Пушкина органически
слмлись живая русская народная речь и высокое мастер-
ство и культура писателя, творящего язык родной лите-
ратуры. Могучее пушкинское слово стало достоянием
всего советского народа.

Пушкин оказал живительное воздействие на развитие
русской национальной культуры, культуры всех наро-
дов нашей Родины. Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Турге-
нев, Лев Толстой, Максим Горький считали себя учени-
ками Пушкина, продолжателями его великих традиций.

Гений великого русского поэта обогащал творчество
Шевченко, А. Церетели, Абая, Ахундова, Абовяна, Рай-
ниса и многих других выдающихся литераторов народов
	Стопятидесятилетие со дня рождения
А. С. Пушкина является для нас событием
	огромного значения.

Нет такого уголка в нашей стране, где бы
в дни пушкинского- юбилея не проводились
массовые лекции, доклады, собеседования,
посвященные жизни и творчеству великого
поэта. Театры и клубы, Дворцы культуры и
библиотеки, школы и высшие учебные заве-
дения, колхозы и совхозы — все тщательно
подготовляют юбилейные спектакли, концер-
ты и вечера, выставки, посвященные Пушки-
ну, проводят доклады и беседы о великом
поэте. :

В глухие времена реакции девятнадцати-
летний Пушкин в послании «К Чаадаеву»
писал:

Пока свободою горим, _

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Сто тридцать лет минуло с тех пор, как
вырвались из пламенного` сердца молодого
Пушкина эти строки.

Многие поколения отважных сынов
России в борьбе с темными силами самодер-
жавия, помещичье-крепостнической и капи-
талистической реакции посвящали отчизне
«души прекрасные порывы». г

В октябре 1917 года, ведомые партией
Ленина — Сталина, трудящиеся России
добились своего освобождения, открыли но-
вую эру в истории человечества.

И оглядываясь на наше прошлое, восета-
навливая в своей благодарной памяти образы
наших славных предков, образы первых про-
возвестников нашей всемирно-исторической
победы, мы с особым благоговением, © особым
чувством гордости произносим имя Алек-
сандра Сергеевича Пушкина и называем его
солнцем русской поэзии.

Вслед за славным своим предшественником
Александром Радищевым он, первый из поз-
тов России, поднял гвевный голос протеста
против самодержавно-крепостнического строя
и звонким стихом, отозвавшимся В сердцах
лучших людей своего времени, призвал к
борьбе за свободу.

Пламенный певец свободы, он вывел рус-
скую поэзию, русскую литературу из поры
младенчества в пору солнечной зрелоети,
раскрыл перед родным народом и перед всем
миром неисчерпаемые богатства народного
поэтического творчества, изумительную мУ-
зыку народного русского языка.

Основоположник новой русской литературы
и создатель русского литературного языка,
всликий художник слова, равно сильный В
поэзии, прозе, драматургии, он предстает пе-
ред потомками как великий собиратель жи“
	Издание произведений
А. С. Пушкина в СССР
	то движения и необходимость защиты
Советского Союза от нападений со сто-
роны империализма.

В «Беседе

рабочей делегацией» И. В. Сталин пока-
зывает неразрывное единство марксизма
и ленинизма и раскрывает то новое, что
внес Ленин в общую сокровишницу
марксизма, развивая учение Маркса —
Энгельса применительно к новой эпохе—
эпохе империализма и пролетарских ре-
волюций.
_ В десятом томе впервые публикуются
письмо «Товарищу М. И. Ульяновой. 0т-
вет товарищу Л. Михельсону» и «Кон-
спект статьи «Международный харак-
тер Октябрьской революции», _

>>> >>> 45-4. >>> 454454 5-х >

Е A KA YA

© первой американской.

выпустил полное ‘собрание сочине-
ний А. С. Нушкина в 6 томах, в
1934 г. вышло второе издание шести-
томника, в 1935 г. — третье издание, в
1936 г. — четвертое издание, в 1937 г.—
пятое издание. Обший тираж шести-
томника на русском языке составил
полтора миллиона экземпляров.
Выпуск произведений А. С. Пуш-
кина достиг болышого размаха в
1936—1937 г.г. — к столетию со дня
гибели поэта. Романы, повести, поэ-
мы, стихи, сказки поэта вышли в эти
годы тиражом 19 миллионов-экзем-
пляров. Издательство «Академия»
выпустило два издания полного соб-
рания сочинений А. С. Пушкина: в
1936—1938 г.г. большого формата в
шести томах тиражом 152.000 экзем-

«Библиотека поэта» два трехтомных
издания сочинений А. С. Пушкина,
На языках многих народов СССР
неоднократно выпускались избран-
ные произведения А. С. Пушкина.

В 1949 году = в связи со 150-лети-
ем со дня рождения А. С. Пушкина —
издательство Академии наук СССР
выпускает полное собрание сочине-
ний А. С. Пушкина в 10 томах тира-
жом 100.000 экземпляров. Гослитиз-
дат издает полное собрание сочине-
ний А. С. Пушкина в 6 томах тира-
жом 200.000 экземпляров, однотомник
ero избранных произведений тира-
жом 500.000 экземпляров и однотом-
ник избранных произведений поэта
(иллюстрированное издание) тиражом
150.600 экземпляров.

