В трамвай его не пу-
			Знагленательная
-BeTpeva
		SPeA

Светящаяся карта сталинградских, он будто заботился о o вдоль Волги, одно-,
хоммуникаций, которую художник, том, чтобы докумен- НЕ: временно ударить с
Tl Вильямс слелал похожей на тально подтвердить Я. ВАРШАВСКИЙ запада севернее Мос-
сплетенье алых артерий и синеватых   каждую реплику гла- } квы, соединиться где-
вен, убирается вверх; разбегаются! вных действующих то на востоке, отре-
мелькавшие за ней участники массо:   лиц. «Самоограничение» драматурга! зать Москву от всей страны. Че.

Каждую значительную реплику он
	предваряет паузой, наполненной ра-
	ботой мысли. Это не обычная сцени-
ческая пауза — это ‹пред-реплика».
Вот почему сдержанная, спокойная
речь Свердлина полна внутреннего
	напряжения, и зритель слушает его
	с исключительным вниманием, боясь
	пропустить хоть слово.
	вого батального эпизода; гаснут лу-
чи кинопроекции, стихает медь в’ ор-
костре. И на спустевшую сцену в
абсолютной тишине выходит актер,
играющий главную роль в спектакле
«Великие дни».

Фронтовые кинокадры, дробившие-
ся на угловатых декорациях, беспо-
койные прожекторы,  разрывавшие
мглу, глухие отзвуки отдаленной кз-
нонады нужны были режиссеру id
того, чтобы зритель ощутил трево\-
ную атмосферу боев на подступах к
Сталинграду. Теперь начинается важ-
зейшая сцена спектакля, и режиссер
предоставляет слово актеру, остаю-
щемуся наедине со зрителем, надеясь
лишь на его, актерские, средства и
возможности.

‚ настолько явственно, что нанболее
  важные диалоги напоминают запись
лаконичных разговоров по прямому
проводу, краткие стенограммы штаб-
ных совещаний. Свердлин счел для
себя обязательной эту авторскую ма-
‚ неру и не смягчал ее дешевой, шаб-
лонной чувствительностью. Он из-
брал для своей роли очень сдержан-
ный и спокойный рисунок. Но чего
стоила бы эта сдержанность, если
бы за ней не чувствовалось высокого
волнения, какая цена была бы
этому спокойствию, если бы оно
означало бесстрастие? Ведь в образе
главного героя «Великих дней» дол-
жна- быть и патетика, и 2оман-
тика. Но патетика здесь должна
быть свободна от риторики, роман-

Масштабы этого образа таковы,   18а ОТ позы.
что для воплощения его необходимо   Выполнима ли такая задача? Все де-

вдохновение подлинного художника-
патриота, всем сердцем чувствующе-
то жизнь родной страны, видящего в
великом Сталине гордость и силу со-

0 в творческих возможностях акте-
ра. Нас не удовлетворяет актер, пас-
сизно  воспроизводящий авторский
текст или предложенный режиссером
	Е ео се Ч Я ру о а =   1,

ветского народа. Таким художником графический рисунок роли. Актер-ху-
и показал себя Ji. Свердлин. дожник должен знать свои BOSMOXK-
	wa ности, должен у\ -
Можно представить себе, сколько „должен уметь строить, оо9га

там: АНАЛ А на пен at
	нения поинесла ему эта роль. На-   Mat сценический образ своими ак-
волнения принесла ему эта р В. м  ТеРрскими средствами. Так и посту-
пги актеры уже играли роли в:   он

О т Фит ых А дос ^
	Sr GR FR NE PEE ET ой
Ленина, И. В. Сталина, и с успехом, р р а ДНЯХ».
но они выступали в пьесах, гле 06- милой мыслью а а
разы эти рисовались в известном ИС-   л.н, «докладывает» а верд-
торическом отдалении. «Великие дни» MBICTHT B ; Ox KCT — OH
— это наши ‘дни. наша живая совое-   МЫСЛИТ вслух. знает цену каж-

менность, и играть в такой пьесе
много сложнее и труднее, чем, ска-
жем, в историко-революционной дра-
ме Ш. Дадиани «Из искры» или в
«Человеке с ружьем».

Необычайно трудная задача! Но
зритель помогает актеру. Едва поя-
вился Л. Свердлин на сцене — в
сером, хорошо знакомом каждому из
нас кителе, как к нему уже прикоза-
но сосредоточенное внимание зритель-
ного зала. Актер делает несколько
спокойных, неторопливых шагов, он
еще только собирается произнести
первую реплику, а зритель уже готов
К «сотворчеству», готов вместе с ак-
тером жить мыслями и чувствами его
несравненного героя.

