COBETCKOE
	узыкальный теат
	щания деятелей театров оперы и балета
	Оторванность от общественной.
жизни страны, самолюбование харак-
терны для деятельности многих, B
том числе наших крупнейших опер-
ных коллективов. Не случайно по-
	этому попало под ‘обстрел ‘участников
	совещания Большой театр CCCP,

который отражает общие недостатки.

большинства оперных коллективов—
резкую `диспропорцию между нено-
мерно возросшим количеством твор-
ческих сил си крайней ограничен-
ностью репертуара, слабой нагрузкой
исполнителей, баснословной  медли-
тельностью в подготовке новых по-
становок и полным равнодущием к
советским спектаклям. Camoycno-
коенность. и зазнайсетво, как отметил
BY ‘своем: заключить ДНОМ. слове В. Cy-
рин, характеризовали до? последнего
времени. руководство’ ряда ведущих
театров страны, B. TOM числе Боль-
шого театра, бесстрастно и холодно
взиравшего с высоты своего олимпий-

ского величия на. усилия композито-
	ров создать основы. советской опер-
ной драматургии. Если театры и де-
лали попытки ознакомиться с тем или
иным произведением советского ком-
позитора, то это, как правило, произ-
водилось келейно, без участия широ-
кого творческого актива театра. во-
круг човых произведений не создава-
лось общественного мнения, не кон-
пентрировалось внимание коллектива.
	Между тем. пренебрежительное от-
ношение ведущих театров к несовер-
	’Шенным еще пока оперным опытам
	Советский м
		Итоги Всесоюзного сове
	Три лня продолжалось Всесоюзное
созешание по вопросам репертуара
оперных театров, созванное в Москве
Комитегом по делам искусств при Со
вете Мянистров СССР и Оргкомите-
	том Союза советских композиторов.
Композиторы, драматурги, артисты.
дирижеры, режиссеры, балетмейсте-
ры, критики горячо обсуждали пути
развития созетской оперы и балета,
отдельные произведения этих жан-
ров и всю совокупность больших ор-
ганизационно-творческих проблем,
стоящих сейчас перед советским му-
зыкальным театром.
	Совещание прежде всего убедн-
тельно показало крайне неприглядное
состояние репертуара оперных teat-
ров н всей их художественно-произ-
водственной практики. Участники со-
вещания подвергли принципиальной
большевистской критике деятель-
ность Комитёта по делам искусств,
его руководяших органов и крупней-
инх театральных коллективов Совет-
ского Союза.
	В докладах заместителя председа-
теля Комитета по делам искусств при
Совете Министров Союза ССР В.
Сурина, А. Шавердяна, в выступле-
ниях председателя Комитета М.
Храпченко и ряда деятелей театров
был прямо поставлен вопрос о резком
отставанини оперного творчества от
других жанров советского музыкаль-
ного искусства. Неудовлетворенность
уровнем художественного качества
и темпами создания новых опер, жар-
кие споры и дискуссии сопутствуют
всей истории советской оперной дра-
матургии. И важно то. что на нычеш-
	нем совещании явственно прозвучали
требования более высокого идейного
вооружения композиторов, обязатель-
ного для полноценного воплошения
	на оперной сцене ведущих идей, об-
разов и характеров нашей современ-
НОСТИ.
	За последние годы серьезно разра-

ботаны теоретические основы совет-
ской оперной эстетики. Длительная
	творческая дискуссия, возникшая
1938 — 39 rr,
ные результаты. Сейчас
то не станет
тельных истин о том,
мер, ансамбли
ному реализму,

положитель-

выдвигать
что, напри-
противоречат
	о том, что в опере нужно петь, нуж-
но широкое симфоническое развитие
и т. д. Но подлинного новаторства,
ясно оформленной в творчестве но-
вой эстетики советской оперы все
еще нет. Основная причина этого в
недостаточной идейной зрелости со-
ветской оперной драматургии, в сла-
бости идейно-эстетического вооруже-
ния композиторов, над которыми еще
слишком тяготеют традиции и догмы
прошлого; не классического прошло-
го, а периода кризиса оперного. твор-
чества, куда его привела эпоха дека-
данса, эпоха идейного оскудения и
измельчания оперных форм, утраты
героя, как носителя высокого мо-
рально-этического начала и благород-
ных чувств. .
	Глубоко прав был А, Шавердян,
говоривший о пережитках модернизма
в художественном сознании советских
композиторов, мешающих им найти
правдивые средства и образы для вы-
ражевия всего богатства идейного со-
держания нашей эпохи — эпохи вы-
сокого романтизма и благородных
1деалов, болыших чувств и смелых
врзаний. Основой советской оперной
  тетики. должна быть борьба за под:

ный ренессанс оперы, как высоко-
› искусства больших мыслей, чувств

благородного строя речи. борьба за
оздание в опере нового героя — HO-
ителя человечности, нравственности,
чистоты, борьба за воскрешение в
опере мелодии широкого человечес-
кого дыхания, правдивого выраже-
ния человеческих чувств.
	Оперные композиторы еще не окон-
чательно преодолели сомнения в воз-
можности воплощения в опере совре-
менной тематики, создания образов
советских людей. М. Храпченко пра-
Вильно заметил, что некоторые това-
рищи сами себя пугают несуществу-
ющими препятствиями, тормозящими
знедрение современной темы в опер-
ный театр. Большую роль играет в
этом и боязнь трулностей, связанных
с поисками нового языка, новых
средств выражения. необходимых для
Новой темы. Ограниченность идейного
кругозора многих композиторов ска-
залась и в том, что обращение в
последние годы к исторической те-
матике, вначале, естественно,  рож-
денное патриотическим под’емом, чув-
ством любви к родине, ее героическо-
му прошлому. затем, как метко
указал С. Городепкий, переросло
в любование стариной, ее идеализа-
цих. Не думали ли некоторые авто-
ры, что историческая тема даст им
право итти проторенными путями, не-
критически использовать старые тра-
ДиЦии и схемы оперной драматургии?
	хо выдающихся мастеров Большого
театра, но и талантливых его молодых
артистов, как ГамрРкели. Лисициан,
Талахадзе, Шумилова, Белоусова-
Шевченко, в 1945 году равнялась
15—20 спектаклям в год при крайне
ограниченном репертуаре.

Так ли развивалось мастерство вы-
дающихея мастеров русской оперной.
сцены в прошлом? В репертуарном о
	‚списке А. Неждановой значится 37
	слетых ею основных партии лирико-
колоратурного сопрано, начиная от
моцартовской Констанны и Антони-
ды ‘и кончая партией принцессы Ни-
нетты ‘из оперы Прокофьева «Лю-
бовь к трем апельсинам». Неждачова
	не составляет исключения. Такая.
«нагрузка» была - обычной - раньше,
когда репертуар столичной спнены..
	насчитывавший ‘около 60 названий в
сезон (оперных и балетных), -обуще-
ствлялся очень нобольшой группой
солистов в 35—40 человек, Сейчас —
как сообщил В. Сурин. =— в _Боль-

WOM театре насчитывается 137 пев-.

цоз, при... 15 названиях в репертуз-
ре! Пропорции совершенно ‘неожи-
данные!

Обречены на творческий застой и.

певцы некоторых‘ периферийных те-
атрэв, видимо, не умеющих правиль-
но распределить свои творческие си-
лы в соответствии © репертуарным

планом. Зачем, спрашивается, Ново-_

сибирскому театру оперы и балета,
например, 15 сопрано и 10 теноров
при репертуаре в 8 названий? Не-
мудрено, что у него томятся 4 испол-
нительницы партии Антониды, столъ-
Ко Же исполнительниц партии Татья-

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖЛЕНИЯ А; Н. СКРЯБИНА
	бин считал и искусство, воспетое им
в закльочительном хоре Первой сим-

фонии:
	Ты силы, павшие в борьбе,
Чудесно к жизни призываешь,
	‹итаем мы в этом гимне, обращенном
к искусству. И далее:
	Тобой поднятый человек
Свершает славно подвиг лучший.

Эти слова красноречиво свидетель-
ствуют о том, насколько Скрябин
был далек от достаточно распростра-
ненных в его Дни теорий «искусство
для искусства». Его лозунгом было
«искусство для человека». Чело-
веку показывал он, как прекрасна
жизнь, как величественна вселенная
и Как могуча человеческая воля.
	. Н. Скрябина работы Л. Пастернака
	Образами утверждения волевого
начала озарены  вдохновеннейшие
страницы скрябинской музыки. Созн-
дающий волевой импульс сшущается
и в «Космической» пульсации гени-
альнейшего 9415-тоного этюда, и в
сонатах, и в симфониях Скрябича,
вплоть до  титанической «Поэмы
огня», в Которой возникают очерта-
ния древнего образа Прометея-Огне-
носца — образа, воплощающего выс-
шие дерзновения творящего челозе-
ческого разума.
	Яркая эмоциональность, достигаю-
шая неведомых дотоле вершин чело-
веческого чувства, окрашивает музы-
ку Скрябина, творческая эволюция
которого, протекавшая со стреми-
тельностью, не имеющей себе равных
j 8° всей истории мирового искусства,
завершилась созданием стройной гар-
монической системы. Скрябин пола-
PH музыкальному искусству огром-
  Hout арсенал новых средств выразн-
тельности, намного  расширивший
творческий дизпазон музыки. Но в
CBCHX дерзновенных исканиях ве’и-
кий композитор был бесконечно ла-
лек от модернистических эксперимен-
тов, неизменно опираясь на традиции
русской классики, на ее вечно жин-
вую, пытливую мысль.  Поистипе
‚ Скрябин был одним из тех, кому, по
‘завету Мусоргского (который, кстати
  сказать, был одним из любимцев
Скрябина), суждено было достичь
  «новых берегов» в искусстве...
		Еще в юношеские годы Скрябин
сочинял либретто для свсей остав-
шейся ненаписанной ‘оперы, герой ко-
торой должен был победить зло и

несправедливость во всем мире, пре:
нести счастье людям: «Я сделаю их.