>>> 354344

подмостках русского театра, И естественно,
что драматургические произведения Пушки-
  на и переложения для сцены ряда его произ-
	Поэтому и стал таким плодотворным для
всех последующих поколений русских ниса-
телей новаторский. опыт Пушкина, а его
образы не переставали и не перестанут жить
до тех пор, пока будет звучать на земле рус
ская речь.
	Под влиянием Пушкина формировалась вся
	последующая русская литература. Лермон-
тов, Герцен, Салтыков-Щедрин, Гончаров,
Тургенев, Л. Толстой и другие писатели
	испытали на себе неотразимое влияние пуш-
кинского гения. Чувством величайшего бла-
гоговения и преклонения проникнуты выска-
зывания русских писателей о Пушкине,
	Никто из русских писателей не оказал та-
кого глубокого и длительного. влияния на
формирование всех видов русского искусства,
как Пушкин. Более столетия лучитие русские
композиторы, художники, скульпторы, актс-
ры, певцы черпают вдохновение в неиссяка-
емом источнике пушкинских образов.

Величайший русский композитор М. И.
Глинка, современник и соратник Пушкина в
борьбе за народное искусство, бессмертной
оперой «Руслан и Людмила» блистательно
ознаменовал рождение русской оперы.
	Вслед за Глинкой крупнейшие русские
композиторы — от Чайковского, Мусоргского,
Римского-Корсакова до наших современни-
ков = советских композиторов, создавая опер-
ную и балетную музыку, неизменно обраща-
лись к творчеству Пушкина, его поэмам,
драматическим произведениям, прозе.

На стихи Пушкина написаны лучшие рус-
ские романсы, и кажется, среди русских ком-
позиторов послепушкинской поры нет ни од-
ного, который бы не обращался, создавая
произведения этого жанра, к пушкинским
стихам.

Образ Пушкина и образы созданных им
произведений привлекали к себе внимание
русских художников. Иллюстрации крупней-
	ших русских графиков к пушкинским про-
	`изведениям принадлежат к числу выдающиз-

ся произведений русской графики. Образ
Пушкина запечатлен для потомков в портре-
тах и картинах таких выдающихся русских
живописцев, как Кипренский, Тропинин, Ре-
пин, Крамской, Серов, Ге, Айвазовский, Мя-
соедов и другие. Кисть лучших советских
художников вновь и вновь воссоздает на по-
лотне образ великого поэта во всей его мно-
гогранности и глубине.

Пушкин при жизни горячо любил русское
театральное искусство и испытывал глубокое
волнение за его судьбы. Создавая своего «Бо-
риса Годунова», он мечтал о перевороте на
	ведений наряду с «Горе от ума» Грибоедова
и «Ревизором» Гоголя стали огромным осно-
вополагающим фактом в процессе формиро-._
вания резлиститеской школы в русском те-
атре. 1

Не осталось чуждым пушкинской теме и
самое молодое из искусств — кино. В совет-
ское время создан ряд картин, посвященных
биографии поэта, и инсценированы его про-
изведения («Станционный смотритель», «Ка-
питанская дочка», «Дубровский», «Сказка о
царе Салтане», «Сказка о попе и работнике
его Балде»у. Однако надо сказать, что и образ `
самого Пушкина и образы его гениальных
творений еще не нашли своего полноценного
выражения в этом «самом массовом из всех
искусств».

В произведениях Пушкина черпали вдох-.
новение писатели и поэты, музыканты и
художники, скульнторы и деятели театра. И
	это с величайшей выразительностью пока-
	зывает, как многогранно и многосодержа-
тельно наследство, завешанное народу его
величайптим поэтом. : :
	Стихи Пушкина звучат в стране на семи-
десяти шести языках братских народов Совет-
ского Союза. И ныне, в дни юбилея поэта, об-.
ращаясь к статистике выхода в свет его про-
изведений, мы с полным основанием говорим,
что только в стране победившего социализма
полностью исполнились пророческие предви-
денья Пушкина, выраженные в его стихотво-
рении «Памятник», написанном незадолго до
гибели поэта:
	Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык...
	В царской России за целое столетие не на-
печатано и малой доли того, что сделано для
популяризации творчества Пушкина в народ-
ных массах при советской власти.
	За тридцать один год в Советском Союзе
произведения Пушкина были напечатаны
невиданным тиражом, превышающим сорок
миллионов экземпляров! В это число вошли
585 изданий на языках братских народов
Союза общей численностью около пяти мил-
лионов экземпляров.
	К нынешнему юбилею намечено выпустить
134 издания произведений Пушкина на рус-
ском языке общим тиражом в десять миллио-
нов экземпляров и 106 изданий на языках
братских народов тиражом в один миллион
триста тысяч экземпляров. Едва ли какой.
другой из величайших писателей мира столь
ироко и глубоко вошел в культурный оби-
ход Годного народа, как Пушкин.