И Свердлин тоже превосходно «по-
могает» самому себе. Он освободился
от обременительных актерских пред-
рассудков. — прежде всего, от кар-
тинной стилизации. Он не хочет упо-
добляться ожившей фотографии, не
сковывает себя приемами чисто внеш.
него подражания. Грим его прост и
легок, жест и речь отличаются не-
принужденностью, свободной от вся-
кой имитации. С первых же минут
пребывания актера на сцене стано-
вится ясно, что он делет ставку на
простоту и естественность, которые
только и могут позволить ему pac-
крыть внутреннюю, духовную жизнь
образа.

Драматург торопит axtepa—on He
лает ему удобного «разбега», плав-
ного подхода к узловым моментам ро-
ли. Он заставляет его сразу же оку-
нуться в кипение драматической борь-
бы. Стзлий-чнтает сводку: «Протиз-
ник рвется в Сталинград. Наши ча-
сти, истекая кровью, сдерживают ата-
ки двух немецких армий. В городе
строят баррикады. Две тысячи гер-
манских самолетов бомбят  Сталин-
град. Город горит».

— Какова их конечная цель? — за-
дает себе вопрос Иосиф Виссарионо-
вич, размышляя над сзводкой. Он
склонился над письменным столом.
Тишина, мягкий свет настольной лам-
пы, пауза...

Прямое действие, острая пикировка
в диалоге—вот на чем  «всходнт»
обычно актерское умение. Не всем
художникам ‹цены ‘удается создать
образ мыслящего героя. Это самая
сложная и благородная задача в те-
атральном искусстве. Если актеру
она не по плечу, он не имеет права
браться за подобную роль. Свердлил
сыграл в театре и в кино множество
разнохарактерных ролей — комедий-

-  речь.

дому сказанному слову — и потому
так нетброплива, так «взвешена» его
«Какова их конечная цель?
Взять Сталинград, захватить узел
коммуникаций, отрезать центр. от
юга?.. Нет, это только одно из звень-
ев общего и более обширного плана
(пауза). Каков этот план? (пауза). Яс-
НУ! Это новый план окружения Мо-
сквы. Взять” Сталинград, итти вверх

©}

вых, тротесковых, романтических, ля-
рических. Он играл в пьесах различ-
ных жанров, и почти в каждой его
роли чувствовался болышой актерский
	труд, затраченный на преодоление но-.
	вых и л новых, часто неожиданвых
трудностей. Казалось, именно эти
трудности и неожиданности больше
всего привлекают актера — ему ин-
т?ресно было испытать свои силы в
непривычвом сценическом ритме, в
неиспытанном жанре, Но как ни ве-
лик список сыгранных им ролей, в
нем трудно найти образ, который был
бы «ступенькой», подготовкой к об-
разу И. В. Сталина. Это совершенно
новая для чего художественная за-
дача, и тем более удивительна чут-
кость, которую проявил артист при
ее решении.

Н. Вирта в этой пьесе ограничил
себя строгими рамками— подобно. аз-
тору «Южного узла» А. Первенцеву,
	Тридцатая годовщина строительст-
ва советской культуры ознаменована
выдающимся событием. В ноябрьские
дни в г. Ташкенте было торжествен-
но открыто здание Театра оперы и
балета, которому присвоено имя ве-
ликого узбекского поэта Алишера
Навои.

Проектирование Ташкентского те-
атра началось еще в 1934 году, в пе-
риод увлечения грандиозными мас-
штабами и радикальными реформа-
ми в архитектуре театральных здаз
ний. Академик А. Щусев, привлечен-
ный к проектированию театра, сумел
преодолеть эти распространенные
тенденции. Огромный опыт строителя
и реалистическое чувство большого
художника привели его к верному ре-
шению. В 1940 году проект был за-
кончен и утвержден. Начатое тогда
же строительство не прерывалось да-
же в самые напряженные — периоды
Великой Отечественной зойны.
	Глубокое проникновение в трали-
пии народного творчества, искреннее
уважение к многовековой культуре,
созданной нашим народом, отличают
искусство А. Щусева. Архитектурой
Средней Азии А. Щусев был увлечен
еще в студенческие годы, когда он
выполнил вой известный обмер ме-
чети «Гур-Эмир» в- Самарканде ин
знакомился < изумительной архитек-
турой Хивы и Бухары. Эти увлечения
юности А. Шусев сохранил до сих
пор,

Новое здание оперы сооружено на
месте бывшего Воскресенского рын-
ка — «пьяв-базара», ‘превращенного
выне в гигачтскую прямоугольную
площадь размером в семь гектаров.
		°
Я. КОРНФЕЛЬД
	Член-корреспондент
Академии архитектуры СССР
		мною совместно с А, Фи:
лимоновым. Сюжет &це-
	т IM стили, а денег на авто- А. СПЕШНЕВ PLEA NG
. еск
Среди one ва худож  teat ou Tepes Meo Mo. © а aniuan и
никами Советско раины к 30-ле- °
равны x 30 скву с мешком за пле- _ евали в пустыне. Это

