Ровер ee wre are чреве
					OOM,
				ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! _

Цена 40 коп,
	Орган Министерства кинематографии СССР, Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР и Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР

й Шаг
	Четверг, 1 января 1948 года

№1 (1089), Год издания XIX

на пути к коммунизму
	Спектакли.<«Дни и ночи» К. Симонова в МХАТ СССР
	им. Горького и «Великая сила» Б. Романюва в Малом
	театре, кинофильмы «Сельская учительница» (режиссер
М. Донской) и «Жизнь в цитадели» (режиссез-Г. Panno-
	порт), Шестая симфония С. Прокофьева и песни о родной.
	земле Б. Мокроусова, картина «За великий русский на-
род!» молодого украинского художника М. Хмелько и
серия рисунков «В. И. Ленин`в 1917 году» Е. Кибрика
на Всесоюзной художественной выставке, новое здание
театра оперы и балета, воздвигнутое в Ташкенте по про-
екту архитектора А. Щусева, и многоэтажные жилые до-
ма в Москве (авторы проектов — 3. ` Розенфельд, Ю.
Емельянов и др.) — вот лишь несколько названий ‘новых
произведений, которые были созданы: в- 1947, году и по-
лучили высокое признание советских людей, как значи-
тельные достижения нашей художественной культуры. .
	Сегодня ‘советская страна вступает в третий год`ста-
	линскон пятилетки. Предстоит большая, ‚напряженная, HO
в высшей. степени благодарная работа, ибо каждый граж-
данин.Севетского, Союза‘глубоко сознает величие ‘своей
исторической роли’ в строительстве. социалистической
экономики и. культуры, в ускорении темпов движения
советского ‘общества  к коммунизму.
	На 1948 год намечена огромная программа работы.во
	всех областях художественного. творчества. Новые пьесы
и спектакли, художественные и документальные фильмы,
‘симфонии: и оперы; новые художественные выставки и ар-
хитектурные сооружения станут в ‘будущем тоду пред-
метом вдохновенного труда.сотен и тысяч опытных и
	молодых мастеров советского’ искусства. *
	Более 250 профессиональных писателей и драматургов
будут работать над новыми советскими пьесами. Мини-
стерством кинематографии СССР намечен выпуск 40
художественных, 20 полнометражных документальных и
6 полнометражмых научно-популярных кинофильмов. В
целях создания лучшего либретто оперы и балета Комч-
тетом по делам искусств организуется Всесоюзный кон-
курс. В Тбилиси, Риге. Ташкенте: Киеве и Мо-
скве будут проведены декады советской музыки.
Готовится специальная художественная выставка, по-
священная 30-летию Советской Армии. Для попу-
ляризации современного советского, русского клас-
сического и мирового искусства создаются филиалы
Третьяковской галлереи в Риге, Львове, Калинине, Че-
лябинске, Магнитогорске. В Москве будут организованы
выставки произведений художников Украины, Грузии, а
также групповые выставки произведений художников
Армении, Эстонии, Узбекистана и Латвии. Крупнейшие
зодчие столицы закончат работу над проектами мно-
гоэтажных зданий, которые будут сооружены в Москве.
Огромное строительство развернется в братских респуб-
ликах. На Урале, в Сибири, Кузбассе, Казахстане в свя-
зи с ростом промышленности получит широкое развитие
жилищное строительство. :
	Рост социалистического: сознания масс пред’являет все
более и более высокие требования к нашей идеологиче-
ской работе, к культуре и искусству. Мы ведем развер-
нутое наступление на пережитки капитализма в сознании
людей. У ‘нас достаточно сил для того, чтобы успешно
справиться -с этой задачей. Большевистская партия вос-
питала мастеров советской культуры, которые несут тру-
дящимся массам великие гуманистические идеи комму-

низма.
	Никогда и нигде еще искусство не шло так в ногу с л
	жизнью, как это мы видим в наши дни, в нашей великой
стране
	завершен тысяча девятьсот сорок седьмой год — TPH.
цатый год победоносной жизни первого в мире социали-
стического государства. Этот год был отмечен многими.
	стического государства. Этот год был отмечен многими
выдающимися событиями, сыгравшими огромную роль_в
укреплении экономической н политической мощи Совет-
ского Союза.
	В феврале народы нашей страны избрали’ своих луч-
ших сынов и дочерей в Верховные Советы союзных и
автономных республик, а в декабре — в местные Советы

пяти союзных республик. В дни выборов наш народ ‘про-

демонстрировал перед всем миром нерушимое моральна-
политическое единство советских людей, их железную

сплоченность вокруг нартии Ленина—Сталина: В`сентяб-

ре трудящиеся торжественно отметили  800-летие Моск-

вы, города русской славы, столицы многонационального.