жизнь подобием весны...»

Не к этому ли стремился сам ком-
позитор в своем творчестве, которсе
представлялось ему актом служения
человечеству? И центральным обра-
зом всех крупных произведений
Скрябина является образ творческой
созидательной воли не потому ли,
что первое, о чем хотел сказать
Скрябин людям, это то, чтобы они
	«ничего не ожидали от жизни, кроме
	того, что сами могут себе ‘создать»,
чтобы влить в: них силу и бодрость,
закалить волю и воспи-
тать бесстрашие перед
лицом грядущих испыта-
‘ний: «Иду сказать ‘им,
‘Что они сильны и могу-
WH...

Но еще убедительнее
этих слов, которые мы
‘читаем в записях компо-
зитора, звучит его музы-
ка, нгполненчая призы-
вами к действенному со-
зиданию, сконцентриро-
‘ванными в «темах само-
утверждения», мужест-
венных и полных воле-
вой активности, ибо
«жизнь — деятельность,
стремление. борьба...».

К борьбе за светлые
‚идеалы человеческого
разума и прежде всего—
`за свободу, без которой
	Они жестоко ошиблись. Проблема, существу имеют пелью отвлечь вни-
	ОО мировоззрения, совре-
  менного языка не снимается со сче-
тов и в исторической опере, М. Хран-
‚ ченко справедливо подчеркнул, что
образы Татьяны, Онегина, Германа,
как характеры, как явления общест-
венной жизни, были глубоко акту-
‚альны и жизненны для эпохи Чай-
ковского. «Через прошлое к вастоя-
щему» было’ творческим кредо Му-
соргского, который смог создать свои
гениальные исторические полотна
только на основе глубокого пони-
мания и ощущения современной ему
действительности и Новых, остро со-
временных средств художественного
выражения.

Думается, что творческие неудачи
многих композиторов, работающих
над современной темой в опере, об’яс-
няются тем, что они не умеют еще
найти для своего замысла адекват-
ные музыкальные образы. И когда это
несовпадение замыгла с его вопло-
щением наблюдается в творчестве
больших мастеров, то причина кро-
ется, очевидно, не в технологии. а в
	глубоких внутренних протизоречиях.
		идейно-художественной
произведения.
	мание от практической бездеятельно-
сти и под болтовню оо трудностях
плестись без страха и риска по про-
торенной дорожке сказок и феерий.
Чрезвычайно ‘поучительно прозву-
чал тезис П. Гусева о необходимости
верного и глубокого. прочтения балет-
мейстером драмзтургического сцена-
рия, умения иногда в одной строчке
увидеть большой поэтический смысл, !
новое идейно-образное содержание -
произведения. Однако чрезмерное
количество инстанций, через которые,
проходит утверждение сценариев, ча-
стые браковки их из-за традиционно-
го, ограниченного, условного пони!
мания хореографического жанра. слу-,
жат серьезным препятствием к “cog!
данию новых  идейчо-эстетических
ценностей советского балета. М прзв_
был П. Гусев, требуя большей само-
стоятельности, большего доверия к
театру в его работе над новыми сне-
нариями, большего уважения и вни-
мания к труду автороз сценариев и,
наконец, болышего количества новых
спектаклей. Мы хотим, сказал П. Гу-
сев, чтобы нам приказали делать три
новых спектакля в год, требовали бы
их выполнения и не допускали бы
никаких скилок и переносов.

Как и в оперном жанре, в балете
Чрезвычайно остра проблема нового
языка, новых средств выражения. И
если в опере эта задача целиком
предоставлена на решение компози-
тора, то в балете олним из авторов
произведения, творцом  хорзографи-
ческого воплощения образа является
балетмейстер. Балетмейстер-новатср
должен стать одной из центральных
фигур современного балетного теат-
ра. Между тем крупнейшие  совет-
ские балетмейстеры уж давно не при.
касаются к современной теме, пред-
почитая всякий раз возобновлять и
обновлять старые классические по-
становки, тратя на это целые годы
своей жизни. Это можно-расценивать
лишь, как прямое уклонение от вы-
полнения своего основного долга пе-
ред народом и искусством.

К сожалению, многие выдающиеся
деятели балета не приняли участия в
совещании, и этот факт уже сам по
себе говорит о притуплении внима-
ния некоторых мастеров к проблемам
советского искусства. Очевидно, еще
не все работники балетного театра
сделали для себя ясные выводы из
постановлений Центрального Коми-
тета партии но вопросам искусства
и продолжают пребывать в состоянии
самоуспокоенности.