тию Октября, одно из первых мест
_ THOP: epi чами. В мешке была картина «Эми-  была их юность. Прошли годы.
>, oe т Е

РИ ЕЕ СРЕЗЕ АЗЫ. sen
	по праву принадлежит картине Mor
лодого художника Григория Мелихо-
ва «Молодой Тарас Шевченк» у ху-
	В пустыне вырос город. В пустыню
пришла вода. Она накрыла дороги
войны. Всадники стали строителями,
Не одинаково сложилась их сульба.
Вчерашний друг стал врагом. Жизнь
и время переоценили боевую дружбу.
	Уже в этой ранней работе обозначи-
	лись две тенденции творчества ре-
жиссера Ярматова — его стремление
к резкой, броской, внешней вырази-
тельности кинообразов и желание во-
плотить в своих фильмах образы лю-
дей волевых, сильных, мужественных.
Но две эти тенденции как бы парал-
лельно существовали в работе Ярма-
това. И первая из них торжествовала
‘над второй. А потому, хотя фильм н
имел успех, он не был все же полной
удачей режиссера,

В годы войны Ярматов. поставил
два узбекских киноконцерта. Это бы-
ли фильмы добросовестные,  полез-
ные. Однако они не раскрывали внут-
ренних возможностей режиссера,
		Последняя работа Ярматова —
фильм «Алишер Навои». Задача,
стоявшая перед режиссером, была
огромна. Судьба великого узбек-
ского поэта, мыслителя и государст-
венного деятеля, представляла собой
материал противоречивый, яркий, ве-
личественный. Художественное ре-
шение этого материала .должно было
быть непременно очень цельным,
очень точным.

Сейчас фильм «Алишер Навои» по-
ставлен. В нем есть несколько превос-
ходных режиссерских кусков. Есть
в нем и сцены, режиссерски недого-
воренные, незавершенные. Не вопло-
тились в фильме некоторые важные
элементы замысла. Не удалось пере-
дать атмосферу «восточного ренессан-
са». Но получилось главное — судьбы
и характеры основных героев. Это на-
глядное свидетельство художествен-
ной зрелости Камиля Ярматова, зре-
лости гражданской, человеческой, про
фессиональной. В картине ‹Алищер
Навои» органически сомкнулись ро-
мантизм и реализм. В превосходной
сцене боя и преследования Хусейном
Байкара побежденного принца Ядыга-
ра, в их диалоге, завершающем эпи-
зод, мы видим одновременно и очень
точно развитое физическое действие
и вполне убедительно обрисованные
характеры. Зрелость режиссера — в
умении «раствориться» в актере, со-
средоточить‘ все свое внимание на
человека, на характере. Такие сца-
ны, как пир во дворце опустившегося
султана Хусейна или финальный диа-
лог между Хусейном и Алишером, по-
‚казывают, что Камиль Ярматов этой
зрелости достиг.

Во время обсуждения фильма на
собрании ученых-востоковедов ака-
демик Умаров сказал: «Не так давно
делегация советских ученых посетиз
ла Индию. Мы знакомились с куль
турой этой страны, Мы видели ин-
дийские исторические фильмы. Мы
видели американские исторические
фильмы о Востоке. Технически мно-
гие из них сделаны хороню; но’до
какой степени все эти фильмы лены
исторически и непфавлоподобны по
колориту. Я убежжен, что ни в одной
другой стране неё может быть постав-
лен такой фильм, как «Алишер На-
вои». Я много’ видел фильмов Таш:
кентской студии. То было детство:
Фильм «Алишер Навон» — это зре-

».
	Мравинского
	тодаря оригинальному применению
органа, могучие «волны» пассажей
которого, как и «режущие» переклн-
чки труб. неотразимо действуют на
слушателя.

Оба эти очень различные по со-
держанию и стилистическим приемам
произведения были прекрасно пере-
даны Мравинским. Целеустремленная
собранность его исполнения прекрас-
но гармонировала с четкими, KOHK-
ретно-ясными, строго организовачны-
ми образами Прокофьева. Эмоциова-
льный размах, темперамент, огромная,
может быть, даже несколько гине?-
трофированная, динамическая амплн-
туда «Симфонии-поэмы» также не в
меньшей мере удались Мравинскому.
[Этот концерт вновь подтвердил, что
Е. Мравинский находится сейчас в
лучшей поре своего артистического
развития. У него есть редкое ценней-
`Шее качество, обладать которым дано
‘очень немногим артистам, — гармоли-
ческое сочетание эмоционального и
интеллектуального, рассудка и чув-
ства.