Советского государства. В ноябре было: отпраздновано

знаменательное тридцатилетие Великой Октябрьской со-:

циалистической революции. Две недели назад партия” и
правительство осуществили денежную реформу и‹отмену
карточек на продовольственные и промышленные. то-
вары. 30 декабря исполнилось двадцатипятилетие сущест-

вования Союза Советских Социалистических республик.
	Всем этим событиям, имеющим первостепенное истори-
	ческое значение, сопутствовала высокая политическая Hy
	трудовая активность народных масс. Но почину трудя-
щихся города Ленина по всей стране широко: разверну-
лось социалистическое соревнование за - выполнение
	и перевыполнение послевоенного’ пятилетнего плана: -в
	‘четыре года. В этом массовом трудовом. энтузиазме ска-

`зались лучшие передовые черты советских людей. Со-

знательное отношение к своему труду, как к` делу 06-
щественной важности и как к Святой обязанности перед
Советским государством, характеризует новый духовный
облик человека советского общества. Дальнейшее воспи-
тание этих качеств в советских людях города и деревни,
работниках физического и умственного труда еостав-
ляет одну из величайших задач, поставленных Октябрь-
ской социалистической революцией.
		С каждым днем растет международный авторитет
СССР. Советский Союз ведет твердую и последователь-
ную борьбу за мир, за международное сотрудничество
на демократических началах. Социализм встал в порядок
дня жизни народов. «Великая Октябрьская социалистн-
ческая революция раскрыла глаза народам, что век капи-
тализма приходит к концу, и что открыты надежные пути
ко всеобщему миру и к великому прогрессу. народов. Су-
дорожные усилия империалистов, под ногами которых
колеблется почва, не спасут капитализма от приближаю-
щейся гибели. Мы живем в такой век, когда все дороги
ведут к коммунизму» (В М. Молотов).
	В результате второй мировой войны, еще болыне
расшатавшей устои капитализма, установлен новый де-
мократический строй в Югославии. Польше, Pymu-
нии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, Албании.
Своими особыми путями эти страны делают шаги к со-
циализму. Они осуществили ликвидацию класса помещи-
ков, передав землю крестьянам, провели национализацию
крупной промышленности и банков, твердо отстаивают
свою национальную независимость.
	Империалистический лагерь активизирует борьбу про-
тиз-разтугнаго лемократического лагеря в Евроше и за зе
прекелами. Сей\ас стоит задача обединить все антиим-
периалистические ‘сзлы народов в один могучий демокра-

тический фронт, спзянный единством кровных HHTepe-
-COB. ~
	Буржуазная культура зашла в тупик. Однако она спо=
‘собна еще отравлять сознание народа. Наша задача но-
мочь зарубежным друзьям и братьям осветить свою борь-
бу за новое общество светом научного социалистическо-
го сознания, наносить сокрушительные удары по буржу-
азной илеологии.
	Современное коммунистическое движение во_ многих
странах выросло и окрепло, В этом — один из выдаю-
щихся успехов коммунизма и залог его. грядущих побед.

1947-й год был годом блестящих побед советского на-
рода и на культурном фронте. Деятели советского ра
кусства создали в минувшем году ряд новых замеча-
тельных произведений в области театра и кино, музыки.
и живописи, скульптуры и архитектуры. После решений
ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства в твор-
честве советской художественной интеллигенции про-
изошел решительный поворот к современной тематике.
Советский зритель увидел на сцене. на экране, на вы
ставках живописи, графики, скульптуры отражение мно-
гообразной, идейно богатой жизни советского общества
и его передовых строителей.
			«За великий русский народ!». Картина художника М. Хмелько.
		Л ва
		Лев СЛАВИН
o
	вы. Рецензенты, излагая содержание
пьесы, не посмели написать, что белая
девушка влюбилась в негра. Они
стыдливо бормотали о ее «симпатии»
к нему или о «преувеличенной привя-
занности».

Крупнейший американский  драма-
тический артист Гордон  Хитс,
негр, сумел сыграть роль Бретта толь-
ко в Англии, где иногда позволяют
себе легкие фрондирующие выпады
против: американских нравов.