В докладе В. Сурина был постав-
лен вопрос о тесной связи отетава-
ния советского музыкально-драмати-
ческого творчества с существовав-
шим до сих пор недопустимым, инерт-
ным отношением оперных театров K
судьбам отечественного оперного ис-
кусства и запросам советского слу-
шателя *. Политикю-воспитательные
и культурно-просветительные задачи
оказались вне поля зрения оперных
театров, замкнувшихся на протяже-
	нии многих лет в узком кругу одних
	й тех же названий классического ре-
пертуара и часто занимающихся
формальными исканиями, лишенными
глубокой мысли и идейной целеуст-
ремленности. Это глубоко противоре-
чит традициям русской классической
оперной сцены, бывспей верным про-
водником передовых идей русского
искусства. Еще более это противоре-
чит традициям советского искусства,
призванного решать идейно-воспита-
тельные задачи. стать мощным ору-
жием художественной пропаганды,
создавать новые образы неутомимых
борцов за построение коммунистиче-
ского обшества,
	> Основные положения доклада

В. Сурина были изложены в редакпи-
онной статье «Репертуар театров  опе-
ры и балета» — «Советское искусство»
№ 52 от 20 декабря 1946 г.
							’ Проблема современности еше в
‘большей мере стоит перед балетным
` театром. Если За годы войны в опер-
‚ном жанре появился все же ряд но-
вых произведений, пытавшихся вос-
произвести на сцене события наших
	‚лет, то в балете, кроме «Гаянэ» Ха-
чатуряна, не было реализовано до
конца ни одного замысла на темы
‚нашей действительности. Как спра-
	ведливо подчеркнул в своем докладе
Ю. Слонимский, балет, как и все на-
ше искусство, был свидетелем вели-
ких деяний советского народа. но
он не воплотил их на сцене и тем са-
мым не удовлетворил выросшие ду-
ховные потребности нашего зрителя.
Мало того, советский балет послед-
них лет в идейно-художественном от-
ношении, в выборе своих тем и обра-
зов, в их разрешении отстает не
только от действительности, но и от
своих прежних завоеваний. А эти за-
воевания были значительны. В бале-
те уже явственно начинала звучать
героическая тема. «Пламя Парижа»,
«Сердце гор», «Лауренсия», «Соло-
Beli» — эти спектакли несли в себе
новые образы, новые идеи, вдохнов-
ленные советской эпохой, новым ми-
ровоззрением. На балетной сцене по-
лучила законное место тема борьбы,
тема единства человека и общества,
новое высокое этическое  содержа-
ние, которое отличает советский ба-
лет. Залог дальнейшего успешного
развития балетного искусства — об-
ращение к современности.
	Однако, правильно пред’явив бале-
ту требования актуалъно-жизненной
тематики, верно критикуя попытки
некоторых авторов создать спек-
такль о современности по обветша-
лым канонам старых балетов или на
основе натуралистического бытопно-
добия, внешней иллюстрации жизнен-
ных явяений, докладчик выдвинул
спорное положение ‘о легенларном,
символическом воспроизведении дей-
ствительности. Это положение, есте-
ственно, встретило возражения. _:
	Правильно было отмечено рядом
выступавших, что такое решение те-
мы  есть линйя` наимёнъшего `сопро-
тивления, стремление взять современ-
ную идею боковым, сторонним обхо-
дом, прибегнуть к традиционной ус-
ловности балетных образов. Художе-
ственный руководитель балета Теат-
ра им. Кирова П. Гусев в своем ин-
тересном и остром выступлении про-
тестовал против наметившегося в по-
следние годы стремления ограничить
возможности жанра балета несколь-
кими формулами, за пределы кото-
рых балету якобы выходить не еле-
дует. П. Гусев говорил о тех сомне-
‘ниях, которые преследуют балетмей-
стеров с первых шагов возникнове-
ния советского балета, пред’явивше-
го им требования нового хореографи-
ческого решения. Однако балетмей-
стеры постепейно научились решать
современную тему средствами клас-
сической хореографии, раскрывать гё-
роические образы средствами харак-
терного танца, увидели более широ-
кие возможности народного танца.
Это свидетельствует о том, что ба-
летмейстерам по силам найти и но-
вое, поэтическое решение жизненной
правды. П. Гусев считает, что луч-
ший сценарий тот, который берет
свое содержание как можно ближе к
жизни и требует от балетмейстера
безусловно нового, оригинального ре-
знения. Все же сомнения и страхи,
разговоры об ограниченных возмож-
ностях балета, прикрывающиеся яко-
бы высокими требованиями к худо-
жественному качеству спектаклей. по
	советских композиторов, в конце! ны и т. д, причем большинство из
концов, может привести к тому. что   Них поет по 2—3 спектакля в сезон!
эти театры утратят свое положение! В то же время многие периферий-
	полнительских сил и художественно-
руководящих кадров—дирижеров, ре-
жиссеров, балетмейстеров, художни-
ков. Глубоко правы были те участ-
  ники совещания, которые требовали
твердой регламентации творческих
штатов крупнейших оперных театров,
‚четкого распределения квалифициро-
ванных художественно-руководящих
кадров и укрепления ими крупнейших
республиканских и областных теат-
ров:

В запущенном состоянии находятся
оркестровые и хоровые коллективы
многих театров—уровень квалифика-
ции слабый, значительная часть ор-
кестрантов не имеет никакого музы-
кального образования. Ряд оркестро-
вых специальностей настолько де-
фецитен, что заполнить, например, ва-
` кансию на место первого фагота или
‚ трубы крайне трудно.
  Комитету по делам искусств и те-
атрам надо серьезно задуматься нал
‘всеми этими проблемами, имеющими
‘огромное значение в развитии совет-

ской оперной культуры. Организация
и хорошая постановка хоровых кур-
сов или студий при театрах. созлание

OrcyTCTBAA квалифицированных ис-
}

о м HO
‚принципу ремесленных училищ, не-
`сомненно, помогли бы преодолеть

IEE EIS ЕЕ:
многие трудности.