Таланту Мравинского присущи и
необходимые дирижерские черты:
особенная дирижерская «императив-
ность», та необходимая для руково-
дителя оркестра властность мысли,
при наличии которой любой жест, да-
же взгляд, моментально передаются
Оркестру. По сравнению © многими
другими дирижерами его жест нербы-
чайно скуп, но точен, и всегда все
намерения этого выдающегося масто-
ра реализуются полностью. Хотелось
бы только напомнить о том, как мчо-
го труда вкладывает все время Изге-
ний Александрович в свою профес-
сию, как настойчив он в достижении
высот одной из труднейших специ-
альностей музыканта — дирижера
симфонического оркестра.
		И. ЕВГЕНЬЕВ.
	грант». В кинокомитете у него приня-
	ли семь коробок с позитивом. Долго
он ждал. не зная, что делать дальше.
	MTR 42264975) БОБ tee Е, а

дожника К. П. Брюллова». Это про- s
изведение одно из лучших на Вее- Вошел в проекционный зал. Здесь
союзной художественной выставке Редакторы смотрели фильм «На рас-
1647 года. сретё». Фильм ему понравился, но

MNPMAKTOIB его признали  Негодным.
	Посвященная событиям прошлого
века, картина тем не менее вызывает
самый живой и горячий интерес зри-
телей. Глубоко и взволнованно ху-
дожник раскрывает в ней тему друж-
бы народюв—русского и украинского.
	Тарас Шевченко называл свою
жизнь частицей истории его нарола.
И действительно. в жизни этого ве-
ликого человека воплотились луч-
шие черты и свойства украинского
народа. его мысли и чувства, его лю-
бовь к русскому народу, к его луч-
шим представителям.
	Лучшие люди русской культуры
начала прошлого века сохранили
Шевченко для мировой культуры.
Кто знает, какая судьба ждала бы
крепостного из украинского села.
если бы он не встретил великого рус-
ского художника К. Брюллова...
	Художник Брюллов, поэт Жуков-
ский, композитор Виельгорский, дея-
тели различных областей русского
искусства вырвали Шевченко из
рабства. сблизили его с Петербург-
ской академией художеств, с Петер-
бургом. Впоследствии здесь зароди-
лась и созрела великая дружба Шев-
ченко с русскими революционерами-
демократами: Е ых Добро-
любовым, Некрасовым.
	Таким образом, встреча Шевченко
с Брюлловым из эпизода биографии

поэта превратилась в выдающееся
событие истории двух культур--рус-
ской и украинской.

Именно так трактует Григорий Ме-
лихов это событие в своей картине.

Мысль создать произвеление об
	этой знаменательной встрече’ зароди-
лась у Г. Мелихова давно, около де-
	сяти лет назад, накануне 125-летия
со дня рождения Тараса Шевченко.
В то время Мелихов был еще сту-
дентом Киезского художественного
института.

Глубоко изучая творчество Шев.
ченко, он тщательно исследует ико-
нографию Брюллова, Шевченко, Со-
шенко, создает десятки этюдов об-
становки самой мастерской художни-
ка, где в 1838 году произошла эта
встреча. И только после этого Мели-
хов приступает к работе над первым
эскизом:

Война прервала трул  живописна.
Вместе со всем народом молодой ху-
дожник встал на защиту своей Ро-
дины. После долгих и трудных бое-
вых походов он возвращается к сзо-
ей картине.

В серьезном, упорном труде рожда-
лось это произведение. Художник
прочувствовал всю сцену и одновое-
менно каждый ее образ в отдельно-
сти, каждую деталь. Отдельзые,
важнейшие места картины, как, на-
пример, голова Брюллова, переписы-
вались по’ нескольку раз. И тем не
менее картина не утратила от этого
своей трепетной свежести.
	Ихихологическая обрисовка Брюл-
лова и Шевченко настолько убеди-
  renpua, что иными себе их не пред-
  ставляешь. Bea фигура Брюллова
дышит ярким артистизмом. И как
  разительно контрастирует с «блиста-
тельным Карлом», чья мимика пре-
  KPacuo изображена живописцем, об-
[THK pOOKOTO крепостного юного
` Шевченко, впервые попавшего в по-
‘ добную обстановку, несколько расте-
 рянного, скованного,  смущенного
 этой встречей.
	Живопись картины сочна и муже-
	  ственна. Отлично написаны детали
  интерьера — диван. ковер на полу и
’ другие. Живописные, полноценные
	сами по себе, они, однако не стано-
	’вятся самодовлеющшими и не мешают