Место музыки в Америке постепен-
но занял трескучий джаз. Место ба-
лета — «джиттербогс», последняя
разновидность чечотки, предетавляю-
шая собой бессмысленный набор су-
дорожных движений. Место пьес —
оперетты. Но не того благородного
жанра, к которому принадлежат клас-
сические музыкальные комедии. Ны-
нешние американские оперетты—это
уродливый ублюдок ревю и мелодра-
мы с музыкой, надерганной отовсю-
ду, и уголовно-сентиментальным сю-
жетом.

Примером такой американизирован-
	ной оперетты может служить идущая
	сейчас в Нью-Йорке «Музыка в моем
сердце», сработанная неким Штейнин-
гером и кощунственно использующая
произведения Чайковского. Героем
этого, с позволения сказать, «произ-
ведения» является сам великий Чай-
ковский, которого автор, следуя за-
конам своего низменного воображе-
ния. заставляет переживать выду-
манный им идиотский любовный ро-
ман с какой-то балериной.

Это циничное извращение великих
творений мировой классической музы-
ки принимает в Америке все более
широкий характер, становится чуть ли
не жанром. В поисках  пикантного
сенсационного трюка нью-йоркская
пианистка Пауэлл играет музыку Ба-
ха и Бетховена, переложенную на
джаз, одновременно на двух роялях.

Тот же процесс неслыханной дегра-
дации искусства переживает и совре-
менное американское кино, которое
известный немецкий антифашистский
писатель Эмиль Людвиг в своей ста-
тье о Голливуде называет «художест-
венным кладбищем людей, изменив-
ших искусству». Статью эту Людвиг
опубликовал в польской печати, по-
тому что, по его словам, «в стране
	доллара никакая газета не посмела ее
	напечатать в течение четырехлетнего
моего пребывания в США».

Как известно, американские филь-
мы < треском провалились на между-
народных фестивалях в Каннах и
Брюсселе. Потерпели поражение наи-
более известные американские кино-
режиссеры Франк Капра. Кларенс
Браун, Уолт Дисней и другие.

На примере американской киНема-
тографии отчетливее всего распоз-
нается тот факт, что подлинное высо-
кое искусство не совместимо с капи-
тализмом.

В новый, 1948 год капитализм всту-
пает без выдающихся романов, филь-
мов, полотен, симфоний, утверждаю-
щих породивший их строй. Все круп-
ное, что в странах капитала
появляется в искусстве, осно-
вывает свою значительность на
отрицании или критике буржу-
азного общества.

Моральными трущобами за-
	УКАЗ
ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО
СОВЕТА СССР
	@ НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ
РАБОТНИНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА
ЛАТВИЙСКОЙ ССР
	за выдающиеся достижения в об-
ласти советского театрального искус-
ства наградить работников Государ-

ственного Художественного театра
Латвийской ССР:
		Смильгиса Эдуарда  Яновича —
народного артиста Латвийской ССР,
художественного руководителя те-
атра.
	ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО
КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Г Мача--Эмния:
	служенного деятелгх искусств Лат-
вийской ССР, режиссера театра.
-2. Приеде-Берзинь Лилиту Давы-

довну — заслуженную артистку
Латвийской ССР, артистку театра.
3. Скулме Отто Яновича — sacay-

женного деятеля искусств Латвий-
ской ССР. художника театра,

4. Филипсона Артура Юрьевича —
заслуженного артиста Латвийской
ССР, артиста театра.

5. Эртнер Фелициту Мартыновну—
заслуженного деятеля искусств Лат-

вийской ССР, главного режиссера
театра,
		1. Анзея Юлия Карловича — на-
чальника столярного цеха.

2. Банг Тию Крышьяновну — за-
‚ служенного деятеля искусств Лат-
‹ вийской ССР.

3. Берзинь Паулину Петровну —
заведующую женским костюмерным
цехом театра.

4. Брамберге-Вилип Эльвиру Кры-
шьяновну — заслуженную артистку

5. Вальтера Эвальда Михайлови-
ча — артиста театра.

6. Вилкса Гирта Андреевича — ху-
дожника театра.

7. Зилу Эдгара Яновича — заслу-
женного артиста Латвийской ССР.

8. Крейцума Рудольфа Петровича—
  артиста театра.

9. Краукле-Абеле  Альму Робертов-
ну — артистку театра.

10. Лайву Ирму Язеповну — ар-
тистку театра.

11. Марсиете Гермину Августов-
‚ну — артистку театра.

12. Марсиетиса Яна Кришевича —
артиста театра.

13. Михельсона Арзела Карлови-
	ча — артиста театра.
14 Палкавниекса Яниса Давыдо-
вича — директора театра.
	102. Рокпелниса Фрициса Яновича—
	начальника Управления по делам
искусств при Совете Министров
Латвийской ССР. драматурга.