Положительно обсуждались на со-
вещаний  организационно-творческие
реформы, проводимые Комитетом по

елам искусств в области практиче-
ской деятельности по созланию нозо-
	‚го оперно-балетного репертуара. В
‘докладе В. Сурина, в информациях
директоров оперных театров ‘были

варисованы широкие перспективы ра-
беты, над новыми произведениями,
Ее центром должны стать театры,
которым постановления LIK ВКП(б)
помогли осознать свси задачи н
свою ответственность перед народом.
Крупнейшие композиторы, а также и
творческая молодежь приступили К
работе над операми и балетами на
современную тему. Это совещание
должно явиться началом нового эта-
па в развитии советского музыкаль-
ного театра, появления = новых
произведений о величайшей в исто-
рии человечества эпохе торжества
коммунистических идей.
		как Передовые коллективы. Показа-.

тельно. например, что единственная в.

настоящее время русская опера на
современную тему идет на перифе-
’рийной сцене. Это «Севастопольны»
Коваля в Молотовском театре оперы
и балета, вновь начавшем свою дея-
тельность только в ноябре 1944 года.
Этот театр, несмотря на его малые
средства, не убоялся трудностей ра-
боты над несовершенным произведе-
нием и сумел на его основе создать
спектакль, волнующий зрителя. Лю-
бовное отношение к спектаклю, ко-
торое сквозило в выступлении ди-
ректора Молотовского театра С. Хо-
деса, с большюй горячностью гово-
рившего о своей новой постановке,
свидетельствует об искренней его за-
интересованности в судьбах  совет-
ской оперы. Молотовский теато су-
мел уловить живой голос совоемен-
ности и сделать его слышным для
зрителя.

Удачной постановкой «Севастополь-
цев» Коваля в Молотове периферий-
НЫЙ театр утверждает свое право на
предоставление ему более широких
возможностей для самостоятельной
работы над современным репертуаром.
В значительной степени прав был
С. Ходес, сетуя на слабое внимание
профессиональной критики, а также
Оргкомитета Союза советских компо-
зиторов, не приславших до сих пор в
Молотов своих представителей для
авторитетной и деловой помощи теат-
ру и его коллективу.

Предложения С. Ходеса о четком
планировании новых постановок (не
менее 5 в год) с учетом всех ресур-
сов театра и полной загрузки его
исполнителей, тбчное планирование
постановочных ‚средств несомненно
целесообразны и. жолжны-бытъ реали-
зованы в практической деятельности
оперных театров.

В. Сурин, Ю. Слонимский, П. Гусев
в своих выступлениях назвали длин-
ный список имен крупных творческих
сил Большого театра. осужденных
на долголетнее бездействие вслед-
ствие слабой репертуарной работы
театра и чрезмерной раздутости шта-
тов. Такие выдающиеся балетмейсте-
ры, как Вайнонен, Лавровский, Вар-
ковицкий, Ермолаев. Радунский, Поп-
ко, за 5 лет не создали новых поста-
новок. Творческая загрузка не толь-

i te ee
	‚немыслимо счастье, при-
зывал композитор: «Смо.
три на всякий гнет толь-
ко как на препятствие...»

` `Он считал, что искус-

ство. воспетое им в фи-
нале его Первой симфо-
нии, способно научить
людей бороться и по-
беждать, и создавал прэ- - Е

изведения, в которых не- Портрет /
ведомые дотоле звуко-

образы титанической борьбы и вели-
ких свершений звучали как пламен-
ные призывы к человечеству, вопло-
щая в себе глубокие идеи, выражен-
ные музыкальными средствами.

Эти образы были неразрывно свя-
заны с ростом революционной ахтив-
ности русского народа в период, не:
посредственно предшествовавший Ве-
ликому Октябрю. «Александр Нико-
лаевич Скрябин был сыном своего
времени» и «творчество Скрябина бы-
ло его временем, выраженным в зву-
ках». сказал Плеханов.
	  Музыка Скрябина пронизана обоа-
зами борьбы и бури, громом тревож-
ных труб и набатных колоколов,
призывно  звучавших над необ ятны-
‚ми просторами земли русской. В