редакторы его призвали Ht UA Da:
Он решил, что «Эмигранта» забра:
куют, даже не досмотрев до кониа.
	Снова вспыхнул экран, пустили «Эмя-
гранта». Это была картина о станов-
лении колхозной жизни в Таджики-
стане. Картина романтическая, сю-
кетно разорванная. наивная. но та-
	стане. гартиапа ромавтазосвал,
жетно разорванная, наивная, н‹
лантливая. Угрюмые редакторы
смотрели ее до конца и главный
них сказал: «Картина хорошая.
	смотрели ее до конца и главный Hs
них сказал: «Картина хорошая. Кто
ее делал?» Все посмотрели на моло-
дого таджика с черными еросшимися
бровями, который принес картину в
мешке. Его узнали. «Вы снимались в
главной роли?» Он ответил: «Да. И,
кроме того, я режиссер этого фильма.
Моя фамилия Ярматов. Камиль Ярма-
		рит Молотову с волнением и вооду-
шевлением: «На Волге мы должны
совершить крутой поворот в ходе вой-
ны. Там. на этих просторах, между
	аи ee Е, иж Ах 2 АПВ =

` Доном и Волгой завяжется величай-
	шее сражение, которое превзойдет
все, что знало человечество». Этой
мыслью он и был занят, слушая хит:
роумного и скептически настроенного
‘британского премьера. Наконец, ос-
тавшись один, Сталин подходит K
карте, смотрит на нее с особенным,
пристальным и вдохновенным внима-
нием, как художник на мольберт, и
внезапно чертит эти стрелы, пред-
вещающие окружение и гибель не-
мецких армий. Так актер протягива-
ет нить «внутреннего действия» от
эпизода к эпизоду.

Л. Свердлин мастерски владеет
сценическим ритмом. Сцену 43
второго акта—итосле беседы с Васи-
левским о плане наступления —
он ведет в особенно сдержанном,
плавном ритме; неторопливо, MaAr-
ко шагает по кабинету  отчет-
ливо. неспеша® произносит  каж-
дую реплику, долго рассматривает
штабную карту через лупу; аккуратно
раскладывает вещи на письменном
столе. Когда уходит секретарь,
Сталин включает радиоприемник, са-
дится.с книгой в кресло и, слушая
негромкую музыку, погружается в зз-
думчивость... Именно потому, что
ритм этой пантомимической сцены
так замедлен, чрезвычайно сильное
впечатление произгодит ее финал.
Секретарь вручает Сталину телеграм-
му с фронта, в которой говорится, что
силы 62-й армии иссякают. «Создалась
непосредственная угроза захвата Ста-
линграда». И тогда резко меняется
ритм сцены. Сталин быстро подходит
к телефону и отдает энергичный при-
каз < присущим ему боевым темперз-
ментом: «Потребовать от командую-
щих войсками, стоящими к северу ик
северо-западу от Сталинграда, не-
медленно ударить по противнику и
притти Ha помошь сталинградцам.
Недопустимо никакое промедление.
Промедление теперь равносильно
преступлению!». Мы видим, сколько
внутреннего напряжения, прорвавше-
гося, наконец, в этих энергичных
словах, было в спокойном ритме
предшествующей пантомимы. Приказ
о наступлении отдан, и аэзтисг снова
	Естественно желание драматурга и
театра показать И. В. Сталина пе
только в те момент, когда он при-
нимает государственные решения.
Они стремятся, раскрыть простые че-
ловеческие свойства Мосифа Висса-
рионовича — его сердечную теплоту,
ласковую внимательность к товя-
рищам, шутливую иронию и неисся-
каемую бодрость духа. Н. Вирта на-
шел интересный  драматургический
«ход» для этого. В часы напряженной
ночной работы Сталин принимает  яз-
коего старого друга. Драматурс не
назвал его имя — пусть это’ будет
один из многих, рядовой советскай
человек, связанный с Сталиным узами
многолетней дру бы. В разговоре <
другом Сталин возоминает прожитые
годы, побеги из ссылки, рассказывает
о своем кажлодневном труде. Дъуг
говорит Сталину напрямик: «Грудно.
тебе, Сталин!» «Слов нет, как труд-
но», отвечает Иосиф  Виссариовс-
вич. В этом диалоге игра Сверллина.
отличается особенной залушеввостью
и сердечностью. Но как жаль, чо.
драматург очень быстро кончает эту.
cueHy, такую выигрышную для акте-

В каждой новой постановке Н. Эх-.
	NE OIE Ne EN a

`лопкова заметно его стремление уле-
	  ЛЯТЬ как можно больше места в <пе-

ктакле «актеру-солисту», чего воран-!