16 Стубау Арнольда Яновича —
	артиста театра.

17. Шмита Теодора-Луи Яновича—
ССР, артиста театра.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
Н. ШВЕРНИК.

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
A. TOPKHH.

Москва. Кремль,
	29 декабря 1947 года.
	полнено современное буржуазное ис
кусство. В нем нет окон. Туда не
проникают свет и воздух мира. Грбза
мировой войны не только не очисти-
ла этой удушливой атмосферы, но
еще болыше ее сгустила.

Оглядываясь на истекший год. мы
видим, что советские художники соз-
дали целый ряд крупных произведе-
ний искусства. Они различны по жан+
рам. несут на себе отпечаток раз-
ных творческих индивидуальностей.
Но есть в них нечто общее, что поз-
воляет говорить о советском стиле,

В конце концов одна и та же могу-
чая сила состоит на вооружении со-
ветского воина, освобождавшего Ев-
ропу, и советского художника, утвер=
ждающего мировой авторитет нашего
искусства: высокая советская идей-
ность, величайшие идеалы передовога
человечества, обретающие- “RASS В.
нашей стране.

Одухотворяющая глубина мысли;
Эбаяние высокой нравственной чи2
стоты и отточенное мастерство фор-
мы характерны для лучших произве-
дений советского. искусства.
	Главной темой его является то,
что можно назвать «советским ха-
рактером», который сушествует y
	  нас в стране так же реально, как гро+
’мады Запорожстали.
Ярчайшее воплощение его на’ теат-
‘ре дал в истекшем году артист Л.
Свердлин, сумевший с таким совер-
шенством создать сценический образ
И. В. Сталина в спектакле «Великие
дни» в Театре драмы.

Интересная опера  Кабалевского
«Семья Тараса». проекты восьми мо-
	‚ дни» в Театре драмы.

=
  Интересная опера Кабалевского
  «Семья Тараса», проекты восьми мо-
  сковских небоскребов. новые выдаю
  щиеся спектакли Художественного
  театра показывают, что крупные до-=
‚ стижения истекшего года в области
‘музыки, зодчества и театрального
‘искусства не единичны.

Искусство не возникает из пусто-
`ты. Величие тридцатилетнего наше-
  го пути, исполненного созидательным
‘трудом и героической славой, напи-
`тало наше искусство творческой мо-
  щью, заразительная сила которого во
всем мире восхищает наших друзей и
` устрашает врагов.

Советское искусство Ha TOJ’eMe.
‚ Ибо на под’еме советская страна. Мы
` идем круто в, гору, светлая вершина
` которой называется: коммунизм, Она
`близка, ибо-мы шагаем - быстро. а
‚ гениальный” ‘проводник наш хороша
знает путь; по которому он ведет наз
EV лоужную семью. -— оглядывая

TREY дружную семью, Ki, огллдызая
ее, мы восклицаем:

— С новым советским ‘годом, ‘то?
варищи!
	новым советским счастьем!
	Рядовой посетитель выставки со-
ветских художников в Праге записал
в книге отзывов:

«На выставке я видел подлинно
народное искусство страны социализ-
ма».

Когда на венгерских сценах среди
удручающей пошлости безидейного
«развлекательного» репертуара поя-
вились советские пьесы «Беспокой-
ная старость» Л. Рахманова, «Рус-

ский вопрос» К. Симонова, «Егор

Булычев: и другие» М. Горького, бу-

дацештсекий журнал «Евенде» писал:
«Перед нами открылись новые глу-
бины, и наши лица обвевает свежий
ветер могучей новой литературы».
На этих спектаклях необыкновенное
зрелище язляют собой не только сце-
ны, но и зрительные залы: они неиз-

менно переполнены--событие, давно

не наблюдавшееся в венгерских теат-
рах.

В художественных кругах Праги
сейчас поднят вопрос об организации
там постоянно действующего русско-
го театра. Эта настоятельная потреб-
ность в советском искусстве родилась
не только из кровной близости сла-
вянских языков, но и из братской бли-
зости чувств, убеждений, идеологий,
одушевляющих могучую родину co-
циализма и молодые народно-демо-
кратические республики Европы.

Издающаяся в английском секторе
Берлина газета «Телеграф» пишет:

«Фильм «Мы из Кронштадта» — не-

‘посредственный родственник «Броне-

носца Потемкина». Мы восхищаемся
им, как восхищались «Броненоснем»
Двадцать лет назад».