те голы, когда творил Скрябин, Мак-
		сим Горький создал свою дерзновеч-!ный арсенал новых с
	но-прекрасную «Песню о Буревестни-
ке», прозвучавшую как гимн гряду-
щей буре.
	Скрябин в то время уже чувстзо-
вал, что готовятся великие события в
` жизни человечества, и живым ощшу-
щением их близости наполнялась его
музыка; воспевавшая творянтую чело:
веческую волю. Поэтому скрябинское
`сщущение мира в основе своей было
глубоко оптимистичным, прочно они:
раясь на веру в прогрессивные силы
человечества и в морально-этическую
  силу искусства, веру, унаследован-
  ную композитором от своего великого
‘учителя Танеева.
	Вера в социальный прогресс, кон-
кретные пути которого Скрябин вряд
‚ли представлял себе достаточно от-
четливо, питалась у него прежде все-
‘го верой в человека, в его благород-
  ство и нравственную силу, побужда-
‘ющую бороться за достижение под-

THHHO гуманистических идеалов. Мо0-
‘гучим оружием в этой борьбе Скря:-
		РА «МАМСКАЯ НОЧЬ»
В ФИЛИАЛЕ
БОЛЬШОГО ТЕАТРА
	6 января Филиал Большого театра
СССР. показал новую постановку опе-
ры Римского-Корсакова «Майская
ночь». Режиссер спектакля Б. 110-
кровский; художник А. Мазанов. Ди-
рижировал спектаклем В. Небольсин.
Главные нартии исполняли: М, Мак-
сакова (Ганна), Г. Большаков (Лев-
ко), В. Лубенцов (Голова).
	‘чительные условия и проверить прак-
тически, что из этого получится.

Некоторые сторонники  радикаль-
ной перестройки системы  производ-
	И ства неправильно полагают, что все
	[остальные организационные средства
‘бесполезны и бессмысленны. Для
нас бесспорно, что в пределах
существующей единой производст-
  венной студии можно и должно сде-
лать очень многое, если, олнако,
структура` студии булет не просто
улучшена, а решительно реконструи-
рована, если основным €@ звеном
станет постоянная по своему соста-
  ву, имеющая свой годовой промфин-
план, обладающая правами  хозрас-
четной единицы с’емочная группа.
Это, конечно, отнюдь не новая идея,
но оттого, что она не нова, ею не
следует пренебрегать. Опыт Moc-
фильма, как и других студий, под-
тверждает, что даже и сейчас, когда
‚о самостоятельности и постоянном
составе группы можно говорить
‘весьма условно, дела, как правило,
	1верческие искания и гениальные
  достижения великого новатора были
неизменно закономерными, потому
‚что Скрябин никогда не терял связи
‚с национальными традициями русского
  искусства и, как подчеркнул Луна-
‘чарский, «имел колоссальную теяден`
  цию к общественности, всенародно-
  СТИ, даже космичности, в ‘чем сказз-
слась его принадлежность к народу,
‚прошелшему через великую револю-
цию 1905 года и бывшему в пути к
величайшей из всех революций».

Игорь БЭПЗА.
	ПАМЯТИ
СКРЯБИНА
	В связи с Го-летием со дня рожде-
ния А. Н. Скрябина Государственное
музыкальное излательство выпускает
полное собрание сочинений великого
композитора. Оркестровые партатуры
выходят отдельными изданиями, а
фортепианные ‘сочинения собраны в
двух томах, выпускаемых под обшей
редакцией К. Мгумнова и содержа-
щих ряд внервые публякуемых произ-
ведений Скрябина,

Московская филармония включила
зв репертуар текущего концертного
сезона все произведения композитора,
в исполнении которых принимают
участие Государственный симфониче-
ский оркестр Союза ССР, пианисты
Г. Нейгауз, Вл. Софроницкий, С. Рих-
тер. Т. Николаева, А. Иохелес и др.

Государственный центральный му-
зей музыкальной культуры организу-
ет выставку, посвященную жизни и
творчеству Скрябина.
	Театру им. Якуба Коласа
		Босстановление и’строительство советских городов. На снимках: слева— новое здание Областного драмати-
ческого театра в Сталинграде, справа — зрительный зал Театра русской драмы в Ворошиловграде (проект
	С. Шеремета).
	архитекторов И. Ф. Минько и А.
	случайно возложил персональную
ответственность за хозяйственную
деятельность с’емочной группы на
режиссера наравне с директором ки-
нокартины и директором студии. И
в этом, как мы думаем, надлежит
усматривать не только справедли-
`вую меру, направленную против бес-
хозяйственного отношения некоторых
творческих работников к расходова-
нию государственных средств, но и
важный  организационно-хозяйствен-
ный принцип: за финансовые показа-
тели работы перед государством не-
сет ответственность тот, кто факти-
чески и определяет расходование
средств, кто является фактическим
распределителем кредитов, а им ре-
жиссер-постановщик, ‘конечно, яв-
ляется в очень большой мере. Но от-
ветственность предполагает и соот-
ветствующие права, которых при ны-
нешней системе организации прсиз-
водства у руководителей с’емочного’
коллектива нет в достаточной мере.
Мы думаем, что в новом едином!
	нынешнем этапе по сравнению с тем,
каким он был в период немого ки-
но или даже в начале развития зву-
кового кинематографа, значительно
усложнился и вырос в своих масш-
табах. Теперь постановка крупной
картины является делом, которое по
масштабам, по сложности работы, по
денежным вложениям не уступает
производственному предприятию.
Между тем, если мы сравним ны-
нешние условия работы людей, не-
посредственно руководящих процес-
сом производства фильма, с теми,
которые существовали ранее, то 06-
наружим, что здесь произошел про-
цесс как бы обратный: работа вы-
росла, усложнилась, а люди, непос-
редственно руководящие ею и, кста-
ти сказать, тоже выросшие, стали го-
раздо менее самостоятельными в
своих действиях. Правильно ли это?
Полезна ли такая централизация
функций руководства, при которой
на студиях самый незначительный
вопрос требует решения директора
студии, а многие вопросы, отнюдь не
первостепенной важности, не может
решить даже и директор этого круп-
ного и сложного предприятия, выпус-
	кающего огромной государственной
важности продукцию, на которую
затрачивается в год не один десяток
миллионов рублей,