них его режиссерских паботах на!
	них его режиссерских работах не
было. Насыщая спектакль в рядовых
эпизодах эффектными звуко-свето-’

выми постановочными средствами,
р Е
	Н. Охлопков в решающих моментах.
полагается на актера-художника, и.
конечно, его расчет оправдывается.
	Есть актеры, предполагающие, что
убедительность их игры зависит от
того, насколько они «агрессивны» по
отношению к зрителю. Такие актеры
упрямо навязывают себя зрителю.
Куда более увлекательны артисты,
заставляющие зрителя прислуши-
ваться к себе, к своей негромкой
‘иногда речи, к своему «внутреннему
монологу». В такой манере, свиде-
тельствующей ‘о художественной
зрелости, ведет свою роль в «Вели-
	ких днях» Л. Свердлин.
	В спектакле есть такая сцена. При-
няв Черчилля и американского пред-
ставителя, побеседовав затем с
Молотовым (эту роль превосходно иг-
рает М. Штраух), Сталин остается
затем один у карты и чертит на ней
две ставшие знаменитыми стрелы, о3-
начающие направление главных конто-
Ударов. Эта сцена выглядела бы ис-
кусственной и была бы совсем не
красноречива, если бы актер и хо00-
шо поработавший с ним режиссер не
подготовили ее. Но еще в разговоре
	с Черчиллем, сомневающимся в совет.
ской способности к сопротивлению.
	подавая ему иронические, язвитель-
ные реплики, Сталин в то же время
думает о чем-то своем, он захвачея
	ями, которые пока хранит про
себя. О чем он думает, насмешливо по-
	глядывая на Черчилля? Когда уходят
Черчилль и америкавеп, Сталин гозо-
		Вскоре мы познакомились с Ярма-
товым, и я узнал его жизнь Он ро-
дился в предгорьях Гиссарского хреб-
та, окончил русско-туземную школу
в зеленом Канибадаме. В Коканде в
электротеатре впервые увидел кино-
фильм.  Тоивиальный  ковбойский
	фильм.  Тривиальный №
фильм с Вильямом Хартом.
	ярматову осыло о лет, когда ов
вступил лобровольцем в первый крас-
ногвардейский мусульманский полк.
Это было в 1918 году. Пять лет Яр-
матов воевал. Он дрался з Таджики-
стане и под Таганрогом. Дрался в
горах и пустынях. Штурмовал Буха-
ру и преследовал свиту эмира. кото-
рая ушла на белых священных сло-
нах. Он сражался против врагов рево-
люции — автономистов. чационали-
	люции — автономистов, чационали:
стов и просто басмачей. В 20-м он уже
был комсомольцем и командовал ка-
	валерийским взводом, В 24-м он был
	военкомом и начальником милиции в
городе, где провел детство, —Кави-
бадаме. А после демобилизации прие-
хал в Москву, учился на рабфаке, а
	затем в киношколе Чайковского.
	В киношколу Ярматова привела не
тень костлявого всадника Вильяма
Харта, увиденная в электротеатре, а
потребность, смутная, но настойчи-
вая потребность рассказать на экране
жизнь всадников революции. Не за-
кончив школу, он начал сниматься.
Сыграл главные роли в соеднеазиат-
ских фильмах «Шакалы Равата»,
«Из-под сводов мечети», <«Гость- из
Мекки». Они не принесли ему удов-
летворения, но убедили, что надо
учиться дальше. Ярматов вернулся в
Москву. Он’решил поступить на ре-
	жиссерский факультет ГИК. В числе
двенадцати студентов из Таджики-
стана и Узбекистана Ярматов был
принят в Институт кинематографии
	> т > peer
без испытаний. Но будущий режиссер
не хотел скидок. Он потребовал, что-
	бы его подвергли обычной проверке
профессиональных возможностей, и
превосходно сдал испытания. В ин-
ституте учителями Ярматова были
Пудовкин. Эйзенштейн, Натан Зархи,
Окончив ГИК, Ярматов ‘всепело по-
святил себя режиссуре и затем уже
только эпизодически возврашалея к
актерской деятельности.

Наша первая творческая встреча <
Ярматовым произошла в 1938 году.
Ярматов ставил сценарий «Друзья
встречаются вновь», написанный
	В ИСПОЛ

нении
	Последние дни декабря были отме-
чены исполнением двух значительных
произведений советской музыки 1947
года, рачее неизвестных обществен-
ности столицы — шестой симфонии
Прокофьева и симфонии-поэмы Хача-
туряна.

Шестая симфония Прокофьева, как
и пятая, позволяет говорить о начав-
шемся новом этапе в симфоническом
творчестве этого большого мастера, о
кристаллизации в его симфонических
произведениях ярко выраженных на-
циочально-эпических черт, образов
жизнеутверждающей силы и моши,
философской напряженности и углу-
бленного: лиризма. Вместе с тем Поо-
`кофьев не утратил и своего собет-
венного; столь индивидуального ком-
позиторского почерка, который ясно
ощущается и в рельефных мелодиче-
ских оборотах, и в красочных, иногла
заостренных гармонических звучани-
ях, и в мастерской инструментозке.