Время от времени на Западе из
очерелного ремонта появляется ста-
	рая реакционная теория «чистого
искусства». Когда-то, в прошлом
столетии. буржуазии удавалось из-
редка подкреплять эту «теорию»
хоть и недолговечными, но кон-
кретными произведениями искус-
ства. Ныне американские  музы-
	кальные и театральные радиопереда-
чи в самых. неожиданных местах пре-
рываются сенсационными рекламами
всяких парфюмерных и кулинарных
изделий. Можно ли назвать чистым
это искусство, вымазанное губной
помадой и приправленное консерви-
рованным соусом? Один из крупней-
ших дирижеров мира, Тосканини, не
раз (и безуспешно) протестовал про-
тив того, что исполняемая им класси-
ческая музыка перемежается с об’яв-
лениями патентованных желудочных
средств. Американские торгаши при
этом подбирают рекламы, соответст-
вующие, по их мнению, характеру му-
зыки.

В этой атмосфере — развузданной
пошлости американский театр мель-
чает, рассыпаясь на окрошку эстрад-
но-мюзикхоллных представлений. Са-
ми театральные помещения переро-
дились болышей частью в заведения
полукабацкого типа, где голоса акте-
ров заглушаются звяканьем соусников
и лихими выкриками — подвыпивших
«зрителей».

Лучшие американские пьесы, за-
ключающие в себе хоть зерно идей-
ности, особенно если они затрагивают
злободневные политические проблемы,
трактуя их в прогрессивном духе, име-
ют мало шансов на постановку в те-
атре. Известная советскому зрителю
пьеса Гоу и Д’Юссо «Глубокие кор-
ни» не могла быть показана в Южных
	штатах. оставленная в Нью-Йорке,
она вызвала весьма сдержанные отзы-
			С каждым годом возрастает мощь советского народа,   женного деятеля искусств
	ведущего ожесточенную борьбу против старого мира.
1948 год будет новым шагом на пути к коммунизму.
	Миллионы советских людей проявляют исключитель-
ный героизм в труде. Задача советского искусства —
возбуждать еще большую энергию в народе, укреплять
высокое коммунистическое сознание трудящихся, участ-
вовать в великом деле воспитания людей новой форма-
	ции. Ибо в годы новой послевоенной пятилетки в нашей
	стране не только возникают новые фабрики, заводы и
города, но куются также новые кадры созидателей ком-
мунистического общества. кадры сталинской эпсхи.
	Наша героическая жизнь требует героического искуз-
ства, глубоко отражающего настоящее в свете
великих целей будущего. У наших работников искусств
должно быть развито чувство ответственности перед зав-

трашним днем, перед тем поколением, которое идет нам
на смену.
	Советский зритель вправе требовать, чтобы наше ис-
кусство говорило с ним простым и ясным языком худо-
жественных образов, близких, понятных, любимых наро-
дом.
	Среди новых тем, которые должны найти свое вопло-
щение в искусстве, первое место принадлежит теме руко-
водящей роли коммунистической партии, образу больше-
вика. Основной задачей дальнейшего успешного разви-
тия советского искусства должно быть повышение ка-
чества художественного мастерства. Как правильно за-
метил в свое время М. Горький, «решающую роль в ра-
боте играет не всегда материал, но всегда — мастер».
	В связи с этим мастерам искусств следует помнить не
только о своих достижениях, но и о тех неудачах, кото-
рые являются часто следствием несерьезной, скороспелой
работы. Наиболее ярким примером в этом отношении мо-
гут служить такие кинофильмы, выпущенные в 1947 году,
как «Солистка балета» (режиссер А. Ивановский) или
«Новый дом» (режиссер В. Корш-Саблин).
	Немало сырых, ремесленных произведений встречает-
ся и среди работ драматургов, постановщиков спек-
таклей, композиторов, художников, скульпторов, архи-
текторов, авторов ий исполнителей эстрады и др.
	Работники искусств еше в большом долгу перед сэ-
ветскими людьми, которые трудятся героически, с небы-
валым энтузиазмом, с пламенным пафосом патриотов
социалистического отечества. Боевые темпы промышлен-
ности и сельского хозяйства должны заставить и деяте-
лей искусств работать лучше, смелее пробовать свои
творческие силы в создании художественных произведе-

ний. достойных нашей великой эпохи.
	Большевистская критика и самокритика недостатков.
работы творческих организаций, учреждений искусств и
отдельных художников поможет нам создать в 1948 году
такие произведения, каких ждет советский народ, ка-
ких требует наша партия.

С Новым годом, товарищи!

С новыми побелами на хозяйственном и культурном
	фронте!
		Рисувок хуложника Е. Голяховското.