Творчество Пушкина, его «памятник неру-
котворный», гордо возвышается над пото-
ком времени, как сверкающая вершина рус
ской. и мировой поэзии,
	ин Ct HAL
	$®>®
Алексей СУРКОВ
		вых сил передовой литературы своего вре
мени .— критик, редактор, издатель. Перед
последующими поколениями русских писате-
лей он предстал как живое воплощение тех
чудесных качеств, которые отличили русско-
го писателя в ряду лучших представителей
мировой литературы,— драгоценных качеств
писателя-гражданина, черпающего творческое
вдохновение в полном слиянии своей судьбы
	с судьбой всей родной литературы, с судьбой
	родного народа, глашатая передовых идей
своего времени.
зэзз .

Больше столетия отделяет нас от того
скорбного для русского народа часа, когда
пуля убийцы в николаевском гвардейском
мундире отняла у России Пушкина.

За эти сто лет потускнели, покрылись
густой пылью времени имена многих писате-
лей и поэтов, современников Пушкина. Но
имя А. С. Пушкина остается вечно живым.

Великий русский критик Виссарион Белин-
ский, оценивая творчество А. С. Пушкина и
выясняя причины огромного его влияния на
умы и сердца передовых людей современной
ему России, писал;

«Чрезмерное влияние Пушкина происходи-
ло оттого, что в отношении к России он был
сыном своего времени в полном смысле этого
слова, что он шел наравне со своим отече
ством, был представителем развития его Ум-
ственной ЖИЗНИ».
	Сам Пушкин, размышляя о долговечности
	литературных произведений, утверждал, что
«Поэтическое произведение может быть сла-
	бо. неудачно, ошибочно — виновато уж, вер“.
	но, дарование стихотворца, а не век, ушел?
Фший от него вперед». ее

«Чрезмерное влияние Пушкина» не толь-
ко не уменьшилось, но возрастало в по-
следующие десятилетия после его смерти, и
произведения, им созданные, широко распро-
странялись «по всей Руси великой».

И не в одной только природной гениальной
одаренности поэта скрыты причины бессмер-
тия его творений, причины вечной новизны
и свежести пушкинских образов.

Причины эти указаны отчетливо и ясно в
приведенных выше словах Белинского. пуиш-
кин «был сыном своего времени в полном
смысле этого слова», он «был представителем
развития его (отечества) умственной жиз-
ни», он на свое время посмотрел при-
стальным и дальновидным взглядом гениаль-
ного художника-реалиста. Созданные Пушки-
ным произведения сохранили не только исто-
рико-познавательную ценность, как верные
картины жизни современного ему общества,
но и вызывали живой отклик в мыслях и
чувствах людей последующих поколений,
	Сквозь многие десятилетия, через ряд по-
колений голос Пушкина дошел до социали-
	стического общества и громко звучит ныне
	на празднике народов Советского Союза,
чествующих своего великого поэта. Ноэзия и
проза Пушкина предстают перед нами во
всей своей первоначальной свежести и не-
посредственности. р :

Эту устойчивость против разрушительного
действия времени дала творениям Пушкина
огромная, невиданная в его эпоху широта
исторического кругозора поэта, его гениаль-
ная способность проникать в смысл истори-
ческих событий, его глубокая любовь к Ро-
дине, вера в созидательные силы. родного
народа. : 3

Какой гордой силой звучат слова, написан-
ные двадцатидвухлетним поэтом в черные
дни кишиневской ссылки:

«Только революционная голова... может
любить Россию — так, как писатель только мо-
жет любить язык. Bee должно творить в
этой России и в этом русском языке»,

Сквозь все годы своей жизни в русской ли-
тературе пронес Пушкин эту гордость писа-
теля-патриота, эту веру в творческие силы и
высокое историческое предназначение рус
ского народа, Ни жестокие преследования со
стороны Александра Г, ни тяжкая, глумливая
«отеческая опека» царя-жандарма Николая. 1
не могли сломить гордый дух поэта,

Несмотря на свое одиночество, Пушкин
смотрел ясным, полным доверия к будущему
взглядом на жизнь родного народа, искал для
русской поэзии красоту и звучность в «на-
ролном просторечии», искал сюжеты для
своих произведений в современной ему
жизни русского общества,
	Белинский назвал гениальное  творение
Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией
русской жизни». Это определение целиком
приложимо ко всему, что создал Пушкин, к
его лирике, к поэмам, написанным в пору
творческой и духовной зрелости, к его кри-
стально ясной прозе, к его драматургическим
шедеврам.

Ни один из поэтов до Пушкина и после не-
го не воплотил с такой‘ полнотой в своих
произведениях главные черты современного
ему общества, как это сделал Пушкин. Ни
один из русских писателей не ломал © такой
беззаветной смелостью устаревшие, омертвев-
шие литературные каноны, устанавливая но-
вые законы развития литературы.