Мне думается, что одна из orma-
чительных черт симфонии—ее пель-
ность. Пожалуй, и драматически-ост-
рая первая часть, и напряженно-со-
средоточенная вторая, и сверкающий
финал по-своему ярки и интересны.

«Симфония-поэма» Хачатуряна о2-
дует, как и большинство ‘его произве-
дений, жизненной полнокровностью н
конкретностью эмоций, богатством и
яркостью красочной палитры. Произ-
ведение, посвященное Великой Ок-
	тябрьской ‘социалистической рево-
люции, задумано ‘широко, как сим-
фония, и свободно-лирически как

поэма. Это подчеркивается и необыч-
ным составом оркестра: он увеличен
болышим количеством труб и органом.
Такой состав позволяет автору соз-
давать эффекты исключительной зву-
ковой мощи и редких по интенсивно-
сти динамических нарастаний. Коло-
PHT ноэмы особенно своеобразен бла-

новые симфонии
	восприятию основного,
держания картины.

Главную тему «Великих дней» вопло-
щает актер, а е толпа статистов, не

А А ПР: РЕ Е:
	сценическая машинерия. Используя
	контраст между фронтовыми эпизола-!
	ми < их бурной динамикой и сосрело-
точенной тишиной ° «кремлевских»
сцен, режиссер приковывает внима-
ние зрителя к солирующим актерам.
Он помогает Свердлину найти особую
патетику и особую романтику образа
в ТОЙ СЛОЖНОЙ и напряженной борьбе,
которую дни и ночи велет Сталин.
	В «Великих днях» Л. Свердлин
продемонстрировал умение широко и
продуманно использовать свои арти-
стические возможности, отбирать най-
более точные, наиболее верные выра-
зительные средства. Но главвый ис:
точник его успеха—живое вдохнове-
ние, согретое большой любовью к
человеку, чьи славные дела напол-
няют гордостью и радостью сердце
каждого художника нашей страны.
	HO отодвинуты от фронта на ось
пилонов. Об этой неуместной деко-
ративной детали следует упомянуть
лишь потому, что‘она диссонирует ©
основной принципиальной линией
проекта, уверенно оперирующего яс-
ным, органическим строем форм гра-
жданской архитектуры, исключаю-
щим неоправданные — ассоциации.
Именно живое, органическое отра-
жение духа национальной архитек-
туры в ткани композиции—оснозное
достоинство творческой линии А.
Щусева, основная истина позиций
советской архитектуры. Зарубежные
колонизаторы знают в своей архитек-
туре лишь две линии: они либо бес-
церемонно и надменно насаждают
повсюду свой «стиль метрополии»,
вопреки традициям тех народов, на
чьей земле строят, либо в политиче-
ских целях снисходят до бездумно-
го копирования «экзотических форм»
архитектуры порабощенных наций.
Мы же в своей стране видим неис-
черпаемый источник творческой си-
лы в сотрудничестве культур. во
взаимном   обогащении искусств брат-
ских народов.

Схема плана, как и всей компози-
ции, безукоризненно ясна и логична.

Вслед за гигантским порталом —
обширный вестибюль с гардеробом,
отнесенным к краям; за вестибюлем—
парадный лестничный холл и по сто-
ронам его — две широкие трехмарше-
вые мраморные лестницы. На уровне
первого этажа—вход через кулуары
в партер зрительного зала.

В рядах партера и в окружающих
его ложах — 700 мест и на двух бал-
	вонах по периметру зала — по 350
мест.

На втором этаже — по главному
фронту здания — лвухсветный зал
	фоне, обращенный окнами к прекрас-
ной панораме площади, открываю-
	  Произведение Г. Мелихова ярко
  свидетельствует о том, как сильно в
` украинской живописи влияние ре-
 пинской школы. Ведь одним из учи-
телей Г. Мелихова был ученик Репи-
на. Митрофан (Семенович Федоров.
Таким образом, молодой хуложник
выступает прямым воспитанником я
последователем репинской школы.
	Глубокая разработка темы, воп-
лощенной в мастерскую форму —
крепкая композиция, строгий рису-
нок впечатляющий Живописный
язык, —и в то же время острая и
убедительная психологическая харак-
теристика персонажей—все это сооб-
щает картине молодого художника
черты подлинно реалистического
произведения,

В. КАСИЯН,
народный художник СССР.
	щейся через арки портала. Вместе с
лестничным. холлом и с кулуарами на
всех трех этажах фойе образует 6о-
гатую пространственную систему. мно-
гочисленных и разнообразных по фор-
ме зал. По отношению к размерам
и скромной вместимости зрительного
зала, эта богатая амфилада зал < из-
бытком просторна и комфортабельна.