Можно подумать, что такая цент-
рализация ‘ облегчает Министерству
кинематографии идейно-художест-
венное и производственно-хозяйст-
венное руководство деятельностью
людей, непосредственно создающих
картины, что эта система наилучшим
образом предохраняет от политиче-
ских и творческих неудач, от бесхо-
зяйственности. Но факты последнего.
времени этого не подтвердили. Есть
основания полагать, что такая цент-
рализация не только не создает га-
рантий, но, наоборот, порождает Ge-
зответственность исполнителей во
всех звеньях, а при видимости цент-
рализованно-организованного и цент-
рализованно-управляемого процесса
производства приводит фактически
к процессу, по-настоящему никем
не планируемому и не контролируе-
мому. i

Совет Министров СССР отнюдь не

скоторые вопросы
организащии кинопроизволствс
	Как известно. работа Министерства
кинематографии СССР и его студий,
	кинодраматургов, так как для
авторов, живущих вне Москвы, соз-
дались затруднения даже в ведении
переговоров, а © затруднениях в сов-
местной работе автора с редактором,
о консультациях с людьми, прини-
мающими сценарий, и говорить не
приходится.
	Вскоре после окончания Отечест-
венной войны на крупнейших произ-
водетвенных студиях были восста-
новлены сценарные отделы, но пока
что условия, в которых они работают,
явно ненормальны, и, не изменив их,
нельзя надеяться на то, что эти от-
делы крепко станут на ноги, приобре-
тут снова квалифицированных редак-
торов, соберут снова достаточно ши-
рокий круг постоянно работающих
авторов. Нельзя решить сценарную
проблему без того, чтобы крупней-
шие студии не создавали сами для
себя основную массу сценариев, без
того, чтобы кинодраматург < <амого.
начала своей работы не был связано
будущим постановщиком своего сце-
нария, не принимал активного участия
в процессе постановки картины.
	Мы отнюдь не хотим сказать, что
сама по себе Сценарная студия пред-
ставляет зло и, как таковое, подле-
жит уничтожению. Даже тогда, ког-
да сценарные отделы производствен-
ных студий окрепнут, ее полезная
функция не прекратится, но лишь
трансформируется: вместо массовой
заготовки сценариев (часто для не-
известных режиссеров) следовало бы
заняться, главным образом, работой
с молодыми кадрами, эксперимен-
талъной работой в области кинолра-
матургии, т. е. как раз тем, что труд-
но делать производственным студи-
ям. всегда с головой погруженным в
текущую произволственную работу.
	Процесс производства фильма’ на
	стремление творческих работников
перестроить свою деятельность в со-
	производящих художественные филъ-   ответствии с требованиями ЦК
мы, была за последнее время под-   ВКП(б).

Be о i
ргнута всесторонней, суровой И  Многие и весьма существенные де-

К: ея =
	Справедливой критике: ЦК ВКП) в
постановлении о кинофильме «Боль-
шая жизнь» вскрыл основные причи-
ны, которые приводили к созданию
порочных в идейно-политическом OT-
ношении и слабых в художественном
смысле кинокартин, а Совет Минист-
ров СССР установил наличие круп-
ных недостатков в организации их
производства. Эти два постановления,
определяющие путь дальнейшего
развития советской кинематографии,
прежде всего обязывают всех кино-
работников очень внимательно, доб-
росовестно и во всех деталях про-
анализировать свою деятельность,
оценить ее в соответствии с высоки-
ми требованиями, которые пред’явле-
чы к кинематографии. Только в этом
случае можно булет извлечь необхо-
димые уроки и вывопы ‘из указаний
партии и правительства и «организо-
вать ‘работу художественной кичема-
тографии таким образом, чтобы
впредь была исключена всякая воз-
можность выпуска подобных филь-
мов». чтобы процессе производства
кинокартин был организован на здо-
ровых и эффективных началах,
Решительная и последовательная
самокритика, сочетающаяся © горя-
чим желанием улучшить дело, всегда
и во всех областях нашей работы да-
вала и лает великолепные результа-
	ты. Для киноматографистов поучи-
тельнейший пример — «Адмирал На-
химов» Работа ная этим фильмом
	После того как он был раскритико-
	ван в постановлении ЦК ВКП(б} о
«Больнюй жизни». показывает, как
	Надо «извлекать необходимые урокв
и выводы» и какие успехи приносит
изкусству честное, добросовестное