Прямоугольная форма зрительного
зала смягчена дугообразным очерта-
нием задней стены и балконов. Она
особенно обогащена врезанным в
плафон невысоким богато орнамен-
тированным куполом.
	Стены, балконы, широкое обрамле-
ние портала сцены богато украшены
рельефными орнаментами с легкой
расцветкой и позолотой. Кремовые
бархатные занавесы сцены и лож рас-
шиты богатым узором по рисунку А.
Щусева искусными бухарскими золо-
тошвеями.

Шесть зал кулуаров, расположен-
ных в трех этажах по сторонам зри-
тельного зала, посвящены областям
республики — Ташкентской, Самар-
кандской, Бухарской, Термезской, Хи-
винекой и Ферганской. Прославлен-
ные народные мастера «усто» привле-
чены из каждой области к участию в
обработке ее зала. В этом замеча-
тельном соревновании достигнуты
неописуемое богатство и разнообра-
зие эффектов отделки каждого из
зал в духе художественных тради-
ций областей. .

Просторные габариты сцены удов-
летворяют всем требованиям самых
	монументальных постановок, вплоть

до массовых  народно-героических
действий.
	Советская архитектура обогатилась
монументальным сооружением, ярко
воплощающим идеи великой сталин-
ской ЭПОХИ: строительства коммуниз-
ма.
	Народный артист РСФСР Л. Сверд лин в роли И В. Сталина.
	NOON PPP PR PPP PPP ALP PB

Выражение праздничной приподня-
тости форм усилено богатейшей пла-
стической обработкой аркад извне и
изнутри — в пространстве портала и
лоджий. Фоном для мраморных аркад
служат стены могучего об’ема, прево-
сходно облицованные светлым серо-

желтым кирпичом в сочетании с есте-
ственным белым камнем. Из этого 6e-
	юго камня выполнены богатые ста-
лактитовые формы карнизов тяги
=
	обрамления. — : .
Великолепен колорит стен здания,
залитых  ослепительным солнцем.
	Энергичная пластика их крупных, яс-
ных и сдержанных форм сочетается с
филигранным кружевом резьбы в кам-
не сталактитовых карнизов,  капите-
лей, орнаментальных вставок, крон-
штейнов и перил балконов.

В сравнении с большими достоин-
ствами стройной композиции отсту-
пают на второй план сомнения, кото-
рые вызывают некоторые ее частно-
сти. Трудно согласиться с применен-
ной различной Трактовкой двух сред-
них и двух крайних пилонов главного
портала. Вероятно, четыре одинаково
обработанных пилона составили бы
более спокойный и внушительный ряд
и придали бы большую силу и значи-
тельность выра кения главному пор-
талу. В этом случае оказалось бы бо-
лее мотивированным увенчание четы-
рех пилонов оданаковыми башенка-
MH.
Мотив тонких, и слишком хрупких
башенок над мощными пилонами воз-
ник в одном из поздних вариантов
проекта и внес 1енужные ассоциации
с силуэтами мняаретов. В сравнения
с проектом башейки выполнены к то-
му же еще боле“ хрупкими и неудач-
		Отсюда, из окон и террас театра, от-
крывается изумительный вид на
снежные вершины Чимганских гор. на
зеленые массивы знаменитых Talll-
кентских фруктовых садов.

По периметру площаль ограничива-
ют четыре улицы: по главному фрон-
ту — ул. Ленина, по противополож-
ному фронту — ул. Кирова и по бо-
кам — Узбекистанская улица и улица
«Правда Востока». Театральная пло-
щшадь отделяется от улиц спирокими
узорными газонами ‚ окаймленными
вдоль тротуаров деревьями. В цент-
ре площади перед театром сооружает-
ся монументальный фонтан. Населе-
ние Ташкента приняло горячее уча-
стие в работах по преврашению быв-
шей базарной клоаки в прекрасную
благоустроенную площадь.

Здание театра отодвинуто в глубь
площади. Оно открыто <о всех сторон
и фасадом обращено к широкой ули-
це, продолжающей ось площади.

Естественно, возник поэтому за-
мысел театра в торжественных, мо-
нументальных формах, хорошо вос-
принимаемых — издалека. Большой
компактный об’ем театра раскрыт к
пространству и сливается с ним ар-
кадами. Они окружают его по сто-
ронам и на главном фронте, где
арки приобретают огромную гласти-
ческую силу и образуют гигантскую
трехпролетную триумфальную арку
на мощном фоне стены здания.
	Ташкентский республиканский т
проекту академика А. В. Щусев