фекты процесса производства кино-
картин порождены плохим руковол-
ством, т, е. неудовлетворительным
повседневным администрированием в
самых различных звеньях кинемато-
графической ^ системы, начиная от
министерства и кончая с’емочной
группой. Однако, не меньую роль
играют тут и недостатки принципи-
‚алъного порядка, т. е. некоторые не-
сомненно ошибочные организацион-
ные принципы, часть из которых ког-
да-то на более раннем этапе разви-
THA кинопроизводства сослужила
полезную службу, но затем превра-
тилась в свою противоположность.
	В газетной статье невозможно под-
робно рассмотреть все организацион-
ные вопросы. Мы поэтому остановим-
	CH лишь на самых существенных и
	выскажем соображения, по которым
	Министерство кинематографии СССР
	скажет свое решающее слово.
Начнем со сеценарной проблемы,

Опыт работы на студии Мосфильм

убеждает в том, что огромный вред
	сценарному делу нанесла произведен-
	ная несколько лет тому назад ликви-
дация сненарных отделов на произ-
водственных. студиях и сосредоточе-
ние всей работы с авторами в одном
	месте—в Сценарной студии. Эта ме-
ра окончательно оторвала кинодра-
	матурга от процесса реализации его
творческих замыслов, устранила воз-
можность совместной работы автора
сценария и постановшика, Т. е. пове-
ла фактически к умалению и без то-
го малого удельного веса, который
всегда имел автор в творческом кэл-
лективе. Эта мера, во-вторых, несом-
ненно сузила круг активно работаю-
	МИНСК. (ТАСС).В ноябре 1925 го-
да на улицах Витебска появились
скромные афиши об открытии Вторс-
го Белорусского драматического тез-
тра, носящего теперь имя народного
поэта ‘Белоруссии Якуба Коласа.

С тех пор прошло 20 лет. За это
время на сцене театра поставлено 99
пьес, из них более 70 посвящено со-
временным темам.

За постановку комедии «Нестерка»
В. Вольского основным создателям
этого спектакля присвоено звание
лауреата Сталинской премии.
	Отмечая свое 20-летие, театр про-
вел декаду смотра десяти своих луч-
ших спектаклей. К юбилею” творче-
ский коллектив подготовил премъеру
«Далеко от Сталинграда»;
	Юбнлей Ленинградского
театра им, Лекинского
HOMegatana
	ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Нз-
давно здесь отмечался 20-летний
юбилей Ленинградского театра им.
	„Ленинского комсомола.

Торжественное заседание открыл
заместитель председателя ‘Ленгор-
исполкома П. Тюркин. Он сообщил о
награждении 87 работников театра
почетными грамотами Ленинградско-
го Совета. С докладом`о творческом
пути театра выступил его художест-
венный руководитель М. Чежегов.

Собравшиеся с огромным под емом
приняли приветствие ‹ товарищу
Сталину.
	«Положении о правах и обязанностях   идут лучше всего в тех группах, ко-
должностных = Лиц кинос’емочной   торые создаются по принципу кол-
группы» (директора картины, режис-   лективов, и где режиссер и директор
сера, оператора и др.), которое дол-   добиваются  самостоятельности И
жно выработать Министерство кине-! маневренности в своей работе.
	За три десятка лет своего суше-
	матографии, необходимо — предусмот-
	реть максимально возможную И Це- ствования советская кинематография
	накопила немалый и пенный опыт
	группы 1   работы, в том числе и опыт органи-
	зацнонный. Задача состоит в том,
чтобы из накопленного арсенала оо-
	к послел-!Ганизационных средств выбрать ная-
	лесообразную хозяйственную  само-
стоятельность с’емочной группы и
соответствующие права ее руководи-
	телей.
Здесь уместно перейти
	нему вопросу—к положению с’емоч-   более эффективные для данных уело-
	ить поставлеён-
кинематографией
	ной группы в общей структуре про- вий, чтобы осуществить
изводственной студии. Среди кино- ные сейчас перед кин
	работников не раз горячо обсуждал:   Задачи.
	ся вопрос об организационном разде-
	В кинематографии нередко велико-
	лении студии на две ‹амостоятель-   лепные начинания преврашались

ные половины — с’емочные группы,   пустоцвет только потому, что кол-
которые должны превратиться в  лективам тех или иных студий нело-
творческие мастерские, и так а о настойчивости, воли, целе-
	устремленности. В настоящий пернод
и должна сказаться организующая,
цементирующая сила централизован-
ного руководства — Министерства
кинематографии СССР, от которого
работники производства ждут и яс-
ной программы действий, и последо-
вательного ее осуществления.
		ваемую техническую базу. Усиленно
	дебатируется этот проект и сейчас.
Нам представляется, что теперь, в
силу целого ряда причин, проведе-
ние такой реорганизации невозмож-
	Но. В лучшем случае речь может ит-
ти © создании «опытных» предприя-
	тий типа «мастерских», которые <о3-
нательно можно поставить в исклю-